Научная статья на тему 'Энергетическая политика как фактор "мягкой силы" Российской Федерации в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере российско-китайского энергодиалога)'

Энергетическая политика как фактор "мягкой силы" Российской Федерации в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере российско-китайского энергодиалога) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ENERGY POLICY / "SOFT POWER" / ENERGY DIALOGUE / "TURN EAST" / FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзюба Е. А., Гриценко Р. А., Охотникова М. А.

В данной статье авторы рассматривают энергетическую политику Российской Федерации в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве показательного примера рассматриваются российско-китайские отношения в сфере энергетики. В результате авторы приходят к выводу о том, можно ли считать энергетическую политику фактором «мягкой силы» в восточном векторе внешней политики Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the authors consider the energy policy of the Russian Federation towards the countries of the Asia-Pacific region. The relations between Russia and China in the energy sector are considered as an illustrative example. As a result, the authors come to the conclusion that energy policy can be considered a factor of “soft power” in the eastern vector of the foreign policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Энергетическая политика как фактор "мягкой силы" Российской Федерации в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере российско-китайского энергодиалога)»

УДК 327.8

Политические науки

Дзюба Е.А., магистрант 1 курса, кафедра международных отношений Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

Россия, г. Владивосток Гриценко Р.А., магистрант 1 курса, кафедра международных отношений Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

Россия, г. Владивосток Охотникова М.А., студент 3 курса, кафедра политологии Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

Россия, г. Владивосток

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ СО СТРАНАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ЭНЕРГОДИАЛОГА)

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают энергетическую политику Российской Федерации в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве показательного примера рассматриваются российско-китайские отношения в сфере энергетики. В результате авторы приходят к выводу о том, можно ли считать энергетическую политику фактором «мягкой силы» в восточном векторе внешней политики Российской Федерации.

Ключевые слова: энергетическая политика, «мягкая сила», энергодиалог, «поворот на восток»,внешняя политика Российской Федерации.

Annotation: In this article, the authors consider the energy policy of the Russian Federation towards the countries of the Asia-Pacific region. The relations between Russia and China in the energy sector are considered as an illustrative example. As a result, the authors come to the conclusion that energy policy can be considered a factor of "soft power" in the eastern vector of the foreign policy of the Russian Federation.

Key words: energy policy, "soft power", energy dialogue, "turn east", foreign policy of the Russian Federation.

Энергетическая политика играет важную роль в формировании международных отношений, которые характеризуется двумя, на первый взгляд противоречивыми, чертами.

Во-первых, наблюдается тенденция к мирному взаимодействию стран и народов. Построение межгосударственных отношений на основе военного потенциала не актуально в условиях информационного общества, где «владеет миром тот, кто владеет информацией».

Во-вторых, тем не менее, обостряется противоборство государств за сферы влияния и ресурсы. Для Российской Федерации, как государства с огромным ресурсным потенциалом, увеличилось количество возможностей использования энергоресурсов для достижения политических целей.

Обладание энергоносителями также стимулирует развитие ключевых сфер: политической, экономической и технической.

В последние годы в мировой политике распространено использование «мягкой силы», которая оказывает большое влияние на построение отношений акторов международных отношений. Сущность данного явления заключается в использовании ведущими акторами мировой политики экономического, в том числе энергетического потенциала для достижения своих внешнеполитических целей.

Государства, использующие свою ресурсный потенциал, стремятся при помощи энергетической политики создать конкуренцию другим странам и

занять определенную нишу в структуре международных отношений. Экспорт энергоресурсов оказывает огромное влияние и на реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации. Это заметно и в азиатском направлении энергетической политики Российской Федерации, в частности - в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Энергетическое взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является стратегической необходимостью для Российской Федерации: этот шаг позволяет снизить риск монозависимости энергетического сектора Российской Федерации от экспорта углеводородов в Европу и, кроме того, обеспечивает гарантированный спрос и новые рынки сбыта. Это обусловлено тем, что в связи со сложными политическими отношениями между Российской Федерацией и Европой экспорт российского углеводородного сырья часто сталкивается с различными препятствиями. Этот тормозящий фактор стимулирует азиатское направление российской энергетической политики, углубляя и расширяя энергетическое сотрудничество.

В контексте политики «поворота на Восток» это стратегически выверенное и необходимое решение. Энергетическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Особенно с Китайской Народной Республикой) позволяет Российской Федерации более активно развивать дальневосточный регион страны, являющийся стратегически важным для российской геополитики. Энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», названы в качестве основных направлений. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% до 30 % в 2020 г., а также газа - до 15 %.9

Эффективность политической составляющей энергетического сотрудничества объясняется тем, что для этого азиатского региона решение

9 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 10.07.2019).

проблем обеспечения энергетической безопасности традиционно является сферой ответственности государства как политического института.

Крупнейшим стратегическим партнером Российской Федерации в энергетической политике является Китайская Народная Республика.

Внешнеполитическая стратегия Китайской Народной Республики на современном этапе основывается на потребности в поставках недостающих природных ресурсов, в том числе энергоносителей, необходимых для поддержания постоянно растущего жизненного уровня огромного населения.

Китайские аналитики подчеркивают объективную взаимную заинтересованность Китая и России в развитии двух- и многостороннего межгосударственного сотрудничества в сферах энергетики и комплексного освоения природных ресурсов. Причем сотрудничество между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией является стратегически выгодным для обоих государств и обладает большим нереализованным потенциалом. Благоприятную основу для развития двусторонних отношений в энергетике составляет фактор взаимодополняемости экономик: Китай стал крупнейшим потребителем энергоресурсов в мире, тогда как Российская Федерация - одним из крупнейших производителей. Основополагающим стимулом развития сотрудничества является географическая близость и отсутствие стран-транзитеров, а также общий дружественный характер взаимоотношений. Энергетические отношения Российской Федерации с Китайской Народной Республикой носят прагматичный и рациональный характер, они базируются на прочном политическом сотрудничестве.

Отношения Китайской Народной Республики и Российской Федерации, в т. ч. в сфере энергетики, затрагивают практически весь спектр межгосударственных и региональных отношений: финансово-экономических, инвестиционных проектов приграничного сотрудничества, программ в области культуры, науки, образования и т.д. Сотрудничество с РФ рассматривается Пекином в качестве одного из основных направлений осуществления внешнеполитической стратегии. РФ, в свою очередь, пытается использовать

энергетический фактор как инструмент своего влияния. Взаимовыгодное энергетическое сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой позволяет положительно решать комплекс стратегически важных проблем. Кроме возможности укреплять свое внешнеполитическое влияние в азиатском регионе, преодолевать негативные последствия, связанные с воздействием экономических санкций, введенных европейскими государствами и США в 2014 году Российская Федерация получает финансовые инструменты для осуществления диверсификации собственной экономики в направлении модернизации производственной базы в стратегически важных отраслях, что позволит в краткосрочной перспективе получить конкурентные преимущества в рамках системы глобальной экономики.

Энергетическое сотрудничество с Китайской Народной Республикой позволяет Российской Федерации обеспечивать условия для преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии ее отдельных регионов за счет улучшения показателей развития субъектов федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока. В политике Российской Федерации энергетический фактор проходит «Красной нитью» через отношения с Китайской Народной Республикой и другими странами, что позволяет рассматривать российско-китайское энергетическое сотрудничество в качестве важного фактора современной геополитики.

Китаю необходимо все больше нефти и газа. А Российская Федерация -мировой лидер по добыче и экспорту нефти и газа. Из года в год наращиваются объемы поставок в Китай российской нефти и газа. Так, планируется, что поток российской нефти в Китайскую Народную Республику вырастет с 30 млн. тонн в 2014 году, до более 50 млн. тонн к 2020 году.10

Крупным проектом за последнее время стало вступление в строй трубопроводной ветки «Сковородино-Мохэ-Дацин». В рамках осуществления этого проекта Россия предоставила Китаю кредиты на сумму 25 млрд. с небольшой фиксированной процентной ставкой - около 6%. Российская

10 Бессарабов, Г.Д., Собянин, А.Д. 2015. № 4. . Нефть Китая и перспективы России // Нефть и Капитал. 2015. №4. С. 16-23.

Федерация обязалась поставлять по этому маршруту 15 млн. тонн нефти в год до 2030 года. Всего будет поставлено 300 млн. тонн. Что касается газа, то он поставляется в КНР в соответствии с российским документом «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР».

Для углубления энергетического диалога две крупнейшие компании «Газпром» и КННК создали Совместный Координационный Комитет и Совместную рабочую группу, которая изучает возможности газопереработки, строительства подземных хранилищ газа, разработки и обустройства ряда китайских высокосернистых газовых месторождений, а также исследует другие направления взаимодействия, связанные с поставками российского газа по «восточному маршруту».11

Совместной программой предполагается создание 4 центров газодобычи на территории Востока России: Красноярского центра добычи (на базе Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тохомского месторождений), Иркутского (на базе Ковыктинского месторождения и месторожденй севера Иркутской области), Якутского (на основе Чаядинского месторождения и соседних нефтегазоконденсатных месторождений) и Сахалинского (на базе

месторождений шельфовой зоны острова (проекты «Сахалин-1,2») с

12

дальнейшим развитием центра за счет реализации проектов «Сахалин-3-6».

Опережающие темпы потребления, а значит и производства природного газа в мире, в том числе в Китае, по сравнению с другими видами энергетического сырья способствует росту политического и экономического влияния России. Покупателей российского газа привлекают его положительные свойства - экологичность, экономичность, технологичность. В среднесрочной и долгосрочной перспективе эти факторы приведут к стратегическим изменениям в международных экспортных потоках. Природный газ наряду с нефтью

11 «Газпром» и КННК провели заседание Совместного координационного комитета // ПАО «Газпром» URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/february/article155303/ (дата обращения: 10.07.2019).

12 Чеботарёв Н.Ф. Государственная энергетическая политика в сфере ТЭК : монография. М.: Проспект, 2018. С. 97.

становится одним из инструментов геополитики, важность использования которого убедительно демонстрирует ситуация на азиатском экспортном

13

направлении.

Опыт энергетического взаимовыгодного сотрудничества с Китаем помогает России определить приоритетные направления своей энергетической дипломатии: надежные поставки энергоресурсов потребителям, открытый доступ отечественных экспортеров на внешние рынки, укрепление позиций РФ

14

на крупнейших в мире энергетических рынках.

Энергетический фактор становится эффективным инструментом влияния в отношениях Пекина и Москвы. Наряду с экономическими аспектами такого сотрудничества все большее значение приобретают политические аспекты и мотивы энергетического диалога.

Ресурсный потенциал и внешнеполитический вектор энергетической политики являются фактором «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации. Реализуя совместные проекты и осуществляя поставки энергоресурсов, Российская Федерация обеспечивает себе роль одного из лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона, имеющего возможность влиять не межгосударственные отношения между государствами региона.

Наиболее тесные отношения в энергетической сфере сложились между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Это обусловлено не только экономическими, но и географическими причинами (из всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона наибольшая протяженность сухопутной границы у Российской Федерации именно с Китаем).

Библиографический список:

1. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. URL: https: //minenergo. gov.ru/node/1026.

13 Гумарова, И.С. Приоритеты энергетической политики России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. СПб, 2008. С. 15.

14 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года // Министерство энергетики Российской Федерации URL: https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/1920/69055 (дата обращения: 10.07.2019).

2. Бессарабов, Г.Д., Собянин, А.Д. Нефть Китая и перспективы России / Г.Д. Бессарабов, А.Д. Собянин // Нефть и Капитал. 2015. № 4. C. 16-23.

3. «Газпром» и КННК провели заседание Совместного координационного комитета // ПАО «Газпром». URL : http://www.gazprom.ru/press/news/2013/february/article155303/.

4. Чеботарёв Н.Ф. Государственная энергетическая политика в сфере ТЭК : монография. М.: «Проспект». 2018. 160 c.

5. Гумарова, И.С. Приоритеты энергетической политики России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. СПб., 2008. 27 c.

6. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года // Министерство энергетики Российской Федерации. URL:https:/ /minenergo. gov.ru/system/download-pdf/1920/69055.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.