Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВКЛЮЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» '

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВКЛЮЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / дети с ОВЗ / инвалиды / движение «Абилимпикс» / педагогическая подготовка / готовность к профессиональной деятельности / уровни готовности. / inclusive education / children with disabilities / the disabled / the "Abilimpics" movement / pedagogical training / readiness for professional activity / readiness levels.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Галина Васильевна, Уралова Наталья Владимировна

в статье говорится о необходимости социальной адаптации и значимости профессиональной ориентации людей с ОВЗ и инвалидов. Одним из эффективных инструментов ранней профориентации являются конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс». В подготовке детей к включению в движение «Абилимпикс» ключевую роль играют педагоги, к подготовке которых в условиях современного образования предъявляются особые требования. Результатом такой подготовки должна стать готовность решать профессионально-педагогические задачи в процессе организации совместного обучения детей, относящихся к различным группам здоровья. На основе выделенных компонентов проведена диагностика, с целью выявления уровня первоначальной готовности педагогов к самостоятельной профессиональной деятельности. Результаты диагностики позволили сделать вывод о недостаточной готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности и необходимости в проведении мероприятий по подготовке будущих педагогов, отражающей специфику организации образовательной деятельности в отношении учащихся с разными группами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Галина Васильевна, Уралова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO INCLUDE CHILDREN IN THE «ABILIMPICS» MOVEMENT

the article talks about the need for social adaptation and the importance of professional orientation of people with disabilities and the disabled. One of the effective tools of early career guidance is the Abilimpix professional skill contests. In preparing children for inclusion in the Abilimpics movement, a key role is played by teachers, whose training in the conditions of modern education has special requirements. The result of such training should be a willingness to solve professional and pedagogical tasks in the process of organizing joint education of children belonging to different health groups. On the basis of the selected components, diagnostics was carried out in order to determine the level of initial readiness of teachers for independent professional activity. The diagnostic results allowed us to conclude that students are not sufficiently ready to carry out professional activities and the need for measures to train future teachers, reflecting the specifics of the organization of educational activities for students with different health groups, including children with disabilities and disabilities.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВКЛЮЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» »

УДК 378.013 ГРНТИ 14.35

DOI 10.24412/2409-3203-2022-30-319-328

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВКЛЮЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС»

Павленко Галина Васильевна

к.п.н., доцент кафедры педагогика Уралова Наталья Владимировна

магистрант

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Россия, г. Хабаровск

Аннотация: в статье говорится о необходимости социальной адаптации и значимости профессиональной ориентации людей с ОВЗ и инвалидов. Одним из эффективных инструментов ранней профориентации являются конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс». В подготовке детей к включению в движение «Абилимпикс» ключевую роль играют педагоги, к подготовке которых в условиях современного образования предъявляются особые требования. Результатом такой подготовки должна стать готовность решать профессионально-педагогические задачи в процессе организации совместного обучения детей, относящихся к различным группам здоровья. На основе выделенных компонентов проведена диагностика, с целью выявления уровня первоначальной готовности педагогов к самостоятельной профессиональной деятельности. Результаты диагностики позволили сделать вывод о недостаточной готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности и необходимости в проведении мероприятий по подготовке будущих педагогов, отражающей специфику организации образовательной деятельности в отношении учащихся с разными группами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, инвалиды, движение «Абилимпикс», педагогическая подготовка, готовность к профессиональной деятельности, уровни готовности.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO INCLUDE CHILDREN IN THE «ABILIMPICS» MOVEMENT

Pavlenko Galina Vasilyevna

Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy Uralova Natalia Vladimirovna

Master's student Pacific State University Russia, Khabarovsk

Abstract: the article talks about the need for social adaptation and the importance of professional orientation of people with disabilities and the disabled. One of the effective tools of early career guidance is the Abilimpix professional skill contests. In preparing children for inclusion in the Abilimpics movement, a key role is played by teachers, whose training in the conditions of modern education has special requirements. The result of such training should be a willingness to solve professional and pedagogical tasks in the process of organizing joint education of children belonging to different health groups. On the basis of the selected components, diagnostics was carried out in order to determine the level of initial readiness of teachers for independent professional activity. The diagnostic results allowed us to conclude that students are

319

not sufficiently ready to carry out professional activities and the need for measures to train future teachers, reflecting the specifics of the Organization of educational activities for students with different health groups, including children with disabilities and disabilities.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, the disabled, the "Abilimpics" movement, pedagogical training, readiness for professional activity, readiness levels.

Предоставление равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую сегодня решает наше государство.

Изменения в отношении общества к трудностям людей с особыми образовательными потребностями, понимание необходимости их масштабного включения в социум выразились в закреплении на законодательном уровне: ратификация Россией ряда международных нормативно-правовых актов, таких как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах инвалидов», «Конвенция о правах ребенка», принятие Закона «Об образовании», Закона «О социальной защите инвалидов» Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Особое место в современной социальной системе занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Люди с ОВЗ, являясь весомой частью общества, при создании необходимых условий в их образовательной и профессиональной подготовке становятся значительной трудовой силой [1].

Одним из эффективных механизмов обеспечения качества и доступности профессионального образования становится конкурс профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс». «Абилимпикс» предлагает множество проектов и идей, реализация которых открывает новые горизонты перед молодыми инвалидами в выборе профессии и профессиональной образовательной организации.

Главной целью движения «Абилимпикс» является повышение социальной включенности инвалидов в жизнь общества через формирование системы ранней профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создание системы профессионального обучения и переподготовки людей с инвалидностью и содействие трудоустройству инвалидов [2].

В подготовке детей к профессиональному самоопределению, в воспитании духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности активную и лидирующую позицию занимают образовательные учреждения. Это влечет за собой повышение требований к деятельности педагогов, расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально важных и личностных характеристик [3].

Перед системой высшего профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся современным требованиям образовательного процесса. Подготовка студентов к современным условиям педагогической деятельности должна иметь профессионально-гуманистическую направленность, строящуюся на безоговорочном принятии детей различных групп здоровья; способствовать формированию у студентов системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, обеспечивающих эффективность и творческую активность образовательной деятельности.

Результатом такой подготовки должна быть не только способность, но и, что особенно важно, готовность решать профессионально-педагогические задачи в процессе организации совместного обучения детей, относящихся к различным группам здоровья [4]. Рассматривая готовность, как результат подготовки будущих педагогов к самостоятельной профессиональной деятельности, мы выделяем три ее компонента.

1. Знаниевый компонент - совокупность специальных теоретических и методологических знаний, необходимых педагогу для создания инклюзивной образовательной среды.

2. Личностный компонент - совокупность личных и профессионально-педагогических ценностей, обязательных для организации образовательного пространства для учащихся смешанных групп здоровья, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью.

3. Деятельностный - систему необходимых организационно-управленческих, образовательных, методических и творческих умений и навыков, способствующих эффективному проектированию творческого педагогического процесса.

В рамках нашего исследования для выявления первичной готовности будущих педагогов Тихоокеанского государственного университета к включению детей в движение «Абилимпикс» была проведена опытно-экспериментальная работа. В эксперименте приняли участие 42 студента второго и четвертого курсов педагогических специальностей, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

На основе выделенных компонентов готовности были подобраны следующие методики:

1. Анкета «Определение готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» (модифицированная методика по материалам журнала «Управление начальной школой» №1, 2018).

Анкета позволяет определить уровень знаниевой готовности будущих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. Студентам было предложено ответить на 26 вопросов. За каждый ответ присваивается от 0 до 2 баллов в зависимости от выбранного варианта. Результаты интерпретировались с помощью ключа.

Полученные данные позволили выделить следующие уровни готовности к профессиональной деятельности (Таблица 1).

Таблица 1 - Уровни подготовки педагогов к профессиональной деятельности

Уровень готовности Баллы Качественные характеристики

Низкий 0-21 Педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.

Средний 22-42 У педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.

Высокий 43-52 У педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как к самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.

Проведение данной методики позволило выявить следующие результаты: в экспериментальной группе высокого уровня готовности не имеет никто из опрошенных студентов, преобладающее большинство - 19 (90 %) студентов имеют средний уровень, низкий у 2 (10%) студента. Контрольная группа студентов показала: высокий уровень не имеет ни один студент из группы, средний уровень у 17 (81%) студентов, низкий у 4 (19%).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о примерно одинаковом уровне готовности студентов в обеих группах, результаты опрошенных студентов выявили низкий и средний уровень готовности.

Результаты представлены на диаграмме (Рисунок 1).

аИ Ш

100 50 0

Конторльная Экспериментальная ■ Низкий уровень ■ Средний уровень I Высокий уровень Рисунок 1 - Результаты анкеты «Готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ»

Диагностический материал 2. Анкетный опрос «Абилимпикс» (авторская методика). Как и предыдущая методика данный анкетный опрос позволяет определить уровень всех компонентов (знаниевого, личностного, деятельностного) готовности будущих педагогов к участию в деятельности движения «Абилимпикс».

Студентам было предложено ответить на 16 вопросов. За каждый ответ присваивается от 0 до 2 баллов в зависимости от выбранного варианта. Результаты интерпретировались с помощью ключа.

Полученные данные позволили выделить следующие уровни готовности к профессионально-педагогической деятельности (Таблица 2).

Таблица 2 - Уровни готовности к участию в деятельности движения «Абилимпикс»

Уровень готовности Баллы Качественные характеристики

Низкий 0-11 Педагог не имеет представление о деятельности движения «Абилимпикс». Педагог не разделяет идеи инклюзивной педагогики. У педагога не сформированы личностно-ценностные ориентиры. Не готов обеспечить необходимые условия для организации мероприятий для детей смешанных групп здоровья, а также содействовать их популяризации среди обучающихся.

Средний 12-22 У педагога имеются ограниченные знания о деятельности движения «Абилимпикс», недостаточно сформировано представление о значимости профориентационной деятельности для детей с нарушениями в развитии. Недостаточно сформированы ценностно-личностные ориентиры. Педагог не уверен в своих умениях и навыках по организации мероприятий для детей смешанных групп здоровья и их популяризации.

Высокий 23-32 У педагога имеются необходимые знания о деятельности движения «Абилимпикс». Педагог принимает ценности инклюзивного образования. У педагога в достаточной степени сформированы ценностно-личностные ориентиры. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации и популяризации мероприятий для детей смешанных групп здоровья. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.

Данная методика позволила выявить следующие результаты. Так в экспериментальной группе высокий уровень готовности демонстрируют всего 2 (10%) студентов, у большинства - 13 (61%) респондентов был выявлен средний уровень готовности, низкий уровень готовности имеют 6 (29%) обучающихся. В контрольной группе высокий уровень готовности имеет 1 (5%) человек, средний уровень демонстрируют 15 (71%) студентов, низкий уровень определен у 5 (24%) опрашиваемых.

Полученные данные указывают на то, что уровень готовности студентов в контрольной группе несколько выше, чем в экспериментальной. Однако результаты опрошенных студентов в обеих группах выявили преимущественно низкий и средний уровень готовности.

Результаты представлены на диаграмме (Рисунок 2).

Контрольная Экспериментальная

с Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рисунок 2 - Результаты готовности будущих педагогов к участию в деятельности

движения «Абилимпикс»

3. Методика определения психологической компетентности учителя (модифицированная методика Т.Н.Графской).

Данная методика позволяет выявить уровень психологической компетентности учителя, которая входит в личностный компонент готовности педагога к профессиональной деятельности. Опрашиваемые должны были дать либо положительный, либо отрицательный ответ на 25 из предложенных вопросов. За каждый ответ присваивается от 0 до 1 балла.

Результаты подсчитываются с помощью ключа. Также методика имеет шкалу лживости, позволяющую убедиться в искренности респондентов и надежности их ответов.

В соответствии с выбранной методикой удалось выделить следующие степени психологической компетентности (Таблица 3).

Таблица 3 - Степень психологической компетенции учителя на основе диагностического материала 3._

Степень компетентности Баллы Качественные характеристики

Некомпетентен 0-11 Педагог демонстрирует отсутствие ценностного отношения к собственной деятельности и неготовность к дальнейшему профессиональному росту.

Малая степень 12-17 У педагога не ярко выраженное ценностное отношение к профессии. Не всегда способен учитывать индивидуальные психолого-возрастные особенности детей, перейти от общих рассуждений к обоснованным поступкам.

Достаточная степень 18-24 Педагог демонстрирует ценностное отношение к профессии, осознает уровень собственной деятельности, способен к эффективному применению знаний, умений для решения задач профессиональной деятельности. Проявляет готовность включать знания и умения в психологическую практику школы

Результаты, полученные с помощью данного опроса следующие: в экспериментальной группе достаточную степень психологической компетенции имеет 1 (5%) студент, малая степень выявлена у 18 (86%) студентов, некомпетентны 2 (9%) человека. По шкале лживости 7 (33%) студентов были недостаточно искренни в своих ответах, что указывает на ненадежность некоторых результатов. В контрольной группе достаточной степенью компетентности не обладает ни один из опрошенных, малая степень у 17 (81%) респондентов, некомпетентны 4 (19%). Однако шкала лживости показывает, что

надежность результатов в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. Неискренними в своих ответах были 6 (28%) человек.

Таким образом, результаты в экспериментальной группе незначительно превосходят результаты контрольной группы.

Результаты представлены на диаграмме (Рисунок 3).

100 50 0

Контрольная Экспериментальная

и Некомпетентен ь Малая степень ■ Достаточная степень

Рисунок 3 - Результаты методики «Определение психологической компетентности

учителя»

4. Методика изучения отношения будущих педагогов к ценностям инклюзивного образования (модифицированная методика В.В. Хитрюк).

Данная методика позволяет оценить степень понимания и принятия будущими педагогами ценностей инклюзивного образования. Студентам было предложено оценить 30 суждений. Методика содержит прямые и обратные утверждения, за каждый ответ на прямое утверждение присваивается от 1 до 3 балов, ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы.

Общий результат подсчитывается без деления на субшкалы.

Полученные результаты позволили выявить следующие уровни принятия ценностей инклюзивного образования студентами (Таблица 4).

Таблица 4 - Уровни принятия ценностей инклюзивного образования._

Уровень принятия ценностей инклюзивного образования Баллы Качественные характеристики

Низкий уровень 5-35 Студент не принимает ценности инклюзивного образования. Проявляет незначительный интерес к инклюзии. Демонстрирует в выборе суждений нейтральное или отрицательное отношение к инклюзивному образованию. Проявляет стремление к работе только с нормотипичными детьми. В самооценке профессиональной педагогической мотивации отмечает желание принимать участие в педагогической практике, но при этом неоднозначно оценивает необходимость теоретической и методической подготовки к работе с детьми смешанных групп здоровья.

Продолжение таблицы 4

Средний уровень 3656 Студент понимает, но принимает не все ценности инклюзивного образования. Демонстрирует в выборе суждений чаще нейтральное отношение к инклюзивному образованию. Проявляет неуверенность в успехе организации совместного обучения и воспитания детей с нормальным и нарушенным развитием. В целом проявляет положительное отношение к детям с ОВЗ, но при этом выражает готовность работать не со всеми детьми. В самооценке профессиональной педагогической мотивации отмечает желание принимать участие в педагогической практике, но при этом неоднозначно оценивает необходимость теоретической и методической подготовки к работе с детьми смешанных групп здоровья.

Высокий уровень 5770 Студент понимает и принимает ценности инклюзивного образования. Проявляет личную заинтересованность в решении задач инклюзивного образования. Демонстрирует в выборе суждений ценностное отношение к детям с ОВЗ (готовность принимать любого ребенка) и в целом к инклюзии. Мотивирует себя на выполнение определенных действий и достижение успеха в организации совместного обучения детей с нормальным развитием и с ОВЗ. В самооценке профессиональной педагогической мотивации отмечает желание принимать участие в педагогической практике, адекватно оценивает необходимость теоретической и методической подготовки к работе с детьми смешанных групп здоровья.

Данная методика позволила выявить следующие результаты. В экспериментальной группе высокий уровень принятия ценностей инклюзивного образования имеют 6 (29%) человек, средний уровень демонстрируют 12 (57%) студентов и 3 (14%) респондента не принимают ценностей инклюзивного образования. Контрольная группа продемонстрировала такие результаты: высокий уровень у 4 (20%) опрошенных, средние показатели выявлены у 15 (70%) человек и всего 2 (9%) студентов проявляют незначительный интерес к инклюзии.

Таким образом результаты показали, что показатели в контрольной группе несколько лучше, чем в экспериментальной.

Данные результаты представлены на диаграмме (Рисунок 4).

Контрольная Экспериментальная

■ Низкий уровень ■ Средний уровень 11 Высокий уровень

Рисунок 4 - Методика изучения отношения к ценностям инклюзивного образования

5. Опросник для диагностики способностей к эмпатии (А. Меграбян и Н.Эпштейн).

Данный опросник позволяет определить уровень способности к сопереживанию. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. В контексте нашего исследования это качество личности важно как никогда, поэтому этот опросник включен в личностный компонент готовности

будущего педагога к профессиональной деятельности. Опросник состоит из 33 предложений-утверждений, студентам было предложено выразить свое согласие или несогласие с каждым из утверждений. Результаты сопоставляются с ключом, полученное общее количество совпадений сравниваются с показателями. Стоит заметить, что уровень эмпатических тенденций у девушек выше, чем у юношей. Эти особенности учитывались при анализе результатов.

Интерпретация результатов позволила выявить следующие уровни эмпатических тенденций (Таблица 5)._

Уровень эмпатических тенденций Баллы Девушки/юноши Качественные характеристики

Низкий уровень 0-22/0-16 Характеризуется безразличием к окружающим, концентрацией на своих чувствах. Такие люди эмоционально холодны, испытывают затруднения при установлении контактов.

Средний уровень 23-29/17-25 Данный уровень характеризуется лишь некоторой степенью проявления сопереживания. Такие люди чаще отличаются достаточным равнодушием к проблемам других, эмоции предпочитают держать под контролем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень 30-33/26-33 Уровень характеризуется эмоциональной отзывчивостью, чувствительностью и вниманием к проблемам других людей, умением находить выход из конфликтных ситуаций. Такие люди великодушны, легко идут на контакт

Данная методика позволила определить следующие результаты у респондентов. В экспериментальной группе высоким уровнем эмпатических тенденций обладают 6 (29%) опрошенных, средний уровень у 11 (52%) человек, низким уровнем способностей к эмпатии отличаются 4 (19%). В контрольной группе высокий уровень наблюдается у 4 (19%) опрошенных, средним уровнем обладают 16 (76%) студентов, эмоциональной холодностью отличается 1 (5%) человек.

Таким образом результаты в контрольной группе выше, чем в экспериментальной.

Показатели обеих групп представлены на диаграмме (Рисунок 5).

80 60 40 20 0

Контрольная Экспериментальная

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень Рисунок 5 - Опросник для диагностики способностей к эмпатии

6. Тест для определения уровня творческой деятельности (Е.И.Рогов). Данная методика позволяет определить уровень творческого потенциала студентов.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

Поэтому в контексте нашего исследования данная методика была выбрана для определения деятельностного компонента подготовки будущих специалистов.

Тест состоит из 18 вопросов, необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа. Результаты интерпретировались с помощью ключа.

Данная методика позволила выделить следующие уровни творческого потенциала студентов (Таблица 6)._

Уровень творческих способностей Баллы Качественные характеристики

Низкий <23 Творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему

Средний 24-48 Вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

Высокий 49 < Значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

Данная диагностика выявила средний уровень творческого потенциала у всех опрошенных (100%) в обеих группах.

Данные представлены на диаграмме (Рисунок 6).

Контрольная Экспериментальная

■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень Рисунок 6 -Тест на определение творческих способностей

Для обобщения и упрощения интерпретации полученных результатов нами был выбран следующий способ оценивания. Поскольку каждая из пяти выбранных методик имеет свою шкалу данных, уровни, выявленные методиками, оценивались следующим образом: низкий - 1 балл, средний - 2 балла, высокий - 3 балла. В дальнейшем данные суммировались.

После интерпретации полученных результатов был сделан вывод об общей

готовности будущих студентов к профессиональной деятельности (Таблица7

Уровень общей готовности будущих педагогов к профессиональной Баллы

деятельности

Низкий уровень готовности 6-9

Средний уровень готовности 10 - 14

Высокий уровень готовности 15 - 18

В контрольной группе низкий уровне готовности имеют 2 (10%) студентов, средний уровень выявлен у 19 (90%) человек, высокого уровня готовности к профессионально-педагогической деятельности не имеет ни один из респондентов. В экспериментальной группе низкий уровень у 1 (5%) студента, средний уровень профессиональной готовности имеют 19 (90%) опрошенных и лишь 1(5%) студент демонстрирует высокую готовность к будущей педагогической деятельности.

Данные по общей готовности студентов представлены на диаграмме (Рисунок 7).

100 50

0 L-

Контрольная Экспериментальная

и Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рисунок 7 - Общая готовность будущих педагогов к профессиональной

деятельности

Опираясь на полученные в ходе проведенной диагностики результаты, можно сделать вывод, что респонденты демонстрируют интерес к проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ совместно с детьми основной группы здоровья, однако готовность к осмыслению и творческому развитию педагогических идей в процессе совместного обучения детей смешанных групп здоровья, демонстрирует только 1 из 42 студентов.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведении мероприятий по подготовке будущих педагогов, направленной на овладение не только общепедагогическими принципами, но и специальными навыками, отражающими специфику организации образовательной деятельности в отношении учащихся с разными группами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Список литературы:

1. Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях: Сборник методических материалов / Сост.: Н.С.Сомова, Л.А.Ибрагимова, Г.А.Петрова http://nvsu.m/m/Intellekt/1135/Proforientatsionnaya%20rabota%20v%20obshcheobrazovatelnih %20uchrezhdeniyah%20-%20Sb%20metod%20mat-lov%20-%202013 .pdf [Дата обращения: 10.04.2021]

2. Е. Савостьянова. «Абилимпикс» — олимпиада возможностей. http://nb-forum.ru/news/reportages/abolimpics-olimpiada-vozmozhnostei [Дата обращения: 10.04.2021].

3. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования "Образовательная политика России на современном этапе" http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21905 [Дата обращения: 10.12.2021]

4. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография / Е. В Кетриш. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с.

Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.