Научная статья на тему 'Эмпирические исследования Я-концепции в психологии'

Эмпирические исследования Я-концепции в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
865
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
I-CONCEPT / TEENAGER / RESEARCH / CATEGORY / SELF-CONSCIOUSNESS / PERSONALITY / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОДРОСТОК / ИССЛЕДОВАНИЯ / КАТЕГОРИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эхаева Р. М.

В данной статье рассматриваются исследования зарубежной и отечественной психологии по изучению Я-концепции подростков. Данные исследования дают возможность сделать вывод о том, что Я-концепция является многогранной категорией, характеризующей направленность личности и влияющей на проявления её свойств, черт и определяющей процесс социализации. Автор делает вывод о том, что Я-концепция является многогранной категорией, характеризующей направленность личности и влияющей на проявления её свойств, черт и определяющей процесс социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDIES OF SELF-CONCEPT IN PSYCHOLOGY

The article discusses a study of foreign and Russian psychology to study the self-concept of adolescents. These studies make it possible to conclude that the I-concept is a multifaceted category that characterizes the orientation of the individual and affects the manifestation of its properties, features and determines the process of socialization. The author concludes that the I-concept describes orientation in personality and affects the manifestations of its properties, as well as defines the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Эмпирические исследования Я-концепции в психологии»

УДК 159.9

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

EMPIRICAL STUDIES OF SELF-CONCEPT IN PSYCHOLOGY. The article discusses a study of foreign and Russian psychology to study the self-concept of adolescents. These studies make it possible to conclude that the I-concept is a multifaceted category that characterizes the orientation of the individual and affects the manifestation of its properties, features and determines the process of socialization. The author concludes that the I-concept describes orientation in personality and affects the manifestations of its properties, as well as defines the process of socialization.

Key words: I-concept, teenager, research, category, self-consciousness, personality.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

В данной статье рассматриваются исследования зарубежной и отечественной психологии по изучению Я-концепции подростков. Данные исследования дают возможность сделать вывод о том, что Я-концепция является многогранной категорией, характеризующей направленность личности и влияющей на проявления её свойств, черт и определяющей процесс социализации. Автор делает вывод о том, что Я-концепция является многогранной категорией, характеризующей направленность личности и влияющей на проявления её свойств, черт и определяющей процесс социализации.

Ключевые слова: Я-концепция, подросток, исследования, категория, самосознание, личность.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового возраста психологи выделяют фундаментальные изменения в сфере самосознания. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешней оценки (преимущественно родительской) на внутреннюю. Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция. В подростковом возрасте зарождается глубокий интерес к своей личности. Подросток углубленно изучает самого себя. По словам А. Бодалева, «Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои характерологические особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения относительно своей персоны. Целостность рефлексии придаёт лишь исключительная направленность подростка на самого себя -он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к собственному «Я» [1, с. 67]. Некоторые психологи, однако, отмечают, что это острое «чувство я» сочетается в этом возрасте с трудностями думать, а тем более - говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа. У подростков (особенно у мальчиков) отсутствуют средства выражения мыслей, переживаний, оценок, чувств, связанных с «Я». Это важно учитывать при проведении психологической работы. Результаты исследований показывают, что в когнитивном плане в этот период наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно чёткого видения себя к относительно полной Я-концепции. Так, количество качеств, которое осознаёт в себе подросток, в два раза больше, чем у младшего школьника. Старшеклассник при оценке себя уже способен охватить почти все стороны собственной личности. Он раскрывает себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. В 10-11 лет описания себя насыщены констатацией факта, заключающегося в том, что для подростка становится значимым соотнесение себя с другими людьми, определение своего социального статуса. Но уже к концу этой стадии выявляется намечающаяся дифференциация себя от других. Это проявляется в высказываниях, относящихся к категории «социальных ролей»: «Я -ученик», «Я - человек», «Я - друг». Обобщённая форма высказываний даётся подростку легче, окунуться во внутренний мир ему ещё сложно. Представления о себе в этом возрасте насыщены содержанием, которое представлено в рамках осознания себя как члена какой-либо социальной группы. Здесь основная задача - определить свой основной статус. В 12-13 лет, наряду с социальными ролями, отличаются и некоторые внутренние черты, когда их констатация определяется как то, что присуще его «Я». Но в этом возрасте отмечаются суждения «У меня есть...». Данные суждения можно объяснить как вариант сравнения себя с другими, т.е. «Как и у других, у меня есть...». Появление таких суждений в самоописаниях отражает новый этап понимания себя. Намечается дифференциация себя и других, где первому отдаётся пальма первенства. На этой возрастной стадии происходят первые попытки выделения своей автономии, т.е. выделяется индивидуальность, но сохраняется сравнение себя с другими. К 14-15 годам увеличивается количество описаний себя, они становятся более обобщёнными. Отмечается выраженное обособление. Подросток начинает заявлять о себе, тем самым как бы демонстрируя личную позицию.

К аналогичным выводам приходил ранее Р Берне, показавший, что по мере взросления увеличивается способность детей ко всё более абстрактным и тонким суждениям о себе. Для самоописания детей младшего школьного возраста характерен эгоцентризм, тогда как подростки постепенно осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих о себе. У них вырабатывается способность видеть себя как бы со стороны, что придаёт их суждениям известную объективность [2, с. 34].

Проведённое В.Л. Ситниковым в 2001 году исследование показало, что первые ранговые места в структуре Я-концепции подростков занимают социальные, эмоциональные и телесные компоненты. Рост объёма социальных характеристик в Я-концепции подростков объясняется расширением круга их социального взаимодействия. Если в младшем школьном в возрасте круг социальной значимости ограничен в основном родителями и учителями, то у подростков гораздо более существенную роль начинают играть сверстники, за счёт которых резко расширяется круг социально значимого окружения. Причины роста эмоциональных характеристик аналогичны, так как в эмоциональных характеристиках значительную долю занимают определения социальной направленности, такие как «добрый», «любящий», «грубый», выступают для него как идеальные формы его личности. В структуре личностной рефлексии в этот период существенно возрастает критичность детей по отношению к себе, что типично для 35% подростков [3, с. 65].

Интересным кажется исследование ПМ. Андреевой, выявившей особенности самосознания русских подростков в сравнении с финскими. Набор качеств, приписываемых себе московскими школьниками, оказался не менее стереотипным, чем образы русского и финна, но более многокомпонентным и дифференцированным. У современных старшеклассников наметилась тенденция не только идентифицироваться со своей этнической группой, но и приписывать себе личностные черты, занимающие высокие места в иерархии ценностей западного общества. Косвенно это подтверждается и тем, что патриотизм воспринимают как качество, присущее русским, но отмечают его у себя лишь 13% [4, с. 49]. Знания о себе у каждого человека непосредственно сопровождаются эмоциональным отношением к ним, принятием или отвержением их. Это так называемый аффективный аспект Я-концепции. У детей на подростковом этапе онтогенеза наблюдается взаимосвязь понимания себя и принятия себя. В этом возрасте переплетаются когнитивные и аффективные компоненты самосознания через сравнительные оценки признаков этих компонентов. Акцентируются два уровня сравнительной оценки признака: интерсубъективный и интрасубъективный. Если первый уровень осуществляется в рамках «Я-другой», то второй - «Я-Я».

Познание и оценка своих внешних и внутренних качеств может быть достигнута двумя способами. Первый - соизмерение уровней своих притязаний с достигнутым результатом, для этого нужен как минимум результат и достаточный опыт его достижения. Ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую самооценку. Второй способ - социальное сравнение, сопоставление себя с другими и их мнений о себе. На этом пути тоже много трудностей, так как часто расходуются не только оценки, но и их критерии: то, что высоко ценится сверстниками, может осуждаться взрослыми. Поэтому проблема оценки своих качеств - это оценка не только реальных действий, поступков, результатов, но и самостоятельного анализа, выработки собственных критериев. В подростковом возрасте меняется отношение к себе. Это находит подтверждение в работах Д.И. Фельдштейна [5, с. 95].

На первой стадии (в 10 - 11 лет) ребёнку свойственно весьма своеобразное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность. Вместе с такими подростками, у которых кризис самооценки проходит очень остро, есть немало 10 - 11 детей (около 70%), отмечающих в себе не только отрицательные, но и положительные черты. Однако и в этих случаях обращает на себя внимание явное преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчёркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», то есть характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. Предметом рефлексивного ожидания в это время выступают в основном

отдельные поступки детей. На второй стадии подросткового периода, в 12 - 13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребёнка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростков к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоутверждении, общем положительном отношении к себе как к личности. Главным в 12 - 13 лет становится рассмотрение черт своего характера и особенно взаимоотношений с людьми. На третьей стадии этого возраста, в 14 - 15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами; данные подтверждаются исследованиями В.А. Ситникова в 2001 году - в самоотношениях подростков происходит значительное снижение количества нейтральных и амбивалентных характеристик, прежде всего конвенционального типа, таких как: «дочь», «футболист», «человек» и т. п. Оно сопровождается увеличением самокритичных высказываний, например, «вспыльчивая», «капризная», «упрямый» и т. п. [6, с. 69]. От среднего к старшему подростковому возрасту происходит резкое, особенно существенное у юношей, увеличение положительных самооценок, сопровождающееся снижением негативных самооценок. Подростки принимают себя вместе со своими недостатками. Они любят в себе их и этим тоже утверждают себя в мире. Осознание своих недостатков у детей подросткового возраста происходит через призму формирования «Я-идеального». Желательный образ «Я» у них обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Однако критерии Я-идеального в этот период ещё очень несамостоятельны. Во

Библиографический список

многом они продолжают оставаться заимствованными у взрослых. Это важно учитывать в работе практического психолога: чрезмерно ценя общение со сверстниками и часто становясь в оппозицию ко взрослому, подросток ещё во многом продолжает смотреть на себя как бы извне, глазами взрослого. Также отмечается постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте.

Таким образом, исследования структуры самосознания охватывают как когнитивную, так и её аффективную сферу. Исследования, условно выделенные нами во вторую категорию, отличаются разнообразием изучаемых характеристик. Так, Е.П. Белинской было отмечено влияние социальных характеристик на структуру Я-концепции. Было выявлено, что самооценочные показатели частных Я-концепций связаны с рядом социально-демографических характеристик испытуемых: расхождение между актуальным и идеальным «Я» у юношей значимо больше, чем у девушек. Подобное расхождение обычно связывают со склонностью человека переживать состояние подавленности, тревоги, заброшенности. Таким образом, можно говорить, что юноши более склонны к депрессивным колебаниям настроения, чем девушки, при этом возможность получить поддержку от своих близких у них существенно ниже. Интересно, что величина расхождения между этими двумя Я-концепциями оказалась связанной и с материальным благосостоянием семьи - она тем выше, чем выше (по субъективной оценке самого подростка) уровень семейного материального благополучия. Описанные исследования дают возможность сделать вывод о том, что Я-кон-цепция является многогранной категорией, характеризующей направленность личности и влияющей на проявления её свойств, черт и определяющей процесс социализации.

1. Бодалев А. Я-образ и Я-концепция-в характеристике «Я». Мир психологии. 2002; 2.

2. Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание. Москва, 1986.

3. Ситников В.Л. Образ ребёнка в сознании детей и взрослых. Санкт-Петербург 2001.

4. Андреева ГМ., Дубовская Е.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Вестник МГУ. 1997; 4.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности. Москва, 1996.

6. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации подростков в условиях быстрых социальных изменений. Вестник МГУ. 1997; 4. References

1. Bodalev A. Ya-obraz i Ya-koncepciya-v harakteristike "Ya". Mirpsihologii. 2002; 2.

2. Berne R. Razvitie Ya-koncepcii i vospitanie. Moskva, 1986.

3. Sitnikov V.L. Obrazrebenka v soznaniideteji vzroslyh. Sankt-Peterburg, 2001.

4. Andreeva G.M., Dubovskaya E.M. Uroven' social'noj stabil'nosti i osobennosti socializacii v starshem shkol'nom vozraste. Vestnik MGU. 1997; 4.

5. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvitiya lichnosti. Moskva, 1996.

6. Belinskaya E.P. Ya-koncepciya i cennostnye orientacii podrostkov v usloviyah bystryh social'nyh izmenenij. Vestnik MGU. 1997; 4.

Статья поступила в редакцию 20.11.18

УДК 159

Akramov Sh.Yu, researcher, Cand. of Sciences (Sociological Sciences), Institute of Socio-Political Studies, RAS (Moscow, Russia),

E-mail: Sharif_akram@rambler. ru

INTERETHNIC MARRIAGES AS A FACTOR OF ADAPTATION OF LABOUR MIGRANTS FROM TAJIKISTAN TO RUSSIA. The article describes the consequences of interethnic marriages of migrant workers from Tajikistan. The author gives statistics on mixed families. Among the reasons for the growth of the number of interethnic families in recent years are migration, urbanization, the growth of interethnic contacts. In the study, labor migration is a necessary measure to provide a family with necessary means of subsistence. The author concludes that in order to overcome the prejudices against marriages between Russia and labor migrants, as well as the successful socio-cultural, socio-psychological adaptation to Russian multicultural society is possible only on the basis of understanding and interaction of civil society.

Key words: labor migration, interethnic marriages, Tajikistan, family.

Ш.Ю. Акрамое, канд. соц. наук, научный сотрудник, Институт социально-политических исследований РАН, г. Москва,

E-mail: Sharif_akram@rambler. ru

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ИЗ ТАДЖИКИСТАНА В РОССИИ

Исследование проведено при поддержке гранта РФФИ №18-011-01153.

В статье охарактеризованы последствия межнациональных браков трудовых мигрантов из Таджикистана. Автор приводит статистику смешанных семей. Среди причин роста численности межнациональных семей в последнее время отмечаются: миграция, урбанизация, рост межэтнических контактов. В исследовании трудовая миграция является необходимой мерой, обеспечивающей семью необходимыми средствами существования. Автор делает вывод о том, что преодоление предрассудков в отношении браков между россиянками и трудовыми мигрантами, а также успешная социокультурная, социопсихологическая адаптация последних к поликультурному российскому социуму возможны только на основе взаимопонимания и взаимодействия гражданского общества.

Ключевые слова: трудовая миграция, межнациональные браки, Таджикистан, семья.

На сегодняшний день Российский рынок труда является привлекательным для молодого, трудоспособного населения, прежде всего из стран бывшего Советского Союза. Главные причины трудовой миграции из стран Средней Азии, в частности из Республики Таджикистан, в Россию связаны с ростом населения,

безработицы, свёртыванием производства и стагнацией экономики в этом государстве. Стоит отметить, что Таджикистан занимает второе место (268,6 тыс.) после Узбекистана (511,5 тыс.) как крупный поставщик иностранных рабочих в Россию [1, с. 23].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.