13. р. Кадага 50
14. р. Каралак 100
15. р. Таик 50
16. р. Горный 50
17. р. Ламака 50
18. р. Ундытынмакит 100
19. р. Ундытын 100
20. р. Лиственничный 50
21. р. Каркасный 50
22. р. Ундыткан 100
23. р. Укикит 100
Размеры водоохранных зон, приведенных в таблице № 2 в период дальнейших научно-исследовательских работ, могут измениться, так как реки практически не изучены (могут быть установлены участки водных объектов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки и др.).
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № FWRS-2024-0031.
Литература
1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 08.08.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения: 27.08.2024).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, от 30.11.2019 № 1547 от 10 января 2009 г. № 17 г. Москва «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
DOI: 10.24412/cl -37269-2024-1-169-171
ЭНЕРГЕТИКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Павлов Н.В., Иванова А.Е., Старостина А.Е.
ИФТПС СО РАН, г. Якутск pavlov [email protected]
Республика Саха (Якутия) обладает значительным энергетическим потенциалом, который многократно превышает её потребности. Развитие ТЭК региона осложнено суровым климатом и транспортной изолированностью, что требует уникальных решений для повышения энергоэффективности. Важным направлением является разработка и совершенства-ование подходов для устойчивого развития энергетики с учетом технологических тенденций.
Республика Саха (Якутия) - один из ключевых регионов Российской Федерации, обладающий значительным энергетическим потенциалом. Этот потенциал многократно превышает текущие и прогнозируемые потребности региона, что позволяет Якутии играть важную роль в формировании топливно-энергетического баланса (ТЭБ) не только на уровне Дальнего Востока и Восточной Сибири, но и России в целом. Для эффективного развития регионального топливно-энергетического комплекса (ТЭК) важно придерживаться системного подхода к анализу и обоснованию предлагаемых решений, рассматривая ТЭК как целостную систему взаимосвязанных предприятий и компаний, связанных между собой производством и потреблением энергоресурсов [1].
Топливно-энергетический комплекс Республики включает все ключевые отрасли, за исключением атомной энергетики. Это угольная, нефтяная, газовая промышленности, электро- и теплоэнергетика, а также системы снабжения потребителей. ТЭК является основой экономической и социальной стабильности региона, обеспечивая его потребности в энергетических ресурсах [2-6].
Энергетическая система северных регионов, в том числе Якутии, существенно отличается от аналогичных систем страны. Важнейшая задача энергетической политики на Севере -обеспечение надежного и бесперебойного снабжения энергоресурсами потребителей, а также поддержка социального и экономического развития посредством обеспечения энергией на перспективу потребителей региона. Одновременно необходимо учитывать экологические требования, ужесточая контроль за воздействием энергетики на окружающую среду и здоровье человека [7, 8].
Рассмотрим особенности отдельных аспектов, включенных в иерархию задач разработки стратегии развития энергетики северных регионов [7]. На основе многолетних исследований Петровым Н.А. обоснована схема формирования энергетической политики региона и ее реализации начиная с анализа специфических тенденций в развитии энергетики регионов Севера, с учетом их природно-климатических и социально-экономических особенностей, обоснования возможных сценариев их социально-экономического развития и заканчивая механизмом реализации энергетической стратегии, обеспечивающей условия такого развития. Схема постоянно актуализируется.
Развитие топливно-энергетического комплекса Якутии сопряжено с рядом проблем. Это низкий уровень освоения природных ресурсов, недостаточная транспортная инфраструктура, высокие тарифы на энергоносители и значительная зависимость от федерального бюджета. Усложняют ситуацию суровые климатические условия и географическая удаленность населенных пунктов. Все эти факторы требуют особого подхода к развитию энергоснабжения региона, где применение стандартных решений зачастую неэффективно.
Топливно-энергетический баланс Якутии также характеризуется разделением на зоны централизованного и децентрализованного энергоснабжения. В зоне централизованного энергоснабжения, которая занимает лишь 36% территории республики, проживает 85% населения. Зона децентрализованного электроснабжения охватывает оставшиеся 64% территории, на которых живет лишь 15% населения. Основной проблемой этих районов является сложная транспортная доступность, что увеличивает расходы на топливоснабжение и усложняет реализацию инфраструктурных проектов. Эксплуатация энергетического оборудования в условиях экстремального климата сопровождается значительными расходами на обслуживание электросетей, ускоренным износом оборудования и увеличением эксплуатационных затрат. В этих условиях обеспечение надежного теплоснабжения населения и промышленных объектов приобретает критическое социально-экономическое значение. Однако высокая степень территориальной рассредоточенности объектов теплоснабжения существенно ограничивает возможности для устойчивого и эффективного энергоснабжения. Технические проблемы, накопившиеся за годы, связаны с тем, что развитие теплоснабжающей инфраструктуры в регионе было ориентировано на применение упрощенных и экономически минимизированных решений. Особую уязвимость демонстрируют труднодоступные и энергетически изолированные районы, которые оказываются в неравных условиях по сравнению с территориями, обладающими более развитой инфраструктурой. В условиях сложной логистики и несовершенства экономических механизмов северного завоза для обеспечения энергетической безопасности и стабильного функционирования предприятий требуются значительно большие усилия и ресурсы [9-11].
Анализ существующих исследований, направленных на изучение систем энерго- и топливоснабжения северных регионов, демонстрирует необходимость дальнейшего развития методов комплексного анализа, учитывающих природно-климатические, социально-экономические и энергетические, экологические особенности этих территорий. Совершенствование моделей прогнозирования требует интеграции этих факторов, что особенно важно в контексте технологических тенденций и их влияния на разработку и реализацию региональной энергетической политики на Севере. Учитывая специфические условия жизни и труда, ресурсную базу и особенности социально-экономического развития северных регионов, необходимо дифференцированное применение подходов к их хозяйствованию и планированию энергетических процессов.
Заключение. Анализ топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) выявил ключевые проблемы и особенности, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития региона. Эти факторы включают социально-экономические, природно-климатические и отраслевые аспекты, а также энергетические и экологические особенности. Этап с 2035 по 2050 годы предусматривает инновационное развитие энергетики, включая внедрение высокоэффективных технологий и переход к использованию новых источников энергии. Разработка научно обоснованной стратегии развития ТЭК республики, особенно в контексте перехода к новым энергетическим технологиям, остается актуальной задачей.
Работа выполнена в рамках проекта государственного задания № FWRS-2024-0031 программы фундаментальных исследований РФ на 2021—2030 гг.
Литература
1. Мелентьев Л.А. Методология системных исследований в энергетике. 1983. 455 с.
2. Иванова А.Е., Павлов Н.В., Петрова Т.Н. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 11 (446). С. 2123-2137
3. Zakharov V., Prokhorov D., Pavlov N. Russian arctic region energy balance (Republic of Sakha (Yakutia)). E3S Web of Conferences. V114. 2019. С. 02005. DOI: 10.1051/e3sconf/201911402005
4. Петров Н.А., Ефимов В.М., Алексеев Н.Н., Ситников В.С. Состояние и основные задачи инновационного развития нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) // Наука и образование. 2012. № 1. С. 35-39.
5. Соколов А.Д., Такайшвили Л.Н., Петров Н.А., Павлов Н.В. Угольная промышленность Республики Саха (Якутия): существующее состояние и возможности развития // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 4 (44). С. 63-69.
6. Pavlov N., Petrov N. Coal industry of the republic of sakha (yakutia): tools and forecast. E3S Web of Conferences. V77. 2019. С. 03002. DOI: 10.1051/e3sconf/20197703002
7. Петров Н.А. Научно-методические основы и практика формирования стратегий развития энергетики регионов Севера (на примере Якутии). автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Иркутск, 1996. 63 с.
8. Павлов Н.В., Пинигин Д.Д. Особенности освоения и техногенное воздействие Эль-гинского угольного комплекса на природную среду // сборник ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ. Инновационное развитие и управление. 2015. С. 511-515.
9. Zakharov V.E., Ivanova A.E., Petrova T.N. The current state, problems and perspective of development on the North region's housing and utilities: after the example of the Republic of Sakha (Yakutia). 2020 international multi-conference on industrial engineering and modern technologies, fareastcon 2020. DOI: 10.1109/FarEastCon50210.2020.9271489
10. Кузьмин А.Н., Михеева Е.Ю., Павлов Н.В. Перспективы развития малой теплофикации в Республике Саха (Якутия). Новосибирск. Изд. СО РАН. 101 с.
11. Санеев Б.Г., Иванова И.Ю., Тугузова Т.Ф., Петров Н.А. Нетрадиционная энергетика в энергоснабжении изолированных потребителей регионов Севера // сборник Проблемы нетрадиционной энергетики. Материалы научной сессии Президиума Сибирского отделения РАН. Новосибирск, 2006. С. 55-70.