Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / социальная компетентность / структура / критериально-уровневое оценивание / competence / social competence / structure / criteria-level assessment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дронова Полина Дмитриевна

В статье рассматривается понятие и структура социальной компетентности, результаты исследования сформированности её компонентов: рефлексивного, коммуникативного, эмоционального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF THE FORMATION OF COMPONENTS OF SOCIAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the concept and structure of social competence, the results of the study of the formation of its components: reflexive, communicative, emotional.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

DOI: 10.17805Лг^у.2022.5.7 ПЕДАГОГИКА

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

П.Д. Дронова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматривается понятие и структура социальной компетентности, результаты исследования сформированности её компонентов: рефлексивного, коммуникативного, эмоционального.

Ключевые слова: компетентность; социальная компетентность; структура; критериаль-но-уровневое оценивание

EMPIRICAL STUDY OF THE FORMATION OF COMPONENTS OF SOCIAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

P.D. Dronova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article discusses the concept and structure of social competence, the results of the study of the formation of its components: reflexive, communicative, emotional.

Keywords: competence; social competence; structure; criteria-level assessment

Социальная компетентность, представляющая собой готовность и способность к коммуникации в разных жизненных сферах, командной работе и межкультурному взаимодействию имеет важное значение в общественной жизни. По мнению Е.В. Прямиковой, «компетентность — это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности». В свою очередь «компетенция — возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией; готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации» (Прямикова, 2009: 12).

В.З. Юсупов на основе анализа нормативных документов и научной литературы делает вывод: «Компетентность выпускника вуза - это интегральная характеристика профессиональных и личных качеств будущего специалиста, уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной и других видов деятельности. Структурно компетентность включает в себя совокупность компетенций» (Юсупов, 2013: 100). Юсупов В.З. и Капин С.В. обращают внимание на универсализацию многих компетенций будущего педагога, выделяя «формирование универсальной проектной компетентности как интегра-

тивной характеристики субъекта, выражающейся в его способности и готовности на основе освоенных междисциплинарных знаний, умений, навыков, опыта и личных качеств разрабатывать и реализовывать проекты в различных сферах» (Юсупов, Капин, 2019: 349).

Степень различия между компетентностью и компетенцией иллюстрирует рис. 1.

С

Компетенция

I

< N

• круг вопросов, отра-

жающих стандарты

поведения;

• формально описан-

ные требования к

личностным, про-

фессиональным и др.

качествам

У

С

Компетентность

I

способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определённой сфере; способность действовать в ситуации неопределённости

Рис.1. Компетенция и компетентность: сравнение

Понятия «компетентность» и «компетенция» имеют точки соприкосновения. Следует отметить, что не всегда специалисты, которые полностью соответствуют установленным профессиональным требованиям и стандартам, не умеют применять знания на практике, соответственно, они не компетентны.

Существуют различные подходы в классификации компетентностей. Наиболее распространённой в отечественной науке является точка зрения И.А. Зимней, которая выделила три группы компетентностей:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельно сти;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (Зимняя, 2009: 12).

Вслед за А.К. Марковой, В.Г. Максимовой, В.А. Сластениным, в настоящей статье компетентность в области взаимодействию человека с другими людьми мы будем называть социальной компетентностью. Исходя из представления о компетенции как способности применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности, под социальной компетентностью понимается способность личности применять социальные знания, умения, навыки и определённые личностные качества для эффективного социального взаимодействия, общения, выполнение различных социальных ролей.

Формированию социальной компетентности студентов посвящены научные работы Н.С. Бейлиной (Бейлина, 2011); Е.А. Коротковой, Н.В. Боковой (Коротко-ва, Бокова, 2014), Краснокутской С.Н. (Краснокутская, 2006), Е.С. Студенкиной (Студенкина, 2007) и др. Однако, все они выполнены более восьми лет назад, когда действовали стандарты 1 и 2 поколений, в которых не значились универсальные компетенции, нацеленные на формирование социальной компетентности.

Цель статьи заключается в анализе и обосновании выбора современной трактовки понятия «социальная компетентность», разработке и применении кри-териально-уровневой оценки её сформированности.

Оценивание социальной компетентности студентов является актуальной проблемой педагогической науки и практики. «При компетентностном подходе, отмечают И.С. Сергеев, В.И. Блинов, Е.Н. Борисенко, требуется набор объективных, качественных критериев, используется методика критериального оценивания. Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, тогда оценивание становится критериально-уровневым». (Сергеев, Блинов, 2007: 76; Борисенко, 2012)

Вопросы оценивания и измерения социальной компетентности студентов вуза рассматриваются многими исследователями. В ходе анализа их работ можно сделать выводы, что выделенные критерии, нацелены на измерение уровня сформиро-ванности определённой совокупности компонентов социальной компетентности:

- личностный, связанный с внутренними характеристиками индивида, образом собственного «Я» (Пушкарёва, 2011; Васина, 2021; Куницына, Казаринова, Погольша, 2003);

- деятельностный, сопряжённый с социальной активностью и с регулированием своей деятельности в конкретной системе отношений (Борисенко, 2012; Васина, 2021; Куницына, Казаринова, Погольша, 2003);

- когнитивный, взаимосвязанный с оцениванием актуальных знаний в общении, гражданской деятельности и её рефлексией, самосовершенствованием (Борисенко, 2012; Юрова, 2016);

- коммуникативный, имеющий под собой способность к эффективному, доверительному общению, взаимоприемлемым межличностным отношениям (Васина, 2021; Куницына, Казаринова, Погольша, 2003);

- рефлексивный, связанный с самооцениванием, оцениванием других субъектов социального взаимодействия (Борисенко, 2012; Юрова, 2016);

- мотивационно-ценностный, предполагающий оценивание иерархии главных жизненных ценностей и потребностей, побуждающих к определённой деятельности (Борисенко, 2012);

- эмоциональный, сопряжённый со способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой. (Юрова, 2016).

Для экспертной оценки социальной компетентности авторы исследований применяли уже существующим методики, либо на их основе создавали собствен-

ные, характерными полимодальными подходами, «объединяющими различные аспекты субъектно-деятельностного, компетентностного, социально-когнитивного, ситуационного, культурно-исторического, генетического и ресурсного подходы и рассматривающие проблемное поле социальных умений целостно, на принципах системного анализа» (Васина, 2021: 10). На наш взгляд, имеющиеся диагностические методы надёжны и проверены практикой, им присущи комплексная квалифицированная оценка социальных умений личности, их репертуара, структуры и динамики.

Исследование проводилось в 2020-21 уч. г. на базе факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства Московского гуманитарного университета. Выборку составила группа студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» З курса очного отделения (Пп301_111).

В ходе осуществляемого эмпирического исследования изучалась сформи-рованность эмоционального, рефлексивного и коммуникативного компонентов социальной толерантности с использованием следующих методик: «Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов» В. Бойко; «Опросник рефлексивности» А.В. Карпова, «Диагностики коммуникативной толерантности» В.В. Бойко (табл. 2).

«Опросник рефлексивности» А.В. Карпова предназначен для определения уровня развития рефлексии у личности, а, следовательно, рефлексивного компонента у студентов группы Пп301_111. Он предполагает ответы на 27 вопросов, против каждого из которых респондент проставляет цифру, соответствующую варианту его ответа от 1 (абсолютно неверно) до 7 (совершенно верно). Ключ к тексту-опроснику даёт возможность перевести тестовые баллы в стены, т.е. нормированные оценки, получаемые в результате перевода исходных тестовых оценок в 10-бальную равноинтервальную шкалу.

При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации полученных результатов на три основные категории. Если респондент набрал семь или больше стенов, это свидетельствует о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего уровня рефлексивности. Показатели меньше 4-х стенов - свидетельство низкого уровня развития рефлексивности.

Проведённое нами эмпирическое исследование уровня рефлексивности показало:

- высокий уровень рефлексивности - 28% респондентов;

- средний уровень - 57% респондентов;

- низкий уровень - 15% респондентов.

Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что 28% респондентов высокий уровень сформированности рефлексивного компонента социальной активности. Студенты в большой степени склонны обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий на любом этапе деятельности. Им свойственно обдумывать свои

поступки в мельчайших деталях, тщательно планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно, что таким студентам легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.

Средние результаты (промежуток от 4 до 7 стенов) означают, что у 57% респондентов средний уровень сформированности рефлексивного компонента социальной активности. У них нет явных проблем в оценке своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей, но этот анализ не является для них основным. Такие студенты не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения, у них могут возникать проблемы при общении.

Низкие результаты по тесту (меньше 4 стенов), вероятно, говорят о том, что у 15% респондентов низкий уровень сформированности рефлексивного компонента социальной активности. Этим студентам в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие студенты не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.

Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко позволяет определить уровень толерантности, оценить, в каких аспектах отношений человек более всего подвержен конфликтам. В нашем исследовании методика применялась для выявления уровня сформированности коммуникативного компонента социальной компетентности.

Респондентам предлагалось ответить на 45 суждений, которые разбиты на 9 шкал. При ответе используются баллы от 0 до 3, что соответствует утверждениям -«совсем неверно», «верно в некоторой степени», «верно в значительной степени», «в высшей степени верно». Максимальное число баллов, которые можно получить - 135, по каждому из блоков — 15. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее респондент терпим к людям в данном аспекте отношений. Напротив, чем меньше оценки респондента по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами.

В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие результаты:

- 57% респондентов показали средний уровень коммуникативной толерантности, т.е. у большинства студентов экспериментальной группы коммуникативный компонент социальной компетентности сформирован на среднем уровне;

- 43% респондентов показали высокий уровень толерантности, т.е. имеют высокий уровень сформированности социальной компетентности.

Методика «Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в

общении и выявление типа эмоциональных помех, что позволило использовать её для выявления уровня сформированности эмоционального компонента социальной компетентности. В методике 25 утверждений, на которые нужно ответить: «да» либо «нет», положительный ответ эквивалентен одному баллу.

Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается, исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). В ключе к методике эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов, среди которых неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Проведённое эмпирическое исследование уровня эмоциональной эффективности в общении показала следующие результаты:

- 71% опрошенных набрали 6-8 баллов, что соответствует третьему уровню эмоциональной эффективности и свидетельствует о среднем уровне сформиро-ванности эмоционального компонента социальной компетентности;

- 14,5% опрошенных набрали 9-12 баллов, т.е. имеют уровень сформиро-ванности эмоционального компонента социальной компетентности ниже среднего (четвёртый);

- 14,5% соответственно набрали 13 и более баллов, что является показателем низкого (пятого) уровня сформированности эмоционального компонента социальной компетентности.

Социальная компетентность — это способность личности применять социальные знания, умения, навыки и определённые личностные качества для эффективного социального взаимодействия, общения, выполнение различных социальных ролей. Структурно социальная компетентность включает в себя следующие компоненты: личностный, деятельностный, когнитивный, мотивационно-цен-ностный, рефлексивный, коммуникативный, эмоциональный.

В ходе исследования изучался уровень сформированности трёх последних компонентов социальной компетентности. Получены следующие результаты:

- рефлексивный компонент сформирован на высоком уровне у 28% респондентов, на среднем уровне у 57%, на низком уровне у 15%;

- коммуникативный компонент сформирован на высоком уровне у 43% респондентов, на среднем уровне у 57%;

- эмоциональный компонент сформирован на высоком уровне у 0% респондентов, на среднем уровне у 71%, на низком уровне у 14,5%.

Поскольку использованная методика подразумевает градацию на пять уровней, то присутствуют показатели «выше среднего» и «ниже среднего» — 0% и 14,5% соответственно.

Таким образом, исследование выявило средний уровень социальной компетентности студентов в группе Пп301_111. Оно показало недостаточную удовлет-

воренность респондентов степенью социальных и личностных качеств. Вместе с формированием профессионализма, мы акцентируем внимание на необходимости развития социальных, личностных качеств обучающихся — будущих выпускников вузов, включая образованность, культурность, трудолюбие, активность, творческое мышление, навык рефлексии.

В заключение следует указать на необходимость активизации целесообразных совместных психологических и социологических исследований, направленных как на дальнейшее изучение социального развития личности, так и на разработку плодотворных методик, диагностик, позволяющих определять уровень зрелости и проводить корреляцию с определяющими социальную компетентность факторами, условиями её формирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бейлина Н.С. (2011) Сущность понятия социальная компетентность // Вестник Череповецкого государственного университета. № 3-2 (32). С. 97-99.

Борисенко Е.Н. (2012) Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. №3 (51), С. 121-126.

Васина Е.А. (2021) Социальные умения личности: диагностика и подходы к анализу // Интерактивная наука Т. 2 (57), С. 7-26.

Короткова Е.А., Бокова Н.В. (2014) Формирование социальных компетенций студентов вузов // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 10. № 5-2. С. 93-95.

Краснокутская С.Н. (2006) Формирование социальной компетентности студентов вуза: автореф. ... канд. пед. наук. Ставрополь. 24 С.

Куницына В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша В.М. (2003) Межличностное общение: учебник для вузов. СПб: Питер. 544 С.

Прямикова Е.В. (2009) Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социально-политический журнал. № 7. - С. 126-132.

Пушкарёва Т.Г. (2011) Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы» // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 13 (115). С. 135-140.

Сергеев И.С., Блинов В.И. (2007) Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие М.: АРКТИ. 132 с.

Студенкина Е.С. (2007) Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: автореф. ... дис. канд. социол. наук. Краснодар. 28 с.

Юрова Т.В. (2016) «Социальная компетентность как продукт социальной рефлексии. Компоненты и критерии» // Современные проблемы науки и образования, Т. 3, С. 1-9.

Юсупов В.З. (2013) Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы как фактор развития профессиональных компетенций студентов // Компе-

тентностный подход в высшем профессиональном образовании в высшем профессиональном образовании: Монография. Тула: ТГПУ. С. 97-113.

Юсупов В.З., Капин С.В. (2019) Универсализация проектной компетенции будущего педагога на основе междисциплинарного подхода // II Моисеевские чтения: Культура как фактор национальной безопасности: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 26 июня 2019 г. / под ред. А.В. Костиной, В.А. Лукова. - М.: МосГУ. 517 с. - С. 346-355. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/14/ (дата обращения: 10.08.2022)

Дронова Полина Дмитриевна - обучающаяся 4 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 109377, Россия, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 16. Тел.: +7 (909) 650-76-05. Эл. адрес: [email protected]

Dronova Polina Dmitrievna is a 4-year student of the direction of training "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 16 Zelenodolskaya str., Moscow, 109377, Russia. Tel.: +7 (909) 650-76-05. Email: [email protected]

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дронова П.Д. Эмпирическое исследование формирования компонентов социальной компетентности студентов вуза. 2022. № 5. С. 41-48. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2022.57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.