Бразилия: Энергетическая политика и энергетическая безопасность во времена политического и экономического кризиса
Элвис Охеда Кальюни,
к.э.н., доцент, кафедра Ибероамериканских исследований
Научно-образовательный центр Латиноамериканских исследований, Российский Университет Дружбы Народов, [email protected]
Чадаева Эльмира Айдаровна,
аспирант, кафедра Ибероамериканских исследований, Российский Университет Дружбы Народов, [email protected]
Изучение топливно-энергетического комплекса Бразилии занимает очень важное место в ведущих мировых научных центров. Среди российских и зарубежных исследований существует ряд работ, которые рассматривают проблемы и особенности топливно-энергетического комплекса стран Латинской Америки и в том числе Бразилии. Данная статья посвящена анализу энергетической политики и энергетической безопасности Бразилии в условиях политической нестабильности и экономического кризиса. Рассматриваются основные принципы политики в энергетической сфере и энергетической безопасности страны. Анализируются также факторы, которые Бразилия должна включать в свою энергетическую политику и систему управления, чтобы обеспечить безопасные доставки энергии по всей стране. Предлагается краткий обзор современного состояния ТЭК Бразилии. Бразилия имеет большой и разнообразный потенциал для получения энергии от возобновляемых источников. Основа государственной энергетической политики и ее стратегия рассматриваются в контексте мирового нефтяного кризиса. Предложен синтез перспектив развития энергетики с учетом современных политических и экономических угроз для энергетической безопасности Бразилии.
Ключевые слова: Бразилия, энергетическая политика, энергетическая безопасность, PEГROBRAS.
I. Экономический и политический контекст развития энергетического сектора Бразилии
Мечта Луиса Инасио Лула да Силва и Дилмы Русеф о Бразилии без преград между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, черными и белыми исчезла с приходом беспрецедентного экономического кризиса и коррупционного скандала государственного масштаба, который окончательно прекратил действие экономической и политической модели левых популистов, правящих последних 15 лет крупнейшей демократии Латинской Америки.
Экономическая стратегия «левых» захотела превратить нефтяную полугосударственную компанию Ре^оЬгаэ в двигатель перемен в Бразилии посредством так называемого «Закона о Роялти», который обязал бы инвестировать 75% прибыли от нефтяной отрасли в образование, а 25% в сферу здравоохранения. Колоссальная сумма в размере 31.000 миллионов Евро в течение первого десятилетия и 99.839 дополнительных миллионов Евро до 2045 года оставили бы раз и навсегда позади самую слабую образовательную систему Латинской Америки, следующую сразу за Боливией. Возможно, именно из-за этой решительности вступить в игру с большим бизнесом планеты, в Ре^оЬгаэ и зародился коррупционный скандал, спровоцировавший бразильский кризис.
Нынешний президент Бразилии Темер после смены Дилмы Руссефф провел ряд крайне важных экономических реформ. В частности, он уже продавил принятие конституционной поправки о заморозке государственных расходов в реальном выражении на ближайшие 20 лет. Сейчас он настаивает на изменении трудового законодательства и перестройке пенсионной системы страны, без которой замораживание расходов будет бессмысленным.
Ни одна из этих реформ не пользуется популярностью. Но они помогли восстановить доверие к экономике Бразилии, находящейся в состоянии рецессии, хотя Всемирный банк и прогнозирует, что в 2017 году экономика может вернуться пусть к небольшому, но росту (+0,3%). Инфляция упала с двузначных значений до 4,5% (это ниже целевого уровня, установленного регулятором), что позволяет банкам снизить процентные ставки. Кроме того, безработица может наконец перестать расти, а реальная заработная плата, напротив, прекратит сокращаться.
На фоне политического и экономического кризиса экономика Бразилии сократилась в 2016 году почти на 4%. ВВП Бразилии по итогам 2016 года сократился на 3,6% после падения на 3,8% в предыдущем году. Падение ВВП Бразилии в 2015-2016 годах было наихудшим за 70 лет. Экономика страны за два последних года упала на максимальную величину с 1947 года, когда правительство начало вести подобные расчеты.
Последние оценки экспертов дают понять, что экономика Бразилии выбралась из длительной рецессии. В Бразилии похоже завершилась самая длительная и тяжелая в истории страны рецессия, в I квартале 2017 года ВВП страны продемонстрировал рост на 1% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Как следует из данных министерства экономики страны, снижение ВВП длилось 8 кварталов подряд; в 2015 году экономика Бразилии потеряла 3,8%, в 2016 году - 3,6%.
По данным, опубликованным 1 июня Государственным бразильским институтом географии и статистики (^Е), в бразильской экономике закончился двухлетний период спада ростом ВВП на 1% по сравнению с последними тремя месяцами 2016 года.
Положительное изменение валового внутреннего продукта (ВВП) крупнейшей южноамериканской экономики в течение первых трех месяцев 2017 года было первым с четвертого квартала 2014 года, когда был зафиксирован рост на 0,3%.1
По мнению правительственных чиновников, это является результатом экономических мер, которые были предприятий президентом Темера.
Несмотря на положительный результат, экономисты предупреждают, что еще слишком рано заявлять о завершении экономического кризиса, так как самые серьезные послед-
© £
Я
3
* 2
сч cJ
£
Б
а
2 ©
ствия может иметь политическим кризис в стране, разразившийся после открытия расследования коррупционной деятельности президента Мишеля Темера.
Коррупционный скандал привел к тому, что Темер потерял поддержку в Конгрессе, что может отложить одобрение непопулярных в обществе реформ, продвигаемых его правительством, которые, экономисты считают жизненно важными для восстановления экономики.
Если же сравнивать текущие результаты ВВП с результатами первого квартала 2016 года, то восстановление представляется сомнительным: в течение первых трех месяцев 2017 года экономика сократилась на 0,4%, а если взять в расчет последние четыре триместра, то получится снижение на 2,3%.
Другой индикатор, который также ставит под вопрос экономический рост в первом квартале, в том, что рост произошел почти исключительно в сельскохозяйственном секторе, выросшем на 13,4%. Это был лучший результат сектора за последние 20 лет в связи с рекордным урожаем зерна.
Остальные два сектора, которые составляют бразильский ВВП, усиливают это предостережение: сектор услуг, на долю которого приходится 70% ВВП Бразилии, показал нулевой рост, в то время как промышленность, которая увеличилась на 0,9%, постоянно колеблется и не может показать консолидированного восстановления.
Еще одно предупреждение о том, что восстановление не будет быстрым, 31 мая дал Центральный банк Бразилии, который, несмотря на сокращение базовой процентной ставки с 11,25% до 10,25% в год, чтобы попытаться стимулировать экономику, намекнул на незначительные снижения процентной ставки в будущем.
Для увеличения потребления домашних хозяйств, в течение многих лет являвшихся одним из двигателей экономики Бразилии, серьезным препятствием стала высокая безработица, которая в первом квартале 2017 года составила 13,6%, то есть около 14 миллионов безработных.
Безработица может продолжить замедление бразильского потребления, которое упало на 0,1% в первом квартале. И инвестиции упали на 1,6% по сравнению с последними тремя месяцами 2016 года. Напомним, промышленный сектор, основа бразильской экономики, падает уже три года подряд: - 3% в 2014 году, - 8,3% в 2015 году и - 6.6% в 2016 году.
Однако несмотря на скромные экономические результаты, перспективы роста Бразильского ВВП обешает улучшения. Международный валютный фонд ожидает роста экономики Бразилии в 2017 году на 0,2%, говорится в апрельском обзоре мировой экономики (World Economic Outlook, WEO). В 2018 году фонд ожидает более значительного роста бразильской экономики - на 1,7% (ранее оценивал в 1,5%).
Один из главных пострадавших бразильского кризиса это энергетический гигант ПЕТРОБРАС.
Финансовые проблемы у Petrobras начались в 2014 году, когда в Бразилии произошел громкий коррупционный скандал. Тогда полиция выявила схему отмывания денег, продажу нефтепродуктов по искусственно завышенным ценам. По этому делу «проходят» около полусотни человек, многие из которых являются высокопоставленными чиновниками. По сути, этот скандал привел к импичменту бразильскому лидеру Дилме Руссефф. Обвинения предъявлены были также экс-президенту страны Луису Ина-сиу Лулада Силве.
Все эти события, безусловно, не могли негативным образом не повлиять на положение Petrobras. Чтобы расплатится с накопленными долгами, компания начала программу реструктуризации активов. В 2015-2016 годах бразильский энергогигант получил от продажи активов $13,6 млрд, а план на 2017?2018 годы был увеличен до $21 млрд. Включение в этот список нефтеперерабатывающих заводов - вынужденная мера, необходимая для погашения долгов и разработку гигантских шельфовых месторождений в так называемом «подсоле-вом» слое.2
Государственная крупнейшая нефтегазовая компания Бразилии Pet^leo Brasileiro (Petrobras), которая находится в крайней тяжелом экономическом положении после коррупционного скандала, планирует расширить свои планы по распродаже активов. В программу распродажи активов будут включены нефтеперерабатывающие заводы.
По мнению руководителей компании, слабая динамика цен на нефть не станет препятствием на пути к осуществлению плана Petrobras по продаже до конца 2018 года активов на $21 млрд или поиску партнеров для своих операций разведки и переработки. С другой стороны, гендиректор компании обозначил реально серьезные риски для Petrobras: это и напряженность на Ближнем Восто-
ке, и крупные траты для урегулирования претензий, и неудачи с выполнением плана продажи активов.
Нет сомнения что, бразильской нефтяной корпорации следует сфокусироваться на сокращении расходов, как делают многие другие латиноамериканские энергетическое компании. Кроме того, в ближайшие пять лет Ре^оЬгаБ будет искать возможности в секторе альтернативных источников энергии.
II. Политика энергетической безопасности Бразилии
Благодаря ряду недавних открытий в Бразилии, добыча нефти увеличится в три раза и достигнет 6 миллионов bdp к 2035 году, это примерно 1/3 чистого прироста мировой добычи нефти, Бразилия станет шестым по величине производителем мира.
Добыча природного газа будет увеличится более чем в пять раз, по сравнению с сегодняшним уровнем производства, достаточного, чтобы покрыть все внутренние потребности страны к 2030 году, хоть они и значительно растут.
Однако, увеличение объемов добычи нефти и газа зависит от технически сложных процессов глубоководного производства и высоких потребностей капитала. В Бразилии потребность в инвестициях для разведки и производства выше, чем в таких регионах, как Ближний Восток и Россия.
Большая часть этих необходимых инвестиций должна поступать из государственной нефтяной компании Ре^оЬгаБ, но ее стратегические ресурсы на фоне кризисных условий мирового рынка заметно уменьшились; что ограничивает ее способности эффективно финансировать развитие отрасли на протяжении всей программы обширных и разнообразных инвестиций.
Увеличение потребления в Бразилии во многом будет зависеть от энергетических потребностей быстро развивающегося среднего класса, что приведет к резкому увеличению спроса на транспортные топлива и удвоению потребления электроэнергии. Для удовлетворения этого спроса потребуется своевременно вкладывать 90.000.000.000 долларов США (в среднем в году) в целом по энергосистеме.
Политика энергетической безопасности Бразилии при ее реализации ориентируется на один из главных государственных инструментов развития отрасли: «План развития энергетического сектора до 2026 года».
Согласно плану, суммарная установленная мощность объектов генерации в
стране должна вырасти с нынешних 148,392 до 212,522 ГВт к 2026 г, то есть на 64,1 ГВт. При этом большую часть прироста обеспечат ВИЭ.
Гидроэнергетика должна вырасти до 103,4 ГВт, ветроэнергетика - до 28,5 ГВт, а солнечная энергетика до 9,66 ГВт. При этом, в данных цифрах не учтена распределенная солнечная генерация, объем которой, как прогнозируется, достигнет 3,5 ГВт. То есть к 2026 году установленная мощность фотоэлектрической солнечной генерации в стране суммарно превысит 13 ГВт.
Также к 2026 году будет добавлено 3,3 ГВт атомных электростанций, 17,3 ГВт газовой генерации и 3,5 ГВт угольной.
При этом в нефтегазовый сектор за десятилетний период будет направлено $ 306 миллиардов, в электроэнергетику - $ 114 млрд, в биотопливо - $ 10 млрд.
На сегодня Бразилия обладает третьей по размеру электроэнергетикой в Америке после США и Канады. Установленная мощность: около 140 ГВт. При этом более половины - это гидроэнергетика (87 ГВт), которая производит более 70% электричества в стране. Также Бразилия входит в первую десятку стран мира по развитию ветроэнергетики -10,74 ГВт (2016 г).
Бразилия является одним из мировых лидеров в области возобновляемых источников энергии, и ожидается, что до 2035 года, страна может удвоить производство возобновляемой энергии.
Среди источников энергии, которые усиливают свое присутствие в национальном энергетическом балансе включаются: береговая энергия ветров (которая уже доказала свою конкурентоспособность), природный газ и электричество из биоэнергии. Бразилия уже является вторым по величине производителем биотоплива для транспортного сектора, а производство этанола, полученный из сахарного тростника, увеличится более чем в три раза.
К 2035 году, производство биотоплива будет удовлетворять почти треть внутреннего спроса на топливо для автомобильного транспорта Бразилии, и чистый экспорт этого вида топлива будет составить около 40% от мирового рынка.
Бразилия удается удовлетворять почти 50% внутреннего спроса на топливо за счет этанола. Две трети автотранспорта страны способно ездить на спирту. Такого успеха по использованию этанола пока не достигла ни одна страна мира.
III. Стратегия энергетической безопасности на фоне мирового нефтяного кризиса
Федеративная республика Бразилия - одна из быстро развивающихся стран мира. Бразилия имеет наиболее развитую в Латинской Америке промышленность, которая обеспечивает треть ВВП страны.
Бразилия достаточно успешно преодолевала мировой финансовый кризис 2009 года. Для дальнейшего экономического роста Бразилии, как и многим другим быстроразвивающимся странам, необходимы дополнительные энергетические ресурсы, и в первую очередь нефть. По её потреблению в 2008 г. страна стояла последней в десятке крупнейших мировых потребителей (2,7 %).3
В настоящее время в мире около 85 % потребляемых ресурсов составляют традиционные виды топлива, в основном нефть, газ и уголь. Согласно базовому прогнозу Международного энергетического агентства с 2006 по 2030 г. мировое потребление первичной энергии вырастет примерно на 45 %, а наиболее востребованными энергоресурсами по-прежнему будут основные виды углеводородного сырья.4
Вместе с тем во многих нефтедобывающих странах, в том числе и в Бразилии, пик добычи на основных, давно разрабатываемых месторождениях практически достигнут. Это не означает, что запасы нефти исчерпаны, однако для их извлечения необходимы значительные инвестиции и принципиально новые технологии добычи.
Помимо развития энергетики, основанной на традиционных энергоносителях, в стране развивается и альтернативная энергетика, в частности на основе биотоплива.
Как в области разработки шельфо-вых месторождений углеводородов, так и в сфере развития альтернативной энергетики Бразилия занимает ведущие позиции в мире. Передовые технологии глубоководного бурения позволяют ей постоянно наращивать добычу нефти и природного газа, а также открывать на морском шельфе всё новые запасы энергоносителей.
Одновременно с нефтегазодобывающим сектором в последние годы в Бразилии развивалась и биоэнергетика, в основном связанная с производством этанола и биодизеля.
Эксперименты по использованию этанола в качестве топлива начались в Бразилии ещё в 1925 г., а с 1933 г. в бензин
стали добавлять около 5 % этанола. Хорошим стимулом для резкого увеличения его промышленного выпуска стал энергетический кризис 70-х гг. В 1975 г. была начата государственная программа «Ргоа1соо1», предусматривавшая выделение госсубсидий производителям спирта из излишков сахарного тростника.
Большая часть средств на реализацию программы по льготным процентным ставкам была выделена банком Бразилии, который являлся финансовым агентом правительства.
Программа помогла снизить зависимость национальной экономики от импорта нефти, поддержать производителей сахарного тростника и создать новые рабочие места.
Основным стимулом для наращивания производства этанола является внутренний спрос, ежегодный прирост которого составляет 20 %. В стране потребляется 85 % производимого этанола (50 % урожая сахарного тростника). Всего в стране в настоящее время насчитывается около 50 заводов по производству этанола.
Перспективы развития производства биоэтанола в Бразилии очень благоприятны. Они определяются практически неограниченным спросом на него; низкими издержками производства, которые, к тому же, имеют значительный потенциал снижения; доступностью сырья; заинтересованностью иностранных инвесторов; преимуществами этанола (перед нефтью) с точки зрения экологии и создания рабочих мест. Учитывая все эти факторы, можно с уверенностью утверждать, что в обозримом будущем Бразилия сохранит своё место среди ведущих производителей этанола и станет неоспоримым мировым лидером в его экс-порте.5
Кроме того, в республике активно развивается производство биодизельного топлива, которое получают преимущественно из растительных масел (касторового, пальмового, подсолнечного, соевого и хлопкового).
Считается, что биодизель имеет более высокие экологические характеристики, чем его минеральный аналог. Как показали опыты, при попадании в почву и воду биодизель не причиняет вреда растениям и животным и полностью рас-падается.6
В настоящее время в Бразилии работает 41 завод по производству биодизеля, авторизованный Национальным агентством нефти, газа и биотоплива (в 2008 г. их было всего 23).
О
3
в
S
V 2
сч cJ
£
Б
2 о
Другой источник альтернативной энергии, который растет быстрыми темпами, это солнечная энергетика.
В Бразилии началось строительство парка солярных модулей, который, в комплексе с другими парками, станет крупнейшей в Южной Америке солнечной электростанцией (СЭС).
Из-за большого количества солнечных дней в году, Бразилия является довольно удачным местом для строительства солнечных электростанций. В планах у бразильских властей - выйти на мощность в 3 тыс. МВт (134 СЭС) к 2019 году.
В заключение можно сказать что, постоянное наращивание добычи нефти позволило Бразилии вплотную приблизиться к полной самообеспеченности этим сырьём, а открытие крупных запасов углеводородов в предсолевом слое на океаническом шельфе даёт основания полагать, что со временем эта страна станет достаточно крупным мировым экспортёром нефти.
Помимо нефтедобывающего сектора в стране активно развивается биоэнергетика, в основном производство этанола. Уже сейчас Бразилия и США являются лидерами в его производстве и экспорте, а, следовательно, формируют мировой рынок этой продукции.
IV. Перспективы развития энергетической промышленности Бразилии
Нефтегазовая промышленность
В 2015 году показатели производства нефти и газа, в сравнении с 2014 годом, имели тенденцию к росту более чем на 8,15%. При этом ощутимо выросли объемы экспортных операций, при сокращении уровня импорта.
По данным Национального нефтяного агентства ^Р), импорт нефти в отчетный период с января по август 2015 составил 64,37 млн. баррелей, что на 39,86% ниже показателя 2014 года (90,03 млн. баррелей).
Экспорт нефти Бразилии в отчетный год составил 180,28 млн. баррелей, что на 65,34% выше показателя 2014 года (117,7 млн. баррелей).
В отчетном году повысились все показатели производства топлива по сравнению с предыдущим годом: очищенной нефти, природного газа и биодизеля на 12,34% и 11,66% и 20%, соответственно7.
В связи с возросшими финансовыми трудностями бразильская госкомпания вынуждена проводить жесткую политику экономики и оптимизации расходов, которая в предстоящий период будет сгруппирована в пяти программах:
1) Программа повышения эффективности шельфового нефтяного района Басия де Кампос (PROEF);
2) Программа оптимизации операционных расходов (PROCOP) (ставятся задачи экономии за счет снижения OPEX 32 млрд. долл. США в период 2013 - 2016 г.).
3) Программы продажи активов (PRODESIN) (планируется получить от продажи активов госкомпании в Бразилии и за рубежом 9,9 млрд. долл. США)
4) Программа оптимизации инфраструктурного снабжения (INFRALOG) (за счет внедрения передовых схем материально-технического обеспечения нефтедобычи ожидается получить экономию до 2,6 млрд. долл. США)
5) Программа сокращения стоимости скважин (PRC-POCO) (за счет снижения расходов САРЕХ и роста производительности труда путем реализации уже утвержденных 23 инициатив ожидается сэкономить в данной сфере 1,4 млрд. долл. США).
Электроэнергетическая промышленность
По данным Национального агентства по электроэнергии (ANEEL), на сегодняшний день электроэнергетическая матрица в Бразилии выглядит следующим образом:
В настоящее время в Бразилии в стадии строительства находится 174 электростанций различного типа суммарной мощностью 21,314 ГВт, в процессе разработки и согласования находятся 716 новых проектов по созданию объектов энергопроизводства.
В настоящее время на всей территории Бразилии насчитывается 3061 электростанций различных видов.
По оценкам экспертов Министерства горнорудной промышленности и энергетики Бразилии, с 2015 по 2024 годы на строительство электрогенерирующих мощностей будет привлечено 268,5 млрд. бразильских
реалов государственного и частного капитала. При этом большая часть инвестиций придется на строительство электростанций на альтернативных источниках энергии (биомасса, ветер, солнце, малые гидроэлектростанции) -
58,1%, также крупные суммы будут вложены в развитие тепловой и гидроэнергетики - 14,7% и 27,2%, соответственно. Выделение государственных инвестиций предусмотрено принятой федеральным правительством страны в 2007 году Программой ускорения роста (PAC). В общей сложности в электроэнергетическую отрасль страны (электроге-
нерация и распределительные сети) в период с 2015 по 2024 годы,
согласно принятому правительством Десятилетнему плану развития отрасли,
будет инвестировано 376 млрд. бр. реалов.8
Существует также большой потенциал для энергоэффективности, так как в настоящее время от 15 до 17% электроэнергии, производимой в Бразилии, теряется. EPE прогнозирует, что объем сэкономленной электроэнергии за следующие десять лет может быть сопоставим с тем, что за тот же период выработает одна ГЭС мощностью 7000 МВт, подключенная к национальной электросети.
V. Политические и экономические угрозы для энергетической безопасности Бразилии
Экономическая ситуация в Бразилии, несмотря на позитивную динамику, остается крайне неустойчивой. Инвестиционный потенциал государственного сектора по-прежнему довольно низкий.
Однако восстановление экономики ставится под угрозу в связи с разгорающимся в стране новым политическим кризисом, аналитики не исключают повторения рецессии в ближайшем будущем: число безработных в Бразилии остается рекордно высоким - около 14 млн человек, а политическая неопределенность и неустойчивое положение президента Мишела Темера усиливают риски.
В итоге, положения бразильской экономики и энергетического сектора развиваются на фоне нестабильного роста экономики, и угроза политического кризиса, который могут обнулить все достигнутые успехи.
Наряду с этими главными политическими угрозами для развития энергетического сектора, энергетическая безопасность Бразилии сталкивается с внешними и внутренними препятствиями, которые нужно преодолеть. Главные из них являются:
1. Запасы нефти и природного газа. Объемы доказанных запасов нефти, в 2015 году составлял 12,99 млрд баррелей и объемы доказанных запасов природного газа в 2015 году, составляли 0,42 триллионов м3.
Можно сказать, что, объем запасов нефти способный гарантировать энергетическую безопасность Бразилии, но низкий объем доказанных запасов природного газа представляет угрозой для экономики из-за того, что усиливает зависимость от импорта боливийского газа.
2. Производства нефти и природного газа. Производство углеводородов в Бразилии, в основном, ведется на шель-
фе, где в 2015 году было добыто более 2526.95 тыс. баррелей в день и более 22,91 млрд. м3 природного газа.
По мнению экспертов, объемы и динамика добычи нефти, не представляют угроз для энергетической безопасности Бразилии. Но недостаточный рост объёмов добычи природного газа вызывает беспокойства.
3. Нефтепереработка. Мощности по нефтепереработке в Бразилии имеют динамику к росту. Перерабатывающие мощности страны к 2015 году составил 2277.82 тыс. баррелей в день.
При этом сохраняется тенденция к росту объема потребления продуктов нефтепереработки, который превосходить рост объема нефтепереработки. Таким образом, недостаточный рост объемов нефтепереработки и зависимость нефтепереработки от импортного сырья до сих пор являются угрозами для энергетической безопасности Бразилии.
4. Экспорт/импорт энергии. Доходы от экспорта сырой нефти заметно снизились с начало мировой депрессии на мировом рынке. Таким образом, торговля сырой нефтью представляет множество угроз для энергетической безопасности Бразилии из-за низких цен на экспорт товара.
5. Себестоимость добычи нефти. Себестоимость добычи нефти в Бразилии -48,8 долл. за баррель (2014 г.), является второй по своей величине, среди 20 крупнейших производителей нефти в мире. В условиях низких мировых цен энергетических товаров, высокая себестоимость добываемой нефти в Бразилии является серьезной угрозой для энергетической безопасности страны.
6. Инвестиций, краткосрочная и долгосрочная задолженность. Объемы инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса оказывают серьезное влияние на энергетическую безопасность Бразилии. Ре^оЬгаБ является главным инвестором в секторе углеводородов не только Бразилии но, и в мире. Инвестиции компании в последние годы имеют динамику на понижение.
Ре^оЬгаБ, который когда-то был одним из самых уважаемых компаний в Бразилии серьезно пострадал от крупнейшего коррупционного скандала в Бразилии, который привел к списаниям млн. долларов и коллективный иск в Соединенных Штатах. Финансовое положение корпорации является непростым: Ре^оЬгаБ имеет 18000 млн дол США в облигациях с погашением до конца 2018 года.
С целю восстановления доверия инвесторов, Petrobras наращивает продажу активов для финансирования его огромного клада нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и распределительных устройств; несмотря на то, что упорные низкие цены на нефть и политический кризис в Бразилии делает эту операцию менее привлекательный.
Следовательно, снижение объема инвестиций и затруднение финансового положения корпорации «Petrobras», относятся к угрозам для энергетической безопасности Бразилии.
7. Потребление природного газа. Потребление природного газа в Бразилии имеет динамику к росту. В 2015 году, объем потребления составил 40,91 млрд м3. Сравнивая данный показатель с показателем добычи природного газа в стране (22,91 млрд. м3), можно сделать вывод, что Бразилия является чистым импортером природного газа. Основным поставщиком сухого природного газа в Бразилию является Боливия, доля которой, в 2014 году, составляла 99,4%.
Тенденция к росту потребления природного газа, тесно связано с увеличением объемов импорта природного газа; отсутствием диверсификации в секторе сухого природного газа (70% от общего импорта) и увеличением использовании газа в транспортной системе.
По мнению экспертов, импорт природного газа является главным угрозам для энергетической безопасности Бразилии.
Литература
Официальные документы
1. LEY DE TRANSICiyN ENERGЙTICA. (2015) http://www.dof.gob.mx/ nota_detalle.php?codigo=5463923&fecha=02/ 12/2016
2. Plano Nacional de Energia 2030 (PNE2030). www.epe.gov.br/PNE/ 20080111_1.pdf
3. Plano Decenal de Expansro de Energia 2024 / Ministório de Minas e Energia. Secretaria de Planejamento e Desenvolvimento Energ^ico. Empresa de Pesquisa Energ^ica. Brasilia: MME/EPE, 2015 www.mme.gov.brwww.epe.gov.br
4. RENOVBVEIS NO PLANEJAMENTO ENERGЙTICO. Audkncia secretaria de Planejamento e Desenvolvimento EnergWico. Ministório de Minas e Energia. pubtexes e indicadores 2016 www.mme.gov.br/
5. Ba^o Energ^ico Nacional 2016. Empresa de Pesquisa EnergWica EPE, Rio de Janeiro: EPE, 2016. http:// www.cbdb.org.br/informe/img/ 63socios7.pdf
Монографические работы Бразильских и российских авторов
6. Gerson Maximo Tiepolo. Fontes Renovбveis de Energia e a Influmcia no Planejamento Energ^ico Emergente no Brasil. (2010). https:// www.researchgate.net/publication/ 275951373_FontEs_Renovaveis_de_Ehergia_e_a_I nfluencia_no_Planejam ento_Energetico_Emergente_no_Brasil
7. Ricardo de Dicco, Facundo Deluchi, Gustavo Lahoud. "La poética energ^ica brasilera en la administrcion de Lula da Silva".Bs.As. Septiembre 2008. http:// www.cienciayenergia.com/Contenido/pdf/ 080903_radgol_lat.pdf
8. Gonzalo Escribano. Emergente y diferente: Brasil como actor energ^ico e implicaciones para Espaсa. Programa de Ene^a y Cambio Cl^tico del Real Instituto Elcano. Documento de Trabajo 1/ 2014 | 8 de enero de 2014.
9. BP-Statistical Review of World Energy 2014. http://www.bp.com/content/dam/bp/ pdf/Energyeconomics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
10. Стрельцов Андрей Александрович. «Два вектора энергетической стратегии Бразилии». Проблемы национальной стратегии № 1 (2) 2010 https://riss.ru/ images/pdf/journal/201 0/1 / Streltsov_2010_1.pdf
Международные организации
11. «Прогноз мировой энергетики МЭА (World Energy Outlook)» http:// www.iea.org/russian/publications/
12. Country analysis briefs. Brazil 2012. EIA Energy Information Administration. Washington US. Department of Energy. 2012. http://www.eia.gov/emeu/cabs/ Brazil/pdf.pdf
13. Enejas Renovables en Amйrica Latina 2015: Sumario de Poéticas. http:// www.irena.org/DocumentDownloads/ Publications/ IRENA_RE_Latin_America_Policies_2015_ES.pdf
14. Situaciуn y perspectivas de la eficiencia energ^ica en Amwica Latina y Caribe. OLADE-CEPAL. (2009). http:// www.cepal.org/es/publicaciones/3726-situacion-perspectivas-la-eficiencia-energetica-america-latina-caribe-situation
Ссылки:
1 Экономика Бразилии выходит из рецессии впервые за два года. Экономика. БРАЗИЛИА, 2 июня 2017 - REGNUM https://regnum.ru/news/economy/ 2283331.html
2 Petrobras всеми силами пытается найти деньги на погашение долгов. Эко-
© 3
В
S
* 2
номика. БРАЗИЛИА, 3 мая 2017-REGNUM. https://regnum.ru/news/ economy/2270771.html
3 BP Statistical Review of World Energy. 2009. June.
4 4 International Energy Agency (IEA). World Energy Outlook 2008. Paris, 2008
5 Семёнов В. Л. Этанол в Бразилии: значение и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 11. с. 98.
6 Национальное агентство нефти, газа и биотоплива Бразилии. URL: http:// www.anp.gov.br/?pg=8240#Se_o_2.
7 Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Федеративной Республики Бразилия в 2015 году. Министерство экономического развития Российской Федерации. Торговое представительство Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилия- г. Бразилиа, Бразилия апрель 2016г.
8 Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Федеративной Республики Бразилия в 2015 году. Министерство экономического развития Российской Федерации. Торговое представительство Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилия- г. Бразилиа, Бразилия апрель 2016г.
Brazil: Energy policy and energy security in times of political and economic crisis
Elvis O.K., Chadaeva E.A.
Peoples' Friendship University of Russia
The study of fuel and energy complex in Brazil occupies a very important place in the world's leading research centers. Among Russian and foreign studies there are a number of works that consider the problems and peculiarities of fuel and energy complex of the countries of Latin America including Brazil. This article is devoted to the analysis of energy policy and energy security of Brazil in the context of political instability and economic crisis. Describes the basic principles of energy policy and energy security of the country. It also examines the factors that Brazil needs to include in its energy policy and management system to ensure the safe delivery of energy across the country. Offers a brief overview of the current state of TEK of Brazil. Brazil has a large and varied potential for producing energy from renewable sources. The Foundation of state energy policy and its strategy are considered in the context of the global oil crisis. The proposed synthesis of the perspectives of energy development in light of modern political and economic threats to energy security of Brazil.
Key words: Brazil, energy policy, energy security, PETROBRAS.
References
1. ENERGY TRANSITION LAW. (2015) http://
www.dof.gob.mx/ nota_detalle.php?codigo=5463923&fecha=02/ 12/2016
2. National Energy Plan 2030 (PNE2030). www.epe.gov.br/PNE/20080111_1.pdf
3. Decennial Energy Expansion Plan 2024 / Ministry
of Mines and Energy. Secretariat of Planning and Energy Development. Energy research company. Brasilia: MME / EPE, 2015 www.mme.gov.br www.epe.gov.br
4. RENEWABLE IN ENERGY PLANNING. Hearing
Secretariat of Planning and Energy Development. Ministry of Mines and Energy. publications and indicators 2016 www.mme.gov.br/
5. National Energy Balance 2016. Energy Research
Company EPE, Rio de Janeiro: EPE, 2016. http://www.cbdb.org.br/informe/img/ 63socios7.pdf Монографические работы Бразильских и российских авторов
6. Gerson Maximo Tiepolo. Renewable Sources of
Energy and the Influence on Emerging Energy Planning in Brazil. (2010). https:// www.researchgate.net/publication/ 275951373_Fresh_Renovaveis_de_Energia_e_a_Influen cia_no_Planeiamento_Energetico_Emergente_no_Brazil
7. Ricardo de Dicco, Facundo Deluchi, Gustavo
Lahoud. «The Brazilian energy policy in the administration of Lula da Silva» .Bs.As. September 2008. http://
www.cienciayenergia.com/Contenido/pdf/ 080903_radgol_lat.pdf
8. Gonzalo Escribano. Emergent and different: Brazil
as an energy actor and implications for Spain. Program of Energy and Climate Change of the Real Instituto Elcano. Working Paper 1/2014 | January 8, 2014.
9. BP-Statistical Review of World Energy 2014.
http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/ Energyeconomics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014 -full-report.pdf
10. Стрельцов Андрей Александрович. «Два вектора энергетической стратегии Бразилии». Проблемы национальной стратегии № 1 (2) 2010 https://riss.ru/images/pdf/journal/2010/ 1/Streltsov_2010_1.pdf
11. «Прогноз мировой энергетики МЭА (World Energy Outlook)» http://www.iea.org/russian/ publications/
12. Country analysis briefs. Brazil 2012. EIA Energy Information Administration. Washington US. Department of Energy. 2012. http:// www.eia.gov/emeu/cabs/Brazil/pdf.pdf
13. Renewable Energy in Latin America 2015: Summary of Policies. http://www.irena.org/ DocumentDownloads/Publications/ IRENA_RE_Latin_America_Policies_2015_EN.pdf
14. Situation and prospects of energy efficiency in Latin America and the Caribbean. OLaDe-ECLAC. (2009). http://www.cepal.org/en/ publicaciones/3726-situacion-perspectivas-la-egetica-energ^ica-america-latina-caribe-situation
СЧ
cJ £
Б
a
2 о