Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование представления субъектов образовательного процесса об успешности обучения'

Эмпирическое исследование представления субъектов образовательного процесса об успешности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяев Е. А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования успешности обучения учащихся, изучаются особенности восприятия субъектами образовательного процесса проблемы успешности обучения. Определяется специфика рассмотрения данной проблемы со стороны родителей, учащихся и учителей. Восприятие успешности является схожим во всех трех группах, опрошенные согласились с тем, что в основе успешности лежат результаты учащегося, но также респондентами подчеркивался социальный фактор успешности. Опрошенные отмечали, что современная образовательная система не способствует формированию успешности учащихся,что подчеркивает актуальность исследуемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширяев Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL RESEARCH OF IDEAS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS ABOUT THE PUPILS’ LEARNING SUCCESS

The article presents the results of empirical research of the pupils’ learning success. The author defines specifics of consideration of this issue on the part of parents, students and teachers. The author identifies the major factors that affect the pupils’ learning success. The perception of success is similar in all three groups. Majority of surveyed agreed that the basis for success are the results of the student, but also respondents emphasized the social factor of success. Interviewees noted that the current education system is not conducive to the formation of success of students, that emphasized the relevance of the topic.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование представления субъектов образовательного процесса об успешности обучения»

УДК 37.01

Е.А. Ширяев*

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования успешности обучения учащихся, изучаются особенности восприятия субъектами образовательного процесса проблемы успешности обучения. Определяется специфика рассмотрения данной проблемы со стороны родителей, учащихся и учителей. Восприятие успешности является схожим во всех трех группах, опрошенные согласились с тем, что в основе успешности лежат результаты учащегося, но также респондентами подчеркивался социальный фактор успешности. Опрошенные отмечали, что современная образовательная система не способствует формированию успешности учащихся, что подчеркивает актуальность исследуемой темы.

Ключевые слова: успешность обучения, факторы успешности обучения, субъекты образовательного процесса.

Одной из главных задач, стоящих перед современной российской образовательной системой, является обеспечение успешности обучения учащихся. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. успешность каждого ребенка независимо от состояния здоровья, социального положения семьи объявляется приоритетом в сфере общего образования [3]. Возникают вопросы: насколько положения, заявляемые в нормативно-правовых актах, соответствуют реальному состоянию проблемы; насколько современная образовательная система способствует успешности учащихся?

Для ответа на данные вопросы был проведен опрос учителей, в котором приняли участие 65 педагогов, представляющих Самарскую, Московскую, Тверскую области, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург, Москву и другие регионы. Свыше 90 % респондентов являются работниками общеобразовательных школ. Из них около 23 % работают в гимназиях и лицеях, остальная часть — работники непрофильных школ. 7 % работники средних профессиональных образовательных учреждений, по 1.,5 % ответов пришлось на учителей вечерних и сельских школ соответственно. 40 % опрошенных имеют стаж работы менее пяти лет, 28 % работают в школе 5—10 лет, 16 % опрошенных — в школе от 10 до 15 лет, оставшиеся 16 % имеют стаж более 15 лет. 25 % респондентов работают в начальном звене, 68 % — в среднем и старшем звене, 7 % — в учреждениях среднего профессионального образования. Практически все опрошенные учителя — это женщины, большинство из которых имеют высшее образование (90 %), 10 % — среднее специальное.

Учителям было предложено ответить на вопросы: «Ориентировано ли обучение в школе на успех обучающегося?» и «Как вы считаете, способствует ли современная образовательная система успешности учащихся?». В результате были получены следующие данные: свыше 40 процентов респондентов считают, что обучение в школе не ориентирует учащихся на успех, и, соответственно, почти половина опрошенных полагает, что современная образовательная система не способствует успешности учащихся ( табл. 1).

* © Ширяев Е.А., 2016

Ширяев Евгений Андреевич ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Таблица 1

Результаты опроса учителей

Вопросы Да, абсолютно Да, достаточно Скорее да Скорее нет Недостаточно Нет

Ориентировано ли обучение в школе на успех обучающегося? 2,9 % 22,1 % 33,8 % 25% 16,2% 0

Как вы считаете, способствует ли современная образовательная система успешности учащихся? 2,9 % 8,8 % 41,2 % 23,5 % 23,5 % 1,5 %

В качестве критериев успешности обучения учителя выделили следующие: свыше 80 % отметили позитивное отношение к учебе, около 50 % — высокую успеваемость, 45 % к критериям относят достижения вне школы, 40 % обозначили поддержку со стороны семьи, 25 % выбрали высокий социальный статус в коллективе

Важно отметить, что учителя гимназий и лицеев в большей мере, чем представители других групп, склонны считать, что современная образовательная система способствует успешности обучения.

Учителя начальной школы в меньшей степени, чем учителя старшего звена, считают, что современная образовательная система способствует успешности учащихся, менее 30 % респондентов на данный вопрос ответили положительно.

В исследовании «Пигмалион» Р. Розенталь и Л. Якобсон, в рамках которого к отобранным методом случайной выборки группам учеников прикрепляли преподавателей, сообщив им при этом, что все ученики прошли предварительный строгий отбор и продемонстрировали незаурядные способности и большой потенциал в освоении школьных предметов. В результате учащиеся из этих групп значительно опережали по показателям успеваемости учащихся, где учителям не сообщали, что от этих детей следует ожидать много. Объяснялась эта ситуация в основном наличием (или отсутствием) высоких ожиданий [9]. Отсюда возникает вопрос, если свыше 40 % учителей считают, что современное образование не ориентирует учащихся на успех, другими словами, не ожидают конечного успеха своей деятельности, как возможно сформировать успешность обучающихся? В связи с этим особую важность в обеспечении успешности обучения учащихся приобретает личность учителя.

Для проверки выявленных результатов были проведены соответствующие опросы среди учащихся и их родителей. В опросе приняли участие 123 родителя, дети которых обучаются в 5—8-х классах. Уровень образования, социальный статус, материальное обеспечение родителей более дифференцировано. Так, около 55 % опрошенных имеют высшее образование, по структуре занятости 42 % относятся к категории служащих, 16 % — к категории рабочих профессий, 15 % — домохозяйки, 10 % занимают руководящие должности, 5 % ведут частный бизнес. Большинство опрошенных родителей — это женщины, которые состоят в браке, в возрасте от 35 до 45 лет.

Родителям учащихся был задан вопрос: «Считаете ли вы своего ребенка успешным учеником?». Полученные данные коррелируют с уровнем успеваемости учащихся. Родители учеников, которые обучаются на оценки «хорошо» и «отлично», склонны относить детей к успешным ученикам. Безусловно неуспешными учениками называют родители тех, которые не успевают по одному или нескольким предметам. Интересным фактом является то, что определение успешности детей не зависит от их возраста: так, примерно одинаковые данные были получены в результате анкетирования родителей 5-х и 6-х классов и 7-х и 8-х.

Современную образовательную систему с точки зрения ориентации на успех учащихся родители склонны оценивать более положительно, чем учителя (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опроса родителей учащихся

Вопросы Да, абсолютно Да, достаточно Скорее да Скорее нет Недостаточно Нет

Ориентировано ли обучение в школе на успех обучающегося? 0 % 24,6 % 52,4 % 3,3 % 16,4 % 3,3 %

Как вы считаете, способствует ли современная образовательная система успешности учащихся? 1,6 % 18,9 % 49,2 % 3,3 % 27 % 0 %

Сущность успешности обучения, по мнению родителей учащихся, следует определять как успеваемость учащихся, но также опрошенныши быши отмечены такие характеристики успешности, как чувство успеха, получение результатов в том или ином виде деятельности, уверенность, самоуважение, положительные эмоции, достижение поставленный: целей, признание окружающих, осознание собственной значимости, уверенность в своих силах, удовлетворение, прогресс в глазах одноклассников. Таким образом, родители склонны определять успешность обучения с точки зрения личностного подхода, а не результативного.

Данное исследование бышо бы неполным без изучения мнения самих учащихся. Подобная работа, в которой изучались представления об успешности обучения, проводилась за границей. Австралийский ученыш Д. Макинерни в 1996 г. изучал восприятие учащимися собственной успешности и зависимость этого восприятия от расы учащихся. Быши проведены опросы трех групп учащихся: австралийских аборигенов, англо-саксонских австралийцев и австралийцев-иммигрантов. Исследование не показало значительный: различий в восприятии успешности у представителей данных групп. Опрошенные согласились с тем, что особые успехи в обучении и активность на уроках являются важными показателями успешности. Разница наблюдалась в отношении к конкуренции как показателю успеха: для аборигенов конкуренция не так ценна, как для представителей других групп. Все три группы опрошенных не быши уверены во взаимосвязи между достижением цели и ощущением успеха в школе, но все респонденты согласились, что признание учителя важно для ощущения собственной успешности [7, р. 16—17].

Также были проведены устные и письменные опросы учеников среднего звена школ № 114 и № 87. Анализ данныж опросов позволил выявить ряд общих закономерностей в представлениях учащихся об успешности обучения.

Сами ученики успешным называют того, кто хорошо учится, но также немаловажную роль играют достижения, полученные учеником, просто хорошие оценки не всегда определяют успешность, важно иметь какой-то результат — победы в олимпиадах, похвальные грамоты, листы и т. д. Также к критериям успешности относится так назыгваемое наличие друзей, другими словами, ученики не считают успешным того, кто просто хорошо учится, но при этом не имеет друзей в классе.

На вопрос «Считаешь ли ты себя успешным учеником?» учащиеся 5—6-х классов ответили следующим образом: 17 % выбрали ответ «вполне успешен», 20 % — «успешен», 31 % — «скорее успешен», 5 % — «скорее не успешен», по 1 % ответили «не успешен» и «совершенно не успешен», 25 % затруднились с ответом. В результате

опроса учащихся 7—8-х классов были получены следующие данные: 22 % «вполне успешны», 18 % «успешны», 30 % «скорее успешны», 7 % «скорее не успешны», 5 % «не успешны», 18 % затруднились ответить, остальные варианты не были выбраны участниками опроса (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса учащихся «Считаешь ли ты себя успешным учеником?»

Классы Доля положительных ответов Доля отрицательных ответов Затруднились ответить

5-6-е 68 % 7 % 25 %

7-8-е 70 % 12 % 18 %

Ученики также давали ответ на вопрос «Что такое быть успешным?» в открытой форме. Были получены следующие ответы: «быть отличником», «когда ты достиг цели, к которой долго шел», «все знать», «многого добиваться», «быть развитым и способным», «добиться своей цели», «учиться на пятерки», «когда ты достиг, чего хотел», «хорошо учиться», «быть умным», «не сдаваться», «все знать», «все успевать», «хорошо себя вести», «быть уверенным». Из данных опроса также видно, что ключевой характеристикой успешности, по мнению учеников, является хорошая успеваемость, но дополнительный фактор, свидетельствующий об успехе, — наличие результата и поставленной цели.

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие выводы:

— субъекты образовательного процесса не считают, что современная образовательная система ориентирована на успех обучающегося;

— для большинства учителей, обучающихся и их родителей характерно понимание успешности обучения как высокой успеваемости, но родители и учителя также отмечают такие характеристики успешности, как достижение цели, позитивное отношение к учению;

— учащиеся в основной массе не склонны относить себя к категории абсолютно успешных учеников, большинство из них соотносят успешность с уровнем успеваемости.

Анализ эмпирических данных позволил заключить, что субъекты образовательного процесса не считают, что современное обучение ориентировано на успех. Таким образом, важность приобретает создание таких условий обучения, при которых и учащиеся, и их родители, и учителя будут ориентированы на успешность. Условия успешности будут тесно связаны с субъектами образовательного процесса, а именно, с личностью учителя, с семьей учащегося и классным коллективом.

Педагоги в своей деятельности должны стремиться к обеспечению успешности каждого учащегося. В ряде исследований ученые выделяют принцип успешности как самостоятельный дидактический принцип. Так, Т.В. Смолеусова упоминает данный принцип в своей работе, но не конкретизирует его [5]. По мнению С.О. Кожакиной, принцип успешности — это «создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию: создание классным руководителем ситуаций успеха, эмоционально-комфортного климата» [4, с. 84]. На наш взгляд, принцип успешности является базовым для организации процесса обучения в школе. Согласно теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, внутренняя мотивация появляется в том случае, когда реализуются три типа врожденных внутренних потребностей человека: потребность в самодетерминации (автономии), в компетентности (достижении результатов) и во взаимосвязи с другими людьми [6, р. 182]. Ученик испытывает стресс из-за своих неуспехов в школе, это вредит его ощущению автономии; когда ребенок начинает отставать, страдает компетентность. Поэтому педагог должен создать такую среду, в которой учащиеся будут иметь возможность достичь конкретных результатов в обучении, а возможные неудачи не должны провоцировать состояние стресса у обучающихся.

Следующим условием успешности обучения будет являться работа с семьей обучающегося. Семья создает наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка, а чувство принадлежности к семье необходимо для развития ребенка — психического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и т. п. [2; с. 77]. Более того, современные исследования акцентируют наше внимание на том, что семья напрямую влияет на успешность обучения учащихся [1, с. 5]. Возможным способом обеспечения успешности обучения является «вовлечение» родителей в образовательный процесс [8, p. 480].

Третьим немаловажным условием следует считать формирование положительного отношения к учебе. В практике образовательной деятельности учителя сталкиваются с различными классами, в некоторых учиться хорошо престижно, в других же, где позитивное отношение к учебе не сформировано, даже способные учащиеся могут быть не успешны.

Полученные данные свидетельствуют о том, что субъекты образовательного процесса склонны схожим образом интерпретировать успешность обучения. Исследование подтвердило актуальность выбранной темы, так, по мнению значительной доли респондентов (около 40 % опрошенных), современная образовательная система не способствует успеху обучающихся. На наш взгляд, данную проблему можно решить с помощью целенаправленной деятельности по формированию успешности учащихся, которая будет включать в себя работу с семьей учащегося, классным коллективом и создание такой среды, в которой каждый учащийся сможет добиться конкретного результата в процессе обучения.

Библиографический список

1. Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 1-9.

2. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 152 с.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения: 25.01.2016).

4. Кожакина С.О. Формирование социальной успешности подростков: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 257 с.

5. Смолеусова Т.В. Здоровье младших школьников и реализация принципа успешности в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-mladshih-shkolnikov-i-realizatsiya-printsipa-uspeshnosti-v-obrazovanii (дата обращения: 27.01.2016).

6. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Т. 49. P. 182-185.

7. Mclnerney D. M. et al. Aboriginal, Anglo, and immigrant Australian students' motivational beliefs about personal academic success: Are there cultural differences? / / Journal of Educational Psychology. 1998. V. 90. №. 4. P. 1-21.

8. Oyserman D., Brickman D., Rhodes M. School Success, Possible Selves, and Parent School Involvement // Family Relations. 2007. V. 56. №. 5. P. 479-489.

9. Rosenthal R., Jacobson L. Teachers' expectancies: determinants of pupils' IQ gains // Psychological reports. 1966. V. 19. №. 1. P. 115-118.

References

1. Andreeva O.V. Izuchenie vliianiia sem'i na uspeshnost' obucheniia mladshikh shkol'nikov [Study of the influence of family on success of study of junior pupils]. Naukovedenie, 2014, no. 5(24), p. 1-9 [in Russian].

2. Goryachev M.D. Sotsial'naia opeka nad rebenkom [Social custody over a child]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 1998, 152 p. [in Russian].

3. Gosudarstvennaia programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniia» na 2013— 2020 gody» [State program of the Russian Federation «Development of education for the period

2013—2020»]. Retrieved from: http://MHHo6pHayKH.p$/qoKyMeHTH/3409/$aHn/2228/13.05.15-rocnporpaMMa-Pa3BHTHe_o6pa3OBaHHH_2013-2020.pdf (accessed 25.01.2016) [in Russian].

4. Kozhakina S.O. Formirovanie sotsial'noi uspeshnosti podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of social success of the youngsters: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Saratov, 2014, 257 p. [in Russian].

5. Smoleusova T.V. Zdorov'e mladshikh shkol'nikov i realizatsiia printsipa uspeshnosti v obrazovanii [Health of junior pupils and realization of the principle of success in education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [The Siberian Pedagogical Journal], 2007, no. 10. Retrieved from: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-mladshih-shkolnikov-i-realizatsiya-printsipa-uspeshnosti-v-obrazovanii (accessed 27.01.2016) [in Russian].

6. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health. Canadian Psychology, 2008, Vol. 49, pp. 182—185 [in English].

7. Mclnerney D.M. et al. Aboriginal, Anglo, and immigrant Australian students' motivational beliefs about personal academic success: Are there cultural differences? Journal of Educational Psychology, 1998, Vol. 90, no. 4, pp. 1-21 [in English].

8. Oyserman D., Brickman D., Rhodes M. School Success, Possible Selves, and Parent School Involvement. Family Relations, 2007, Vol. 56, no. 5, pp. 479-489 [in English].

9. Rosenthal R., Jacobson L. Teachers' expectancies: determinants of pupils IQ gains. Psychological reports, 1966, Vol. 19, no. 1, pp. 115-118 [in English].

E.A. Shiryaev*

EMPIRICAL RESEARCH OF IDEAS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS ABOUT THE PUPILS' LEARNING SUCCESS

The article presents the results of empirical research of the pupils' learning success. The author defines specifics of consideration of this issue on the part of parents, students and teachers. The author identifies the major factors that affect the pupils' learning success. The perception of success is similar in all three groups. Majority of surveyed agreed that the basis for success are the results of the student, but also respondents emphasized the social factor of success. Interviewees noted that the current education system is not conducive to the formation of success of students, that emphasized the relevance of the topic.

Key words: success of learning, factors of learning success, subjects of the educational process.

Статья поступила в редакцию 15/IV/2016. The article received 15/IV/2016.

* Shiryaev Evgeniy Andreevich ([email protected]), Department of Pedagogy, Samara University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.