STUD NET
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
CHINA'S ENERGY POLICY AT THE PRESENT STAGE
УДК 55
Чжао Ди, выпускник бакалавриата, факультета инженерной механики Технологического института, г. Ухань, Китайская Народная Республика, mihaluh@mail .ru
Zhao Di, undergraduate, Faculty of Engineering Mechanics, Technological Institute, Wuhan, People's Republic of China
Аннотация
Сегодня Китай является одним из мировых экономических лидеров, лидером по потреблению энергоресурсов и глобальным игроком на мировом энергетическом рынке. В этой связи представляется актуальным изучение его энергетической стратегии
Abstract
Today, China is one of the world economic leaders, a leader in energy consumption and a global player in the global energy market. In this regard, it seems relevant to review its energy strategy
Ключевые слова: энергетическая политика, энергетическая стратегия, топливно-энергетический комплекс, ТЭК, Китай, КНР, нефтегазовая сфера
Keywords: energy policy, energy strategy, fuel and energy complex, China, PRC, oil and gas sector
XXI век характеризуется всесторонним распространением глобализационных процессов по всему миру, оказывающих влияние на национальные государства и их границы, многополярностью политической и экономической жизни международного сообщества, а также выдвигает на первое место в развитии государств и регионов обеспечение национальной энергетической безопасности. Также для начала двадцать первого столетия характерно усиление позиций азиатских стран в мировой экономической и политической сферах за счёт проведения активной внешнеэкономической политики, успешной индустриальный политики и как результат - роста конкурентоспособности. В современном мире энергетические ресурсы выступают инструментом геополитической конкуренции. С учётом научно-
технической революции, увеличением численности населения, а соответственно и возрастанием потребностей населения в энергоресурсах, феномен проведения мер энергетической дипломатии стал одним из важнейших стратегических задач любого сильного государства. На сегодняшний день мировая энергетика находится в состоянии беспрецедентной неопределённости, о чём свидетельствуют, в частности, резкие скачки цен на нефть.
Как показывает практика, грамотное обеспечение энергетической безопасности становится возможным во многом благодаря проведению продуманной энергетической политики, под которой понимается сфера деятельности государства, связанная с обеспечением национальной экономической и энергетической безопасности. Как правило, целью энергетической политики (стратегии) государства является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению её внешнеэкономических позиций [1].
Немаловажное внимание в данном контексте уделяется развитию национального топливно-энергетического комплекса (ТЭК). ТЭК - это сложная система, которая включает совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят такие виды промышленности как нефтяная, угольная, газовая, торфяная,
а также электроэнергетика.
Например, значение топливно-энергетического комплекса в экономике Российской Федерации, Китайской Народной Республики весьма велико, и не только потому, что он снабжает топливом и энергией все отрасли хозяйства, а без энергии не возможен ни один вид хозяйственной деятельности человека,
но и потому, что этот комплекс способствует притоку денежных средств и иностранной валюты.
Выдвижение Китая в качестве нового актора международных отношений
с мощным экономическим потенциалом привело к серьезному усложнению конфигурации и структуры мирового хозяйства. С одной стороны, значительно усилилось его влияние на мировую экономику, всё более заметен
так называемый «китайский фактор» развития мирового хозяйства. С другой стороны, всё более усиливается воздействие экономической глобализации на китайскую экономику. Любые изменения в китайской энергетической политике достаточно быстро отражаются на международном энергетическом рынке.
Статистические данные говорят о том, что Китай, несомненно, является одним из лидеров современного мирового рынка производства и потребления. Значимость его экономики подтверждается темпами роста валового внутреннего продукта страны. Согласно данным Международного валютного фонда, в период с 2008 по 2018 год ВВП Китая вырос в 2,8 раза и в 2018 году превысил показатель в 13 трлн. долларов, что составляет 16 % от мирового ВВП [2]. Стремительный экономический рост Срединного процветающего государства способствовал становлению его зависимости от импорта энергоресурсов. В результате этого Китай стал больше влиять на мировые рынки энергоресурсов и их мировые цены, энергетическую политику других стран, стимулировать прирост производства,
а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Одновременно энергобезопасность для КПК КНР стала вопросом национальной безопасности, сохранения темпов экономического развития, а также охраны окружающей среды.
Обратим внимание на дополнительные статистические данные. В 2018 году рост потребления энергии в Поднебесной составил 3,7 % [3]. В этот же период потребление энергии в мировых масштабах значительно выросло благодаря устойчивому экономическому росту и растущему спросу в Китае, который с 2009 года является крупнейшим потребителем энергии в мире.
Как известно, энергетическая проблема является одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем современного мира.
Из-за ограниченности запасов углеводородного сырья среди стран-импортёров обостряется конкуренция за их обладание. В то же время страны-экспортёры используют энергоресурсы в качестве инструмента давления в международных отношениях. Очевидно, что в данном вопросе необходим поиск консенсуса.
Пекин уделяет энергетической проблематике и разработке эффективной государственной энергетической стратегии первостепенное внимание. Об этом свидетельствует, к примеру, создание специальных органов государственной власти в сфере управления энергетикой, а также
осуществления контроля их деятельности со стороны КПК КНР. Энергетическая стратегия Китая является неотъемлемой составной частью долгосрочной, рассчитанной на десятилетия программы комплексной модернизации и развития страны. На современном этапе энергетическая политика Срединного процветающего государства достаточно сбалансирована. Несмотря на выполнение довольно жёстких экологических планов, Пекин понимает всю выгодность и эффективность технологического развития угольной отрасли.
Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в комплексном подходе китайского правительства по обеспечению стабильных поставок энергетических ресурсов для поддержания экономического развития страны. Для России открыты возможности расширения своего участия по нескольким направлениям, основные из них - увеличение объёмов поставок нефти и газа, использование китайских инвестиций для развития совместных инфраструктурных проектов и освоения ресурсной базы Восточной Сибири и Дальнего Востока, продолжения проведения политики комплексного развития данных регионов.
Определённое замедление темпов экономического роста в Китае и положение на мировом энергетическом рынке добавляют неопределённость в планы развития энергетического сотрудничества России с Поднебесной. Однако, как представляется, стратегически выверенный подход к сотрудничеству Москвы с Пекином в данной сфере способен в значительной мере улучшить развитие экономических проектов РФ и укрепить её экономический потенциал, а также способствовать созданию благоприятных условий для дальнейшей модернизации.
Исходя из геополитических и экономических интересов, стратегическим партнёрам в лице Китая и России важно гармонизировать свои энергетические стратегий. Россия, с учётом западных санкций, начавшихся в 2014 году, весьма заинтересована в переориентации части потоков углеводород родного сырья с сокращающегося рынка Европы на перспективные рынки АТР. Китаю, в свою очередь, необходимо для обеспечения безопасности, надежности энергоснабжения и стабильного развития национальной экономики расширять импорт нефти и природного газа из России.
Как предполагает экспертное сообщество, появление газовой составляющей в российско-китайских отношениях и её развитие уже привело к более тесной и выгодной кооперации двух стран на мировой энергетической арене. Экспертное сообщество видит развитие ситуации в данном контексте именно в таком ключе по причине стремления Китая диверсифицировать
импортные источники, одновременно работая над адаптацией действующих каналов импорта под новые глобальные экологические требования, а также учитывая общий исторический опыт сотрудничества с Россией.
Основой энергетической дипломатии китайского руководства на современном этапе является укрепление сотрудничества в энергетической сфере с Россией, странами Центральной Азии и Ближнего Востока. Таким образом, очевиден тот факт, что, с одной стороны, Китай для России, а также для постсоветского пространства в целом в недавнем времени, а именно в начале XXI века, стал новым растущим рынком сбыта энергоресурсов. Однако необходимо принимать во внимание долгосрочные стратегические планы Поднебесной по диверсификации своих поставщиков энергетических ресурсов и по повышению энергоэффективности и понимать ограниченный характер такого делового взаимодействия на перспективу. Россия и страны Центральноазиатского региона в данном случае не могут претендовать на роль исключительных поставщиков необходимых Китаю энергоресурсов.
Проект Экономического пояса Шёлкового пути является одним из инструментов осуществления энергетической стратегии, который позволил Пекину найти выгодных поставщиков нефти и газа (Казахстан, Киргизия, Туркменистан), создал альтернативу поставкам углеводородов из стран Персидского залива, идущим морским путём. Относительно китайской национальной стратегии «выхода за пределы», нужно отметить, что китайские корпорации активно участвуют в реализуемых вышеуказанными странами проектах по разведке, добыче и транспортировке углеводородного сырья [4].
Так как предыдущая модель экономического роста КНР, характеризующаяся высокими темпами, крупными затратами, большим уровнем загрязнения окружающей среды и низкой эффективностью, ещё имеет свои отголоски, то энергосбережение будет продолжать занимать центральное положение в энергетической стратегии Китая.
Внешняя политика Китая по обеспечению национальной энергетической безопасности на современном этапе сводится к двум основным направлениям. Во-первых, это повышение эффективности использования энергии, привлечение инвестиций для повышения производительности работы на имеющихся месторождениях и освоение труднодоступных месторождений. Во-вторых, это диверсификации источников энергоресурсов и установление контроля над углеводородными ресурсами других стран путём активного участия национального капитала в разведке и освоении нефтяных месторождений за рубежом. Современная энергетическая дипломатия Китая нацелена на дальнейшее привлечение
иностранных инвестиций в ТЭК страны, активную поддержку государственных энергетических компаний за рубежом. Стремление обеспечить внутренний рынок надёжными источниками энергоресурсов заставляет Китай проводить более активную внешнеторговую политику, что ведёт к расширению сферы влияния КНР по всему миру.
В условиях распространения глобальной пандемии коронавируса наблюдается резкое снижение мировых цен на основные энергоресурсы, прежде всего на нефть. Поэтому эксперты говорят о возможном спаде спроса на энергоресурсы со стороны Китая. Здесь основная причина заключается в ограничении производства из-за коронавирусной инфекции в крупной промышленной провинции КНР Хубэй, её центром в г. Ухань.
Однако после наблюдающегося спада на энергоресурсы, согласно статистическим данным, в первом квартале 2020 года Китай ускоряет возобновление добычи угля, однако спрос сырья электростанциями не растёт так быстро, что приводит к снижению цены на уголь [5]. Кроме того, вспышка коронавируса угрожает замедлить глобальную революцию в области солнечной энергетики, поскольку она сокращает поставки основного оборудования для солнечных и ветровых электростанций в Китае и за его пределами.
По имеющимся данным на апрель 2020 года, после падения мировых нефтяных цен Китай планирует скупать нефтяное сырьё, чтобы заполнить свой чрезвычайный резерв и стратегические запасы. Первоначальная цель состоит в том, чтобы набрать государственные запасы в объёме, эквивалентном 90 дням чистого импорта, который в конечном итоге может быть увеличен до 180 дней
с учётом коммерческих резервов [6].
Относительно перспективы на ближайшее будущее можно отметить, что поскольку значимость обеспечения ресурсной безопасности крайне высока, КНР будет использовать весь арсенал имеющихся средств для достижения своих стратегических целей. Внешняя энергетическая политика Китая в основном будет концентрироваться на закреплении позиций китайского капитала в ключевых странах и энергетических проектах, а также затрагивать проблемы разработки перспективных месторождений в спорных морских районах. Очевидно, что от доступа страны к энергоресурсам зависит конкурентоспособность китайской экономики и всего китайского государства, его претензий на глобальное лидерство.
Приходим к выводу о том, что в Китае используется комплексный стратегический подход. Вопрос обеспечения энергоресурсами входит в сферу
геополитики страны, интересы которой в области энергетической безопасности должны поддерживаться комплексом внешнеполитических и внешнеэкономических мер, гармонирующих с внутренней политикой. В выборе стратегии экономические цели и задачи подчинены политическим, и важную роль играет взаимозависимость внутреннего и внешнего измерений энергетической политики страны. Это проявляется как в эффективном использовании имеющихся ресурсов и их поставок из-за рубежа, так и в выборе оптимальной модели распределения рисков и получения наиболее совершенных технологий.
В современный период наблюдается смещение центра мирового хозяйства и экономического сотрудничества в сторону незападных стран, куда относится и Китай. Его энергетика остаётся не полностью интегрированной в мировое хозяйство и международный ТЭК. Для неё характерна высокая составляющая угольной отрасли, единство управления и движение к автономности. Внешнеполитическая составляющая в данном контексте закреплена за развитием двусторонних связей с развивающимися странами и носит модель национально-монопольной энергетической политики. В будущем в энергообеспечение КНР видится перспективный растущий бизнес как для различных государств, так и для международных транснациональных компаний.
Позитивным фактом является рост «зелёной» энергетики в Китае и большое уделение внимания экологическим проблемам на политическом уровне. Официально отдаётся приоритет экологии над экономикой, создаются так называемые «чистые зоны», «чистые города» [7]. Также Пекин всё более активно закупает природный газ, занимается комплексными закупками сжиженного природного газа. На сегодня в китайской энергетике имеется достаточно проблем, часть которых связана с достаточно сложным процессом становления в отрасли рыночных отношений и вопросами ценообразования. Одной из задач государственного регулирования рынка в КНР является стремление к снижению волатильности внутренних цен на топливо и энергию.
Список литературы:
1. Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года. Веб-сайт Министерства энергетики РФ // URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 03.04.2020).
2. Яновский А.Б. «На пути в чистое будущее: что ждёт российский уголь в Китае?». Журнал «Энергетическая политика». № 3 (141). Ноябрь 2019 г.
// URL: https://minenergo.gov.ru/node/16340 (дата обращения 05.04.2020)
3. «Enerdata. Статистический ежегодник мировой энергетики. 2019». / Разбивка по странам // URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (дата обращения 10.04.2020)
4. Фан Тинтин. «Энергетическая политика КНР на современном этапе». Трибуна молодых учёных. Вестник МГУ имени М.В. Ломоносова Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. № 4. 132 с.
5. Портал «Нефтегаз ру» / Объёмы нефтепереработки в Китае восстанавливаются после резкого падения из-за коронавируса. 04.03.2020 // URL: https://neftegaz.ru/news/neftechim/532147-obemy-neftepererabotki-v-kitae-vosstanavlivayutsya-posle-rezkogo-padeniya-iz-za-koronavirusa/ (дата обращения 22.04.2020).
6. Проект «Новости энергетики» / На фоне эпического падения нефтяных цен Китай планирует скупать нефть для госрезерва // URL: https://novostienergetiki.ru/na-fone-epicheskogo-padeniya-neftyanyx-cen-kitaj-planiruet-skupat-neft-dlya-gosrezerva/ (дата обращения 30.04.2020)
7. Томберг И.Р. «Формирование энергетической политики КНР в начале XXI века: внутренние ресурсы и мирохозяйственные перспективы» / ФАНО России. ФГБУН «Институт востоковедения РАН». // Москва. 2017. 250 с.
List of references:
1. Energy strategy of the Russian Federation until 2030. Web site
1. Ministry of energy of the Russian Federation / / URL: https: //minenergo .gov.ru/node/1026
2. (accessed 03.04.2020).
3. Yanovsky A. B. " On the way to a clean future: what awaits Russian coal
4. in China?" Magazine "Energy policy". № 3 (141). November 2019
5. / / URL: https://minenergo.gov.ru/node/16340 (accessed 05.04.2020)
2. «Enerdata. Statistical Yearbook of world energy. 2019».
6. / Country breakdown / / URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (accessed 10.04.2020)
3. Fan Tintin. "China's energy policy at the present stage". Tribune of young scientists. Bulletin of Lomonosov Moscow state University Ser. 25. International relations and world politics. 2010. no. 4. 132 p.
4. <url> Portal / oil refining Volumes in China are recovering after a sharp drop due to coronavirus. 04.03.2020 / / URL: https://neftegaz.ru/news/neftechim/532147-obemy-neftepererabotki-v-kitae-vosstanavlivayutsya-posle-rezkogo-padeniya-iz-za-koronavirusa/
7. (accessed 22.04.2020).
5. project "energy news" / against the background of an epic fall in oil prices, China plans to buy oil for the state reserve //
8. URL: https://novostienergetiki.ru/na-fone-epicheskogo-padeniya-neftyanyx-cen-kitaj-planiruet-skupat-neft-dlya-gosrezerva/ (accessed 30.04.2020)
6. Tomberg I. R. "Formation of the energy policy of the PRC at the beginning of the XXI century: internal resources and world economic prospects" / FANO of Russia. Institute of Oriental studies of the Russian Academy of Sciences. / / Moscow. 2017. 250 p.