Научная статья на тему 'Энергоаудит. Реализация 261 федерального закона «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»: недостатки и пути их устранения'

Энергоаудит. Реализация 261 федерального закона «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»: недостатки и пути их устранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОАУДИТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY AUDIT / ENERGY PERFORMANCE CERTIFICATE / ENERGY SAVING / ENERGY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куменко Анна Евгеньевна

Раскрыто понятие энергоаудит, дан анализ эффективности работы федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Рассмотрена процедура энергоаудита, приборное обеспечение энергетического обследования, перечислены трудности реализации данного законодательного документа и предложены возможные пути их преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY AUDIT. IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW №261 ON ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY AND AMENDING SOME LEGISLATIVE ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: DRAWBACKS AND THEIR ELIMINATION

The paper discloses the concept of energy audit, gives the analysis of the operation effectiveness of the Federal Law № 261-FZ On energy saving and energy efficiency and amending some legislative acts of the Russian Federation. The paper examines the procedure of energy audit, the instrumentation of power inspection; enumerates challenges in the implementation of this legislative instrument, and suggests possible ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Энергоаудит. Реализация 261 федерального закона «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»: недостатки и пути их устранения»

налог зачисляется в федеральный бюджет. Оправданием для перечисления части налога в распоряжение муниципалитетов может быть временное выравнивание уровня благосостояния населения этих городов.

Что касается градообразующих предприятий, расположенных на территории Иркутской области, то все они входят в состав вертикально интегрированных структур. Таким образом, благосостояние горожан практически полностью определяется политикой холдинга, формирующего общекорпоративную стратегию. Зачастую корпоративная стратегия способна привести к упадку города (как произошло в г. Усолье-Сибирское). При этом появляется несовпадение «весовых категорий». Местным, а зачастую и региональным властям практически невозможно выстроить диалог и вступить в переговорный процесс с руководством крупнейших вертикально интегрированных металлургических компаний. С этой точки зрения решение проблем моногородов становится либо задачей федерального масштаба, либо должно решаться за счет перераспределения налоговых потоков. Последний путь гораздо эффективнее уже по той причине, что позволяет в отсутствие бюрократического контроля направлять средства на решение действительно актуальных для конкретного города проблем.

Еще один фактор развития города, продиктованный структурой собственности градообразующего предприятия, — расположение центров принятия управленческих решений. У большинства холдингов штаб-квартира размещается в Москве или вообще за пределами России. В результате территория города стала исключительно производственной площадкой, функционирующей ради достижения корпоративных целей. Усложняется процесс принятия решений, взаимодействие с представителями власти даже на региональном уровне. Безусловно, нельзя отрицать, что вхождение предприятий в вертикально интегрирован-

ные группы серьезно повышает степень их экономической устойчивости, однако всегда необходимо помнить о цене, которую надо заплатить за потерю самостоятельности.

Совпадение места производства и центра управления, на наш взгляд, более выгодно с точки зрения стабильного развития города. В этом случае, во-первых, руководство компании более внимательно к проблемам города, во-вторых, денежные потоки аккумулируются на территории, в-третьих, средоточие административных функций крупного предприятия способствует развитию непроизводственного сектора экономики города.

Преодоление отрицательных последствий, обусловленных спецификой монофункциональных городов, предполагает осуществление структурных сдвигов в сфере производства и услуг, а значит, и изменение в структуре занятости населения.

Решение проблем монофункциональных городов зависит как от общих подходов к преодолению кризиса в стране, так и от выбора конкретных мер, учитывающих специфику городов различных типов. В одних случаях кризисные явления в городе - это прежде всего отражение общей ситуации в стране; в других они связаны, главным образом, с жизненным циклом какой-то отрасли, когда в силу действия комплекса факторов наступает затухающая стадия ее развития. Для разных типов городов нужны, естественно, разные направления и методы вывода их из кризиса: для одних вопрос о смене отрасли даже не стоит, для других он имеет решающее значение.

В дальнейшем (в условиях расширения инвестиционных возможностей частного сектора города) приоритетное внимание может быть уделено мероприятиям, обеспечивающим проведение диверсификации, перепрофилирования и реструктуризации экономики, развития транспортной и социальной инфраструктуры.

Библиографический список

1. Анализ социально-экономических проблем моногородов в [Электронный ресурс] URL:

контексте мирового финансово-экономического кризиса, http://www.regionalistica.ru/projects/detail.php?ELEMENT_ID=3

влияющего на состояние градообразующих корпораций. М.: 85. Институт проблем региональной политики, 2008. С. 18.

УДК 338.28

ЭНЕРГОАУДИТ. РЕАЛИЗАЦИЯ 261 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ»: НЕДОСТАТКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

А.Е. Куменко1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрыто понятие энергоаудит, дан анализ эффективности работы федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Рассмотрена процедура энергоаудита, приборное обеспечение энергетического обследования, перечислены трудности реализации данного законодательного документа и предложены возможные пути их преодоления.

1Куменко Анна Евгеньевна, аспирант, тел.: (3952) 559611, 89025616316, e-mail: akumen11@gmail.com Kumenko Anna, Postgraduate, tel.: (3952) 559611, 89025616316, e-mail: aku-men11@gmail.com

Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: энергоаудит; энергетический паспорт; энергосбережение; энергоэффективность.

ENERGY AUDIT. IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL LAW №261 "ON ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY AND AMENDING SOME LEGISLATIVE ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION": DRAWBACKS AND THEIR ELIMINATION A.E. Kumenko

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper discloses the concept of energy audit, gives the analysis of the operation effectiveness of the Federal Law № 261-FZ "On energy saving and energy efficiency and amending some legislative acts of the Russian Federation." The paper examines the procedure of energy audit, the instrumentation of power inspection; enumerates challenges in the implementation of this legislative instrument, and suggests possible ways to overcome them. 4 sources.

Key words: energy audit; energy performance certificate; energy saving; energy efficiency.

Энергоаудит (термин, достаточно новый для России) подразумевает комплекс мероприятий, включающих сбор и обработку данных об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объёме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, направленных на выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности обследуемого объекта с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергетический паспорт - это нормативный документ, отражающий баланс потребления и содержащий показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в процессе хозяйственной деятельности объектами производственного назначения, а также содержащий план мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов.

Одними из наиболее активных потребителей энергоресурсов являются промышленный сектор и жилищно-коммунальное хозяйство. Для ускорения процесса повышения энергоэффективности принимаются различные законодательные акты, основным из которых является федеральный закон «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261 -ФЗ, в котором рассматривается сущность энергоаудита, делается акцент на обязательности его проведения для некоторых категорий лиц. В части 1 и 2 ст. 16 говорится: «Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет» [1].

Иными словами, согласно данному закону, обязательному энергоаудиту подвергнутся все бюджетные учреждения, организации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и крупные компании. Надо понимать, что это очень большой объём фонда недвижимости, который предстоит обследовать специалистам-энергоаудиторам в течение ближайших двух лет.

Как проходит энергетическое обследование (энергоаудит)?

Сначала специалистами проводится предварительный осмотр объекта, составляется смета и план обследования. На этом этапе важно учитывать уникальность и сложность объекта, а также его насыщенность инженерной инфраструктурой. Далее составляется договор, либо контракт.

После заключения договора начинается работа с проектно-сметной документацией, анализируются финансовая деятельность организации, графики и суммы коммунальных платежей, технологические карты для производственных предприятий и другие документы. Необходимо рассчитать потребление и производство энергоресурсов всеми инженерными системами и всеми установками, участвующими в производственном цикле. Этот этап может занять от недели до нескольких месяцев.

При недостатке информации проводят инструментальное обследование. Приборная база для проведения таких обследований очень разнообразна и требу-

ет больших капитальных вложений. Представим основные приборы и их краткую характеристику.

1. «Тепловизор - это оптико-электронная система, предназначенная для получения видимого изображения объектов, испускающих невидимое тепловое (инфракрасное) излучение» [3]. Принцип действия тепловизора основан на преобразовании инфракрасного излучения в электрический сигнал, который усиливается и воспроизводится на экране индикатора. Инфракрасное излучение испускается любыми объектами, имеющими температуру выше -273°С (0°К). Человеческий глаз не может обнаруживать ИК-излучение, а тепловизоры позволяют это делать. Они обеспечивают получение изображений объектов, которые указывают на количество тепла, излучаемого объектами. Благодаря этому, тепловизор является мощным диагностическим прибором для многих сфер деятельности человека. Энергоаудиторы его используют с целью определения трассировки тёплых полов и труб отопления, контроля ограждающих конструкций (поисков мостиков холода, зон повышенных теплопотерь, дефектов монтажа конструкций и блоков), контроля состояния труб и отопительных приборов, поиска повреждений, связанных с наличием влаги и дефектов изоляции.

2. Термометр служит для определения температуры и бывает различных видов: контактные, бесконтактные, ртутные, спиртовые, инфракрасные и т.д. При проведении энергообследования часто возникает необходимость в проверке температуры на поверхности предмета. Для этого используют контактный термометр, представляющий собой щуп с чувствительным элементом (дугой и спиралью) и блок с батареей и электронным дисплеем, на который выводится информация об измерении.

3. Анемометр - прибор, показывающий скорость воздушного потока, используется для определения параметров микроклимата в помещении, мониторинга работы вентиляционной системы.

4. Расходомеры бывают различных видов и служат для определения расходов жидкости. В частности, применяются ультразвуковые расходомеры, позволяющие определить расход без нарушения целостности трубопровода.

5. Люксметр - прибор для измерения освещённости, один из видов фотометров. С учётом измерений, полученных при помощи люксметра, рассчитывается необходимое количество осветительных приборов, а также проверяются условия работы сотрудников.

Электроизмерительные приборы могут использоваться как по отдельности (вольтметр, амперметр, клещи), так и в комплексе. Специалисты предпочитают пользоваться целыми измерительными блоками, нередко включающими переносные компьютеры и ноутбуки для получения более точной информации и сокращения времени на измерение и обработку данных.

После получения всей необходимой информации об объекте, его системах и параметрах их работы составляется энергетический баланс, в котором в виде таблицы отражены выработка, потребление и потери

энергии. С помощью энергобаланса рассчитываются показатели эффективности использования энергоресурсов, выявляются места с повышенными энергопотерями. В энергопаспорт вносятся текущие показатели потребления и расхода энергоресурсов, показатели энергоэффективности, экономически обоснованные рекомендации по сокращению энергопотребления.

Чтобы стать действующим документом, энергетический паспорт должен пройти ещё два этапа проверки: сначала он направляется в саморегулируемую организацию, выполняющую функции энергетического обследования, членом которой является составитель паспорта, а затем уже саморегулируемая организация направляет этот документ в министерство энергетики. После внесения в реестр Минэнерго энергопаспорт считается реальным документом.

Польза энергоаудита

Энергоаудит является не только обязательной, директивной процедурой, он может быть полезным всем участникам рынка недвижимости по следующим основаниям:

• снижает затраты на оплату всех видов энергии; экономия на коммунальных и иных платежах по ТЭР, полученная в результате выполнения рекомендаций, содержащихся в энергопаспорте, позволяет значительно сократить эксплуатационные затраты на длительное время;

• выявляет места нерационального использования энергии;

• в энергетическом паспорте приводятся рекомендации по принятию экономически целесообразных мер по улучшению объектов аудита. То есть аудитор должен предложить такие мероприятия, затраты на которые окупятся за счёт возросшей экономии на оплату ТЭР в ближайшее время (1-5 лет). Он может предлагать и иные, капиталоёмкие и масштабные мероприятия, но они должны быть обоснованы, либо причины их проведения должны быть явными (например, выявление предаварийного состояния конструкции);

• гарантирует собственнику исправное техническое состояние коммуникаций, конструкций зданий, строений, сооружений. Это значительно снижает риск возникновения аварийных ситуаций, а также позволяет рационально планировать косметические и капитальные ремонты;

• повышает престиж объекта недвижимости и увеличивает его конкурентоспособность на рынке и т.д. Так, в Европе, дом, имеющий энергетический паспорт, обладает большей капитализацией в сравнении с не прошедшим аудит зданием. Собственник такого дома твёрдо знает, на что он тратит свои деньги и внимательнее относится к потреблению энергоресурсов.

Реализация федерального закона «Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261, принятого 23.11.2009 г.

Итак, ещё 1 год и 11 месяцев отпущено предприятиям бюджетной сферы, производителям и поставщикам ТЭР, крупным потребителям энергии на то, чтобы пройти процедуру энергоаудита. Количество специа-

листов-энергоаудиторов в Иркутской области на сегодняшний день насчитывается десятками, при этом 80% из них получили образование по программе повышения квалификации в 2010 г. Программа обучения составляет 72 часа, которых, естественно, недостаточно, чтобы воспитать высококлассного профессионала. Из этого следует очень простой вывод - до 2013 г. все учреждения и ведомства не успеют получить энергопаспорт. К чему это приведёт? Вероятно, так же, как и с реформой ЖКХ и «оттягиванием» сроков приватизации жилья, реформы, касающиеся энергоэффективности, несколько затянутся. Это связано также с отсутствием реальных стимулов ресурсосбережения. В журнале «Путеводитель по передовым технологиям», выпущенном по итогам Всероссийского инновационного конвента 2010 г. в статье «Нулевые дома» приводятся примеры того, как ресурсосбережение стимулируется правительствами различных стран: «... к 2020 г. все новые здания в странах ЕС должны быть близки к энергетической нейтральности - то есть потреблять примерно столько же энергии, сколько они вырабатывают. Для достижения этой цели страны Европы выбрали для себя различные пути. В Нидерландах действует особая программа поощрения для покупателей теплоизоляционных материалов: за покупку каждого квадратного метра теплозащитной облицовки покупатель получает 20-30 евро» [4, с.16-17]. В Англии работает программа по предоставлению налоговых льгот для субъектов, проводящих энергосберегающие мероприятия. В Германии делается упор на использование альтернативных источников энергии - льготы получают те, кто устанавливает у себя фотоэлектрические тонкоплёночные элементы (солнечные батареи), тепловые насосы, ветрогенера-торы и т.д.

Ещё одной проблемой на пути реализации поли-

тики энергоэффективности и Федерального закона 261-ФЗ как её неотъемлемой части является низкая грамотность собственников и пользователей недвижимости в данном вопросе. Провести конкурс и выбрать энергоаудитора - это только частичное решение проблемы, необходимо также реализовать мероприятия, которые он предложит в энергетическом паспорте. Выбрать подрядчиков или заключить энергосервисный договор, осуществлять контроль над их деятельностью, регулярно отслеживать потребление ТЭР - всё это непростые задачи, надо быть готовыми к их выполнению.

Какие решения затронутых проблем могут помочь в данной ситуации?

Во-первых, создание единого информационного портала как для граждан - потребителей электроэнергии, так и для самих энергоаудиторов, где для первых будет широкий выбор статей и руководство по энергоаудиту, принципы экономии энергии, а для вторых будет содержаться обширный архив методической литературы, советов и образцы лучших энергопаспортов и технических отчётов.

Во-вторых, пересмотреть закон в части сроков проведения обследований (полагаю, что это, как минимум, ещё 1 год).

В-третьих, принять меры стимуляции энергосбережения на законодательном уровне. Это может быть субсидирование как частных, так и государственных организаций, проводящих у себя активную политику ресурсосбережения, или помощь в разработке программ повышения энергоэффективности.

Необходимо разработать конкретные и понятные «правила игры» для всех сторон-участников. Тогда эффект от принимаемых законодательных актов будет длительным и приведёт к конечной цели - достижению оптимального потребления ресурсов Земли.

Библиографический список

1. Об энергосбережении и энергоэффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261 -ФЗ.

2. Видеоблог президента России Д.А. Медведева. URL: http://blog.kremlin.ru/post/73/transcript

3. Какой принцип действия у тепловизора? Интернет-сайт. URL: www.genon.ru

4. Нулевые дома // Путеводитель по передовым технологиям. 2010.

УДК 339.9 (510)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЯ Я.А. Суходолов1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

На основе официальных статистических данных Главного таможенного управления КНР представлен краткий анализ итогов внешнеторговой деятельности Китая за истекший 2010 г. Рассмотрена структура экспорта и импорта этой страны с разбивкой по странам мира - основным партнерам Китая. Показана динамика внешнеторгового оборота КНР за период с 2005 по 2010 гг. Табл. 4. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность Китая; экспорт; импорт.

1Суходолов Яков Александрович, аспирант, тел.: 89025435388, e-mail: yakov.suhodolov@gmail.com Sukhodolov Yakov, Postgraduate, tel.: 89025435388, e-mail: yakov.suhodolov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.