Научная статья на тему 'Представления об эмпатии в обыденном сознании у студенческой молодежи'

Представления об эмпатии в обыденном сознании у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1613
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНЫЕ ЧУВСТВА / КАНАЛЫ ЭМПАТИИ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ИНТРАПСИХИЧЕСКИЕ И ИНТРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / EMPATHY / EMPATHIC FEELINGS / EMPATHY CHANNELS / EVERYDAY CONSCIOUSNESS / SUBJECTIVE PERCEPTIONS / ORDINARY NOTIONS / INTRAPSYCHIC PHENOMENON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брантова Фатимет Султановна, Биржева Мариет Альджариевна

В статье представлены теоретические основы феномена эмпатии, изучены субъективные представления об эмпатии у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notions of empathy in everyday consciousness of students

The article presents the theoretical basis of the phenomenon of empathy; the subjective perceptions of empathy in students have been studied.

Текст научной работы на тему «Представления об эмпатии в обыденном сознании у студенческой молодежи»

УДК 378.1 ББК 74.58 Б-87

Брантова Фатимет Султановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(918)4242297;

Биржева Мариет Альджариевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета, т.: 8(918)4251156.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМПАТИИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

(рецензирована)

В статье представлены теоретические основы феномена эмпатии, изучены субъективные представления об эмпатии у студенческой молодежи.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийные чувства, каналы эмпатии, обыденное сознание, субъективные представления, обыденные представления, интрапсихические и интрапсихологические явления.

Brantova Fatimet Sultanovna, Candidate of Psychology, assistant professor of the Department of Educational Psychology of Adygh State University, tel.: 8918424 22 97;

Birzheva Mariette Aldzharievna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Educational Psychology of Adygh State University, tel.: 8918425 11 56.

NOTIONS OF EMPATHY IN EVERYDAY CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

(reviewed)

The article presents the theoretical basis of the phenomenon of empathy; the subjective perceptions of empathy in students have been studied.

Keywords: empathy, empathic feelings, empathy channels, everyday consciousness, subjective perceptions, ordinary notions, intrapsychic phenomenon.

В контексте нарастающей социально-духовной аномии российского общества обращение к данной проблематике на наш взгляд более чем своевременно. Все чаще мы наблюдаем примеры равнодушия, кощунства, безнравственности, душевной глухоты, поэтому одной из важнейших задач общества является ее гуманизация, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенной на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность в современном обществе приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является ее эмоциональная зрелость и способность к эмпатии.

История становления понятия эмпатии восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, М. Шелер) и понятию вчувство-вания (Х. Фишер, Г. Лотце, Т. Липпс).

Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопережи-вание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувст-вование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Понятие эмпатии было введено в психологию Э. Титчером для обозначения процесса вчувствования, он обобщил развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования [14].

Значительная часть психологов, изучающих эмпатию в лабораторном эксперименте, понимают эмпатию как эмоциональный ответ на переживания другого (И. Стотлэнд; Х. Бергер; К. Хеннер), разделение чувств другого на любом аффективном уровне (А. Мехребиэн и Н. Эпстейн), способность разделять и облегчать переживания других людей (Л. Мерфи).

Изучению эмпатии в различных ее формах посвящены работы зарубежных авторов, таких как К. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут. В аналитической психологии эмпатия рассматривается, как "перенос", описанный З.Фрейдом: "Процесс отнесения своих побуждений,

чувств, и суждений к другим лицам, как средство защиты, благодаря которому субъект может не осознавать присутствия этих "неожиданных явлений" в нем самом" [7].

К. Юнг видел сущность эмпатии в проекции субъективных содержаний: "Так как сущность эмпатии состоит в проекции субъективных содержаний, то предшествующий ему бессознательный акт должен иметь противоположный характер, а именно погашение действенности объекта. Этот объект до известной степени опустошается, самодеятельностью и тем самым приспосабливается к восприятию субъективных содержаний эмпатирующего". К. Юнг видел в эмпатии механизм экстроверсии, приспособления и защиты [17, с. 106].

Т. Липпс, давая теоретическое обоснование эмпатии представлял его содержание как объективирование меня в отличном от меня предмете, независимо от того, заслуживает ли объективированное название чувства или нет. Липпс утверждал, что даже выражение скуки или радости на лице, есть не что иное, как проекция психического переживания наблюдателя. В. Вундт причислял эмпатию к элементарным процессам ассимиляции: "Итак, эмпатия есть своего рода процесс восприятия, отличающийся тем, что некое существенное психическое содержание вкладывается при помощи чувства в объект, и объект тем самым интроецируется, это содержание благодаря своей принадлежности к субъекту, ассимилирует объект с субъектом и до такой степени связывает его с субъектом, что субъект, так сказать, ощущает себя в объекте" [8, с. 67].

М. Шелер, Ф. Олпорт и другие считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектом которого является человек [15].

Дж. Мид определяет эмпатию как «способность принять роль другого человека». В своих работах исследователь переносит акцент с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию», «принятие точки отсчета другого» [9].

В концепциях российских психологов эмпатия рассматривается как осмыс-ление внутренней жизни человека, не сопровождающееся переживаниями (В.М. Банщиков, В.Ю. Завьялов, У.П. Короленко), то есть как чисто интеллектуальный процесс, или понимание.

В рамках отечественной психологии проблема эмпатии исследовалась следующими учеными: Гаврилова Т.П., Кропоткин П.А., Эфроимсон В.П.

В психологической научной справочной литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) часто различаются несколько видов эмпатии: эмоциональная -основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и пр.); эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект; эгоцентрическая эмпатия - сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия - эмпатическое переживание за другого человека и другие виды эмпатии [34, с. 35].

В. Бойко, например, считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека [1].

В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.

По мнению М. Муканова, эмпатия - это некий социальный инсайт, «умственная коммуникация».

Е.С. Гончаренко был предложен термин «эмпатийный потенциал»: «... (от лат. potentia -сила, возможность) - это предрасположенность и возможности личности к вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы».

Т.П. Гаврилова выделяет четыре наиболее часто встречающихся определения эмпатии:

- способность проникать в психику другого, понимая его эмоциональные состояния и аффективные ориентации в форме сопереживания, и на этой основе предвидеть реакции другого;

- вчувствование в событие, объект искусства, природу; вид чувственного познания через проекцию и идентификацию;

- аффективная связь с другим, переживание состояния человека или даже целой группы

людей;

- свойство психотерапевта, которое проявляется по преимуществу в ситуациях межличностного общения [4].

Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности, обладает как биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью развития.

Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабили-зирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компе-тенции профессий сферы «человек-человек».

В психологи выделяют следующие критерии (показатели) характеризую-щие склонность человека к эмпатии:

- позитивное видение других;

- быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;

- преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодей-ствия;

- открытость;

- сензитивность к невербальному поведению другого;

- чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам других людей;

- способность к децентрации;

- чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.

В связи с заявленной проблемой мы изучили, как современные студенты понимают и определяют для себя феномен эмпатии, а также каким они видят человека проявляющего эмпатию через структуры обыденного сознания.

Исследование представлений людей о каком-либо феномене в нашем случае об эмпатии изучался согласно модели обыденного сознания (С. Московичи).

Поэтому исследовательский акцент мы сделали на моделях обыденного сознания или обыденных представлений, которые заключают в себе восприятие и переживания людей по поводу различных интрапсихических, интрапсихологических и внешних явлений, определяющих поведение и состояния человека в различных аспектах действительности [11]. Исследуя обыденные представления, мы получаем доступ к более точному пониманию происходящих событий: по каким закономерностям и на каких основаниях развиваются те или иные действия человека, его отношения и даже индивидуальные качества.

Субъективные представления человека лежат в основе его поведения во внешнем мире в

целом.

Настоящее исследование проводилось с опорой на принцип субъектности и субъективного. С этой целью нами были использованы ассоциативные методы.

Подробное изучение представлений студентов об эмпатии показали, что современные студенты феномен эмпатии характеризуют как: способность человеком сопереживать, поставить себя на место другого, понимать других людей, любить и желание помочь другим.

При чем эмпатию они рассматривают, как способность поставить себя на место другого человека (20% респондентов), сопереживать (13% респондентов), понимать других людей (7% респондентов), считают, что это чувство любви (20% респондентов), желание помочь другим людям (7% респондентов), не знают такого понятия (33% респондентов).

Помимо ассоциативного метода также мы использовали подход и идеи С.Л. Рубинштейна и М.К. Мамардашвили о поступке как мериле человеческой натуры и проявлении в нем истинного отношения субъекта к чему-либо [10, с. 140].

На основе данного подхода была разработана методика «Описание поступка». Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается подумать о каком-то человеке, который, на его взгляд, является носителем исследуемого свойства (в нашем случае - эмпатии) и описать реальные действия или конкретный поступок этого человека, который как раз и иллюстрирует (доказывает) наличие в данном человеке этого качества. Данная методика широко применяется в исследованиях разных типов личности.

Большинство опрошенных студентов (40%) привели в пример матерей; понимающих и чувствующих настроение и состояние своих детей; вспомнили своих близких друзей и подруг, (35%) поддерживающих их в тяжелой жизненной ситуации; учителей начальной школы которые поддерживают детей в трудную минуту (25%).

Таким образом, мы констатируем недостаточную осведомленность студентов о феномене эмпатии и ее проявлениях. Изучив представления об эмпатии у студентов, мы получаем доступ не просто к субъективному опыту людей и специфики их восприятия данного феномена, но имеем

возможность спрогнозировать дальнейшие перспективы развития и формирования эмпатии у студенческой молодежи.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.,1996.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. 351 с.

3. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Т. 6 // Собр. соч. В в 6-ти т. М., 2005. С. 90-318.

4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 147-156.

5. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 2007. С. 17-19.

6. Кохут Х., Россохина А.В. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2000.

7. Липпс Т. Самосознание. СПб.: Тип. М. Сойкина, 1903. 202 с.

8. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999.

9. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: Международный институт бизнеса и управления, 2006. С. 222-229.

10. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. С. 8-9.

11. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.

12. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1994.

13. Титченер Э. Учебник психологии. М.: Космос, 1914. 362 с.

14. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Прогресс, 1990. 448 с.

15. Шелер М. Избранные работы. М., 1995. 366 с.

16. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. М.: Тайдекс Ко, 2004. 136 с.

17. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. София Лорие, под ред. В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001.

References:

1. Boyko V.V. Energy of emotions in communication : a look at oneself and others. M. , 1996.

2. Burlachuk L.F. Psychodiagnostics : a textbook for high schools. SPb.: Peter, 2005. 351 p.

3. Vygotsky L.S. Teaching about emotions. V. 6 // Coll. of works in 6 vol. M., 2005. P. 90-318.

4. Gavrilova T.P. Concept of empathy in foreign psychology. Historical overview and contemporary condition of the problem // Questions of psychology. 2005. №2. P. 147-156.

5. Gavrilova T.P. Empathy as a specific mode of knowledge of man by man // Theoretical and applied problems of cognitive psychology of other people. Krasnodar, 2007. P. 17-19.

6. Kokhut H., Rossokhina A.V. Introspection, empathy and psychoanalysis: study of the relationships between mode of observation and theory // Anthology of contemporary psychoanalysis. V. 1. M.: Institute of Psychology of the RAS, 2000.

7. Lipps T. Self- consciousness. SPb.: M. Soykin’s Publishing house, 1903. 202 p.

8. Mamardashvili M.K., Pyatigorsky A.M. Symbol and consciousness. Metaphysical reasoning about consciousness, symbolism and language. M., 1999.

9. Mead G. Internalized self and others // American sociological thought. M.: International Institute of Business and Management, 2006. P. 222-229.

10. Orlov A.B. Psychology of personality and essence of a man: paradigms, projections, practice. M., 1995. P. 8-9.

11. Platonov K.K. Brief dictionary of psychological concepts. M.: Higher School, 1984. 174p.

12. Rogers K. Empathy // Psychology of emotions. Texts. M., 1994.

13. Titchener E. Textbook on psychology. M.: Space, 1914. 362 p.

14. Freud Z. Psychology of the unconscious. M.: Progress, 1990. 448 p.

15. Scheler M. Selected Works. M., 1995. 366p.

16. Efroimson V.P. Teaching genetics. Genealogy of altruism. M.: Taydeks Co., 2004. 136 p.

17. YungK.G. Psychological Types / transl. by SofiaLorie, ed. V. Zelenskiy. SPb.: ABC, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.