РОССИЯ И ЕС
Пётр КАНЫГИН
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЕС И РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ
Растущая зависимость Евросоюза от импорта энергии, её трёхкратное удорожание за последние четыре года, известные события на транзитных путях естественно привели к тому, что влияние ЕС концентрируется ныне на освоении новых, возобновляемых источников энергии, заменяющих имеющуюся и традиционную для Европы углеводородную основу её энергетики.
"Угольное прошлое осталось позади, - резюмировал Председатель Комиссии ЕС Х. Баррозо, представляя в январе 2007 года проект новой Энергетической стратегии Евросоюза - пришло время выбирать будущее, которое только в незначительной степени станет связано с углеводородами".
В своём нынешнем виде эти источники могут служить пока лишь подспорьем в решении топливных проблем Евросоюза. Однако всё происходящее в данной области заслуживает пристального внимания России, ибо рассматривается в Брюсселе как альтернатива импорту российских энергоносителей в Европейский Союз.
Немного истории и цифр
Под "возобновляемыми источниками энергии" в ЕС имеется в виду набор энергоносителей неуглеводородного ряда, которые могут использоваться в энергоснабжении как самостоятельно, так и в смеси с традиционными. К ним относятся как прорывные технические решения (ядерная энергия, водород, изотопы), так и давно используемые силы природы (ветер, солнце, гидроэнергия,
© Каныгин Пётр Сергеевич - Председатель Наблюдательного совета Топливно-
Энергетического союза России.
приливы, термальные источники) и даже древесина, формирующая основную часть используемой ныне биомассы (дрова, отходы лесного промысла).
Такую смесь, конечно же, вряд ли можно рассматривать как уже готовую базу энергетики будущего, однако её элементы вполне могут содержать в себе технические "семена" такого перехода.
Поэтому, начиная ещё с рубежа 90-х годов, тема их освоения и развития прочно заняла свое место в законотворчестве и в управленческой политике Брюсселя, обеспечив себе влиятельное лобби в виде тех партий и фракций, в первую очередь "зелёных", которые таким образом стремились привлечь к себе голоса избирателей. Соответственно, и энергия, получаемая из возобновляемых источников, стала называться "зелёной".
Всё начиналось с выпуска Комиссией ЕС в 1996 году "Зелёной книги", а в 1997 году "Белой книги", которые ставили задачу доведения в следующие 15 лет (т. е. к 2010 г.) доли возобновляемых источников энергии в общем энергопотреблении ЕС до 12% (без ядерной энергии)1. Принятые наметки были затем конкретизированы в Директиве 2001\77\ЕС, постулировавшей получение из них к 2010 году до 22% общего объёма генерации электроэнергии (против 14% в 2000 г.), равно как и замещение биотопливом на ту же дату до 5,75% потребления моторного топлива в ЕС (в 2000 г. - 0,6%)2. После расширения Евросоюза показатель по электроэнергии был снижен до 21%, но зато КЕС обязана была предоставлять ежегодные доклады о прогрессе в данной области3.
Финансовой базой этой деятельности стали программы "Альтенер" (19931997 гг.), "Джулии", "Терми", "Интелледжент энерджи" (2003-2006 гг.), "Штер" (их использование на транспорте) и др4. Наконец, в VI Рамочную Программу содействия НИОКР в ЕС (2002-2006 гг.) были включены пять специализированных тематических разделов, в VII Рамочной Программе (2006- 2016 гг.) на возобновляемые источники была направлена практически вся бюджетная поддержка по энергетике (1 175 млн евро в равных долях на ядерные исследования и на собственно новые источники), а Европейский инвестиционный банк решил выделять на льготной основе кредиты на НИОКР по данной тематике в 500 млн евро в год5. Обширные программы освоения возобновляемых источников приняло на национальном уровне и большинство стран ЕС. Такая ощутимая финансовая поддержка, по словам исполнительного директора Европейской ассоциации ветровой энергии К. Каппера, "явно демонстрирует нашу волю взять реванш за прежние десятилетия несбаланси-
1 Doc.EU.COM (96) 576.
2 Doc. Directive 2001\77\EC
3 http://europe.eu/scadpus/leg/en/evb/127058.htm.
4 Ibidem.; http://europe.eu/scadplus/leg/en/evb/127018htm.
5 "Europe", 01.11.2006. Р. 11.
рованного крена Европы в сторону исследований по одному лишь ископаемому топливу"1.
Вместе с тем, даже по самым оптимистичным оценкам, к 2010 году возобновляемые источники смогут дать максимум 10% общего объёма производства энергии в ЕС, не более 18-19% генерации электроэнергии, и то при условии, что в данную сферу будет вложено от 10 до 15 млрд. евро2. По более же осторожным оценкам цифра в 12% может быть реально достигнута лишь к 2030 году (см. таблицу 1).
Таблица 1
Баланс спроса на первичную энергию в ЕС до 2030 г. по её отдельным источникам (%)
1990 г. 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2030 г.
Твердое топливо 27,8 18,5 15,8 13,8 15,5
Нефть 38,3 38,4 36,9 35,5 33,8
Газ 16,7 22,8 25,5 28,1 27,3
Ядерная энергия 12,7 14,4 13,7 12,1 11,1
Возобновляемые источники 4,4 5,8 7,9 16,4 12,2
Источник: Еи. Епе^у 8сепаг^ ир 1;о 2030, Бги88е18, 2006. Р. 12.
Таким образом, в краткосрочной перспективе возобновляемые источники оказываются способными потеснить в энергобалансе ЕС разве что уголь, но не такие системообразующие носители, как нефть и газ.
Ещ ё более противоречивая картина складывается по отдельным странам-членам ЕС. По оценкам КЕС, такие задачи вполне способны выполнить Германия, Дания, Испания и Финляндия, где осуществляются специальные национальные программы. Не исключено их выполнение также в Австрии, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Италии, Люксембурге и Швеции. Однако это не смогут сделать Греция, Португалия и "новые европейцы"3. В электроэнергетике к 2010 году из возобновляемых источников при намётке в 21% в среднем по ЕС по отдельным странам выполнение этого показателя прогнозируется в диапазоне 2-60%4 (см. таблицу 2).
1 "Еигасйу", 27.12.2006.
2 http://europe.eu/scadp1us/1eg/eu/evb/127058,htm.
3 Ibidem.
4 "Еш-асйу', 15.12.2006.
Таблица 2
Доля электроэнергии из возобновляемых источников в её валовом потреблении в различных странах ЕС (%)
Страны Намётки ЕС Доля по В том числе доли
на 2010 г. факту* гидро- ветро- био-
энергии вой массы
ЕС-25 21,0 12,8 9,3 1,4 2,1**
ЕС-15 22,0 13,8 9,9 1,6 2,2**
Австрия 78,1 55,4 51,9 0,6 2,9
Бельгия 6,0 1,9 0,3 0,1 0,5
Великобритания 10,0 2,8 0,8 0,3 1,7
Венгрия 3,6 0,9 0,4 - 0,5
Германия 12,5 8,0 3,3 3,3 1,5
Греция 20,1 9,6 7,9 1,7 -
Дания 29,0 23,2 0,1 14,8 8,4
Ирландия 13,2 4,3 2,3 1,7 0,3
Италия 25,0 13,2 10,1 0,4 2,6**
Испания 29,4 22,5 15,7 4,6 2,2
Латвия 49,3 35,4 34,3 0,7 0,4
Литва 7,0 2,9 2,9 - 0,1
Люксембург 5,7 2,6 1,2 0,4 1,0
Нидерланды 9,0 4,7 0,1 1,2 3,4
Польша 7,5 1,6 1,2 0,1 0,3
Португалия 39,0 36,7 31,9 1,0 3,8**
Словакия 31,0 12,1 12,1 - -
Словения 33,6 23,1 22,3 - 0,9
Финляндия 31,5 21,8 10,8 0,1 10,9
Франция 21,0 13,1 12,1 0,1 1,0
Чехия 8,0 2,8 2,1 - 0,7
Швеция 60,0 40,0 36,1 0,5 3,4
Эстония 5,1 0,5 0,2 - 0,3
• * данные за последний известный год и без АЭС
• ** включая геотермальную энергию Примечание: данные по Кипру и Мальте отсутствуют.
Источник: EU. Energy and Transport in Figures, 2005, Brussels, 2006. Р. 2.4.2.
Составляющие возобновляемого энергоснабжения
Важно разобраться и с тем, о каких видах "зелёной" энергии, собственно, идёт речь и как стимулируется их развитие.
Важнейшей такой составляющей выступает ныне ядерная энергия. Условность её зачисления в возобновляемый спектр (ибо потребляемый здесь уран в конечном счёте невозобновляем) искупается тем, что АЭС действительно способны войти в неуглеродную энергетику будущего.
Ныне в 12 странах ЕС имеется около 150 энергоблоков АЭС, которые дают до 40% всей электроэнергии ЕС-25, а во Франции, Словакии и Бельгии - её основную часть (см. таблицу 3).
Таблица 3
Доля электроэнергии, производимой АЭС, в общем объеме генерации электроэнергии в ЕС 2005 г. (%)
Франция 78,3 Чехия 30,6
Словакия 56,2 Германия 29,6
Бельгия 55,0 Великобритания 20,6
Швеция 44,9 Испания 19,8
Венгрия 39,4 Нидерланды 3,7
Финляндия 32,9 ЕС в целом 40,3
Источник: Europo1itique. Епе^у, 12.06.2006. р. 9.
Боязнь радиационной угрозы привела к принятию программ поэтапного демонтажа АЭС в Германии, Швеции, Великобритании и Бельгии, а в ЕС-10 были остановлены почти все энергоблоки советского производства, что отбросило ядерную энергетику ЕС на много лет назад. Но острейший дефицит электроэнергии заставил власти ЕС позднее снять это "табу". Изменилось в пользу АЭС и общественное мнение, часть которого готова даже ныне отнести ядерную энергетику к разновидности "зелёной" по причине её "парниковой" нейтральности. В Великобритании, Германии и Бельгии демонтаж АЭС прекращён, в Финляндии, Прибалтике и Словении сооружаются или намечаются к постройке их новые блоки. Всё это позволяет ожидать "ренессанса" ядерной энергетики в ЕС.
Вместе с тем, сооружение АЭС пока в 2,5 раза дороже газовых ТЭС и весьма медленно окупается. Отпуск энергии с них не может гибко реагировать на колебания спроса, что заставляет совмещать АЭС с обычными ТЭС, в том числе для покрытия пиковых нагрузок. Поэтому ядерная энергетика пока что
остаётся "заповедником" госсектора и сюда крайне осторожно идёт частный бизнес.
Наконец, техническая модернизация этой отрасли только начинается, а Евросоюз беден собственным ураном.
Второе место после АЭС в выработке "зелёной" электроэнергии в ЕС занимают гидроэлектростанции с установленной мощностью свыше 130 гигаватт, однако резервы увеличения генерации здесь невелики из-за преимущественно равнинного характера местности и развитого речного судоходства. Потому наиболее распространены малые ГЭС (до 10 мегаватт) на ручьях и реках для местного электроснабжения, которые ныне функционируют в пяти странах ЕС при установленной мощности 11,6 гигаватт, и намётки по их развитию к 2010 году (14 гигаватт), будут, скорее всего, выполнены1.
Явным фаворитом в "неуглеводородной" гонке в ЕС выступает ветровая энергия с установленной мощностью ветросиловых установок в 34 гигаватта, которые уже стали привычной частью пейзажа Германии, Нидерландов, Дании, Бельгии, Франции и других стран. Ожидается, что намётки "Белой книги" на 2010 год по их мощности в 40 гигаватт будут превзойдены почти вдвое2.
Столь же амбициозные планы связаны в ЕС с переработкой биомассы (отходы сельского и лесного хозяйства, дрова, бытовой мусор, утилизация запасов сельхозпродуктов и т. д.). В 2005 году был принят "План действий", предусматривающий доведение доли биомассы до 44-65% от всей "зелёной" энергии в ЕС при соответствующем сокращении выброса "парниковых газов" в атмосферу на 209 млн т.
Производными от биомассы являются биогаз для генерации электроэнергии и тепла, а также биоэтанол (как добавка в моторное топливо легковых авто) и биодизель (то же для грузовиков и автобусов) (см. таблицу 4).
Вместе с тем трудности сбора биомассы в необходимых количествах, а также опасения, что преобладание древесины как её основного компонента приведёт к обезлесиванию, видимо, будут иметь следствием то, что намётки по её переработке в 2010 году (100 млн т) не будут выполнены (80 млн т). Древесина будет во всё большей степени заменяться такими сельхозпродуктами, как сахарная свекла, рапс, плоды и вино, в том числе из их избыточных складских запасов 3. В частности, на складах ЕС хранится годовой запас вина (10-15% ежегодного производства), из которого в 2005 году в моторное топливо было переработано 300 млн литров.
ЕС существенно отстаёт от мирового уровня в использовании энергии солнца, располагая для её преобразования в электроэнергию и тепло мощностями всего в 11,8 гигаватт (1,0 и 10,8 гигаватт соответственно). Для этого ис-
1 Ibidem; http://europe.eu.int/comm/dgs/transport-energy.
2 www.euractiv.com/energy/renewab1es
3 Doc.Eu.COM (2005)628.
пользуются фотоэлементные батареи (1 гигаватт) и отопительные солнечные панели (15 млн кв.м), но площадь этих последних составляет лишь 10% от мировой, то есть даже меньше, чем в КНР. "Солнечная" электроэнергия производится ныне в 9 странах ЕС (Германия - 47%, Австрия - 12%, Греция - 11%, Франция - 6% её общего объема). Это оборудование пока технически несовершенно, однако задания на 2010 год здесь, как ожидается, могут быть перевыполнены по фотоэлементам, но выполнены всего на 1/3 по панелям1.
Таблица 4
Производство топлива на базе переработки биомассы в ЕС, 2005 г. (общее и по странам-лидерам)
Биогаз* Биодизель** Биоэтанол**
Всего по ЕС 4,9 3,2 0,7
Количество стран-производителей 20 19 11
в том числе по лидирующим странам Великобритания - 1,8 Германия - 1,6 Италия - 0,4 Испания - 0,3 Германия - 1,7 Франция - 0,5 Италия - 0,4 Чехия - 0,1 Испания - 0,2 Швеция - 0,1 Германия - 0,1 Франция - 0,1
• *млн т нефтяного эквивалента
• ** млн т
Источник: Europolitique. Energy, 14.06.2006, p. 17; 28.06.2006, p. 22.
Наконец прорывными техническими решениями в энергетической сфере обещают стать использование в качестве топлива водорода и изотопа гелия "ге-лии-3 .
Водород планируется к использованию, прежде всего, как моторное топливо и питание для средств мобильной связи, причем его теплотворная способность вчетверо превышает калорийность нефти, в 7 раз - угля, а запасы практически не ограничены. В ЕС уже созданы прототипы автомобилей и автобусов на водороде, предстоят их испытания. Однако технология в данной сфере является ещё далеко не совершенной, и водород в ней используется не столько как источник, сколько как передатчик энергии. Не решены вопросы его хранения, заправки, транспортировки, крайне дороги и сами эксплуатационные установки (водородная установка для автомашины среднего класса стоит столько же, сколько сама машина). Очевидно, здесь придётся дожидаться нового поколения
1 Ibidem; "Europolitique .Energy", 28.06.2006. Р. 22.
преобразующих технологий, когда источником водорода для двигателей действительно станет уже не метан, а вода1.
Использование "гелия-3" относится пока к жанру научной фантастики, хотя бы потому, что минерал реголит как сырье для его получения существует в достаточных количествах только на Луне. Однако технически гелий был бы уникален для термоядерных реакторов второго поколения, позволяя заменить дейте-рий-тритиевую термоядерную реакцию (грозящую повышенной радиоактивностью) на нейтральную гелиевую2.
В целом, производство энергии из возобновляемых источников пока весьма неравномерно рассредоточено по различным странам ЕС, обходится гораздо дороже использования традиционных и способно обеспечивать энергией лишь отдельные объекты, ибо эти источники нестабильны и их подключение к магистральным сетям обходится в значительные суммы.
Когда государство не остаётся в стороне
Однако, даже с учётом этих узких мест и недостатков, развитие возобновляемых источников энергии в ЕС объявлено приоритетным, с использованием широкого набора механизмов государственной поддержки - от чисто рыночных стимулов до средств из арсенала мобилизационной экономики.
Мобилизационно выстроенной является, прежде всего, ядерная энергетика Евросоюза, где лицензирование постройки АЭС, техническая экспертиза их проектов, снабжение топливом и методики эксплуатации и ремонта определяет Евратом. В частности, только его Агентство по снабжению имеет право выбора радиоактивных руд и ядерного горючего, равно как и заключения контрактов на его поставку3.
Сходная ситуация и в сельском хозяйстве, где избыточная продукция скупается и хранится за счёт бюджета ЕС с дальнейшим целевым выделением её части на переработку в биомассу и биотопливо (в т.ч. ежегодно до 300 тыс. литров вина, хотя это обходится в 1,8 млрд евро)4. Наконец, в Великобритании, Швеции, Италии, Бельгии и Польше потребители электричества обязаны покупать его фиксированную часть в виде "зелёной энергии" по повышенным ценам5 (т. н. "зелёные сертификаты").
Прогресс неуглеводородной энергетики стимулируется, кроме затрат по рамочным программам поощрения НИОКР в ЕС, из средств Структурных фондов ЕС и фонда Солидарности.
1 "Energy of Industrial Growth", July 2006. Р. 42-45.
2 "РБК", январь 2007, с. 129; "Прямые инвестиции", № 8, 2006. С. 46-48.
3 Statute of the Euratom Supply Agency ("Official Journal", B. 27, 06.12.1958).
4 "Русская мысль", 14-20.07.2006.
5 Doc.EU.COM (2005) 627.
Основной упор в финансировании этой энергетики делается на привлечение средств частного бизнеса, в том числе через систему налоговых, амортизационных, тарифных и иных льгот.
Так, на "зелёную энергетику" распространяются, прежде всего, правила государственного субсидирования, принятые в ЕС. Фирмы, разрабатывающие и производящие оборудование и технологии в этой сфере, могут рассчитывать на компенсацию государством 100% своих расходов на фундаментальные НИОКР, от 50 до 75% на прикладные и 25-50% на инжиниринг с особыми льготами для отсталых и депрессивных регионов, а также малому и среднему бизнесу, на компенсацию расходов на обучение и переквалификацию персонала в размере 25-35% затрат с теми же льготами. На стадии инвестиционных проектов малый и средний бизнес может субсидироваться в размере 7,5-15% их стоимости (17,5-25% для отстающих и 22,5-30% для регионов, находящихся в структурном кризисе).
На первоначальном этапе работы предприятия государство может приобретать его акции, предоставлять гранты, гарантии (в сумме до 500 тыс. евро), причём для отсталых регионов этот потолок поднимается до 750 тыс., а для структурно-депрессивных - до 1 млн евро. По специальным разрешениям Комиссии ЕС, в том числе по проектам, имеющим общеевропейское значение, указанные выше "пороги" госсодействия могут быть превышены. Организационно оно оформляется в виде льготных займов, гарантий под них, страхования кредитов, налоговых льгот, грантов, инфрараструктурных услуг, льготных цен и тарифов на гостовары и госресурсы и т. д.1
Для рассматриваемой сферы существуют и дополнительные меры финансовой поддержки. Так, на уровне ЕС может компенсироваться до 50% инвестиций в возобновляемые источники энергии при их использовании для коммунального снабжения2. Страны-члены обязаны установить для себя перспективные намётки по повышению доли "зелёной" энергии в энергобалансе, им разрешается предоставлять налоговые льготы, в частности для биотопливной, ветровой, солнечной, приливной и геотермальной энергии. Конкретно, на основании Директивы 2003\96\ЕС страны-члены вправе по своему усмотрению снижать налогообложение или даже выводить из-под него3:
а) топливо, используемое (хотя и под фискальным контролем) для пилотных технологических проектов по освоению возобновляемых источников энергии или же высокоэкологичной продукции;
б) все виды биотоплива;
в) энергию солнца, ветра, биомассы, а также приливную и геотермальную энергию;
1 Бос.Би. Бп\ 80/723. Яе§ 994\98; 68\2001; 69\2001; 70\2001; 364\2004.
2 "0Й1аа1 1оигпа1", р. 37, 03.02.2001
3 Doc.EU.Dir. 2003\96\ЕС
г)электроэнергию, потребляемую городским коммунальным транспортом;
д) природный газ и СПГ, используемые в качестве моторного топлива.
Предприятия могут претендовать также на полный или частичный возврат
ранее уплаченных налогов в случае инвестирования их средств в энергосберегающие процессы, оборудование и технологии: до 100%, если это делается в энергоинтенсивных и до 50% в иных отраслях хозяйства.
Особые секторальные льготы установлены для биотоплива. В дополнение к намёткам по его внедрению на транспорте и в быту странам-членам разрешено предписывать нормы его обязательного потребления, а также понижать таможенные пошлины при ввозе биоэтанола1. Рассматривается вопрос о переходе на выдачу "зелёных сертификатов" уже в масштабе ЕС в целом.
Не удивительно, что многие страны-члены активно воспринимают такие поощрительные сигналы сверху. Например, Германия, Дания и Испания используют специальные льготные тарифы на отпуск "зелёной" энергии её дистрибьюторам на срок до семи лет, в Ирландии и Франции часть этой энергии продается с публичных торгов по рыночным ценам. В Великобритании, Швеции, Италии, Бельгии и Польше устанавливаются фиксированные квоты для биотоплива в общем объёме его потребления и т. д.2
В итоге, "зелёная" энергия прокладывает себе путь к потребителю пока что в основном через госбюджет. "Рынок биотоплива, - отмечалось Комиссией ЕС, - это не рынок в его обычном смысле, так как его развитие тесно связано с полным или частичным освобождением данной продукции от налогов на топ-ливо"3, а в целом необходимые расходы по поощрению использования новых источников энергии оцениваются Комиссией ЕС в 9 млрд евро в год4.
Однако и этих чрезвычайных мер, видимо, недостаточно. Например, в половине стран-членов ЕС господдержка ветровой энергии расценивается как недостаточная. По биомассе она характеризуется как "неэффективная" в почти 50% стран ЕС, по биогазу - в 70%, а геотермальная, приливная и солнечная энергия в большинстве из них "пока не производится в промышленных масштабах". Виной тому помимо неразделённости полномочий в сфере энергетики сопротивление традиционных поставщиков, различия в природно-хозяйственной специфике отдельных стран, недостаток недёжных технологий и инвестиций.
В целом, неуглеводородная энергетика пока что может внести весьма ограниченный вклад в обеспечение энергобезопасности ЕС и не освобождает Брюссель от императива выстраивания конструктивных и взаимовыгодных отношений с внешними поставщиками традиционных энергоносителей.
1 Бос.Би. Бп\ 2003\96\ЕС, ЕИ. СОМ (2005) 628.
2 "О££1аа11оигпа1", р. 49, 28.02.2006.
3 http://europe.eu.int/comm/dgs/transport-energy
4 http://europe.eu/scadp1us/1eg/en/evb/124452.htm
Правда, это скорее трудности роста, чем непреодолимые барьеры, и "зелёная" энергия уже начинает соседствовать на рынке ЕС с традиционной углеводородной, в том числе импортной.
Об этом, в частности, свидетельствуют прогнозы европейской энергетики до 2050 года.
Первичное потребление энергии в ЕС к 2050 году возрастёт до 2,6 гига-тонн нефтяного эквивалента (против 1,9 гигатонн ныне). После 2025-го ожидается ускоренное развитие возобновляемых источников энергии и "ренессанс" АЭС, которые в сумме покроют до 40% потребностей ЕС в энергии, в том числе 70% в электроэнергии, а сами ФЭС дадут уже 60% электроэнергии и 25% тепла. После 2030 года будут освоены водородные энергетические установки, которые к концу прогнозного периода покроют 10% потребностей ЕС в электроэнергии.
По другому сценарию, ориентированному на техпрогресс, при том же спросе на энергию его на 60% покроют АЭС, на 20% - возобновляемые источники и на 6% - сохранившийся уголь. Нефть и газ уйдут из электроэнергетики, после 2030 года начнёт расти производство энергии на базе водорода, который закроет 12% всех энергопотребностей ЕС.
Сам водород будет производиться не столько из метана, сколько электролизом воды на базе энергии АЭС1.
Информация к размышлению для России
Как показывает анализ, России в этой связи пока нет оснований беспокоиться за своей традиционный энергетический экспорт. Потребление газа в ЕС и абсолютно, и относительно будет расти, "зелёные" источники (кроме ядерных) не конкурируют с ним как топливо для крупных электростанций или магистральных распределительных сетей, и потому прогноз руководителя "Газпрома" А. Миллера относительно экспорта в ЕС в течение следующих 15 лет 2,5 трлн куб. м российского газа вполне реален, тем более что этот газ уже в основном "законтрактован".
Сложнее положение с нефтью, где "зелёная" энергия может соперничать с нами в сегменте моторного топлива, особенно если учесть, что модернизация многих российских НПЗ предусматривает их перевод на экспорт именно светлых нефтепродуктов по европейским стандартам.
То же касается рынков угля и электроэнергии. Как уже отмечалось выше, "зелёные" источники вполне могут потеснить уголь, в том числе импортный, из энергобаланса ЕС, если только не будут предложены технологии его "чистого" сжигания, каковыми Россия все ещё не располагает. Рынок же электроэнергии ЕС для нас пока закрыт как из-за различий в технических стандартах, так и из-
1 http://europe.eu/rapid/pressRe1easesAction,
за того, что ЕС предпочитает получать её дешевле, самостоятельно сжигая наш газ. Поэтому не исключено, что протекционистское внедрение Брюсселем возобновляемых источников в оборот электроснабжения со временем станет здесь дополнительным барьером для наших продаж.
Другим таким барьером может стать политика ЕС в сфере ядерной электроэнергетики. Евратом искусственно держит долю России на рынке ядерного топлива в примерно 20% от его общего потребления в ЕС. Проводимая техническая модернизация в странах Восточной Европы АЭС советской постройки по западным стандартам также резко сужает в перспективе этот рынок для России, так как ранее они на 80% работали на нашем ядерном топливе. Поэтому возможные дивиденды страны от ожидаемого "ренессанса" ядерной энергетики Евросоюза обещают быть довольно скромными.
Безусловно, перспективным для России мог бы стать рынок технологий для "зелёной" энергетики. В стране имеются серьёзные наработки по ядерной, ветровой, солнечной, приливной, геотермальной и даже водородной энергетике. Однако они частично утеряны с распадом СССР, а главное не имеют господдержки и остаются невостребованными собственной промышленностью. Так происходит, в частности, с наработками по водороду, сделанными силами "Норильского никеля" и Российской академии наук1. Поэтому в перспективе страна, если в её энергетической и промышленной политике ничего не изменится, может стать скорее импортёром, нежели экспортёром новых энергетических технологий.
Наконец, заявлять и защищать интересы России в данной новой сфере нужно в рамках энергодиалога Россия-ЕС, имеющего уже семилетнюю историю. Однако этих проблем в нём пока по-настоящему не поднимала ни одна из сторон.
Опыт освоения невозобновляемых источников энергии в ЕС заслуживает самого тщательного практического осмысления. Рано или поздно России придётся иметь дело с созданием отечественной базы альтернативной, неуглеводородной энергетики, и здесь не обязательно, как это подчас принято у нас, идти путём проб и ошибок.
1 "Еш^ of ЫшШа1 Ош^", Шу 2006. Р. 42-45.