Научная статья на тему 'Энергетическое содержание индивидуализации социума'

Энергетическое содержание индивидуализации социума Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
38
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / УСКОРЕНИЕ / РЕГЕНЕРАЦИЯ / ПИК КОНСТАНТЫ / КОНСТАНТА ВЫБОРА / КОМФОРТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайцева Любовь Юрьевна

История социума рассматривается в виде процесса индивидуализации, т.е. субъективной самореализации. В этом процессе выделяется энергетическое содержание, которое может характеризоваться то концентрацией энергии, то её рассредоточением. Это ведёт либо к ускорению исторического развития, к цивилизационным скачкам, либо к стагнации и утверждению традиционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическое содержание индивидуализации социума»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СОЦИУМА

Зайцева Любовь Юрьевна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Курганский филиал), Курган

E-mail: bluz_68@mail.ru

Аннотация. История социума рассматривается в виде процесса индивидуализации, т.е. субъективной самореализации. В этом процессе выделяется энергетическое содержание, которое может характеризоваться то концентрацией энергии, то её рассредоточением. Это ведёт либо к ускорению исторического развития, к цивилизационным скачкам, либо к стагнации и утверждению традиционализма.

Ключевые слова: индивидуализация, традиционализм, ускорение, регенерация, пик константы, константа выбора, комфортность.

Рассмотрим человека как энергосистему. Он способен к концентрации собственной энергии. Рассредоточение энергии сопровождается падением мощности самореализации, т.е. индивидуализации. Деятельность становится неэффективной: чем больше целей, тем больше необходимо затратить времени, чтобы их реализовать. Следовательно, только концентрация энергии ведёт к усилению мощности и ускорению индивидуализации. Концентрация энергии возможна при выделении немногочисленных приоритетов. Поставив главную цель, можно быстро её достигнуть при напряжении усилий. Концентрация подразумевает сочетание страсти (максимальное выражение эмоциональной энергии) с волей (максимальное выражение физической и интеллектуальной энергии). Страсть - это концентрация энергии посредством эмоциональной мобилизации. Воля - концентрация энергии посредством мобилизации интеллекта и физического напряжения. Без этих компонентов значительные достижения невозможны. Страсть к деньгам, к творчеству, к славе, к истине двигала великими личностями. Вряд ли был кто-либо из них, безразличный в своей деятельности. Но страсть - это огромное напряжение, вплоть до истощения. Только воля может преодолеть состояние бессилия и позволить

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

продолжить борьбу за достижение цели.

Любая энергосистема обладает конечным ограниченным запасом энергии. Длительность деятельности системы, длительность напряжения сил зависит от способности быстро самовосстанавливаться, восполняться. Некоторые общества, государства, цивилизации были уничтожены, поскольку внешние условия не позволили им восстановить жизненную энергию (древние американские цивилизации). Некоторые социальные структуры разрушились благодаря самоистощению, неспособности к новому восстановлению (СССР). Социальная структура, государство, цивилизация, как и человек, погибают, исчерпав потенциал регенерации.

Но жизнь обычного человека или общества не всегда связана с энергетическим напряжением или регенерацией. Наступает время «расслабления». Цивилизации в этот период современники обвиняют в расцвете роскоши, падении нравов, деградации общества, злоупотреблениях власти. Человек переживает личностное перерождение: бывший революционер становится чиновником аппарата власти, с которой недавно боролся. Существует пик в жизни человека, после которого значительные изменения в ней уже не происходят. Стабильность становится нормой. У некоторых людей эта стабильность возбуждается периодичностью однотипных ситуаций, у других -периодичностью однотипных побед. Такой пик можно назвать «пиком константы». Чаще всего это связано с профессиональным выбором. Можно ввести термин «константа выбора». В предшествующий период человек выбирал свою внешность, внутреннее содержание - чувства и мысли, сферу активности, социальное окружение, деятельность. Сделав выбор, человек конструировал собственный образ, образ жизни в реальности. При этом он выбирал средства достижения цели. Но когда желаемый образ воплощён, цель достигнута, перспективы отсутствуют. Человек обзавёлся семьёй, достиг продвижения по службе или организовал бизнес, устроил свой быт. Это приводит к завершению индивидуализации, по крайней мере, относительному. Человек получил то, чего он хотел. Для него наступил период стабильности, после которого может начаться деградация. Состояние человека в период стабильности характеризуется комфортностью.

Комфортность может быть двух видов - движения и стабильности. Комфортность движения - признак индивидуализации. Комфортность стабильности - признак завершения индивидуализации. Окончанием индивидуализации является сохранение реализованной схемы, её поддержание, отсутствие дальнейшего развития и стимулов к совершенствованию. Для общества и цивилизации окончание индивидуализации может означать близкую смерть или консервацию традиционализма, для человека - жизнь простого

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

обывателя. Часто после «пика константы» человек не чувствует удовлетворения полученным результатом, но и не предпринимает шагов по исправлению ситуации. Ему становится комфортно в его неудовлетворенности. Энергетические возможности такого человека истощены.

В истории большую роль играет энергия:

- отдельного человека, особенно исторической личности;

- совокупной социальной системы;

- неорганизованных масс;

- общественных структур, действующих не как элемент единой социальной системы, а в противовес ей.

Энергия отдельных людей движет прогресс. Идейные, идеологические, технико-технологические изменения происходят в результате энергетических затрат личностей-новаторов. Другие сферы культуры приходят в прогрессивное движение в результате толчка деятелей, не только способных к новациям, но и являющихся энергоносителями, реализующими целые направления. Энергия лидеров становится важным фактором экономического реформирования, завоевания, политического развития.

История представляет собой формирование, развитие, разрушение и смену социальных систем. Системы существуют, пока способны концентрировать энергию для решения поставленных целей и преодоления трудностей. Происходит не только смена одних систем другими, но и перераспределение энергии. Энергетический потенциал разрушающейся системы становится дополнительным энергетическим подключением к молодой системе, вступающей в историческое пространство. Энергия систем направлена на поддержание своей целостности, самосохранение, усиление в конкурентной борьбе с другими системами за преобладание в историческом пространстве. Совокупная энергия системы формируется из энергетических возможностей всех её структурных компонентов. До тех пор, пока все компоненты системы действуют сбалансированно, ничто не нарушает её жизнедеятельность.

(Неорганизованные) массы распределяют энергию в направлении демографического развития, социально-экономического развития, этнокультурного развития. В период кризиса эта энергия перераспределяется на стихийный протест против социальной, политической системы, отдельных её элементов или проявлений. Поскольку в мирное время происходит рассредоточение энергии масс в различных направлениях развития, это ослабляет энергетический потенциал масс, результативность их деятельности. Поэтому в жизни масс преобладает традиционализм, а не новация. Новации требуют большей энергозатратности (в первую очередь, интеллектуальной). Во время протеста, энергия, ранее рассредоточенная, концентрируется в

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

направлении борьбы. Но так как борьба является несвойственной деятельностью, то преобладает неорганизованность, что также вновь рассеивает энергию и не приводит к желаемому результату.

Наконец, общественные структуры могут не быть составной частью более крупной системы, а являться её антагонистами, неформальными силами, действующими с целью разрушения системы. Их сила в энергетической концентрации, которая тем сильней, чем организованней эти структуры. Обычно в истории организованность неформальных сил (как впрочем, и формальных) проявляется в централизме.

Энергия то усиливается, то ослабевает, то процесс индивидуализации то ускоряется, то замедляется. Периоды ускорения носят революционный характер, когда социальные системы выступают в качестве активных, энергичных лидеров. Когда в системах, вновь начинает господствовать традиционализм, и движение происходит по инерции, энергетическое содержание индивидуализации ослабевает и процесс затормаживается. Такие перепады энергии являются необходимым свойством индивидуализации. Это связано с самосохранением человеческого общества. Как уже говорилось, энергетические затраты должны восполняться. Поэтому в революционные эпохи общество затрачивает слишком много энергии для рывка, а в последующие эпохи стабильности, утверждения нового традиционализма происходит энергетическое восстановление. Эта особенность энергетического содержания индивидуализации играет роль предохранителя, чтобы в результате энергетического взрыва, прогрессивного рывка не произошло разрушение всей человеческой цивилизации или отдельных систем, осуществивших рывок. Если энергетические перепады происходят слишком быстро, то это разбалансирует систему, разрушает её, не позволяя восстановиться. Наоборот, если энергетические всплески слишком редки, торможение индивидуализации становится непреодолимым, и система тоже разрушается в результате своего консерватизма. По-видимому, циклы энергетических перепадов зависят от модели исторического развития, особенностей цивилизации, уровня индивидуализации. Сомневаюсь, что их можно нивелировать, т.е. выявить циклы энергетических перепадов человечества в целом. Разве только в условиях высочайшей интеграции и глобализации человеческой цивилизации.

Зато можно обозначить циклы энергетической передачи, т.е. смену исторического лидерства. Когда влияние одних цивилизаций, государств ослабевает, происходит энергетическое усиление новых лидеров, которые начинают следующий прогрессивный цикл. Историческое пространство представляет собой энергетическое поле, в котором постоянно происходит волновое движение энергии, энергетические взрывы, переход энергетического

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

импульса из одного участка поля в другой. Если абстрагировать и обобщать, то вообще весь объективный мир сводится к этой схеме энергетического существования и перевоплощения. По идее ничего больше и не существует. Объективация энергии происходит в разных формах. В том числе социальной, исторической. Социальная структура - определённая концентрация энергии (мощность). Историческая эпоха - тоже определённая концентрация энергии (мощность). Только социальная структура характеризуется мощностью энергии, произведённой деятельностью конкретного исторического субъекта (энергии действия), а историческая эпоха определяется мощностью энергии, произведённой (и соответственно потреблённой) в определённых хронологических границах, т.е. за определённое время. Таким образом, мы выделили две основные для нас формы энергии:

- энергия действия, производительность (труда) исторического субъекта;

- потреблённая энергия за историческую эпоху.

Концентрация энергии означает соединение энергий всех исторических субъектов. Тем выше энергия действия, чем выше индивидуализация субъекта. Потребление энергии возрастает в наиболее значимые для индивидуализации периоды.

Литература:

1. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : ежегодник, 1984-1985. - М. : Наука, 1986. - С. 80126.

2. Гуляихин, В. Н. Деструктивно сть изменен- ных состояний правосознания / В. Н. Гуляихин // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 1. - С. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.