Научная статья на тему 'Энергетическое сотрудничество российской Федерации и Республики Индия: вызовы и возможности'

Энергетическое сотрудничество российской Федерации и Республики Индия: вызовы и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНДИЯ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИМПОРТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ / ENERGY COOPERATION / INDIA AND THE RUSSIAN FEDERATION / IMPORT OF ENERGY RESOURCES / RUSSIAN EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Д.А.

Азиатско-Тихоокеанский регион является центром экономической торговли в мире. В регионе сосредоточены крупнейшие импортеры и экспортеры товаров и услуг. Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА) 2019 года [1] и Статистического обзора компании BP 2019 года [2] мировой спрос на нефть в 2018 году составил 4529,3 миллионов тонн, из которых 34% пришлось на Азиатско-Тихоокеанский регион (здесь и далее АТР), и, по прогнозу, к 2040 году эта доля увеличится до 36%. Более того, на АТР в 2018 году пришлось 20% мирового спроса на газ и к 2040 году этот показатель увеличится на 8 п.п. Согласно расчетам International Trade Centre (ITC), основанным на собственной статистике и базе данных ООН по международной торговле UN COMTRADE, в первую пятерку стран по импорту нефти и нефтепродуктов за 2019 год входит 4 страны из АТР с общей долей 45,8% от мирового импорта (Китай 22,6%; Индия 9,7%; Япония 6.9%; Корея 6,6%). Аналогичная ситуация прослеживается и с импортом газа, где общая доля стран АТР составила 48,4% (Китай 16,6%; Япония 14,2%; Корея 9,9%; Индия 7,7%). Таким образом, Китай, Индия, Корея и Япония, как страны-импортеры энергоресурсов, являются значимыми рынками сбыта для любой страны-экспортера, в том числе России. Однако, согласно статистике UN COMTRADE и ITC, доля российской нефти и газа в импорте Индии составляет только 1,23%, в то время как в остальных странах региона она значительно выше: в Китае 12,9%, в Корее 6,1%, в Японии 6%. Вышесказанное обуславливает актуальность исследований на тему развития сотрудничества России и Индии в энергетической сфере и определяет цель исследования выявить вызовы и оценить возможности российско-индийского энергетического сотрудничества.The Asia-Pacific region is the global center of economic trade. The largest importers and exporters of good and services are located in the region. According to the International Energy Agency (IEA) (2019) [1] and BP 2019 Statistical Review [2], global oil demand in 2018 amounted to 4,529.3 million tons, where 34% were in the Asia-Pacific region (APR), and this share is expected to increase to 36% by 2040. Moreover, the Asia-Pacific Region accounted for 20% of global gas demand in 2018, and it will increase by 8 percentage points by 2040. According to the calculations of the International Trade Center (ITC), based on its own statistics and the UN database on international trade UN COMTRADE, the top five countries for the import of oil and oil products in 2019 include 4 countries from the Asia-Pacific region with a total share of 45.8% of world imports (China 22.6%; India 9.7%; Japan 6.9%; Korea 6.6%). A similar situation is observed with gas imports, where the total share of Asia-Pacific countries was 48.4% (China 16.6%; Japan 14.2%; Korea 9.9%; India 7.7%). Thus, China, India, Korea and Japan, acting as energy importing countries, are significant sales markets for any exporting country, including Russia. However, according to UN COMTRADE and ITC statistics, the share of Russian oil and gas in Indian imports is only 1.23%, while in other countries of the region it is much higher: in China 12.9%, in Korea 6.1 %, in Japan 6%. It motivates the relevance of research on the development of cooperation between Russia and India in the energy sector and determines the purpose of the study to identify opportunities and challenges of Russian-Indian energy cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическое сотрудничество российской Федерации и Республики Индия: вызовы и возможности»

Энергетическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Индия: вызовы и возможности

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Козлов Дмитрий Анатольевич

магистрант Российского государственного университета (НИУ) нефти и газа имени И.М. Губкина, dmitriikozlov96@gmail.com

Азиатско-Тихоокеанский регион является центром экономической торговли в мире. В регионе сосредоточены крупнейшие импортеры и экспортеры товаров и услуг. Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА) 2019 года [1] и Статистического обзора компании BP 2019 года [2] мировой спрос на нефть в 2018 году составил 4529,3 миллионов тонн, из которых 34% пришлось на Азиатско-Тихоокеанский регион (здесь и далее АТР), и, по прогнозу, к 2040 году эта доля увеличится до 36%. Более того, на АТР в 2018 году пришлось 20% мирового спроса на газ и к 2040 году этот показатель увеличится на 8 п.п.

Согласно расчетам International Trade Centre (ITC), основанным на собственной статистике и базе данных ООН по международной торговле UN COMTRADE, в первую пятерку стран по импорту нефти и нефтепродуктов за 2019 год входит 4 страны из АТР с общей долей 45,8% от мирового импорта (Китай - 22,6%; Индия - 9,7%; Япония - 6.9%; Корея - 6,6%). Аналогичная ситуация прослеживается и с импортом газа, где общая доля стран АТР составила 48,4% (Китай - 16,6%; Япония - 14,2%; Корея - 9,9%; Индия - 7,7%). Таким образом, Китай, Индия, Корея и Япония, как страны-импортеры энергоресурсов, являются значимыми рынками сбыта для любой страны-экспортера, в том числе России. Однако, согласно статистике UN COMTRADE и ITC, доля российской нефти и газа в импорте Индии составляет только 1,23%, в то время как в остальных странах региона она значительно выше: в Китае - 12,9%, в Корее - 6,1%, в Японии - 6%. Вышесказанное обуславливает актуальность исследований на тему развития сотрудничества России и Индии в энергетической сфере и определяет цель исследования - выявить вызовы и оценить возможности российско-индийского энергетического сотрудничества.

Ключевые слова: энергетическое сотрудничество, Индия и Российская Федерация, импорт энергоресурсов, российский экспорт

По данным на апрель 2020 года Индия занимает второе место в мире по численности населения и по прогнозам Всемирного банка через 5-6 лет опередит по этому показателю Китай. Большая численность населения для Индии — это важнейший ресурс развития экономики страны. Население — это не только дешевая рабочая сила, но и фактор спроса на экономические блага. Таким образом, это показатель, определяющий емкость внутреннего рынка. Страна является одним из основных потребителей энергоресурсов в мире за счет растущей численности населения и активно развивающейся экономики.

Собственных запасов сырья недостаточно для развития индийской экономики, согласно соотношению добычи и потребления нефти и газа Индия зависима от импорта энергоносителей, так как 81% нефти и 44,5% газа ввозится в страну (рис. 1, 2). Несмотря на то, что отношения Нью-Дели и Москвы носят стратегический характер, доля Российской Федерации в общем объеме импорта энергоресурсов составляет только 1,23% [3].

Факт несоответствия объема товарооборота между двумя странами целям политического диалога отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко, по его словам, руководства Индии и Российской Федерации поставили совместную задачу в увеличении двухстороннего товарооборота до 30 млрд долл. США к 2025 году.

В первую очередь, необходимо выявить угрозы энергетическому сотрудничеству между странами.

Рисунок 1 - Соотношение добычи и потребления нефти в Индии

Источник: Составлено автором на основе BP Statistical Review 2019

Рисунок 2 - Соотношение добычи и потребления природного газа в Индии

Источник: Составлено автором на основе BP Statistical Review 2019

Одним из очевидных факторов является географическая удаленность и сложная геополитическая обстановка в Южной Азии. Как видно из рисунка 3, РФ и Индию разделяют несколько государств, в числе которых: Китай, Пакистан Афганистан и Иран. Такое значительное расстояние и разнообразие стран делает строительство магистрального трубопровода дорогим и высокорискованным проектом. При планировании строительства подобного трубопровода первым делом оцениваются политические риски, связанные со странами, через территории которых будет проложен трубопровод.

1. Индийско-Китайские отношения. Несмотря на все совместные заявления индийских и китайских дипломатов о том, что у двух стран отношения, основные на принципах политики добрососедства [4] или что Индийско-Китайские связи - это важнейшие двусторонние отношения XXI века [5], мнение населения свидетельствует об обратном. Согласно опросу BBC World Service Poll, проведённом в 2013 году, только 23% населения Китая положительно оценивают Индию, а 45% - негативно. В свою очередь более четверти (27%) опрошенных в Индии негативно относятся к КНР и только 36% относятся к Китаю положительно [6]. Это связано с рядом территориальных споров между двумя странами. На сегодняшний момент китайская сторона не признает суверенитета Индии над штатом Аруначал Прадеш, в тоже время Нью-Дели заявляет свои права на район Аксайчин.

2. Индийско-Пакистанские отношения. Отношения осложнены целым рядом факторов, которые обусловлены тем, что Индия и Пакистан были одной колонией Британской Империи, и после раздела Британской Индии в 1947 году на современную Индию и Пакистан у стран остался нерешенным территориальный вопрос -штат Кашмир. В 2019 году конфликт перерос в пограничные столкновения, в результате которых был нанесен авиаудар, который стал первым с 1971 года. Перспективы улучшения отношений пока не наблюдается.

3. Афгано-Индийские отношения. На данном этапе развития международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе принято считать, что самый высокий рейтинг Индии в Азии именно у населения Афганистана [7].

На данный момент существует несколько проектов трубопроводов для поставки российского газа в Индию, в марте 2017 года ПАО «Газпром» с участием индийских партнеров просчитали 10 проектных вариантов, 7 из которых начинаются в России, а 3 в Иране, но с участием в строительстве российской стороны. Приоритетными являются два маршрута:

• «Восточный маршрут», по которому российский газ из Сибири доставляется до Бангладеш, через Китай и Мьянму, а далее по морю в Индию; стоимость проекта оценивается в $16,5 млрд;

• «Западный маршрут», который начинается в Иране, проходит через территориальные воды Пакистана и заканчивается в Индии; хотя этот вариант значительно дешевле ($5,7 млрд), он осложняется напряженными отношениями между Индией и Пакистаном.

Таким образом, оба варианта проекта строительства магистрального трубопровода имеют свои отрицательные стороны, один - слишком дорогой, другой характеризуется высокой степенью геополитического риска. В этой ситуации, казалось бы, логичным рас-

сматривать возможность поставок в Индию российского СПГ, однако у России недостаточно мощностей для поставок СПГ в необходимом Индии объеме.

Согласно данным Министерства энергетики Индии, на данный момент в стране действует 4 терминала для импорта СПГ, и существуют планы на строительство еще 9. Данный факт говорит о том, что Индия готова покупать СПГ, однако для обеспечения спроса РФ придется построить еще один отгрузочный терминал СПГ в тихоокеанской части российского побережья, так как на 2020 год, общая мощность крупнейших СПГ-проектов в России составляет около 26,7 млн тонн (Сахалин-2 -10,2 млн тонн; Ямал СПГ - 16,5 млн тонн). Российский СПГ экспортируется в АТР (Япония, Корея, Китай) и в Европу, на конец 2019 года общий объем экспорта составил 28,97 млн тонн (разница в 12,47 тонн - это совокупная мощность других проектов).

Совместный проект в секторе СПГ мог бы стать плацдармом по увеличению товарооборота минерального топлива, тем более в России уже существует ряд компаний, к примеру ООО «РН-Ванкор» и «Сахалин-1», в которых задействован индийский капитал. Однако, у подобного проекта есть существенный недостаток -разнонаправленность целей двух стран.

Дело в том, что в Индии реализуется программа под названием «Делай в Индии». Программа нацелена на восстановление темпов экономического роста и реализацию масштабных инфраструктурных проектов путем привлечения внешних инвесторов, для которых создадут максимально благоприятные условия. Однако, эта программа расходится с интересами РФ, которая также стремится к привлечению иностранных инвестиций.

Более того, инвестирование в индийские проекты осложнено целым рядом факторов:

• бюрократические задержки реализации инвестиционных проектов;

• несовершенство и недостаточная систематизация законодательной базы;

• слабое развитие инфраструктуры во многих штатах страны;

• низкая квалификация местного персонала;

• высокий уровень налогообложения;

• зарегулированность сферы финансовых и банковских услуг [8]

Серьезной угрозой актуального периода стало существенное падение темпов роста спроса в Индии на энергоресурсы. Согласно данным Министерства нефти и природного газа Индии потребление «классических» энергоресурсов в стране выросло всего на 1,45% с июля по август 2019 года в сравнении с тем же периодом годом ранее. Это связано с усилением конкуренции со стороны новых возобновляемых источников энергии (ветра и солнца), а также гидроэлектростанций. К примеру, спрос на бензин, используемый частными автомобилистами, в 2019 году вырос менее чем на 10% за год по сравнению с более чем 13% в первом квартале 2018 года.

Вышеперечисленные факторы, а также существенное замедление развития экономики Индии, ставит вопрос об экономической целесообразности развития энергетических отношений. Ситуация с падением спроса на нефть и нефтепродукты в 2019 году, осложнилась пандемией коронавирусной инфекции Covid-19 в 2020 году. Согласно информации агентства Bloomberg, спрос на энергоресурсы упал на 70% из-за трехне-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

дельного карантина, который был введен правительством Индии для стабилизации ситуации с коронави-русной инфекцией [9].

Еще одной угрозой сотрудничеству двух стран в области ТЭК является конкуренция государств за энергоресурсы, которая напрямую касается вопроса энергетической безопасности. Энергетическая безопасность -это стабильное, бесперебойное и надежное снабжение потребителей энергоносителями по экономически приемлемым ценам [10]. Очевидным является тот факт, что Индия понимает, что Россия является поставщиком энергоресурсов, который сможет диверсифицировать поставки в страну, тем самым устраняя риски дефицита индийского ресурсного потенциала, а также зависимости от импорта энергоносителей. Это актуально, так как более 40% импорта природного газа в Индию приходится на Катар (рис. 3), что с точки зрения энергетической безопасности достаточно рискованно. С другой стороны, Россия является основным поставщиком энергоносителей в Китайскую Народную Республику, что невыгодно для Индии [11].

Вышеперечисленные угрозы нельзя устранить одномоментно, однако тесные политические контакты лидеров стран и крупных бизнес-партнеров, совместные планы по увеличению товарооборота, разработка крупных проектов (например, строительства магистральных газопроводов) демонстрируют спектр возможностей.

По нашему мнению, геополитические разногласия Индии со своими соседями могут быть решены при посредничестве Российской Федерации и заключении жестких многосторонних договоров, в которых будут прописаны санкции в случае несоблюдения одной из сторон условий использования магистральных трубопроводов.

Проблема, связанная с недостатком мощностей по производству СПГ в РФ, решается уже в данный момент, первые государственные лица России неоднократно высказывались о планах по наращиванию производства СПГ, в том числе для экспорта в АТР, до 80120 млн тонн в год [12].

Фактор, связанный с неблагоприятным инвестиционным климатом в Индии, нивелируется созданием рабочей группы для предоставления гарантий и создания благоприятного инвестиционного климата для российских инвесторов (подобно имеющимся прецедентам - Вадинар).

Ситуацию с падением спроса на нефтепродукты и коронавирусной инфекцией также можно обернуть в сторону российско-индийского сотрудничества. Так как Индия - страна-импортер, для нее выгодны низкие цены на энергоресурсы, а цены на уровне 20 долл. США за баррель нефти марки BRENT делают альтернативные источники энергии экономически нерентабельными. Более того, диверсификация импорта газа необходима Индии с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, что делает Россию потенциальным кандидатом на роль страны, которая сможет обеспечить надежность поставок.

Таким образом, рассматривая текущее состояние энергетического диалога Российской Федерации и Индии, можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие широкого спектра угроз для энергетического сотрудничества между странами, существуют явные возможности для его развития при наличии совместного интереса и политической поддержки.

Рисунок 3- Структура индийского газового импорта Источник: составлено автором на основе данных International Trade Centre и UN COMTRADE

Такими проектами могли бы стать:

• Совместные предприятия на тихоокеанском побережье России для производства СПГ, так как наращивание мощностей в данном регионе выгодно как для России (близость к основным рынкам сбыта), так и для Индии (менее рискованный проект без участия третьих стран);

• Привлечение крупных российских компаний к инвестициям в энергетическую инфраструктуру Индии.

• Совместная разработка и эксплуатация нефтегазовых месторождений на территории Индии.

Подобные проекты создадут прецеденты и обеспечат необходимый опыт, который будет актуален для будущих проектов в ТЭК.

Литератуоа

1. IEA (2019), World Energy Outlook 2019, IEA, Paris https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019

2. Dudley B. et al. BP statistical review of world energy //BP Statistical Review, London, UK, accessed Aug. -2018. - Т. 6. - С. 2018.

3. Россия и Индия в состоянии утроить взаимный товарооборот - ТПП РФ // Информационное агенство Regnum URL: https://regnum.ru/news/economy/2879950.html (дата обращения: 22.04.2020).

4. Ответы официального представителя МИД КНР Кун Цюаня на вопросы корреспондентов на очередной пресс-конференции 27 октября 2005 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/xwfw/fyrth/lxjzhzhdh/t219084.h tm (дата обращения: 22.04.2020).

5. US, China woo India for control over Asia-Pacific // The Times of India URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/US-China-woo-India-for-control-over-Asi a-

Pacific/articleshow/13877405.cms?referral=PM (дата обращения: 22.04.2020).

6. Views of China and India Slide While UK's Ratings Climb: Global Poll // BBC World Service URL: https://globescan.com/images/images/pressreleases/bbc20 13_country_ratings/2013_country_rating_poll_bbc_globesc an.pdf (дата обращения: 22.04.2020).

7. U.S. Leadership More Popular in Asia Than China's, India's // GALLUP URL:

https://news.gallup.com/poll/144269/Leadership-Popular-Asia-China-India.aspx (дата обращения: 22.04.2020).

8. Ахмадулина Т. В., Распопов В. М. Перспективы российско-индийского инвестиционного сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-rossiysko-indiyskogo-investitsionnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 22.04.2020).

9. Citi Doesn't See Oil Revival From Virus Until 4Q // Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-02-03/citi-doesn-t-see-oil-recovering-from-virus-until-fourth-quarter?srnd=premium (дата обращения: 22.04.2020).

10. Телегина Е.А. Мировой энергетический рынок и геополитические интересы России // Мировая энергетика и международные отношения, 2003. - № 5. - С. 16 - 21.

11. Николаева К.Д. Проблемы и перспективы энергетической политики России в Индии // Казанский вестник молодых учёных. 2018. №3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-energeticheskoy-politiki-rossii-v-indii (дата обращения: 22.04.2020).

12. Новак рассказал о планах по производству СПГ // РИА Новости URL: https://ria.ru/20200210/1564514248.html (дата обращения: 22.04.2020).

13. Халова Г.О., Шорохова Е.О. Торгово-экономические отношения РФ со странами Централь-ноазиатского региона // Нефть, газ и бизнес. 2013. № 10. С. 22-28.

14. Телегина Е., Халова Г. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами СевероВосточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 4. С. 50-59.

15. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Сорокин В.П., Морозов В.В., Студеникина Л.А., Иллерицкий Н.И. Москва, 2016. Том 1. Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского Союза.

16. Аванян Э.А., Смирнова В.А., Халова Г.О. Проблемы и перспективы деятельности российских нефтегазовых компаний в Центрально-Азиатском регионе: монография / Э. А. Аванян, В. А. Смирнова, Г. О. Халова ; Российский гос. ун-т нефти и газа им. И. М. Губкина. Москва, 2010.

Energy cooperation of the Russian Federation and the Republic of India: challenges and opportunities Kozlov D.A.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (national research university)

The Asia-Pacific region is the global center of economic trade. The largest importers and exporters of good and services are located in the region. According to the International Energy Agency (IEA) (2019) [1] and BP 2019 Statistical Review [2], global oil demand in 2018 amounted to 4,529.3 million tons, where 34% were in the Asia-Pacific region (APR), and this share is expected to increase to 36% by 2040. Moreover, the Asia-Pacific Region accounted for 20% of global gas demand in 2018, and it will increase by 8 percentage points by 2040. According to the calculations of the International Trade Center (ITC), based on its own statistics and the UN database on international trade UN COMTRADE, the top five countries for the import of oil and oil products in 2019 include 4 countries from the Asia-Pacific region with a total share of 45.8% of world imports (China - 22.6%; India - 9.7%; Japan - 6.9%; Korea - 6.6%). A similar situation is observed with gas imports, where the total share of Asia-Pacific countries was 48.4% (China - 16.6%; Japan - 14.2%; Korea - 9.9%; India -7.7%).

Thus, China, India, Korea and Japan, acting as energy importing countries, are significant sales markets for any exporting country, including Russia. However, according to UN COMTRADE and ITC statistics, the share of Russian oil and gas in Indian imports is only 1.23%, while in other countries of the region it is much higher: in China - 12.9%, in Korea - 6.1 %, in Japan -6%. It motivates the relevance of research on the development of cooperation between Russia and India in the energy sector and determines the purpose of the study - to identify opportunities and challenges of Russian-Indian energy cooperation.

Key words: Energy cooperation, India and the Russian Federation, import of energy resources, Russian export.

References

1. IEA (2019), World Energy Outlook 2019, IEA, Paris https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019

2. Dudley B. et al. BP Statistical Review of World Energy // BP Statistical Review, London, UK, accessed Aug. - 2018.- T. 6. - S. 2018.

3. Russia and India are able to triple mutual trade - RF CCI // Regnum News Agency URL: https://regnum.ru/news/economy/2879950.html (accessed: 04/22/2020).

4. Answers of the Foreign Ministry Spokesperson Kun Quan to Questions from Correspondents at a Regular Press Conference on October 27, 2005 // Official Website of the Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/xwfw/fyrth /lxjzhzhdh/t219084.htm (accessed: 04/22/2020).

5. US, China woo India for control over Asia-Pacific // The Times of India URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/US-China-woo-India-for-control-over-Asia-Pacific

/articleshow/13877405.cms?referral=PM (accessed:

04/22/2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Views of China and India Slide While UK's Ratings Climb: Global Poll // BBC World Service URL: https://globescan.com/images/images/pressreleases/bbc2013 _country_ratings/2013_country_rating_poll_bbc_globescan.pd f (accessed: 04/22/2020).

7. U.S. Leadership More Popular in Asia Than China's, India's // GALLUP URL: https://news.gallup.com/poll/144269/Leadership-Popular-Asia-China-India.aspx (accessed: 04/22/2020).

8. Akhmadulina T. V., Raspopov V. M. Prospects for Russian-Indian investment cooperation // Russian Foreign Economic Bulletin. 2016. No8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-rossiysko-indiyskogo-investitsionnogo-sotrudnichestva (accessed: 04/22/2020).

9. Citi Doesn't See Oil Revival From Virus Until 4Q // Bloomberg URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-02-03/citi-doesn-t-see-oil-recovering- from-virus-until-fourth-quarter? srnd = premium (accessed: 04/22/2020).

10. Telegin E.A. The world energy market and geopolitical interests of Russia // World Energy and International Relations, 2003. - No. 5. - P. 16 - 21.

11. Nikolaev K.D. Problems and prospects of the energy policy of Russia in India // Kazan Bulletin of Young Scientists. 2018. No3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-energeticheskoy-politiki-rossii-v-indii (accessed: 04/22/2020).

12. Novak spoke about plans for LNG production // RIA Novosti URL: https://ria.ru/20200210/1564514248.html (accessed: 04/22/2020).

13. Halova G.O., Shorokhova E.O. Trade and economic relations of the Russian Federation with the countries of the Central Asian region // Oil, gas and business. 2013. No. 10. P. 22-28.

14. Telegin E., Halova G. Prospects for energy cooperation of the EAEU with the countries of North-East Asia // World Economy and International Relations. 2017.V. 61. No. 4. P. 50-59.

15. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegin EA, Halova G.O., Sorokin V.P., Moro-zov V.V., Studenikina L.A., Illeritsky N.I. Moscow, 2016. Volume 1. Economic and energy integration: the experience of the European Union.

16. Avanian E.A., Smirnova V.A., Halova G.O. Problems and Prospects for the Activities of Russian Oil and Gas Companies in the Central Asian Region: Monograph / E. A. Avanyan, V. A. Smirnova, G. O. Khalova; Russian state. un-t oil and gas them. I.M. Gubka-on. Moscow, 2010.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.