Научная статья на тему 'Энергетическая безопасность и проблема ее международно-правового обеспечения'

Энергетическая безопасность и проблема ее международно-правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1155
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая безопасность и проблема ее международно-правового обеспечения»

— двусторонние договоры, существовавшие между воюющими государствами, которые были и являются прекращенными в результате войны, могут быть восстановлены полностью или частично по желанию стороны, не являющейся государством-агрессором, после прекращения состояния войны.

Понятно, что помимо этих положений в соответствующем соглашении следовало бы предусмотреть и положения, касающиеся двусторонних и многосторонних соглашений, которые во время войны сохраняют свою юридическую силу между воюющими государствами.

Василевич Т.А.,

аспирант МГЮА

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЕЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В современных условиях устойчивое развитие государств во многом зависит от надежного доступа к энергии.

Конец XIX — начало XX в. ознаменовалось ростом политических рисков в мировом энергоснабжении.

Энергетическая безопасность оказалась в последнее время в центре дискуссий на самых разных уровнях. Однако, несмотря на свою актуальность, не только экономическую, но и политическую значимость, эта тема в подавляющем большинстве случаев выглядит достаточно аморфной и требует конкретизации и концептуализации

Рассматривая сущность безопасности, необходимо обратить внимание на то, что безопасность представляет собой достаточно сложную, многогранную и комплексную правовую категорию.

Так, безопасность можно определить как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, либо чему-нибудь»2, или — как «отсутствие опасности, сохранность, надежность»3. В самом общем смысле безопасность можно определить как положение, при котором отсутствует опасность или отсутствует возможность причинения какого-либо вреда.

Большинство определений безопасности тесно связано с защитой суверенных интересов государства. Безопасность, в широком смысле, включает в себя совокупность политических, военных, экономических, информационных, энергетических, экологических и иных компонентов. В узком смысле безопасность определяется исходя только из военно-политического аспекта.

1 См.: КокоишнАЛ. Международная энергетическая безопасность. М., 2006. С. 3.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 88.

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1994. С. 162.

Безопасность — это комплекс гарантий по защите суверенных прав государства. Это объективная цель политики любого государства.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность представляет собой «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1.

Рассмотрение энергетических проблем в контексте безопасности отражает серьезность энергетических кризисов и предполагает установление норм и правил мирового порядка в отношении обеспечения эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения.

В настоящее время понятие «энергетическая безопасность» не имеет однозначного толкования в научной литературе. Оно широко используется в различных сферах: в энергетике, экономике и политике. В понятие «энергетическая безопасность» может быть вложен различный смысл: от обеспечения технической надежности функционирования локальной энергетической системы или поддержания энергетического баланса региона до широкой трактовки энергетической безопасности как энергетического аспекта национальной и международной безопасности2.

По мнению экспертов Международного энергетического агентства, понятие «энергетическая безопасность» не имеет четкого определения и является «комплексной концепцией, направленной на защиту потребителей энергии от перебоев в поставках, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, терроризмом, недоинвестированием в инфраструктуру либо плохой организацией рынков»3.

Мировой энергетический совет определяет энергетическую безопасность как «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях». В опубликованной в 1985 г. Международным энергетическим агентством «Энергетической политике в области технологий» энергетическая безопасность была определена как «адекватные поставки энергии по разумной цене»4.

Энергетическую безопасность также можно определить как процесс обеспечения непрерывности поставок энергоносителей и достижения максимальной «энергетической независимости».

1 Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77; Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3427; 2007. № 10. Ст. 1151.

2 См.: Котомин А.Б. Глобализация и энергетическая безопасность северных регионов России // http://www.kolasc.net.ni. (июнь 2007 г.)

3 См.: Милов В. С. Повестка дня для глобальной энергетики // Россия в глобальной политике. Сентябрь — октябрь 2005. № 5. llttp://www.globalaffairs. т/питЬег8/16/4796.111гп1. (июнь 2007 г.)

4 См.: Миронов Н.В. Актуальные проблемы международной энергетической безопасности. Дис.... канд. экон. наук. 2000. М. С. 16.

Кроме того, под энергетической безопасностью понимается защищенность энергетической системы страны от дефицита в обеспечении потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в условиях нормального функционирования и при чрезвычайных обстоятельствах

Разные страны по-разному трактуют данное понятие применительно к своим условиям. В развитых странах определение термина «энергетическая безопасность» сводится просто к обеспечению достаточного объема поставок по доступным ценам. Страны — экспортеры энергоресурсов главный упор делают на поддержание «стабильности спроса» на их экспорт, который в конце концов обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов2.

Европейская Комиссия (1990 г.) дает более полное определение: «Безопасность поставок означает, что существенно необходимые энергетические потребности будут удовлетворены как за счет использования адекватных внутренних ресурсов, разрабатываемых экономически целесообразным способом или поддерживаемых в качестве стратегического резерва, так и за счет доступных и стабильных внешних источников, дополняемых в случае необходимости за счет стратегического резерва»3.

В соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, одобренной решением Межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета Безопасности Российской Федерации от 27 февраля 1998 г., под энергетической безопасностью страны подразумевается такое состояние общества, которое позволяет при наличии внешних или внутренних угроз и дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного характера поддерживать необходимый уровень национальной безопасности страны, устраняя и компенсируя негативное влияние этих факторов определенным путем4.

В целом, основной проблемой в понимании энергетической безопасности является ее исключительно односторонняя трактовка.

Но в то же время, обобщая определения энергетической безопасности, можно выделить следующие составляющие этого понятия.

Во-первых, это процесс обеспечения эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения. Во-вторых, для энергетической безопасности характерно наличие внешних, внутренних дестабилизирую-

1 См.: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества государств — участников СНГ в энергетической сфере // Российский ежегодник международного права. 2003. С. 232.

2 См.: ЕргииД. Гарантировать энергетическую безопасность // Россия в глобальной политике. Январь — февраль 2006 г., № 1. http://www.globalaffairs.ni/numbers/23/6687.litml. (июнь 2007 г.)

J Цит. по: The IEA Natural Gas Security Study. Paris. 1995. P. 24.

4 Проект Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации // Энергетическая политика. 1996. № 2. С. 2—7.

щих факторов в энергетической сфере. В-третьих, основными энергоресурсами в современных условиях до сих пор остаются невозобновляемые источники энергии — нефть, уголь, газ. В-четвертых, энергоносители должны соответствовать качественным и количественным показателям. В-пятых, основными субъектами являются страны-производители, страны-потреби-тели и транзитные страны.

В международном праве отсутствует точное определение международной энергетической безопасности. Правовая природа этого понятия все еще обсуждается.

Международная энергетическая безопасность представляет собой сложное, многоплановое явление, в котором выделяются такие тесно взаимосвязанные факторы, как ресурсно-сырьевой, военно-политический, финансовый, экологический и технологический.

Так, например, специалисты Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира и разоружения, расширив понятие энергетической безопасности до понятия «международной энергетической безопасности», включили в него проблемы снабжения топливом не только развитые, но и развивающиеся страны — импортеры нефти и других ресурсов»1.

Проблематика международной энергетики в связи с ее безопасностью начала разрабатываться на Западе после энергетического кризиса 1973 г., когда западные государства впервые ощутили на себе эффективность «нефтяного оружия».

После нефтяного кризиса середины 70-х гг. энергетический фактор стал играть в международных отношениях не менее значимую роль, чем военный и политический.

В настоящее время энергетическая безопасность не может существовать сама по себе, а напрямую связана с более широкими отношениями между государствами и способами их взаимодействия друг с другом.

Энергетическая взаимозависимость постепенно делает энергетический фактор действенным инструментом межгосударственных политических отношений.

В настоящее время каждое государство стремится гарантированно обеспечить себя топливно-энергетическими ресурсами не только на текущий, но и на будущий период времени.

Правовую основу обеспечения энергетической безопасности составляют многосторонние и двусторонние соглашения между государствами. К многосторонним договорам относятся: Европейская Энергетическая Хар-

1 Global Resources and International Conflicts. Environmental Factors in Strategic Policy and Action // Ed. By Arthur H. Westing. Stockholm InternationalPeace Research Institute. Oxford. New York. Oxford University Press. 1986.

тия 1991 года и Договор к Энергетической Хартии; Соглашение об учреждении Межправительственного Совета по нефти и газу, утвержденное решением Совета глав правительств от 02 марта 1993 г.; Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. и др. К двусторонним договорам — соглашения между двумя государствами в области энергетики

На сегодняшний день Европейская Энергетическая Хартия и Договор к Энергетической Хартии являются единственными многосторонними документами, устанавливающими правила игры в мировом ТЭК.

Европейская Энергетическая Хартия была составлена как декларация политического намерения поощрять энергетическое сотрудничество государств Запада и Востока. Она изначально была сформулирована как исключительно европейский документ. Следовательно, многие неевропейские страны не были готовы согласиться с положениями Европейской Энергетической Хартии.

Но, в свою очередь, Договор к Энергетической Хартии является единственным в своем роде юридически обязательным многосторонним документом, регулирующим отношения между государствами в сфере энергетики.

В настоящее время одной из важнейших задач обеспечения энергетической безопасности в современных условиях является рациональный подход к использованию энергетического потенциала. Так, нынешние мировые потребности нефти Международное энергетическое агентство оценивает в 84 млн барр. в день. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2020 году уровень потребления энергоресурсов может вырасти до 115 млн барр., а к 2030 году — до 120 млн барр. в день. Это, в свою очередь, вызовет существенное увеличение объемов мировой торговли, ускорение темпов глобализации и развитие международных энергетических рынков.

Также обеспечение энергетической безопасности во многом зависит от развития энерготранспортной инфраструктуры (нефте- и газопроводов), так как проявляется неспособность транспортных коммуникаций обеспечить доставку растущих объемов углеводородов на мировые рынки. Растет

1 См.: Совмесшое заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента США Дж. Буша о развитии российско-американского энергетического диалога, 22 ноября 2002 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса, 06 декабря 2001 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии, 15 февраля 1996 г.; Бакинская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики, 09 января 2001 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о транзите нефти, 07 июня 2002 г.

потребность в ремонте трубопроводов, а с 2010 года нужно будет осуществлять масштабные проекты — освоение новых регионов и строительство транспортных систем.

В то же время на обеспечение энергетической безопасности оказывают влияние и такие немаловажные факторы, как:

— истощение запасов энергоресурсов;

— загрязнение окружающей среды;

— угроза изменение климата;

— рост потребления энергии;

— процесс глобализации.

При растущей взаимозависимости в энергетической сфере ни одна страна мира не может без ущерба для себя оставаться во внешнеэкономической самоизоляции.

В настоящее время в глобальном формате сформировались основы общей энергетической политики промышленно развитых стран-потребите-лей в рамках Международного энергетического агентства, а также основных нефтедобывающих стран в рамках Организации стран — экспортеров нефти. Резко активизировалось международное энергетическое сотрудничество на региональном уровне.

Усиление процессов глобализации и интернационализации, рост энергетической взаимозависимости все более способствуют международному сотрудничеству государств в целях обеспечения энергетической безопасности, которое приобретает глобальный характер.

Несмотря на определенный прогресс в разработке возобновляемых источников энергии, традиционные, невозобновляемые источники углеводородного сырья на протяжении еще ряда десятилетий будут играть решающую роль в развитии мировой экономики. И в этом случае энергетическая безопасность государств будет определяться наличием надежных источников этого сырья.

Основополагающей тенденцией в обеспечении энергетической безопасности должна стать направленность к созданию единого энергетического пространства. Эта тенденция должна отвечать объективным потребностям обеспечения устойчивого, надежного энергоснабжения государств в условиях нестабильности, скачков мировых цен на нефть и роста политической напряженности вокруг отдельных стран-производителей.

Широкое распространение мнений о том, что односторонние действия государств по обеспечению своей энергетической безопасности могут привести к межгосударственным конфликтам, свидетельствует о том, что односторонняя национальная энергетическая безопасность невозможна.

Разрешение национальных и международных энергетических проблем в современном мире требует интеграционных подходов к установлению более совершенной системы международных энергетических отношений. Изолированно ни одно государство не сможет обеспечить энергетическую безопасность и сформировать устойчивую систему энергетической безопасности.

В мире растущей глобализации и взаимозависимости между нетто-экс-портерами и нетто-импортерами энергии общепризнано, что многосторонние правила могут обеспечить более сбалансированные и эффективные рамки для международного сотрудничества, чем те, которые предусмотрены в одних двусторонних соглашениях или документах, не имеющих законодательной силы.

И в итоге проблема обеспечения энергетической безопасности должна привести к становлению международного энергетического права как новой отрасли международного публичного права.

Дон чей ко В.Ю.,

аспирант МГЮА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В Докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана от 21.03.2005 года «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» говорится, что «понятие большей свободы включает идею о том, что развитие, безопасность и права человека неотделимы друг от друга. Мы не можем обеспечить развитие, не обеспечив безопасность, мы не можем обеспечить безопасность, не обеспечив развитие, и мы, конечно же, не можем обеспечить ни то, ни другое без обеспечения прав человека»1.

Невозможно обеспечить международную и национальную экологическую безопасность, не гарантировав каждому человеку определенные права в области охраны окружающей среды. Таким образом, экологические права человека и всего человечества в целом находятся в непосредственной связи с концепцией обеспечения экологической безопасности как составной части всеобъемлющей системы международной безопасности.

В научной литературе можно встретить различные подходы к закреплению прав человека, связанных с охраной окружающей среды. Это такие «общие права», как право на благоприятную, здоровую, жизнеспособную, экологически приемлемую, безопасную окружающую среду, право на развитие,

11Ш Бос. А/59/2005 Р. 6.

право на экологическую безопасность. Также ряд ученых предлагают выделить среди экологических прав процессуальные права, например право на доступ к информации, касающейся окружающей среды, право на доступ к правосудию, право на участие в принятии решений, касающихся окружающей среды

Следует отметить, что в таких важнейших международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, не были прямо провозглашены эти права. Но некоторые ученые полагают2, что именно эти документы заложили основы для последующего формирования современного института экологических прав, закрепив основные права человека — это право на жизнь и свободу (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 года 3, ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года4), право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года 5).

По мнению А.Г. Тарнавского, «в силу объективных причин было бы преждевременным видеть в них международно-правовое закрепление данного права человека в прямой позитивной форме»6.

Если XX век уделял внимание правам отдельного человека, то конец его и начало XXI века показывают, что речь должна идти и о правах «глобального человечества». Е.А. Лукашева говорит о «третьем поколении прав человека» — прав народов на развитие, на безопасность и мир, на здоровую окружающую среду и т.д.7. Ф.М. Рудинский считает, что «сейчас идет речь о формировании четвертого поколения прав человека... появление новых глобальных угроз может привести к появлению новых прав человека. Это, прежде всего, права, связанные с биологией, генетикой. Здесь существуют определенные правовые и нравственные стандарты, которые не должны привести к уничтожению человеческого рода или к его искажению»8.

1 BimieP. W., Boyle А. Е. International Law and the Environment. 2nd ed. Oxford, 2002. P. 261.

2 См.: Колбасов О.С. Экология: политика — право. М., 1976. С. 80; Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1995. С. 119.

3 Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. I / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. С. 395.

4 Указ. соч. С. 448.

5 Указ. соч. С. 442.

6 Тарнавскии А.Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду // Советское государство и право. 1990. № 9. С. 103.

1 См.: Лукашева Е.А. Права человека как фактор устойчивого развития // Права человека как фактор устойчивого развития. М., 2000. С. 19—20.

Е Рудинскии Ф.М. Из XX в XXI век: права человека (итоги, проблемы, перспективы) // Институт прав человека. Ежегодник. К пятилетию вступления России в Совет Европы / Под ред. К.Х. Каландарова. М., 2001. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.