УДК: 796.012.1
ЭМПИРИЧЕСКАЯ
интерпретация типовых признаков двигательной подготовленности студентов
Кандидат технических наук, доцент Е.Д. Грязева Кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Егоров Тульский государственный университет, Тула
EMPIRICAL INTERPRETATION OF STANDARD FEATURES OF STUDENTS' MOTOR FITNESS E.D. Gryazeva, associate professor, Ph.D.
V.N. Egorov, professor, Ph.D. Tula state university, Tula Key words: typology, classification features, motor fitness, physical qualities, students.
Optimization of physical loadings during studies on physical culture is one of priority directions in settling the problem of protection and promotion of health of young students. In the presence of versatile approaches to solving the recreational tasks of physical education special place is assigned for the typological approach as a method of scientific cognition, based on the fragmentation of the systems of objects and their classification by type. The use of this method is stipulated by pupils' individual characteristics and the need for systemized description and clarification of their multiple motor parameters. Typotechnologies of motor fitness of schoolchildren and students are represented in the works of many authors, who consider that versatile constitutional human typologies provoke in practice the variety of approaches to allocation of typological features of the examined contingent, which finally is seen in the information value of the findings. The autonomous study of the typological features without strict orientation to pupils' constitution is believed to help in improving the accuracy of detection of typological features of students' motor fitness. The aim of the study was to define the typological features of students' motor fitness based on the clustering method.
Proceeding from the findings, the typological image of students' motor development is more extensional and diverse, which reflects much information having been adduced in sources. The detected typological features of students' motor fitness indicate to the need to reconsider specific standard requirements in motor tasks and make changes in the standardization of physical loadings within the university studies on physical culture.
Ключевые слова: типология, классификационные признаки, двигательная подготовленность, физические качества, студенты.
Введение. Оптимизация физических нагрузок в рамках учебного процесса по физической культуре -одно из приоритетных направлений в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи. При разносторонности подходов к решению оздоровительных задач физического воспитания особое место отводится типологическому подходу как методу научного познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их группировка с помощью типа. Применение данного подхода обусловлено индивидуальными особенностями учащихся и необходимостью упорядоченного описания и объяснения множества их двигательных параметров [4].
Типотехнологии двигательной подготовленности школьников и студентов отражены в работах многих авторов [1-3, 5], по мнению которых многообразие конституциональных типологий человека порождает на практике многообразие подходов к определению типологических особенностей изучаемого контингента, что в конечном итоге отражается на информативности полученных результатов. На наш взгляд, возможностью повышения степени точности выявления типологических особенностей двигательной подготовленности студентов является автономное изучение типовых признаков без жесткой ориентации на конституциональную принадлежность учащихся.
Цель исследования - выявление типологических особенностей двигательной подготовленности студентов на основе метода кластеризации.
Методика и организация исследования. В основе эмпирической типологии лежит кластеризация экспериментальных данных, предполагающая количественную обработку и обобщение исследуемых показателей, а также фиксацию устойчивых признаков их сходства и различия. Для изучения типологи-
ческих особенностей двигательной подготовленности студентов нами выделены шесть двигательных тестов: челночный бег 10x10 м; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа за 30 с; вис согнув руки на перекладине; наклон туловища вперед из положения сидя и бег на 1000 м. Общее количество студентов 1-2-го курсов, принявших участие в исследованиях, составило 2491 человек, из них 1173 девушки и 1318 юношей.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе обзора принадлежности и выяснения очередности построения кластеров, выявления резкого скачка в значении критерия объединения нами установлено, что оптимальным решением является разбиение множества базовых характеристик двигательной подготовленности студентов на пять типов. Статистические характеристики по каждому из пяти типов представлены в таблице.
Анализ частости типов в рассматриваемом массиве двигательной подготовленности студентов показал, что её соотношение у девушек и юношей примерно одинаково. Принадлежность к первому типу имеют более 50 % учащихся от общего числа обследуемых. Характерные признаки второго типа наблюдаются в 27 % случаев у девушек и в 24 % у юношей. Встречаемость последних трех типов двигательной подготовленности студентов по сравнению с первыми двумя значительно меньше и колеблется от 5 до 10 %.
Характерными признаками типов двигательной подготовленности студентов являются:
Первый тип: у девушек практически все показатели двигательной подготовленности находятся в пре-
делах верхней границы средней возрастной нормы. Исключение составляют только результаты в упражнении на гибкость позвоночного столба, для которых характерны среднестатистические значения; у юношей, как и у девушек, при должных показателях в тестовом задании на гибкость двигательные характеристики соответствуют значениям верхней границы возрастной нормы.
Второй тип: у девушек показатели в челночном беге, прыжках в длину с места, поднимании туловища из положения лежа и наклоне вперед находятся в пределах нижней границы зоны нормы. При должных значениях в упражнении на гибкость незначительное отставание в двигательном развитии наблюдается в висе на перекладине и беге на 1000 м. Значения характеристик статической и аэробной выносливости соответствуют показателям зоны умеренных гипоотклонений; у юношей результаты только в двух двигательных тестах не вызывают сомнений в сравнении с должными значениями - челночном беге и наклоне туловища вперед. В пределах нижней границы зоны нормы находятся показатели в беге на 1000 м. Недостаточность двигательного развития (умеренное гипоотклонение) проявляется в тестовых заданиях, характеризующих уровень развития силовой выносливости мышц плечевого пояса и мышц брюшного пресса. Низкие показатели (нижняя граница умеренного гипоотклонения) наблюдаются в прыжковом упражнении.
Третий тип: у девушек при нормовозрастных значениях в поднимании туловища из положения лежа просматривается недостаточность двигательного развития по оставшимся пяти двигательным характе-
Статистические характеристики типов двигательной подготовленности девушек и юношей
№ типа Стат. характер. ЧБ, с Пр, см Пд, колич. Вс, с Нк, см Б1000, с
Девушки
1 М±с 29,43±1,40 176,85±14,0 24,59±3,57 32,97±11,64 14,72±7,11 280,76±17,2
Частость 0,53
2 М±с 30,27±1,29 161,10±13,0 23,13±3,24 11,27±11,72 15,15±6,56 320,78±18,3
Частость 0,27
3 М±с 30,76±1,50 165,36±10,6 24,57±3,64 23,31±13,84 13,05±6,44 369,89±11,0
Частость 0,10
4 М±с 28,98±1,37 203,22±10,0 25,33±2,29 31,00±16,26 13,77±4,94 337,22±13,7
Частость 0,05
5 М±с 32,02±1,17 129,62±5,52 20,25±3,37 2,25±2,54 10,00±6,27 378,37±24,5
Частость 0,05
Юноши
1 М±с 26,59±1,63 242,07±12,1 27,06±3,60 41,18±11,00 11,66±7,48 224,79±22,3
Частость 0,55
2 М±с 27,45±1,71 211,48±10,6 25,08±3,58 26,67±10,85 9,49±6,53 237,64±28,6
Частость 0,24
3 М±с 27,31±2,06 219,00±9,46 27,33±3,00 60,05±8,74 11,00±7,73 224,31±18,6
Частость 0,10
4 М±с 26,60±1,70 257,36±12,5 29,33±2,86 67,45±11,44 17,81±6,03 216,73±22,0
Частость 0,06
5 М±с 27,18±1,71 238,72±6,86 25,31±2,47 12,63±8,43 10,54±9,26 237,68±22,2
Частость 0,05
Примечание. ЧБ - челночный бег 10x10 м; Пр - прыжок в длину с места; Пд - поднимание туловища из и. п. лежа; Вс -на перекладине; Нк - наклон туловища вперед; Б1000 - бег на 1000 м.
вис согнув руки
ристикам. К нижней границе зоны нормы близки результаты в челночном беге, прыжках в длину с места, висе на перекладине и наклоне туловища вперед. В зоне резко выраженных гипоотклонений находятся результаты в беге на 1000 м; у юношей наблюдаются достаточно высокие показатели в висе на перекладине и низкие - в прыжках в длину с места, которые в сравнении со средними значениями могут рассматриваться как выраженное гиперотклонение и умеренное гипоотклонение соответственно. Среднестатистическому уровню физических кондиций соответствуют показатели в беговых упражнениях, а также в упражнениях на мышцы брюшного пресса и гибкость позвоночного столба.
Четвертый тип: у девушек при умеренных и резко выраженных гиперотклонениях в уровне развития скоростно-силовых качеств, при средних значениях в уровне развития гибкости позвоночного столба, силовой выносливости мышц плечевого пояса и брюшного пресса наблюдается выраженное гипоотклонение в беге на 1000 м - в упражнении на аэробную выносливость; у юношей двигательная подготовленность характеризуется высоким и средним уровнями развития отдельных физических качеств. У юношей умеренное гиперотклонение свойственно также результатам в прыжках в длину с места, подниманию туловища из положения лежа, наклону вперед и бегу на 1000 м, выраженное гиперотклонение - вису согнув руки на перекладине, близки к верхней границе зоны нормы показатели в челночном беге.
Пятый тип: у девушек все двигательные характеристики находятся ниже граничных значений возрастной нормы. В зависимости от зоны гипоотклонения результаты в прыжках в длину с места и беге на 1000 м следует рассматривать как крайне низкие, в челночном беге и висе на перекладине - как низкие, в поднимании туловища из положения лежа и наклоне вперед - ниже среднего; у юношей на фоне нормативного соответствия результатов в беговых и прыжковом упражнениях в тестовых заданиях на гибкость отличительной особенностью двигательной подготовленности являются выраженные и умеренные гипоотклонения в уровне развития силовой выносливости мышц плечевого пояса и брюшного пресса соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в уровне развития отдельных физических качеств студентов наблюдаются как внутреннее типологическое сходство, так и внутреннее типологическое различие.
Внутреннее типологическое сходство просматривается:
• у девушек и юношей, отнесенных к первому типу, где все показатели двигательной подготовленности находятся в пределах верхней границы средней возрастной нормы;
• у девушек и юношей, отнесенных ко второму типу, где все двигательные характеристики либо близки к нижней границе зоны нормы, либо имеют умеренные гипоотклонения;
• у девушек, отнесенных к третьему типу, и у юношей, отнесенных к пятому типу, где на фоне общего нор-
мовозрастного соответствия двигательного развития наблюдаются выраженные гипоотклонения в уровне развития одного физического качества. Внутреннее типологическое различие характерно:
• для девушек и юношей, отнесенных к четвертому и третьему типам соответственно, где наблюдается дисбаланс в уровне развития скоростно-силовых качеств и выносливости. Девушки при достаточно высоком уровне развития скоростно-силовых качеств имеют низкий уровень развития выносливости. У юношей, наоборот, отмечается гиперразвитие выносливости при недостаточности развития скоростно-силовых качеств.
• для девушек и юношей, отнесенных к пятому и четвертому типам соответственно, где наблюдается диаметрально противоположный уровень развития двигательных характеристик. У девушек все показатели двигательной подготовленности находятся ниже граничных значений возрастной нормы и имеют диапазон разброса в гипооткло-нении от умеренного до резко выраженного. В отличие от девушек у юношей двигательная подготовленность характеризуется высоким уровнем развития отдельных физических качеств. Заключение. Анализ экспериментальных данных
показал, что типологическая картина двигательного развития студентов объемнее и разнообразнее, чем отражают многие данные, приводимые в источниках. Кластеризация показателей двигательной подготовленности учащихся позволяет выделить пять однородных групп с характерными типовыми особенностями развития отдельных физических качеств и соотнесенности их между собой. Выявленные типологические особенности двигательной подготовленности студентов указывают на необходимость пересмотра отдельных нормативных требований в двигательных заданиях, а также внесения изменений в нормирование физических нагрузок в рамках учебного процесса по физической культуре в вузе.
Литература
1. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции, двигательной моторики: автореф. дис ... канд. пед. наук / Ю.И. Винокуров. - Тула,
2004. - 22 с.
2. Лёвушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7-17 лет с разными типами телосложения: автореф. дис. ...докт. биол. наук / С.П. Лёвушкин. - М.,
2005. - 48 с.
3. Пономарев А.А. Технология дифференцирования силовой подготовки школьников на основе учета типологических особенностей телосложения и биологической зрелости: ав-тореф. дис ...канд. пед. наук / А.А. Пономарев. - Волгоград,
2006. - 23 с.
4. Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов / В.Д. Сонькин // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (материалы конф.). - М., 1999. - С. 191-195.
5. Усольцева С.Л. Актуализация доминирующих физических качеств как средство повышения уровня двигательной подготовленности студентов: автореф. дис ... канд. пед. наук / С.Л. Усольцева. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.
References
1. Vinokurov, Yu.I. The peculiarities of conducting classes with first-year students using body-building in view of their constitution and
motor function: abstract of Ph.D. thesis / Yu.I. Vinokurov. - Tula, 2004. - 22 P. (In Russian)
2. Levushkin, S.P. Physiological substantiation of physical training of schoolchildren aged 7-17 with different somatotypes: abstract of doctoral thesis (Biol.) / S.P. Levushkin. - Moscow, 2005. - 48 P. (In Russian)
3. Ponomarev,A.A. The technology of differentiation of power training of schoolchildren in view of typological features of body build and biological maturity: abstract of Ph.D. thesis / A.A. Ponomarev. -Volgograd, 2006. - 23 P. (In Russian)
4. Son'kin, V.D. Individual-typological approaches in physical education of schoolchildren and students/ V.D. Son'kin // Modeling
of sports activity in an artificial environment (stands, training devices, simulators): (Proceedings of the conf.). - Moscow, 1999. - P. 191-195. (In Russian)
5. Usol'tseva, S.L. Actualization of dominant physical qualities as the way to improve the students' motor fitness level: abstract of Ph.D. thesis / S.L. Usol'tseva. - Yekaterinburg, 2006. - 23 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 11.09.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.011
спортивный клуб как форма учебно-воспитательнои
работы в вузе
Аспиранты Е.В. Моткин, П.В. Моткин
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
£ л а
■о с
га
^
О (U ■С
Н
Ключевые слова: студенческий спорт, высшие учебные заведения, спортивный клуб.
Введение. В последнее время в нашей стране наметилась позитивная тенденция к возрождения спортивных клубов, в том числе и в высших учебных заведениях. Заметное место в общественном объединении занимает клубное движение, изучение проблем которого с каждым годом возрастает.
Однако не во многих физкультурно-спортивных объединениях, клубах и секциях в основу деятельности положены принципы единства физического и духовного развития личности, идеалов и ценностей олимпизма (гуманизма) и др. Анализ научной литературы и практики показал, что в современных условиях спортивный клуб как форма физкультурно-спортивной организации в вузе завоевывает все большую популярность. Формирующееся клубное движение многообразно, но не в полной мере соответствует интересам и потребностям студенческой молодежи в различных направлениях физкультурно-спортивной активности. Основной акцент делается на небольшой группе спортивно одаренных студентов, повышении их спортивного мастерства и участии в традиционных спортивных соревнованиях.
В настоящий момент складываются благоприятные условия для реализации инновационных подходов к деятельности студенческого спортивного клуба вуза с целью охвата (не только спортивно одаренных) студентов, создания предпосылок для их гуманистической социализации, усвоения норм и правил поведения, приобретения опыта социального общения, развития многосторонних творческих способностей. При разработке и реализации таких подходов целесообразно использовать инновационные проекты и программы физкультурно-спортивной деятельности, например проект «СпАрт» и др.
С учетом этой ситуации и проводится наше исследование.
Цель исследования - изучить организационно-педагогические условия становления спортивного клуба в вузе, включая отношение студентов к занятиям физической культурой.
Методика и организация исследования. Для получения данной социологической информации использовались специально разработанные анкеты. Одна - для опроса студентов, другая - для преподавателей и администрации высшего учебного заведения
Результаты исследования. При положительном в целом отношении к занятиям физической культурой и спортом существует категория студентов, которая недостаточно активно или совсем не включена в спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу вуза. Так, из числа первокурсников 45 %
респондентов не занимаются дополнительно в каких-либо секциях или кружках по видам спорта, второкурсников - 53 % и третьекурсников - 68 %,. Основными причинами такого положения названы нехватка свободного времени (54 %), занятия другими делами (10 %), отсутствие интереса к спортивной деятельности (25 %), отсутствие секции по видам спорта, которыми хотели бы заниматься (11 %).
Исследование показало, что 78 % опрошенных студентов поддерживают созданный «Спартианский» спортивный клуб, при этом они готовы активно участвовать в организации его деятельности и оказывать всестороннюю поддержку. Так, 43 % респондентов готовы принять участие в организации и воплощении в жизнь новых спортивных проектов, 21 % - помочь в оформлении стендов о спорте, написании очерков и статей, проведении видеосъемки спортивных соревнований, 26 % - готовы организовать и проводить спортивно-массовые мероприятия и праздники.
При изучении отношения преподавателей к организации спортивного клуба в вузе получены следующие результаты. Анкетный опрос преподавателей показал, что спортивный клуб должен быть частью воспитательной системы вуза. Так считают 59,3 % респондентов. По мнению преподавателей (55,6 %), спортивный клуб будет способствовать развитию студенческого самоуправления, а его деятельность должна быть разнообразной и всесторонне развивать молодежь (64,2 %).
В результате проведенного исследования выявлено, что высшее руководство вуза (ректор, проректоры, отдельные деканы факультетов) считает целесообразным создание в университете «Спартианского» спортивного клуба (90 % респондентов), они готовы принимать участие в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий, оказывая всяческую поддержку.
Педагогический эксперимент показал эффективность модели «Спартианского» спортивного клуба на основе внедрения в практику инновационной авторской программы организации его деятельности в вузе.
Вывод. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания студентов, а наоборот, дополняют его спортивную и творческую составляющие. Это дает равные каждому студенту возможности самореализации, оперативно влияет на мотивацию, интерес, потребности молодежи, оказывая помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым студентам.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 11.09.2013 г.