Научная статья на тему 'Анализ субсидирования тепловой энергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)'

Анализ субсидирования тепловой энергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ТРУДНОДОСТУПНОСТЬ / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / ДОСТАВКА ТОПЛИВА / ARCTIC ZONE / THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) / DIFFICULT-TO-ACCESS / HEAT SUPPLY / HEAT PRIME COST / FUEL DELIVERY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Иванова Альбина Егоровна, Захаров Василий Егорович, Петрова Татьяна Николаевна

Цель анализ динамики субсидирования теплоснабжения Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Для достижения цели использованы методы статистического, сравнительного и факторного анализов себестоимости производства теплоэнергии на основе статистических данных и сведений энергоснабжающих организаций Якутии. Были собраны и проанализированы сведения о выработке тепловой энергии, структуре стоимости топлива, используемого для производства тепла, в т.ч. стоимости закупки у поставщиков, доставки по магистральному, внутриулусному транспорту, а также о затратах на хранение. Были выделены районы с наиболее сложной схемой доставки топлива Верхоянский, Усть-Янский, Момский улусы. Рассчитаны необходимые среднегодовые объемы субсидирования по всем Арктическим улусам с учетом площади и этажности жилого фонда с центральным отоплением. Проведен факторный анализ структуры себестоимости производимой теплоэнергии. Выявлена динамика изменения субсидируемой части тарифов теплоснабжения, на основе которого выполнен прогноз изменения тарифов на теплоэнергию до 2023 г. Оценены объемы субсидирования. Определено, что при наблюдаемом среднегодовом увеличении транспортных затрат топливоснабжения на 13% себестоимость производства теплоэнергии в Арктической зоне Якутии повышается на 6%. В результате ежегодно ожидаемый темп роста субсидий составит 4,4%, и к 2030 г. объем субсидирования теплоэнергии по сравнению с 2018 г. повысится в 1,5 раза. При изменении большинства факторов, влияющих на рост тарифов на тепло, охват субсидируемой части населения, а также сам объем могут увеличиться. Это обусловлено низким уровнем среднедушевого дохода населения на Севере и косвенно ежегодным удорожанием конечной стоимости топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Иванова Альбина Егоровна, Захаров Василий Егорович, Петрова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of thermal energy subsidizing in the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone

The purpose is to analyze the heat supply subsidizing dynamics in the Arctic zone of the Sakha Republic (Yakutia). To achieve the purpose, the methods of statistical, comparative and factor analysis of heat production cost based on statistical data and information from energy supply companies in Yakutia are used. The authors have collected and analyzed the information on heat generation, structure of the cost of fuel used for heat production including the cost of purchase from suppliers, delivery via mainline and intra-settlement transport as well as storage costs. The regions with the most complicated fuel delivery scheme are identified: they are Verkhoyansky, Ust-Yansky and Momsky uluses. The necessary average annual amounts of subsidies for all Arctic uluses are calculated considering the area and number of floors of the housing stock with central heating. The factor analysis of the structure of the produced heat energy cost is carried out. Having revealed the variation dynamics of heat tariff subsidized part, the forecast of changes of heat supply tariffs is made for the period up to 2023. The subsidizing amount is estimated. It is determined that the observed average annual increase in fuel supply transport costs by 13% leads to 6% growth in the cost of heat production in the Arctic zone of Yakutia. As a result, the expected annual growth rate of subsidies will be 4.4%, and by 2030, the amount of heat energy subsidies will increase by 1.5 times compared to 2018. If most of the factors affecting the growth of heat tariffs change the coverage of the subsidized part of population, as well as the amount itself, may increase. This is due to the low per capita income in the North and another indirect factor is the annual increase in the final cost of fuel.

Текст научной работы на тему «Анализ субсидирования тепловой энергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)»

Оригинальная статья / Original article УДК 53.084.86

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2020-1 -123-134

Анализ субсидирования тепловой энергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)

© А.Е. Иванова, В.Е. Захаров, Т.Н. Петрова

Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН, г. Якутск, Россия

Резюме: Цель - анализ динамики субсидирования теплоснабжения Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Для достижения цели использованы методы статистического, сравнительного и факторного анализов себестоимости производства теплоэнергии на основе статистических данных и сведений энергоснабжающих организаций Якутии. Были собраны и проанализированы сведения о выработке тепловой энергии, структуре стоимости топлива, используемого для производства тепла, в т.ч. стоимости закупки у поставщиков, доставки по магистральному, внутриулусному транспорту, а также о затратах на хранение. Были выделены районы с наиболее сложной схемой доставки топлива - Верхоянский, Усть-Янский, Момский улусы. Рассчитаны необходимые среднегодовые объемы субсидирования по всем Арктическим улусам с учетом площади и этажности жилого фонда с центральным отоплением. Проведен факторный анализ структуры себестоимости производимой теплоэнергии. Выявлена динамика изменения субсидируемой части тарифов теплоснабжения, на основе которого выполнен прогноз изменения тарифов на теплоэнергию до 2023 г. Оценены объемы субсидирования. Определено, что при наблюдаемом среднегодовом увеличении транспортных затрат топливоснабжения на 13% себестоимость производства теплоэнергии в Арктической зоне Якутии повышается на 6%. В результате ежегодно ожидаемый темп роста субсидий составит 4,4%, и к 2030 г. объем субсидирования теплоэнергии по сравнению с 2018 г. повысится в 1,5 раза. При изменении большинства факторов, влияющих на рост тарифов на тепло, охват субсидируемой части населения, а также сам объем могут увеличиться. Это обусловлено низким уровнем среднедушевого дохода населения на Севере и косвенно - ежегодным удорожанием конечной стоимости топлива.

Ключевые слова: Арктическая зона, Республика Саха (Якутия), труднодоступность, теплоснабжение, себестоимость теплоснабжения, доставка топлива

Информация о статье: Дата поступления 08 ноября 2019 г.; дата принятия к печати 12 декабря 2019 г.; дата онлайн-размещения 28 февраля 2020 г.

Для цитирования: Иванова А.Е., Захаров В.Е., Петрова Т.Н. Анализ субсидирования тепловой энергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2020. Т. 24. № 1. С. 123-134. https://doi.org/10.21285/1814-3520-2020-1-123-134

Analysis of thermal energy subsidizing in the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone

Albina E. Ivanova, Vasily E. Zakharov, Tatiana N. Petrova

Larionov Institute of Physical and Technical Problems of the North SB RAS, Yakutsk, Russia

Abstract: The purpose is to analyze the heat supply subsidizing dynamics in the Arctic zone of the Sakha Republic (Yakutia). To achieve the purpose, the methods of statistical, comparative and factor analysis of heat production cost based on statistical data and information from energy supply companies in Yakutia are used. The authors have collected and analyzed the information on heat generation, structure of the cost of fuel used for heat production including the cost of purchase from suppliers, delivery via mainline and intra-settlement transport as well as storage costs. The regions with the most complicated fuel delivery scheme are identified: they are Verkhoyansky, Ust-Yansky and Momsky uluses. The necessary average annual amounts of subsidies for all Arctic uluses are calculated considering the area and number of floors of the housing stock with central heating. The factor analysis of the structure of the produced heat energy cost is carried out. Having revealed the variation dynamics of heat tariff subsidized part, the forecast of changes of heat supply tariffs is made for the period up to 2023. The subsidizing amount is estimated. It is determined that the observed average annual increase in fuel supply transport costs by 13% leads to 6% growth in the cost of heat production in the Arctic zone of Yakutia. As a result, the expected annual growth rate of subsidies will be 4.4%, and by 2030, the amount of heat energy subsidies will increase by 1.5 times compared to 2018. If most of the factors affecting the growth of heat tariffs change the coverage of the subsidized part of population, as well as the amount itself, may increase. This is due to the low per

capita income in the North and another indirect factor is the annual increase in the final cost of fuel.

Keywords: Arctic zone, the Sakha Republic (Yakutia), difficult-to-access, heat supply, heat prime cost, fuel delivery

Information about the article: Received November 08, 2019; accepted for publication December 12, 2019; available online February 28, 2020.

For citation: Ivanova AE, Zakharov VE, Petrova TN. Analysis of thermal energy subsidizing in the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2020;24(1):123-134. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/1814-3520-2020-1-123-134

1. ВВЕДЕНИЕ

К Арктической зоне Республики Саха (Якутия) относится 5 прибрежных улусов (районов), имеющих непосредственный выход к Северному Ледовитому океану: Ал-лаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Усть-Янский, а также 8 улусов, имеющих большую схожесть характерных особенностей и климатических условий с этой зоной - Оленекский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский, Жиганский, Абый-ский, Момский, Среднеколымский, Верхнеколымский.

Одной из ключевых проблем Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на протяжении долгих лет остается снижение затрат при доставке топливно-энергетических ресурсов для производства электроэнергии и теплоэнергии.

Проблемы в топливоснабжении Арктической зоны обусловлены такими же факторами, что и для всех труднодоступных территорий Севера России:

- сложной транспортной схемой доставки с несколькими перевалками на различные виды транспорта (морской, речной, автомобильный), что значительно увеличивает конечную стоимость топлива;

- необходимостью досрочного завоза топлива и материально-технических ресурсов, связанной с короткими сроками навигации и автозимников, в связи с чем понижаются качественные показатели энергоресурсов;

- необходимостью создания депо-национных запасов топлива и материально-технических ресурсов, что ведет к замораживанию оборотных и других средств на срок до полутора лет [1-12].

2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СТОИМОСТИ И РАСХОДА КОТЕЛЬНО-ПЕЧНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТЕПЛОЭНЕРГИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Ежегодно в Арктическом улусе на производство электро-, теплоэнергии расходуется около 353 тыс. т у. т.1, что составляет около 15% от общего потребления в республике. Наибольшее количество топлива расходуется на производство тепла (76%). В структуре используемого котель-но-печного топлива большая половина приходится на уголь (59,7%), потребление нефти и газоконденсат находятся на уровне 26,1 и 9,3%, дизельное и древесное топливо составляют 4,0 и 0,8%, соответственно (рис. 1).

На производство тепла в Арктической зоне в 2018 г. было израсходовано около 168 тыс. т у. т. угля. Колымская и Ин-дигирская группы улусов снабжаются углем Зырянского Разреза, расположенного в Арктической зоне (Верхнеколымский район). Для районов, расположенных на нижнем течении р. Лена и на бассейне р. Яна, уголь завозится из Джебарики-Хаинского разреза (Томпонский улус). Кроме того, в Момский улус завозится Аркагалинский уголь из Магаданской области.

Потребление сырой нефти в Арктических улусах имеет тенденцию снижения. В 2018 г. сырой нефтью были снабжены восемь улусов Арктической зоны в объеме более 73 тыс. т у. т. в год. По сравнению с 2015 г. потребление снизилось на 10%. Из общего объема около двух третей составила нефть Талаканского нефтегазоконден-сатного месторождения (НГКМ) Ленского

Здесь и далее указана оценка авторов на основе отчетных сведений ресурсоснабжающих организаций.

9,3%

2018

0,8%;

, lSp2% 9,2%015 ^ЧИк

26,2%

52,2%

' 59,7%

= Уголь

* Нефть

* Дизельное топливо " Дрова

Газоконденсат

Рис. 1. Структура расхода котельно-печного топлива для производства теплоэнергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) в 2018 г Fig. 1. Boiler and furnace fuel consumption structure for heat production in the Arctic zone

of the Sakha Republic (Yakutia) in 2018

улуса. Остальная часть была доставлена с Иреляхского НГКМ Мирнинского района. Наибольший объем нефти потребляется в Булунском, Нижнеколымском и Аллаихов-ском улусах.

Газоконденсат доставляется в пять улусов. Наибольшее количество потребляется в Анабарском и Булунском улусах, что связано с более рациональной логистикой доставки с мест производства. В структуре потребления газоконденсата в Арктической зоне доля этих районов составляет 42% и 39%, соответственно.

Потребление дровяного топлива все еще наблюдается в труднодоступных населенных пунктах Момского и Эвено-Бытантайского улусов около 2 тыс. т у. т. в год.

В 2018 г. в Арктических районах выработано около 5958 тыс. ГДж теплоэнер-гии, что составляет 10% от всего производства теплоэнергии в республике. При этом полезное потребление теплоэнергии уменьшается, а потери в теплосетях с каждым годом увеличиваются. Отчасти это обусловлено отнесением к потерям в теплосетях жилого фонда.

Рост стоимости поставки топлива происходит как за счет повышения заку-

почной цены в пунктах отпуска, так и за счет роста транспортных услуг по доставке топлива до пунктов назначения. В результате конечная цена ресурса в несколько раз превышает его закупочную цену (рис. 2).

Если средняя закупочная цена газоконденсата у поставщиков составляла 18,5 тыс. руб. за тонну, то с доставкой у конечного потребителя в Анабарском районе цена повысилась более чем в 2 раза. Конечная стоимость угля в Верхоянском районе превышает ее закупочную цену в 5-6 раз и составляет более 22 тыс. руб. за тонну [13].

Рост стоимости топливоснабжения приводит к увеличению себестоимости производства теплоэнергии, что в конечном счете отражается на приросте объемов субсидирования теплоснабжения. По сравнению с 2015 г., средний экономически обоснованный тариф (ЭОТ) увеличился на 36%, при этом объем субсидирования - на 37% за весь период.

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются на поселенческом уровне и утверждаются Комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия), регулируются государством и определяются на основе затрат производителей, целью кото-

рого является доступность всех категории населения к услугам теплоснабжения. Таким образом, в среднем за период с 2015 по 2018 г. 90,8% ЭОТ на теплоэнергию субсидируется из регионального бюджета. Соответственно, часть ЭОТ, оплачиваемая населением, составляет 9,2%.

Основным поставщиком теплоэнергии является ГУП «ЖКХ РС(Я)» (государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)), в ведении которого находится около половины котельных Арктической зоны. Максимальный тариф отмечен в Верхоянском и Эвено-Бытантайском улусах, где основным видом топлива выступают уголь и нефть, соответственно. Средний экономически обоснованный тариф в Арктических районах составляет 1706 руб. за 1 ГДж.2. Результаты расчета объемов субсидирования на тепловую энергию в динамике приведены в табл. 1 [14].

Как видно из таблицы, наиболее крупными субсидируемыми улусами Арктики являются Момский, Усть-Янский, и Верхоянский районы. Эти улусы характеризуются наибольшим расстоянием доставки котельно-печного топлива.

В Момском улусе для производства теплоэнергии потребляются все виды энергоресурсов. Как известно, основная часть топлива завозится из других районов республики и регионов страны. В среднем объем потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) составляет 18 тыс. т у. т. Таким образом, половина потребляемого угля поставляется с Аркагалинского угольного месторождения Магаданской области наземным путем, другая половина завозится с зырянского угольного разреза Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Цена угля у поставщиков разнится почти в 1,8, а затраты на доставку - в 1,2 раза в пользу аркагалинского угля. Поэтому доставка местного угля до Момского улуса выходит дороже в 1,6 раза. Более 70% всей тепловой энергии в районе производится на дизельном топливе. В качестве основного котельно-печного топлива используется дизельное топливо, которое вырабатывает более 70% всей производимой тепловой энергии района. Доля дизельного топлива в стоимостной структуре ТЭР по стоимости закупки и доставки занимает 68,8%. Потребление газоконденсата достигает 17,8% потребления ТЭР для

2018

7,4% .

8,7%

39,0%

й Цена у поставщика

- Водный фрахт

- Наземный транспорт

■ Внутриулусный транспорт

■■■ Хранение, переработка и взвешивание сырья

38,6%

Рис. 2. Структура средней стоимости доставки топлива в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) в 2015 и 2018 г Fig. 2. Structure of the average cost of fuel transportation in the Arctic zone of the Sakha Republic (Yakutia) in 2015 and 2018

2

Оценка авторов.

Таблица 1

Объемы субсидирования на теплоэнергию для населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)

Table 1

Amount of heat subsidies to population in the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone

Годы

Районы 2015 2016 2017 2018

сумма субсидирования на тепловую энергию, млн руб.

Абыйский 271 314 335 390

Аллаиховский 234 241 281 275

Анабарский 219 283 282 313

Булунский 391 404 446 462

Верхнеколымский 177 171 164 180

Верхоянский 794 804 1021 1191

Жиганский 163 176 223 249

Момский 434 443 496 542

Нижнеколымский 286 303 309 318

Оленекский 274 275 314 373

Среднеколымский 339 389 368 401

Усть-Янский 327 647 697 714

Эвено-Бытантайский 185 206 235 245

Адресные субсидии малообеспе-

ченным семьям по арктическим улу- 52 53 50 42

сам

Итого 4147 4709 5223 5693

производства тепла. Затраты по закупке, доставке и хранению занимают 19,6%, из которых пятая часть расходуется на хранение. В Арктических улусах, в основном в Момском, используется дровяное топливо, здесь расходуется 97,8% потребляемых дров по всей Арктике.

Усть-Янский район тоже характеризуется сложной транспортной схемой доставки топлива «река-море-река». Уголь, завозимый с Джебарики-Хаинского разреза, занимает в структуре потребления около 75% от объема и столько же - в структуре затрат с доставкой. Большую часть затрат занимает доставка с месторождения до района - 68,2%, внутриулусная транспортировка - 12,9%, стоимость закупки составляет всего 18%. Вторым топливом, используемым для выработки тепла в котельных, является сырая нефть, которая завозится с

Иреляхского и Талаканского НГКМ. В конечной стоимости нефти транспортная составляющая занимает чуть более половины.

Одной из самых сложных схем доставки топлива для котельных имеет Верхоянский улус. В нормальном режиме уголь завозится до промежуточных складов водным путем, при срыве навигации недостаток угля завозится автозимниками. Навигационный период завоза грузов для потребителей, расположенных в бассейнах рек Яна и Индигирка, длится с конца мая до середины сентября, всего 3,5 мес. На самих указанных северных реках навигация открывается после первой декады июня. Во время навигационного периода возможны разные по длительности перерывы движения судов на различных участках, обусловленные в том числе такими природно-климатическими факторами как штормовая

обстановка, низкий уровень воды, неблагоприятная обстановка на барах рек (нагонные ветра, шторм). Непостоянство условий прохождения навигации обусловливает неравномерный поток грузов, что также осложняет его переработку в пунктах перегрузки. Возникновение очередей в таких пунктах - явление нередкое (рис. 3) [15]. Общая стоимость доставки угля в район с учетом хранения составляет 88,3% от всех расходов, направляемых для обеспечения топливом котельных. Расходы на поставляемое в качестве резервного дизельного

топлива составляют менее 1%.

В ходе анализа структуры экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) на теп-лоэнергию представленных районов выявлены льготная и субсидируемая доли за период с 2015 по 2018 г. Динамика показывает стабильный рост как льготной части тарифа, так и субсидируемой. Из-за высоких тарифов роста тарифов в Верхоянском районе субсидируемая часть ЭОТ растет быстрее и увеличивается в структуре, поэтому доля льготных тарифов для населения сокращается до 7,3% (рис. 4).

Рис. 3. Степень и функционировавшие периоды для 2016 г., водные пути для доставки угля удаленному труднодоступному потребителю Республики Саха (Якутия) [15,16] Fig. 3. Extent and operation periods (for 2016), waterways for coal delivery to remote hard-to-reach consumers of the Sakha Republic (Yakutia) [15,16]

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,3% 7,3%

450

400

350

300

250

200

150

Льготный тариф (руб. за 1 ГДж)

¡ess« Доля субсидий на потребление 1 ГДж (руб за 1 ГДж)

_ -Потребление теплоэнергии (103 ГДж)

с

Рис. 4. Льготный тариф, субсидия и потребление теплоэнергии в Момском (а), Усть -Янском (b),

Верхоянском (c) районах Арктической зоны Республики Саха (Якутия) Fig. 4. Discount rate, subsidies and consumption of heat in Momsky (a), Ust-Yansky (b), Verkhoyansky (c)

regions of the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone

Доходы населения определяют экономическую доступность услуг энергоснабжения в зависимости от объема потребления [17]. В децентрализованной зоне уровень среднедушевых и реально располагаемых доходов населения из года в год снижается. В целом за период наблюдалось как снижение численности населения, так и реально располагаемые доходы населения (рис. 5). Дальнейший ускоренный рост тарифов для населения может привести к неплатежеспособности, что приведет к задержке оплаты за потребленные ресурсы и

увеличению дебиторской задолженности сбытовой компании.

Ежегодный темп роста объемов субсидирования совпадает с темпом роста экономически обоснованных тарифов. При этом прослеживается замедление темпов роста по обоим показателям (рис. 6).

Для факторного анализа в расчетах было применено изменение стоимости водного фрахта и объема грузов по формулам:

д _ Р1*<Зо-Ро*<Зо. /,|Ч

Р1*<2 1 -Ро*<2о' (

ВЕСТНИК ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 20 20;24(1):123-134

Рис. 5. Темпы прироста численности населения и реально располагаемых доходов населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) Fig. 5. Growth rate of population and their real disposable incomes of the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone

Рис. 6. Темп роста экономически обоснованных тарифов и субсидирования населения на потребление теплоэнергии Арктической зоны Республики Саха (Якутия) Fig. 6. Growth rate of economically feasible tariffs and population subsidizing for heat consumption

in the Sakha Republic (Yakutia) Arctic zone

Р1*<2 1 -Ро*<2о' (

где - стоимость за предыдущий период; р1 - стоимость за текущий период;

- объем груза за предыдущий период;

- объем груза за текущий период.

Как показывает факторный анализ стоимости сырья с учетом доставки и хранения, наибольшее влияние на себестоимость оказывает изменение тарифа водного фрахта, индекс влияния равен 0,7. Из-

менение объемов груза, поставляемого в Арктические районы, влияет на стоимость водного фрахта в обратную сторону: чем меньше груз, тем он дороже обходится, и наоборот, чем больше груз, тем уменьшается стоимость водного фрахта в расчете на единицу груза. Влияние изменения объема груза на стоимость наземного и внут-риулусного транспорта прямопропорцио-нально и составляет 0,8, а на стоимость хранения - 2 раза (табл. 2).

ВЕСТНИК ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 20 20;24(1):123-134

Таблица 2

Факторный анализ влияния изменения стоимости водного фрахта и объемов грузов на себестоимость производства тепловой энергии в Арктической зоне Республики Саха (Якутия)

Table 2

Factor analysis of the effect of changes in the cost of water freight

and cargo volumes on the heat production cost in the Sakha Republic (Yakutia) Arci ic zone

Факторы влияния A (1) B (2)

Влияние изменения стоимости водного фрахта на себестоимость тепловой энергии 0,7 -

Влияние изменения объема груза на стоимость водного фрахта - -5

Влияние изменения объема груза на стоимость наземного транспорта -

Влияние изменения объема груза на стоимость внутриулусного транспорта - 0,8

Влияние изменения объема груза на стоимость хранения - 2 р.

Таким образом, по Арктической зоне Республики Саха (Якутия) при росте закупочных цен на топливо у поставщика (в среднем) существенное увеличение затрат происходит по оплате услуг магистрального транспорта. Средний темп роста затрат на магистральный транспорт составляет 14% за период. В структуре транспортных услуг большая часть приходится на водный фрахт (63%). Увеличение тарифов грузоперевозки по водному транспорту существенно влияет на себестоимость выработки теплоэнергии. Если себестоимость перевозки, хранения топлива в общем ежегодно показывали рост в среднем на 13%, то перевозки водного транспорта в среднем повышались на 16%. При ежегодном увеличении транспортных затрат на 13% и неизменных значениях остальных факторов себестоимость производства теплоэнергии повысится на 6%. В результате ежегодный темп роста субсидий составит 4,4% и к 2023 г. объем субсидирования теплоэнер-гии по сравнению с 2018 г. повысится в 1,5 раза.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теплоснабжение в арктической зоне является наиболее затратной отраслью жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствие местного производства, нацеленного на внешние рынки, обусловливает низкие

доходы населения и, соответственно, низкую платежеспособность, в том числе за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Льготный тариф на тепловую энергию для населения составляет менее 10%. Затраты на теплоснабжение практически полностью возложены на региональный бюджет. Существующая технологическая схема теплоснабжения практически исчерпала потенциал оптимизации, и при ее сохранении рост бюджетных затрат неизбежен. К 2023 г. необходимые затраты на теплоснабжение Арктической зоны Республики Саха (Якутия) повысятся в 1,5 раза и составят 8,4 млрд руб. в ценах 2018 г. Уход от данной тенденции возможен только при изменении технологии топливоснабжения. При сохранении в топливном балансе доминирования угля значительный эффект ожидается от ухода снабжения рядовым углем к сортовому и упаковке угля в мягкие контейнеры для наиболее удаленных потребителей [19,20]. Переход к автоматизации процессов теплоснабжения требует решения задачи обеспечения теплоснабжающих предприятий специалистами-инженерами контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. А основным направлением снижения ежегодных затрат на теплоснабжение является качественное обновление жилого фонда и грамотная перепланировка поселений.

ВЕСТНИК ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 20 20;24(1):123-134

131

Библиографический список

1. Петров Н.А., Санеев Б.Г., Сафронов А.Ф. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) до 2030 г. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. 328 с.

2. Стенников В.А., Пеньковский А.В. Теплоснабжение потребителей в условиях рынка: современное состояние и тенденции развития // ЭКО. 2019. № 3. С. 8-20.

3. Стенников В.А., Петров Н.А., Иванова И.Ю., Добровольская Т.В., Павлов Н.В. Проблемы и направления развития теплоснабжения Республики Саха (Якутия) в среднесрочной перспективе // Энергетическая политика. 2018. № 1. С. 64-74.

4. Стенников В.А. Проблемы энергоснабжения и энергоэффективности малонаселенных территорий // Промышленная энергетика. 2017. № 2. С. 2-9.

5. Dobrovolskaya T., Stennikov V. Features of heat energy supply of the Republic of Sakha (Yakutia) northern regions // Regional Energy Policy of Asian Russia 2018: E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 77. Р. 04002. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e3s-confer-

ences.org/articles/e3sconf/abs/2019/03/e3sconf_repar1 8_04002/e3sconf_repar18_04002. html (14.02.2019). https://doi.org/10.1051/e3sconf/ 20197704002

6. Санеев Б.Г., Иванова И.Ю., Тугузова Т.Ф. Проблемы энергетики восточной зоны российской Арктики и возможные пути решения // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 80-87.

7. Иванова И.Ю., Тугузова Т.Ф., Ижбулдин А.К. Приоритеты развития локальной энергетики Арктической зоны на Востоке РФ // Энергетика России в XXI веке. Инновационное развитие и управление: сб. тр. Всерос. конф. (г. Иркутск, 01-03 сентября 2015 г.). Иркутск, 2015. С. 456-462.

8. Стенников В.А., Добровольская Т.В., Еделева О.А. Перспективы развития теплового хозяйства // Регион: экономика и социология. 2010. № S. С.139-154.

9. Стенников В.А. Энергосбережение в тепловом хозяйстве регионов России: проблемы и перспективы // Регион: экономика и социология. 2007. № 3. С. 210-227.

10. Иванова И.Ю., Тугузова Т.Ф., Петров Н.А. Системная оценка эффективности вариантов энерго-, топливоснабжения децентрализованных потребителей: методические подходы и результаты исследований // Прогнозирование развития мировой и российской энергетики: подходы, проблемы, решения: сб. науч. тр. VII Мелентьевских чтений (г. Москва, 01-04 апреля 2013 г.). М.: ИНЭИ РАН, 2013. С. 196205.

11. Старостина А.Е., Павлов Н.В. Теплоснабжение в Республике Саха (Якутия): особенности и векторы развития // XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием, посвященной 25-летию со дня образова-

ния Технического института (филиала) СВФУ: материалы конф. (г. Нерюнгри, 30 марта-1 апреля 2017 г.). Нерюнгри: Изд-во СВФУ, 2017. Секция 1. С. 2125.

12. Захаров В.Е., Иванова А.Е. Топливно-энергетический баланс северных административных районов Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2015. № 7-8. C. 47-54. https://doi.org/10.30724/1998-9903-2015-0-7-8-47-54

13. Захаров В.Е., Прохоров Д.В., Гаврилов В.Л. Потери энергетической ценности рядового угля при доставке до арктических потребителей Республики Саха (Якутия) // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2013. № 5-6. С. 13-22.

14. Цены // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. URL: https://sakha.gks.ru/folder/32336 (14.02.2019).

15. Zakharov V. Features of the transport system of the Republic of Sakha (Yakutia) and the substantiation of the need for searching of ways to increase the reliability of coal supply // Regional Energy Policy of Asian Russia: E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 77. Р. 04001. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/ 2019/03/e3sconf_repar18_04001/e3sconf_repar18_040 01.html (14.02.2019). https://doi.org/10.1051/e3sconf/ 20197704001

16. Zakharov V., Prokhorov D., Pavlov N. Russian Arctic region balance (Republic of Sakha (Yakutia)). Energy Systems Research 2019: E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 114. Р. 02005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e3s-conferences.org/ articles/e3sconf/abs/2019/40/e3sconf_esr2019_02005/ e3sconf_esr2019_02005.html (17.02.2019). https://doi.org/10.1051/e3sconf/201911402005

17. Дёмина О.В., Найден С.Н. Экономические последствия регулирования тарифов энергоснабжения для населения Хабаровского края // Региональные проблемы. 2018. Т. 21. № 4. С. 64-71. https://doi.org/10.31433/1605-220X-2018-21-4-64-71

18. Захаров В.Е., Иванова А.Е., Петрова Т.Н. Энергетика Арктической зоны Республики Саха (Якутия): текущая ситуация и перспективы развития // Экономика Востока России. 2019. № 1. С. 81-86.

19. Захаров В.Е. Захаров В.Е. Пути совершенствования методов учета объемов хранимого угля при снабжении труднодоступных потребителей // Евразийский симпозиум по проблемам надежности материалов и машин для регионов холодного климата: сб. тр. (г. Якутск, 3-7 июля 2018 г.). Якутск: Цумори Пресс, 2018. Т. 2. С. 260-269.

20. Захаров В.Е. Энергетическая безопасность как основная цель региональной энергетической стра-

тегии // Теплофизика и энергетика Арктических и практ. конф. с междунар. участием (г. Якутск, 24-27

субарктических территорий: матер. Всерос. науч.- июня 2019 г.). Якутск, 2019. С. 169-172

References

1. Petrov NA, Saneev BG, Safronov AF. Energy strategy of the Sakha Republic (Yakutia) for the period until 2030. Yakutsk: Media-holding "Yakutiya"; 2010, 328 p. (In Russ.)

2. Stennikov VA, Penkovskii AV. Heat supply of consumers under market conditions: current status and development trends. EKO = ECO. 2019;3:8-20. (In Russ.)

3. Stennikov VA, Petrov NA, Ivanova lYu, Dobrovol'skaya TV, Pavlov NV. Problems and areas of heat supply development in the Sakha republic (Yakuti-ya) in the medium term. Energeticheskaya politika = The Energy Policy. 2018;1:64-74. (In Russ.)

4. Stennikov VA. Problems of energy supply and energy efficiency in sparsely populated territories. Promyshlen-naya energetika = Industrial Power Engineering. 2017;2:2-9. (In Russ.)

5. Dobrovolskaya T, Stennikov V. Features of heat energy supply of the Republic of Sakha (Yakutia) northern regions. In: Regional Energy Policy of Asian Russia 2018: E3S Web of Conferences. 2019;77: 04002. Available from: https://www.e3s-conferences.o rg/a rti cl es/e3sconf/a bs/2019/ 03/e3sconf_repar18_04002/e3sconf_repar18_04002. ht ml [Accessed 14th February 2019]. (In Russ.) https://doi.org/10.1051/e3sconf/20197704002

6. Saneev BG, Ivanova IYu, Tuguzova TF. Energy problems in the Eastern zone of Russian Arctic and possible solutions. E'nergeticheskaya politika = The Energy Policy. 2018;4:80-87. (In Russ.)

7. Ivanova IYu, Tuguzova TF, Izhbuldin AK. Local energy sector development priorities in the Arctic zone in the East of the Russian Federation. In: Energetika Rossii v XXI veke. Innovacionnoe razvitie i upravlenie = Russian Energy Sector in XXI century. Innovative development and management. 01-03 September 2015, Irkutsk. Irkutsk; 2015, p. 456-462. (In Russ.)

8. Stennikov VA, Dobrovol'skaya TV, Edeleva OA. Development prospects of thermal economy. Region: ekonomika i sociologiya = Region: Economics and Sociology. 2010;S:139-154. (In Russ.)

9. Stennikov VA. Energy saving in heat economy of Russian regions: problems and prospects. Region: ekonomika i sociologiya = Region: Economics and Sociology. 2007;3:210-227. (In Russ.)

10. Ivanova IYu, Tuguzova TF, Petrov NA. Systematic efficiency assessment of options for energy and fuel supply of decentralized consumers: methodological approaches and research results. In: Prognozirovanie razvitiya mirovoj i rossijskoj energetiki: podhody, prob-lemy, resheniya: sbornik nauchnyh trudov VII Me-lent'evskih chtenij = Forecasting development of world and Russian energy sector: approaches, problems, solutions. 01-04 April 2013, Moscow, Moscow: The

Energy Research Institute of the Russian Academy of Sciences. 2013:196-205. (In Russ.)

11. Starostina A.E., Pavlov N.V. Heat supply in the Republic of Sakha (Yakutia): features and development vectors In: VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov v g. Neryungri, s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 25-letiyu so dnya obrazovaniya Tekhnicheskogo instituta (filiala) SVFU =XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Graduate Students and Students in Neryungri with international participation dedicated to the 25th anniversary of the founding of the Technical Institute, branch of the North-Eastern Federal University: Proceedings of the conference (Neryungri, March 30 - April 1, 2017). Neryungri: NEFU Publishing House, 2017. Section 1. P. 21-25. (In Russ.)

12. Zakharov VE, Ivanov AE. Energy balance of Sakha Republic northern administrative districts and Chukchi Autonomous District. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy energetiki = Power Engineering: Research, Equipment, Technology. 2015;(7-8):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.30724/1998-9903-2015-0-7-8-47-54

13. Zakharov VE, Prokhorov DV, Gavrilov VL. Raw coal energy losses in Republic of Sakha (Yakutia) Arctic consumers fuel supplying. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy energetiki = Power Engineering: Research, Equipment, Technology. 2013;5-6:13-22. (In Russ.)

14. Prices. Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia). Available from: https://sakha.gks.ru/folder/32336 [Accessed 14th February 2019]. (In Russ.)

15. Zakharov V. Features of the transport system of the Republic of Sakha (Yakutia) and the substantiation of the need for searching of ways to increase the reliability of coal supply. Regional Energy Policy of Asian Russia: E3S Web of Conferences. 2019;77:04001. Available from: https://www.e3s-conferences.o rg/a rti cl es/e3sconf/a bs/2019/ 03/e3sconf_repar18_04001/e3sconf_repar18_04001.ht ml [Accessed 14th February 2019]. (In Russ.) https://doi.org/10.1051/e3sconf/20197704001

16. Zakharov V, Prokhorov D, Pavlov N. Russian Arctic region balance (Republic of Sakha (Yakutia)). In: Energy Systems Research 2019: E3S Web of Conferences. 2019; 114:02005. Available from: https://www.e3s-conferences.o rg/a rti cl es/e3sconf/a bs/ 2019/40/e3sconf_esr2019_02005/e3sconf_esr2019_02 005.html [Accessed 17th February 2019]. (In Russ.) https://doi.org/10.1051/e3sconf/ 201911402005

17. Dyomina OV, Najden SN. Economic consequences of energy supply tariffs regulation for the Khabarovsk

Territory population. Regiona'nye problemy = Regional problems. 2018;21(4):64-71. https://doi.org/10.31433/ 1605-220X-2018-21 -4-64-71 (In Russ.)

18. Zakharov VE, Ivanova AE, Petrova TN. Energetics of the Republic Sakha (Yakutia) Arctic: current status and prospects of development. Ekonomika Vostoka Rossii = Economy of the East Russia. 2019;1:81-86. (In Russ.)

19. Zakharov VE. Directions for improving methods for calculating the volume of coal in supplying hard-to-reach consumers. In: Evrazijskij simpozium po prob-lemam nadezhnosti materialov i mashin dlya regionov holodnogo klimata: sbornik trudov = Proceedings of the

Eurasian Symposium on the problems of the reliability of materials and machines for cold climate regions. 3-7 July 2018, Yakutsk. Yakutsk: Tsumori Press; 2018, vol. 2, p. 260-269. (In Russ.)

20. Zakharov VE. Energy security as the main goal of the regional energy strategy. In: Teplofizika i energetika Arkticheskih i subarkticheskih territorij: materialy Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdu-narodnym uchastiem = Thermophysics and energy of the Arctic and subarctic territories: All-Russian scientific-practical conference with international participation. 24-27 June, 2019, Yakutsk. Yakutsk; 2019, p. 169172. (In Russ.)

Критерии авторства

Иванова А.Е., Захаров В.Е., Петрова Т.Н. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванова Альбина Егоровна,

ведущий инженер Отдела проблем энергетики, Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН, 677980, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 1, Россия; Н e-mail: [email protected]

Захаров Василий Егорович,

научный сотрудник Отдела проблем энергетики, Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН, 677980, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 1, Россия; e-mail: [email protected]

Петрова Татьяна Николаевна,

ведущий инженер Отдела проблем энергетики, Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН, 677980, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 1, Россия; e-mail: [email protected]

Authorship criteria

Ivanova A.E., Zakharov V.E., Petrova T.N. declare equal participation in obtaining and formalization of scientific results and bear equal responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Albina E. Ivanova,

Leading Engineer of the Energy Problems Department, V.P. Larionov Institute of Physico-Technical Problems of the North SB RAS,

1 Oktyabrskaya St., Yakutsk 677980, Russia; H e-mail: [email protected]

Vasily E. Zakharov,

Researcher of the Energy Problems Department, V.P. Larionov Institute of Physico-Technical Problems of the North SB RAS,

1 Oktyabrskaya St., Yakutsk 677980, Russia; e-mail: [email protected]

Tatiana N. Petrova,

Leading Engineer of the Energy Problems Department, V.P. Larionov Institute of Physico-Technical Problems of the North SB RAS,

1 Oktyabrskaya St., Yakutsk 677980, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.