УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
6 (63) - 2010
энергосберегающая стратегия России как фактор устойчивого развития в посткризисный период
Р. Г. погребняк,
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления E-mail: pogrebnjak@ mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
Экономический рост Российской Федерации в последнее десятилетие достигался в основном за счет временных факторов: экспортных цен на углеводороды, импортозамещения в связи со снижением курса рубля. В посткризисный период необходим переход на инновационный путь развития экономики, на внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий с максимальным использованием энергетических и материальных отходов производства в качестве вторичных ресурсов.
Ключевые слова: энергосбережение, окружающая среда, экономический рост, природно-ресурсный потенциал, мировой экономический кризис, энергетические и материальные отходы производства, инновационный путь развития экономики.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 отмечается, что одним из приоритетных стратегических путей развития инновационной экономики страны является повышение энергоэффективности и энергосбережение. Реализация технологического потенциала энергосбережения является важным направлением решения задачи вывода страны из затянувшегося финансово-экономического кризиса.
Одним из ключевых направлений стратегии инновационного прорыва является трансформация энергетического сектора экономики в связи с тем, что быстрый рост энергетических потребностей населения и хозяйственного комплекса наталкивается на два главных ограничения.
Первое ограничение — экологическое. Топливно-энергетический комплекс является наибольшим загрязнителем окружающей среды. Основная часть эмиссии парниковых газов вызвана сжиганием
ископаемого топлива [6, р. 7]. По данным Международного энергетического агентства, выбросы СО2 на душу населения составили в 1999 г. в целом по миру — 3,9 т, в частности по странам: 63,11 т — в Катаре, 19,8 т — в США, 16,95 т — в Австралии, 0,13 т — в Конго, 0,06 т — в Мозамбике, 0,05 т — в Эфиопии [7, р. 48—57]. Дальнейшее увеличение теплового загрязнения планеты чревато негативными климатическими последствиями.
Второе ограничение — ресурсное. В связи с исчерпанием запасов лучших месторождений топлива ухудшаются условия его добычи. Переход от старых месторождений к новым сопровождается усилением негативных факторов: сложнее становятся горно-геологические условия, растет глубина залегания и удаленность месторождений, ухудшается инфраструктура во всех ее компонентах (инженерно-технических, транспортных, социальных, логистических). Природа их такова, что это уже не компенсируется ни усовершенствованиями технологии, ни повышением цен на энергоносители.
Осознание основной угрозы энергетической безопасности — исчерпаемости природных топливно-энергетических ресурсов — вынудило ООН поставить вопросы энергетики в качестве ключевых на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г.
Предварительно в 1991—1992гг. была разработана, а в1994 г. вступила в силу Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), согласно которой все страны должны вести учет выбросов парниковых газов. В 1997 г на Третьей конференции сторон РКИК был принят международный инструмент контроля выбросов парниковых газов — Киотский протокол к
Рамочной конвенции ООН об изменении климата, ограничивающий выбросы парниковых газов странами в период 2008—2012 гг. в среднем на 5,2 % ниже уровня 1990 г. Эти страны имеют право выполнять принятые обязательства с использованием рынка квот на выбросы парниковых газов. Наша страна ратифицировала этот документ в 2004 г.
В условиях исчерпания сырьевых источников экономического роста в мировом масштабе наша страна стоит перед острейшей необходимостью выбора долгосрочной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития и пока располагает возможностями для инновационного прорыва. Ресурсы реализации прорыва — инновационное наполнение инвестиций, повышение эффективности энергопотребления, вовлечение в топливно-энергетический баланс альтернативных источников энергии, эффективная налоговая система и использование рентных доходов, партнерство предпринимателей, государства и общества, участие в мировой экономике.
В свете поставленных задач представляется актуальным рассмотрение места России в мировом энергетическом и сырьевом секторе и ее роли в устойчивом развитии в перспективе. Период между финансовым кризисом августа 1998 г. и глобальным кризисом, острая фаза которого началась в сентябре 2008 г., для России был десятилетием самого бурного экономического роста за всю ее историю — объем ВВП в реальном выражении почти удвоился. Номинальный объем ВВП в долларовом выражении вырос почти в семь раз, в основном за счет роста цен на энергоносители и сырье. Это больше, чем в любой другой крупной стране мира.
За это десятилетие улучшились и другие социально-экономические показатели: увеличилась реальная заработная плата, занятость населения, отток частного капитала сменился большим по объему чистым притоком, государственный долг был почти полностью погашен. В результате профицита бюджета международные резервы достигли почти 600 млрд долл. По этому показателю наша страна уступала только Китаю и Японии. Одновременно происходило накопление иностранных активов, которые к концу 2008 г. достигли 13 % ВВП.
Как отмечается в «Экономическом обзоре ОЭСР по Российской Федерации, 2009 г.», высокие экономические результаты были достигнуты в существенной мере за счет временных факторов: • значительного снижения курса рубля, что послужило толчком к активизации экономики на основе импортозамещения и использования свободных производственных мощностей;
• растущих с 2003 до середины 2008 г. цен на
углеводороды.
Устойчивость экономического подъема страны вызывала все больше вопросов, по мере того как значения этих временных благоприятных факторов достигали рекордных отметок. Государственный бюджет и рост реального ВВП все сильнее зависели от цен на нефть и газ, риски, связанные с возможным их падением повышались, что и привело к глубокой рецессии, которая имеет место в настоящее время.
Все это заставляет во многом по-новому взглянуть на итоги развития экономики страны за истекшее десятилетие, глубже проанализировать условия и источники ее развития в перспективе. Стало очевидным, что необходим переход к новой, более устойчивой, модели роста, не зависящей от производства сырья и углеводородов и ориентированной на инновации. Этот принцип был заложен в правительственной концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., разработанной в 2008 г. Однако разразившийся кризис не дал возможности реализовать данную стратегию путем принятия конкретных мер экономической политики.
Ситуация усугубилась неблагоприятными демографическими тенденциями и серьезными проблемами, связанными с ухудшением состояния окружающей среды, что может потребовать крупных бюджетных расходов в будущем.
Посткризисное восстановление российской экономики должно проводиться на основе внедрения более рациональной модели устойчивого развития, основанной на инновациях, инвестициях, накоплении человеческого капитала, стимулировании функционирования конкурентной рыночной экономики на принципах верховенства закона.
Источниками экономического роста России являются ее богатые природные ресурсы. Страна занимает одно из ведущих мест в мире по объему разведанных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), высока ее доля и в мировой добыче ТЭР: по природному газу — 28 %, нефти — 12 %, каменному углю — 12 % [3, с. 261]. Мы являемся одним из ведущих экспортеров топливно-энергетического сырья на мировой рынок.
Россия, являясь одной из самых богатых стран мира по запасам энергетического сырья, одновременно имеет и самую энергорасточительную экономику. Энергоемкость российской экономики превышает в среднем в 3—6 раз энергоемкость производства в наиболее развитых государствах. Низкую эффективность энергоиспользования в СССР
- 51
обусловила государственная политика заниженных цен на энергоресурсы, доля которых в себестоимости промышленной продукции составляла от долей до нескольких процентов, а в коммунальную сферу ресурсы отдавались в 3 раза ниже себестоимости. В результате чего энергоемкость ВВП в России в 2—3 раза выше, чем в США; в 3,5 раза выше, чем в Западной Европе.
Эффективность использования электрической энергии в России ниже, чем в развитых странах, а именно: в Японии — в 6 раз, в США — в 2 раза, в Германии — в 1,2 раза. Эти факты свидетельствуют о необходимости строжайшей экономии энергоресурсов.
Суммарная потенциальная стоимость запасов полезных ископаемых России оценивается в 28 560 млрд долл. Топливные ресурсы составляют более 70 % общей стоимости, в том числе, млрд долл.: природный газ — 9 190; уголь и сланцы — 6 651; нефть и газовый конденсат — 4 481.
Однако роль каждого из них менялась в зависимости от социально-экономической и технологической ситуации в определенные временные периоды развития экономики. Научно-технический прогресс сыграл важную роль в изменении энергетической базы общества в течение XIX и XX вв., что отразилось на использовании природных ресурсов и характере загрязнения окружающей среды.
XIX в. был веком угля и паровой машины. Углю традиционно принадлежала подавляющая доля в топливном балансе наиболее развитых стран. Сжигание угля росло по мере развития промышленности, однако по экологическим показателям этот вид топлива значительно уступает другим энергоносителям.
Геологические запасы топливно-
За последние 30—50 лет энергетическая база промышленности и городов значительно изменилась: доля угля в электроэнергетике сократилась. Главными видами топлива стали нефть и газ. В табл. 1 представлены данные по геологическим запасам топливно-энергетических ресурсов и долям стран в их общемировых запасах.
На долю России приходится 5,7 % мировых запасов нефти, а с учетом значительных ресурсов ее в нетрадиционных природных источниках — нефтеносных песчаниках, сланцах, битумах — чуть больше 13 %. В условиях стабильного повышения мировых цен на углеводородное сырье к 2040 г. возможно обеспечение экономической рентабельности широкого вовлечения в эксплуатацию бедных и высокозатратных месторождений. К 2020 г. их суммарная доля в добыче может составить порядка 5 %, к 2030 г. - около 8 %, а к 2060-2080 гг. - 15-20 % [4, с. 142, 145]. Предполагается, что при оценочных темпах роста потребления нефти 1,5-1,7 % в год пик ее добычи может наступить к 2040 г. с дальнейшей продолжительной стабилизацией и даже с тенденцией к понижению к 2080 г.
Россия является мировым лидером по разведанным запасам природного газа (31,6 % от общемировых запасов и около 22 % мировой добычи). Фактическая их выработанность на настоящий момент не превышает 20 %. Однако структура месторождений неоднородна: 28 % из общего объема разведанных запасов относятся по всем параметрам к высокоэффективным, 14 % - глубокозалегаю-щим, 36 % - удаленным более чем на 500 км от освоенных территорий с развитой инфраструктурой, 9 % - сероводородсодержащим и около 13 % -низконапорным.
Таблица 1
■энергетических ресурсов в мире
Наименование государства Геологические запасы Доля в общемировых запасах, %
нефти, млрд т природного газа, трлн м3 угля, млрд т нефти природного газа угля
Мир в целом 142,7 148,4 984,5 100 100 100
Европа и страны СНГ В том числе Россия 13,3 8,2 61,0 46,9 355,5 157,0 9,3 5,7 39,2 31,6 36,1 15,9
Страны Ближнего Востока 93,4 56,1 65,5 36,0
В том числе:
Саудовская Аравия Иран 36,0 6,36 23,0 — 25,2 4,1 14,8 -
Северная и Южная Америка В том числе: 20,5 14,2 279,5 14,4 9,1 28,4
США 3,8 5,2 250,0 2,7 3,3 25,4
Венесуэла 11,2 4,2 - 7,8 2,7 -
Африка 10,3 11,8 57,1 7,2 7,6 5,8
Азия, Австралия, Океания 5,2 12,6 292,5 3,6 8,1 29,7
Источник: составлено автором на основе прогноза BR Statistical Review of World Energy.
i? -
0L НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Уголь менее экологичен, чем нефть и газ, поэтому доля его в мировом энергетическом балансе постоянно снижается (с 25 % в 1970 г. до прогнозных 20 % к 2020 г.). В основном он используется в качестве топлива для теплоэнергетики и сырья для металлургии. Однако в перспективе после 2040 г. по мере истощения нефтегазовых месторождений доля угля в мировом энергопотреблении может достичь 25—28 %.
Атомную энергетику было принято считать экологически чистым производством электроэнергии. Чернобыльская катастрофа явилась причиной свертывания этой отрасли. Однако атомная энергетика имеет долговременные ресурсы.
На VII Мировой энергетической конференции, проходившей в Москве в 1968 г., была дана оценка содержания урана в морях и океане на уровне 4 • 109 т. Это значит, что данный вид топливно-энергетического ресурса практически неисчерпаем.
Россия располагает богатым гидроэнергетическим потенциалом - на территории нашей страны сосредоточено около 9 % мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами мы занимаем 2-е место в мире после Китая, опережая США, Бразилию и Канаду.
Экономически эффективная часть гидроэнергетического потенциала России составляет более 850 млрд кВтч годовой выработки, что соответствует 75 % от уровня текущего потребления энергии в стране. Степень освоения этой части гидроресурсов составляет около 20 %, в том числе: по районам европейской части страны — 49 %, в Сибири — 20 %, на Дальнем Востоке — 4 % [2, с. 7]. За 2008 г. на гидроэлектростанциях страны выработано 175 млрд кВтч электроэнергии, это — 17,7 % в энергетическом балансе страны.
В XXI в. человечество вплотную столкнулось с проблемами истощения первичных источников энергии и экологической безопасности. Сейчас разведка и освоение новых месторождений нефти — основного энергоносителя — не успевают за объемом добычи ее из недр, действующие месторождения скудеют, увеличивается потребление нефти на транспорте, дорожает бензин.
При этом считается, что недра России изучены крайне слабо: ресурсы полезных ископаемых разведаны лишь на 1/3 ее огромной территории без учета запасов обширнейшего шельфа, поисково-разведочные работы на котором находятся на начальном этапе. По состоянию на начало XXI в. степень разведанности сырьевой базы страны составляет 41 %, в том числе Западной Сибири — чуть более 46 %, европейского Севера — около 51 %, Восточной Сибири — около 10 %, районов морского шельфа — чуть более 4 %.
К середине текущего столетия можно ожидать значительного увеличения производства и использования нетрадиционных видов энергии-солнечной, ветровой, энергии приливов и отливов, геотермальной, биомассы, вторичных ресурсов, использующих энергетический потенциал отходов производства. По прогнозным оценкам структуры потребления энергоресурсов, доля возобновимых источников энергии в суммарном энергетическом балансе мира увеличится по сравнению с 2000 г. в 1,3 раза к 2040 г. и в 2,3 раза - к 2080 г. (табл. 2) [1, с. 49].
Долгосрочный прогноз опирается на анализ развития ситуации в стране и мире по политическим, экономическим, экологическим, социальным, технологическим и другим факторам; выявляются возможности и риски, способные оказать влияние на развитие экономики и социальной сферы.
При этом основное внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам энергосбережения и охраны окружающей среды (ООС) в масштабах страны и промышленных регионов. Следует отметить, что эти направления в концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации освещаются как второстепенные. При реализации программы природоохранные и энергосберегающие мероприятия не выполняются в полном объеме. Основными причинами этого являются недостаточная проработанность механизма исполнения запланированных мероприятий в вопросах конкретизации источников и сроков финансирования, выборе исполнителей всех этапов работ и др.
Таблица 2
Прогноз структуры потребляемых мировых энергоресурсов, %
Энергоресурсы Год
1990 2000 2010 2020 2040 2060 2080
Нефть 39,0 40,4 39,2 37,4 30-40 25-28 18-23
Газ 21,5 22,8 25,5 29,1 34-37 35-40 35-40
Уголь 26,0 21,8 21,1 20,3 20-21 23-25 25-28
Атомная энергия 5,9 6,5 5,6 4,6 3,5-4,0 2,5-3,0 2,0-3,0
Гидроэнергия и другие возобновляемые источники 7,6 8,5 8,9 8,6 10-11 13-15 17-20
Сложившиеся институты и инструменты государственного планирования посредством разработки федеральных целевых программ (ФЦП) развития отраслей на среднесрочную и долгосрочную перспективу, приоритетных национальных проектов, сценариев экономического роста недостаточны для выработки работоспособной долгосрочной государственной социально-экономической стратегии.
Практика реализации программ показала, что программно-целевое планирование осуществлялось без тщательной проработки всех финансовых, временных, технико-технологических элементов планируемых мероприятий, что привело к невыполнению таких значимых для экономического роста страны ФЦП, как «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года» и «Отходы».
ФЦП «Отходы» предусматривала решение следующих важнейших задач:
• снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
• сокращение на основе применения новых технологических решений видов и объемов токсичных и опасных отходов;
• повышение уровня использования отходов;
• эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичных материальных и энергетических ресурсов в сложившихся региональных производственных структурах;
• экологически безопасное размещение отходов;
• целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на удаление отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. Финансирование предусматривалось из
средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников. Как показал проведенный нами анализ результатов выполнения программы недостаточное инвестирование мероприятий не явилось главной причиной их срыва, и даже при финансировании исполнителей в определенные временные этапы в объеме, доходящем до 97,9 % от предусмотренного программой, средства были освоены лишь на 51 % [5, с. 39].
Проблема энергосбережения и создания безотходных технологий приобретает все большее значение, т. к. природное сырье с течением времени истощается, что заставляет перерабатывать более бедные руды и разрабатывать сложные залежи полезных ископаемых, требующие значительных дополнительных затрат. В результате производства параллельно идет процесс накопления отходов,
54 -
которые по своему составу являются вторичными ресурсами.
По оценкам природоохранных органов, в нашей стране на производство готовой продукции используется лишь 20 % добываемого сырья, ежегодно образуется до 20 млн т токсичных промышленных отходов. В настоящее время накоплено более 18 млрд т отходов горно-металлургического производства, в которых процентное содержание полезных компонентов часто сопоставимо с аналогичными показателями природных руд, а переработка их при существующем уровне техники и технологии часто рентабельна.
Следует отметить, что в производство вовлекается лишь 14 % годового образования отходов горного передела, 10 % - обогащения, 40 % - металлургического производства. Отходы металлургии используются у нас далеко не в полной мере, во вторичное сырье переходит лишь около 20 % металлов, пригодных для повторного использования, и 30 % вторичных энергетических ресурсов [5, с. 36]. Отсюда следует, что использование вторичного сырья и энергии является значительным резервом ресурсосбережения.
Вопросы энергосбережения непосредственно связаны с экологическими факторами. Оценка воздействий вредных выбросов на окружающую среду производится с учетом экологической обстановки в регионах с целью принятия необходимых мер по предупреждению возможных негативных экологических последствий реализации хозяйственной деятельности.
В настоящее время государственный учет выбросов загрязняющих веществ ведется более чем на 17 тыс. предприятий страны. Ежегодно эти выбросы составляют около 25 млн т, причем в период 1990-2000 гг. шло их снижение, в основном из-за спада производства в отраслях, являющихся основными загрязнителями атмосферы: теплоэнергетике, черной и цветной металлургии (рис. 1).
По данным Госкомстата России, в 2008 г. сбросы загрязненных сточных вод по нашей стране составили 17,5 млрд м3, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, - 20,6 млн т. Из них на города Норильск, Новокузнецк, Череповец, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, где расположены предприятия энергетики, черной и цветной металлургии, приходится 17,9 % вредных выбросов, в том числе на г. Норильск - 9,7 % [8]. Для сравнения экологической обстановки в 2008 г. в этих городах представлены данные по Москве как неблагополучному по загрязнениям городу: объем
Легкая Оборонная Пищевая Химическая Деревообработка Угольная Промстройматериалы Газовая Машиностроение Нефтепереработка Нефтедобыча Черная металлургия Цветная металлургия Электроэнергетика
0,4 □ 0,8
1,7
2,6 □ 2,9
3,5 ] 3,7 3,9 4
7,8
Рис. 1. Доля отраслей в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух промышленностью в 2008 г, млн т
15,1
20,4
22,8
10
15
20
25
выбросов в г. Москве оценивается в 79 тыс. т, а в г. Норильске — 1 990,5 тыс. т.
Исключительно важен и другой момент: уровень улавливания и обезвреживания вредных выбросов от стационарных источников в настоящее время составляет 18—29 % от общего объема их образования.
Как видно, приведенные данные подтверждают необходимость рассматривать вопросы энергосбережения и охраны окружающей среды в качестве приоритетных при разработке стратегии экономического развития страны. Назрела необходимость широкомасштабного перевооружения производственных комплексов на основе инновационных безотходных технологий, в том числе и путем заимствования и адаптации западных разработок. В основу этого процесса необходимо заложить принципы энергетической и экологической безопасности, рационального использования энергетических, материально-сырьевых и вторичных ресурсов.
Развитие хозяйственного комплекса России во многом определяется высокими темпами роста потребления тепловой и электрической энергии. На развитие топливно-энергетического хозяйства страны расходуется около 1/3 всех капиталовложений в промышленность. Однако согласно расчетам из 1,7 млрд т условного топлива (т у т.), расходуемого в стране за год, полезно используется примерно 700 млн т у. т.
Вместе с тем современное промышленное производство представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных агрегатов, потребляющих
и одновременно генерирующих различные виды энергии. Часть ее расходуется непосредственно в технологическом процессе, излишки же выбрасываются в окружающую среду, в то время как эта энергия может быть использована для энергоснабжения предприятий как вторичный энергоресурс.
Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) — это сопутствующая энергия, образующаяся в технологическом производстве, использование которой не является обязательным для основного технологического процесса. В условиях большой энергоемкости производств, когда доля энергозатрат в стоимости ряда производственных циклов достигает 40—60 %, максимальное использование ВЭР является одним из наиболее эффективных путей экономии первичного топлива, следствием чего является снижение экологического ущерба промышленному региону.
Утилизация ВЭР также позволяет существенно уменьшить себестоимость энергии, т. к. затраты на ее производство при использовании ВЭР в 1,5—2 раза ниже расходов надобычу топлива и получение энергии в котельных и тепловых электрических станциях.
Иными словами, использование ВЭР может рассматриваться как применение в производстве энергосберегающих технологий, направленных на охрану окружающей среды и сокращение добычи и потребления природных топливно-энергетических ресурсов, большинство из которых являются невозобновимыми.
Утилизация ВЭР также позволяет в 1,5—2 раза уменьшить затраты на создание соответствующих
- 55
5
0
5
18%
30%
□ Экономия средств в топливно-добывающей
промышленности - 8%
□ Экономия затрат на теплогенерирующие установки ТЭС и котельных - 9%
□ Экономия топлива для теплоснабжения промышленного региона - 29%
□ Экономия электроэнергии при комбинированной схеме теплоэлекгроснабжения - 6%
■ Социальный эффект - 18%
□ Экологический эффект - 30% Рис. 2. Экономический эффект от использования вторичных энергоресурсов предприятий цветной металлургии
энергогенерирующих установок, сжигающих природное топливо. Однако использование ВЭР в нашей стране, как следует из диаграммы, построенной автором по данным Госкомстата России, составляет лишь около 20 % от их суммарного выхода в технологическом производстве [8].
На диаграмме (рис. 2) показаны составляющие экономического эффекта от использования ВЭР в результате энергосбережения - экономии топлива и электроэнергии в цветной металлургии. Однако эту оценку нельзя ограничивать только энергетическими показателями. Особое значение имеет учет социальных и экологических факторов эффективности утилизации. Их доля в суммарном экономическом эффекте составляет около 50 %.
Охлаждение отходящих газов металлургических агрегатов без разбавления атмосферным воздухом позволяет использовать не только их энергетический потенциал, но и способствует более полному улавливанию ценных компонентов, уносимых с газами (серы, металлов), создает предпосылки для снижения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды отходами производства.
В целом эксперты клуба «Стратегическая матрица» Института экономических стратегий сделали вывод, что в долгосрочной перспективе положение нашей страны, располагающей огромным природным и сырьевым потенциалом, представляется более стабильным по сравнению с большинством других стран.
Таким образом, предварительный анализ позволяет сделать вывод о том, что роль России в ресурсном балансе планеты и международном разделении труда в XXI в. высока и стратегической линией развития страны в посткризисный период является выход в лидеры инновационного развития с целью сохранения устойчивого развития в долгосрочной перспективе, для чего необходимо, в частности:
56 -
1) активно разрабатывать новые энергосберегающие технологии с целью повышения эффективности производства;
2) увеличить инвестиции в исследования по использованию альтернативных возобновляемых и неисчерпаемых источников энергии;
3) освободить экономику от чрезмерной привязки к экспорту нефтегазовых ресурсов;
4) жестко регулировать долю участия транснациональных западных корпораций в сфере добычи полезных ископаемых нашей страны, не допустить утраты контроля за ее природными богатствами;
5) расширять освоение ресурсов на территориях других государств, привлекать инвестиции в топливно-энергетический комплекс России;
6) на особый контроль государства взять стимулирование работ по природоохранной деятельности, особенно в промышленных регионах с острыми экологическими проблемами.
Список литературы
1. Байков Н, Безмельница Г. Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 5. С. 49.
2. Гидроэнергетические ресурсы страны — залог экономического роста / Российская газета. 25.06.2007, № 133п (4396).
3. Кузык Б. Н, Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. Изд. 2-е. М.: Экономика, 2005.
4. Кузык Б. Н. Россия и мир в XXI веке. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
5. Погребняк Р. Г. Формирование эколого-экономичес-кого механизма энергосбережения. М.: ВГНА, 2005.
6. Framework for Action on Energy. The WEHAB Working Group. 2002.
7. International Energy Agency. Key World Energy Statistics from the IEA. 2002. Paris, 2002.
8. URL: www.gks.ru. /bgd/regl/b09.