Научная статья на тему 'Энергосбережение при эксплуатации энергетического оборудования муниципалитета'

Энергосбережение при эксплуатации энергетического оборудования муниципалитета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ЭНЕРГОПАСПОРТ / ПРИБОРЫ УЧЕТА / ENERGY SAVING / ENERGY EFFICIENCY / AN ENERGY INSPECTION / AN ENERGY PERFORMANCE CERTIFICATE / METERING DEVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаак Виктор Климентьевич, Финиченко Александра Юрьевна

В статье изложены требования по энергосбережению и энергозатратам на единицу производимой продукции. Отмечается ряд вопросов о повышении затрат предприятиями на использование тепловой энергии, о сокращении доли энергоресурсов в выпускаемой продукции. Это ведёт к перерасходу энергетических ресурсов и, как следствие, снижению эффективности производства. Обязательное энергетическое обследование осуществляется не полностью, в связи с чем внедрение эффективных энергосберегающих мероприятий незначительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаак Виктор Климентьевич, Финиченко Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY SAVING DURING OPERATION OF POWER EQUIPMENT OF MUNICIPALITY

The article considers requirements for energy saving and energy consumption per unit of output. The authors note a set of questions about increase of input at enterprises of thermal energy usage and reduction of an energy resources share of output products. They underline, it can lead to an overexpenditure of energy resources and, as a result, degradation of manufacture. The obligatory energy inspection is carried out incompletely and implementation of effective energy conservation measures is insignificant.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение при эксплуатации энергетического оборудования муниципалитета»

УДК 629.1 ГРНТИ 44.29.39

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА

В.К. Гаак, А.Ю. Финиченко

Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, просп. Маркса, 35

В статье изложены требования по энергосбережению и энергозатратам на единицу производимой продукции. Отмечается ряд вопросов о повышении затрат предприятиями на использование тепловой энергии, о сокращении доли энергоресурсов в выпускаемой продукции. Это ведёт к перерасходу энергетических ресурсов и, как следствие, снижению эффективности производства. Обязательное энергетическое обследование осуществляется не полностью, в связи с чем внедрение эффективных энергосберегающих мероприятий незначительно.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергетическое обследование, энергопаспорт, приборы учета.

ENERGY SAVING DURING OPERATION OF POWER EQUIPMENT OF MUNICIPALITY

V.K. Gaak, A. Yu. Finichenko Omsk State Transport University Russia, 644046, Omsk, prosp. Marksa, 35

The article considers requirements for energy saving and energy consumption per unit of output. The authors note a set of questions about increase of input at enterprises of thermal energy usage and reduction of an energy resources share of output products. They underline, it can lead to an overexpenditure of energy resources and, as a result, degradation of manufacture. The obligatory energy inspection is carried out incompletely and implementation of effective energy conservation measures is insignificant.

Keywords: energy saving, energy efficiency, an energy inspection, an energy performance certificate, metering devices.

В настоящее время Россия входит в первую пятёрку стран-производителей энергоресурсов. Обладая такими ресурсами, страна отстаёт от развитых стран по энергозатратам на единицу производимой продукции, которые в два-три раза превышают показатели европейских стран. В этих условиях Россия не может быть конкурентной страной на мировом рынке товарной продукции. Наши товары пользуются спросом потому, что стоимость рубля снизилась против мировых валют и доля затрат на оплату труда значительно ниже, чем в зарубежных странах. Такое положение дел не может быть терпимо, так как жизненный уровень населения страны необходимо повы-

© Гаак В.К., Финиченко А.Ю., 2018

шать, а доля заработной платы в производимой продукции должна расти.

Негативным фактором участия России на мировом рынке являются её суровые климатические условия. Соответственно, холодный климат большинства регионов страны требует повышенных затрат предприятий на производство тепловой энергии. Данные проблемы удаётся решать снижением затрат на транспортировку топливных ресурсов, добываемых в близи нахождения крупных потребителей топлива. Продолжая быть сырьевым государством, Россия должна диверсифицировать экономику производства с сокращением доли энергоресурсов в выпускаемой продукции.

Довольно сложные отношения потребителя и поставщика энергии усложняют решение данной задачи. Наведение порядка в энергопотреблении позволило частично решить данную проблему. Опыт показывает, что каждый вложенный рубль в программу энергосбережения позволяет сэкономить 3-4 рубля затрат на производство единицы продукции.

В настоящее время потери электрической энергии в сетях колеблются в пределах 15-30 % в зависимости от величины напряжения. Потери в тепловых сетях городов достигают 30 % при нормативных порядка 13 %.

Началом активизации деятельности федерального правительства в сфере повышения энергоэффективности можно считать 1997 год. Однако до 2009 года политика повышения энергоэффективности в России на федеральном уровне носила фрагментарный характер.

Учитывая данные сложности в производстве продукции, в России в 2009 году издан Федеральный Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон № 261-ФЗ) [1]. Данный закон установил стимулы к снижению энергопотребления для бюджетных организаций и позволил использовать учреждениям средства, сэкономленные в предыдущем году, в последующем периоде.

Действующими нормативными актами на федеральном уровне в последние 2-3 года определены [2]:

- федеральная поддержка реализации региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- федеральные гарантии реализации программ энергетической эффективности на крупных предприятиях, а также в жилищно-коммунальном секторе;

- требования развития программ по энергосбережению и внедрению методики ИАВ, которая позволит сохранять денежные сбережения организациям, оказывающим коммунальные услуги;

- обеспечение стимулов для реализации типовых проектов по энергоэффективности с помощью инвестиционных налоговых кредитов и снижения процентных ставок;

- учёт энергии и воды;

- СНиПы для зданий, содержащие нормы энергетической эффективности, и энергоэффективная модернизация существующих зданий;

- маркировка и классы энергетической эффективности;

- стандарты энергетического менеджмента;

- энергетические обследования и энергопаспорта;

- государственные закупки энергоэффективного оборудования;

- энергосервисные контракты;

- целевые задания по снижению потребления энергии в публичном секторе на 3 % ежегодно;

- федеральная информационная система по энергосбережению, энергетические балансы, аналитические инструменты и улучшение энергетической статистики;

- информационная поддержка и популяризация;

- обучение и тренинг специалистов в области энергетической эффективности;

- научные исследования в области энергетической эффективности.

На всех уровнях власти в первые два года были разработаны программы энергосбережения и программы установки приборов учёта потреблённых энергоресурсов, учреждениям установили нормативы снижения энергопотребления на 3 % ежегодно. Для контроля выполнения норматива на всех объектах установили приборы учёта энергоресурсов, которые позволяли вносить коррективы в программу сокращения затрат, это позволило выполнить задание. В течение пяти лет энергоёмкость производства в стране снизилась на 2,5 %, а в бюджетных организациях - более чем на 5 %.

Согласно закону все объекты предприятий, организаций и жилых домов должны были в течение трёх лет пройти энергетическое обследование с оформлением паспорта [1]. По результатам обследования должны быть разработаны планы мероприятий по сокращению энергопотребления. Периодичность обследования должна составлять 5 лет.

Энергетическое обследование, выполненное в рамках закона, позволяет сформировать представление о фактическом состоянии технических систем и ограждающих конструкций, выявить сверхнормативные потери ресурсов. Внедрение мероприятий, преду-

смотренных законом, в перспективе позволило бы снизить энергопотребление на 20-25 %.

Законом № 261-ФЗ предусматривалась ответственность предприятий за неисполнение энергетических обследований с привлечением к административному штрафу Ростехнадзором РФ. Право проведения энергообследования, согласно законодательству, разрешается выполнять организациям, являющимся членами саморегулирующих организаций (СРО).

На основании оформленного паспорта объекта предприятие должно предусматривать финансирование мероприятий с последующим снижением затрат на энергоресурсы.

В первые пять лет после выхода закона шла активная работа по повышению энергоэффективности, в показатели эффективности работы региональных и муниципальных властей были включены пункты по снижению энергопотерь. Постепенно контроль за выполнением этой работы со стороны правительства и Ростехнадзора РФ снизился, и работа по энергообследованию приобрела чисто формальный характер.

Согласно постановлению Правительства РФ, на жилых домах г. Омска необходимо было установить общедомовые приборы учёта электрической и тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения [3]. Для быстрого выполнения постановления по установке приборов учёта в домах эта работа возлагалась на ресурсоснабжающие организации, поставляющие ресурс до границы дома, с последующей оплатой затрат жильцами дома с рассрочкой на 5 лет. Установка индивидуальных приборов учёта внутри квартиры возлагалась на собственников квартир. Во многих городах Сибири муниципальные власти совместно с ресур-соснабжающими организациями организовали установку общедомовых приборов учёта, и установка достигла 90 %.

В городе Омске в настоящее время оснащённость приборами учёта составляет менее 40 %. Если тепловой узел необходимо реконструировать перед установкой прибора учёта, то прибор устанавливается при проведении капитального ремонта дома (но в последующем это требование Минстрой РФ из объёмов капитального ремонта исключил). Низкий уровень оснащённости общедомовыми приборами в городе создался из-за формального подхода муниципалитета к исполнению требования Минстроя РФ, так как установку

приборов должно было выполнять муниципальное предприятие «Тепловая компания», которая не имела ресурсов на такой объём работ. Поэтому обследование тепловых узлов домов выполняли управляющие компании без привлечения специализированных организаций, давая заключение о необходимости реконструкции тепловых узлов в большинстве домов жилищного фонда, в отличие от других регионов Сибири.

Эффективность установки приборов учёта тепла подтверждается тем, что ресурсо-снабжающие организации по итогам года делают перерасчёт потребителям, оплачивающим в течение года за тепло по нормативу, но имеющим приборы учёта. Сумма возврата составляет от 50 до 80 млн рублей.

При установке приборов учёта у собственников появляется интерес к энергосбережению, что подтверждается состоянием дел с потреблением электроэнегии. Сегодня более 98 % потребителей имеют счётчики учёта потреблённой электроэнергии, поэтому во многих домах в местах общего пользования появляются энергосберегающие лампочки и благодаря автоматике днём свет не горит.

После первых 4-5 лет эйфории закон № 261-ФЗ перестал выполняться, т. к. объёмы снижения затрат на потребление энергии с каждым годом стали снижаться и источники финансирования мероприятий найти стало сложней (кредитные ставки банков резко увеличились, а прибыль предприятий снизилась).

Одним из способов финансирования мероприятий по энергосбережению является использование схемы энергосервисного контракта, предлагаемого банками. Энергосервисный договор - это контракт, при котором заказчик внедряет энергосберегающие мероприятия на своём предприятии на деньги, выделяемые банком через энергосервисную компанию. Возврат денег осуществляется из средств, сэкономленных заказчиком при оплате энергоресурсов, по мере возврата затрат банку экономия будет оставаться у предприятия в виде прибыли. Данная схема позволяет выполнить затратные мероприятия со сроком окупаемости 3-5 лет.

Примером выполнения энергосервисного контракта является договор, заключенный департаментом образования администрации г. Омска на реконструкцию систем электро- и теплопотребления с отдельными школами

и детскими садами. Данная работа была выполнена частично с полученным эффектом, но дальнейшее продолжение работ приостановилось, так как возник спор между заказчиком и подрядчиком о полученной величине экономии, он рассматривается в суде. Причиной непонимания сторон явилось отсутствие квалифицированных специалистов в департаменте, которые могли сопровождать данный контракт.

С приходом нового губернатора Омской области и мэра города Омска принято решение о целевом финансировании работ по замене окон в школах и детских садах на пластиковые, имеющие малые потери тепла, потому что максимальные потери в помещении находятся в местах установки окон. Данное решение подтверждает правильное направление действий по энергосбережению. Следующим мероприятием по экономии тепловой энергии должна стать реконструкция тепловых узлов с установкой автоматизированных тепловых пунктов.

В последние годы изучался вопрос выполнения энергосервисного контракта по реконструкции уличного освещения г. Омска с установкой светодиодных светильников, которые позволили бы снизить затраты на 30 %. Однако на заключение данного контракта не хватило волевого решения администрации города, но остаётся надежда на продолжение данной работы.

Комиссией по энергосбережению... при мэре г. Омска неоднократно поднимался вопрос по переводу муниципальных котельных на комбинированную выработку тепловой и электрической энергии. Для реконструкции была определена котельная, расположенная на ул. Мельничная с установкой турбовинтовых агрегатов, позволяющих комбинированно получать тепло и электрическую энергию. Данная реконструкция позволит снизить стоимость электрической энергии, используемой

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ (в ред. от 29.07.2017).

2. Башмаков И.А., Башмаков В.И. Политика повышения энергоэффективности России // Энергосбережение. 2012. № 4.

котельной, до 30 %. Данные установки обладают высокой маневренностью (время запуска -3-5 минут), компактны и позволяют их использовать в течение 7000-8000 часов в году [6]. КПД установок составляет 40-43 %, что выше, чем КПД паротурбинных ТЭЦ, используемых в г. Омске. Для обслуживания установки не требуется большого количества работников.

Решение о финансировании проекта должно приниматься руководством МУП «Тепловая компания», администрацией г. Омска и городским советом. К сожалению, обсуждение длилось более двух лет, а решение так и не было принято.

К причинам медленных темпов реализации мероприятий по энергосбережению можно отнести:

- отсутствие руководящей работы государственных структур в выполнении Закона № 261-ФЗ;

- недостаточную мотивацию производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих мероприятий;

- отсутствие целевого государственного стимулирования на исполнение закона;

- низкую популяризацию идей энергосбережения среди населения;

- высокие ставки кредитов, предоставляемых банками;

- опасения руководящего персонала принимать решение по выполнению энергосберегающих проектов.

Работа по снижению энергопотребления должна вестись всеми производителями продукции в стране, в том числе и производителями энергоресурсов, так как собственные нужды на выработку и передачу тепловой и электрической энергии у нас одни из самых высоких. Контроль за выполнением данной работы должен осуществляться органами власти всех уровней. Только в этом случае мы можем достичь определённых результатов.

REFERENCES

1. Ob energosberezhenii i povyshenii ehnergeticheskoj ehffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 23 noyabrya 2009 goda № 261-FZ (v red. ot 29.07.2017).

2. Bashmakov I.A., Bashmakov V.I. Politika povysheniya energoehffektivnosti Rossii // Energosberezhenie. 2012. № 4.

3. О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержании имущества в многоквартирном доме: Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498.

4. Об утверждении муниципальной программы города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы» (ред. от 27.11.2017): постановление администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1165-п.

5. О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1165-п: постановление администрации города Омска от 14 февраля 2018 г. № 185-п.

6. Гаак В.К., Гаак А.В., Грицай А.С. Повышение экономической эффективности теплоисточников и систем теплоснабжения с современных условиях // Промышленная энергетика. 2017. № 12. С. 14-20.

7. Гаак В.К., Кокшаров М.В. Методы повышения эффективности выработки тепловой энергии в современных условиях : материалы Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием. Омск : ОмГУПС, 2017. С. 62-68.

3. O voprosah predostavleniya kommunal'nyh uslug i soderzhanii imushchestva v mnogokvartirnom dome: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2016 g. № 1498.

4. Ob utverzhdenii municipal'noj programmy goroda Omska «Ehnergosberezhenie i povyshenie ehnergeticheskoj ehffektivnosti» na 2014-2020 gody» (red. ot 27.11.2017): postanovlenie administracii goroda Omska ot 14 oktyabrya 2013 goda № 1165-p.

5. O vnesenii izmenenij v postanovlenie administracii goroda Omska ot 14 oktyabrya 2013 goda № 1165-p: postanovlenie administracii goroda Omska ot 14 fevralya 2018 g. № 185-p.

6. Gaak V.K., Gaak A.V., Gricaj A.S. Povy-shenie ehkonomicheskoj ehffektivnosti teploistochnikov i sistem teplosnabzheniya s sovremennyh usloviyah // Promyshlennaya ehnergetika. 2017. № 12. S. 14-20.

7. Gaak V.K., Koksharov M.V. Metody povysheniya ehffektivnosti vyrabotki teplovoj ehnergii v sovremennyh usloviyah : materialy Vseros. nauch.-tekhn. konf. s mezhdunar. uchastiem. Omsk : OmGUPS, 2017. S. 62-68.

Гаак Виктор Климентьевич - кандидат технических наук Омского государственного университета путей сообщения; [email protected].

Финиченко Александра Юрьевна - кандидат технических наук Омского государственного университета путей сообщения;

[email protected].

Gaak Victor Klimentyevich - Cand. Sc. {Engineering} of Omsk State Transport University; [email protected].

Finichenko Aleksandra Yurievna - Cand. Sc. {Engineering} of Omsk State Transport University; [email protected].

Статья поступила в редакцию 25.06.2018 г.

Новые книги

Видищева Е.В. Топливно-энергетический комплекс: особенности развития и управления в современных условиях : монография / Е.В. Видищева, О.А. Бугаенко, М.А. Селиверстова. - М. : Инфра-М, 2018. - 104 с.

В монографии рассмотрены теоретические подходы к определению сущности энергетического комплекса страны, выявлены особенности управления и классифицированы факторы, влияющие на эффективность функционирования комплекса. Выявлены современные тенденции и перспективы развития топливно-энергетического комплекса РФ, дана оценка существующей системе управления.

Предназначено для студентов и преподавателей, может быть использовано работниками органов статистики для прогнозирования и планирования дальнейшего развития ТЭК и мировой энергетики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.