знаниями, умениями. Таким образом, специфика формирования профессиональной компетентности заключается в том, что она осуществляется в соответствии с особенностями управленческой деятельности.
Обосновано, что сформированность у руководителя указанных ключевых компетентностей свидетельствует о сформированности его профессиональной компетентности. Результатом ее сформированности готовность руководителя к управленческой деятельности, развитый индивидуальный стиль деятельности и совершенный уровень развития управленческой культуры.
Считаем, что формированию профессиональной компетентности руководителя способствуют такие взаимосвязанные педагогические условия, как управление этим процессом и использования личностно-ориентированного подхода и к педагогическому коллективу и к процессу управления.
Необходимо отметить, что в реальном учебно-воспитательном процессе эти два условия реализовывались одновременно, в комплексе. В связи с тем, что цикл управления является замкнутым и включает функции планирования, организации, руководства и контроля в процессе выполнения работы, для исследования были выбраны вопросы применения личностно-ориентированного подхода при планировании работы ДОО, управлении развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, а также реализации руководителем функции контроля, что позволило замкнуть цикл управления. Итак, администрация ДОО считала основой своей деятельности личностно-ориентированный подход в управлении педагогическим коллективом ДОО на всех этапах замкнутого цикла управления.
Эффективность деятельности руководителя ДОО обеспечивается не только управленческим, но и в значительной степени уровнем развития процессуального компонента. Мы считаем, что уже в стенах высшего педагогического учебного заведения во время учебы в магистратуре будущий руководитель должен овладеть системой психологических и практических действий, профессиональными умениями, которые необходимые для целесообразной регуляции его деятельности.
В условиях перехода страны к рыночным отношениям основополагающей составляющей существования образовательных учреждений, является уровень квалификации руководящих кадров.
Выводы. Сейчас ученые считают необходимым осуществить переход от одностороннего отображения личности руководителя, то есть исключительно его профессиональных знаний и умений, к описанию его личности как профессионала. Личностная позиция руководителя ДОО, его профессиональные знания и умения должны формироваться на качественно новом уровне. В основе деятельности будущего руководителя должна лежать сложная система его профессиональных и личностных установок, стереотипов. При этом важно нацелить всю работу на корректировку или совершенствование профессионально значимых убеждений и ценностных ориентаций будущего руководителя. Процесс формирования профессиональной компетентности руководителя ДОО будет эффективным при условии создания единых научно-теоретических подходов к его реализации в течение профессиональной подготовки в высших педагогических учебных заведениях и профессионального становления в должности руководителя ДОО и разработки соответствующей технологии, активизировать деятельность руководителя в направлении обеспечения самоанализа, саморегулирования, личностного и профессионального саморазвития и самореализации.
Литература:
1. Даниленко Л.И. Подготовка руководителя среднего учебного заведения: учеб. / Л.И. Даниленко. -М.: Миллениум, 2004. - 272 с.
2. Карамушка Л. Психология управления: Учебное пособие / Л. Карамушка. - К.: - Миллениум, 2003. - 344 с.
3. Койкова Э.И. Образ руководителя в структуре имиджевой политики дошкольного образовательного учреждения / Э.И. Койкова // Гуманитарные науки (г. Ялта). Сб. Статей: - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Ялта), 2015. Вып. 4 (32). - С. 135-142.
4. Маслов В.И. Научные основы и функции процесса управления общеобразовательными заведениями: учеб. пособие. / В.И. Маслов. - Тернополь: Астон, 2007. - 150 с.
5. Морева Н.А. Педагогика среднего специального образования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
6. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. // Л.В. Поздняк. - М.: Академия, 2009. - 234 с.
7. Сорочан Т.М. Подготовка руководителей к управленческой деятельности: теория и практика: монография / Т.М. Сорочан. - Луганск: Знание, 2005. - 384 с.
8. Талтынов С.М. Управление персоналом. Выпуск 7. Практикум: деловые игры, ситуации, тесты. // С.М. Талтынов. - Воронеж: ВГУ, 2008. - 66 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Абдулазимова Тоита Хизировна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗАХ
РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования социальной компетенции студенческой молодежи в вузах России._Вуз должен подготовить учащегося к адаптации в обществе, поиску своего места в нем. Поэтому одним из основных умений для студента является коммуникация. Без умения грамотно строить свои отношения в обществе учащийся не сможет в полной мере раскрыться как личность и стать полноценным членом социума. Социальная компетенция студентов - это определенный (низкий, базовый или продвинутый) уровень развития индивида, при котором он осознает свое место в социуме, успешно с ним взаимодействует, принимает свою гражданственность, осуществляет здоровьесбережение и владеет ИКТ-технологиями на уровне студента.
Ключевые слова: социальная компетентность, компетентность, студент, педагог, студенческая молодежь.
Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of social competence of students in Russian universities. The university should prepare the student for adaptation in society, the search for his place in it. Therefore, one of the basic skills for a student is communication. Without the ability to competently build their relationships in society, the student will not be able to fully reveal himself as a person and become a full member of society. The social competence of students is a certain (low, basic or advanced) level of development of an individual at which he realizes his place in society, successfully interacts with him, assumes his citizenship, implements health care and owns ICT technologies at the student level.
Keywords: social competence, competence, student, teacher, student youth.
Введение. Вуз должен подготовить учащегося к адаптации в обществе, поиску своего места в нем. Поэтому одним из основных умений для студента является коммуникация. Без умения грамотно строить свои отношения в обществе учащийся не сможет в полной мере раскрыться как личность и стать полноценным членом социума.
Изложение основного материала статьи. Процесс модернизации современного образования проходит в нескольких направлениях [5]. Важное направление, в рамках которого проходит модернизация отечественного образования - это создание единой образовательной среды внутри страны с использованием сетевого взаимодействия и механизмов социального партнерства. На это нам указывает Закон об образовании в РФ N 273-Ф3 от 29.12. 2012 года и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с января 2017 года.
Вышеприведенные направления развития указывают на то, что отечественное образование стремится к глобализации. В свою очередь, развитие системы образования в данном векторе приводит к тому, что формирование социальной компетенции становится одним из ключевых навыков развития личности.
Анализ научной литературы показывает, что в настоящий момент проблемы, связанные с понятием социальная компетентность, достаточно разработаны в научной литературе и рассмотрены в различных аспектах.
Так, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Н.К. Поливанова, А.В. Петровский подробно рассматривают проблемы личностного самоопределения, самосознания, социальной активности личности.
Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон обосновывают различные методологические позиции теоретического анализа стадий, этапов, периодов и отдельных аспектов личностного развития коммуникативных навыков учащихся.
Исследователи Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.К. Маркова и другие изучают процессы социализации и социальной адаптации личности. Данные исследования особенно важны при изучении процесса формирования социальной компетенции, так как сегодняшнее образование должно охватывать не только общественно организуемый процесс передачи социального опыта, но и воздействие стихийных факторов, таких, как возрастающее влияние культуры общения в сети Интернет.
Как указывает А.А. Вербицкий, понятия компетентность и компетенция определяются различными исследователями по-разному. Мы будем использовать в нашем исследовании определение А.А. Вербицкого, который указывал, что «компетенция - готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за ее результат и реализуемая с помощью механизмов саморегуляции, определяя успех деятельности и проявляясь в виде компетентности... Компетентность - реализованная в деятельности компетенция; интегральная, проявленная в ситуации профессиональной деятельности характеристика личности, определяющая успех и ответственность за ее результат...».
В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности -соответствующие навыки, технические приемы...» [1, с. 27].
Место социальной компетенции в ряде ключевых компетенций определяется следующим образом.
И.А. Зимняя в книге «Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» обозначила ключевые социальные компетентности:
- компетентность здоровьесбережения как основу бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека;
- компетентность гражданственности как основу социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства;
- информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;
- компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
- компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках...» [10, с. 35].
Итак, на основе исследований И.А. Зимней мы можем выделить социальные компетенции: компетентности здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения, информационно-технологическая.
А.А. Вербицкий в исследовании «Компетентностный подход и теория контекстного обучения» определил социальные компетентности как «взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми. Соответственно, мы рассматриваем социальные компетентности, трактуемые в узком смысле слова, такие как социальное взаимодействие, гражданственность и др...» [3, с. 53].
А.А. Вербицкий и И.А. Зимняя указывают на то, что социальная компетенция - это одна из базовых компетенций, включающая в себя целый ряд компетентностей, которые гарантируют успешную социализацию индивида, определенный уровень его психического и физического развития.
A.В. Хуторской трактует социальную компетентность как «комплексную характеристику личности, отражающую результат субъективированного освоения знаний, умений и навыков коммуникации...» [8, с. 57].
Г.К. Селевко под социальной компетентностью понимает «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к коммуникации, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации...» [8, с. 139].
С.А. Учурова подчеркивает сложность исследования социальной компетентности по ряду показателей:
1. На сегодняшний день отсутствуют возрастные модели социальной компетентности;
2. При определении социальной компетентности не учитываются такие факторы, как привлекательность человека, ухоженность, одежда, физические умения;
3. Очень трудно точно диагностировать социальную компетентность;
4. Отсутствуют разработки, обосновывающие влияние социального взаимодействия на развитие социальной компетентности» [11].
С.А. Учурова отмечает, что «.при очевидном внимании науки к этому феномену не выработано единой точки зрения относительно ее определения, структуры, механизмов и условий целенаправленного развития в образовательном процессе. Причина заключается в сложности и интегративности рассматриваемого понятия, представляющего собой комплексное образование, охватывающего знания, умения, способности, навыки и опыт человека. Такое положение существенно затрудняет исследования в той области проблемы, которая, на наш взгляд, является наименее разработанной, а именно: изучение социальной компетентности и механизмов ее развития у учащихся...» [11].
Как отмечают Н.В. Веселкова и Е.В. Прямикова понятие социальной компетентности так многогранно в своем определении, что его сложно рассматривать вне определенного контекста.
В широком смысле - это человеческая коммуникация в ее социально-психологическом, историческом, юридическом, этическом и этническом аспекте. Социальная компетентность в узком смысле слова - это овладение и готовность к использованию определенного набора социальных, нравственных, этических и правовых знаний на уровне стереотипов [4].
«Если определять социальную компетентность как единицу социализации (процесса присвоения, освоения человеком социальных норм и ценностных ориентиров), то это позволяет прогнозировать более гибкое социальное поведение человека, комфортность его пребывания в обществе, говорить об эффективности исполнения им определенных социальных ролей, об успешном функционировании в социуме. Человек осваивает, принимает социальные нормы и ценностные ориентации, благодаря чему он и способен воспроизводить усвоенные способы деятельности в нестандартной ситуации...» [4].
Г.Э. Белицкая, исследуя социальную компетентность личности, указывает, что есть «условно высший» и «условно низший» уровни социальной активности индивида. В процессе воспроизведения социальных норм коммуникации, принятой в том или ином обществе, человек развивает коммуникативные качества через деятельность (репродуктивную - условно-творческую и творческую) [2].
Рассматривая феномен взросления личности, Н.В. Веселкова и Е.В. Прямикова заметили, что индивид способен взаимодействовать с социумом и развивать свою социальную компетентность не только посредством личностного общения, но и в качестве умозрительного восприятия, осознания и воспроизведения накопленного опыта человечества, переданного через любые средства коммуникации [4].
B.Н. Куницына определяет социальную компетентность как «...систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая конъюнктуру; действуя по принципу «здесь и сейчас и наилучшим образом»; извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств...» [6].
Социальная компетентность заключается в способности человека эффективно решать проблемы взаимодействия с обществом на основе актуализации знаний и опыта в конкретной области жизнедеятельности. При этом регулятором социального действия выступает:
- уровень включения социальных норм в систему ценностей личности;
- способности реализации знаний и возможности внутреннего саморазвития;
- достижение поставленных целей в соответствии с нормами морали, закона, культуры;
- понимание и знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанности, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету.
Рассмотрев большое количество трудов по вопросам социальной компетенции, мы можем сделать вывод: существует большое число определений понятию социальная компетенция. В силу своей многогранности, данное понятие имеет множество аспектов, от которых в конечном итоге и зависит то или иное его определение.
Безусловно, формирование социальной компетенции студентов осуществляется в урочной деятельности, но является ли этот уровень достаточным для успешной коммуникации, вызывает сомнения.
Обычно формирование социально-коммуникативных умений носит формальный характер. Это предположение доказывают диагностические мероприятия, проводимые среди студентов. А.Э. Рамазанова заметила, что «студенты с низким уровнем сформированности социально-коммуникативных навыков не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды...» [7, с. 38].
Учащиеся со средним уровнем социально-коммуникативных навыков имеют следующие особенности: не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Они не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий.
Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети непостоянны, что отражается на культуре поведения.
Высокий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков имеет свои особенности: студенты активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней
потребность, быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации они предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.
Данное исследование дает возможность предположить, что необходимо постоянно искать новые методы и механизмы развития уровня коммуникации. Говоря о коммуникации, мы имеем в виду не только правила устного общения со сверстниками и взрослыми, но и правила невербальной коммуникации, что по определению, данному И.А. Зимней, является компетентностью социального взаимодействия и компетентностью общения - составляющими социальной компетенции [10].
Традиционно существуют следующие методы развития социально-коммуникативных навыков:
Экскурсия - это коллективная поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью. Экскурсия помогает учащемуся развить коммуникативные (либо усовершенствовать) навыки в непринужденной обстановке. Экскурсии бывают ознакомительные, тематические, профориентационные.
Встречи с журналистами - имеют огромное значение для поддержания мотивации учащихся в формировании социальной компетенции. Встречи с известными людьми - это, прежде всего, анализ истории личного успеха конкретной знаменитости. Учащиеся из первых уст узнают о том, какой путь был пройден, какие трудности встречались на пути и как их преодолевали. Безусловно, здесь срабатывает эффект «Личности». Такие встречи помогают повысить самооценку участников мероприятия и подталкивают к реальному анализу своих возможностей.
Участие в вузовских мероприятиях (конкурсах, конференциях, проектах и др.) - важный этап совершенствования социальной компетенции. На различных этапах мероприятия: подготовке, реализации, рефлексии - участники показывают долю сформированности социально-коммуникативных навыков, среди которых:
- умение работать в команде (на этапе выбора идеи мероприятия, проекта, номера для выступления и др.). Используются брейн-сторминг, технологии сотрудничества и др.;
- умение осознавать свою индивидуальность (на всех этапах), для чего используются личностно-ориентированные методы обучения;
- понимание национальной идентичности (при работе в полинациональных группах сложно осуществлять коммуникацию, если не соотносить свою деятельность с нормами поведения членов группы);
- умение быть толерантным (здесь берется не только национальный аспект, но и терпимость к различным свойствам личности: темпераменту, уровню самооценки, агрессивности, умению нестандартно\шаблонно мыслить).
Анкетирование - самый распространенный в социологии метод. Анкета представляет собой документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Выводы. Социальная компетенция студентов - это определенный (низкий, базовый или продвинутый) уровень развития индивида, при котором он осознает свое место в социуме, успешно с ним взаимодействует, принимает свою гражданственность, осуществляет здоровьесбережение и владеет ИКТ-технологиями на уровне студента.
Исходя из данного понятия, деятельность педагога по формированию социальной компетентности студентов может быть организована в следующих направлениях:
- определение уровня сформированности социальной компетенции (низкого \базового \ продвинутого) путем тестов, опросов, оценки проектной и\или иной деятельности учащегося;
- разработка плана перспективного развития для всех уровней сформированности социальной компетенции по направлениям: совершенствование навыков коммуникации, гражданское самосознание, здоровьесбережение, ИКТ-компетентность.
Литература:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенции выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. Москва 2006. - 55 с.
2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
3. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма, М. - Логос, 2011. - 288 с.
4. Веселкова Н.В. Социальная компетентность взросления / [Текст] Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова. -Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2005. - 143 с.
5. Гостомыслов. А.П. Детская журналистика: хозрасчётные газета и журнал в школе / Учебное пособие.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006., - 352 с.
6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: 2001. - 544 с.
7. Рамазанова А.Э. Формирование социально-коммуникативных навыков младших школьников. Диссертация к.п.н. БУ СПО ХМАО-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
9. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А.В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
10. Зимняя. И.А. «Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании», М. 2004, С. 42. [Электронный ресурс] \URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf
11. Учурова. С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе (на примере уроков немецкого языка и обществознания). \ Электронное текстовое издание. Подготовлено кафедрой «Иностранных языков в области экономики и управления». [Электронный ресурс] http://www.study.urfu.rU/Aid/Publication/10734/1/Ychyrova.pdf
Педагогика
УДК: 378.2
адъюнкт Аксенова Елена Георгиевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры педагогики и психологии учебно-научного комплекса исследования проблем кадрово-воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД, кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург)
РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена разработке мультимедийного сопровождения активизации познавательной деятельности обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России. Включение мультимедийных технологий в образовательный процесс высших образовательных организаций системы МВД России напрямую сказывается на качественных характеристиках и эффективности образовательного процесса, посредством качественной оптимизации образовательной деятельности каждого обучающегося, при которой происходит ускоренное усвоение учебного материала, активное совершенствование и развитие личности как обучающегося, так и преподавателя.
Ключевые слова: медиаобразование, мультимедийное сопровождение, мультимедийные технологии, учебно-методический комплекс технологии обучения, профессиональные умения и навыки, образовательные организации системы МВД России.
Annotation. The article is devoted to the development of multimedia support for the activation of cognitive activity of students in educational institutions of higher education of the Ministry of internal Affairs of Russia. The inclusion of multimedia technologies in educational process of higher educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia directly affects the quality characteristics and efficiency of the educational process through qualitative optimization of educational activity of each student, in which there is accelerated learning, active improvement and development of the individual as a learner and a teacher.
Keyword: media education, multimedia support, multimedia technologies, educational and methodical complex of training technology, professional skills, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.
«Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием»
А. Дистервег
Введение. Любой процесс мультимедийного сопровождения необходимо построить исходя из возможностей системы электронной информационно-образовательной среды того учреждения, принятого в качестве основной базы. В данном случае - Санкт-Петербургского университета МВД России1.
Используемый при мультимедийном сопровождении подготовленный электронный учебно-методический комплекс содержал оптимальные по соотношению познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая - профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний в области использования информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности в зависимости от специальности.
При активизации познавательной деятельности обучающихся и для формирования при этом у них информационно-технических компетенций средствами мультимедиа технологий, важно определить их место в общей «картине» всего процесса профессиональной подготовки.
Изложение основного материала статьи. Используемый при мультимедиа сопрофождении комплекс определяется учебно-материальной базой которая выступает, как электронный образовательный ресурс, имеющий в своём составе «функциональные блоки: информационный, содержательно-методический, контрольно-рефлексивный и коммуникативный».2
В свою очередь информационный блок выражен в определении темы и учебных вопросов.
Для понимания данной темы необходимо опираться на один из подходов к развитию профессиональных способностей курсантов, который был предложен Н. О. Миньковой в форме модели экспериментального обученияЗ. Предлагаемый автором подход соединяет традиционное обучение в аудиториях с использованием информационных технологий, как в процессе аудиторных занятий, так и в организации самостоятельной работы обучающихся.
В целях сбора доказательной базы был проведен ряд исследований, где широко использовались возможностей сети Интернет, который по словам автора модели экспериментального обучения описывается следующими словами: «Он несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта,
1 Грачев Ю.А. О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России. России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - No 2 (78). - С. - 200-203.
2 Boronenko, T.A., Palchikova, I.N., Fedotova, V.S. Preparation of bachelors and masters of pedagogical education for design of electronic educational resources / T.A. Boronenko, I.N. Palchikova, V.S. Fedotova // 5th International Scientific Conference Science and Society ISPC. - 2013. - С. 27-33.
3 Минькова Н.О. Оценка качества знаний студентов методом портфолио // Актуальные вопросы биологии, химии и экологии: наука и образование / Сборник научных трудов. Том 5. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - с. 67-72.