Научная статья на тему 'Энергосбережение и энергетическая эффективность в школе'

Энергосбережение и энергетическая эффективность в школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЁТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / СТИМУЛЫ / ПОРЯДОК № 81Н / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ / КЛАСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ORDER № 81N / ACCOUNTING ENERGY RESOURCES / STIMULUS / ENERGY AUDIT / ENERGY CERTIFICATE / ENERGY CONTRACT / ENERGY EFFICIENCY CLASS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапушинская Галина Константиновна

Правовая база энергетической эффективности. Энергетические ресурсы школы и экономия средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапушинская Галина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение и энергетическая эффективность в школе»

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ эффективность в школе

Галина Константиновна Аапушинская,

заведующая кафедрой государственного управления Тверского государственного университета, профессор, доктор экономических наук

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее Федеральный закон № 261), нацеленный на создание правовых, экономических и организационных основ энергосбережения и повышение энергетической эффективности, затронул и финансовые механизмы деятельности школ.

• учёт энергетических ресурсов • стимулы • Порядок № 81н

• энергетические обследования • энергетический паспорт • энергетический контракт • класс энергетической эффективности

д

ействие Федерального закона № 261 направлено на организации с участием государства или муниципального образования и при конкретизации этого понятия в пункте 9 статьи 2 на государственные или муниципальные учреждения. Школы (функционирующие чаще всего в статусе государственных или муниципальных образовательных учреждений) вне зависимости от их типа должны выполнять требования, заложенные как в Федеральном законе № 261, так и в принятых согласно статье «...законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Но при этом действие

3

закона не распространяется на негосударственные (немуниципальные) образовательные учреждения, а также, согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 261, на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее 5 киловатт (в отношении организации учёта используемой электрической энергии) или максимальный объём потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакало-рии в час (в отношении организации учёта используемой тепловой энергии).

Определение понятий

Понятия энергосбережения и энергетической эффективности чётко определены в статье 2 Федерального закона № 261:

пункт 3: «энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования»;

пункт 4: «энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведённым в целях получения такого эффекта...».

Таким образом, результатом эффективного проведения мероприятий по энергосбережению в школах должно стать снижение расходов по подстатье 223 «Коммунальные услуги» — оплаты по тарифам коммунальных услуг: отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии.

Приборы учёта

При этом на настоящий момент все государственные (муниципальные) образовательные учреждения вне зависимости от уровня реализуемого образования и типа учреждения должны осуществлять потребление энергетических ресурсов с обязательным применением приборов учёта воды, природного газа, тепловой и электрической энергии. Установка таких приборов учёта и ввод их в эксплуатацию должны были быть осуществлены согласно статье 13 Федерального закона № 261 до 1 января 2011 г. Использование приборов учёта переводило школы от оплаты по введённым нормативам (часто завышенным) к оплате за чётко потреблённый объём предоставленных школе энергетических ресурсов. Установка и введение в эксплуатацию приборов учёта сами по себе давали эффект экономии только тогда, когда во внутренней коммунальной инфраструктуре школы были исключены потери (например, установка приборов учёта используемой воды при текущих трубах может лишь увеличить расходы учреждения по водоснабжению).

Однако установка приборов учёта энергетических ресурсов была лишь одним из регламентирующих действий по энергосбережению в школах. В соответствии со статьёй 24

Федерального закона № 261 начиная с 1 января 2010 года школа обязана обеспечить снижение в сопоставимых условиях объёма потреблённых воды, дизельного и другого топлива, мазута, природного газа, тепловой, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15% от объёма фактически потреблённого ею в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на 3%.

Стимулы

Для создания стимулов к модернизации коммунальных сетей, к применению энергосберегающих и других технологий, позволяющих оптимизировать затраты, было подготовлено Письмо Минфина

РФ от 30.12.2010 № 02-03-06/5448

«О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

В соответствии с письмом Минфина главные распорядители бюджетных средств планируют бюджетные ассигнования на выполнение государственных заданий находящимися в их ведении государственными (муниципальными) образовательными учреждениями (всех типов: казённые, бюджетные, автономные), на основании данных об объёме фактически потреблённых ими в 2009 году каждого из энергетических ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение пяти лет, с ежегодным снижением такого объёма на 3%.

Учитывая, что для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство России предусматривает разные способы финансового обеспечения деятельности, экономия средств, достигнутая за счёт дополнительного (по сравнению с учтённым

при планировании субсидии на выполнение государственного задания) снижения потребления, может быть использована школой с учётом особенностей финансового обеспечения её типа.

При этом, например, экономия средств, достигнутая за счёт дополнительного по сравнению с учтённым при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казённым образовательным учреждением ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций школы, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учёта этого увеличения при индексации фондов оплаты труда): при определении расходов на коммунальные платежи в смете казенного образовательного учреждения одновременно должны быть индексированы расходы на коммунальные платежи (увеличены с учётом инфляции и повышения тарифов) и снижены плановые объёмы потребления энергетических ресурсов на величину требуемого сокращения — 3%.

Однако для того, чтобы казённому образовательному учреждению воспользоваться правом использовать получаемую экономию от мероприятий по энергосбережению в Порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет казённых учреждений, принимаемом главным распорядителем бюджетных средств, должен быть прописан порядок внесения изменений в смету при выявлении экономии и порядок определения её размера. Также важным аспектом, снижающим возможности казённого образовательного учреждения использовать сэкономленные средства, становится то, что сама величина экономии выявляется фактически после завершения финансового года (экономия рассчитывается по итогам суммарного потребления за год), что при планировании финансовой деятельности только на год не позволяет (в силу особенностей бюджетного процесса) использовать остаток финансовых средств в следующем финансовом году.

Субсидии

У бюджетных и автономных образовательных учреждений больше возможностей использовать сэкономленные за счёт мероприятий по энергоэффективности средства. Объём субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг. При этом, в соответствии с Методическими рекомендациями по расчёту нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утверждёнными совместным Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 136н/526, в указанные затраты включаются нормативные затраты на коммунальные услуги, которые рассчитываются по видам энергетических ресурсов, в том числе исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учётом требований энергоэффективности и энергосбережения.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отражённых на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (части 9, 15 статьи 30 Закона № 83-ФЗ), что позволяет использовать сэкономленные средства по направлению, выбранному самим образовательным учреждением.

Порядок № 81н

Однако документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными образовательными

учреждениями этой субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Порядок № 81н).

Плановые показатели по выплатам формируются школой в соответствии с Порядком № 81н: выплаты включают оплату коммунальных услуг, рассчитанных с учётом соответствующих нормативных затрат.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 25.06.2012 г. № 503 «О внесении изменений в порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 01.11.2012 № 1095» с 1 января 2013 года (далее — приказ № 503) в план ФХД дополнительно к ранее определённым составляющим плана (пункт 4 Порядка) будут включаться «мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности», что потребует аналогичного расширения составляющих Плана в нормативно-правовых актах субъектах Федерации и муниципальных образованиях.

При экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счёт мероприятий, повышающих энергоэффективность и энергосбережение, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.

При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждению будет необходимо изменить и повторно утвердить показатели Плана, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. При этом необходимо, чтобы порядок внесения изменений в План был про-

писан в нормативных документах, регламентирующих порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности школ и сама процедура внесения изменений была проста и доступна. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения (пункт 22 Порядка № 81н), но это право фактически не определяется в законодательстве субъектов РФ.

Исходя из содержания части 17 статьи 30 Закона № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.

Таким образом, у бюджетных и автономных учреждений в большей мере, чем у казённых образовательных учреждений, обеспечена возможность как сохранить в своём распоряжении средства, сэкономленные в результате повышения энергоэффективности и энергосбережения, так и выбрать формы использования этой экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда в соответствии с требованиями части 3 статьи 24 Федерального закона № 261.

Однако при расчёте субсидии на выполнение школами государственных заданий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» расходы на приобретение энергетических ресурсов фактически разбиваются на две части: то, что включается в нормативные затраты на оказание государственных

услуг в рамках государственного задания, и составляющая нормативных затрат на содержание недвижимого имущества. Так, согласно пункту 13 Постановления № 671 нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учётом затрат:

«а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объёма затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей; б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объёма затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей...».

Таким образом, потребности школы в энергетических ресурсах зависят не только от характеристик имущественного комплекса (занимаемых площадей, износа построек и т.д.), но и от объёма оказываемых государственных (муниципальных) услуг: чем больше потребителей, тем чаще расходуется вода, в большем числе помещений горит свет и т.д. А значит, необходимо очень чётко прописать индикаторы результативности мероприятий по энергосбережению — в противном случае успешно развивающаяся школа, расширяющая на своём имущественном комплексе объём реализуемых образовательных услуг, не сможет продемонстрировать (даже грамотно организовав мероприятия по энергосбережению) совокупное снижение коммунальных расходов на свой имущественный комплекс.

Мероприятия

Виды мероприятий по энергосбережению, которые может осуществить школа, зависят от многих факторов: от мероприятий, заложенных в региональные и муниципальные программы, а значит, финансово обеспечиваемых учредителем в рамках предоставления подведомственным школам субсидий.

Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетичес-

кой эффективности, который может быть использован для разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утверждён приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. № 61. К ним относят:

• проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений;

• сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений;

• содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации;

• создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов;

• технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности этих организаций: оснащение зданий, строений, сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов; повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений; перекладку электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях; тепловую изоляцию трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях; закупку энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности и т.п.

Таким образом, Федеральный закон № 261 предусматривает для школ установку приборов учёта, проведение энергетических обследований зданий и сооружений — энергоаудит, а также получение энергопаспортов — заключений о состоянии энергетического комплекса школы.

Энергетический паспорт

До 31 декабря 2012 года школы обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование; последующие

энергетические обследования потребуется поводить не реже, чем один раз каждые пять лет (статья 16 Федерального закона № 261). Энергетическое обследование (пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 261) — это «сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объёме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте».

Таким образом, энергетический паспорт составляется по результатам энергетического обследования. Форма энергетического паспорта утверждена Приказом Минэнерго РФ от 19 апреля 2010 г. № 182, зарегистрированного в Минюсте РФ 7 июня 2010 г. № 17498.

В энергетический паспорт должны быть включены разделы: титульный лист по форме; общие сведения об объекте энергетического обследования — образовательном учреждении; сведения об оснащённости учебного заведения приборами учёта; сведения об объёме используемых энергетических ресурсов и об его изменении; сведения о показателях энергетической эффективности; сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов; потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов; перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Заказчиком обязательного энергетического обследования становится школа, поэтому обследование проводится в отношении этого учебного заведения целиком, сколько бы адресов (обособленных подразделений, отдельно стоящих зданий и сооружений) оно ни имело. Например, школа имеет одно собственное здание и несколько встроенных помещений по другому адресу. Обследованию подлежат и отдельно стоящее здание, и встроенные помещения, но при этом энергетический паспорт потребителя энергоресурсов будет один, поскольку потребитель один — организация-заказчик (учебное заведение).

Заказчик, имеющий много зданий в составе своего имущественного комплекса, может проводить энергетическое обследование в несколько этапов. В этом случае по результатам каждого промежуточного обследования следует оформлять только технический отчёт, без энергетического паспорта (это должно быть указано в техническом задании). Данные из этих технических отчётов на последнем этапе будут обобщены и отражены в едином документе — энергетическом паспорте потребителя топливно-энергетических ресурсов, составленном по результатам обязательного энергетического обследования.

Энергетический контракт

Непосредственная реализация действий, направленных на энергосбережение

Алгоритм действий

и повышение энергетической эффективности в школе, осуществляется на основе заключаемого школой энергосервисного контракта — «договора (контракта), предмет которого — осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком» (пункт 8 статьи 2 Федерального закона № 261).

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 и приказ Министерства экономического развития от 11 мая 2010 г. № 173 содержат нормы относительно особенностей заключения энергосервисных контрактов и определения их цены.

Согласно пункту 2 статьи 56.1 Федерального закона № 261 «контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии».

Таким образом, контракт на энергосервис — отдельный договор, заключаемый на основе конкурсного отбора исполнителей, в котором цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов (определяемой по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта (пункт 16 статьи 56.1 Федерального закона № 261).

Однако оценки потенциала экономии по итогам энергетических обследований недостаточно надёжны для гарантированной окупаемости затрат исполнителей контрактов на энер-

госервис, что снижает их заинтересованность в реализации программ энергосбережения школ.

Срок контракта на энергосервис превышает один финансовый год (или срок действия утверждённых лимитов бюджетных обязательств), но расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) (статья 33 Федерального закона № 261, внёсшая изменения в пункте 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ).

Проблемным моментом финансовой модели взаимодействия в рамках контрактов на энергосервис является то, что школа, как заказчик энергосервисного контракта, не может гарантированно отвечать по своим обязательствам, так как не является распорядителем бюджета, а распорядитель (учредитель-школа) не является субъектом энергосервисного договора.

Кроме того, если школа, заказав разработку программы энергосбережения, осуществила указанное и рассчитанное разработчиком мероприятие, но не достигла заложенного при этом эффекта, она может требовать частичной компенсации только в том случае, если это было предусмотрено договором на оказание услуг по разработке программы. В противном случае ответственность за неполучение ожидаемого эффекта разработчик не несёт.

Нормативные акты

При приобретении школами различных товаров и услуг и, в частности, различного оборудования также необходимо руководствоваться новыми правилами, связанными с обязательным выполнением требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Так, при размещении заказов, закупках товаров, работ, услуг необходимо, согласно

пункту 5 статьи 26 Федерального закона № 261, учитывать то, что осуществляемая закупка должна обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности; снижение затрат заказчика, определённых исходя из предполагаемой цены закупки в совокупности с расходами, связанными с её использованием (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учётом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).

Таким образом, необходимо учитывать требования по энергетической эффективности товаров, работ, услуг, которые регламентированы целым комплексом нормативно-правовых актов: правилами установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1221 от 31.12.2009 г. Утверждён перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности (включающий около 90 позиций), но нет указаний на то, каким критериям энергоэффективности должны отвечать все эти товары.

Класс энергетической эффективности

• Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1222 устанавливает перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке и на их этикетках; перечень принципов правил определения класса энергетической эффективности товара.

Класс энергетической эффективности — это характеристика продукции, отражающая её энергетическую эффективность, и позволяющая потребителю определить, экономный или наоборот, энергозатратный товар он приобретает (от «А» до <^»). Класс определяется производителями и импортёрами товаров в соответствии с Правилами, установленными приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 357. Правила распро-

страняются, в том числе, на холодильники бытовые (компрессионные и абсорцион-ные); морозильники бытовые; машины стиральные бытовые (автоматические и полуавтоматические, с ручным отжимным устройством и без него); кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители; машины посудомоечные бытовые; электроплиты кухонные бытовые; жарочные электрошкафы (электродуховки бытовые); микроволновые печи бытовые; телевизоры (цветного изображения и аппаратура телевизионная комбинированная); электроприборы для отопления бытовые (электроконвекторы, электротепловентиляторы, электрорадиаторы); электроприборы для нагрева жидкостей бытовые (электробойлеры бытовые, электроводонагреватели проточные); лампы электрические бытовые (лампы накаливания мощностью до 100 Вт, лампы люминесцентные низкого давления); лифты, предназначенные для перевозки людей (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях).

• Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 сентября 2010 г. № 769 устанавливает перечень категории товаров (с учётом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках; перечень исключений из категорий товаров; перечень характеристик товаров, которые не должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности.

• Федеральным законом № 426-ФЗ от 12.12.2011 внесена поправка в статью 10 «Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров» ФЗ-261, исключающая компьютеры, компьютерную технику и оргтехнику из списка товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Способ размещения заказа будет зависеть от конкретных мероприятий, видов работ и услуг, входящих в энергосервисный контракт. Процедуры могут проводиться как в обычном порядке, так и в соответствии с главой 7.1 Закона № 94-ФЗ. Если школа проводит обычные торги и запрос котировок, то оплата осуществляется по статьям 226, 340; если торги и запрос котировок проводим по главам 7.1 Закона № 94-ФЗ, то оплата — по статьям за поставку или доставку соответствующих энергетических ресурсов (например, коммунальные расходы).

Ответственность

Согласно Федеральному закону № 261, если в школе расходы на покупку энергетических ресурсов составляют более 10 млн рублей в год, то из работников школы должно быть назначено лицо, ответственное за мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Кроме того, был изменён Кодекс об административных правонарушениях РФ и введена статья 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (вступила в силу с 27 мая 2010 г.), которая определила административную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в сфере энергосбережения и энергетической эффективности. Для руководителя школы предусмотрены следующие виды ответственности:

за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования (должно быть проведено до 31 декабря 2012 года и затем раз в пять лет) на руководителя школы накладывается административный штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Может быть наложен штраф на школу — от 50 до 250 тысяч рублей (по части 8 статьи 9.16 КоАП).

За несоблюдение школами требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (т.е. отсутствие в школе программы энергосбережения) на руководителя школы накладывается административный штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей; может быть наложен штраф на школу — от 50 до 100 тысяч рублей (по части 10 статьи 9.16 КоАП).

За размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, на руководителя школы накладывается административный штраф в размере от 25 до 30 тысяч рублей; может быть наложен штраф на школу — от 50 до 100 тысяч рублей (часть 11 статьи 9.16 КоАП).

Несмотря на введение административной ответственности в сфере энергосбережения, помимо ежегодного отчёта не предусмотрено никаких других форм государственного контроля за реализацией программ энергосбережения в школах.

Очевидно, что для результативности действий руководства школы необходимо провести неформальную ревизию её энергетического хозяйства (оборудования, приборов учёта, коммуникации и т.д.) для выявления наиболее энергоёмких источников потребления, а также временных периодов повышения уровня расходов энергетических ресурсов; для оценки последствий планируемых мероприятий можно воспользоваться калькуляторами расчёта энергоэффективности, сайт Энергоэффективная Россия).

Можно также использовать модель расчёта эффективности энергосберегающих мероприятий (Всероссийский портал по энергосбережению). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.