Научная статья на тему 'Инвестиции Японии в российской экономике'

Инвестиции Японии в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2169
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ПИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / RUSSIA / INVESTMENT STRATEGY / FDI / INVESTMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ENERGY PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Екатерина Владимировна, Щербаков Денис Аркадьевич

Япония на протяжении длительного времени является заметным поставщиком капитала на российский рынок и на данный момент входит в десятку крупнейших доноров российской экономики. Изложенный авторами материал позволяет дать общую характеристику инвестиционной стратегии Японии в России, выделить специфические черты наиболее успешных совместных проектов, оценить возможности дальнейшего расширения инвестиционного сотрудниче

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japanese Investment to the Russian Economy

Japan has long been a prominent supplier of capital to Russian market and currently ranks among the top investors to Russian economy. The article allows authors to give general description of Japanese investment strategy in Russia, to highlight specific features of the most successful joint projects, to assess the possibility of further expansion of investment cooperation, and to note promising areas and efficient methods for attracting Japanese capital into Russian economy.

Текст научной работы на тему «Инвестиции Японии в российской экономике»

Инвестиции Японии в российской экономике

Е. В. Большова, Д. А. Щербаков

Япония на протяжении длительного времени является заметным поставщиком капитала на российский рынок и на данный момент входит в десятку крупнейших доноров российской экономики. Изложенный авторами материал позволяет дать общую характеристику инвестиционной стратегии Японии в России, выделить специфические черты наиболее успешных совместных проектов, оценить возможности дальнейшего расширения инвестиционного сотрудничества, а также отметить перспективные сферы и эффективные методы для привлечения японского капитала в российскую экономику.

Ключевые слова: Россия, ПИИ, инвестиции, особая экономическая зона, энергетический проект.

В последнее десятилетие российская экономика столкнулась с объективной необходимостью преодоления преимущественной ориентации на Запад и укрепления связей с азиатским миром. В условиях глобализации одной из важнейших долгосрочных стратегических задач, стоящих перед правительством Российской Федерации, становится расширение экономического присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также активное включение в интеграционные процессы, развивающиеся на азиатском пространстве. Усиление восточного курса российской политики, в частности, выразилось в проведении в 2012 г. очередного саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке, на котором в качестве одного из ключевых направлений многостороннего сотрудничества была отмечена либерализация торговли и инвестиций.

Действительно, в настоящее время все больше азиатских инвесторов проявляют интерес к российскому рынку, однако по-прежнему существует ряд проблем, затрудняющих успешную реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, перед российской стороной стоит еще одна серьезная задача на восточном направлении - необходимость развития инфраструктуры и повышения экономического уровня Дальнего Востока. При этом необходимо отметить, что уже сейчас дальневосточный регион РФ привлекает пристальное внимание со стороны азиатских инвесторов, а в перспективе их капиталовложения могут стать важным фактором развития и модернизации хозяйственного комплекса этого региона.

Инвестиционная привлекательность России: взгляд из-за рубежа

В 2011 г. в российскую экономику поступило 190,6 млрд. долл. иностранных инвестиций (на 66,1% больше, чем в 2010 г.), в том числе 18,4 млрд. долл. - прямых инвестиций1.

По результатам European Attractiveness Survey, проведенного компанией Emst & Young в 2012 г., Россия занимает 4-е место в Европе (после Германии, Польши и Великобритании) по уровню потенциальной привлекательности для иностранных инвесторов2. При этом некоторые эксперты отмечают, что для своего уровня экономического развития Россия обладает не очень высокой инвестиционной привлекательностью. Так, в АТР среди стран с аналогичным уровнем развития степень инвестиционной привлекательности России - наиболее низкая в силу «тройных ножниц конкурентоспособности»: уже недешевая рабочая сила, но еще недостаточно высокий уровень благосостояния и слаборазвитые экономические институты3.

Институциональная неразвитость является основным сдерживающим фактором для потенциальных иностранных инвесторов. По данным Ernst & Young's Russia Investment Attractiveness, среди наименее привлекательных черт российской экономики были названы:

- низкая степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы (62% респондентов);

- недостаточно развитая транспортная инфраструктура (45% респондентов);

- низкий уровень культуры и свободы предпринимательства;

- низкий уровень расходов, слабо развитая инфраструктура и неудовлетворительные условия для проведения НИОКР .

Не в последнюю очередь отталкивают иностранных инвесторов особенности процедур открытия в России нового бизнеса, которые намного сложнее, чем, например, в других странах АТЭС (см. таблицу 1):

В то же время к числу наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения черт российской экономики, по данным Ernst & Young, относятся:

- потенциальные возможности российского внутреннего рынка (75% респондентов);

Инвестиции. Факты и комментарии. Бюллетень торгово-промышленной палаты Российской Ф е д ^р ац ии. 2 012. Вып. 13. С. 3—4. URL: http://kapital-rus.ru/img/2012/articles/202689/bulletinl3.pdf.

Ernst & Young’s 2012 European Attractiveness Survey. P. 23. URL: http://www.confrontations. org/images/confrontations/Conference/2013/2013-02-19-Emst-and-young-European-attractiveness-survey-201^pdf.

Инвестиции. Факты и комментарии. Бюллетень торгово-промышленной палаты Российской Федерации. 2012. Вып. 26. С. 11. URL: http://www.tikrf.org/ru/wp-content/uploads/2012/

1 l/IFjK_26.pdf.

Ernst & Young's Russia Investment Attractiveness. URL: http://www.ey.com/GL/en/Issues/

Business-environment/Positioned-for-growth—2012-Russia-attractiveness-survey.

- высокий уровень образования населения (66% респондентов);

- состояние телекоммуникационной инфраструктуры (64% респондентов);

- стоимость рабочей силы (61% респондентов);

- уровень квалификации кадров (56% респондентов);

- транспортно-логистическая инфраструктура (44% респондентов)

- богатство природными ресурсами (43% респондентов) .

Таблица 1

Особенности регистрации нового бизнеса в странах АТЭС

№ п/п Страна-член АТЭС Количество процедур, необходимых для регистрации нового бизнеса Количество дней, необходимых для регистрации нового бизнеса

1. Новая Зеландия 1 1

2. Австралия 2 2

3. Гонконг 3 3

4. Сингапур 3 3

5. Канада 1 5

6. Малайзия 4 6

7. США 6 6

8. Республика Корея 5 7

9. Чили 7 7

10. Мексика 6 9

11. Япония 8 23

12. Перу 5 26

13. Таиланд 5 29

14. Россия 9 30

15. Филиппины 15 35

16. Китай 14 38

17. Вьетнам 9 44

18. Индонезия 8 45

19. Папуа-Новая Г винея 6 51

20. Бруней 15 101

Источник: Инвестиции. Факты и комментарии. Бюллетень торгово-промышленной палаты Российской Федерации. 2012, Вып. 26. С. 13. иЯЬ: http://www.tikrf.org/ru/wp-content/uploads/ 2012/11/1БК 26.pdf

Тем не менее, несмотря на большое число факторов, благоприятных для иностранных инвесторов, на данный момент Россия по-прежнему

5 Ernst & Young's Russia Investment Attractiveness...

остается на 112-м месте (из 185) в рейтинге простоты ведения бизнеса, составленном экспертами Всемирного банка6. Очевидно, что для дальнейшего привлечения зарубежного капитала в РФ необходимо в первую очередь сокращать административные барьеры и, в частности, рассмотреть различные меры по упрощению процедур создания новых организаций, получения разрешений на строительство, согласований с электро-, водо-, тепло-и газоснабжающими структурами, регистрации собственности, уплаты налогов и т. д.

Японские инвестиции в экономике России

Япония в настоящее время имеет третью по масштабам экономику мира. Её валовой внутренний продукт составляет свыше 6 трлн. долл. (около 40% от уровня ВВП США)7. Страна является одним из крупнейших мировых инвесторов: объём прямых японских инвестиций за рубежом на конец 2011 г. составил свыше 960 млрд. долл.: 30% из этой суммы вложено в США, примерно по 25% - в экономики ЕС и стран Азии8.

Япония обладает развитой обрабатывающей промышленностью с практически полным набором отраслей, высоким научно-техническим уровнем и хорошо организованной системой внешнеэкономических связей. Фактически единственной, однако неустранимой слабостью японской экономики является практически полное отсутствие собственных сырьевых ресурсов. Это определяет основное содержание внешнеэкономической политики Японии, которая направлена на обеспечение доступа к источникам сырья и топлива, поддержание стабильности их поставок и на устранение торгово-политических барьеров на пути японских товаров на внешние рынки.

С 2004 г. динамика притока японских инвестиций в Россию приобрела устойчивую положительную направленность. По данным Федеральной службы государственной статистики России (Росстата), объем накопленных в российской экономике японских инвестиций на конец 2011 г. увеличился по сравнению с уровнем 2004 г. в 4,2 раза9 и составил 10,2 млрд. долл. По данному показателю с 2008 г. Япония устойчиво входит в десятку основных стран-инвесторов, а среди стран АТЭС она заняла 2-е место после Китая (см. таблицу 2).

6 База данных Всемирного банка http://data.worldbank.org/indicator/IC.BUS.EASE.XQ? ог-der=^vbapi_data_value_2012+wbapi_data_value+wbapi_data_value-last&sort=asc

Доклад о человеческом развитии 2011 // Устойчивое развитие и равенство возможностей^ лучшее будущее для всех. пер. с англ. ПРООН. М., 2011. 188 с.

World Development Report. World Bank. Washington D.C., 2012.

Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России // Инвестиции в России. 2006. N2. С.З. / Цит. по: Чубинидзе 3. Г. Прямые иностранные инвестиции в России: необходимость и целесообразность // Материалы студенческой научно-практической конференции: Сборник научных работ, под ред. В. Г. Бабина. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/sssk/arhive/2006/01/R_10_2.html.

Таблица 2

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам в 2011 г.

№ п/п Страна Накоплено на конец 2011 г.

в млрд. долл. в % к итогу

Все страны мира в т. ч. 347,2 100,0

1. Кипр 78,2 22,5

2. Нидерланды 49,0 14,1

3. Люксембург 37,0 10,7

4. Г ермания 28,7 8,3

5. Китай 27,6 8,0

6. Великобритания 26,6 7,7

7. Виргинские о-ва (брит.) 12,8 3,7

8. Ирландия 12,7 3,7

9. Япония 10,2 2,9

10. Франция 9,8 2,8

Источник: данные Росстата (http://www.gks.ru/bgd/regl/blO_l l/IssWWW.exe/Stg/d2/24-l l.htm)

И в условиях мирового финансово-экономического кризиса, и в пост-кризисный период японские компании продолжали активно осуществлять инвестиции в экономику России. В 2009 г. объем поступивших в Россию японских инвестиций вырос по сравнению с 2008 г. в 3,5 раза, что обусловлено в первую очередь началом реализации второго этапа проекта «Сахалин-2» (см. таблицу 3).

Таблица 3

Динамика японских инвестиций в российскую экономику

(млн. долл.)

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г.

о о о о о о о о о о о о

ч к ч к ч к ч к ч к ч к

к к к к к к

к ч к ч к ч к ч к ч к ч

к к к к к к

н о н о н о н о н о н о

о 03 о 03 о 03 о 03 о 03 о 03

С к С к С к С к С к С к

Всего 695 2725 484 3101 864 4076 3020 8301 1109 9022 1243 10193

ПИИ 90 249 82 322 80 651 268,7 875 283,8 824 210

Составлено с использованием ЦСБД Росстата (http://www.gks.rU/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#l)

По данным Японской организации по содействию торговле и инвестициям (ШТШЭ), в мае 2010 г. на территории России было зарегистриро-

вано 599 предприятий с японским капиталом. Эти предприятия действуют в таких отраслях и сферах бизнеса, как торгово-посреднические и консультационные услуги, нефтедобыча и нефтепереработка, автомобилестроение, легкая промышленность, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, древесины. Кроме того, отдельные СП с участием японского капитала задействованы в области строительства и пищевой промышленности.

Отраслевая структура накопленных японских инвестиций свидетельствует о том, что в российско-японском инвестиционном взаимодействии по-прежнему преобладают проекты японских компаний в энергетической сфере. Однако в последние годы становится заметной трансформация инвестиционной стратегии японских компаний, которые активизировалась в таких отраслях российского рынка, как оптово-розничная торговля, лесная и деревообрабатывающая промышленность, автомобилестроение и производство авто компонентов. В частности, по данным Росстата, 86,4% объема японских инвестиций, накопленных в экономике России, составляют капиталовложения в добычу и переработку нефти и газа, остальные направлены в торговлю (6,2%), лесозаготовки и переработку древесины (3,0%), производство автотранспорта и запчастей к нему (2,0%)10.

Накопленные японские инвестиции в российскую экономику отличаются высоким уровнем концентрации на Дальнем Востоке России. Подавляющая часть накопленных к концу 2009 г. японских инвестиций приходится на Сахалинскую область (83%), Москву (8%), Приморский край (3%), Ярославскую область (2%) и Санкт-Петербург (2%)п.

Распределение по субъектам Российской Федерации накопленных прямых японских инвестиций (ПИИ) более диверсифицировано. Помимо Москвы (58%), Московской области (9%) и Санкт-Петербурга (17%), заметная доля японских прямых капиталовложений направляется на Дальний Восток России: в Приморский (7%) и Хабаровский (3%) края, Республику Саха (Якутия) (2%) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупные инвестиционные проекты с участием японских компаний сосредоточены, главным образом, в нефтегазовой сфере, и в их реализации активное участие принимают правительства обеих стран. Японские компании являются членами международных консорциумов по реализации Сахалинских шельфовых проектов. Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» включают в себя разработку и освоение нефтегазоконденсатных месторождений: Чайво, Одопту, Аркутун Даги, Пильтун-Астохское и Лунское на шельфе Охотского моря Российской Федерации, а также строительство завода по сжижению природного газа производственной мощностью в 9,6 млн. т. газа в год (две технологические линии по 4,8 млн.

Рассчитано с использованием ЦСБД Росстата http://www.gks.rU/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#l. Там же.

Там же.

т. газа в год). В настоящее время проекты уже реально работают13. Доля японских компаний в проекте «Сахалин-1» составляет 30%, в проекте «Сахалин-2» - 22,5%14.

Объемы ежегодных поступлений японских инвестиций в последние годы существенно колебались. Наиболее значительные капиталовложения были зафиксированы в 2003, 2006, 2010 и 2011 гг. Значительные колебания объемов годовых инвестиций были связаны с предоставлением Японским банком международного сотрудничества (ЯБМС) крупных государственных кредитов, которые Росстат относит к разделу «прочие инвестиции». В первую очередь это касается кредитов, выдаваемых японским компаниям, участвующим в реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Японский банк международного сотрудничества действует в России по целому ряду направлений (см. таблицу 4).

Таблица 4

Направления деятельности ЯБМС в России

№ п/п Направление финансирования Виды кредитов (в зависимости от срока) Субъекты кредитования Направления использования заемных средств

1. Экспортное финансирование среднесрочные, долгосрочные японские поставщики, иностранные покупатели поставка оборудования, технологий

2. Импортное финансирование среднесрочные, долгосрочные японские импортеры, иностранные экспортеры закупки сырья, импорт высококачественных промышленных товаров и оборудования

3. Кредитование иностранных компаний; финансирование долгосрочные японские инвесторы; совместные предприятия; создание японскими компаниями заводов или совместных предприятий в

По проекту «Сахалин-1» добыча нефти и природного газа началась в 2005 г. В рамках проекта «Сахалин-1» в июле 2007 г. объем суточной добычи в рамках проекта достиг проектного уровня (производство нефти - 250 тыс. баррелей в сутки (12,5 млн.т. в год). По сост. на май 2009 г. добыто более 20 млн. т. нефти, российским потребителям поставлено свыше 3 млрд. куб. м газа.

В рамках проекта «Сахалин-2» с 1999 г по май 2009 г добыто около 15 млн. т. нефти. С апреля 2009 г. начата отгрузка СПГ. С выходом завода на полную мощность ежегодный экспорт СПГ по проекту составил 9,6 млн. т.. Уже заключенные с крупнейшими электроэнергетическими и газовыми компаниями Японии контракты в рамках проекта «Сахалин-2» предусматривают суммарный ежегодный объем поставок СПГ в количестве 6,5 млн. т (около 8% потребностей японкою рынка в этом виде энергоносителя).

19.04.07 завершена сделка по вхождению ОАО «Газпром», получившего 50%+1 акция в состав акционеров проекта (стоимость пакета 7,45 млрд. долл.).

зарубежных инвестиций иностранные партнеры СП других странах

4. Несвязанное кредитование долгосрочные правительства зарубежных стран развитие инфраструктуры, рынков капитала, отраслей промышленности, конкурентоспособных на международном рынке; решение проблемы загрязнения окружающей среды

ЯБМС взял на себя значительный объём обязательств по различным проектам в России, в первую очередь, в сфере энергетики. Так, в целях оказания содействия инвестиционной деятельности японских предприятий, участвующих в реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» банком были выделены следующие кредиты (см. таблицу 5):

Таблица 5

Кредитование энергетических проектов, осуществленных ЯБМС в России

№ п/п Г од выделения кредита Цели кредитования Заемщик(и) Объем кредита (млн. долл.)

1. 1997 реализация проекта «Сахалин-2» японские компании, участвующие в реализации проекта 116

2. 2002 реализация проекта «Сахалин-1» японская компания «Содеко» 895

3. 2004 реализация проекта «Сахалин-2» японские компании, участвующие в реализации проекта 426

4. 2008 второй этап реализации проекта «Сахалин-2» японские компании, участвующие в реализации проекта 5 300 (в течение трех лет, начиная с 2008 г.)

Среди новых потенциальных проектов российско-японского инвестиционного сотрудничества в нефтегазовой сфере можно отметить заключенные в 2010 и 2011 гг. соглашения между «Иркутской нефтяной компанией» (ИНК) и японской компанией «МагиЬсш». а также между ОАО »Газпром» и консорциумом японских компаний.

В июне 2010 г. «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и японская компания Marubeni заключили соглашение, предусматривающее сотрудничество в реализации нефтегазовых проектов на территории Иркутской области, создании газо-химических производств с использованием попутного газа, внедрении энерго-эффективных технологий. В октябре 2010 г. Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEG) сделала заявление об окончании работ, подтвердивших наличие промышленных запасов нефти на Северо-Могдинском участке, что придало дополнительный импульс реализации указанного соглашения.

В апреле 2011 г. между ОАО «Газпром» и японским консорциумом, в который входят корпорации Itochu, Marubeni, Inpex и Japan Petroleum Exploration Co., Ltd. (JAPEX), был подписан меморандум о проведении совместного технико-экономического исследования (ТЭИ) строительства завода по производству СПГ и газо-химического комплекса в районе Владивостока. Начало строительства объектов намечено на 2013—

2014 гг. С 2017 г. начнется производство сжиженного природного и сжатого газа, экспорт которого будет ориентирован на обеспечение возрастающих потребностей в энергоносителях стран АТР, в том числе Японии.

Крупные инвестиционные проекты с участием японских компаний сосредоточены также в автомобилестроении и производстве автокомпонентов.

В весьма короткие сроки мировым производителем автомобилей Toyota Motor был подготовлен крупный инвестиционный проект по налаживанию сборочного производства под Санкт-Петербургом. В период с 2005 по 2007 г. японская компания инвестировала в строительство завода 141 млн. долл. (запуск состоялся 21 декабря 2007 г.).

30 марта 2009 г. были подписаны соглашения по строительству второй очереди завода, ввод в эксплуатацию которого запланирован на

2015 г. Общий объем инвестиций по проекту оценивается на уровне 53 млн. долл.; общие производственные мощности заводов составят порядка 70 тыс. автомобилей в год15. В долгосрочной перспективе планируется увеличить объем общих инвестиций до 750-950 млн. долл. и довести объем годового выпуска автомобилей до 100 тыс. штук.

В настоящее время на российском рынке Toyota Motor следует стратегии продвижения шести основных моделей: трех легковых автомо-

Производственный цикл по выпуску автомобилей, осуществляемый на новом предприятии, предполагает: сварку кузова; окраску кузова; монтаж оборудования пассажирского салона; монтаж силового агрегата (двигателя и коробки передач); монтаж рулевого механизма; монтаж элементов передней и задней подвески; монтаж выпускной системы; монтаж элементов экстерьера; монтаж электрооборудования; сборку кузова; контрольные испытания готовых моторных транспортных средств.

билей Camry, Avensis и Corolla, и трех внедорожников Land Cruiser 100, Land Cruiser Prado и RAV4. Важным фактором является то, что, формируя свою маркетинговую стратегию, компания придает важнейшее значение вопросам повсеместного создания и расширения инфраструктуры, обеспечивающей не только продажу, но и послепродажное обслуживание автомобилей. Созданная компанией Toyota Motor торговосбытовая инфраструктура по своим потенциальным возможностям значительно превосходит существующий объем ее продаж в России.

Производство легковых японских автомобилей в России осуществляется также при реализации инвестиционных проектов компаний Nissan Motor, Mitsubishi Motors (совместно с группой PSA Peugeot Citroen), «Мазда мотор манюфэкчюринг рус».

Ряд проектов реализуется ОАО «Северсталь-Авто» (ныне ОАО «СОЛЛЕРС») совместно с японской компанией Isuzu Motors. В июле 2006 г. началось производство коммерческих автомобилей NQR71P в г. Ульяновске; с февраля 2008 г. на территории открытой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга» (Республика Татарстан) выпускается новая модификация грузовика NQR75P грузоподъемностью 5,5 т. с двигателем Евро-3 (производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 25 тыс. автомобилей в год; общий объем инвестиций в проект оценивается на уровне 14,5 млн. долл.16); в декабре 2009 г. создана новая сборочная площадка по производству автомобилей Isuzu в Приморском крае (уровень локализации проекта ожидается на уровне не менее 50%17).

Наконец, 20 апреля 2010 г. ОАО «Камаз» и Mitsubishi Fuso приступили к сборке грузовиков в г. Набережные Челны. В настоящее время партнерами обсуждаются новые совместные проекты, в том числе перспективы создания СП для расширения производства запчастей и компонентов для грузовых автомобилей.

Активизация на российском рынке ряда крупных инвесторов в области автомобилестроения способствовала широкому вовлечению японских компаний в налаживание на территории России производства запчастей и авто компонентов. В течение 2007 - 2010 гг. более 10 крупных компаний-производителей данной продукции стали участниками российского рынка.

Так, с 2007 г. реализуется проект по созданию под Санкт-Петербургом предприятия, производящего сидения для автомобилей (инвесторы -компании Toyota Boshoku и Toyota Tsusho; объем инвестиций - 2,8 млн. долл.).

С июля 2008 г. на базе производственных мощностей завода «ЗИЛ» в Подмосковье функционирует СП по производству и продаже дверей, капотов и других кузовных деталей легковых и грузовых автомобилей

Нихон кэйдзай. 08.04.2008.

Востоку цусин. 17.01.2011.

(инвестор - компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries - поставила СП «ноу-хау» и прессовое оборудование на сумму 25 млн. долл.).

В октябре 2010 г. в Нижнем Новгороде совместным предприятием, учрежденным компаниями «Тирадо» и «Русские машины» (группа ОАО «ГАЗ»), был начат выпуск алюминиевых радиаторов для охлаждения автомобильных двигателей. Объем инвестиций в проект оценивается на уровне 30 млн. долл.18

Ряд японских инвесторов осуществляет капиталовложения для обеспечения комплектующими автопроизводителей (японских, европейских и американских), осуществляющих сборку автомобилей в России. Именно с этой целью в 2008 г. компания Daido Metal приобрела за 20 млн. долл. российскую компанию «ЗМЗ-Подшипники скольжения» (дочерняя компания «Северсталь-Авто»; Заволжье, Нижегородская область), а компания по производству автомобильных деталей Sakura Kogyo создала в Санкт-Петербурге дочернее предприятие по производству деталей для тормозной и топливной систем (инвестиции в проект оцениваются в 10 млн. долл.).

Важным реализованным проектом является завод по производству листового стекла в г. Клин, построенный при финансово-технологичес-ком содействии компании Asahi Glass (официальное открытие состоялось в сентябре 2005 г.). Это второе предприятие, созданное в России при участии Asahi Glass; первое - по выпуску автомобильного стекла -было построено в 1997 г. в Нижнем Новгороде (его продукцией оснащаются автомобили, выпускаемые в России Toyota Motor).

В августе 2009 г. универсальная торговая компания Itochu достигла соглашения с японским производителем автопокрышек Yokohama Rubber о создании совместного предприятия по производству шин марки Yokohama в России на территории ОЭЗ «Липецк». Доля Yokohama Rubber в СП составит 80%, Itochu - 20%. Общий объем инвестиций в проект на первоначальном этапе оценивается в 160 млн. долл.19 В марте 2010 г. состоялась церемония закладки первого камня в строительство завода, запущенного в мае 2012 г. Объем инвестиций в первую очередь предприятия, которая будет производить 1,4 млн. шин в год, составил 4,8 млрд. рублей. В дальнейшем Yokohama планирует довести объем инвестиций в проект до 11,7 млрд. рублей, а производственную

3í 20

,5 млн. шин в год .

В декабре 2009 г. компания Isuzu приняла решение о строительстве производственных мощностей по сборке дизельных двигателей Isuzu. Компанией также рассматривается возможность создания инжинирин-

Нихон кэйдзай. 04.12.2007.

Нихон кэйдзай. 21.08.2009.

См.: Японские шины в Липецке // Эксперт. 31.05.2012. 1ЖЬ: http://expert.ru/2012/05/ 31/уароп8к1е-811ту1-у-Нре18ке/.

гового центра для разработки и адаптации продуктов специально под потребителей российского рынка.

В связи с тем, что многие японские инвесторы направляют свои капиталовложения не только в создание новых компаний, но и в развитие действующих российских предприятий, реализация инвестиционных проектов в форме создания СП остается весьма перспективной. Инвестиционная привлекательность регионов России для Японии очевидна: богатые запасы и разнообразие биоресурсов, растущий потребительский спрос и, соответственно, емкость внутреннего рынка, а также относительно низкий уровень стоимости земли, электроэнергии и прочих составляющих себестоимости продукции, повышающий конкурентные преимущества товаров, произведенных в России.

В частности, в сфере лесной и деревообрабатывающей промышленности примером успешно реализованных российско-японских проектов может послужить сотрудничество компании Sumitomo Corporation с одним из крупнейших в России лесоперерабатывающих предприятий ОАО «Тернейлес». В июле 2007 г. компания Sumitomo Corporation увеличила свою долю в уставном капитале ОАО «Тернейлес» до 45%. В 2009 г. японская компания открыла новые лесоперерабатывающие линии общей производительностью 420 тыс. куб. м3 в год. Общий объем японских инвестиций составил около 150 млн. долл.21

С декабря 2010 г. началась реализация нового проекта в сфере лесопереработки. Компания Sojitz Corporation совместно с консорциумом российских компаний приступила к созданию на базе завода в Амурске производственных мощностей по выпуску фанерных плит японского стандарта.

В последние годы возрос интерес японских компаний к сфере российских телекоммуникаций и другим высокотехнологичным отраслям российской промышленности. В этом контексте можно отметить совместные инвестиционные проекты в сфере телекоммуникаций, осуществленные компаниями NTT-Com и ЗАО «Компания ТрансТелеКом», а также KDDI и «Ростелеком» по введению в действие новых оптоволоконных линий связи, соединивших Дальний Восток России с Японией.

В октябре 2006 г. российский магистральный оператор связи ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и японская телекоммуникационная корпорация NTT-Com подписали договор о межсетевом взаимодействии, а в феврале 2007 г. заключили контракт о соединении своих сетей оптоволоконным кабелем от о. Сахалин до о. Хоккайдо, что позволило организовать прямое высокоскоростное соединение телекоммуникационных сетей России и Японии.

В начале 2008 г. «ТрансТелеКом» и NTT-Com завершили прокладку, а в июле запустили в коммерческую эксплуатацию подводную волоконно-

По информации «Сумитомо Корпорэйшн».

оптическую кабельную систему Hokkaido-Sakhalin Cable System (HSCS) на маршруте Невельск (Сахалин) - Исикари (Хоккайдо). Протяженность кабельной системы от Сахалина до Хоккайдо составила 570 км, пропускная способность - 640 Гбит/с. Общий объем инвестиций в проект составил более 50 млн. долл. Hokkaido-Sakhalin Cable System позволила организовать кратчайший телекоммуникационный маршрут для передачи данных из Токио в Лондон и стала неотъемлемой частью трансконтинентальной цифровой магистрали TransTelecom Eurasia Highway, которая соединяет Юго-Восточную Азию и Западную Европу22.

В феврале 2007 г. «Ростелеком» и KDDI заключили соглашение о прокладке телекоммуникационного кабеля между городами Находка и Дзёэцу (префектура Ниигата), который позволил наладить прямую передачу из Японии большого объема информации не только российским, но и европейским потребителям. В июле 2008 г. компании объявили о завершении работ по прокладке кабеля и с сентября 2008 г. приступили к его коммерческой эксплуатации. Общая протяженность подводного кабеля составила около 1800 км (две кабельные трассы по 900 км), а пропускная способность - 640 Гб/с. Суммарный объем инвестиций KDDI и «Ростелеком» в реализацию проекта оценивается примерно в 42 млн. долл.23

В 2006 г. Sumitomo Corporation инвестировала средства в проект по предоставлению высокоскоростного беспроводного выхода в Интернет, основанного на технологии Wimax. Для реализации проекта на территории России была создана компания «Энфорта» (100%-е дочернее предприятие голландско-российской компании «Престиж Интернет»), В 2006 г. услугами по доступу было обеспечено 12 городов, в 2007 г. -14 городов России. Технология Wimax позволяет обеспечить телекоммуникационными услугами российские регионы, в которых в настоящий момент доступ к сетям Интернет отсутствует или ограничен.

В октябре 2010 г. Panasonic и «НТВ плюс» приступили к реализации совместного проекта по созданию специализированного канала для вещания в трехмерном пространстве 3D. Совокупный объем финансирования проекта оценивается в 3 млн. долл.

В 2007 г. станкостроительные компании Yasukawa Electric Corporation и Fanuc Corporation, контролирующие 20% мирового рынка индустриальных роботов, приняли решение о выходе на российский рынок промышленных многофункциональных роботов с целью обеспечения потребностей японских автомобильных компаний. Помимо центров продаж, компании организовали в РФ центры технического обслуживания роботов и сборку устройств по требованию заказчика.

В 2007 г. компания Komatsu приняла решение о строительстве в Ярославской области завода по сборке строительной и специальной

По информации пресс-центра ЗАО «Компания ТрансТелеКом».

По информации пресс-центра ОАО «Ростелеком».

техники. В июне 2010 г. состоялась церемония открытия завода. Объем инвестиций в проект составил 95 млн. долл. Производственные мощности на первоначальном этапе составят 3000 экскаваторов и 7000 погрузчиков. В настоящее время Komatsu контролирует около 20% российского рынка дорожно-строительной техники и занимает 3-е место по поставкам в Россию данной продукции.24 Компания также рассчитывает в перспективе осуществить программу локализации производства компонентов для сборки спецгехники на предприятиях Ярославской области.

В связи с увеличением емкости российского рынка товаров народного потребления японские компании стали активно инвестировать как в производство товаров повседневного спроса, так и в сферу российской оптово-розничной торговли, создавая в крупных городах России свои представительства и налаживая торгово-сбытовые сети.

В декабре 2008 г. японская компания Nissin Foods приобрела 15% акций «Энглсайд», являющейся владельцем российского ООО «Маре-вен фуд сэнтрал» (производитель продовольственных товаров под торговыми марками «Роллтон» и «БигБон») и объявила о намерении в перспективе довести свою долю до 33% (инвестиции составили около 103 млн. долл. с последующим увеличением до 300 млн. долл.)25.

В 2009 г. японская компания Unicharm приняла решение об инвестировании около 50 млн. долл. в создание собственных производств стерильных платков и детских подгузников в России. С целью обеспечения успешного выхода на российский рынок японская компания создала совместное предприятие со шведской компанией SCA, доля продаж которой составляет 20% российского рынка. В 2010 г. состоялось торжественное открытие завода.

В конце 2008 г. компания Fast Retailing, занимающаяся выпуском повседневной одежды под маркой Uniqlo, приняла решение выйти на российский рынок. В настоящее время в Москвс^успсшно работают 2 магазина розничной торговли японской компании .

В августе 2008 г. компания «Асикс» объявила о намерении учредить в России свою дочернюю компанию. С 2009 г. эта компания начала осуществлять продажи спортивной обуви через 400 российских торго-во-сбытовых точек, расположенных преимущественно в Москве. В перспективе компания планирует создание в России собственных дистрибьюторских сетей27.

В 2008 г. компания Seiko учредила в России дочернюю компанию «Сэйко Россия» с уставным капиталом 210 млн. иен. По мнению руководства компании, спрос на дорогие часы в среде бизнесменов будет

По информации пресс-центра Komatsu.

Майнити симбун. 26.12.2008.

Нихон кэйдзай. 02.12.2008; Ротобо тёса гэппо. июнь 2010 г.

Нихон кэйдзай. 14.08.2009.

постепенно расти, и настало время переити от поставок моделей стоимостью 500-1000 долл. к дорогим вариантам ценой до 5000 долл.28

Таким образом, в последние годы японские деловые круги начали проявлять определенный интерес к российскому рынку, тем самым постепенно вовлекаясь в процесс инвестиционного сотрудничества с Россией. Помимо приведенных выше примеров, об этом наглядно свидетельствуют результаты анкетирования японских компаний - членов Ниппон Кэйданрэн, Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству (ЯРКЭС), Японского бизнес-клуба в Москве. Среди компаний, предоставивших ответы на вопросы анкетирования (2005 г. -181 компания, 2006 г. - 208, 2007 г. - 247), число компаний, «занимающихся ведением бизнеса с Россией» или «планирующих вести бизнес с Россией» составило соответственно 92, 122 и 157, что подтверждает тенденцию к усилению инвестиционного присутствия японских деловых кругов на российском рынке29.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги в налаживании инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией, необходимо отметить, что деловые круги Японии, являясь крупнейшими мировыми инвесторами, по-прежнему крайне осторожно подходят к вопросу об осуществлении крупных капиталовложений в российскую экономику (речь идет об отдельных проектах с объемом японских инвестиций до 300 млн. долл.). Исключение составляют проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в которых японские компании участвуют, будучи членами международных консорциумов, и получают крупные государственные кредиты от Японского банка международного сотрудничества.

Нихон кэйдзай. 26.08.2008.

Согласно проведенным и опубликованным в 2005-2007 гг. исследованиям японороссийского комитета по экономическому сотрудничеству.

Япония и Россия: пути формирования общественного мнения о странах-соседях

Л. В. Жилина

Основной целью настоящей работы является изучение изменения в общественном мнении и восприятии России и русских (Японии и японцев) японскими/российскими студентами за последние пять лет. Эмпирические данные, используемые для статьи - это результаты опросов, проведенных автором в 2007 и 2012 гг. в университетах Японии и России.

Ключевые слова: Россия, общественное мнение, имидж страны, национальный характер, социологический опрос, студенты.

Настоящее исследование проводилось в рамках проекта «Формирование общественного мнения о странах-соседях: Россия и Япония глазами студентов» и было поддержано грантами Японского Фонда в 2007 и 2012 гг. Основной целью данной работы стало изучение изменений в общественном мнении и восприятии России и русских (Японии и японцев) японскими/российскими студентами за последние пять лет. Эмпирические данные, используемые для статьи - это результаты опросов, проведенных в 2007 и 2012 гг. в университетах Японии и России1. Опросы были проведены в два этапа с приблизительным интервалом в пять лет с использованием аналогичных анкет. Интервал в пять лет мы сочли вполне оправданным, поскольку за пять прошедших после первого опроса лет, полностью закончился учебный университетский цикл, а, значит, и полностью поменялась студенческая аудитория, произошли большие изменения в экономической ситуации, в определенной степени поменялись акценты в политическом диалоге между двумя странами. Несмотря на важность подобных исследований о зарубежных странах, до настоящего времени было проведено относительно мало эмпирических исследований на предмет анализа источников информации, которые оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения о странах-соседях в Японии и России. В настоящем исследовании сделана попытка частично восполнить этот пробел.

Средства массовой информации в любом обществе играют важную информационную роль, являясь посредником между журналистом и аудиторией. Взаимодействие средств массовой информации с читательской и

В рамках настоящего исследования в мае 2012 г. было проведено анкетирование студентов Омского государственного университета им Ф. М. Достоевского. В июне этого же года опрос был проведен в университете Аояма Гакуин. Предыдущий опрос в 2007 г. проводился по аналогичной схеме в Женском университете Японииу ( 0 и ОмГУ

им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.