Научная статья на тему 'Энергетический менеджмент как механизм активизации инновационной деятельности в экономике'

Энергетический менеджмент как механизм активизации инновационной деятельности в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНЕРГЕТИЧНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЕНЕРГОЗАЛЕЖНіСТЬ / ЕНЕРГОНОСії / НАФТА / ЕНЕРГЕТИЧНА ПОЛіТИКА / іМПОРТ НАФТИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭНЕРГОЗАВИСИМОСТЬ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / НЕФТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТ НЕФТИ / ENERGY MANAGEMENT / ENERGY DEPENDENCE / ENERGY CARRIERS / OIL / ENERGY POLICY / OIL IMPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлака В.Г.

Рассмотрены роль и значение энергетического менеджмента (ЭМ) в условиях глобализации мировой экономики и зависимости стран от импорта энергоносителей; определены этапы развития ЭМ, связанные с ростом мировых цен на нефть. Ключевые слова: энергетический менеджмент, энергозависимость, энергоносители, нефть, энергетическая политика, импорт нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy management as a mechanism to revive innovative activities in the economy

The article deals with the role and significance of energy management (EM) under the globalization and dependence of individual countries on energy imports; the author defines various stages of EM development related to major increases in the world oil prices.

Текст научной работы на тему «Энергетический менеджмент как механизм активизации инновационной деятельности в экономике»

УДК 620.91:330.341.1 Владимир Григорьевич Бурлака,

канд. экон. наук, ст.н.с. Институт экономики и прогнозирования НАН Украины, Киев

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК МЕХАНИЗМ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ

Возрастающее значение

энергообеспечения в развитии экономики стран мира привело к активизации ЭМ, который способствовал развитию инвестиционно-инновационной деятельности производителей и потребителей первичных энергоносителей, вызванного главным образом ростом мировых цен на нефть. Последнее, как показал анализ нефтяных мировых кризисов, отразилось на совершенствовании структуры ЭМ и изменении функций организаций,

участвующих в этом процессе, на глобальном, интеграционном и

национальном уровне. Важное значение для оптимизации управления

энергообеспечением стран приобретает их совместное решение возникающих технологических и экологических проблем. Одним из таких примеров может служить энергетическая стратегия стран ЕС, которая разделяет проблему на две составляющие -европейская стратегия развития стабильной, конкурентоспособной и безопасной энергетики в виде документа под названием «Зеленая книга» и «Дорожная карта» для возобновляемой энергетики.

Вопросам взаимосвязи ЭМ и активизации инновационной деятельности в экономике посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание этой проблеме стали уделять после первого мирового энергетического кризиса 70-х годов прошлого столетия. Именно тогда стали рассматривать нефтепродуктообеспечение стран как важный фактор развития экономики и энергобезопасности, а ЭМ стал предметом деятельности все большего числа международных организаций. К наиболее известным отечественным исследователям в данной области относятся Г. Бурлака, И. Карп, М. Ковалко, В. Кухарь, Л. Назарчук,

Р. Шерстюк, А. Шидловский, а к зарубежным - А. Андрижиевский, Б. Кузык, Ж-М. Мартин, Ю. Яковец.

Цель статьи - определить влияние отдельных факторов на развитие ЭМ, рассмотреть особенности формирования энергетической стратегии на разных уровнях (глобальном, интеграционном и

национальном), а также оценить прогнозируемое инновационное развитие энергообеспечения стран с учетом повышения энергетической эффективности и экологической безопасности.

С развитием рыночных отношений мировая экономика выходит из узких национальных рамок и все в большей мере приобретает глобальный характер. Все это в конечном итоге предопределило создание принципиально нового более совершенного механизма управления социально-экономическими процессами развития общества, в качестве которого выступает менеджмент как комплекс информационно-аналитических, организационно-технических и нормативно-правовых средств [4]. Особенно впечатляющим была эффективность его внедрения в энергетику, по своей природе являющейся интеграционной отраслью и как ни одна другая использующей международный менеджмент в качестве эффективного механизма управления и активизации инновационной деятельности в экономике. Для Украины, которая позже других получила статус страны с рыночной экономикой, изучение и внедрение достижений ЭМ в странах с высоким уровнем энергопотребления, например, как Организация экономического

сотрудничества и развития (ОЭСР) представляет практический интерес.

Повышение роли ЭМ исторически было обусловлено возрастающей на протяжении длительного времени

©В.Г. Бурлака, 2011

зависимостью экономики стран ЕС от импорта энергоносителей. Как следует из анализа данных табл. 1, характерная для 2005 г. отмеченная тенденция будет сохранена вплоть до 2030 г. Изучение опыта высокоразвитых в промышленном

Развитие ЭМ проходило в несколько этапов, которые тесным образом были связаны с состоянием мирового рынка нефти и механизмом ценообразования, положенные в основу разработанной периодизации развития ЭМ [16]:

I этап охватывает период до первого мирового энергетического кризиса 70-х годов ХХ века, когда цена мирового рынка на нефть была низкой и стабильной, а экономическое развитие стран не испытывало острого дефицита в энергоресурсах;

II этап совпал с первым мировым нефтяным кризисом (1971-1981 гг.), когда мировая цена на нефть возросла с 2 дол./бар. в 1971 г. до 40 дол./бар. в 1981 г.;

III этап - период 1981-1986 гг., когда произошел обвал мировых цен на нефть до 30 дол./бар. в 1985 г. и до 10 дол./бар. в 1986 г.;

IV этап - период 1986-1999 гг., сопровождавшийся колебаниями мировых цен на нефть в пределах от 15-20 дол./бар. и снижением ее до 10 дол./бар. в 1999 г.;

V этап - период с 2000 г. по настоящее время, охваченный финансовым экономическим кризисом, который сопровождался ростом цен на нефть с

отношении стран показало, что достигнутые ими успехи в области энергоэффективной экономики стали возможными в результате реализации выверенных национальных и международных энергетических

стратегических программ.

35дол./бар. в 2000 г. до ее исторического максимума 147,5 дол./бар.

На первом этапе, когда закладывались основы ЭМ, решались вопросы обеспечения его информационно-аналитическими

данными. В этой связи на статистический отдел Организации Объединенных Наций (СО ООН) с 1950 г. была возложена функция сбора, обработки и распространения статистических данных в области энергетики, которой сегодня охвачено более чем 190 стран мира. Кроме того, регулярными основными публикациями СО ООН в данной области являются «Ежегодник по энергетической статистике» и «Энергетические балансы и производство электроэнергии» [10, 11].

СО ООН играет активную роль в международном сотрудничестве по статистике энергетики с МЭА/ОЭСР, Евростатом, ОПЕК, Международным энергетическим советом и другими межправительственными и неправительственными организациями и специализированными агентствами.

С целью углубления экономической интеграции шесть государств (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия) в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС),

Таблица 1

Последствия для энергетической безопасности от применения различных источников энергии _для теплоснабжения в странах ЕС на период до 2030 г. [22]_

Источники энергии Доля рынка источника энергии в ЕС-25 Зависимость ЕС-27 от импорта

2005 г. 2030 г.

Ископаемые виды топлива Газойль 20% 82% 93%

Природный газ 33% 57% 84%

Уголь 1,8% 39% 59%

Биомасса Древесная щепа 5,7% 0 -

Брикеты 0 -

Электроэнергия 31% <1% -

Солнечная энергия 0,2% 0 0

Геотермальная энергия 0,4% 0 0

первопричиной создания которого было управление распределением энергоресурсов.

В 1953 г. в составе Европейского сообщества было создано статистическое бюро (Евростат), задача которого состояла в обеспечении стран ЕС статистическими данными на европейском уровне, позволяющими сравнивать страны и регионы. Сегодня Евростат объединяет и согласовывает данные, собранные по отдельным странам-членам ЕС. Им также был основан ряд печатных изданий и разработана программа поддержки с тем, чтобы гарантировать, что весь объем собранных данных будет доступен и поможет широкому кругу читателей более полно использовать эту информацию. Евростат тесно сотрудничает с другими специализируемыми в области энергетики международными организациями по выпуску статистических справочников, бюллетеней и учебных пособий.

Структурой, которая координирует и унифицирует политику в области нефтепродуктов 11 развивающихся нефтедобывающих государств является образованная 14 сентября 1960 г. организация стран-экспортеров (ОПЕК). Свою деятельность она направляет на стабилизацию цен на мировых рынках нефти, уделяя основное внимание соблюдению интересов стран-

производителей нефти и обеспечения их стабильного дохода [11].

Наибольшее влияние на современный уровень ЭМ оказал второй этап в его развитии, отмеченный первым мировым энергетическим кризисом и

непредсказуемым взлетом мировых цен на нефть. Это событие коренным образом и изменило отношение отдельных стран и всего мирового сообщества к проблемам энергообеспечения и рационального энергопотребления, объединив для их решения согласованные действия

правительственных организаций, компаний и населения.

Так, высокие мировые цены на нефть по сути дела включили механизм НТР, темпы внедрения которого до 1970 г. были относительно низкими. Именно поэтому использование ее достижений и в первую очередь инноваций явилось технологической

базой политики энергосбережения и снизило темпы роста потребности мировой экономики в нефти. Вместе с тем наблюдалось ускоренное развитие угольной и газовой промышленности, атомной энергетики, чему способствовали высокие цены на нефть. При этом ускорение внедрения достижений НТР отразилось на расширении внедрения достижений науки и техники в ключевых отраслях мировой экономики [7, 15].

Важным последствием использования достижений НТР в нефтяной промышленности считают увеличение разведанных месторождений нефти, которое отложило прогнозируемый последующий глобальный энергетический кризис на более отдаленный период времени [5].

В результате происходящих перемен страны ЕС разработали последовательную энергетическую стратегию системного снижения влияния нефти и газа на развитие экономики. Развитие ЭМ сопровождалось также разработкой и принятием правительствами национальной

энергетической политики и

соответствующих мер, охватывающих нормативно-правовые акты и постановления, специальные нормативы на строительство, конструкции автомобилей, чистые транспортные средства, предупредительные меры. К последним относятся гибкая система налогообложения, увеличение налоговых льгот, субсидий, создание информационных компаний, а также прочие рыночные механизмы, коммерческие схемы, белые сертификаты энергетической эффективности. Все эти меры не могли ни сказаться на активизации инновационной деятельности и в первую очередь в энергозависимых отраслях экономики.

Особенно активно создавались международные энергетические организации после начала первого мирового энергетического кризиса (1971-1981 гг.). В этой связи следует отметить автономный орган Международное энергетическое агентство (МЭА), основанный в 1974 г. в рамках Организации экономического развития и развития (ОЭСР) с целью внедрения международной энергетической программы сотрудничества в 26 странах ОЭСР. В рамках этой деятельности в

настоящее время существует 40 действующих программ, известных под названием соглашения МЭА по внедрению [13].

Одним из приоритетных в деятельности МЭА является улучшение структуры поставок и потребления энергии в мире путем развития альтернативных источников энергии и повышения эффективности ее потребления. Важное значение для формирования энергетической стратегии высокоразвитых в промышленном отношении стран было принятие в 1983 г. под эгидой МЭА положения о диверсификации импортеров

углеводородного сырья, при которой доля одного поставщика не должна превышать 30%. Позже это положение было распространено на импорт нефтепродуктов и природного газа, а также в 2001 г. включено Комиссией Европейских сообществ в «Зеленую книгу» основных положений европейской стратегии безопасности энергоснабжения. Сегодня многие страны улучшили этот норматив, что не могло ни сказаться на улучшении показателя энергобезопасности ЕС [17, 19].

Так, наиболее крупным импортером нефти после стран ЕС выступали США, объем импорта которых в 2010 г. достиг 577,1 млн. т, или 67,9% в общем объеме ее потребления (850,0 млн. т). Для определения уровня диверсификации поставщиков нефти в США был рассчитан удельный вес наиболее представительных импортеров, который по Канаде составлял 125 млн. т, или 21,7%,

странам Южной и Центральной Америки -109,3 млн. т, или 18,9%, Ближнего Востока -86,0 млн. т, или 14,9%, Западной Африки -83,8 млн. т, или 14,5% и Мексике - 63,5 млн. т, или 11%. Как видно из приведенных данных, США значительно улучшили рекомендуемый норматив диверсификации. Кроме того, анализ динамики этого показателя за ряд последних лет показал, что при выборе поставщиков нефти в США отдают предпочтение импортерам углеводородного сырья с повышенным качеством (больший процент содержания светлых нефтепродуктов, низкое содержание серы и др.). Именно к таким типам нефти в первую очередь можно отнести

венесуэльскую, мексиканскую, нигерийскую и норвежскую [8, 14].

Как исключение из общих правил следует рассматривать пример Японии, которая характеризуется высокой зависимостью от импорта нефти. Так, в 2010 г. при общем объеме ее потребления 201,6 млн. т импорт составил 225,7 млн. т, т.е. превышал потребление на 24,1 млн. т. В этой стране наиболее крупными импортерами были страны Ближнего Востока, на долю которых приходилось 179,9 млн. т, или 79,9%, АТР - 14,6 млн. т, или 6,5% и бывшего СССР - 14,5 млн. т, или 6,4%.

В то же время импорт нефти в Европейские страны в 2010 г. достиг максимума 596,8 млн. т, где на долю стран бывшего СССР (Россия, Казахстан, Азербайджан) приходилось 295,2 млн. т, или 49,5%, Ближнего Востока - 116,7 млн. т, или 19,6%, Северной Африки - 83,0 млн. т, или 13,9%.

Что касается Украины, то она значительно позже других стран присоединилась к рекомендациям МЭА в части оптимального для диверсификации импорта нефти норматива. Так, только в ноябре 2006 г. было принято постановление правительства №1572 «Программа диверсификации источников поставки нефти в Украину на период до 2015 г.» в рамках выполнения «Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.». Однако это постановление не было выполнено. Так, в 2011 г. в Украине в общем объеме потребления нефти 9,1 млн. т доля импорта из России составила 4,7 млн. т, или 51,1% и из других источников - 0,85 млн. т, или 9,3%. Что касается диверсификации импорта нефти на отдельные НПЗ, то доля импорта российской и казахстанской нефти на Лисичанском НПЗ составила 100%, азербайджанской нефти на Кременчугском НПЗ - 20,6%, Дрогобычском НПЗ - 10,1% и Надворнянском НПЗ - 25,4% [3, 12].

Министрами МЭА для усиления глобальных энергетических взаимосвязей между странами в 1993 г. был принят нормативно-правовой документ «Общие цели», который согласуется с разнообразием, эффективностью и гибкостью ТЭК; энергетическими системами, которые должны обладать способностью быстро и

гибко реагировать на энергетические критические ситуации; экологическим обоснованием производства и использования энергоресурсов; более приемлемыми с экологической точки зрения источниками энергии; улучшением энергоэффективности; продолжением исследований, разработок и продвижением на рынок новых улучшенных технологий; обоснованными ценами на энергоносители, которые обеспечивают эффективную работу рынка; свободной и открытой торговлей на энергетических рынках, сотрудничеством между всеми участниками энергетического рынка.

Кроме того, МЭА выпускается популярное ежегодное статистическое обозрение по мировой энергетике [20]. Наряду с этим в 2004 г. совместно с ОЭСР и Евростатом было издано «Руководство по энергетической статистике», а в 2006 г. обзор «Украша. Огляд енергетично! пол^ики 2006» [6, 13].

В 1989 г. было образовано межправительственное объединение

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТОС), в состав которого входят Энергетическая рабочая группа (ЭРГ) и Экспертная группа по энергетическим данным и анализу (ЭГЭДА).

Среди других региональных объединений энергетического направления следует отнести Латиноамериканскую энергетическую организацию (ОЛАДЕ) по сотрудничеству, координации и консалтингу с целью интеграции, опеки, сохранения, защиты и рационального использования энергетических ресурсов.

Сегодня наиболее приемлемой базой для развития сотрудничества со странами-поставщиками энергоносителей является «Энергетическая хартия» - первое экономическое соглашение, подписанное в 1994 г. всеми членами странами СНГ и ЕС, а также рядом других государств ОЭСР.

В декабре 2003 г. был основан секретариат Международного

энергетического форума (СМЭФ), на который возложена миссия по углублению и обеспечению непрерывного глобального диалога между производителями и потребителями энергии на уровне Министров государств-членов

Международного энергетического форума (МЭФ).

Большую роль в информационном обеспечении потребителей энергии (нефти) играет Совместная инициатива по нефтяным данным (СИНД), всемирная база данных которой была представлена в ноябре 2005 г. Уже в 2006 г. было издано «Руководство по СИНД», подготовленное Секретариатом МЭФ и его партнерами по СИНД (АТЭС, Евростат, МЭА, ОЛАДЕ, ОПЕК и СО ООН) [11].

Целью этого «Руководства» является обеспечение специалистов, ответственных за сбор данных, и пользователей необходимыми методическими

положениями, используемыми для расчета показателей, представленных в вопроснике СИНД.

Для выполнения своих функций ЭМ широко использует статистическую информацию по энергетическим ресурсам, поступающую из различных источников. Несмотря на то, что большая ее часть формируется и поступает из признанных и авторитетных международных организаций, заслуживает внимания быть отмеченным «Статистический бюллетень по мировой энергетике компании Бритиш Петролеум». В нем представлена статистическая

информация по миру в целом, странам ОЭСР, ЕС и бывшего СССР в разрезе отдельных энергетических ресурсов таких, как нефть, природный газ, уголь, атомная энергия, гидроэлектроэнергия,

возобновляемая энергетика и первичные энергоносители. Кроме того, важными являются также обобщающие данные по потреблению отдельных видов

энергоресурсов (табл. 2).

Потребление отдельных энергоносителей в мире в 2010 г., млн. т н.э. [16]

Таблица 2

Нефть Природный газ Уголь Атомная энергия Гидроэлектроэнергия Возобновляемая энергетика Итого

Мир, всего 4028,1 2858,1 3555,8 626,2 775,6 158,6 12002,4

В том числе страны: ОЭСР 2113,8 1397,6 1103,6 520,9 309,5 123,0 5568,3

Вне ОЭСР 1914,3 1460,5 2452,2 105,3 466,1 35,6 6434,1

ЕС 662,5 443,3 269,7 207,5 83,0 66,9 1732,9

Бывший СССР 201,5 537,1 169,1 59,3 55,9 0,3 1023,3

Из них Украина 11,6 46,9 36,4 20,2 2,9 н.д. 118,0

Об авторитетности и популярности этого издания можно судить по многочисленным ссылкам в различных отечественных и зарубежных литературных источниках.

Среди нормативно-правовых средств ЭМ необходимо в первую очередь отметить ООН. Так, большое значение для ЭМ оказала деятельность ООН, направленная на снижение влияния загрязнения воздуха автомобильным транспортом и выбросов парниковых газов на экологию. С этой целью в 1992 г. на территории ЕС был введен экологический стандарт Евро-1,

разработанный Европейской экономической комиссией ООН, а в 1995 г. - стандарт -Евро-2 и Евро-3 - в 1999 г. с заменой на Евро-4 в 2005 г. и введен Евро-5 с 1 сентября 2009 г. Переход автомобильного транспорта на стандарты Евро-4 и Евро-5 предполагает переоборудование конструкции автомобилей в связи с ужесточением экологических требований, а также повышение эксплуатационных свойств моторных топлив

[9].

В США федеральный «Закон о чистом воздухе» был принят в 1963 г. с целью регулирования загрязнения воздуха на национальном уровне, который существенно доработан в 1970, 1977 и 1990 гг. [9].

Кроме того, 9 мая 1992 г. была принята «Рамочная конвенция ООН об изменении климата», положенная в основу Киотского протокола (декабрь 1997 г.), -международного соглашения, которое обязывает развитые в промышленном отношении страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

В то же время в сложившихся условиях глобального развития к первоочередным задачам ЭМ относятся: изучение взаимосвязи на национальном и мировом уровнях предпринимаемых усилий в

энергетическом секторе экономики; соответствие энергоснабжения социальным требованиям, в том числе доступная цена и надежность поставок энергоносителей; условия выполнения международных соглашений и договоров.

Наряду с тем, как развивался международный ЭМ, происходило формирование его структуры в отдельных странах с учетом особенностей их экономического развития.

Так, механизм реализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энергетической стратегии в разных странах характеризуется своими особенностями, связанными с установившейся структурой экономики и административно-

территориальным делением. Так, например, во Франции основными игроками на рынке энергоресурсов являются административные органы: Генеральное управление по вопросам энергетики и сырья (DGEMP), Агентство по вопросам окружающей среды и управления энергоресурсами (ADEME), Национальное исследовательское агентство (ANR), Агентство промышленных инноваций, Регуляторная комиссия по вопросам энергетики (независимый орган) [1,

9].

В то же время в Польше первоочередными полномочиями в энергетическом секторе наделены Совет Министров, Министерство экономики, а также президент Комиссии регулирования энергетики и Агентство энергоэффективности, созданное в соответствии с законом об энергетике. Кроме того, есть и другие органы, связанные с энергетическим сектором и имеющие дело с различными аспектами энергоэффективности. Среди них следует выделить Национальное агентство энергосбережения (NAPE), созданное в 1992 г. на коммерческой основе.

Фонд эффективного

энергопотребления (FEWE) был создан в

1990 г. тремя частными лицами и поддерживается фондами США. Он курирует проекты по маркетингу и внедрению энергоэффективного оборудования, а также организует программы переподготовки специалистов.

Сегодня в Польше насчитывается 13 региональных агентств по энергосбережению (RAPE), основанных местной властью в 1995-1998 гг. Они активно способствуют развитию планов теплообеспечения муниципалитетов и подготовки

энергоаудиторов. Спрос на таких аудиторов поддерживается банковскими процедурами, которые требуют проведения аудита перед предоставлением займов.

Развитию рыночных отношений в энергетике Польши способствовало создание 20 июня 2000 г. Польской энергетической биржи, обеспечивающей физические поставки и расчеты.

Большое влияние на развитие ЭМ оказали институциональные изменения в области энергетики на национальном уровне (Франции) - принятие «Акта об энергетической политике» (июль 2005 г.) и соответствующего меморандума (январь 2006 г.); на европейском - выход «Зеленой книги» и «Белой книги» (Европейский Совет - март, 2006 г.); на многостороннем - саммит «большой восьмерки» в России (Санкт-Петербург, июль 2006 г.). Все принятые документы легли в основу энергетической политики отдельных стран, краеугольным камнем которой были определены бесперебойность поставок энергоносителей, обеспечение конкурентоспособной цены на электроэнергию, снижение отрицательного влияния энергетики на окружающую среду, обеспечение населения электроэнергией. Среди энергосберегающих следует отметить Программу «Разумная энергия - Европе», Федеральную программу энергетического менеджмента в США, государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.» в Российской Федерации и Государственную целевую экономическую программу энергоэффективности на 20102015 гг. - в Украине [2, 7, 13].

Рассматривая современную

энергетическую политику стран, можно констатировать, что проблема

энергообеспечения вышла за рамки отдельно взятой страны и обрела глобальный характер, что обозначилось на интеграционном уровне решения этой экономической задачи, который базируется на широком использовании инновационных достижений отдельных стран и цивилизации в целом. В условиях роста объемов потребления энергоресурсов и неуправляемого повышения мировых цен на углеводородное сырье во избежание возможных отрицательных последствий основным инструментом регулирования этих процессов является объединение усилий стран.

Особенно характерен в этом отношении пример 27 стран - членов Евросоюза, разработавших Энергетическую политику на текущий и перспективный период по двум направлениями «Зеленой книги» и «Дорожной карты».

Так, ЕС является вторым по величине энергетическим рынком в мире с более чем 450 миллионами потребителей. Для вступления в новый энергетический ландшафт он обладает стратегическими средствами, являясь мировым лидером в управлении спросом, в развитии новых возобновляемых источниках энергии, а также в разработке технологий с низким выбросом СО2. Новая редакция «Зеленой книги» выдвигает варианты основы новой комплексной европейской стратегической политики. В этой связи для стран ЕС выделяется шесть ключевых направлений: конкурентность и внутренний

энергетический рынок, диверсификация структуры энергетики, солидарность, устойчивое развитие, инновации и технологии, внешняя политика [19].

Важным в связи с этим представляется повышение роли ЭМ. Так, Комиссия Европейских сообществ предлагает, чтобы Совету и Парламенту на регулярной основе представлялся стратегический

энергетический обзор ЕС, который охватывал бы проблемы, определенные в «Зеленой книге» (2006 г.).

Особого внимания в свете исследуемой проблемы заслуживает вопрос поощрения инноваций как части стратегического плана ЕС в области развития энергетических технологий, решение которого увязывают с обеспечением безопасности и надежности

поставок, стабильности и промышленной конкурентоспособности [21].

Инновации в области энергетики внесли существенный вклад как в эффективное использование энергии, так и использование возобновляемой энергетики. Однако решение насущных и перспективных проблем требует наращивания усилий в этой области. Особенно привлекательным с точки зрения научных исследований является расширение быстрорастущего

международного рынка по

энергосберегающим и низкоуглеродным технологиям, оцениваемого в миллиарды евро. ЕС стремится, чтобы его промышленность стала мировым лидером в области технологий и технологических процессов нового поколения.

Для решения энергетических проблем в рамках ЕС рассматривается спектр технологий: возобновляемых

энергоисточников, чистого угля,

конкурентоспособного биотоплива для транспорта, водорода и экологически чистых и энергосберегающих энергоисточников, а также усовершенствованные ядерные двигатели, разработка термоядерных реакторов.

ЕС необходим обеспеченный соответствующими ресурсами

стратегический план развития

энергетических технологий, научных исследований в областях с высоким потреблением энергии - жилье, транспорт, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс. Предложенная организация Европейского технологического института может также сыграть важную роль в достижении поставленной цели.

ЕС необходимо рассмотреть пути инвестирования стратегических подходов к

энергетическим исследованиям,

ориентируясь на интеграцию и координацию Сообщества и национальных инновационных программ и бюджетов.

Исходя из конкретных условий, в частности, для разработки «ведущих рынков» для инноваций, Европа должна действовать мобилизуя частный бизнес, государства-члены и Европейскую Комиссию в рамках общественного (частного) партнерства или путем интеграции Национальных научно-исследовательских программ по энергетике и научно-исследовательских программ

Сообщества по энергетике.

Таким образом, в энергетической политике Европы, по данным «Зеленой книги», (2006 г.) должны быть три главные цели: устойчивость, конкурентоспособность и безопасность энергоснабжения.

Важным этапом в совершенствовании ЭМ в странах ЕС следует считать вывод подготовленного Комиссией Европейских сообществ европейскому совету и парламенту документ Дорожная карта по возобновляемым источникам энергетики под названием «Возобновляемые источники энергии в XXI веке: построение стабильного будущего».

В «Дорожной карте» Еврокомиссия представила свое стратегическое видение перспективы энергетики в Европе. В этой связи она предлагает к 2020 г. увеличить долю возобновляемой энергетики до 20% (табл. 3). Реальность этого предложения подкреплена необходимыми инвестициями и может быть реализована с технической и экономической точки зрения. Для их реализации в инновации потребуется от 10,6 до 18 млрд.евро в год.

Таблица 3

Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в потреблении электроэнергии в ЕС _на период до 2020 г., ТВт/час [18] __

Источник 2005 г. 2006 г. 2010 г. (ожидаемое) 2020 г. (прогноз)

Ветер 70,5 82 176 477 (34,8%)

Гидро 346,9 357,2 360 384 (28%)

Фотовольтаика 1,5 2,5 20 180 (13,1%)

Биомасса 80 89,9 135 250 (18,3%)

Геотермальная 5,4 5,6 10 31 (2,3%)

Солнечная тепловая электроэнергия - - 2 43 (3,1%)

Океан - - 1 5 (0,4%)

Всего ВИЭ 504,3 537,2 704 1370 (100%)

Общее производство электроэнергии в ЕС-27 3320,4 3361,5

(тенденции к базовому сценарию) 3568 4078

(комбинировано ВИЭ и электроэнергия) 3391

Доля ВИЭ 15,2% 16,0% 19,70% 33,6-40,4%

Выводы

1. В период после первого мирового нефтяного кризиса 70-х годов ХХ века высокоразвитые в промышленном отношении страны в результате реализации выверенной энергетической стратегии и ЭМ достигли существенных успехов в создании энергоэффективной экономики.

2. В современных условиях к первоочередным задачам в области ЭМ относятся: изучение взаимосвязи на национальном и глобальном уровнях предпринимаемых усилий в энергетическом секторе; соответствие энергоснабжения социальным требованиям, в том числе доступная цена и надежность поставок энергоносителей; условия выполнения международных соглашений и договоров;

3. Развитию рыночных отношений в энергетике постсоциалистических стран благоприятствовала реструктуризация механизма управления, что способствовало снижению энергоемкости ВВП и усилению инвестиционных возможностей этого сектора;

4. Рассматривая современную энергетическую политику стран ОЭСР можно констатировать, что проблема энергообеспечения в XXI веке вышла за рамки отдельно взятой страны и обрела глобальный характер, что обозначилось на интеграционном уровне решения этой важной экономической задачи и предполагает широкое использование инновационных достижений отдельных стран;

5. В настоящее время страны ОЭСР при энергообеспечении отдают приоритеты расширению использования возобновляемой энергетики. Характерным в этом отношении является непрерывный рост объемов ее производства даже в условиях финансового и экономического кризиса при росте объемов инвестирования.

Литература

1. Енергетична стратепя Укра1ни до 2030 р.: Указ Кабшету MiHicTpiB №145-р вщ 15 березня 2006 р. [Електронний ресурс]. -Режим доступу: zakon.rada.gov.ua.

2. Про затвердження Державно! щ-льово! економiчноl програми енергоефективносп i розвитку сфери виробництва енергоносив з вщновлюваних джерел енергп та альтернативних вцщв палива на 2010-2015 роки: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра1ни вiд 1 березня 2010 р. №243 [Електронний ресурс]. -Режим доступу: zakon1.rada. gov.ua.

3. Про затвердження Програми диверсифшацп джерел постачання нафти в Укра1ну на перюд до 2015 року: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 08.11.2006 р. № 1572 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: zakon1.rada.gov.ua.

4. Андрижиевский А.А. Энергосбережение и энергетический менеджмент / А.А. Андрижиевский. -Минск: Высшая школа, 2005. - 294 с.

5. Бурлака В.Г. Базовi шноваци тех-нолопчного прориву в енергетищ / В.Г. Бурлака // Економiчний часопис - ХХ1. -2011.-№ 11-12.-С. 42-44.

6. Енергетична пол^ика Укра1ни. Огляд 1996 р. - К.: Мiжнародне Агентство з енергетики, 1996. - 149 с.

7. Кузык Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004. - 632 с.

8. Мошторинг дш ново! влади в енергетичному секторi в 2010 р. Прозорiсть та вщповщальнють енергетичнiй безпецi Украни. - Черншв: СТПРЕС, 2011. - 48 с.

9. Назарчук Л.М. Инновации в нефтегазовом комплексе: моногр. / под. науч. ред. Г.Г. Бурлаки, Л.М. Назарчук. - К.: НАУ, 2007. - 280 с.

10. Новые риски для глобальной энергетической безопасности. Серия

публикаций ЕЭК по энергетике. №36, ООН. - Нью-Йорк; Женева, 2007. - 114 с.

11. Руководство по Совместной инициативе по нефтяным данным // МЭФ. -2006. - 94 с.

12. Статистика / Мшютерство енергетики та вугшьно1 промисловост Украши [Електронний ресурс]. - Режим доступу: mpe.kmu.gov.ua.

13. Украша. Огляд енергетично1 пол^ики 2006. - Мiжнародне енергетичне агентство / тд ред. К. Мандш. - Paris: IEA Publications, 2006. - 377 c.

14. Шерстюк Р.В. Диверсифшащя iмпорту нафти - складова енергетично1 безпеки Украши/ Р.В. Шерстюк // Актуальш проблеми економши. - 2006. - № 3. - С. 143146.

15. Шерстюк Р.В. Мехатзм шнова-цiйного розвитку нафтогазового комплексу / тд ред. Г.Г. Бурлаки. - К.: Освгга Украши, 2006.-218 с.

16. BP Statistical Review of World Energy 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - www.bp.com.

17. Energy Statistics Manual.- Paris: IEA Publications, 2004. - 193p.

18. Feuille de route pour les sources d'energie renouvelables. Les sources d'energie renouvelables au 21-e sciecle: construire un avenir plus durable. COMMISSION DES COMMUNAUTES EUROPEENNES, 2007. -26 p.

19. Green paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES, 2006. - 20 p.

20. Key world energy statistics // IEA. -2011.-80 p.

21. Martin J.-M. Rythme et direction des innovations energetiques au cours des dernieres decennies // Revue de l'Energie. - 1999. -№ 508. - Р. 364-372.

22. Policy developments and challenges in delivering energy efficiency. Energy charter secretariat, 2007. - 214 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.