Научная статья на тему 'Энергетический и экологический диалог между Китаем и США'

Энергетический и экологический диалог между Китаем и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / ЭКОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетический и экологический диалог между Китаем и США»

УДК 327.8 (73:510); 327 (510:73)

О.А. Тимофеев

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ МЕЖДУ КИТАЕМ И США

Статья посвящена значению и характеру энергетической и экологической проблематики в структуре американо-китайского стратегического и экономического диалога.

The article is devoted to the importance of the energy and environmental problems in the structure of the US-China Strategic and Economic Dialogue (S&ED).

Было время, когда Китай не только обеспечивал себя энергоресурсами, но и экспортировал часть их в соседние государства - Южную Корею и Японию. С 1993 г. он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортером нефти, а с 2003 г. занимает второе место в мире после США по импорту нефти. При этом разрыв между ними неизменно сокращается не только в связи с ростом китайского импорта, но и по причине постепенного перехода США к импортозамещающей энергетической стратегии (см. рис. 1).

600 500

200

■ —

2006 2007 2008 2009 2010

—♦—США 493,3 489,5 478,7 439,8 447,1

Китай 145,2 163 178,9 203,8 239,3

Рис. 1. Импорт нефти США и Китаем (млн тонн).

Сост. по: U.S. Energy Information Administration. U.S. Imports by Country of Origin. http://www.eia.doe.gov/dnav/pet/pet move impcus a2 nus ep00 im0 mbbl a.htm; Главное таможенное

управление КНР. http://www.customs.gov.cn.

В создавшихся условиях Пекину требуется проводить четко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике. Быстрые темпы развития экономики Китая

вызывают необходимость увеличения потребления энергии, более того - слабая ресурсная поддержка является сдерживающим фактором для промышленности страны. Соответственно обеспечение энергетической безопасности - крайне важно для дальнейшего успешного развития КНР.

В июне 2004 г. Госсовет КНР принял Программу развития энергетики на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2004-2020 гг.). Основными положениями китайской энергетической стратегии стали:

поиск новых месторождений нефти на своей территории; увеличение объемов производства нефти; разведка и добыча нефти на морском шельфе;

увеличение нормы использования нефти, уменьшение бесхозяйственности в ее расходах; увеличение стратегического запаса нефти в связи с непредсказуемостью мирового нефтяного

рынка;

поиск альтернативных ресурсов, могущих заменить нефть в производстве; обеспечение безопасности транспортировки нефти по суше и по морю.

Вместе с тем в течение последних лет стратегия самообеспечения перестала быть основным декларируемым принципом развития китайской энергетики. Китай сегодня осуществляет активную политику диверсификации источников получения энергоресурсов. Одновременно заметно расширилась деятельность китайских компаний за рубежом. По расчетам западных экспертов, на всю Азию в течение следующих 15 лет придется половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам.

Одним из признанных лидеров в этих транзитных процессах является Китай. По мнению западных экспертов, влияние Китая на мировом энергетическом рынке и рынке других полезных ископаемых не подлежит обсуждению. Это просто факт, к которому должна будет приспособиться остальная часть мира1.

Китай все более активно вытесняет американские компании с их традиционных нефтяных рынков. С 2007 г., например, КНР стала крупнейшим импортером нефти из Саудовской Аравии - в недавнем прошлом крупнейшего партнера США в сфере энергетики (рис. 2).

Рис. 2. Ведущие экспортеры нефти в КНР в 2010 г. (млн. тонн).

Кроме того, китайские энергетические компании регулярно предпринимают попытки выйти и на североамериканский энергетический рынок. Так, 23 июня 2005 г. государственная энергетическая корпорация CNOOC (China National Offshore Oil Corporation) сделала предложение о приобретении за

18,5 млрд. долларов американской энергетической компании ЦКОСАЬ. Под давлением американских законодателей СКООС вынуждена была снять свою заявку,2 однако пять лет спустя вновь предложила стратегию бизнес-слияний, заявив об интересе к ряду энергетических мощностей в нескольких американских штатах (см. таблицу).

Крупнейшие (свыше 100 млн. дол.) слияния и поглощения китайских компаний

на американском рынке

Дата заявки Покупатель Объект сделки Доля, % Сумма сделки, млн. дол. Сфера деятельности Состояние сделки

Май 2005 г. Г руппа компаний Ляньсян (Lenovo Group) Подразделение IBM по производству персональных компьютеров 100 1400 Производство персональных компьютеров Завершена

Июнь 2005 г. Haier Maytag Corporation 100 1280 Производство бытовых электроприборов Не состоялась

Июль 2005 г. CNOOC Unocal Corporation 100 18 500 Нефтегазовая промышленность Не состоялась

Июнь 2007 г. Китайская инвестиционная корпорация (China Investment Corporation) Blackstone Group 9,9 3000 Частные инвестиции Завершена

Сентябрь 2007 г. Huawei Technologies Co. 3Com Corp. 16,5 363 Производство телекоммуникационного оборудования Не состоялась

Октябрь 2007 г. China Minsheng Bank UCBH Holdings Inc. 10 317 Банковские услуги Завершена

Декабрь 2007 г. Китайская инвестиционная корпорация Morgan Stanley Inc. 9,9 5000 Инвестиции Завершена

Январь 2008 г. WuXi PharmaTech Inc. AppTec Laboratory Services Inc. 100 163 Фармацевтика и медицинские приборы Завершена

Март 2008 г. China Life Insurance Co. Visa Inc. 50 300 Обслуживание кредитных карт Завершена

Март 2008 г. Mindray Medical International Datascope-Patient Monitoring Business 100 209 Производство медицинского оборудования Завершена

Март 2008 г. Международная трастовая и инвестиционная корпорация Китая (CITIC Securities) Bear Stearns Companies 9,9 1000 Инвестиции Не состоялась

Июнь 2009 г. Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co. Подразделение General Motors по производству автомобилей Hummer 100 150 Производство автомобилей Не состоялась

Ноябрь 2009 г. Китайская инвестиционная корпорация AES Corp. 15,8 1581 Производство электрооборудования Завершена

2010- 2011 CNOOC Нефтегазовые мощности Chesapeake Energy Corp. в Техасе, Колорадо и Вайоминге 2300 Нефтегазовая промышленность

Сост. по: Clarence Kwan and Karl P. Sauvant. Chinese Direct Investment in the U.S. - The Challenges Ahead. Vale Columbia Center of Sustainable International Investment Report. October 2008.

http://www.locationusa.com/foreignDirectInvestmentUnitedStates/aug10/Chinese-direct-investment-united-states4990.shtml; David Winning. Cnooc, Chesapeake Agree on Deal // Wall Street Journal. January 30, 2011.

Вместе с тем повышение энергетических аппетитов китайской экономики способствует развитию не только конкуренции, но и сотрудничества в американо-китайских отношениях. Согласно данным, опубликованным в 1992 г. американо-китайским советом по экономическому сотрудничеству, в предстоящие два десятилетия Китай планировал израсходовать на импорт энергетического оборудования 100 млрд. долларов (для сравнения: аэрокосмической техники до 40 млрд., телекоммуникационного оборудования - 30 млрд., компьютерной техники - 40 млрд. долларов)3. Спустя двадцать лет политологи все еще не утратили былого оптимизма. Так, З. Бжезинский отмечает: «Вовлечение Китая в диалог по вопросам региональной стабильности не только снижает опасность конфликта с США, но и устраняет непонимание между Китаем и Японией, Китаем и Индией, а также в некоторой степени и между Китаем и Россией по поводу ресурсов и независимого статуса государств Центральной Азии»4.

Эксперты придают большое значение энергетической сфере в структурной иерархии двусторонних отношений. Например, китайский специалист Чжу Шида ставит ее на вторую позицию после двусторонней торговли5. Другой известный китайский эксперт, директор Китайского форума реформ и открытости Чжэн Бицзянь предлагает объединить торгово-экономическую и энергетическую проблематику, в которой необходимо находить новые сферы взаимодополняемости экономик двух стран, устранять препятствия на пути развития двусторонних связей, уважая интересы противоположной стороны6. И, наконец, бывший директор Института США Китайской академии современных международных отношений Фу Мэнцзы отмечает, что такие проблемы американокитайских отношений как изменение климата и энергетика имеют перекрестный (цзяоча-дэ) характер

7

и нуждаются в совместных усилиях целого ряда ведомств .

В начале XXI в. ускорились процессы структурной институционализации энергетического сотрудничества между двумя странами. В 2003 г. в ходе своего визита в США премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предложил в целях устранения разногласий повысить роль координационных механизмов в двусторонних отношениях, в том числе в сферах энергетики и защиты окружающей среды. Год спустя начались заседания Диалога по энергетической политике (Energy Policy Dialogue), участниками которого стали Министерство энергетики США и государственная комиссия по делам развития и реформ КНР, а в 2005 г. был запущен механизм Форума по глобальным проблемам (Global Issues Forum) между Бюро глобальных инициатив Госдепа и китайским МИД.

Энергетическая проблематика стала одной из ключевых в начавшем работу в 2006 г. Стратегическом экономическом диалоге. Никого не должно смущать назначение соруководителем этого диалога с американской стороны министра финансов Г. Полсона. По сути, Полсон представлял на консультациях весь экономический блок администрации, включая аппарат торгового представителя, Министерство торговли, Госдепартамент, Агентство по торговле и развитию и Министерство энергетики. Как указывает главный консультант бывшего министра финансов по китайским проблемам Т. Смит, госсекретарь К. Райс также активно поддержала такую структуру, так как полагала, что поддержание экономических отношений с Китаем в нужном формате и на нужном уровне позволяет ей более плотно сосредоточиться на других, неэкономических проблемах двусторонней повестки8.

Весьма позитивно новый формат был воспринят и в Китае. Один из наиболее известных американистов Пань Жуй даже предрекал: его создание свидетельствует, что экономическое взаимодействие приобрело глобальное и стратегическое влияние, а значение диалога уже достигло

9

стратегического уровня .

Что касается внутриполитической координации, то в США эта функция была возложена на Совет национальной безопасности (СНБ), который объединял все заинтересованные ведомства для того, чтобы можно договариваться о выборе приоритетов и стратегических целей в отношениях с Китаем. Роль СНБ заключалась в том, чтобы поддерживать и поощрять все задействованные в развитии сотрудничества правительственные структуры, выделять наиболее приоритетные проблемы и гарантировать, чтобы все бюрократические институты действовали в рамках единого трека. Результатом этой координации стало то, что стратегический и экономический диалог смог использовать более широкое определение экономической проблематики и стал демонстрировать комплексный подход к ранее не связанным между собой проблемам.

18 июня 2008 г., на пике глобального «ралли» цен на углеводородное сырье, была подписана десятилетняя программа сотрудничества в области энергетики и экологии (China-U.S. Ten Year Energy and Environment Cooperation Framework), предполагающая активизацию двустороннего сотрудничества в сфере развития высокоэффективных, так называемых «чистых технологий на основе широкого использования и внедрения технических инноваций, что по замыслу крупнейших мировых потребителей должно стабилизировать устойчивость рынка энергоресурсов. Данная программа - наиболее масштабный двусторонний документ, одним из ведущих коспонсоров которого стали неправительственные организации (НПО) и эксперты. Во-первых, именно

американские НПО изначально предложили Полсону философию этого документа, причем китайской стороне настолько понравился американский проект, что его под личный контроль взял премьер Госсовета Вэнь Цзябао, а в качестве координатора с китайской стороны был выбран Госкомитет по развитию и реформам, в наибольшей степени по сравнению с другими ведомствами

ориентированный на разработку и осуществление модернизационных инициатив. Во-вторых, одним из наиболее существенных наполнений Программы стало создание так называемых экопартнерств -системы субнациональных инициатив по осуществлению пилотных модернизационных проектов в области защиты окружающей среды.

Значительной оптимизацией достигнутых результатов в сфере американо-китайского энергетического сотрудничества ознаменовался приход в Белый дом администрации Б. Обамы. На прошедшем в мае 2010 г. в Пекине втором раунде стратегического и экономического диалога был окончательно определен статус расширяющегося и диверсифицирующегося диалога по

энергетической и экологической проблематике. Госдепартамент и Комитет КНР по развитию и реформам проанализировали ход работы экопартнерств, а также согласовали вопросы, связанные с созданием секретариата и учереждением новых экопартнерств.

Другим важным новшеством стало широкое включение вопросов, связанных с

альтернативной энергетикой, в повестку двустороннего диалога. В этой связи состоялось подписание следующих документов:

1. Комиссия по ядерному регулированию США и госуправление ядерной безопасности КНР подписали меморандум о сотрудничестве в эксплуатации реакторов Westinghouse AP100010, которые планируется установить на АЭС Таохуацзянь в провинции Хунань. Также было достигнуто дальнейшее взаимопонимание по вопросам защиты интеллектуальной собственности при передаче ядерных технологий. Следует отметить, что почва для данной сделки была подготовлена в наиболее кризисный период двусторонних отношений последних двух десятилетий. Еще в 1996 г., несмотря на начатое расследование поставок Пакистану 5 тыс. китайских кольцевых магнитов, которые могли использоваться для производства обогащенного урана, в Вашингтоне сочли возможным выдать въездные визы пяти инженерам-ядерщикам из КНР для работы с реактором именно Westinghouse

Electric, что было расценено специалистами как знак того, что США вступили в борьбу за китайские заказы в сфере атомной энергетики11.

2. Госдепартамент и Государственное энергетическое агентство КНР подписали план действий по эксплуатации сланцевых газов12. Было также принято решение о детальном обсуждении проблемы развития энергетики сланцевых газов в ходе работы двустороннего форума нефтяной и газовой промышленности.

3. Было опубликовано совместное заявление о сотрудничестве в области энергобезопасности. В нем признана неразрывная связь между энергобезопасностью и развитием «чистой» энергетики, а также зафиксировано согласие сторон развивать сотрудничество в таких сферах как стабилизация международных энергетических рынков, диверсификация источников энергии и ее эффективное использование.

Кроме того, в дополнение к уже имеющимся форумам было принято решение о необходимости создания следующих новых механизмов сотрудничества:

форум по энергоэффективности;

исследовательский центр чистой энергетики (Clean Energy Research Center), сосредоточивший работу на трех направлениях: создание и эксплуатация «чистых» автомобилей, энергосбережение в коммунальном строительстве и программа «Чистый уголь»;

форум в области электромобилестроения;

форум по возобновляемым источникам энергии;

форум по биотопливу13.

Эксперты по-разному оценивают перспективы повышения статусности экологической проблематики в структуре стратегического диалога между двумя странами. Как считает профессор Фуданьского университета Ма Цзяньин, сотрудничество в сфере «чистой энергетики» сдерживается тремя факторами: дефицитом взаимного доверия; торговым протекционизмом; ограничениями на экспорт высокотехнологичной продукции из США в Китай14.

С другой стороны, в совместно опубликованной статье директор центра изучения проблем национальной безопасности Военного колледжа США К. Батс и руководитель программы экологической безопасности Китая в вашингтонском Центре им. В. Вильсона Дж. Дабелко полагают, что одним из драйверов, способствующих запуску военного диалога с Пекином, может стать обсуждение экологической повестки. По их мнению, Пентагон может вполне успешно использовать опыт своего сотрудничества с военными ведомствами России и других стран по ликвидации угроз радиоактивного заражения на постсоветском пространстве. Кроме того, с конца 90-х гг. представители оборонных ведомств США и КНР регулярно контактируют в ходе международных конференций, посвященных таким проблемам как адаптация к изменениям климата и ликвидация последствий природных бедствий. Экологическая проблематика, по мнению экспертов, вряд ли будет вызывать острые политические трения и сможет стать одной их наиболее оптимальных платформ для развития военного диалога как на двусторонней, так и многосторонней основе.

Апеллируя к основным положениям теории неофункционализма (прежде всего его тезису о «перетекании» механизмов сотрудничества из одной сферы в другую), авторы утверждают, что обсуждение широкого круга вопросов в ходе таких контактов будет способствовать выработке у сторон так называемой «привычки к сотрудничеству» на системном уровне, а также повышению уровня взаимного доверия между влиятельными военными и политиками двух стран. С другой стороны, решение энергетических и экологических проблем также могло бы послужить во благо

самих оборонных ведомств, к примеру, снижая риски пандемий среди военнослужащих и оптимизируя военные расходы за счет уменьшения в них доли энергетических издержек15.

Возможно также, что процесс централизации институциональных механизмов американокитайского диалога будет продолжен. К этому, в частности, призывают некоторые авторитетные американские синологи. В частности, научные сотрудники Совета по внешней политике Э. Экономи и А. Сегал полагают, что идеальным было бы привлечение к курированию диалогом, помимо СНБ, еще и вице-президента США. Повышение уровня диалога в Вашингтоне, по мнению авторов, помогло бы и китайской стороне правильно расставить собственные «бюрократические приоритеты» (bureaucratic priority)16.

1 Perkins, D. The Challenges of China’s Growth. - Washington: American Enterprise Institute Press, 2007. - P. 4142.

2 См.: Hufbauer, G. US-China trade disputes: rising tide, rising stakes. - Washington: Institute for International Economics, 2006. - P. 47-55.

3 См.: Котляров, Н.Н. Экономические отношения КНР с США. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003; Он же. Экономические и политические факторы развития китайско-американских отношений во время президентства У. Клинтона // Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межгосударственных взаимодействий. - М., 2004. - С. 333-363.

4 Brzezinski, Z. Balancing the East, Upgrading the West: U.S. Grand Strategy in an Age of Upheaval // Foreign Affairs. - Vol.91, No.1 (January/February 2012). - P. 101.

5 Zhu Shida. The Rise of China and the Sino-U.S. Relations // International Review. - No. 42 (Spring 2006). -Р. 55.

6 Жэньминь жибао, 11.05.2006.

7 http://www.chinapressusa.com/newscenter/2009-07/25/content 232285.htm

8 Smith, Т. Why Go Strategic? The Value of a Truly Strategic Dialogue Between the United States and China // Carnegie Policy Brief, 28.07.2010. http://www. carnegieendowment. org/files/sed.pdf

9 Пань Жуй. Чжун-мэй чжаньлюэ цзинцзи дуйхуа юй чжун-мэй гуаньси (Стратегический экономический диалог и китайско-американские отношения) // Мэйго вэньти яньцзю. - 2007. - № 6. - С. 240.

10 Реакторы высокотемпературного синтеза с газовым охлаждением. После подписания 16 декабря 2006 г. американо-китайского меморандума о взаимопонимании, предусматривавшего строительство корпорацией четырех реакторов третьего поколения, западные эксперты подчеркивали, что Китай станет первой страной в мире, где будут апробированы реакторы АР-1000, и, более того, подобные технологии не использовались даже в США. Был сделан вывод, что у выбора в пользу американской корпорации имелась политическая подоплека (см. Петелин, Е., Перфильев, Н. Атомная панда: Китай в поисках энергобезопасности // Индекс безопасности. -

2008. - № 2. - С. 86-87).

11 Bloch, J. Commercial Diplomacy // Living with China: U.S.-China Relations in the Twenty-first Century / ed. by Ezra F. Vogel. - N.Y.: W.W. Norton, 1997. - P. 203-204.

12 Как сообщало агентство Bloomberg, крупнейшая энергокомпания КНР PetroChina оценивает запасы сланцевых газов в Китае в 45 трлн. кубометров. При этом, по подсчетам экспертов, уже к 2015 г. уровень дефицита газа в Китае достигнет 100-110 млрд. кубометров. Соединенные Штаты являются признанным лидером по использованию сланцевых газов. Так, в прошлом году Америка за счет сланцев подняла динамику общей газодобычи на 3,9%, при этом доля сланцевого газа в общих объемах составила 10%.

13 http://www. state. gov/r/pa/prs/ps/2010/05/142180.htm

14 Ма Цзяньин. Цяньси чжун-мэй цинцзе нэнъюань хэцзо (О китайско-американском сотрудничестве в сфере чистой энергетики) // Сяньдай гоцзи гуаньси. - 2009. - № 12. - С. 48-52.

15 Butts, K., Dabelko, G. One Way to Boost US-China Military Cooperation // Christian Science Monitor, April 21,

2009.

16 Economy, E., Segal, A. The G-2 Mirage: Why the United States and China Are Not Ready to Upgrade Ties // Foreign Affairs. - Vol. 89, No. 6 (May/June 2009). - Р. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.