Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество Японии с Бразилией и Мексикой: текущее состояние и перспективы развития'

Инвестиционное сотрудничество Японии с Бразилией и Мексикой: текущее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
JAPAN / LATIN AMERICA / BRAZIL / MEXICO / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS / MOTOR INDUSTRY / ENERGY / BIOFUELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Екатерина Владимировна, Щербакова Алина Вячеславовна, Щербаков Денис Аркадьевич

В статье анализируются основные проекты, отражающие тенденции развития двустороннего инвестиционного сотрудничества между Японией и ведущими странами Латинской Америки Бразилией и Мексикой в стратегически важных для Японии отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment cooperation of Japan with Brazil and Mexico: current state and perspectives

This article is aimed to analyze the main projects, which reflect the tendencies of bilateral investment cooperation of Japan with leading countries of Latin America Brazil and Mexico in the branches, which are key for Japanese economy.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество Японии с Бразилией и Мексикой: текущее состояние и перспективы развития»

Инвестиционное сотрудничество Японии с Бразилией и Мексикой: текущее состояние и перспективы развития

Е. В. Большова, А. В. Щербакова, Д. А. Щербаков

В статье анализируются основные проекты, отражающие тенденции развития двустороннего инвестиционного сотрудничества между Японией и ведущими странами Латинской Америки - Бразилией и Мексикой - в стратегически важных для Японии отраслях.

Ключевые слова: Япония, Латинская Америка, Бразилия, Мексика, прямые иностранные инвестиции, автомобилестроение, энергетика, биотопливо

Investment cooperation of Japan with Brazil and Mexico: current state and perspectives

This article is aimed to analyze the main projects, which reflect the tendencies of bilateral investment cooperation of Japan with leading countries of Latin America - Brazil and Mexico - in the branches, which are key for Japanese economy.

Key words. Japan, Latin America, Brazil, Mexico, foreign direct investments, motor industry, energy, biofuels

Рост значения Латинской Америки как источника энергетических и продовольственных ресурсов, наличие дешевой рабочей силы и емкого внутреннего рынка, а также расширение возможностей для инвестирования капитала и сбыта продукции обусловливают повышенное внимание правящей элиты Японии к странам региона.

Объем японских прямых инвестиций в Латинскую Америку в последние годы составляет около 10% от общего объема японских ПИИ. Таким образом, данный регион до настоящего времени не был приоритетным рынком для японских корпораций по сравнению с рынками Северной Америки, Европы и Азии, хотя экономика и рынки стран Латинской Америки предоставляют достаточно неплохие возможности для японских компаний.

Бразилия является лидирующей промышленной страной в Латинской Америке, богатой природными ресурсами. Она занимает ведущие позиции в Меркосур1. Кроме того, между Бразилией и Японией существуют достаточно глубокие связи, установленные в результате миграции японских граждан в Бразилию в начале ХХ в. Бразилия - одна из развивающихся стран БРИКС, и ее позиции значительно укрепились за последнее время вследствие кардинальных изменений в «американском мире» в результате финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Меркосур (сокр. от исп. Mercado Común del Sur) - экономический союз ряда стран Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла), основанный в 1991 г.

104

С географической точки зрения Мексика включена в североамериканский континент, и она извлекает значительную экономическую выгоду от Соглашения о создании североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Более того, Мексика - одна из немногих стран Латинской Америки, с которой Япония заключила соглашение о свободной торговле.

Наличие дешевой и избыточной рабочей силы, а также энергоресурсов, исторически сложившиеся миграционные процессы и культурные связи, относительно стабильный инвестиционный климат Бразилии и Мексики, функционирование региональных экономических соглашений, таких как НАФТА и Меркосур, обусловили увеличение притока инвестиций японских компаний в эти страны начиная с 1980-х гг. XX в.

В настоящее время в Латинской Америке действует порядка 910 японских предприятий, большая часть из которых находится в Бразилии (260), Мексике (255) и Панаме (102)2. Располагая предприятия в данных странах, Япония получает доступ к Североамериканскому рынку (за счет Мексики), рынкам стран-членов БРИКС и Меркосур (за счет Бразилии). Остальные латиноамериканские страны-реципиенты японских предприятий привлекают японский бизнес, в основном, из-за наличия больших запасов природных ресурсов.

Инвестиционное сотрудничество между Японией и Бразилией

Япония устойчиво входит в десятку основных поставщиков капитала в бразильскую экономику, инвестируя, прежде всего, в автомобилестроение, строительство инфраструктурных объектов, энергетику. В Бразилии действует ряд филиалов крупных японских промышленных корпораций, в том числе «Toyota», «Nissan», «Honda» (на долю последней приходится свыше 80% предложения на рынке мотоциклов)3. Характеристика ряда японских производственных компаний в Бразилии представлена в Таблице 1 Приложения А.

Большинство японских производственных корпораций сосредоточено в городах Сан-Пауло и Манаус, являющихся крупнейшими промышленными центрами Бразилии. Приведем несколько примеров.

Так, дочерняя компания крупнейшего японского производителя строительной техники «Komatsu» осуществляет производство нескольких типов строительной техники. В 2001 г. компания экспортировала около половины своей продукции в Европу и США, а ее доля на местном рынке составляла около 13%.

Дочерняя компания «Denso» была основана в Бразилии в 1982 г. для обеспечения потребностей сборочных предприятий европейских и американских компаний, таких как «Fiat» и «Ford». Это предприятие было

Resumen de las Relaciones Comerciales e Económicas entre Japón y América Latina, Cen-troamérica. // JETRO. 03.11.2011. URL: https://www.jetro.go.jp/costarica/topics/20111102872-topics/ UNA111103.pdf (дата обращения 05.11.2015.)

3 Там же.

105

открыто в г. Куритиба, который находится в четырёхстах километрах от Сан-Пауло, что было обусловлено высокой концентрацией здесь японских резидентов.

В 1998 г. компания «Yazaki» основала совместное предприятие с бразильской компанией в г. Татуи, который находится на небольшом отдалении от Сан-Пауло. Предприятие поставляет свою продукцию широкому кругу японских и неяпонских компаний. Обе эти компании являются типичными независимыми производителями автомобильных комплектующих, и обе они сумели выйти не только на местный, но и на внешний рынок, поставляя свою продукцию не только японским, но и большому числу неяпонских компаний. Обладание значительными производственными возможностями и широкой клиентской базой, а также независимость от японских материнских компаний являются одними из главных условий успешного ведения ими бизнеса на южноамериканском рынке.

В середине 2000-х гг. вследствие насыщения внутреннего рынка, а также рынков развитых стран японские автопроизводители вновь стали активно осуществлять инвестиции в страны БРИКС, в т. ч. в Бразилию.

В 2005 г. «Yamaha Motor» объявила о расширении мощностей завода по производству мотоциклов в Манаусе за счет дополнительного инвестирования до 2009 г. около 6,9 млрд. иен4.

В 2008 г. один из крупнейших японских производителей резинотехнической продукции «Yokohama Gomu» принял решение об инвестировании около 50 млн. долл. с целью создания в Бразилии предприятий по производству автопокрышек5.

В 2012 г. «Toyota» объявила об открытии в Сан-Пауло нового завода с проектной мощностью до 70 тыс. новых автомобилей в год (общая сумма инвестиций - 600 млн. долл.), а также о запуске в 2016 г. цеха по сборке двигателей в Порто-Фелис мощностью 200 тыс. двигателей в год. «Завоевывать» Бразилию в непростой посткризисный период японский автоконцерн решил посредством производства ультрабюджетной модели «Etios»: только за семь месяцев 2012 г. в Бразилии было приобретено около 70 тыс. этих малолитражек стоимостью 8 тыс. долл.6.

Рост бразильского автомобильного рынка в последнее время явно способствует росту капиталовложений в него со стороны представителей японской автоиндустрии. Об этом свидетельствуют следующие факты: - в августе 2013 г. «Toyobo» объявила о дальнейшем развитии в Бразилии производства инженерных пластмасс для автомобильных запчастей (объем инвестиций - 1 млрд. иен), а «Honda» - о строитель-

Нихон кэйдзай. 01.08. 2005.

б Нихон кэйдзай. 27.07. 2008. Все уходят, Toyota остается // ExpertOnline. 10.08. 2012. URL: http://expert.ru/2012/08/10/ vse-uhodyat-toyota-ostaetsya/ (дата обращения: 05.11.2015).

106

стве нового автозавода с ежегодным объемом производства 120 тыс. единиц (объем инвестиций - 43 млрд. иен);

- в декабре 2013 г. «Bridgestone» анонсировала расширение производства автопокрышек на 2 800 штук в день (до 10 100 штук) и увеличение количества рабочих мест (объем инвестиций - 6,5 млрд. иен);

- в апреле 2014 г. «Nissan» ввела в эксплуатацию новый автокомплекс с объемом производства до 200 тыс. автомобилей и 200 тыс. моторов в год (объем инвестиций - 120 млрд. иен)7.

Практически полное отсутствие в Японии собственного сырья обусловливает стремление ее производителей получить доступ к разработке месторождений в других странах. Сотрудничество в данной сфере Япония осуществляет и с Бразилией. Открытие в середине 2000-х гг. значительных месторождений нефти (подавляющее большинство которых -93,6% - являются шельфовыми8) дает японским компаниям шансы на сотрудничество в их освоении. Япония, остро нуждающаяся в диверсификации своего импорта энергоносителей, крайне заинтересована в таком сотрудничестве.

В 2005 г. «Mitsubishi shoji», «Mitsui Bussan» и «Sumitomo shoji» приняли участие в тендере на право разработки бразильского морского глубоководного нефтяного месторождения «Jubarte», однако в число победителей тендера не вошли9.

В 2009 г. стартовала добыча на месторождении «Frada» в бассейне «Campos», разрабатываемом «Chevron» (51,74%), «Petronas» (30%) и консорциумом японских компаний «FradeJapa o PetroleoLtda» (18,26%). В 2010 г. добыча составила 2,5 млн. т10.

В последние годы японские корпорации начали реализацию ряда проектов, связанных с созданием сверхглубоководных плавучих установок по добыче, хранению и отгрузке нефти для бразильских морских подсолевых нефтяных месторождений, в том числе:

- в 2010 г. «MODEC Inc.», «Mitsui&Co. Ltd.», «Mitsubishi Corporation», и «Mitsui O.S.L. Lines» при участии японских финансовых институтов «The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd.», «Sumitomo Mitsui Banking Corporation», «Sumitomo Mitsui Trust Bank Ltd.», «Mizuho Corporate Bank Ltd.», «Aozora Bank Ltd.», «Mitsubishi UFJ Trust and Banking Corporation» инвестировали порядка 800 млн. долл. в голландскую компанию «TUPIPILOTMV22 B.V.» с целью

7

Wise-Men Group for the Strategic Economic Partnership between Brazil and Japan. // The Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.go.jp/files/000049885.pdf (дата обращения: 05.18.2015).

Нефтяная промышленность Бразилии // ЦДУ ТЭК. URL: http://www.cdu.ru/articles/detail. php?9D=304671(дата обращения: 05.11. 2015). 1(Нихон кэйдзай. 23.08.2005.

Нефтяная промышленность Бразилии // ЦДУ ТЭК. URL: http://www.cdu.ru/articles/detail. php?ID=304671(дата обращения: 05.11. 2015).

107

разработки месторождения «Lula» (район Сантос). Плавучая нефтеперерабатывающая платформа (ПНП), создаваемая в рамках этого проекта, способна производить до 100 тыс. баррелей сырой нефти и 150 млн. кубических футов газа. Кроме того, в течение 15 лет бразильская государственная нефтяная компания «Petrobras» будет обеспечивать фрахтовые услуги 11;

- в 2012 г. «Mitsui&Co. Ltd.», «Mitsui O.S.K. Lines Ltd.» и «Marubeni Corporation» осуществили капиталовложения в «Cernambi SulMV24» - голландскую компанию, основанную «MODEC Inc.» - с целью создания ПНП по добыче, хранению и отгрузке нефти для месторождения «Cernambi Sul». Указанный район является частью глубоководного месторождения нефти, расположенного примерно в 300 км к югу от Рио-де-Жанейро. Нефть также содержится в под-солевом слое в 5 км под морским дном. Кроме прочего, проект предполагает трансформацию VLCC (крупнотоннажного танкера для перевозки сырой нефти), который будет переименован в «FPSO Cidadede Mangaratiba MV24»12;

- в 2013 г. «Mitsui&Co. Ltd.», «Mitsui O.S.K. Lines Ltd.» и «Marubeni Corporation» приступили к реализации проекта в районе Ирасема Норте, инвестировав в «Cernambi Norte MV26 B.V.» (также основана «MODEC Inc.»), для создания ПНП в досолевом нефтяном месторождении у берегов Бразилии. Как и предыдущий, данный проект включает реконструкцию VLCC, который после завершения работ будет переименован в «FPSO Cidadede ITAGUAÎ MV26»13. В том же 2013 г. указанные японские компании осуществили инвестиции в «Carioca MV27 B.V.» с целью возведения ПНП «FPSO Cidadede Caraguatatuba MV27»14;

- в 2014 г. «Dai-ichi Life Insurance Company, Limited» инвестировала 30 млн. долл. США в транспортный ПНП-проект «CidadedeSao-PauloMV23», соинвесторами которого были «MODEC Inc.», «Mitsui &Co. Ltd.», «Mitsubishi Corporation»15.

11 Brazil Lula Oil Field FPSO Project. URL: https://www.jbic.go.jp/en/efforts/ support/support-2010/0831-4366 (дата обращения: 23.03. 2015).

Mitsui & Co., Ltd., Mitsui O.S.K. Lines, Ltd. and Marubeni Corporation to Participate in Ultra-Deepwater FPSO Chartering Project for Cernambi Sul Area of Brazilian Offshore Pre-Salt Oil Field. // Mitsui OSK Lines. URL: http://www.mol.co.jp/en/pr/2012/12021.html(дата обращения: 05.113 2015).

Там же

14

MODEC, Inc., Mitsui & Co., Ltd., Mitsui O.S.K. Lines, Ltd. and Marubeni Corporation to Proceed with the Ultra-Deepwater FPSO Chartering Project for Carioca Area of Brazilian Offshore Pre-Salt Oil Field. // Mitsui OSK Lines. URL: http://www.mol.co.jp/en/pr/2013/13086.html (дата обращения: 23.03. 2015).

Investment in Overseas Project Finance Loan to Vessel Project in Brazil. 24.08.2014 // The Dai-ichi Life Insurance Company Ltd. URL: http://www.dai-ichi-life.co.jp/english/news_release/2014/pdf/ index_025.pdf (дата обращения: 23.03. 2015).

108

В ходе латиноамериканского турне Абэ Синдзо летом 2014 г. было объявлено, что японское правительство намерено оказать Бразилии помощь в разработке еще одного глубоководного нефтяного месторождения с объемом 50 млрд. баррелей. Помощь будет заключаться в предоставлении технологий, необходимых для добычи нефти на шельфе, а стоимость проекта составит около 20 млрд. долл. «Побочным» эффектом от реализации проекта для Японии должна стать поддержка судостроительной промышленности страны в ее ожесточенной конкурентной борьбе с Китаем и Южной Кореей .

Из иных совместных японско-бразильских энергетических проектов следует отметить строительство гидроэлектростанции «Jirau» на реке Мадейра в Бразилии (крупнейший проект «Механизма чистого развития», одобренного ООН), в которое торговая компания «Mitsui&Co. Ltd.» инвестировала около 1,6 млрд. долл. «Mitsui&Co. Ltd.» стала обладателем 20% акций бразильской ГЭС, проектная мощность которой составляет 3750 МВт (четвертая по величине ГЭС в Бразилии). В работе станции будут задействованы 50 гидротурбин, что позволит в течение двух лет покрыть около 5% спроса населения Бразилии на электроэнергию. Японские СМИ отмечают, что это самый крупный по объему инвестиционный проект, когда-либо осуществленный японскими торговыми компаниями в строительство ГЭС за рубежом17.

Бразилия уделяет большое внимание продвижению своих технологий по производству альтернативных и возобновляемых энергоносителей, в первую очередь - биоэтанола. Еще в 1970-е гг. руководство страны начало реализацию программы «Pro-Alcohol», предусматривавшей предоставление сахарным компаниям государственных субсидий для расширения выпуска спиртосодержащего топлива на основе сахарного тростника. К концу 2010-х гг. топливо, производимое на основе этилового спирта, применялось в двигателях почти четверти автомобилей национального производства .

В 2006 г. «Petrobras» и японская торговая компания «Mitsui Bussan» заявили о возможности поставок с 2010 г. в Японию биоэтанола, производимого из сахарного тростника - с целью его использования в качестве топлива на тепловых электростанциях. Компания «Petrobras» взяла на себя ответственность за создание инфраструктуры, необходимой для реализации проекта (строительство трубопровода в Бразилии и предоставление танкера, специализирующегося на транспортировке спирта). А «Mitsui Bussan» объявила об инвестициях, гарантирующих

16 КистановВ.О. Битва за Латинскую Америку. // Независимая газета. 24.07.2014. - http:// wwwTig.ru/world/2014-07-24/7_latina.html (дата обращения: 23.03.2015).

Япония, Бразилия. Электроэнергетика № 812119 // Polpred.com. Обзор СМИ. URL: http:// www.polpred.com/ (дата обращения 05.11.2015.)

18 Буркова М. В. Япония и Бразилия: грани сотрудничества // Япония 2008. Ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2008. С. 83-84.

109

получение необходимого урожая сахарного тростника, а также о строительстве завода по производству биоэтанола .

В 2007 г. «Dow Chemical» и «Mitsui&Co» объявили о запуске проекта по производству этанола из сахарного тростника в Сан-Пауло. Помимо собственно завода, он включал в себя создание технологических центров, специализирующихся на биополимерах, в Санта-Витории и Ми-нас-Жерайсе. Первоначальная сумма вложений составляла 1,5 млрд. долл. В 2011 г. «Dow» и «Mitsui» создали совместное предприятие, чтобы высадить и собрать собственный сахарный тростник для последующей его переработки в биосырье. Полноценно комплекс должен был начать работу в 2013 г., однако в начале 2013 г. «Dow» и «Mitsui»

отложили строительство завода на неопределенный срок, сославшись

20

на высокие налоги и стоимость земли в регионе .

В 2008 г. решение об участии в создании в Бразилии производства биоэтанола приняла компания «Itochu». С участием «Bunge Corporation» (США) были основаны два совместных предприятия, сумма капиталовложений в которые составила около 800 млн. долл. Достигнутые договоренности предусматривали 20%-е финансирование компанией «Itochu» агропромышленного предприятия по производству биоэтанола в г. Санта-Лузия (штат Минас-Жерайс), принадлежащего корпорации «Bunge», что позволило к 2011 г. удвоить выход продукции и выйти на уровень 260 млн. литров в год21.

В производство биоэтанола в Бразилии инвестировали и другие японские концерны - «Mitsubishi», «Sumitomo», «Sojitsu».

В конце 2010-х гг. компания «Nippon Oil» начала промышленное производство биоэтанола на своем нефтеперерабатывающем заводе в Йокогаме. Для его производства используются несортовые пшеница и сахарная свекла, поставляемые с острова Хоккайдо и из Бразилии. Ежегодный объем производства составляет 100 тыс. кл/л биотоплива22.

Кроме сахарного тростника, в качестве сырья для биотоплива в Бразилии используют такие масличные культуры, как соя, подсолнечник и клещевина, масло которых применяется для производства биодизеля -менее вредного, чем обыкновенная солярка23, и эти технологии также представляют интерес для японских компаний.

Большое внимание Бразилия и Япония уделяют развитию совместных логистических и транспортных проектов. Так, в июле 2005 г. универ-

19

20 Нихон Кэйдзай. 11.12.2006.

Dow Chemical не смогла построить завод по производству биоэтанола в Бразилии // Нефть России. 14.01. 2013. URL: http://www.oilru.com/news/352818/ (дата обращения: 24.03. 2015). Нихон кэйдзай. 24.09.2008.

22

Япония. Нефть, газ, уголь № 107636 // Polpred.com. Oбзор СМИ. URL: http://www. polpgd.com/ (дата обращения 05.11.2015.). Буркова М. В. Указ. соч.

110

сальная торговая компания «Marubeni» на основании всеобъемлющего соглашения с европейской компанией «Agrenco», занимающейся торговлей зерном, вложила в уставный капитал бразильской «Terlog Terminal», входящей в группу «Agrenco», 5 млн. долл. (6,8% уставного капитала «Terlog Terminal», владеющей складом на 110 тыс. т зерна и пятью силосными хранилищами в порту Сан-Франциско-ду-Сул).

В соответствии с соглашением, «Marubeni» приобрела приоритетные права на продажу зерна в Японии и в странах Восточной Азии. Уже в 2005 г. компания экспортировала из Бразилии на рынки Японии, Республики Корея и Тайваня 600 тыс. т соевых бобов для производства масла и соевой муки. С 2006 г. аналогичные поставки начали осуществляться на рынки Китая и стран Юго-Восточной Азии24.

В рамках визита Абэ Синдзо летом 2014 г. в Бразилию было объявлено об оказании правительством Японии помощи бразильским партнерам в решении логистических проблем. Являясь одним из ведущих мировых экспортеров продовольствия, Бразилия уже несколько лет не может самостоятельно решить проблему со своевременной его отгрузкой. В то же время Япония импортирует из Бразилии значительные объемы сои и кукурузы и, учитывая растущий спрос Китая, небезосновательно беспокоится за свою продовольственную безопасность. В связи с этим японские компании планируют совместно с бразильскими строительными фирмами улучшить производительность портов по отгрузке, а также расширить автомобильные дороги и построить новые линии железных дорог25.

Таким образом, основные потоки японских инвестиций в Бразилию направлены в следующие отрасли: энергетика (нефтедобыча и производство биотоплива), автомобилестроение и инфраструктурные проекты. Нефтедобывающий сектор Бразилии привлекает японских инвесторов вследствие практически полного отсутствия в стране собственного сырья, что ставит диверсификацию импорта во главу угла с точки зрения обеспечения энергетической безопасности.

Внимание японских компаний к производству биоэтанола в Бразилии можно объяснить тем, что страна на данный момент является успешным примером рационального производства биотоплива, вырабатывая биоэтанол из сахарного тростника, растущего на бывших пастбищах26. В отличие от США, которые используют кукурузу, Бразилия наносит меньший вред мировой продовольственной безопасности, а также окружающей среде, поскольку в Бразилии для производства сахара и био-

24 Нихон Кэйдзай. 28.07.2005.

Япония поможет Бразилии решить логистические проблемы // АТИ-Медиа. 17.07. 2014. URl26rttp://ati.su/Media/PrintNews.aspx?ID=42172 (дата обращения: 28.03. 2015).

Biofuels and food security. Summary of the OFID study prepared by IIASA. The OPEC Fund for International Development (OFID), Vienna, 2009. Р. 38

111

этанола из сахарного тростника используется на 50% меньше химикатов, чем в США для этих же целей при выращивании кукурузы и на 30% меньше, чем в Европе при выращивании сахарной свеклы.27 При этом по объемам производства сахарного тростника Бразилия опережает своего ближайшего конкурента - Индию - в 2,5 раза28.

По данным Международной организации автопроизводителей за 2013 г., по объему произведенных автомобилей Бразилия занимала седьмое место в мире и первое место в Латинской Америке, опережая Мексику29. И хотя в 2014 г. Мексика впервые с 2002 г. обогнала Бразилию по данному показателю30, бразильское автомобилестроение продолжает оставаться одной из самых успешных отраслей вторичного сектора страны.

Неразвитость инфраструктуры и трудности с логистикой считаются одними из самых слабых мест бразильской экономики, препятствующими полноценному развитию страны. Единственным регионом, имеющим соответствующую современным требованиям инфраструктуру, является штат Сан-Пауло. Однако правительство Бразилии осознает данный недостаток и стремится принимать меры по исправлению ситуации, в том числе привлекая в отрасль иностранные инвестиции.

Инвестиционное сотрудничество между Японией и Мексикой

Инвестиционное сотрудничество между двумя странами носит практически односторонний характер - потоки капитала направляются из Японии в Мексику. В первой половине 2000-х гг. по объему ПИИ, вложенных в мексиканскую экономику, Япония занимала второе место после США. К 2013 г. она опустилась по данному показателю на четвертое место (4,4% от общего объема ПИИ)31.

Основная часть японских капиталовложений направляется в автомобильную промышленность, в производство электроники и электротехники, а также стали.

Большинство японских производственных предприятий в Мексике располагается в приграничной зоне между Мексикой и США, в частности, в районах Нижняя Калифорния и Чиуауа, прилегающих к штатам Калифорния и Техас (подробнее см. Таблицу 2). Такое расположение обуслов-

27

Sugarcane Best Cultivation Practices // A Project of UNICA and ApexBrasil. URL: http:// sugarcane.org/sustainability/best-practices/sugarcane-best-cultivation-practices (дата обращения 05.12^2015.)

29 Ibid.

30 FAO Stat. URL: http://faostat.fao.org/ (дата обращения: 16.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mexico's car production exceeds Brazil's // The Economist. 21.01.2015. URL: http:// country.eiu.com/article.aspx?articleid=1662687150&Country=Brazil&topic=Economy&subtopic= Fore-cast<&rackid=43&alert=90b792bb-0d07-4088-9b77-2efb49339e85 (дата обращения 05.11.2015)

Посольство РФ в Соединенных Штатах Мексики. URL: http://www.embrumex.org/ru/ (дата обращения: 16.02.2015).

112

лено проводимой Мексикой политикой, называемой «Maquil-adorade Exportación» (далее - Макиладора), которая была провозглашена в 1965 г. В соответствии с ее установками импортируемое сырье и детали, необходимые для экспортоориентированных предприятий, расположенных в Мексике, не облагаются таможенными пошлинами32.

В рамках политики Макиладора многие американские и неамериканские транснациональные корпорации перенесли производство в Мексику и стали экспортировать готовую продукцию на рынки США и Канады. В связи с этим многие японские и другие азиатские транснациональные корпорации разместили свое конечное производство на границе Мексики и США с целью освоения емких рынков стран-членов НАФТА.

Основной пик создания японских предприятий в Мексике приходится на 1970-1990-е гг., хотя японские производители телевизоров начали налаживать местное производство еще в 1960-е гг., когда начались торговые конфликты между Японией и США. Позднее Мексика стала привлекательной производственной базой для японских компаний в связи с тем, что после масштабного обесценивания мексиканской валюты в 1982 г. стоимость рабочей силы в Мексике значительно снизилась. Большинство производителей телевизоров в Мексике, имеющих японский капитал, расположили свои головные конторы в США, а производственные мощности - в Мексике. Хотя Мексика сама по себе и располагает емким рынком, для японских производителей электроники она, на наш взгляд, представляет интерес, в первую очередь, как производственная база для экспорта. Формирование НАФТА и введение правил о происхождении товара сделали Мексику еще более привлекательной в этом отношении.

В то же время японские предприятия, расположенные в глубине страны, в большей степени нацелены на удовлетворение внутреннего рынка, либо на экспорт в более отдаленные регионы.

Об активизации инвестиционной активности японских компаний в Мексике свидетельствуют следующие примеры.

В 2014 г. автопроизводитель «Honda Motor Co» перенес из Японии в Гуанахуато (центральная Мексика) свою производственную линию модели «Fit», ориентированной на американский рынок. Планировалось, что при работе на полную мощность с конвейера предприятия должны ежегодно сходить 200 тыс. единиц продукции, однако пока реализации этих планов мешает сразу несколько проблем, в том числе недостаточная квалификация рабочих, языковой барьер и ненадежное железнодорожное сообщение. В результате, поставки обновленного компактного хэт-

32

Icaza Longoria A. P. Marco teórico de la industria maquiladora de exportación // Comercio exterior, México. 1993. V.43. № 5.

113

чбека «Fit» были задержаны на два месяца, а уже выпущенные автомобили столкнулись с проблемами контроля качества33.

В январе 2012 г. автопроизводитель «Nissan» сообщил о выделении 2 млрд. долл. на строительство нового завода в г. Агуаскальентес (центральная Мексика). В планы автоконцерна входило производство на начальном этапе 175 тыс. единиц продукции в год, а после запуска завода на полную мощность - одного миллиона единиц. Особое внимание уделялось автомобилям класса «В» («Versa», «March» и «Tiida»)34. В 2013 г. планы автоконцерна были скорректированы. Новый завод было решено оснастить тремя производственными линиями, две из которых будут выполнять сборку популярных малолитражек «Nissan Note» и «Nissan Sentra», а третью линию - отдать совместному производству «Nissan» и «Daimler». После запуска предприятия в эксплуатацию совокупный годовой объем производимых автомобилей марки «Nissan» в Мексике должен возрасти до 1,3 млн. штук, что на треть больше объема выпуска этих машин в самой Японии35.

В декабре 2013 г. руководством «Nissan» была рассмотрена возможность запуска в Мексике производства автомобилей «Datsun», базирующихся на одной платформе с текущим поколением «Nissan Micra»36.

В 2014 г. «Nissan» приступил к строительству еще одного нового завода мощностью 400 тыс. автоматических трансмиссий в год. В совокупности с возможностями уже действующих на территории Мексики предприятий выпуск составит 1млн. 700 тыс. трансмиссий, включая модели «Nissan CVT8», отвечающие высоким стандартам экологической безопасности. По подсчетам автоконцерна, для запуска данного проекта потребуется 220 млн. долл. 37.

Говоря о других японских автопроизводителях, следует упомянуть о намерении концерна «Mazda» построить в Саламанке предприятие по производству автомобилей исключительно для поставок в США. Для начала руководители фирмы планируют открыть всего одну производственную линию, а дальнейшее развитие завода будет напрямую зависеть от спроса американских потребителей38. О расширении своего влияния в Мексике заявила и «Mitsubishi», планирующая выпускать здесь автомобили под маркой «Dodge»39.

33

Авиапром, автопром № 662076 // Polpred.com. Обзор СМИ...; Завод в Мексике добавил Honda проблем. // Сервис Honda-Subaru. URL: http://honda.topmotors-nsk.ru/news/297 (дата обращения: 16.02. 2015).

^^ Авиапром, автопром № 482657. // Polpred.com. Обзор СМИ.

36 Авиапром, автопром № 860277. // Polpred.com. Обзор СМИ.

^ Авиапром, автопром № 963532. // Polpred.com. Обзор СМИ.

38 Авиапром, автопром № 760792. // Polpred.com. Обзор СМИ. ^ Авиапром, автопром № 976491. // Polpred.com. Обзор СМИ. Авиапром, автопром № 1293620. // Polpred.com. Обзор СМИ.

114

Необходимо отметить, что наращивание японскими автоконцернами производственных мощностей в Мексике положительно сказывается на ее экономике, позволяя стране-реципиенту инвестиций стабильно увеличивать объемы экспорта. Экспертные оценки возможных объемов продаж автомобилей японской и мексиканской сборки, полученные в 2014 г., показали, что мексиканцы даже немного опережают японцев и

40

канадцев .

В 2012 г. японская «Nippon Steel Corp» анонсировала строительство в окрестностях г. Силао (штат Гуанахуато) завода по выпуску автомобильных труб с годовым объемом выпуска готовой продукции 24 тыс. т. Инвестиции в проект составили 39 млн. долл. Новое производство будет удовлетворять потребности мексиканского автомобильного рынка, в который уже вложили инвестиции японские автомобильные концерны «Nissan Motor Co» и «Honda Motor Co». «Nippon Steel» принадлежит 55% акций совместного предприятия; остальными 45% владеют «Metal One Corp», «Sumitomo Pipe&Tube Co» и «Sumitomo Corp»41.

В 2013 г. компании «Ternium SA» (Аргентина) и «Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp» создали в Мексике совместное предприятие по выпуску 400 тыс. т в год коррозионностойкой стали для местной автомобильной промышленности42.

«Kobe Steel» в партнерстве с «Shinsho Corporation», «Metal One», «Osaka Seiko», мексиканской «Grupo Simec», «S.A.B. de C.V.» и «O&K American Corporation» приступает к строительству в Мексике завода по выпуску катанки. Это предприятие будет заниматься обработкой стальной катанки в катанку с холодной высадкой для последующей реализации производителям автокомпонентов в Мексике. Общие инвестиции в проект «Kobelco CH Wire Mexicana» (KCHM) составят около 41 млн. долл.; компания будет расположена в индустриальном парке Санта-Фе в г. Силао. Запуск завода запланирован на конец 2015 г. Доля «Shinsho» в совместном предприятии составит 40%, «Metal One» - 25%, «Kobe Steel» -10%, «Osaka Seiko» - 10%, «Simec» - 10% и «O&K American» - 5%43.

В 2015 г. планируется увеличение производительности совместного предприятия «Tenigal» в мексиканском штате Нуэво-Леон с участием «Ternium SA» и «Nippon Steel&Sumitomo Metal Corp». В этом же штате подразделение «Ternium Mexico» возводит стан холодной прокатки

40

^ Авиапром, автопром № 1014217. // Polpred.com. Обзор СМИ... ^ Металлургия, горнодобыча № 637949 // Polpred.com. Обзор СМИ.

Природные ресурсы мира. Аналитика. / Под ред. В.В. Короткова. М.: ВИМС, 2015. С. 21. // ФГУП ВНИИМС им. Федоровского. URL: http://vims-geo.ru/wp-content/uploads/ 20154/01/ANALITIKA-MIR-2014.pdf (дата обращения: 05.11.2015).

Металлургия, горнодобыча № 1171320 // Polpred.com. Обзор СМИ.

115

стоимостью 1,1 млрд. долл., который будет поставлять продукцию ме-

а 44

стным автомобильным заводам .

Развитию японско-мексиканского торгово-инвестиционного партнерства способствуют дипломатические усилия. Из последних событий следует отметить японско-мексиканские контакты, состоявшиеся летом 2014 г. В июне 2014 г. японский премьер-министр Абэ Синдзо встретился в Токио с Хосе Антонио Меаде Курибренья, возглавляющим Секретариат иностранных дел Мексики. Повестка дня затронула широкий круг вопросов, прежде всего экономических. По словам Меаде, японские инвестиции в Мексику достигли 12 млрд. долларов, а количество японских туристов возросло до 100 тыс. человек. Со своей стороны С. Абэ заявил, что Мексика является ключевым партнером его страны в Центральной и Южной Америке, а мексиканские инвестиции в Японию весьма приветствуются как одна из мер по стимулированию внутреннего спроса в рамках «абэномики». Стороны заявили, что и далее будут спо-

с°бств°вать расширению двустороннего межгосударственного сотрудничества .

В начале августа того же года С. Абэ посетил Мексику в рамках своего латиноамериканского турне, в котором его сопровождали около 70 руководителей крупнейших японских корпораций и бизнес-лидеров, в том числе председатели Федерации экономических организаций (Кэйданрэн) и Торгово-промышленной палаты Японии. Японский лидер еще раз подчеркнул, что Мексика является крупнейшим торговым партнером Японии в регионе, «базой для развития латиноамериканкой политики Токио». Не в последнюю очередь интерес к Мексике продиктован начатыми в 2013 г. реформами энергетического сектора: иностранные компании постепенно получают доступ к разработке ресурсов. Япония стремится присоединиться к освоению сланцевых месторождений, а также увеличить импорт нефти и газа из Мексики. В ходе визита был подписан меморандум о взаимопонимании между мексиканской «Ретех» и японской «ГООМЕС», в соответствии с которым Япония сможет принять участие в долгосрочном проекте по строительству газопровода, соединяющего Мексиканский залив и тихоокеанское побережье, а также будет оказывать техническое содействие мексиканской

д. 46

государственной нефтяной корпорации .

Горбачев В., Митрофанова И. Природные ресурсы мира. Аналитика. // Мировое и национальное хозяйство. URL: http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 80.html (дата обращения: 16.02.2015).

Япония и Мексика укрепляют сотрудничество // Info-japan. Портал о Японии. 28.06.2014. URL: http://info-japan.ru/news/2014/06/28/yaponiya-i-meksika-ukreplyayut-sotrudnichestvo (дата обращения: 05.11..2015).

Вода К. Р. Визиты Си Цзиньпина и Абэ Синдзо в страны Латинской Америки. // ИМЭМО РАН. URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1201 (дата обращения 05.11.2015).

116

Таким образом, потоки японских инвестиций в Мексику сосредоточены в таких секторах, как электроника, автомобилестроение, производство стали и энергетика.

Переносу японскими производителями телевизоров своих сборочных заводов в Мексику, безусловно, в наибольшей степени поспособствовала программа Макиладора, позволяющая существенно снизить конечную стоимость продукции для соседствующих с ней рынков США и Канады. Также существенную роль здесь сыграла дешевизна рабочей силы, вызванная падением курса мексиканской валюты по отношению к доллару США.

Автомобилестроение является одним из важнейших секторов экономики Мексики, продукция которого по данным за 2014 г. составляет 6% от объема ВВП и 18% - от стоимости продукции всего вторичного сектора. Прогнозируется, что отрасль будет продолжать расти, и общий выпуск к 2018 г. составит 4 млн. единиц техники47. Основным целевым рынком для собранных в Мексике автомобилей являются США и Кана-

48

да .

Что касается совместных проектов в области производства стали, то они, в основном, направлены на удовлетворение потребностей все той же автомобильной промышленности, снижая за счет внутренних материалов и оптимизации производственных процессов стоимость выпускаемых автомобилей и повышая тем самым их конкурентоспособность на внешнем рынке.

Совместные проекты в области энергетики пока находятся в первичной стадии, поскольку до энергетической реформы 2013 г. сектор был закрыт для иностранных инвесторов, а «Ретех», являясь государ-

49

ственной монополией, подвергалась жесточайшему контролю . Теперь же японские корпорации, заинтересованные в наибольшей диверсификации поставщиков энергетических ресурсов, начали прилагать все усилия для осуществления совместных разработок месторождений и развития инфраструктуры для поставок нефти и газа из Мексики.

Выводы

Инвестиционное сотрудничество Японии и латиноамериканских государств носит весьма односторонний характер: инвестиционный поток из Японии в страны Латинской Америки намного шире и значительнее, чем обратный, поскольку Япония, стремясь устранить торгово-полити-

47

Industria Automotriz en México: Un sector Clave // Convención Internacional de Negocios para Industria Automotriz. URL: http://www.automotivemeetings.com/mexico/index.php/es/ industria-automptriz-en-mexico (дата обращения: 17.03.2015). El Economista. 08.07. 2015.

49

Sputnik Mundo. 12.05. 2015.

117

ческие барьеры на пути своих товаров на внешние рынки, активно инвестирует свои капиталы за рубеж, являясь, таким образом, одним из крупнейших мировых инвесторов. Случаи инвестирования из стран латиноамериканского региона в Японию хотя и имеют место, но носят сугубо фрагментарный характер.

Основное внимание Япония уделяет энергетическому сотрудничеству и развитию сопутствующих инфраструктурных проектов, научно-техническому сотрудничеству50, а также сфере автомобилестроения и электроники.

Самые крупные проекты между Японией и Бразилией связаны с производством биотоплива, поскольку Бразилия в настоящее время является одним из лидеров на этом рынке, производя биоэтанол из сахарного тростника, а Япония напрямую заинтересована в поставках этого экологически чистого топлива на свой внутренний рынок.

Что касается наиболее масштабных инвестиционных проектов между Японией и Мексикой, то здесь основное внимание направлено на автомобилестроение, а именно: на совместную сборку автомобилей японских марок, и на электронику, в первую очередь - на производство телевизоров.

Бразилия и Мексика, по большому счету, выполняют роль посредников для выхода японской продукции, собранной на их территории, на огромные по своей емкости рынки Меркосур и НАФТА, что ставит эти страны во главу угла инвестиционной политики Японии в регионе.

Кроме того, данные страны, обладая развитыми энергетическим сектором, играют серьезную и стратегически важную для Японии роль в качестве поставщиков топлива (как традиционного, так и альтернативного). Это позволяет сделать вывод о том, что инвестиции Японии в добычу, разработку и транспортировку энергетических ресурсов Бразилии и Мексики будут продолжать расти.

50 Вода К. Р. Указ. соч.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.