Научная статья на тему 'Эмпатия в интернет-среде киберпространства: философско-психологический аспект'

Эмпатия в интернет-среде киберпространства: философско-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1320
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ВЧУВСТВОВАНИЕ / ОБЪЕКТИВИРОВАНИЕ / СИМПАТИЯ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕРОНТОЛОГИЯ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРКОММУНИКАЦИЯ / EMPATHY / OBJECTIVATION / SYMPATHY / INTERSUBJECTIVITY / INTERNET ENVIRONMENT / CYBERSPACE / CYBERONTOLOGY / CYBERSOCIALIZATION / CYBERCOMMUNI-CATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обыденкова В. К.

Статья посвящена рассмотрению феномена эмпатии в философско-психологическом аспекте в современных условиях интернетизации и киберсоциализации общества. Особое внимание уделено визуальному аспекту восприятия, который является ключевым для ряда составляющих жизнедеятельности человека в интернет-среде, в том числе возможностей проявления эмпатии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY IN THE INTERNET ENVIRONMENT OF CYBERSPACE: PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the question of the phenomenon of empathy in philosophical and psychological aspects in the modern conditions of society’s internetization and cybersocialization. The particular attention paid for the visual aspect of human perception, that is the key for a number of human activity’s constituents in the Internet space including possibilities of empathy’s manifestation.

Текст научной работы на тему «Эмпатия в интернет-среде киберпространства: философско-психологический аспект»

Литература:

1. Leibniz G. The Monadology. University of Pittsburg Press, 1992

2. Chalmers D. J. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford, 1996

3. Bealer G. Mental Properties // Journal of Philosophy. - 1994. - No 91. -P. 185-208.

4. Carruthers P. Phenomenal Consciousness. - Cambridge University Press, 2000.

5. Chalmers D. Phenomenal concepts and the explanatory gap // Phenomenal Concepts and Phenomenal Knowledge: New Essays on Consciousness and Physicalism, eds. T. Alter and S. Walter. - Oxford University Press, 2006.

6. Dretske F. Naturalizing the Mind. - MIT Press, 1995.

7. Levin J. What is a Phenomenal Concept? // T. Alter and S. Walter (eds.), Phenomenal Concepts and Phenomenal Knowledge: New Essays on Consciousness and Physicalism. - Oxford: Oxford University Press, 2007. -P. 15-31.

8. Levine J. Phenomenal Concepts and the Materialist Constraint // T. Alter and S. Walter (eds.), Phenomenal Concepts and Phenomenal Knowledge: New Essays on Consciousness and Physicalism. - Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 145-66.

9. Loar B. Phenomenal states // Philosophical Perspectives. - 1990. - No 4. -P. 81-108.

10. Papineau D. Phenomenal and Perceptual Concepts // T. Alter and S. Walter (eds.), Phenomenal Concepts and Phenomenal Knowledge: New Essays on Consciousness and Physicalism. - Oxford: Oxford University Press, 2007. - P. 111-44.

11. Revonsuo A. Binding and the phenomenal unity of consciousness // Consciousness and Cognition. - 1999. - No 8. - P. 173-185.

12. Rosenthal D. Explaining Consciousness // D. Chalmers (ed.), Philosophy of Mind: Classical and Contemporary Readings. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - P. 406-21.

13. Rosenthal D.M. A theory of consciousness // Block N., Flanagan O., Gu-zeldere G., eds. The Nature of Consciousness. - MIT Press,1997.

14. Stoljar D. Physicalism and phenomenal concepts // Mind and Language. -2005. - No 20. - P. 469-494.

15. Sturgeon S. The Epistemic View of Subjectivity // Journal of Philosophy. -1994. - No 91. - P. 221-236.

16. Tye M. (2002), Representationalism and the Transparency of Experience’, Nous, 36: 137-51; in B. Gertler (ed.), Privileged Access: Philosophical Accounts of Self-knowledge (Aldershot: Ashgate), 31-44.

17. Tye M. A theory of phenomenal concepts // Minds and Persons, ed. A. O’Hear. - Cambridge University Press, 2003.

18. Tye M. Ten Problems of Consciousness: A Representational Theory of the Phenomenal Mind. - MIT Press, 1995.

УДК 316.613.42

ЭМПАТИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА: ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Обыденкова Валерия Кирилловна,

магистрант кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии28,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия vk [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена эмпатии в философско-психологическом аспекте в современных условиях интернетизации и киберсоциализации общества. Особое внимание уделено визуальному аспекту восприятия, который является ключевым для ряда составляющих жизнедеятельности человека в интернет-среде, в том числе возможностей проявления эмпатии.

Ключевые слова: эмпатия; вчувствование; объективирование; симпатия; интерсубъективность; интернет-среда; киберпространство; киберонтология; киберсоциализация; киберкоммуникация.

EMPATHY IN THE INTERNET ENVIRONMENT OF CYBERSPACE: PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

Valeriya K. Obydenkova,

postgraduate student of chair of social pedagogics and psychology of faculty of pedagogics and psychology «Moscow Pedagogical State University», Moscow, Russia vk [email protected]

Annotation. The article is devoted to the question of the phenomenon of empathy in philosophical and psychological aspects in the modern conditions of society’s internetization and cybersocialization. The particular attention paid for the visual aspect of human perception, that is the key for a number of human activity’s constituents in the Internet space including possibilities of empathy’s manifestation.

Key words: empathy; objectivation; sympathy; intersubjectivity; internet environment; cyberspace; cyberontology; cybersocialization, cybercommunication.

28 Научный руководитель - Плешаков Владимир Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Состояние вопроса

Развитие современного мира характеризуется информационно-коммуникационной направленностью. Преобладание сферы услуг над производственной сферой, увеличение числа и совершенствование качества средств связи - реалии, в которых существует современный человек. Его потребности в получении информации, коммуникации и установлении взаимоотношений с другими удовлетворяются в настоящее время не только непосредственно, но и опосредованно, благодаря Интернету - современному глобальному сектору киберпространства. Поэтому актуально рассматривать коммуникацию и все ее аспекты (включая перцептивный) как в реальном пространстве, так и в условиях интернет-среды киберпространства.

Целью нашего теоретического исследования является рассмотрение эмпатии как философско-психологической категории и раскрытие ее особенностей в условиях информационно-коммуникационной специфики современного общества, когда электронные средства становятся опосредующим фактором человеческого взаимодействия.

Понятие эмпатии в философии и психологии

Понятие эмпатии ведет свою историю со времен средней и поздней Стои (II в. до н.э. - II век н.э.). Она понималась мыслителями как «симпатия» (от греч. 8ушра1Ье1а (оицлаВеш) - «совместность», «духовная склонность») [1: 139], представляя собой часть космической симпатии - внутренней жизненной связи всех вещей и сил. Вплоть до начала XX века мыслители и ученые оперировали понятием симпатии, конкретизируя его в рамках таких наук, как философия, этика, эстетика и психология.

Употребляя термины «симпатия» и «эмпатия» в нашем теоретическом обзоре, мы признаем их тождественными в историческом контексте развития философии и психологии, в то время как мы знаем, что на настоящий момент они имеют смысловые различия: симпатия предполагает чувствования по отношению к человеку, эмпатия - чувствования вместе с человеком.

Д. Юм использует два различных значения термина «симпатия», которые переходят одно в другое: во-первых, восприятие от других людей их наклонностей, чувств и переживаний и воспроизведение этих эмоций в собственной психике, т.е. «сопереживание», а во-вторых - благожелательное отношение к людям [2: 111].

В философии В. Дильтея способность к симпатии (эмпатии) рассматривалась как условие возможности понимания реалий человеческой жизни. Основным методом для этого является понимание - непосредственное постижение, целостное переживание. Понимание своей жизни происходит благодаря интроспекции, а чужой - посредством симпатии (эмпатии) [3: 118].

Способность разделять чувствования других людей А. Смит называет «сочувствием» или «симпатией» [4: 33]. «Ее [симпатии -прим. авт.] все-таки достаточно для установления в обществе гармонии и для поддержания возможной связи между несчастным человеком и свидетелем его страданий ... природа научает постороннего человека воображать себя на месте несчастного, а последнего - представлять себя в положении свидетеля. Они постоянно переносятся мыслью один на место другого.» [4: 43].

М. Шелер выделяет две формы симпатии. «Сопереживание» представляет собой слияние с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» - участие в переживании другого человека с сохранением независимых чувств субъекта и его целостности [5: 147-157].

В философском контексте симпатия имеет также этический оттенок. В этике А. Шопенгауэра сострадание (или симпатия) является действительным основанием морали [6]. И, как утверждает Г. Спенсер, по мере того как люди привыкают жить в обществе, у них развивается взаимное сочувствие, чувство симпатии, образующее впоследствии нравственное чувство [7].

Т. Липпс описал понятие симпатии с точки зрения эстетики, а последнюю, в свою очередь, отнес к категории психологических дисциплин, поскольку эстетическая оценка объектов возможна только в сознании человека.

Эстетическая оценка берет начало в объективировании (БтШЫи^), вчувствовании в объект. Его основой является внутреннее движение, активность человека, его душевные переживания. По словам Т. Липпса, «в каждом созерцаемом мною объекте скрываюсь я, созерцающий его, с моей внутренней активностью» [8].

Объективирование, совершаемое при созерцании всех объектов, Т. Липпс обозначает как «общее апперцептивное объективирование» - вчувствование в объект, а также «эмпирическое объективирование - вчувствование в его состояние». «Объективи-

рование настроения» проявляется в том, что человек приписывает настроение всему тому, что видит и слышит, например цвету и музыке. «Объективирование переживаний, вызванное внешним проявлением человека» наиболее близко к понятиям симпатии и эмпатии. В нем человек не просто воспринимает внешний вид, речь и жесты другого, но и ассоциирует их с определенным проявлением личности или настроения другого за счет возникновения особой внутренней активности. «Воспринимаемое нами становится “символическим”, т.е. обращается в чувственного носителя нашего отношения». Объективирование в данном случае - «перенесение себя самого в другого».

Одним из основных аспектов эмпатии в феноменологии Э. Гуссерля является ее роль как важнейшего фактора человеческой интерсубъективности [9]. Интерсубъективность позволяет нам рассматривать другого как аналогичного нам без аналогизи-рующего суждения. Любое восприятие и любой опыт возможны для всех субъектов, поэтому мы должны рассматривать общий для них мир. Каждый человек воспринимает другого как субъекта, со-конституирующего общий для них мир. В трансцендентальном рассмотрении значим акт, в котором некто как «другое живое существо», «другой человек», «другое Я» может быть дан нашему сознанию. Человеческое тело Э. Гуссерль рассматривает как орган восприятия. Посредством кинестез - целенаправленной телесной активности и ее синхронного осознавания - человек способен добывать чувственные впечатления, которые составляют его опыт. На основании сходства в движениях и поведении человек переносит свое кинестетическое сознание на тело воспринимаемого субъекта и приписывает ему самостоятельное трансцендентальное ego [10]. За этим переносом Э. Гуссерль закрепляет термин «проникновение» или «вчувствование» (Einfuhlung) [11].

Э. Титченер в 1909 году ввел термин «эмпатия» как англоязычный эквивалент немецкому Einfuhlung («вчувствование»), затрагивающий эмоциональный компонент человеческой психики [12: 103-118]. В нашем теоретическом исследовании мы будем оперировать термином «эмпатия» в широком смысле, включая в него понимание вчувствования, объективирования и симпатии.

Современные условия проявления эмпатии

Как мы отмечали выше, современный мир имеет выраженную информационно-коммуникационную специфику. По словам

В.А. Плешакова, автора киберонтологической концепции жизнедеятельности личности и теории киберсоциализации человека, «модель жизнедеятельности человека строится с учетом существования параллельной современному миру реальности - киберпространства» [13: 148].

Киберпространство («созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое воплощение ноосферы» [14: 50]) дополняет реальность бытия современного человека, выступая вспомогательной средой для расширения сфер его деятельности, коммуникации. В киберпространство переносится ряд аспектов человеческой деятельности - коммуникативной, досуговой, познавательной, трудовой. И в настоящее время мы вправе говорить о бытии человека в киберпространстве - киберонтологии (определяемой В. А. Плешаковым как «бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреальности, детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды» [14: 160]).

В киберпространстве коммуникация имеет особое значение. В контексте включенности в условия киберпространства она определяется как киберкоммуникация - «процесс установления и развития в киберпространстве контактов между людьми, осуществляемых посредством современных ИКТ, включающих в себя обмен информацией, взаимное ее смысловое и экспрессивное восприятие, а также попытку влияния друг на друга» [14: 33]. К киберкоммуникации применимы те же описываемые в социальной психологии особенности, в частности касающиеся собственно коммуникации, интеракции и перцепции. Однако они имеют собственную специфику, обусловленную существенными различиями реальной среды и киберпространства. Так, в интернет-среде как одной из актуальных для жизнедеятельности человека частей киберпространства основной является статичная визуальная информация (тексты, изображения), что предполагает особое участие и развитие образно-знакового мышления человека. Восприятие объектов интернет-среды происходит упрощенно, поскольку в основном задействован его визуальный канал, опосредованный техническими характеристиками электронного устройства, которым пользуется человек. В том числе это касается и восприятия других людей (межличностной перцепции). Так, целостность образа

воспринятого человека в реальности изначальна, а в интернет-среде достигается благодаря интеграции отдельно воспринятых элементов его интернет-страницы или сообщения. На первый план выходит умение воспринимающего обрабатывать статичную информацию, в чем проявляется одна из важнейших особенностей восприятия в интернет-среде - его большая, нежели в реальной среде, зависимость от активности воспринимающего субъекта.

Эмпатия (ЕтШЫии§) как одна из составляющих коммуникации в широком смысле и как особенность восприятия произведений искусства в контексте философии и эстетики, представляющая собой динамичный процесс, в который включены непосредственно все каналы человеческого восприятия одновременно, в условиях киберонтологии претерпевает ряд изменений. Это объясняется тем, что в киберпространстве и, в частности, интернет-среде, объекты реальности заменяются на цифровые аналоги - фото- и видеоизображения, тексты [13: 114-115]. Наиболее высокая степень вчувствования возникает у человека в том случае, если воспринимаемый им объект минимально статичен и имеет ряд пространственных характеристик.

Касаясь последнего, следует вспомнить слова В. Вундта: «Мы, конечно, везде более или менее заполняем недостаток плоскостных картин нашими ассоциациями глубины, насколько они сами связаны с очертаниями каких-либо реальных пространственных образов.

. в тот момент, когда мы, вследствие благоприятно выбранной точки фиксирования, видим пластическую форму, последняя оживляется.

. в тот момент, когда соединения субъективных пространственных чувств с объективными ассоциациями бывают особенно жизненными, мы так сильно углубляемся в созерцаемую форму, что нам кажется, что она и мы - одно» [15: 63-64].

Это означает, что для максимально полного вчувствования необходима пространственность, «оживленность» изображения, которая достигается как внутренними свойствами его самого, так и точкой зрения смотрящего.

В интернет-среде происходит дополнительное опосредование восприятия идеи автора произведения искусства, а также редукция пространственных характеристик объекта и возможностей их восприятия субъектом. Все произведения визуального искусства

становятся цифровыми изображениями, особенности которых зависят от технических характеристик опосредующего объекта (монитора, видеокарты компьютера) и особенностей интернет-среды (параметры содержащего данное произведение интернет-ресурса). Это означает, что «чистота» восприятия зависит теперь не только от того, кто совершает вчувствование в объект, но и от технического средства как промежуточного звена.

Возвращаясь к эстетико-философским идеям Т. Липпса, мы можем проанализировать процессы объективирования (как эмпатии в приложении к произведениям искусства) в условиях интернет-среды.

Объективирование возникает у субъекта восприятия при наличии у него развитого навыка трансформирования получаемой статичной информации в динамичную реальность его отношения и переживания. Так, к примеру, в интернет-пространстве на момент предъявления субъекту фотографии произведения изобразительного искусства она будет являться статичной визуальной информацией. Как только это изображение будет воспринято, оно становится для него динамичным. При обработке (восприятии) изображения субъектом оно наделяется определенным смыслом, запускает его ассоциативные, мнемические процессы. Результатом становится субъективный образ произведения искусства, представление воспринимающего о нем и отношение к нему, приписывание ему настроения на основе собственного внутреннего отклика.

Такая объективация, тем не менее, является неполным выражением возможных переживаний субъекта, поскольку проходила путь своего развития, начиная с восприятия редуцированного интернет-средой, а не непосредственного реального произведения искусства, в котором заложен его первичный смысл и потенциал к эмоциональному отклику.

Подобный процесс и результат справедлив и для «объективирования переживаний, вызванных внешним проявлением человека», поскольку человек, подобно произведению искусства, отражен в интернет-пространстве в качестве комплекса визуальной информации - персональной страницы с изображениями, фотографиями, текстовыми сообщениями. «Перенесение себя в другого» возможно в полной мере только при наличии предпосылок к аналогизации себя и другого. В интернет-среде же каждый субъект по отношению к своему собеседнику - визуальный образ, и

подобное его представление накладывает отпечаток на описанную

Э. Гуссерлем интерсубъективность. Воспринимающий находится в ситуации межличностного взаимодействия «здесь и сейчас» как реальный, тождественный себе человек, непосредственно воспринимающий себя самого, а воспринимаемый - как визуальный образ в интернет-пространстве, обладающий неполным набором аспектов, доступных для восприятия другим. Также в неполном виде доступно осуществляемое посредством кинестез получение опыта и приписывание другому трансцендентального ego. За счет ограничения телесной активности восприятие другого человека как аналогичного нам осуществляется неполно, а понимание его и его состояния ограничивается визуальным (текстовым) отображением результата, а не процесса его актуального переживания. И лишь прошлый опыт реального взаимодействия с настоящим интернет-собеседником и опыт общения субъекта в интернет-пространстве в целом позволяет восполнить эти пробелы.

Следует уделить особое внимание тому, что эмпатический процесс связан с эмоциональными и невербальными внешними проявлениями в общении людей, поэтому в условиях интернет-среды его проявление крайне снижено. Отсутствие непосредственного невербального компонента в интернет-общении, а также малость и специфичность эмоциональных проявлений при возможности воспринимать преимущественно текстовую и графическую информацию могут способствовать развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, восприятию чужой и развитию собственной письменной речи, но препятствовать восприятию и проявлению эмоциональных состояний людей в полной мере, в том числе объективированию (эмпатии).

Соответственно, со снижением эмпатических проявлений в условиях современного информационного общества возможно нарушение и этической составляющей эмпатии, о которой писали мыслители конца XIX - начала XX века. Если необходимое для здорового функционирования общества понимание жизни другого человека (согласно представлению В. Дильтея) и общее благожелательное отношение (как составляющая симпатии по Д. Юму) к человеку по ту сторону монитора сохраняется, что подтверждено недавним психологическим исследованием особенностей межличностного восприятия в интернет-среде [16: 309-313], то вчувство-вание в его состояние, сопереживание и сочувствие как основания

нравственного чувства, о которых пишут А. Смит, Г. Спенсер и А. Шопенгауэр, редуцируются за счет превалирования в условиях интернет-среды когнитивного компонента над эмоциональным. На первый план выходит сообщаемая субъектами диалога информация, а особенности ее сообщения опускаются. С одной стороны, это позволяет акцентировать внимание субъекта на актуальной информации, искать ей применение или решать те или иные проблемы на ее основе. С другой - большая часть передаваемой людьми информации скрыта не в текстовой составляющей сообщения, а в невербальной и, зачастую, возможности решения проблемы кроются не в фактических сведениях, а в эмоциональном отношении к ним. Кроме того, возможен перенос рационального подхода, свойственного восприятию информации в интернет-среде, в жизнедеятельность человека в реальном пространстве. Вероятно, подобное снижение эмпатии при взаимодействии в условиях интернет-среды может повлиять на развитие у современного человека морального чувства.

Однако, рассматривая идею, высказанную еще М. Шелером, мы можем отметить, что интернет-ресурсы, опосредуя взаимодействие людей, позволяют выйти на уровень сочувствия, а не сопереживания, или, пользуясь современным понятийным аппаратом, не допускать крайней идентификации или слияния с объектом эмпатии (симпатии). Это является полезным для людей, склонных к патологически высокому проявлению эмпатии, которое может стать причиной эмоциональных проблем.

Таким образом, мы отмечаем, что ограничение возможностей проявления эмпатии в контексте интернет-коммуникации, с одной стороны, может иметь позитивный эффект для людей, склонных «растворяться» в эмоциональных состояниях других, а с другой -деструктивно сказываться на развитии взаимоотношений людей, препятствуя взаимопониманию на эмоциональном уровне. Тем не менее, последнее справедливо в том случае, когда общение посредством Интернета занимает большую долю взаимодействия двух людей по отношению к их реальному общению. Интернет же должен являться дополнительным средством общения, а не его основой.

Задачи современного общества

Статичность представленности человека в интернет-среде и ее влияние на межличностное взаимодействие (в частности эмпа-

тию) ставит перед современным обществом новые задачи. Среди них - развитие общей коммуникативной культуры в интернет-пространстве; перцептивных (в том числе эмпатических) способностей в отношении статичной визуальной информации и образов людей; навыков письменной передачи эмоциональных состояний в общении посредством Интернета. Однако, по нашему мнению, развитие коммуникативных и перцептивных способностей, применимых в интернет-среде, не может полностью разрешить вопрос, связанный со снижением проявления эмпатии в данном пространстве. Необходимо развивать эмпатические способности человека в контексте социализации в реальной среде, затрагивая аспекты их переноса в процессе киберсоциализации личности в интернет-среду. Приобретение разнопланового опыта общения с людьми и в реальном пространстве, и в Интернете - еще один путь сближения двух сред современной жизнедеятельности людей и гармонизации их взаимодействия. Решение данных задач в комплексе позволит людям проявлять эмпатию в условиях опосредования их жизнедеятельности интернет-средой значительно более полно, нежели на настоящий момент.

Литература:

1. Степанова А. С. Антропология Стои: коммуникативный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - Т.10. - № 5. - С. 134-143. (Stepanova A.S. Anthropology of stoicism: communicative aspect // Bulletin of the Russian state pedagogical University named after A.I. Hertsen. - 2005. - V10. -№ 5. - p. 134-143).

2. Грин Т.Г., Гроуз Т.Г. // Д.Юм. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. - Лондон, 1890. - Т.2. - 368 с. (Green T.H. Grose T.H. // D.Hume. A Treatise of human Nature being an Attempt to introduse the experimental Method of Reasoning into Moral Subjects -London, 1890. - Vol.II. - 368 p.)

3. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.: «Алетейя», 1996. -160 с. (Dilthey W. Descriptive psychology. - St. Petersburg: «Aleteja», 1996. - 160 p.)

4. Смит А. Теория нравственных чувств, или опыт исследования законов, управляющих суждениями, естественно составляемыми нами сначала о поступках прочих людей, а затем и о своих собственных. -М.: Республика, 1997. - 351 с. (Smith A. Theory of moral sentiments. -M: Respublika, 1997. - 351 p.)

5. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-157. (Gavrilova T.P. Concept of

empathy in foreign psychology) // Psychology questions. - 1975. - № 2. -p. 147-157).

6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. - Мн.: ООО “Попурри”, 1999. - 832 с. (Schopenhauer A. The World as will and representation, Vol. 2 / Trans. from German. - Mn.: LLC “Popourri”, 1999. - 832 p.)

7. Кропоткин П. Этика. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kropotkin_ etika/04.aspx (дата обращения: 03.11.2013). (Kropotkin P. Ethics. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kropotkin_etika/04.aspx (reference date:

03.11.2013)).

8. Липпс Т. Эстетика. URL: http://lib.rus.ec/b/452047/read#t6 (дата обращения: 13.11.2013). (Lipps T. Aesthetics. URL: http://lib.rus.ec/b/452047/ read#t6 (reference date: 13.11.2013))

9. Гуссерль Э. Картезианские размышления. URL: http://lib.rus.

ec/b/379444/read (дата обращения: 10.09.2013). (Husserl E. Cartesian Meditations. URL: http://lib.rus.ec/b/379444/read (reference date:

10.09.2013).

10. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Перев. Д. Кеймса. Гаага, 1960, с.96 (Husserl E. Cartesian Meditations. Trans. by D. Cairns. The Hague, Nijhoff, 1960, p.96).

11. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. URL: http://lib.rus. ec/b/383118/read (дата обращения: 09.09.2013). (Prechtl P. Introduction to phenomenology of Husserl. URL: http://lib.rus.ec/b/383118/read (reference date: 09.09.2013)).

12. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии // Сибирь. Философия. Образование.: Альманах. - 2002. - Вып. 6. - С.103-118. (Puzyrevsky VY The phenomenon of empathy in the context of modern Western philosophy // Siberia. Philosophy. Education.: Almanac. - 2002. - Vol. 6. - p.103-118).

13. Воинова О.И., Плешаков В .А. Киберонтологический подход в образовании: монография / под ред. В.А. Плешакова; Норильский индустр. инт-т. - Норильск: НИИ, 2012. - 244 с. (Voinova O.I. Pleshakov V.A. Cyberontological approach in education: the monograph / under the general edition of V.A. Pleshakov; Norilsk: Norilsk industrial Institute, 2012. - 244 p.)

14. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудри-ка. - М.: МИГУ; «Homo Cyberus», 2011. - 400 с. (Pleshakov V.A. The Theory of cybersocialization of the person. The monography / Under the general edition of the corresponding member of the Russian Academy of Education, professor A.V. Mudrik, doctor of Pedagogics. - M.: MPSU; «Homo Cyberus», 2011. - 400 p.)

15. Вундт В. Фантазия как основа искусства. - Издание т-ва М.О. Вольфа, 1914. - 147 с. (Wundt W. Fantasy as the basis of art. - Publication of the partnership of M.O. Wolf, 1914. - 147 p.)

16. Обыденкова В.К. Межличностное восприятие в контексте киберсо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.