Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БРАЗИЛИИ'

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БРАЗИЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИСКОПАЕМЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ / ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ПОДСОЛЕВЫЕ ГОРИЗОНТЫ / БИОТОПЛИВО / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мастепанов Алексей, Сумин Андрей

В статье сделан акцент на особенностях энергетического сектора и их влиянии на энергетическую политику Бразилии. Проанализировано состояние системообразующих отраслей энергетики. Раскрыты особенности либерализации энергетики. Охарактеризован тарифно-финансовый инструментарий, с помощью которого осуществляется регулирование энергетического рынка. Подчёркнуто влияние энергетической политики на социально-экономическое состояние страны. Перечислены вызовы, с которыми сталкивается энергетика. Рассмотрены подходы Бразилии по обеспечению энергетической безопасности. Раскрыты особенности сотрудничества Бразилии в области энергетики с зарубежными государствами и сформулированы предложения по российско-бразильскому энергетическому сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мастепанов Алексей, Сумин Андрей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY POLICY OF BRAZIL

The article focuses on the specifics of the energy sector and their impact on Brazil's energy policy. The state of the backbone energy industries is analyzed. The features of energy liberalization are revealed. The tariff and financial instruments used to regulate the energy market are characterized. The influence of the energy policy on the socio-economic state of the country is emphasized. The challenges faced by the energy sector are listed. Brazil’s approaches to ensuring energy security are considered. The features of Brazilian energy cooperation with foreign countries are revealed and proposals for Russian-Brazilian energy cooperation are formulated.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БРАЗИЛИИ»

УДК 620.9 DO110.46920/2409-5516_2021_3157_58

58 Энергетическая политика Бразилии

| Energy policy of Brazil

i_

Ш CL

Алексей МАСТЕПАНОВ Заведующий Аналитическим центром энергетической политики и безопасности ИПНГ РАН, член Совета директоров Института энергетической стратегии, д. э. н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, академик РАЕН e-mail: amastepanov@mail.ru

Андрей СУМИН

Ведущий научный сотрудникАналитического центра энергетической политики и безопасности ИПНГ РАН, к. ю.н. e-mail: andrey-sumin@rambler.ru

Сахарная гора. Рио-де-Жанейро, Бразилия

Источник: rmnunes/depositphotos.com

Alexey MASTEPANOV

Head of Analytical Center for Energy Policy and Security, OGRI ofthe RAS e-mail: amastepanov@mail.ru

AndreySUMIN

Leading researcherofAnalytical Centerfor Energy Policy and Security, Phd in low e-mail: andrey-sumin@rambler.ru

Аннотация. В статье сделан акцент на особенностях энергетического сектора и их влиянии на энергетическую политику Бразилии. Проанализировано состояние системообразующих отраслей энергетики. Раскрыты особенности либерализации энергетики. Охарактеризован тарифно-финансовый инструментарий, с помощью которого осуществляется регулирование энергетического рынка. Подчёркнуто влияние энергетической политики на социально-экономическое состояние страны. Перечислены вызовы, с которыми сталкивается энергетика. Рассмотрены подходы Бразилии по обеспечению энергетической безопасности. Раскрыты особенности сотрудничества Бразилии в области энергетики с зарубежными государствами и сформулированы предложения по российско-бразильскому энергетическому сотрудничеству. Ключевые слова: Бразилия, энергетическая политика, ископаемые углеводороды, возобновляемая энергетика, природный газ, подсолевые горизонты, биотопливо, гидроэнергетика.

Abstract. The article focuses on the specifics of the energy sector and their impact on Brazil's energy policy. The state of the backbone energy industries is analyzed. The features of energy liberalization are revealed. The tariff and financial instruments used to regulate the energy market are characterized. The influence of the energy policy on the socio-economic state of the country is emphasized. The challenges faced by the energy sector are listed. Brazil's approaches to ensuring energy security are considered. The features of Brazilian energy cooperation with foreign countries are revealed and proposals for Russian-Brazilian energy cooperation are formulated.

Keywords: Brazil, energy policy, fossil hydrocarbons, renewable energy, natural gas, pre-salt, biofuels, hydro power.

//

суммарного энергопотребления Бразилии в 2000-2019 гг. показана на рис. 1.

учрежден государственный нефтегазовый концерн Petrobras

Началом государственной

системном энергополитики является 1953 г., когда был

Неотъемлемой особенностью энергетической политики страны является высокая доля государственного присутствия практически во всех отраслях энергетики. Другая особенность состоит в том, что в Бразилии, как и в ряде других развивающихся стран, энергетическая политика не оформлена как единый программный документ и представляет собой комплекс законов, принятых парламентом (Национальным конгрессом), и различных правительственных программ, планов действий и других документов.

Современная Бразилия входит в десятку крупнейших стран мира, занимая шестое место по численности населения (в 2018 г. - 209,5 млн человек), восьмое место по суммарному энергопотреблению (287 млн т н. э.), девятое место по производству ВВП (1780,9 млрд долларов США в ценах 2015 г.) и десятое место по производству энергоносителей (295,7 млн т н. э.) [1]. Топливно-энергетический комплекс Бразилии смело можно назвать многоотраслевым. Динамика и структура

Введение

Ответственность за разработку и реализацию государственной энергетической политики возложена на целый ряд федеральных министерств и ведомств, в первую очередь - на Министерство горнорудной промышленности и энергетики (Ministério de Minas е Energía - MME), Национальный совет по энергетической политике (Conselho Nacional de Política Energética - CNPE) и ряд отраслевых агентств (о них подробнее будет сказано ниже).

Важной составной частью формирования и реализации государственной энергетической политики Бразилии являются планы перспективного развития национальной энергетики. Сложившаяся

Объем потребления первичных энергоресурсов

214,4

183,2

2000

2005 2010

Структура потребления первичных энергоресурсов

2019

2010 г.

2019 г.

7.4 %

0,9 %

14,3 %

34,2 %

5,3 %

10,7 %

12,1 %

Уголь

Природный газ

Гидроэнергия

Нефть

Атомная энергия Прочие ВИЗ

47,9 %

36,3 %

Рис. 1. Динамика и структура потребления первичных энергоресурсов в Бразилии в 2000-2019 гг.

Источник: по данным МЭА [2]

система планирования развития и мониторинга энергетики в Бразилии охватывает несколько временных горизонтов и включает:

• долгосрочную перспективу - Национальные энергетические планы (Plano Nacional de Energía - PNE);

• перспективу наближайшиеЮлет-Десятилетние планы развития энергетического сектора (Plano Decenal de Expansao de Energía - PDE);

• краткосрочные и текущие планы.

Все эти планы действуют одновременно. Завершается эта система проведением аукционов и тендеров и последующим мониторингом выполнения принятых решений [3].

Разработкой перспективных планов развития энергетики страны (как PDE, так и PNE) занимаются специально созданные

при MME секретариаты: по энергетическому планированию и развитию;по нефти, природному газу и возобновляемым видам топлива; по геологии и горнодобывающей промышленности и по электроэнергетике, а также специальные консультационные группы по экологии, международным делам и др. На эти же структуры совместно с Энергетической исследовательской компанией (Empresa de Pesquisa Energética - ЕРЕ) возложены функции подготовки материалов (проведение соответствующих исследований) и организации их общественных обсуждений [4].

Однако частые изменения структуры федеральных органов власти (министерств и ведомств) и правительства в целом затрудняют реализацию принятых планов и программ.

Формирование энергетической политики страны и её основные этапы

Начало осуществления общегосударственной, системной энергетической политики приходится на 1953 г., когда во исполнение специально принятого Закона № 2004/1953 был учреждён государственный нефтегазовый концерн Ре1гоЬгаз. Данный закон явился отправным моментом для возникновения в Бразилии современного нефтегазового комплекса. Он оказал кардинальное влияние на формирование энергетической политики страны на все последующие десятилетия [5]. На протяжении сорока лет концерну (фактически - государству) принадлежала монополия на геологоразведку и добычу углеводородного сырья.

В 1970-е гг. Бразилия испытывала устойчивый экономический рост (свыше 8% в среднегодовом исчислении), который сопровождался урбанизацией. Эти процессы повлекли за собой перемены в национальном энергетическом балансе. Особенно заметным стало падение удельного веса возобновляемых энергоносителей (с 57,6 % в 1970 г. до 45,3 % в 1980 г.) в пользу ископаемых углеводородов. Изменения произошли и внутри структуры возобновляемых энергоносителей. Доля

дров сократилась с 47 до 26,9 %. В то же время доля гидроэнергетики увеличилась с5 до 9,6 % [6]. Процесс урбанизации привёл к замещению дров баллонным (сжиженным углеводородным) газом.

В2017г. издан декрет об обязанности Ре^оЬгав приобрести 30 % акций проекта освоения участков на шельфе. Одновременно предусматривалось проведение тендеров на условиях концессий или СРП

В 1975 г. центральное правительство приступило к реализации Национальной этаноловой программы (Programa Nacional do Álcool), что привело к росту спроса на продукты переработки сахарного тростника, используемые для производства этанола - с 5,3 до 8 % [6]. Наименьшая доля возобновляемых энергоносителей в энергобалансе - 39 % - пришлась на 2001 г. Продолжительная засуха привела к резкому падению электрогенерации на ГЭС,

I

о

Добыча нефти на шельфе Бразилии Источник: financetime.org

_Q I

О

Производство Н2 на одном из НПЗ Бразилии

McT04HHK:european-bioplastics.org

i=. о

СЦ <

что вызвало скачок спроса на ископаемые энергоносители. В последующие годы удельный вес возобновляемой энергетики поступательно увеличивался, составив в энергобалансе страны в 2018 г. 45,2 %. В 2019 г. он возрос ещё на 0,7 % [6].

Объём доказанных запасов нефти в Бразилии составляет 12,7 млрд баррелей (1,8 млрд т), из которых на шельф приходится почти 95 %. Коэффициент ресурсообеспеченности -12-12,5 лет

Специфической особенностью бразильской энергетики, влияющей на формирование национальной энергетической политики, является традиционное - в течение десятилетий - отставание производства первичной энергии от спроса на неё. Пик его пришелся на 1979 г., когда национальное производство обеспечило только 45,9 % спроса первичных энергоресурсов. Так, дефицит внутреннего предложения сырой

нефти составил 90 % (хотя нефтепродуктов, напротив, имелось с избытком в 8 %). В 2018 г. впервые в истории страны был отмечен профицит предложения первичной энергии - её экспорт превысил импорт. Нефти-сырца было импортировано 9,6 млн т, а экспортировано - 55,7 млн т. Тем не менее, в 2018 г. в стране по-прежнему ощущался недостаток отдельных энергоносителей. Дефицит природного газа составил 10,6 млрд кубометров, энергетического угля - 22,8 млн т, электроэнергии - 35 ТВт-ч [6].

В 1990-е гг. Бразилия начала переход к гибридной регулятивной системе, призванной осовременить внутренний энергетический рынок и сделать более привлекательной работу на нём и для зарубежных компаний. Краеугольным камнем реформирования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование бразильского энергетического сектора, стала конституционная поправка № 9 от 9.11.1995 г., вносившая изменения в ст. 177 Конституции Бразилии, упразднившая монопольное положение Petrobras. В её развитие в августе 1997 г. был принят федеральный закон о нефти № 9.478/97 (англ.-Petroleum Act), которым, в частности, было создано Национальное агентство по нефти, природному газу и биотопливу (Agencia Nacional do Petróleo, Gas Natural

е ВюсотЬиз^уе^ - АЫР) в качестве независимого регулятора. Принятие конституционной поправки и закона «О нефти» соответствовало тогдашнему духу времени: мировая экономика вошла в период либерализации и демонополизации, и Бразилия не стала здесь исключением. Бразильские законодатели радикально пересмотрели роль государства в формировании и проведении энергетической политики: государство было отстранено от непосредственного участия в производственной деятельности, при этом были усилены его регуляторные полномочия. Закон «О нефти» впервые в истории страны сделал возможным участие зарубежных ресурсных компаний в работе на национальном рынке на концессионной основе.

Открытие в 2007 г. крупных глубоководных месторождений углеводородов на бразильском участке океанского шельфа подтолкнуло власти к разработке целого массива нормативных актов, призванного создать благоприятные условия для геологоразведки и добычи углеводородов, а также привести правовое регулирование указанных сфер в соответствие с мировой практикой.

Новый этап формирования энергетической политики Бразилии начался в 2000-е годы, когда в стране возрос интерес к долгосрочному планированию и прогнозированию развития национальной энергетики. Осознав, что долгосрочное планирование развития энергетического сектора имеет фундаментальное значение для страны и служит основой для разработки государственной энергетической политики, в 2006 г. были развёрнуты работы по составлению Национального энергетического плана на период до 2030 г. - РЫЕ-2030 (принят и опубликован в 2007 г.). В ходе его разработки были проведены многочисленные исследования, опубликованные отдельными томами, десятки презентаций и семинаров, обеспечивших учёт мнений всех заинтересованных сторон [7].

Данный документ, разработанный ещё до мирового финансово-экономического кризиса, был призван определить стратегические направления обеспечения страны энергией с учётом развития новых технологий и возможного истощения национальных энергоресурсов. План рассчитан на период до 2030 г. и подлежал периодической актуализации.

Практически одновременно была начата работа и над планами развития энергетики на предстоящее десятилетие-Десятилетними планами развития энергетического сектора (РОЕ). При этом, если долгосрочные планы (РЫЕ) являлись в первую очередь основой для стратегического видения правительством перспектив развития национальной энергетики, идеологической базой для разработки всех других планов, программ и инициатив (своеобразным маяком для них), то РОЕ на 10-летнем горизонте планирования конкретизируют поставленные цели и задачи сучётом реально складывающихся условий. В них устанавливаются обязательства

Открытие месторождений на шельфе превратило Бразилию в экспортера нефти Источник: nangs.org

правительства, объёмы инвестиций, производства и потребления топлива и энергии, даётся анализ условий поставки на рынок энергии и др. Этими же планами устанавливают критерии проведения тендеров в области электрогенерации, производства биотоплива, сооружения передающей инфраструктуры и разработки нефтеносных участков недр.

Первый такой среднесрочный план -«Plano decenal de expansao de energía 20082017» был опубликован в мае 2009 г. Процедура его разработки и апробации была аналогичной PNE-2030.

Согласно регламенту, актуализация этих планов проводится ежегодно в соответствие с текущей ситуацией. В настоящее

_û I

о

о

СЦ <

время действует PDE - 2029, вышедший в 2020 г. В ноябре 2020 г. был опубликован последний том исходных материалов к новому PDE - 2030, общественное обсуждение которых закончилось 22 января 2021 г., после чего MME и ЕРЕ завершат работу и над собственно Планом развития энергетики до 2030 года (PDE - 2030) (по состоянию на 26.02.2021 г. он ещё не был опубликован).

Бразилия за короткий промежуток времени резко увеличила добычу, став экспортером нефти. Если в2010г. ее добыча составила 2,12 млн б/с, то в 2015 г.- 2,52 б/с, а в 2019 г.- 2,88 млн б/с

Растущее значение природного газа в энергетическом балансе Бразилии выразилось в принятии в 2009 г. ФЗ о газе № 11.909 (англ. - Gas Law). Его основная цель - стимулирование конкурентных начал в транспортировке, переработке, хранении, регазификации и коммерческом сбыте природного газа [8].

Особо среди изданных в тот период нормативно-правовых актов следует назвать принятый в 201 6 г. федеральный закон № 13.365. Главная отличительная черта этого закона - его нормативная гибкость, наделяющая концерн Petrobras правом (но не обязанностью) разрабатывать любое месторождение углеводородов на континентальном шельфе. В развитие данного документа в 2017 г. был издан декрет № 9041/2017. Согласно декрету, концерн Petrobras, демонстрируя намерение разрабатывать одно из шельфовых месторождений, обязан в дальнейшем приобрести минимум 30 % акций предприятия, которое создается для освоения месторождения. Этим же актом предусматривалось проведение на шельфе тендеров как на концессионных условиях, так и на условиях СРП. В 2017-2018 гг. на этих условиях был проведен целый ряд тендеров, победителями которых стали консорциумы с участием крупнейших зарубежных нефтегазовых компаний -

BP, Chevron, CNOOC, Equinor, ExxonMobil, Repsol, Shell, Total и др1.

Наконец, в 2019 г. верхняя палата парламента Бразилии приняла в своём роде эпохальное постановление № 3178, аннулировавшее преимущественное право Petrobras на разработку месторождений углеводородов в стране [8]. Перечисленные нормативно-правовые документы наглядно показывают, что энергетическая политика Бразилии, хотя и демонстрирует некоторую непоследовательность, но эволюционирует в направлении либерализации энергетического рынка, снижения роли государства и стимулирования привлечения инвестиций и технологий из-за рубежа.

В целях эффективного определения потенциальных направлений энергообеспечения с учетом новых технологий и возможного истощения ресурсной базы, в 2019 г. принят очередной Национальный энергетический план (PNE-2050), имеющий горизонт планирования более 30 лет. Пересмотр плана будет проводиться каждые пять лет [11].

Основными задачами энергетической политики в этот период объявлены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поиск финансово-экономического баланса между интересами пред-

Подробнее см. [9,10].

Буровые установки на приколе в порту Нитерой

принимательского сектора и покупательной способностью населения с одной стороны и ценами/тарифами на энергию - с другой стороны;

• постоянная модернизация нормативно-правового и административного регулирования ТЭК во избежание бюрократических препон и правовой неопределённости с конечной целью сохранения высоко привлекательной инвестиционной политики;

• переход на внутреннее ценообразование на сырьевые товары в привязке к мировым ценам;

• согласование интересов различных секторов энергетики с национальными интересами;

• поддержание баланса возобновляемых источников энергии на удовлетворительном уровне без ущерба для доступа населения к энергетическим ресурсам и др. [11].

В целом же, анализ действующего бразильского законодательства в сфере энергетической политики и правительственных программных документов даёт возможность определить следующие основные приоритеты этого государства в энергетической политике на современном этапе:

Источник: ИапЫго/ёерозйрЬоТоз.сот

дальнейшее использование ископаемых углеводородов; форсированное развитие альтернативной энергетики (включая ядерную и производство биотоплива); приоритетное развитие электроэнергетики.

Проектная мощность НПЗ Бразилии на данный момент достигает 2,29 млн б/с. Однако они работают не на полную мощность. В2019г. объем первичной переработки нефти составил всего 1,75 млн б/с

Практическая реализация приоритетов обусловливается опорой на национальные ресурсы и технологические возможности, привлечение иностранных инвестиций и технологий. Перечисленные приоритетные направления энергетической политики Бразилии отличаются присущими этой стране особенностями и заслуживают отдельного рассмотрения.

Государственная политика в нефтегазовой сфере

Нефтегазовая промышленность является одним из основных секторов бразильской экономики, поэтому вопросы её эффективного функционирования, включая сферу нефтегазоснабжения населения, занимают ведущее место в энергетической политике государства. Основным выразителем интересов государства в отрасли является созданное в соответствии с законом «О нефти» № 9.478/97 Национальное агентство по нефти, природному газу и биотопливу (АИР), которое в настоящее время имеет следующие полномочия в нефтегазовом секторе бразильской экономики [12]:

— реализует национальную политику в отношении нефти, природного газа и биотоплива;

— организует проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования нефтегазовыми месторождениями, обеспечивая защиту конкуренции;

I

о

о с

СЦ <

_Q I

О

содействует рациональному использованию нефти и газа и охране окружающей среды;

содействует проведению геологического изучения недр, осуществляет поддержку базы данных геологической информации; проводит государственную экспертизу информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр; защищает интересы потребителей, связанные с ценой, качеством и доступностью нефти и газа;

о

СЦ <

Национальная нефтегазовая корпорация Petrobras создана в 1953 г.

Источник: esnoticia.co

- заключает концессионные соглашения на пользование нефтегазовыми месторождениями и осуществляет контроль за их исполнением и др. По состоянию на конец 2019 г. объём доказанных запасов нефти в стране составлял 12,7 млрд баррелей (1,8 млрд т), из которых на шельфовые месторождения приходится почти 95 % (коэффициент ресур-сообеспеченности -12-12,5 лет) [6,11,13]. Обращает на себя внимание резкий рост объёмов нефтедобычи за сравнительно короткий промежуток времени, который вывел Бразилию в число стран-экспортёров нефти. Так, если в 2010 г. добыча сырой нефти составила 2,12 млн барр./сутки, то в 201 5 г. - 2,52, а в 2019 г. - 2,88 млн

барр./сутки (1 50,8 млн т -3,4 % общемировой), увеличившись за год на 7,4 % [13].

В основе этих успехов - освоение открытых в 2007 г. крупных глубоководных месторождений углеводородов на бразильском участке океанского шельфа. В целях создания благоприятных условий для их геологоразведки и разработки, в стране, как было отмечено выше, был принят целый массив нормативных актов. В частности, уже в 2010 г. были приняты федеральные законы (ФЗ) №№ 12.351,12.304 и 12.276. Первый из них установил правовой режим соглашений о разделе продукции (СРП) для разработки подсолевых горизонтов на шельфовых месторождениях и месторождений, имеющих стратегическое значение. В частности, согласно этому закону предусматривалось проведение тендеров на глубоководном шельфе на условиях СРП (с долей Petrobras - не менее 30 % и статусом оператора), а не концессионных соглашений. Законом № 12.304 был определён правовой статус полностью находящейся в государственной собственности компании Pre-Sal PetröleoS.A. (сокр. - PPSA), специально созданной для обеспечения соблюдения государственных интересов в заключаемых СРП для добычи нефти подсолевых горизонтов. ФЗ № 12.276 зафиксировал особый правовой статус соглашений о передаче прав государства на геологоразведку и освоение семи участков шельфа (Florim, Franco, South Guara, lara Offblock, South Tupl, Northeast Tupl, Peroba) в пользу Petrobras. За экологические нормативы в отношении деятельности на шельфе и их соблюдение нефтегазовыми компаниями отвечает Федеральное агентство по охране окружающей среды (IBAMA).

Суммарная мощность НПЗ страны к настоящему времени достигла 2,29 млн барр./сутки. Однако, как и в предыдущие годы, заводы работают не на полную мощность: в 2017 г. объём первичной переработки составил 1,74 млн барр./сутки (порядка 86,7 млн т), в 2019 г.- 1,75 млн барр./сутки [13] или 96,6 млн кубометров по данным [11]. В структуре производства нефтепродуктов доля дизельного топлива достигает порядка 40-41 %, автомобильного бензина - 25 %, топочного мазута -12-13 %, керосина и реактивного топлива -5-6 %, сжиженных углеводородных газов (СУГ)-3-4%[9].

Согласно PDE - 2029, в этот период среднесуточная нефтедобыча в Бразилии

Структура цены на реализуемый в розницу бензин

Структура цены на реализуемое в розницу дизельное топливо

12%

15%

29%

16%

14%

14%

9%

47%

Отпускная цена компании РеиоЬгаэ Федеральные налоги Налог штата 1СМЭ Стоимость добавляемого этанола Розничная наценка

Примечание: 1СМЭ - налог на товары и услуги (поступает в бюджеты штатов) Рис. 2. Структура цены на реализуемые в розницу нефтепродукты в начале 2021 г.

Источник: поданным[14,15]

будет ежегодно расти в среднем на 7,1 %, достигнув к 2029 г. 5,54 млн барр. Из указанного объёма 60 % будет отправляться на экспорт, а 40 % - перерабатываться внутри страны. Техническое перевооружение НПЗ позволит увеличить среднесуточную переработку до 2,5 млн барр. При сохранении перечисленных предпосылок будет сохраняться и дефицит предложения нефтепродуктов, покрываемый импортом, за счёт которого удовлетворяется около 11 % внутренних потребностей в них. Импорт покрывает 23 % спроса на дизельное топливо, чуть более 10 % на бензин и свыше 60 % - на прочие продукты нефтепереработки. В то же время значительные объёмы мазута и авиакеросина экспортируются.

Инвестиции в разведку, добычу и переработку, ожидаемые до 2029 г., составляют около 470 млрд долларов (77 % от общего объема инвестиций в развитие энергетического сектора) [11].

Отдельно следует сказать о механизме ценообразования на вырабатываемое из ископаемых углеводородов топливо, который характеризуется сложностью и неоднородностью (рис. 2). При этом если отпускные цены на большинство нефтепродуктов соответствуют среднемировым, то на автомобильный бензин они несколько выше. За счёт образующейся наценки субсидируется «социальная» цена баллонного газа, широко потребляемого в коммунальном секторе [6].

В настоящее время бензин в качестве моторного топлива используется примерно в 60 % легкового автопарка Бразилии [16]. Дизельное топливо, напротив, применяется главным образом крупнотоннажным транспортом и в сельском хозяйстве [17].

С принятием новой редакцией закона «О нефти», вступившей в силу в 2002 г., продолжился процесс демонополизации топливного рынка. В частности, был разрешён импорт бензина и дизельного топлива, фиксированные цены на них были упразднены и стали определяться рынком, хотя и под надзором АИР.

В бразильской структуре производства нефтепродуктов доля дизеля достигает 40-41 %, бензина - 25%, мазута - 12-13%, авиакеросина - 5-6%, сжиженных углеводородных газов - 3-4%

В розницу реализуется бензин категории «С» - смесь бензина с биоэтанолом2. С 2008 г. по распоряжению СЫРЕ к реализуемому в розницу дизельному топливу

Подробнее об биоэтаноле будет оказано в следующем разделе статьи.

_û I

о

в обязательном порядке примешивается биодизель - разновидность моторнопо топлива, производимая из растительных масел или животных жиров, и также считающаяся возобновляемым энерпоносите-лем. Доля биодизеля в биодизельной смеси постоянно растёт (с 2 % в 2008 п. до!2 % в настоящее время) [17].

Согласно плану

РБЕ - 2029, среднесуточная

добыча в Бразилии будет

ежегодно расти на 7,1 %, достигнув

к 2029 г. 5,54 млн б/с. Из них 60%

будет идти на экспорт, а40 % -

перерабатываться

Потребности бразильскопо рынка в природном пазе обеспечиваются тремя источниками: внутренней добычей, импортом из Боливии (по пазопроводу Gasbol) и Арпентины (по пазопроводу Transportadora de Gas de Mercosur) и импортным СПГ [8], который доставляется на три принадлежащих Ре-

trobras репазификационныхтерминала [18].

Среднеподовые темпы роста потребления паза за 2008-2018 гг. составили 3,4 %, а общий объём его потребления - 35,9 млрд кубометров в 2018 п. и 35,8 млрд кубометров в 2019 п. При этом пик потребления паза наблюдался в 2014 и 2015 гг. (41 и 43 млрд кубометров, соответственно). Из этих объёмов порядка 24-27 млрд кубометров в под (в 20!9п- 25,8) приходится на внутреннюю добычу при её среднеподо-вых темпах за 2008-2018 гг. в 5,8 %. Однако ресурсная база отрасли невелика - всего порядка 0,4 трлн кубометров [13].

Остальная часть потребностей в пазе закрывается епо импортом, доля кото-ропо в суммарном потреблении паза в последние поды составляет 28-30 % (в 2014-2015 пп,-около 44%). При этом 1/3 в общем импорте паза составляет СПГ (в2019п,- 3,2 млрд кубометров) [13].

В 2019 п. введена в действие пропрамма «Новый пазовый рынок» (порт,-Programa do Novo Mercado de Gás, англ.- New Gas Market Program). По замыслу разработавшего пропрамму MME Бразилии, её реализация должна способствовать росту спроса на природный паз с шельфовых месторождений, стимулировать инвестиции в разработку, транспортировку, переработку и реализацию природнопо паза, увели-

АЗС в Бразилии

McT04HHK:joasouza/depositphotos.com

чить использование газа для электрогенерации. В свою очередь, максимизация использования природного газа призвана дать новый импульс развитию бумажной, керамической, стекольной и сталелитейной отраслей, а также производству минеральных удобрений. Конкурентоспособная стоимость природного газа как энергоносителя и как сырья крайне важна для энергоёмких отраслей, так как составляет до трети себестоимости продукции. В случае успешной реализации программы внутренняя газодобыча в период до 2029 г. будет увеличиваться в среднем на 8 %,достигнув к концу периода 92 млрд кубометров. Доля

строительство новых регазификационных терминалов для приёмки СПГ в регионах, где отсутствуют или недостаточны местные газовые месторождения и где невозможна или нецелесообразна прокладка газопроводов. В частности, в северовосточной части Бразилии к 2025 г. будет построен регазификационный терминал (первый частный терминал в стране) суточной производительностью до 21 млн кубометров. Повысить использование природного газа в западной части Бразилии планируется путём увеличения импорта из Боливии. Наконец, газификация южных регионов страны будет осуществляться

Центр Рио-де-Жанейро в районе бухты Гуанабара

HcT04HHK:jantroyka / depositphotos.com

природного газа в энергобалансе останется прежней или, в лучшем случае, увеличится до 14% [б].

MME Бразилии планирует форсировать потребление природного газа практически во всех регионах страны. Предусматривается не только рост добычи на шельфовых месторождениях в районах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и на участке Эспириту-Санту, но и разработка крупных месторождений на суше (таких, как месторождение Azulâo в центре Амазонии). В рамках программы Нового газового рынка предполагается

путём трансграничной кооперации с Аргентиной - на базе бразильских шельфовых месторождений и аргентинского месторождения сланцевого газа Vaca Muerta [14].

В любом случае Бразилии предстоит предпринять ещё многое, чтобы сделать природный газ востребованным, доступным и конкурентным по цене энергоносителем [8]. По обнародованным в 2019 г. MME Бразилии данным, отпускная цена на природный газ в стране составляла тогда в среднем свыше 10 долларов за 1 млн БТЕ, в то время как в США - 3,13 доллара

Гора Корковадо, Рио-де-Жанейро

Источник: diegograndi/depositphotos.com

за 1 млн БТЕ. Тем самым отпускная цена на внутреннем рынке Бразилии местного газа оказалась даже выше, чем в Японии на импортный СПП Высокие цены на газ являются одной из принципиальных помех росту бразильской экономики. К числу факторов, препятствующих газификации бразильских регионов, относится и неразвитость газотранспортной инфраструктуры. В частности, по состоянию на 2019 г. суммарная протяжённость газопроводов в Бразилии составляла 9,4 тыс. км, в то вре-__ мя как существенно меньшая по размеру

£ соседняя Аргентина располагала сетью

газопроводов общей протяжённостью р в 29 тыс. км [14].

ю со

Импорт покрывает 23 % спроса на дизель в Бразилии, чуть более 10% - на бензин и свыше 60% - на прочие нефтепродукты. В то же время значительные объёмы мазута и авиакеросина экспортируются

I

т

Одной из причин такого положения является то, что по бразильскому законодательству добыча и транспортировка относятся ккомпетенции федерального правительства, а газораспределение -к компетенции правительств штатов. Это препятствует формированию единого рынка газа страны и газификации внутренних регионов, поскольку каждый штат имеет свою газораспределительную компанию и налоговый режим.

Угольная отрасль

Суммарные разведанные запасы угля в стране по состоянию на конец 2019 г. оцениваются в 6,6 млрд т, из которых свыше 5 млрд т - низкокачественные бурые угли и лигниты. Ежегодная добыча угля составляет порядка 5-5,5 млн т (2,4-2,8 млн т н. э.) при его потреблении порядка 15-17 млн т н. э. Остальной уголь, в том числе значительная часть коксующегося, импортируется [2,6,13]. Импортируется и кокс - порядка 2-х млн тонн в год [11]. Большая часть добываемого в стране угля (75 %) используется для электрогенерации, остальная - в производственном секторе.

Согласно PDE - 2029, к концу этого периода внутренняя добыча энергетического угля составит 2,4 млн т, а его им-

порт - 24млн т. Импорт кокса оценивается в 1,5 млн т. Таким образом, удельный вес упля в перспективном энерпетическом балансе снизится до 4,8 % [6].

Энергетическая политика в области ВИЭ и энергоэффективности

В условиях постоянного дефицита энер-поресурсов и зависимости от их внешних поставок, значительное внимание в энер-петической политике Бразилии уделяется вовлечению в баланс местных ВИЗ и повышению эффективности использования топлива и энерпии.

Особенностью возобновляемой энерпе-тики страны является то, что её основу составляют биоресурсы - продукция и отходы переработки сахарнопо тростника, широкое использование которых в энерпетических целях имеет уже полувековую историю. Это так называемый биоэтанол, или топливный спирт как моторное топливо, и отходы производства сахара из тростника - жмых сахарнопо тростника или бапасса - как котельно-печное топливо. В значительно меньших объёмах применяется и биодизель. Продолжается использование и таких традиционных ресурсов, как дрова, древесный уполь, сельскохозяйственные отходы и отходы производства целлюлозы, и друпие разновидности «зелёных» энергоносителей.

Второе по значимости место среди ВИЭ занимают пидроэнерпоресурсы, а вот сол-

нечная и ветровая энерпия в стране используется в значительно меньших объёмах.

В 2018 п. суммарное производство энерпии из ВИЭ составило 130,5 млн т н. э. или 45,2% совокупнопо предложения первичной энерпии. Из этопо объёма 89,6 млн т н. э., или 31,7%, пришлось на биоэнерпетику (в 2019 г.-93,9 млн т н.э. и 31,9 % соответственно)3. В 2018 г. в стране было потреблено 31,6 млн кубометров этанола, 5,4 млн кубометров биодизеля, 78 млн т дров, 158 млн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребности бразильского рынка в газе обеспечиваются тремя источниками: внутренней добычей, импортом из Боливии (по газопроводу СазЬо1) и Аргентины (по газопроводу ТвМ) и импортным СПГ

т бапассы, 33 млн т отходов производства целлюлозы. Потребление возобновляемых энергоносителей по секторам бразильской экономики выплядиттак: промышленность (36 %), транспорт (22 %), энерпетический сектор (использование бапассы для производства этанола - 16 %), производство элек-троэнерпии (11 %), жилищно-коммунальный сектор (7 %), прочие (8 %) [6].

I

о

Эти данные несколько отличаются от данных МЭА- см. рис. 1.

Производство биоэтанола

Источник: 24techno-guide.ru

о с

сц <

_Q I

О

О

СЦ <

Внутренняя газодобыча Бразилии до 2029 г. будет расти в среднем на 8 %, достигнув 92 млрд м3. Но доля газа в энергобалансе останется прежней или, в лучшем случае, увеличится до 14%

Столкнувшись на рубеже 1973-1974-х гг. с необходимостью срочно решить сразу две проблемы - быстрый рост цен на импортную нефть (расходы на импорт нефти выросли с 600 млн долларов в 1973 г. до 2 млрд долларов в 1974 г.) и значительное падение спроса на свой основной экспортный товар (сахар) - руководство страны приняло, как его назвали позже, «судьбоносное решение»: реализовать проект по переводу автомобилей с бензина на спирт. Параллельно решалась проблема по стимулированию производителей сахара, оказавшихся в кризисе4.14 ноября 1975 г. законом № 76593 была принята упомянутая выше Национальная этаноло-вая программа (Proálcool), направленная на стимулирование производства топливного спирта для замены им автомобильного бензина. Реализация этой программы осуществлялась поэтапно.

На начальном этапе (1975-1979 гг.) основные усилия были направлены на производство биоэтанола с целью сокращения импорта нефти. В рамках программы были приняты также меры по расширению выращивания сахарного тростника на юго-востоке и обеспечению потребления биоэтанола сначала в смеси с бензином (в объёме до 14%), а затем и непосредственно в качестве автомобильного топлива.

Началом второго этапа программы (1980-1986 гг.) считается 19 сентября 1979 г.

В этот день правительство Бразилии подписало соглашение с членами Национальной ассоциации автопроизводителей (Associagao Nacional dos Fabricantes de Veículos Automotores) - компаниями Fiat, Toyota, Mercedes-Benz, General Motors

Здесь и ниже, если не отмечено иное, на основе материалов, опубликованных на различных порталах Википедии и на портале [19].

и Volkswagen, о том, что они обязаны собирать в Бразилии только те модели машин, которые способны использовать в качестве топлива стопроцентный спирт. Взамен автопроизводители получили стимулы для производства таких автомобилей и доступ ко всем технологиям, разработанным государством, участвующим в программе Proalcool. Одновременно цена биоэтанола была установлена на уровне 64,5 % от цены бензина. Кроме того, были введены налоговые льготы для владельцев машин, которые соглашались переоборудовать их, перейдя с бензина на спирт. Часть средств, необходимых для проведения этих операций, предоставил Всемирный банк. Параллельно шла масштабная рекламная кампания. В результате этих скоординированных действий, к 1985 г. биоэтанол обеспечивал половину потребностей Бразилии в автомобильном топливе, а содержание биоэтанола в бензиновой смеси достигло 20 %. Реализация же самой программы Proalcool создала к этому времени более чем миллион прямых и косвенных рабочих мест.

Падение мировых цен на нефть, начавшееся в 1986 г., затормозило реализацию программы Proalcool, хотя производство биоэтанола в течение 1985-1990 гг. продолжало оставаться практически на постоянном уровне, достигнув в сезон 19891990 г. 11,9 млрд литров. Однако сочетание результатов действия различных факторов рыночного характера, сдерживающих производство биоэтанола и стимулирующих его спрос, и правительственных мер, вызвало в межсезонье 1989-1990 гг. кризис

Бразилия - один из крупнейших потребителей растительного биоэтанола Источник: alfribeiro / depositphotos.com

Химический завод в Бразилии Источник: rupec.ru

предложения. К этому времени (до 1989 п.) правительство инвестировало в пропрамму 7 млрд долларов США в виде прантов на исследования и др. А поскомпания Petrobras отвечала за закупку всепо производства, транспортировки, хранения и распределения биоэтанола и смешивание епо с бензином.

Практически в неизменном виде про-прамма Proálcool работала и в последующее десятилетие при постепенном росте установленной законом доли биоэтанола в бензино-спиртовой смеси. Всепо с 1975 по 2000 под было произведено около 5,6 млн автомобилей, работающих на биоэтаноле. Кроме топо, ещё более 10 млн автомобилей работало на смеси биоэтанола с бензином, что позволяет избежать выбросов двуокиси уплерода в размере около 110 млн т в пересчёте на уплерод, а также обеспечить экономию иностранной валюты в размере около 11,5 млрд долларов в результате отказа от импорта соответствующепо количества нефтепродуктов [19].

Новую жизнь в реализацию пропрам-мы Proálcool и потребление жидкопо биотоплива в Бразилии вдохнула разработанная в США, Японии и ЕС технолопия так назы-ваемопо «пибкопо двипателя», способнопо работать на бензине, биоэтаноле или их смеси в любых пропорциях. Производство автомобилей с такими двипателями (Flex auto) было освоено в марте 2003 п., а уже в 2013 п. на их долю пришлось 94 % от всех проданных новых лепковых и лёпких транспортных автомобилей.

С 2007 п. начала действовать правительственная пропрамма «Биоэтанол для устойчивопо транспорта» (Bio Ethanol for Sustainable Transport - BEST), направленная на стимулирование разработки, производства и использование породскопо автобус-нопо парка, работающего на смеси этанола с бензином.

Рост производства этанола и биодизеля наблюдался в Бразилии до начала ми-ровопо кризиса в 2008 п. Правительство десятилетиями поощряло расширение их производства, в котором видело драйвер экономическопо развития сельских репионов. Пик производства «зелёнопо» моторнопо топлива пришёлся на 2008 п. Разразившийся кризис ощутимо сократил спрос на моторное топливо, в том числе на «зелёное».

Но уже с 2013 п. в стране вновь начался рост производства как биоэтанола (Blogasollne по терминолопии BP), так и биодизеля. Их суммарный выпуск в 20152018 гг. колебался в пределах 35-39,5 млн т н. э., достипнув в 2019 п. 37,7 млн т н. э. или 444 тыс. барр. н. э./сут. [13].

Ключевым фактором сохранения этанолом конкурентоспособности по отношению к бензину в качестве моторнопо топлива стал описанный выше механизм посударственнопо репулирования цен на топливо, который фактически генерирует субсидирование приобретае-мопо потребителями моторнопо топлива. В 2013 п. власти попытались снизить остроту кризиса в этаноловой отрасли, резко уменьшив налоповую напрузку, об-лепчив кредитование выращивания и переработки сахарнопо тростника и выпустив норматив, сопласно которому доля этанола в реализуемом в стране бензине

Суммарная протяжённость газопроводов в Бразилии составляет 9,4 тыс. км, в то время как меньшая по размеру Аргентина располагает сетью газопроводов общей протяжённостью в 29 тыс. км

I

о

о с

СЦ <

ГЭС Итайпу, Бразилия

Источник: ge.com

о

сц <

должна была составить 25 %5. Ещё одной мерой поддержки стало повышение тарифов на смесь бензина с этанолом на 6,6 %. Но и в этом случае субсидируемая цена на этот вид моторного топлива оставалась на 15 % ниже среднемирового уровня. Тем не менее, цель правительства - дать производителям этанола возможность реализовывать свою продукцию с гарантированной пятипроцентной маржей - была достигнута [1 5].

Наметившийся в настоящее время осторожный процесс стабилизации бразильской экономики благотворно сказывается и на производстве биодизеля и этанола. Согласно РОЕ - 2029, среднегодовые темпы роста в биоэнергетике в этот период составят 2,74 % (121 млн т н. э.) в год. Основными драйверами роста станут биодизель (7 % прироста в год) и отходы производства целлюлозы (6 % прироста в год). Прирост спроса на этанол ожидается на среднем уровне - чуть ниже 2 % ежегодно. Совокупный объём капиталовложений в производство биотоплива до 2029 г. ожидается на уровне 18 млрд долларов, или 3 % всех инвестиций [6].

Технологические возможности позволяют использовать этанол в качестве моторного топлива как в чистом виде, так и в виде смеси его с бензином. Основной проблемой использования этанола остаётся факт, что энергоотдача этанола составляет лишь две трети энергоотдачи бензина.

Использование гидроэнергетического потенциала имеет весомое значение для электроэнергетики страны. Здесь лишь отметим, что в суммарном энергопотреблении Бразилии на гидроэнергию в настоящее время (2019 г.) приходится всего лишь 12,1 % против 14,3 % в 2000 г. (рис. 1).

Запасы угля в стране оцениваются в6,6 млрд т, из которых свыше 5 млрд т - низкокачественные бурые угли и лигниты. Добыча достигает 5-5,5 млн т при его потреблении в Бразилии около 15-17 млн т н. э.

В последнее время быстрыми темпами стала развиваться электрогенерация на базе ветровой и солнечной энергии, но удельный вес её продукции в суммарном энергопотреблении страны в 2019 г. составил всего около 2 % [2].

Что касается эффективности использования топлива и энергии, то считается, что она в стране находится на достаточно

высоком уровне [11], поэтому текущая политика правительства сосредоточена в основном на её планомерном повышении как в жилом, так и в промышленном секторах.

Государственная политика в электроэнергетике

Развитие электроэнерпетики, особенно Национальной объединенной энер-посистемы, относится к числу основных приоритетов энерпетической политики Бразилии. Представление интересов государства и репулирование деятельности в сфере электроэнерпетики, наряду с MME, осуществляют Национальное апентство электроэнерпетики (Agencia Nacional de Energía Elétrlca - ANEEL) и Национальное агентство водных ресурсов (Agencia Nacional de Aguas - ANA). За развитие атомнопо сектора Бразилии отвечают три министерства: Министерство науки и технолопий, MME и Министерство обороны. Созданная в 1956 п. Национальная комиссия по ядерной энерпии (CNEN) в на-

Добыча энергетического угля в Бразилии составит к 2029 г. 2,4 млн т, импорт - 24 млн т. Импорт кокса оценивается в1,5 млн т. Удельный вес угля в перспективном энергобалансе снизится до4,8%

стоящее время отвечает за обеспечение безопаснопо развития отрасли и использование епо результатов исключительно в мирных целях.

Достипнутые успехи в сфере электроэнерпетики показаны на рис. 3. Тем не менее, своей электроэнерпии стране не хватает, и в небольших объёмах, колеблющихся в зависимости от поподных условий топо или инопо пода, Бразилия её импортиру-

Рис. 3. Динамика и структура мощности электростанций и электрогенерации в Бразилии в 2010-2019 гг.

Источник: по данным МЭА [2]

2010 г.

8 % 2,3 % 1,8% 9'7%

2019 г.

2 g % 6,4 % 2,1 %

3,8 %

9,6 %

64%

Уголь

Природный газ

Гидроэнергия

Нефть

Атомная энергия Прочие ВИЗ

63,6 %

173 ГВт

626 ТВтч

ет (в 2018 г.- 35 ТВт-ч, в2019г. - на29 % меньше). Линиями электропередач Бразилия связана с Аргентиной (2000 МВт и 50 МВт), Уругваем (500 МВт и 70 МВт), Парагваем (14000 МВт и 50 МВт) и Венесуэлой (200 МВт). Существуют и другие, менее крупные межсетевые линии с Боливией, Колумбией и Парагваем [11].

Бразильская электроэнергетика постоянно сталкивается с крупными вызовами, причём в последние два десятилетия ситуация даже обострилась. Основной проблемой является неспособность отрасли синхронизировать свои возмож-

Enel активно развивает проекты ВИЗ в Бразилии

Источник: Enel

на электроэнергию в стране. Увеличивающиеся потребности покрываются за счёт роста генерации на газовых электростанциях.

Отчасти остроту проблемы недостатка генерирующих мощностей должен снизить ввод в строй трех новых крупных ГЭС - Белу-Монте, Санту-Антониу и Жирау (порт,- Belo Monte, Santo Antonio, Jirau). Но развитие гидроэнергетики даже в богатой гидроресурсами Бразилии имеет свои пределы. Тем более, что у руководства и экспертного сообщества страны пока нет единого понимания долгосрочных послед-

ности с тенденциями развития и с потребностями национальной экономики. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. и вялые темпы восстановления (1 % в 2012 г.) в сочетании с отсутствием перспектив улучшения конъюнктуры и с продолжительной засухой оказывали в течение длительного времени негативный эффект на бразильскую гидроэнергетику - преобладающий сектор в производстве электроэнергии. Существующие гидроэнергетические генерирующие мощности всё более не в состоянии удовлетворить растущий спрос

ствий климатических изменений для региона. Определенные надежды возлагаются на развитие ядерной энергетики. В частности, в период 2021-2029 гг. должна быть достроена и пущена в эксплуатацию АЭС Ангра-3 (Angra 3) проектной мощностью в 1,4 ГВт [б]. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что в Бразилии, в отличие от многих других крупных государств, ядерная энергетика никогда не играла существенной роли в обеспечении энергетической безопасности.

Как уже было отмечено, быстрыми темпами развивается ветровая и сол-

Потребление энергии ВИЭ в промышленности Бразилии достигает 36 %, в транспорте -22 %, в энергетике (получение этанола - 16%), производство электроэнергии -11%, ЖКХ -7%

нечная энергетика (рост установленной мощности с 2,2 и 0 ГВт в 2013 г. до 1 5,4 и 4,4 ГВт в 2019 г., соответственно) [2,6,11], но пока доля этих ВИЭ в суммарной электрогенерации низка.

Согласно РОЕ - 2029, в предстоящее десятилетие производство электроэнергии будет ежегодно возрастать в среднем на 3,6 % и достигнет к 2019 г. 942 ТВт-ч, из которых на возобновляемую энергетику будет приходиться уже 87 % (2019 г.-

82 %). К 2029 г. совокупная мощность бразильской энергетики достигнет 246 ГВт, ежегодно увеличиваясь в среднем на 7,5 ГВт. Удельный вес генерирующих мощностей, работающих на ископаемых энергоносителях (прежде всего на природном газе) увеличится на 3 % и составит 44 ГВт. Суммарный объём генерирующих мощностей солнечной и ветроэнергетики возрастёт примерно на 12% и составит 54 ГВт. Наращивание генерации на ископаемом топливе объясняется стремлением властей укрепить национальную энергетическую безопасность: такого рода генерирующие объекты рассматриваются как гарантия стабильности энергообеспечения на случай нештатных ситуаций в солнечной и ветровой энергетике [6].

Заключение

Анализируя энергетическую политику Бразилии, необходимо отметить, что это крупнейшее государство Латинской Америки располагает неоспоримым потенциалом для устойчивого и конкуренто-

I

о

I

о

о

СЦ <

способного развития национального энергетического сектора. Успешность развития энергетического сектора будет зависеть от способности страны преодолеть ряд внутренних структурных проблем.

Обладая гигантской ресурсной базой -большими запасами нефти подсолевых горизонтов, крупными месторождениями углеводородов на суше, впечатляющими био- и гидроресурсами, а также энергией солнца и ветра, страна имеет все шансы не только полностью покрывать собственные потребности в энергии, но и стать крупным её экспортером.

Однако в настоящее время национальная экономика продолжает находиться в застое, в стране периодически отмечаются перебои с поставками топлива и энергии, а предпринимаемые властями контрмеры характеризуются хаотичностью и непоследовательностью. Перечисленные явления являются следствием противоречивости бразильской энергетической политики, которая, начиная с 1990-х годов, эволюционировала в направлении поэтапного открытия национального энергетического сектора для внешних игроков и либерализации работы на нём. Тем не менее, монополистические проявления по-прежнему сильны практически во всех отраслях энергетики страны.

Наконец, пример Бразилии демонстрирует, что непременными атрибутами энергетической политики любого современного государства должны быть совершенствование стандартов управления, предсказуемость, регуляторная стабильность, прозрачность, устойчивость и гарантированная отдача от капиталовложений.

Кроме опыта реализации национальной энергетической политики, для Рос-

В последнее время в Бразилии быстрыми темпами стала развиваться ветровая и солнечная генерация, но удельный вес её продукции в суммарном энергопотреблении страны составляет всего около 2 %

Одна из крупнейших в мире ГЭС Белу-Монти на реке Шингу в Бразилии

сии несомненный интерес представляет и практическое сотрудничество с Бразилией в сфере энергетики. В международном энергетическом сотрудничестве Бразилия выделяет для себя несколько приоритетов. Во-первых, это привлечение инвестиций и технологий в ТЭК - как в традиционную,так и в возобновляемую энергетику. Наиболее перспективными направлениями являются развитие производства электроэнергии и расширение использования всех видов биотоплива. Во-вторых, это укрепление национальной энергетической безопасности путём диверсификации энергетического баланса в соответствии со своими возможностями и доступными ресурсами. В-третьих, это поиск возможностей для сотрудничества в рамках энергетического перехода как средства для обеспечения целей устойчивого развития; и, наконец, это координация позиций на международных энергетических форумах с учётом приоритетов и особенностей энергетической политики разных государств.

Сотрудничество Бразилии и России в рамках БРИКС является предпосылкой для успешного взаимодействия обеих стран и в сфере энергетики.

Источник: Norteenergia.com.br

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники -

2.

3.

1. Кеу worid energy statistics 2019- URL: https://webstore.iea. org/downioad/direct/2831

World Energy Outlook 2019. OECD/IEA, 2019. 810 pages. -URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019 Procedimento de elaboragao do Plano nacional de energía - PNE. Ministerio de minas e energía. Brasilia, dezembro de 2018. P.25. - URL: 01-relatorio-procedimento-de-elaboracao-do-plano-nacional-de-energia-pne.pdf (www. gov. br) Plano Nacional de Energia 2050/Ministerio de Minas e Energia. Empresa de Pesquisa Energética. Brasilia: MME/EPE, 2020. P.243. - URL:https://www.gov.br/mme/pt-br Brazil Regulatory Framework. - URL: https://www2.deloitte. com/br/en/pages/energy-and-resources/upstream-guide/ artlcles/framework.html

2020 BRICS Energy Report / BRICS Energy Research Cooperation Platform, 0ctober2020. Plano Nacional de Energia 2030 / Ministerio de Minas e Energia; colaboragao Empresa de Pesquisa Energética . Brasilia: MME:EPE, 2007. P.254. - URL: https://www.gov.br/mme/pt-br

8. Moutinho dos Santos Edmilson, Abreu Netto Anna Luisa, Drielli Peyerl: Opportunities and Challenges of Natural Gas and Liquified Natural Gas in Brazil / Letra Capital, Rio de Janeiro, 2020.

9. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Бразилии. ЦДУ ТЭК, 2019. - URL: https://www.cdu.ru/ tek-russia/articles/1/687

10. Корольков А., Русакова Т. Борьба за подсолевую нефть Бразилии: мега-аукцион, который только начинается. РСМД, 2019. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-

б.

7.

comments/analytics/borba-za-podsolevuyu-neft-brazilii-mega-auktsion-kotoryy-tolko-nachinaetsya/

7 7. Платформа энергетических исследований БРИКС. 2020. Обзор энергетики стран БРИКС. Октябрь 2020. 152 с,- URL: https://minenergo.gov.ru/sites/default/flles/ 07/20/18364/ BRICS_Energy_Report_rus_10_ll_2020_F.pdf

12. Нефть и газ Бразилии. - URL: https://neftegaz.ru/analisis/ energy_policy/328533-neft-i-gaz-brazilii/

13. BP Statistical Review of World Energy, 2020 (69th edition). -URL:https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/ global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2020-full-report.pdf

14. MME - Government launches the "New Gas Market", a milestone for Brazil. - URL: https://brazilenergyinsight. com/2019/07/24/mme-government-launches-the-new-gas-market-a-milestone-for-brazil/

15. Is Brazil the Energy Power of the Future (and always will be)? - URL: https://www.americasquarterly.org/fulltextarticle/ is-brazil-the-energy-power-of-the-future-and-always-will-be/

16. Petrobras. Composition of consumer prices. - URL: https:// petrobras.com.br/en/our-activities/composition-of-sales-prices-to-the-consumer/gasoline/

17. Petrobras. Consumer price consumption. - URL: https:// petrobras.com.br/en/our-activities/composition-of-sales-prices-to-the-consumer/diesel/

18. Petrobras. Supply of natural gas. - URL: https://petrobras.com. br/en/our-activities/performance-areas/supply-of-natural-gas/

19. Proalcool. - URL: https://www.portalsaofrancisco.com.br/ geografia/proalcool

о с

СЦ <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.