БИОМЕТОД В ТЕПЛИЦАХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ
УДК 632.937.3(470.21)
Энтомофаги в оранжереях Полярно-альпийского ботанического сада
100 мм эти коэффициенты нами определены (табл. 1). При этом мы контролировали абсолютную численность живых клещей в пробах объемом 1 см3 и удостоверялись в хорошем соответствии реальных значений плотности клещей и рассчитанных по формуле 3 при разных плотностях хищных клещей.
Помимо адекватности применяемых методик подсчетов и формул, существенное значение может иметь равномерность распределения клещей в субстрате, которая сказывается и на точности рассчитанных плотностей. Решение этого вопроса требует равномерного перемешивания отрубей перед взятием пробы, а также взятия нескольких проб из разных мест разводочных емкостей в момент оценки плотности клещей. В 2003 г мы попытались определить оптимальное число таких проб. Из партий ЛтЬ!увви1в токвтю'! и А. си-ситвпв, предназначенных для выпусков, брали по 16 проб и по описанной выше методике и формуле 3 определяли плотность хищных клещей в каждой пробе. Сходная процедура была проделана в отношении мучного клеща. Результаты оценки средней численности клещей в 1 см3 субстрата, а также абсолютных и относительных ошибок определения средних значений по 16, 12, 8, 4 и 2 пробам представлены в табл. 2 и 3.
Средние значения плотности клещей, полученные по разному числу проб, отличаются незначительно, что свидетельствует об адекватности применяемой методики оценки и формулы для расчета этого показателя. Однако ошибки среднего (как стандартная - SE, так и относительная) при уменьшении числа проб увеличиваются. Это приводит к существенному расширению доверительного интервала - SD, который при 2 пробах в подавляющем большинстве случаев получается неприемлемым (до отрицательных значений плотности клещей).
Поэтому для оценки плотности клещей в конкретной партии мы рекомендуем брать не менее 4 проб (лучше больше).
Н.С. РАК, С.В. ЛИТВИНОВА
В Полярно-альпийском ботаническом саду проводятся научно-исследовательские работы по формированию комплекса энтомофагов для защиты оранжерейных растений от чужеродных вредителей, которые ввозятся вместе с интродукционным материалом из разных регионов страны. В результате многолетней интродукции и акклиматизации сформированы северные (мурманские) популяции, адаптированные к экстремальным климатическим условиям Заполярья.
Нами проведена оценка действия северных популяций фитосейулюса персимилис, хищной галлицы афи-димизы, амблисейуса маккензи. Выпуск фитосейулюса проводили в соотношении хищник : жертва 1:20.
При колонизации фитосейулюса на розы с плотностью заселения от 1 до 3 баллов (в зависимости от сортовой принадлежности) паутинным клещом на всех растениях численность вредителя начинала сокращаться не сразу после выпуска ака-рифага, резкий спад наблюдали только после 4-7-го дня. Через 16 дней очаги паутинного клеща были подавлены фитосейулюсом на растениях с плотностью заселения 1 балл, через 24 - 2 и 3 балла. На контрольных растениях численность вредителя возрастала.
Биологическая эффективность фитосейулюса на розах составила 38,4 % на 5-8-й день, 99,2 % на 28-й день.
Массовое размножение паутинных клещей на розах может возникнуть в любой период года. Своевременный выпуск фитосейулюса весной весьма эффективен и позволяет сдерживать и контролировать численность вредителя. При выпуске хищника осенью на заселенные
растения, уходящие (по технологии выращивания) в покой, вредитель был уничтожен за короткий период и не появлялся в следующем году.
На астрах после выпуска фитосейулюса численность паутинного клеща мало изменялась в течение 35 дней, в контроле рост был гораздо интенсивнее. Для полного уничтожения вредителя при плотности в 1 балл акарифагу было необходимо 15 дней, 2-3 балла - 30-40.
Биологическая эффективность фитосейулюса на астрах составляла на 15-20-й день лишь 5,4-13,5 %, медленно возрастала и только через 40 дней достигла 91,4 %. В контроле растения погибли.
На каллах (горшечная культура на стадии 3-4 листьев) снижение численности паутинного клеща отмечали через 8-10 дней после локального выпуска фитосейулюса. Динамика численности вредителя была одинаковой на всех растениях независимо от плотности заселения - сразу после выпуска наблюдали ее незначительный рост, а затем - постепенное снижение. Полное подавление очагов паутинного клеща было зафиксировано на растениях с плотностью заселения в 1 балл через 14 дней после выпуска; 2 балла -через 21, 3 балла - через 25 дней. Необходимо отметить, что при увеличении нормы выпуска акарифага вдвое срок подавления очага вредителя сокращался только на 20-30 %.
Биологическая эффективность фитосейулюса на каллах уже на 4-й день после выпуска акарифага составила 26,9 %, постоянно увеличивалась и на 21-й день после выпуска составила 99 %.
На астрах, гладиолусах и георгинах фитосейулюс успешно подавлял очаги вредителя, однако чем выше была исходная численность вредителя в очаге, тем больше времени требова-
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
лось фитосейулюсу для полного уничтожения паутинного клеща.
Биологическую эффективность хищной галлицы афидимизы оценивали по колонизации энтомофага (одновременно имаго и личинки в соотношении 1:5) на культурах, особенно активно заселяемых тлями, -каллах, гибискусе и гортензии. На каллах хищную галлицу выпускали двукратно с интервалом 7 дней. Это способствовало постоянному присутствию разновозрастной популяции галлицы в теплице и позволяло сдерживать вредителя на низком уровне и в короткие сроки подавлять очаги тлей. При плотности заселения в 1 балл тля была уничтожена за 14 дней, в 2 - за 28, в 3 - за 48 дней.
Биологическая эффективность галлицы после двух выпусков на 28-й день составила 46,5 %, в дальнейшем постоянно возрастала и на 42-48-й день достигла 92-97 %.
При одноразовом выпуске галлицы на растения гибискуса с небольшой плотностью заселения тлей очаг был подавлен за три недели, эффективность на 35-й день составила 100 %. В течение весенне-летнего сезона численность вредителя оставалась на хозяйственно-незначимом уровне.
Биологическая эффективность первого выпуска галлицы на растения гортензий на 7-й день составила 41,3 %. При повторном (через 7 дней) выпуске хищника в том же соотношении биологическая эффективность через неделю составила уже 60 %. Полное уничтожение очага было достигнуто на 35-й день, и эффективность составила 99 %.
Применение северных популяций галлицы в оранжереях ПАБСИ позволило изменить ситуацию по накоплению тли на растениях: снизить плотность заселения вредителя до минимума, обеспечивая нормальные условия для роста и развития растений, изменить сроки появления вредителя (на 1,5-2 месяца позднее обычного) и предупредить их массовое размножение, сократить число повреждаемых растений.
Биологическую эффективность амблисейуса оценивали по локаль-
ной колонизации энтомофага на культурах, где вредоносность трип-сов была особенно велика.
На кустистой мелкоцветной гвоздике провели 3 выпуска с интервалом в 7 дней в соотношении хищник-жертва 4:1. Положительный эффект наблюдали через 1420 дней после проведения первого выпуска. Очаги трипсов были в основном подавлены амблисейусом через 35 дней после его первой колонизации. Акарифаг мигрировал в новые бутоны, накапливался там, питаясь пыльцой, и сдерживал новые вспышки вредителя.
Биологическая эффективность амблисейуса составила 30 % на 21-й день после первого выпуска, на 35-й день - 71 %, то есть очаги трип-са были в основном подавлены до полного распускания соцветия (состоят из 9-30 цветков). Раскрывшиеся и частично поврежденные (белая штриховка) первые цветки удаляли для повышения качества продукции.
На каллах при колонизации амб-лисейуса в соотношении хищник-жертва 1:1 был сначала отмечен некоторый рост численности вредителя, сменившийся спадом только после проведения повторного выпуска амблисейуса в том же соотношении. Это снижение стало стабильным, когда соотношение хищник-жертва установилось примерно 2:1. Через 48-55 дней очаги вредителя были в основном подавлены. Биологическая эффективность начала стабильно возрастать через 21-28 дней после выпусков и на 4855-й день составила 75-87 %.
Таким образом, эффективность амблисейуса в значительной степени зависит от культуры, на которой проводится его колонизация. Он может с успехом применяться против трипса на каллах, мелкоцветной гвоздике, так как гарантирует подавление очага вредителя. Основная задача - не допустить вспышки численности вредителя. Амблисейус при 2-кратном выпуске в оптимальном количестве в течение летнего сезона вполне справляется с этой задачей.
Клещи из рода Amblyseius уничтожают не только трипсов. Они питаются и паутинными клещами, которые присутствуют на коллекционных растениях круглый год, поэтому выживают в оранжерее даже в отсутствие основной жертвы, что дает возможность проводить предварительную колонизацию энтомофага до появления трипсов.
Основной проблемой в борьбе с трипсами является своевременное выявление вредителя, которое затруднено из-за мелких размеров и скрытного образа жизни этих насекомых. Поэтому нами предложено два способа колонизации амблисейуса: локальные выпуски на пораженные трипсом растения и предварительный выпуск энтомофага на растения, которые трипс и паутинный клещ заселяют одновременно.
В связи с постоянным завозом нового интродукционного растительного материала работы в этом направлении продолжаются.
Сформированный блок северных популяций энтомофагов способен длительное время существовать в специфических условиях оранжерейной экосистемы, надежно подавлять вредителей, регулировать био-ценотический процесс на уровне, удовлетворяющем фитосанитарным требованиям.
В результате применения энтомо-фагов в течение длительного времени численность и вредоносность фитофагов значительно снижена и удерживается на стабильно низком уровне. Ситуация корректируется профилактическими выпусками до появления вредителей и локальными выпусками в обнаруженные очаги. Использование инсектицидов в коллекционной оранжерее ограничено и практикуется только против кокцид.
Северные популяции энтомофа-гов активно используют в промышленном цветоводстве и овощеводстве в тепличных хозяйствах Мурманской области. Они прошли первые успешные испытания и в других регионах России (Иркутск, Десно-горск, Смоленск и Усть-Илимск).
Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени Н.А. Аврорина