УДК 622.33.013(571.64) Н.А. Петров1
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С ВЫСОТЫ ЦЕЛЕЙ БУДУЩЕГО
В статье рассматриваются этапы развития ТЭК Республики Саха (Якутия) с 1980 г. до настоящего времени, а также прогноз развития до 2030 года. При этом проведен анализ первого этапа реализации Энергетической стратегии Республики Саха (Якутия). Выполнено исследование особенностей реализации и обосновывается необходимость реструктуризации и корректировки Энергетической стратегии Республики Саха (Якутия), приведены важнейшие приоритеты масштабного развития отраслей ТЭК Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.
Ключевые слова: энергетическая политика, энергетическая стратегия, крупные энергетические проекты, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность, электроэнергетика, Дальний Восток.
Проблемы формирования региональной энергетической политики занимают особое место среди важнейших приоритетов в стратегии развития энергетики России. Это обусловлено огромной территорией России с чрезмерной неравномерностью размещения топливно-энергетических ресурсов, значительным разнообразием природно-климатических, социально-экономических и политических условий и получением субъектами федерации больших прав в формировании и реализации собственной энергетической политики. Поэтому Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее ЭСРС-2030 или Стратегия), состоящая из системно обоснованного набора перспективных мер и ориентиров является инструментом координации заинтересованных сторон (федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний недропользователей, отечественных и зарубежных экономических партнеров и т.д.) для решения проблем развития ТЭК региона Востока России на долгосрочную перспективу, имеющих общенациональное значение, где роль топливно-энергетических ресурсов Республики Саха (Якутия) - далее РС (Я) в энергетической кооперации
Нам надобно выучиться смотреть на прошлое и настоящее с высоты целей будущего.
М. Горький
России и СВА АТР в текущем XXI столетии будет постоянно усиливаться. Социально-экономическое развитие РС (Я) все больше будет зависеть от степени ее участия в формировании межрегиональных и мировых энергетических рынков. Энергетическая безопасность и эффективность экономики республики целиком зависит от проведения рациональной энергетической политики в Сибири, на Дальнем Востоке и в России в целом, и, наоборот, «... стабильное и динамичное развитие Якутии имеет ключевое значение как для Дальневосточного округа, так и для всей России»2.
Главная цель разработки Энергетической стратегии ЭСРС-2030: на основе долгосрочных сценариев развития экономики и с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности страны разработать сценарии развития ТЭК РС (Я), определить возможные и экономически достижимые условия добычи (производства) энергоресурсов на основе развития существующих и новых топливно-энергетических баз, а также обеспечить на этой основе условия для дальнейшего динамичного развития экономики и качественного повышения уровня жизни населения республики.
1 Николай Александрович Петров - заведующий отделом проблем энергетики Института физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН, д.т.н., профессор, e-mail: [email protected]
2 Из выступления В.В. Путина на совещании по вопросам социально-экономического развития РС (Я). 6 января 2006 года.
ЭСРС-2030 разработана на основе стратегических приоритетов (индикаторов) социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), регионов Дальнего Востока и Забайкалья, с учетом требований энергетической безопасности и надежности энерго-, топливоснабжения потребителей Республики Саха (Якутия), концептуальных положений «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и необходимости решения круга задач регионального, межрегионального и федерального уровней и обеспечения баланса интересов центра, субъектов РФ, Республики Саха (Якутия), энергетических компаний и т.д., с использованием основных положений разработанных и разрабатываемых программных документов, определяющих развитие экономики и ТЭК Республики Саха (Якутия), Дальнего Востока и Забайкалья [1].
Энергетическая стратегия ЭСРС-2030 утверждена Правительством РС (Я) от 29 октября 2009 г. № 441. Постановлением предусмотрено: - всем министерствам и Государственному комитету по ценовой политике - Регио-
нальной энергетической комиссии РС (Я) руководствоваться приоритетами развития ТЭК республики и основными направлениями развития отраслей топливно-энергетического комплекса республики, изложенными в Стратегии;
- один раз в три года уточнять основные параметры Стратегии с учетом хода реализации инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия) и тенденций развития экономики страны, регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, а также взаимоотношений со странами АТР.
Достигнутый уровень и тенденции развития энергетического комплекса Севера в целом и отдельных ее регионов существенно зависят от их природно-климатических и социально-экономических условий, которые определяют и специфические особенности региональной энергетики (табл. 1).
До настоящего времени основные проблемы социально-экономического развития многих
Таблица 1
Региональные особенности, влияющие на развитие энергетического комплекса регионов Севера [2
Природно-климатические Социально-экономические Энергетические
• отдаленность от обжитой части страны; • обширность территории и разнообразие природных условий; • продолжительная (8-10 месяцев и суровая (до -60 оС более) зима; • повсеместное распространение вечной мерзлоты; • наличие разнообразных минерально-сырьевых ресурсов; • дискомфорт для проживания населения и осуществления им трудовой деятельности; • высокая ранимость и низкая самовосстановительная способность природной среды от воздействия техногенного фактора. • низкий уровень хозяйственной освоенности и обжитости территории; • выборочность освоения ресурсов и очаговый характер развития; • преобладание в промышленности добывающих отраслей; • сложность транспортной схемы и продолжительность нахождения грузов в пути; • недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры; • высокие затраты и продолжительность строительства; • большая неопределенность в развитии производительных сил; • высокие затраты на обустройство и адаптацию к условиям Севера привлекаемых трудовых ресурсов. • слабая изученность и неравномерное распределение по территории энергетических ресурсов, различная обеспеченность; • наличие особых мигрирующих и сезонных потребителей, обусловленное традиционным образом жизни коренных народов Севера, а также сезонностью транспортных и приисковых работ; • преобладание территорий с низкой концентрацией энергетических и тепловых нагрузок; • повышенные требования к надежности работы источников энергии, снабжающих теплом и электрической энергией; • сложность транспортной схемы топливоснабжения, связанная с дальностью расстояний и сезонностью транспортировки; • слабый охват высшими формами централизованного теплоэлек-троснабжения.
районов Севера: низкий уровень освоения при-родно-ресурсной базы; недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры; высокие тарифы на энергоносители и транспорт; финансовая зависимость республики от федерального бюджета и ограниченность собственных инвестиционных ресурсов, обусловленные специфическими региональными особенностями, характеризуются иррационализмом и каждая для своего разрешения требует глубоких масштабных исследований. В связи с этим по инициативе руководства Республики Саха (Яку-тия)3 в период с 2015 по 2020 гг. намечается проведение новых масштабных экспедиционных исследований РАН на территории Якутии со стратегической целью научного сопровождения комплексного развития РС (Я) как уникального региона - объекта государственной политики РФ в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, направленное на развитие и реализацию человеческого потенциала в дискомфортных климатических условиях проживания, как региона нового развития [3, с. 3].
Уровень реализации стратегических приоритетов ЭСРС-2030 определяется тем, как в них
содержательно связаны прошлое, настоящее и создаваемые ими элементы будущего энергетики региона. Ход реализации Стратегии по этапам нужен не столько для того, чтобы сформировать картину достижения будущих целей, сколько для того, чтобы извлечь из его анализа информацию, полезную для выявления новых проблемных ситуаций, не предусмотренных действующей стратегией.
С учетом изложенного анализ хода реализации ЭСРС-2030 можно условно разделить на три этапа: первый - 2008-2015 гг., второй - 20162020 гг. и третий - 2021-2030 гг. Ниже рассматривается ход выполнения первого этапа ЭСРС-2030.
В табл. 2 приведена динамика основных показателей развития ТЭК РС (Я) в 1980-2013 гг., а на рис. 1 указанная динамика разделена на 4 десятилетних периода. При этом 4-й настоящий период охватывает первый (стартовый) этап реализации ЭСРС-2030.
В первом десятилетии (1980-1990 гг.), до смены российской государственности, наблюдались довольно высокие темпы прироста производства (добычи) (13,89%) и потребления (5,46%) ТЭР. Доминирующим в производстве энерго-
Таблица 2
Основные показатели ТЭК РС(Я) за 1980-2013 гг.
Показатели Год
1980 1990 2000 2010 2013
Электроэнергия
Установленная мощность электростанций, МВт 1444,8 2497,7 2290,5 2731,1 2813,8
Выработка, млн кВтч 4310,9 8478,5 7645 7344,9 8509,2
Получение извне, млн кВт.ч 231,1 324,7 168,9 148,7 162,0
Передача в другие регионы, млн кВт.ч 0 1558,0 996,6 896,3 1488,5
Потребление, млн кВт.ч 4083,3 6262,0 5977,1 5632,7 6256,0
Производство теплоэнергии, тыс. Гкал 379,0 19800,0 17803,4 14450,2 14412,8
3 В 2015 г. исполняется 90 лет со дня начала работы Якутской комплексной экспедиции АН СССР (1925-1930 гг.), а в апреле 2014 года. Президентом РФ В.В. Путиным была поддержана инициатива Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова о проведении с 2015 г. новых масштабных экспедиционных исследований территории Якутии с целью изучения ее экономического потенциала.
Окончание табл. 2
Показатели Год
1980 1990 2000 2010 2013
Уголь, тыс. т
Добыча 3640,0 16949,0 10071,7 11094,0 11874,0
Ввоз 194,0 261,0 125 77,3 83,5
Вывоз, 1608,0 12410,0 7037 6773,4 8627,3
в т.ч. экспорт н/д 7038,0 4467 4350,2 6125,1
Потребление 1682,0 4800,0 3159,7 4424,7 3228,4
Добыча природного газа, млн м3 739,0 1402,0 1620,9 1906,7 1998,9
Добыча нефти, тыс. т 41,0 344,9 3425,8 7552,2
Вывоз нефти 76,1 3200,5 7348,9
Добыча газового конденсата, тыс. т 2,0 66,7 74 91,7 0,0
Заготовка дров, тыс. т у.т. 568,0 410,0 640,1 544,6 544,0
Завоз нефтепродуктов, тыс. т 1625,0 2140,0 872 546,3 499,3
Итого в условном исчислении, тыс. т у.т.
Производство ТЭР 4580,0 15983,0 11551,6 18121,1 24830,9
Ввоз ТЭР 2526,9 3338,0 1322,5 874,5 817,1
Вывоз ТЭР 1289,9 10182,0 5950,6 10591,0 18015,6
Потребление ТЭР 5817,0 9286,0 6923,6 8213,2 7384,6
а) б)
Рис. 1. Динамика и структура производства (а) и потребления (б) ТЭР Республики Саха (Якутия)
в 1980-2013 гг.
ресурсов был уголь, добываемый в основном в каменных углей. Максимальный объем добычи Южно-Якутском каменноугольном комплексе угля на Нерюнгринском разрезе был достигнут (ЮЯУК) созданном еще в 70-х годах XX в. на в 1989 г. - 14,9 млн т, что и обеспечило макси-базе освоения Нерюнгринского месторождения мальный уровень производства и потребления
ТЭР в конце указанного периода. В потреблении энергоресурсов завозные нефтепродукты превосходили доли использования угля. Электротопливоснабжение очагового развития промышленных узлов и сельской местности республики было ориентировано в основном на использование нефтепродуктов.
Во втором десятилетии (1990-2000 гг.), в начальный период переходной экономики, то есть в период перехода от централизованно планируемой и управляемой экономики к экономике рыночного типа, наблюдается заметный спад как в производстве (добыче), так и в потреблении ТЭР. Добыча угля в 2000 г. по сравнению с уровнем 1990 г. сократилась в 1,7 раза, ввоз (потребление) нефтепродуктов - в 2,4 раза. Добыча (потребление) природного газа незначительно, но растет. Добыча нефти в небольших объемах только началась.
В третьем десятилетии (2000-2010 гг.), период становления рыночной экономики страны, характеризующийся, прежде всего тем, что в конце десятилетия (в 2010 г.) достигнут и превзойден максимальный уровень производства (добычи) ТЭР, наблюдавшийся в республике в 1989 г. при значительном преобладании суммарного объема производства первичных энергоресурсов над их суммарным потреблением в 2,4 раза. А вывоз ТЭР за пределы республики увеличился по сравнению с уровнем 2000 г. в 1,84 раза. Рост производства (добычи) ТЭР мог быть более высоким, если бы не влияние мирового кризиса. Так, в 2009 г. в результате сокращения экспорта угля в страны СВА АТР в 2,3 раза, по сравнению с предыдущим годом, суммарный объем добычи угля в республике уменьшился в 1,76 раза. Но благодаря модернизации производства и техническому перевооружению в 2010 г. на Нерюнгринском разрезе добыто 8,64 млн т угля, что по сравнению с 2009 г. кризисным годом составило 165,4% и обеспечило высокий темп прироста суммарного производства ТЭР (4,55%) за рассматриваемое десятилетие.
Главное событие десятилетия - в декабре 2009 г. введен в эксплуатацию первый этап нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан - Тайшет - Сковородино (ВСТО-1) протяженностью 2,7 тыс. км. От Сковородино до специализи-
рованного морского нефтеналивного порта (СМНП) «Козьмино» нефть доставляется по железной дороге. В связи с вводом I этапа ВСТО в 2010 г. был обеспечен уровень добычи нефти в РС (Я) 3,45 млн тонн. Практически вся нефть, добываемая в республике, транспортируется по ВСТО. Начата масштабная газификация населенных пунктов РС (Я) с принятием государственной программы «Газификация населенных пунктов РС (Я) в 2002-2006 гг. и основные направления газификации до 2010 года» (табл. 3).
В четвертом десятилетии (2011-2020 гг.) завершается первый этап реализации ЭСРС-2030, основная цель которого - определить возможные и экономически достижимые условия добычи (производства) энергоресурсов, развития существующих и создание новых топливно-энергетических баз, обеспечивающих дальнейшее динамичное развитие республики и качественного повышения уровня жизни населения.
За время прошедшее с начала реализации ЭСРС-2030 добыча (производство) первичных энергоресурсов развивается в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данной Стратегии (рис. 2). Заметное отклонение наблюдается в потреблении первичных энергоресурсов, электроэнергии и теплоэнергии внутри РС (Я) (рис. 3).
По итогам 2014 г. добыча нефти составила 8,7 млн т. Перспективы наращивания добычи нефти связаны с месторождениями, расположенными в относительной близости от трубопроводной системы ВСТО и к 2019 г. добыча нефти может возрасти до 14,5 млн тонн. Государственным балансом запасов полезных ископаемых на территории РС (Я) по состоянию на 01.01.2014 г. учитываются 34 месторождения нефти и газа с запасами по категории С1+С2 природного газа 2716 млрд м3, нефти - 546 млн тонн. Вну-триреспубликанская газодобывающая система состоит из четырех локальных газотранспортных систем, функционирующих замкнуто, суммарной годовой добычей чуть более 2 млрд м3 в год. Первый этап магистрального газопровода «Сила Сибири» планируются сдать в эксплуатацию в декабре 2018 года. Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка угля, имевшая место в 2013 г., продолжается, также снизился спрос на уголь как со стороны металлургов, так
40000,00 35000,00 30000,00 25000,00 20000,00 15000,00 10000,00 5000,00 0,00
20 000,0 18 000,0 16 000,0 14 000,0 12 000,0 10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0
2007 2008 2009 стратегический сценарий ■■■
2010 2011 2012 ■■ умеренный сценарий —
2013 — факт
2007 2008 2009 стратегический сценарий ••■
2010 2011 2012 •• умеренный сценарий —
2013 — факт
а)
б)
4000,0 тыс.т.у.т.
3 500,0 3 000,0 2 500,0 2 000,0 1 500,0 1 000,0 500,0 0,0
2007 2008 2009 — — стратегический сценарий ••
2010 2011 2012 ■ умеренный сценарий —
2013 — факт
2007 2008 2009 стратегический сценарий ••
2010 2011 2012 •• умеренный сценарий —
в)
Г)
Рис. 2. Производство (добыча): а) - первичных ТЭР, б) - угля, в) - природного газа,
г) - нефти и газового конденсата
Реализация программы газификации Республики Саха (Якутия) в сравнении с Сахалинской областью
Таблица 3
Республика Саха (Якутия) Сахалинская область
Газифицировано населенных пунктов, ед
2009 г. 2013 г. 2009 г. 2013 г.
85 92 15 18
Протяженность газопроводов, км
2000 2300 418 675
Магистральные газопроводы и газопроводы-отводы, км Распределительные газопроводы, км
900 1171 312 477
Межпоселковые и внутрепоселковые газовые сети, км Гапроводы-отводы, межпоселковые сети, км
1000 1104 106 198
Количество котельных, переведенных на газ, ед
130 151 (по сост. на 2011 г.) 34 37
Газифицировано объектов, ед
78 (объекты сельского хозяйства) 99 (объекты сельского хозяйства по сост. на 2011 г.) 119 (коммунально-бытовые предприятия) н/д
Рис. 3. Потребление: а) - первичных ТЭР, б) - угля, в) - нефтепродуктов, г) - природного газа
б)
и со стороны энергетиков внутри страны. Объем добычи угля в республике в 2014 г. составил 12 млн т или 101% к 2013 году.
К концу 2014 г. процент освоения общего объема инвестиций, предусмотренного по стратегическому сценарию в 2008-2030 гг. составил 27%, в том числе в первом этапе (2008-2015 гг.) - 62%. Высокий уровень освоения инвестиций приходится на долю инвестиционных проектов нефтегазового комплекса и угольной промышленности, что связано с освоением Талаканского НГКМ, введенных в строй I (2009 г.) и II (2012 г.) очередей нефтепровода ВСТО, а также продолжением освоения Эльгинского месторождения открытой и шахтной добычи коксующихся углей ЮЯУК. Низкие показатели освоения инвестиционных проектов электроэнергетики связаны с отменой на неопределенный срок строительства экспортно ориентированных в Китай Канкун-ской ГЭС и Эльгинской КЭС на промпродуктах углеобогащения. В силу различных причин не началось строительство предприятий нефтега-зоперерабатывающей, газохимической и угольной (глубокой переработки) промышленности (табл. 4). К объективным причинам относится неконкурентоспособность региональных пред-
приятий или компаний на открытом свободном рынке (например, создание газохимического завода в Центральной Якутии), к субъективным причинам - необоснованный выбор размещения (Ленский НПЗ в Стратегии).
Как видно из рис. 4, масштабная динамика и структурные изменения в добыче (производстве) и потреблении первичных энергоресурсов в РС (Я) начались уже в 80-е годы XX века. После окончания спада в период перехода от централизованно планируемой и управляемой экономики к экономике рыночного типа, только в конце первого десятилетия XXI в. началось возрождение масштабного развития и структурного изменения ТЭК республики в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в ЭСРС-2030. Масштабно и высокими темпами будет развиваться добыча и транспорт углеводородных ресурсов.
Наряду с этим были разработаны или разрабатываются в настоящее время запланированные в ЭСРС-2030 программы и проекты, предусматривающее участие в их разработке научных учреждений:
в области электроэнергетики разработана «Схема и программа развития элек-
Таблица 4
Реализация основных инвестиционных проектов ЭСРС-2030
Сумма инвестиций, млрд руб.
Наименование проекта Прогноз 2008-2014 гг. В % к
2008-2030 гг. 2008-2015 гг. факт.: 2008-2030 гг. 2008-2015 гг.
ТЭК, всего: 1877 831 513 27 62
Нефтегазовый комплекс: 969 501 392 40 78
освоение Чаяндинского НГКМ 165 - 8 5 -
газопровод Чаянда - Хабаровск 272 - - - -
освоение 128 117 91
Талаканского НГКМ
нефтепровод ВСТО 162 - 160 99 -
ГПЗ в Ленске 58 - - - -
Алданский завод СМТ 17 - - - -
газохимический комплекс 106
в Ленске
строительство НПЗ в Ленске 19 - - - -
расширение ЯГПЗ 4,1 - 0,01 - -
газификация населенных пунктов 20 - 7 35 -
Угольная промышленность: 103 60 73 71 122
освоение Эльгинского месторождения 72 - 69 96 -
шахты ООО УК «Колмар» и ООО «Эрчим-Тхан» 31 - 4 13 -
Электроэнергетика: 714 232 45 6 19
электрические станции (КЭС, ГЭС) 384 - 8 2 -
электрические сети 269 - 35 13 -
малая энергетика 61 - 2 3 -
Добыча и переработка урановой руды 91 38 3 3 8
Рис. 4. Динамика и структура производства (а) и потребления (б) ТЭР Республики Саха (Якутия) в 1980-2014 гг. и тенденции в 2015-2030 гг. (стратегический сценарий)
троэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 гг.»;
в области развития теплового хозяйства: разработаны и разрабатываются схемы развития систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Республики Саха (Якутия);
в нефтегазовом комплексе: мероприятия по обеспечению реализации программы газификации населенных пунктов республики;
в области малой энергетики: мероприятия по развитию малой энергетики на базе возобновляемых источников энергии; в угольной промышленности: разрабатывается НИР «Экспериментальные исследования и разработка технико-экономического предложения по обогащению углей Кангаласского месторождения», разработана НИР «Экспериментальный анализ потерь угля на стадиях хранения, доставки и использования (на примере Джебарики-Хаинского месторождения каменного угля) и др. Изложенный краткий анализ о ходе реализации ЭСРС-2030 позволил выявить следующее:
1. Главная проблема энергетики Севера, да и России в целом - это низкая экономическая эффективность потребления энергии. В плане оценки этой проблемы, на мой взгляд, уместно привести слова Р. Андерсона (Всемирный банк): «Суть экономической эффективности потребления понимают (в России - прим. автора), вероятно хуже, чем суть эффективности производства» [4, с. 1-4]. Наверно, так и есть. Во всех разработанных стратегиях России, включая проект ЭС-2035, и региональных, включая и ЭСРС-2030, главным назначением стратегий является совершенствование производства энергии, то есть развития ТЭК. Как утверждает академик Б.Н. Кузык: «Мир идет, приближается, работает над шестым технологическим укладом. Россия находится сегодня в основном в четвертом, в третьем и немного в пятом технологическом укладе, на первых этапах этого уклада» [5]. В качестве основы шестого уклада, в котором находятся сегодня США, будут выступать одновременно нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии,
технологии новых материалов. Названные факторы могут уменьшить удельное энергопотребление в 2,5 раза по сравнению с современным уровнем, повысить производительность труда на 30% и т.д. Например, в штате Калифорния за последние 35 лет потребление электроэнергии на одного человека остается на одном уровне, благодаря введению жестких стандартов строительства зданий и электроприборов и существованию программ повышения энергоэффективности и т.д. [6].
2. Нарушение одного из основных исходных принципов региональной энергетической политики региона Севера: предпочтительными объектами нового освоения должны быть только такие объекты, потребность в продукции которых не может быть удовлетворена за счет других регионов [2]. Данный принцип совпадает по смыслу критерию жизнеспособности предприятия, практикуемого в Китае: жизнеспособность предприятия - это возможность нормально управляемого предприятия получать приемлемую нормальную прибыль на открытом свободном и конкурентном рынке без внешней поддержки и покровительства. Словосочетание «нормальное управляемое» означает, что в деятельности этого предприятия и управления им нет серьезных проблем. Нормальная прибыль - это средняя прибыль, приемлемая с точки зрения рынка. Определение «открытый» применительно к рынку означает, что национальный рынок связан с зарубежными. Под словом «свободный» в данном случае понимается наличие беспрепятственного доступа на рынок. Наконец, понятие «конкурентный» означает отсутствие на рынке монополий [7]. Характерным примером нарушения указанных принципов (критериев) можно привести высказывание участника круглого стола «Экономическая политика: нужны грамотные расчеты и четкие ориентиры», д.э.н. Н.А. Кравченко: «Среди поддерживаемых государством (в лице «Роснано») проектов крупные сибирские - это высокотехнологичный комплекс по производству поликристаллического кремния и силана (г. Усолье-Сибирское) и новосибирское предприятие «Лиотех» по выпуску литий-ионных аккумуляторов. Оба проекта в настоящий момент мертвы. Причина, на мой взгляд, в том, что государство диктует, что надо
производить, а рынку эта продукция не нужна. Внутренний рынок к этим высокотехнологичным продуктам не готов» [8, с. 36-62].
3. Техногенное воздействие ТЭК Республики Саха (Якутия) на природную среду в ближайшие десятилетия связано с реализацией крупнейших энергетических проектов по освоению месторождений углеводородов Западной Якутии и каменного угля Южной Якутии, а также со строительством новых электростанций, линий электропередачи и наращиванием мощностей генерации электроэнергии по государственному заказу. При этом на сегодняшний день предприятия ТЭК уже вносят значительный вклад в формирование экологической обстановки республики, состоящий до 80% от суммарных выбросов в атмосферу, до 35% от суммарных выбросов в водные объекты и до 60% от отходов производства и потребления.
Экстенсивное развитие добычи углеводородов и угля также связано с экологическими рисками залпового загрязнения земельных и водных ресурсов неочищенными стоками и нефтепродуктами. По данным Росприрод-надзора известно, что в Ханты-Мансийском автономном округе на нефтепромыслах ТНК-ВР только в 2011 г. произошло 784 аварии, сопровождавшихся разливом нефтепродуктов, в связи с чем по бассейнам рек Обь и Енисей в Северный Ледовитый океан попадает от 300 до 500 тыс. т нефтепродуктов ежегодно. В среднесрочной перспективе данная проблема может постепенно стать злободневной на территории Западной Якутии.
Своевременное решение экологических вызовов при развитии ТЭК республики всецело при-
надлежит интегрированным усилиям бизнеса, науки, общественности, региональных и федеральных органов власти.
4. Для корректировки Энергетической стратегии Республики Саха (Якутия) необходимо, как и в Национальной Энергетической стратегии США, предусмотреть действия по использованию достижений научно-технического прогресса. Действия, предусмотренные соответствующей стратегией относительно науки, технических исследований, научно-исследовательских работ и проектно-конструкторских работ должны быть детально изложены в соответствующих разделах Стратегии. Успешное выполнение и претворение в жизнь подобных действий позволит сбалансировать цели в области энергетики, охраны окружающей среды и экономики [9, 10, 11].
Высшее образование должно играть центральную роль в усилиях, направленных на реализацию Стратегии. При этом использование математических концепций должно иметь первостепенное значение для повышения качества кадрового потенциала республики.
Таким образом, скорректированная Энергетическая стратегия РС(Я) должна обеспечить адаптацию ЭСРС-2030 к реалиям развития экономики и энергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока, и России в целом. Она должна закладывать основу для более эффективной, менее уязвимой и более чистой энергетики будущего. При этом необходимо учитывать положительный опыт США, Западной Европы, Китая, а также все то, на чем СССР развивался и стал сверхдержавой, то есть смотреть на прошлое и настоящее с высоты целей будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года. Якутск-Иркутск: Якутия, 2010. 328 с.
2. Петров Н.А. Научно-методические основы и практика формирования стратегий развития энергетики регионов Севера (на примере Якутии). Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. Иркутск, 1996.
3. Якутия - регион нового развития // Наука в Сибири, № 22 (2957). 05.06.2014. С. 3.
4. Андерсон Р.Э. Цели реформы электроэнергетической отрасли // Вестник ФЭК России. 1998. № 4. С. 1-4.
5. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход /Материалы Общего собрания РАН от 16 декабря 2008 года.
6. Розенфельд А. Про ветер, белые крыши и то, как сэкономить триллион долларов // Голос Америки. 16.06.2011.
7. Йифу Л.Д. Демистификация китайской экономики. М.: Мысль, 2013. 384 с.
8. Круглый стол «Экономическая политика: нужны грамотные расчеты и четкие ориентиры» // ЭКО. 2014, № 12. С. 36-62.
9. Корнеев А.В. Американская стратегия и тактика развития топливно-энергетического комплекса: состояние и перспективы / Материалы открытого семинара ««Экономика энергетики» (семинар А.С. Некрасова), 147-е заседание, 25 марта 2014 года.
10. Национальная энергетическая стратегия США // Экономика и хозрасчет предприятий топливно-энергетического комплекса. М. Вып. 5, 1991.
11. Дмитриев С.С. Энергетическая стратегия Б. Обамы: опора на инновации и технологическое лидерство. М.: ИМЭМО РАН, 2014. 162 с.
Поступила в редакцию 17.06.2015 г.
N. Petrov4
THE PROGRESS AND THE NEED FOR CORRECTION OF ENERGY STRATEGY OF SAKHA (YAKUTIA) FROM THE POINT OF VIEW OF THE FUTURE
The paper analyses the main steps of the Sakha (Yakutia) energy sector development since 1980, and gives the forecast to 2030. The paper analyses the first step of the realization of the Sakha (Yakutia) Energy strategy. The author presents the research of the features of the realization and justifies the necessity of the restructuration and correction of the Sakha (Yakutia) Energy strategy, gives the main priorities of the Sakha (Yakutia) energy sector development up to 2030.
Keywords: energy policy, energy strategy, large energy projects, oil and gas sector, coal production, power sector, Far East.
4 NikolayA. Petrov - Head of Energy Issues Departments of Institute of physical and technical issues of the North named after V. Larionov SB RAS, Doctor of Engineering, Professor, e-mail: [email protected]