ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Синицын И.М.
ученый секретарь Центра исследования проблем безопасности РАН
im_9380752@mail. ru Джумагулова А.Н.
студентка факультета международных отношений и туризма АНОВО «Московский гуманитарный университет»
via. translatorship@gmail. com
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСНОСТЬ РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Статья посвящена анализу и оценке современных факторов, влияющих на уровень обеспечения энергетической безопасности России, её роли в обеспечении национальной и международной безопасности. Осуществлена оценка текущих событий, связанных с международными политическими и экономическими аспектами влияния США и стран Запада на энергетическую политику России, в частности на глобальном пространстве.
Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания ЦИПБ РАН на тему «Научные исследования в сфере повышения эффективности обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации» (№ 0006-2018-0009.
Ключевые слова. Энергетическая безопасность, экономическая безопасность, энергетический терроризм, международное энергетическое право, структуры, политическое давление, газопровод, санкции, газовый конфликт
Энергия всегда играла особую роль в жизни человечества. Все виды его деятельности связаны с затратами энергии: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергетические отрасли стали неотъемлемой частью функционирования и развития цивилизации.
В этой связи борьба за обладание или получение в достаточном количестве энергии различного происхождения является одной из острейших проблем.
Важной характеристикой «энергетической безопасности» государства является ресурсная достаточность, экономическая доступностью, экологическая допустимость и технологическая достижимость сбалансированного обеспечения спроса и предложения соответствующих энергетических ресурсов1.
Другой «стороной медали» является возможность выгодной продажи полученной продукции, что, подчас, выливается в ожесточенную борьбу стран-производителей энергоресурсов за наиболее перспективные и выгодные рынки ее сбыта. Для России как крупнейшего экспортера энергоресурсов энергетическая безопасность включает также обеспечение недискриминационного доступа на внешние энергетические рынки, которое позволило бы минимизировать воздействие нерыночных факторов на внешнеэкономическую деятельность российских энергетических компаний2.
Учитывая роль энергоресурсов, прежде всего нефти и газа, проблема получения и распоряжения ими, а также сбыта обостряется, превращаясь в региональные и геополитические конфликты. В качестве примера можно отметить ирано-иракскую войну
1 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Доктрина), утвержденная Президентом Российской Федерации 29 ноября 2012 г., № Пр-3167, ст. 3.
2 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Доктрина), утвержденная Президентом Российской Федерации 29 ноября 2012 г., № Пр-3167, ст. 3.
1980-1988 гг., войну в Персидском заливе 1990-1991 гг., гражданскую войну в Судане, шедшую с 1983 по 2005 гг.
Сложная военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке в конечном итоге также обусловлена энергетическими факторами (данный вопрос является темой отдельной публикации).
По оценке Статистического Ежегодника мировой энергетики в 2017 г. традиционные энергоресурсы (нефть, газ, уголь) (ТЭР) обеспечивали 81% мирового потребления энергии, увеличение ее мирового производства составило 2,4%, что превысило историческую тенденцию1. Согласно прогнозу до 2035 г. общее мировое потребление энергии может увеличиться более чем на треть.
Особой в этом контексте оценивается роль России, которая располагает как значительными энергетическими ресурсами, так и огромным человеческим потенциалом, обладающим техническими и научными знаниями, развитой технологической базой. Сравнительные преимущества нашего государства по природным ресурсам позволили ей стать в ряд ведущих, ключевых поставщиков энергоносителей с учетом полного удовлетворения своих потребностей.
Как отметил Президент России В.В.Путин на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности 27 августа 2018 г2. «В условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы... По итогам прошлого года (2017 г - примечание авторов) Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка.. .Мы заняли первое место в мире по добыче нефти, второе по добыче газа».
Важной особенностью современной мировой энергетической системы является неравномерность (скорее несоответствие) распределения мест их добычи (производства) и потребления (переработки), что является источником формирования конфликтного потенциала.
Ситуация, когда центры производства и потребления энергоносителей географически не совпадают, неравные условия государств по отношению к обладаю энергоресурсами (в первую очередь нефтью и газом) приводит к возможности использования ими таких ресурсов в качестве инструмента политического и экономического давления на другие государства для достижения своих национальных, региональных или геополитических интересов.
Формирование в XX в. энергетических рынков не только на уровне макрорегионов, но и в глобальном масштабе сыграло весьма важную роль в обеспечении экономического роста отдельных развитых и некоторых развивающихся стран. Ограничения, связанные с удовлетворением колоссальных и растущих внутренних потребностей в энергии развитых стран их собственными ресурсами, оказались существенно ослабленными.
Кроме того, дисбаланс в распределении производства и потребления энергоресурсов требует от последних дополнительных финансовых и материальных затрат для их получения, что является значительным фактором внешнего влияния и конфликтов между государствами.
Функционирование энергетических рынков, казалось бы, приближающее к оптимуму с точки зрения глобального экономического равновесия, борьба за рынки сбыта
1 Статистический Ежегодник мировой энергетики. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-energy-production.html (дата обращения: 18.09.2018).
2 Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности 27 августа 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58382 (дата обращения: 28.08.2018).
энергоресурсов порождает новые конфликты и противоречия между государствами и группами государств - сложных и часто непредвиденных последствий для устойчивого развития мировой экономики и динамики человеческого потенциала.
Часто в интересах установления контроля над регионами добычи нефти и газа принимаются меры по дестабилизации в них ситуации. Как правило, катализаторами напряженности являются конфликтов на почве межнациональных и межрелигиозных отношений или территориальные претензии. Однако, в итоге речь идет о стремлении овладеть ценными нефтяными и газовыми месторождениями.
И эту ситуацию надо понимать правильно: мы имеем дело с энергетическими войнами ХХ1-го века. Именно с этих позиций и целесообразно рассматривать предпринимаемые США и рядом государств Запада шаги, связанные с противодействием принимаемым Россией мерами по повышению эффективности и устойчивости своей деятельности в энергетическом секторе на европейском континенте. По мнению авторов статьи, учитывая содержание термина «терроризм» в российских документах, в настоящее время действия США можно оценить как «международный энергетический терроризм», целью которого является стремление запугать европейские государства российской угрозой в сфере энергетики и тем самым повлиять на их политические и экономические шаги в отношении России. Создание страха и неуверенности в будущем, обоснование зависимости европейских государств от российского газа - стержень политики США. Другая сторона такой формы терроризма - экономическая в интересах США (данная тема будет раскрыта в других публикациях).
Национальная энергетическая безопасность - это важнейший фактор обеспечения национальных интересов государства, направленный обеспечение благоприятных энергетических отношений и защиту от внутренних и внешних угроз объектов и процессов добычи и переработки энергоресурсов, а также их транспортировку. Обеспечение в должной мере энергетической безопасности непосредственно оказывает влияние на уровень обеспечения экономической безопасности в России, решении комплексных социально-политических и социально-экономических задач.
В этой связи целью действий США и ряда поддерживающих их государств Европы, связанных с проведением «санкционной войны» против России, является противодействие дальнейшему укреплению России в мировой экономической и политической международных системах, росту ее влияния на решение международных проблем, а также создание условий для внутренней дестабилизации социально-политической обстановки.
Прежде всего, это касается действий США по реализации политики «газовой эспансии» на европейский континент, как одного из инструментов решения внутренних проблем сбыта энергетической продукции, так и в качестве оружия «мягкой силы» в противостоянии России, создание условий возникновения внешнеэкономических и внешнеполитических угроз энергетической безопасности России и государству в целом1.
В качестве ее инструмента используются определенные технологические достижения США в реализации «сланцевого проекта», не характеризующегося в целом, по оценке специалистов, высокой экономической рентабельностью, да и экологичностью, но позволившего на определенном этапе инициировать развитие высокотехнологичной отрасли и создание на территории США около 2 млн. новых рабочих мест, определенному влиянию на снижение внутренних цен на газ.
За пределами США попытки реализации такого проекта (Польша, Украина, планировалось в Молдавии) практически не увенчались успехом. Однако результаты в
1 Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Доктрина), утвержденная Президентом Российской Федерации 29 ноября 2012 г., № Пр-3167, ст. 3.
разработке и применении новейших и весьма сложных технологий добычи сланцевых ресурсов налицо, что нельзя не признавать.
Зачастую такая политика американского руководства выдается за деятельность по укреплению международной энергетической безопасности Европы, снижению их зависимости от энергодобывающих государств (России, Катара, Ирана и некоторых других).
В целом США не оставляет своих устремлений усилить влияние на формирование мировых цен на нефть и газ, а также на конъюнктуру газовых рынков Европы и Азии. Активно происходит вытеснение американского угля с внутреннего рынка на рынки Европы и стремление поставить свои ресурсы на территории Германии, Италии, Нидерландов, Украины, в том числе содействия в поставке сжиженного природного газа (СПГ) из Канады и Катара в страны Европейского союза. К 2020 г. планируется также организовать масштабные поставки американского СПГ в Европу.
Таким образом, «энергетическая война» в рамках реализации российского проекта по обеспечению национальной энергетической безопасности, с одной стороны, и практических шагов США и Запада под флагом решения проблем международной энергетической безопасности (и в частности энергетической безопасности европейских государств) в последнее время приобретает жесткие формы. Главное направление удара против России -недопущение реализации проектов «Северный поток-2» и «Южный поток».
Одновременно с решением задачи по ограничению поставок российских энергоресурсов страны Запада и США стремятся решить и задачу затормозить научно-технологическое развитие России в этой отрасли. Реализация ограничений со стороны стран Запада на доступ российских нефтегазовых компаний к современным западным технологиям и оборудованию, запрет на привлечение долгосрочного инвестирования в эту отрасль, и иные санкционные меры в отношении энергетического сектора России также могут повлечь за собой снижение обновления инфраструктуры и в определенной мере способствовать отставанию в сфере науки и технологий. В результате этого возможно негативное влияние и замедление темпов развития во многих областях экономики и промышленности, а нефтегазовые компании станут неконкурентноспособными на мировом рынке1.
Часто, в качестве ограничений деятельности России на международной (прежде всего европейской энергетической «площадке») оппонентами России используется несогласованность наиболее важных подходов к распределению роли энергодобывающих и энергосбытовых компаний, а также несогласованность документов нормативно-правового регулирования в этой отрасли, прежде всего подходов к определению категории национальной и международной энергетической безопасности.
Что касается национальной энергетической безопасности других стран, то в Проекте Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности упоминается термин «energy security» (энергетическая безопасность), который в ЕС носит более узкое понятие, нежели в российских концептуальных документах - главным образом включает технический аспект безопасности объектов энергетики и инфраструктуры. А вот термин «security of energy supply» (устойчивость поставок энергоносителей) в Евросоюзе является официально одной из главных целей энергетической политики наряду с функционированием энергетического рынка, стимулированием энергетической эффективности и энергосбережения, развитием новых и возобновляемых форм энергетики, а также развитием
1 Минэнерго назвало угрозы энергобезопасности России// Ведомости.. URL: https://www.vedomosti.ru/archive/2018/03/07 (дата обращения: 7.03.18).
трансъевропейских энергетических сетей, что показывает разницу в подходах энергетической безопасности между Россией и ЕС1.
В настоящее время, в условиях глобализации международной экономической деятельности энергетический баланс всё более зависит от конкретных взаимосвязей между государствами, решениями их лидеров и выполнении задач по обеспечению устойчивого глобального развития. Национальная энергетическая безопасность при глобальном устройстве мира должна существовать в рамках международной энергетической безопасности. Примечательно, что ранее речь шла о международной экономической безопасности, частью которой была энергетическая безопасность. Сегодня, международную энергетическую безопасность можно считать самостоятельной отраслью взаимоотношений между странами. Однако нет общепринятого определения международной энергетической безопасности. Существует ряд энергетических организаций, в каждой из которых приведены собственные цели и принципы энергетической безопасности на международном уровне. Например, МЭА (Международное энергетическое агентство)2 определяет энергетическую безопасность как бесперебойную доступность энергоресурсов по доступной цене и выделяет ключевые аспекты:
- долгосрочная энергетическая безопасность, преимущественно основанная на своевременных инвестициях для снабжения энергией в соответствии с экономическими тенденциями и экологическими потребностями
- краткосрочная энергетическая безопасность, фокусирующаяся на способности энергетической системы быстро реагировать на внезапные изменения в балансе спроса и предложения.
Исходя из приведённых определений, можно сделать вывод, что для главной цели международной энергетической безопасности, а именно устойчивости энергоснабжения для всех стран-участниц существующих энергетических организаций, необходимо, прежде всего, обеспечить защиту от современных угроз глобального характера: возможного применения ядерного оружия, терроризма, дискриминационного доступа на внешние энергетические рынки и, как показывает практика, от политического давления конкурентов в энергетической сфере.
С конца прошлого века формируется более ясная модель системы управления и обеспечения международной и национальной энергетической безопасности в России и в мире. Фактор глобализации в энергетических отношениях привёл к необходимости формирования ряда международных организаций, ведомственных структур национальных государств и энергетических агентств в сфере энергетики, так как вопросами энергетической безопасности занимаются, как правило, государственные институты, а вопросами международной энергетической безопасности - как правило, международные экономические организации.
Международные энергетические организации призваны служить инструментом разработки общих задач и решений стран-участников в отношении развития международных энергетических отношений, формирования общих требований, разрешения спорных вопросов, согласно определённым правилам их выполнения. Такие организации приобретают всё большую правосубъектность, под влиянием которых разрабатывалось международное энергетическое право, тем самым определяя роли в международных энергетических отношениях. Именно, международные организации выступают в качестве разработчиков проектов международных стандартов, путей разрешения конфликтов и
1 Селиверстов С.С. Проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности - новый энергетический миропорядок?// Юриспруденция. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id= 11&art=2860 (дата обращения: 18.09.2018).
2 Официальный сайт МЭА - http://www.iea.org/russian/
заключение двусторонних или международных соглашений. Среди таких непосредственно выступают ООН (выделим наиболее значимую структуру в сфере энергетики ЮНЕСКО), Мировой энергетический совет (МИРЭС), ОПЕК, МЭА, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), G8 и другие.
Россия состоит в числе некоторых организаций, решения которых сказываются не столько на энергетическом климате, но и на политическом и экономическом. Россия, являясь крупнейшим добытчиком энергоресурсов, обусловило зависимость экономической безопасности от энергетической. Об этом заявлено и в Энергетической стратегии России до 2030 г. «Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций»1. Так можно привести пример: Россия отказалась подписывать договор к Энергетической хартии, подписанной 58 странами в 1994 г. (включая Европейский Союз, США и Канаду), по причине экономической невыгодности.
Один из пунктов договора к Энергетической хартии обязывает государства-членов облегчить транзит энергетических материалов и продуктов через свою территорию в соответствии с принципом свободы транзита. Для РФ после подписания договора было бы неприемлемо позволить среднеазиатскому газу из Казахстана, Узбекистана и Туркмении свободно передвигаться через территорию России в страны Европы. Российские власти потеряли бы не только контроль над газовыми потоками, но существенную прибыль, поскольку Россия, закупая этот самый газ, продаёт его в Европу как свой. Более того, в Энергетической хартии отмечалось, что при поставках российского газа, Газпром должен продавать его на границе стран потребителей без дальнейшего участия. Это означало бы, что продажей внутри стран, закупающих газ, должны заниматься местные или региональные газовые компании. То есть, тем самым отсекая одну из способностей России - независимо заниматься транспортировкой ЭМП. Вследствие чего Россия и отказалась ратифицировать Энергетическую хартию. Это было лишь первое проявление различных подходов в энергетической безопасности России и стран Запада.
В дальнейшем, ЕС и дальше диверсифицировали поставки энергоресурсов со стороны России, выдвигая в качестве предложений как создание единого европейского института по закупкам углеводородов, так и призывы к дестабилизации конкретных партнёрских отношений России с отдельными членами Евросоюза. Примером может служить проект «Северный поток», резко критикуемый странами ЕС, через которые не проходит ветка газопровода, и США. За прошедшие полвека, США ни разу не сменила курс в энергетической политике по отношению к России. Более того, Штаты активно противостоят «российскому влиянию» на территории Европы, считая такое положение «геополитической угрозой» для США. Ещё со времён СССР они были встревожены строительством нефте- и газопроводов, идущих из СССР в Европу (позднее из России), считая, что это сделает Россию энергетической сверхдержавой и помешает стремлению к реализации сниженного газа из США в Европу. Учитывая усиление политики и международных отношений в энергетике, США использует всевозможные рычаги для геополитического давления на Россию, включая международные энергетические институты, а также структуры НАТО, которые не только вышли за территориальные границы, но и активно навязывают свою политику в сфере энергобезопасности как в России, так и в ЕС.
В текущем году, весной также стало известно о попытке США блокировать строительство «Северного потока-2». Кроме того, как сообщалось в издании «The Wall Street
1 Официальный сайт Минэнерго России. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 15.06.18.).
Journal», президент Соединённых Штатов Дональд Трамп во время апрельской встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, пытался уговорить её отказаться от поддержки строительства магистрального газопровода из России в Германии, что выглядит не совсем «благородно» со стороны США. США, не хотят принимать тот факт, что ведённые ранее санкции по финансированию компаний нефте-газового сектора и поставке оборудования и технологий для круга глубоководных и арктических шельфовых проектов, а также нефтегазовых проектов с трудноизвлекаемыми запасами лишь на время обвалили российский фондовый рынок, а спрос на российские ЭМП остался прежним. Более того ясно, что Дональд Трамп намерен и дальше корректировать пакет антироссийских санкций в собственных интересах страны, прибегая к помощи лоббистов и СМИ. Как заявляла заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк во время своего выступления в Берлине, что Вашингтон не исключает введения санкций против участников этого (Северный поток-2 - примечание авторов) проекта.
Кроме того, в целях противодействия его реализации Штатами выдвигаются самые нелепые домыслы, включая возможность установки Россией вдоль линии газопровода, который пройдет по дну Балтики, оборудование для слежения. При этом США назвали «ложными» утверждения, что Вашингтон противодействует этому проекту из-за желания подвинуть РФ на газовом рынке Европы1.
Прошедшая встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки, 16 июля 2018 г., обещала быть значимой в вопросах в сфере энергетики. Однако существенных договоренностей по проблемам реализации проекта и возможных действий по противодействию этому так и не прозвучало. Стоит отметить, что встреча прошла вполне конструктивно и прямо. Д. Трамп заявил, что США готовы конкурировать с российским трубопроводом своим сжиженным газом, однако конкретной позиции по этому вопросу и механизма такой конкуренции озвучено не было. Это позволяет сделать вывод, что вопросы энергетической безопасности России остаются под угрозой.
На сегодня вопрос окончательной реализации проекта «Северный поток-2» открыт и является одним из основных рычагов давления США на Европу и Россию. Вместе с тем объективные преимущества этого проекта для ряда европейских государств диктует им продолжать сотрудничество с Россией в энергетической сфере.
Определенное влияние в решение проблемы в пользу реализации проекта вносит позиция Украины по вопросу обеспечения беспрепятственного транзита российского газа в Европу.
Таким образом, реализация проекта «Северный поток-2», а в дальнейшем и «Южный поток», хотят западные лидеры или нет, позволят повысить уровень обеспечения как международной (глобальной) энергетической безопасности (государства Европы будут обеспечены стабильно и круглогодично дешевыми и качественными энергетическими ресурсами, будут сохраняться условия энергетического обеспечения устойчивого развития Европы и мирового сообщества в целом), так и энергетическую безопасность России.
Реализация отмеченных проектов позволит практически полностью исключить угрозы и риски несанкционированного отбора газа со стороны Украины. Одновременно это закрепить наши позиции в Европе как надежного и честного партнера, будет способствовать укреплению позитивного имиджа России в решении международных проблем.
1 Проект-шпион: США грозят санкциями «Северному потоку — 2»// Газета.т. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/17/11754565.shtml (дата обращения: 18.09.2018).
Литература:
1. Жукова И.С. О международном Энергетическом праве как отрасли международного права// Вестник ОГУ, 2010. № 2.
2. Мазур И.И. Глобальная энергетическая безопасность// Век глобализации», 2008. № 12.
3. Селиверстов С. С. Проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности - новый энергетический миропорядок?// Юриспруденция. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=11&art=2860 (дата обращения: 18.09.2018).
4. Газета «Аргументы и факты». URL: http://www.aif.ua/money/company/naftogaz_otkazalsya_ot_mirnogo_resheniya_gazovogo_spora_s _gazpromom (дата обращения: 18.09.2018).
5. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Доктрина), утвержденная Президентом Российской Федерации 29 ноября 2012 г., № Пр-3167, ст. 3.
6. Информационный новостной портал телеканала «Russia Today». URL: https://russian.rt.com/world/article/514420-gemaniya-ssha-rossiya-severnyi-potok-2-sankcii (дата обращения: 18.09.2018).
7. Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности 27 августа 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58382 (дата обращения: 28.08.2018).
8. Минэнерго назвало угрозы энергобезопасности России// Ведомости.. URL: https://www.vedomosti.ru/archive/2018/03/07 (дата обращения: 7.03.18).
9. Официальный сайт Минэнерго России. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 15.06.18.).
10. Проект-шпион: США грозят санкциями «Северному потоку — 2»// Газета.т. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/17/11754565.shtml (дата обращения: 18.09.2018).
11. Справочник «Газпортал». URL: http://www.gazportal.ru/info/docs/energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2030-goda/005-gosudarstvennaya-energeticheskaya-politika/ (дата обращения: 18.09.2018).
12. Статистический Ежегодник мировой энергетики. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-energy-production.html (дата обращения: 18.09.2018).
13. Форсайт глобализации: политика, экономика, управление: Монография [под ред. А.В. Бредихина]. - М.: АНО ЦЭМИ, 2018. - 115 с.
References:
1. ZHukova I.S. O mezhdunarodnom EHnergeticheskom prave kak otrasli mezhdunarodnogo prava// Vestnik OGU, 2010. № 2.
2. Mazur I.I. Global'naya ehnergeticheskaya bezopasnost'// Vek globalizacii», 2008. № 12.
3. Seliverstov S.S. Proekt Konvencii po obespecheniyu mezhdunarodnoj ehnergeticheskoj bezopasnosti - novyj ehnergeticheskij miroporyadok?// YUrisprudenciya. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=11&art=2860 (data obrashcheniya: 18.09.2018).
4. Gazeta «Argumenty i fakty». URL: http://www.aif.ua/money/company/naftogaz_otkazalsya_ot_mirnogo_resheniya_gazovogo_spora_s
gazpromom (data obrashcheniya: 18.09.2018).
5. Doktrina ehnergeticheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (Doktrina), utverzhdennaya Prezidentom Rossijskoj Federacii 29 noyabrya 2012 g., № Pr-3167, st. 3.
6. Informacionnyj novostnoj portal telekanala «Russia Today». URL: https://russian.rt.com/world/article/514420-gemaniya-ssha-rossiya-severnyi-potok-2-sankcii (data obrashcheniya: 18.09.2018).
7. Zasedanie Komissii po voprosam strategii razvitiya toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa i ehkologicheskoj bezopasnosti 27 avgusta 2018 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58382 (data obrashcheniya: 28.08.2018).
8. Minehnergo nazvalo ugrozy ehnergobezopasnosti Rossii// Vedomosti.. URL: https://www.vedomosti.ru/archive/2018/03/07 (data obrashcheniya: 7.03.18).
9. Oficial'nyj sajt Minehnergo Rossii. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (data obrashcheniya 15.06.18.).
10. Proekt-shpion: SSHA grozyat sankciyami «Severnomu potoku — 2»// Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/17/11754565.shtml (data obrashcheniya: 18.09.2018).
11. Spravochnik «Gazportal». URL: http://www.gazportal.ru/info/docs/energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2030-goda/005-gosudarstvennaya-energeticheskaya-politika/ (data obrashcheniya: 18.09.2018).
12. Statisticheskij Ezhegodnik mirovoj ehnergetiki. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-energy-production.html (data obrashcheniya: 18.09.2018).
13. Forsajt globalizacii: politika, ehkonomika, upravlenie: Monografiya [pod red. A.V. Bredihina]. - M.: ANO CEHMI, 2018. - 115 s.
ENERGY SECURITY OF RUSSIA: NATIONAL AND INTERNATIONAL CONCERNS
Sinitsyn I.M.
scientific Secretary of the Center for Security Studies of the RAS im_9380752@mail. ru Dzhumagulova A.N.
student offaculty international relations and tourism Moscow University for the Humanities via. translatorship@gmail. com
Annotation. The article is devoted to the analysis and evaluation of modern factors affecting the level of energy security of Russia, its role in ensuring national and international security. The assessment of current events related to international political and economic aspects of the influence of the USA and Western countries on the energy policy of Russia, in particular in the global space. The study was performed in the framework of the state task TIPB ran on the theme "Scientific research in the _ field of increase of efficiency of the energy security of the Russian Federation" (№ 0006-2018-0009).
Keywords. Energy security, economic security, energy terrorism, international energy law, structures, political pressure, gas pipeline, sanctions, gas conflict
Для цитирования: Синицын И.М., Джумагулова А.Н. Энергетическая безопасность России: национальны и международный аспект// Архонт, 2018. № 4 (7). С. 61-69.