Е.Г. Васильева, 2005
ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ГЕРМАНИИ: ОБЗОР НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Е.Г. Васильева
Schäfers В. Soziologie in Deutschland. Historischer Überblick zu ihrer Entwicklung und Institutionalisierung = Шафере Б. Социология в Германии. Исторический обзор развития и институционализации // Soziologie im Wandel: universitäre Ausbildung und Arbeitsmarktchancen in Deutschland / Hrsg. R. Stockmann. — Opladen, 2002. - S. 25-44.
Основная тема статьи — периодизация процесса институционализации социологии в Германии. Формирование основополагающих позиций, понятий и теорий предмета социологии — как, например, социальная стратификация, личность и общество, социальный конфликт — все больше определяется как собственно социально-политическими предпосылками, так и институциональными и личностными проблемами. Социология оказывается — и это отчетливо демонстрирует ее история — в большей степени связанной с материальным, социально-экономическим, политическим и идеологическим базисом общества, чем объективной и независимой в оценках наукой. Автор выделяет несколько важных периодов институционализации социологической науки. Интеллектуальные предпосылки формирования социологии совпадают с объективацией поля социального знания в XVIII — первой половине XIX века — они связаны с постановкой вопросов, которые впоследствии стали определяться как социологические (имеются в виду работы Ж. Ж. Руссо, А. Сен-Симона, Г.Ф.В. Гегеля и, наконец, О. Конта). Что касается Германии, то в качестве основоположников социологии можно назвать К. Маркса и Ф. Энгельса (примечательно, что именно так считали те, кто большинством исследователей признаны сегодня «огцами-основагелями социологии», — Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер). Развитие социо-логической традиции в Германии определя-
лось противостоянием марксистской теории и практически ориентированными социальными разработками, объединяемыми в так называемую школу народной экономики (В. Ро-шер, Г. фон Шмолер, А. Вагнер, JI. Брентано, К. Бюхер и основанное ими «Общество социальной политики», под эгидой которого с 1872 по 1914 год было проведено около 160 статистически обоснованных опросов населения). Кроме того, говоря об интеллектуальных основах «немарксистской» парадигмы в социологии, следует отметить работы «Страна и люди» (1855) и «Семья» (1855) В.Х. Ри-ля, «История социального движения во Франции» (1842) и «Учение об обществе» (1856) Л. фон Штайна, «Устройство и функционирование социального организма» (1878) А. Шаффле.
Первый этап институционализации социологии (до Второй мировой войны) определяется автором как утверждение социологии в качестве особой дисциплины в университетском образовании. Он связан: с позиционированием предмета социологии (обоснованием ее возможности и перспектив как самостоятельной науки) в целом ряде работ, вышедших в конце XIX и начале XX века (JI. Гумплович, Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер); с формированием первых профессиональных сообществ (DGS — Deutsche Gesellschaft für Soziologie, 1909) и проведением съезда (Франкфурт-на-Майне, 1910) в начале XX века; с развитием научных исследований в университетах (первая кафедра социологии в немецком языковом пространстве была учреждена в Страсбурге в 1914 году Г. Зиммелем; в 1919'году в университете г. Кельна при непосредственном содействии обер-бургомистра К. Аденауэра был открыт Институт социальных исследований — Forschungsinstitut für Sozialwissenschaften, а также создана кафедра экономики и социо-
логии под руководством Л. фон Визе; в 1923 году при университете Франкфурта-на-Майне был открыт Институт социальных исследований, в 1925 году — Институт теории организации и общей и сравнительной социологии при университете г. Мюнстера) и выходом в свет периодических изданий (в 1921 году Л. фон Визе основал первый социологический журнал «Kölner Vierteljahresheften für Soziologie»). Одной из наиболее характерных тенденций развития социологии того периода (времени Третьего рейха) была ее идеологическая капитуляция перед национал-социалистической идеологией. С возрождением критической направленности данной науки связан второй этап институционализации, который автор определяет как этап профессионального самоопределения. Его характерной особенностью была эмпирическая направленность социологических разработок и широкое распространение социологии в качестве преподаваемой дисциплины. Наиболее важным для развития социологии в послевоенный период явилось учреждение новых научно-исследовательских структур, таких как, например, Sozialforschungsstelle Dortmund an der Universität Münster (1949) или UNESCO-Institut für Sozialforschung (1952), которые способствовали повышению профессиональной квалификации значительного числа исследователей. Говоря о ведущих социологических центрах и исследователях, автор отмечает Р. Кенига (Кельн), Н. Шельски (Гамбург), М. Хоркхаймера и Т. Адорно (Франкфурт-на-Майне). В 1956 году в Открытом университете в Берлине была впервые введена специальная подготовка дипломированных социологов.
Третий этап институционализации социологии связан с возрождением ее теоретических притязаний и формированием научно-исследовательской инфраструктуры. Автор отмечает особое значение теории символического конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана и теории цивилизаций Н. Элиаса, поскольку они восстановили единство концептуального дискурса германской социологии, связав незримой нитью классическую теорию, разработки, сделанные в период эмиграции, и послевоенную социологию Германии. Кроме того, значительное влияние на развитие социологии в этот период оказала теоретическая дискуссия Ю. Хабермаса и Н. Лумана, выражавших диалектическую и позитивистскую позиции в отноше-
нии роли социального знания, а также развитие гендерных исследований. В 1980-е годы начинает складываться современная инфраструктура социологического познания, ориентированная на создание электронных баз данных о результатах и методах всех исследований, проводимых в Германии (GESIS). Данная инфраструктура обеспечивает реализацию специальных опросов, качественно меняющих организацию социологических эмпирических исследований в масштабах всей страны, дает возможность получения статистически обоснованных концептуальных обобщений высокого уровня сложности и, таким образом, «поднимает» социологическую научно-исследовательскую деятельность на принципиально новый уровень.
Empirische Sozialforschung im vereinten Deutschland: Bestandsaufnahme und
Perspektiven = Эмпирические социальные исследования в объединенной Германии: Состояние и перспективы / Hrsg.
D. Jaufinann. — Frankfurt a/Main; N. Y., 1992.
Представление о формировании эмпирической социологии в Германии будет неполным без обращения к освещаемой в рассматриваемом сборнике статей истории развития эмпирических исследований в Восточной Германии. Специфическими особенностями социологии в ГДР являлись, как отмечают авторы, «высокая степень идеологической ангажированности», доминирование марксистской парадигмы, зависимость от властных структур (F. Adler, R. Reissig «Zum Verhältnis von Sozialwissenschaften und Politik in der ehemaligen DDR»). Можно выделить несколько периодов развития социологии в ГДР, на протяжении которых давление власти было либо «сильным», либо «слишком сильным» и которые характеризовались разработкой определенных тем и понятий: 1945— 1950 годы (период формирования институциональных структур, ориентированных на марксистскую идеологию, в основном из исследователей, являвшихся членами компартий в период Веймарской республики и Третьего рейха, а также из исследователей, разделявших марксистские убеждения); 1950— 1957 годы (первые исследования социальной структуры); 1957 год — середина 1960-х годов (в рамках теории воспитания нового человека появляются исследования молодежи); середина 1960-х годов — 1970 год (социология начинает преподаваться в вузах, появляются структуры, занимающиеся изучением об-
щественного мнения); 1970—1980 годы (развивается производственная социология); 1980 год — начало 1990-х годов (институционализация социологии как области знания, появление профессиональной подготовки в области социологии, развитие эмпирических исследований по проблемам социальной стратификации, индустриальной социологии, профессиональной занятости, высшей школы и т. д.).
Arbeitlöse im Blick der Sozialforschung: Ausgewahlte Studien aus der Geschishte der empirischen Arbeitslösenforschung im deutschsprchigen Raum = Безработные с точки зрения социального исследования: Избранные труда! по истории эмпирических исследований безработицы в немецкоязычных странах / Hrsg.
G. Vonderach. — Münster, 2002.
Формирование представления об истории развития эмпирической социологии в Германии требует анализа эмпирических исследований, относящихся к той или иной проблемной области (развивающих специальные социологические теории). Рассматриваемое издание принадлежит к числу работ, фиксирующих достижения по одному из ведущих направлений эмпирических исследований — социологии занятости.
Рост масштабов безработицы в обществах с рыночной экономикой оценивается все в большей степени как социальная и политическая проблема, приобретающая кризисный характер. Хотя в благополучных странах достаточно мощно развита система социальной поддержки, тем не менее там достаточно часто встречается затяжная безработица, которая приводит человека к исключению из общественной жизни.
Данное издание открывается статьей, посвященной анализу «уроков Мариенталя»: речь идет о проекте «Безработица в Мариен-тале», осуществленном М. Джегодой, П. Jla-зарсфельдом и X. Цайзелем в 1933 году, с которого, по мнению многих исследователей, началась традиция эмпирического анализа в социологии (G. Vonderasch «Klassiker der Aibeitslösenforschung: die Marienthal-Studie»).
В работе также дается характеристика, анализ и оценка результатов эмпирических исследований в сфере безработицы, проводимых в Германии на протяжении второй половины XX века: исследования «Безработица и профессиональная востребованность молодежи», которое было осуществлено в 1952 году под эгидой Союза профессиональ-
ных сообществ Германии под руководством X. Шельски (G.Vonderach «Arbeitslosigkeit der Nachkriegsjugend»); серии опросов по проблемам безработицы и исследований профессий в .1975, 1981 и 1983 годах под эгидой Института рынка труда (Ch. Brinkmann, K. Schober «Verlaufsuntersuchungen bei Arbeitlösen 1974/ 75 und 1981/83»); проекта «Положение безработных округа Северный Рейн — Вестфалия», реализованного на базе Института социальных прикладных исследований университета г. Кельна в 1976 году (H.-D. Löber «Arbeitlösenstudie in Nordrein — Westfalen»); социально-психологических опытов Э. Кир-хлера «Безработица и повседневный поиск» (1984), Г. Вондераха «Безработица и истории жизни» (1992), М. Кронауэра «Контуры общества безработицы» (1993), в которых использовались качественные методики получения данных (Ch. Brinkmann, В. Schwengler,
Е. Wiedemann «Der Arbeitsmarkt-Monitor Ostdeutschland 1989 bis 1994») и др.
Perspektiven der empirischen Alter(n)ssoziologie = Перспективы эмпирической социологии «третьего возраста» / Ilrsg. A. Motel-Klingebäel, U. Kelle. — Opladen, 2002.
Данное издание систематизирует достижения эмпирической социологии по одному из наиболее популярных в последнее десятилетие направлений — возрастной (геронтологической) социологии. В категориальном пространстве современной российской социологии, на наш взгляд, не существует эквивалентного названия для данного направления, и, может быть, исходя из предметного содержания разработок, относящихся к данной области, более уместным будет обозначить данное направление как «демографическая социология» или как (данное название уже активно используется социологами) «социология поколений».
Стареющее общество изменяет условия социального взаимодействия и ставит перед социально-демографической политикой и эмпирическими социальными исследованиями новые задачи. Данное издание содержит в себе доклады ежегодного съезда Германского общества социологов по секции «Возраст и общество» в 2001 году. Исходным моментом, объединяющим доклады сборника, является анализ методологических и методических проблем эмпирических социальных исследований, связанных с геронтологической проблематикой: издание репрезентирует типичные вопросы и темы, возникающие в
процессе подобных исследований. Так, П. Шимани обсуждает различные концепции демографического исследования и вытекающие отсюда стратегии сбора и анализа материала («Старение населения. Типы, измерение и факторы»); У. Даллингер формулирует принципы эффективного теоретизирования на основе данных качественных исследований («Геронтологическая социология без теории? Стратегии формирования теории на основе выводов качественного исследования»). В докладах, которые представили Б. Кнаупер,
Н. Шварц, Д. Парк («Самопредставление в старости»), У. Келле, К. Ниггеман («Методические проблемы опроса жителей домов престарелых»), А. Мотель-Клингебиль, Р. Гиль-берг («Цели, проблемы и перспективы Survey-опросов старых людей»), тематизируются типичные методические проблемы социальных опросов с точки зрения использования как количественного, так и интерпретативного анализа: возможны ли одинаковые формулировки вопросов для различных возрастных групп, нет ли в данном случае различий в понимании; в какой степени валидны данные опроса людей, которые находятся в специфической социальной ситуации; насколько применим количественный анализ в случае работы со старшими возрастными группами (рассматриваются данные проектов «Alterssurvey», «OASIS», «Berliner Altersstudie»)?
Methoden in Telefonumfragen = Методика телефонного опроса / Hrsg. У. Httfken. — Wiesbaden, 2000.
В октябре 1996 года на конгрессе Германского общества социологов была создана Ad-hoc-группа «Методические проблемы телефонных опросов населения». Результатом работы данной группы явилась публикация рассматриваемого сборника, который включает в себя статьи социологов-практиков, непосредственно связанных с проведением телефонных опросов. Данное издание, как отмечают сами издатели, содержит в себе темы, которые достаточно интенсивно дискутируются в США, но пока еще не нашли отражения в немецкоязычной литературе. Статьи группируются в рамках трех разделов: формирование выборки и способы доступа к респондентам; репрезентативные квоты, участники и неучастники опросов; качество данных и обобщений.
В первой части сборника представлены работы, обобщающие варианты формирования выборки и обращения к участникам телефонных опросов. Ф. Хуфкен рассматривает
в качестве основного метода повышения репрезентативности выборки использование предварительной информации и тематизиру-ет вопрос об эффективности списков телефонных абонентов. 3. Хедер и 3. Габлер концептуализируют производство случайных номеров при применении RLD-метода. X. Дет-лефзен систематизирует меры, обеспечивающие повышение качества GATI-опросов, М. Фукс исследует возможности телефонного опроса специфических популяций методом снежного кома на основе региональных исследований домохозяйств.
Во второй части анализируются принципы формирования выборочной совокупности. А. Штогбауэр на основе материалов «политического барометра» приводит примеры формирования репрезентативных квот, отмечая значительное расхождение восточногерманского и западногерманского опыта. К.-Х. Ройбанд и Д. Блазиус исследуют воздействие неучастни-ков на результаты телефонных опросов, сравнивают ситуационные условия телефонных опросов и опросов «лицом-к-лицу», выявляя факторы отказа от ответов; О. Кнезебек и Г. Лю-шен обсуждают готовность пожилых людей к взаимодействию с интервьюерами.
В третьей части проводится анализ возможностей измерения и обобщения данных телефонных опросов. Ю. Фридрихе исследует влияние формы вопроса на ответ респондента; Э. Нойле-Нойман и Т. Петерсен подчеркивают значение дифференцированных вопросов для сравнительного анализа ответов различных групп респондентов, К.-Х. Ройбанд на основе сопоставления данных почтовых и телефонных опросов предпринимает попытку оценить уровень социальных притязаний в различных областях.
Diekmann A. Empirische Sozialforschung. Grundlagen, Methoden, Anwendungen = Дикман A. Эмпирическое социальное исследование. Принципы, методы, применение. — Hamburg, 1995.
Данное издание является одним из наиболее авторитетных учебных изданий по методологии эмпирического исследования. Учебник состоит из четырех разделов: «Принципы исследования», «Планирование исследования», «Сбор данных», «Оценка данных», в которых детально рассматривается последовательность и содержание процедур, а также типичные проблемы всех этапов социологического исследования. Первый раздел посвящен анализу целей и сферы применения социальных исследований, а также типич-
ных проблем, возникающих при обосновании исследовательской стратегии; реконструкции исследовательских традиций, существующих в прошлом; систематизации разновидностей эмпирических исследований и соответствующих им разновидностей гипотез. Во втором разделе рассматриваются стадии планирования и реализации конкретного проекта, проблемы измерения, шкалирования, индексации, выборки, различия «разовых» и «повторных» исследований, проблема квазиэксперименталь-
ных исследований. В третьем разделе приводится детальная характеристика методов сбора данных — опроса, наблюдения, анализа документов, специфических «не-реактивных» методик (исследования артефактов, полевых экспериментов, поведенческих установок). В четвертом разделе раскрывается содержание процедур, используемых при обобщении эмпирических данных: одномерного анализа, методов проверки гипотез и некоторых элементов многомерного анализа.