Научная статья на тему 'ЭМПАТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА'

ЭМПАТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / ПОТРЕБНОСТИ / БАРЬЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ЭМПАТИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапшова Екатерина Сергеевна

Согласно прогнозам ООН число людей в возрасте 60+ по всему миру удвоится к 2050 г. В государственной системе социальной защиты населения в РФ созданы технологии, позволяющие обеспечить квалифицированную и разнообразную поддержку пожилых граждан. Однако в настоящее время стоит задача не только создать условия, для достойной жизни пожилых граждан, но и помочь им установить гармоничные отношения с социальным окружением, реализовать их потребности в различных областях жизнедеятельности. В связи с этими актуализируется проблема разработки механизмов реализации их потребностей. Цели данного исследования: анализ потребностей людей третьего возраста в Самарской области; выявление механизмов реализации данных потребностей. В ходе анкетирования респондентов были определены три основных типа барьеров, препятствующих реализации потребностей: ситуационный, институциональный и диспозиционный. Эмпатические способности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, способствуют преодолению данных барьеров и реализации потребностей людей третьего возраста. При проведении исследования использовался комплекс методов: социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, включая методы наблюдения и беседы; социально-демографический, социально-геронтологический, социально-психологический подходы. Полученные результаты свидетельствуют, что, во-первых, противоречие между требованиями, предъявляемыми к специалисту, работающему с людьми третьего возраста в профессиональной сфере, и личностной готовностью к реализации потребностей людей третьего возраста может быть разрешено в ходе профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечивающей развитие профессионально значимых свойств личности, например, эмпатии. Во-вторых, эмпатийное взаимодействие специалистов и людей третьего возраста способствует организации системы внешних воздействий на людей третьего возраста, гармонизации их жизни и деятельности, реализации их потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY OF SOCIAL PROFESSIONALS AS A MECHANISM FOR REALIZING THE NEEDS OF THIRD-AGE PEOPLE

According to UN forecasts, the number of 60+ aged people will double by 2050. The state system of social protection in the Russian Federation provides qualified support to elderly citizens. However, it requires both to create conditions for a decent life of elderly citizens, and to realize their needs. It raises the problem of developing mechanisms to meet their needs. The aims are to analyze third-age people needs in the Samara region and to identify the mechanisms to meet them. The survey identifies three main types of barriers that prevent meeting third-age people needs: situational, institutional and dispositional ones. The empathic abilities of specialists working with third-age people contribute to overcoming these barriers and meeting third-age people needs. The research methods are a comprehensive analysis, socio-demographic, socio-gerontological, socio-psychological approaches and sociological methods. The results are the following: the contradiction between the requirements for a specialist in the professional field and personal readiness to meet third-age people needs can be resolved in the course of professional and vocational training, which ensures the development of professionally significant personality traits, the development of empathy; empathic interaction between specialists and third-age people contributes to the organization of a system of external influences on third-age people, the organization of their lives and activities, meet their needs.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

Научная статья

УДК 378.2, 372.881.1, 37.042, 37.048, 376.3 DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-26-32 EDN: AOMPRJ

Екатерина Сергеевна Лапшова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева». 443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34 lapshova2002@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1362-0765

Эмпатия специалистов социальной сферы как механизм реализации потребностей людей третьего возраста

Аннотация. Согласно прогнозам ООН число людей в возрасте 60+ по всему миру удвоится к 2050 г. В государственной системе социальной защиты населения в РФ созданы технологии, позволяющие обеспечить квалифицированную и разнообразную поддержку пожилых граждан. Однако в настоящее время стоит задача не только создать условия, для достойной жизни пожилых граждан, но и помочь им установить гармоничные отношения с социальным окружением, реализовать их потребности в различных областях жизнедеятельности. В связи с этими актуализируется проблема разработки механизмов реализации их потребностей.

Цели данного исследования: анализ потребностей людей третьего возраста в Самарской области; выявление механизмов реализации данных потребностей. В ходе анкетирования респондентов были определены три основных типа барьеров, препятствующих реализации потребностей: ситуационный, институциональный и диспозиционный. Эмпатические способности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, способствуют преодолению данных барьеров и реализации потребностей людей третьего возраста.

При проведении исследования использовался комплекс методов: социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, включая методы наблюдения и беседы; социально-демографический, социально-геронтологический, социально-психологический подходы. Полученные результаты свидетельствуют, что, во-первых, противоречие между требованиями, предъявляемыми к специалисту, работающему с людьми третьего возраста в профессиональной сфере, и личностной готовностью к реализации потребностей людей третьего возраста может быть разрешено в ходе профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечивающей развитие профессионально значимых свойств личности, например, эмпатии. Во-вторых, эмпатийное взаимодействие специалистов и людей третьего возраста способствует организации системы внешних воздействий на людей третьего возраста, гармонизации их жизни и деятельности, реализации их потребностей.

Ключевые слова: люди третьего возраста; потребности; барьеры реализации потребностей; механизмы реализации потребностей; эмпатия; специалист; геронтологическое пространство

Для цитирования: Лапшова Е. С. Эмпатия специалистов социальной сферы как механизм реализации потребностей людей третьего возраста // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 26-32. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-26-32. https://elibrary.ru/aomprj.

Original article

Ekaterina S. Lapshova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor оf the department of foreign languages and professional communication, FSBEI HE «Samara national research university named after academician S. P. Korolev». 443086, Samara, Moskovsky highway, 34

lapshova2002@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1362-0765

Empathy of social professionals as a mechanism for realizing the needs of third-age people

Abstract. According to UN forecasts, the number of 60+ aged people will double by 2050. The state system of social protection in the Russian Federation provides qualified support to elderly citizens. However, it requires both to create conditions for a decent life of elderly citizens, and to realize their needs. It raises the problem of developing

© Лапшова Е. С., 2022

mechanisms to meet their needs. The aims are to analyze third-age people needs in the Samara region and to identify the mechanisms to meet them. The survey identifies three main types of barriers that prevent meeting third-age people needs: situational, institutional and dispositional ones. The empathic abilities of specialists working with third-age people contribute to overcoming these barriers and meeting third-age people needs. The research methods are a comprehensive analysis, socio-demographic, socio-gerontological, socio-psychological approaches and sociological methods.

The results are the following: the contradiction between the requirements for a specialist in the professional field and personal readiness to meet third-age people needs can be resolved in the course of professional and vocational training, which ensures the development of professionally significant personality traits, the development of empathy; empathic interaction between specialists and third-age people contributes to the organization of a system of external influences on third-age people, the organization of their lives and activities, meet their needs.

Keywords: third-age people; needs; barriers to meet needs; mechanisms to meet needs; empathy; specialists; gerontological space

For citation: Lapshova E. S. Conditions for the implementation of project activities as a means of developing self-regulation in younger adolescents. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 26-32. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-26-32. https://elibrary.ru/aomprj.

Введение

Вторая половина XX в. стала периодом демографических изменений. В результате снижения уровня рождаемости и смертности во всех странах мира был зарегистрирован рост числа и процентной доли людей третьего возраста. Структура населения большинства стран эволюционировала от традиционной пирамидальной формы к равномерному блочному распределению равных чисел в каждой возрастной группе.

Согласно прогнозам ООН численность пожилых людей увеличится вдвое к 2050 г. и составит почти 2,1 миллиарда человек.

В эмпирических социальных науках используется возрастная классификация ООН. В России принята и действует классификация Всемирной организации здравоохранения. На практике реализуется подход, используемый в нормативно-правовых документах, где люди старше 60 лет считаются пожилыми.

Возрастная классификация необходима при разработке и реализации основных направлений социально-экономической и демографической политики и распределения бюджетных ассигнований на решение проблем пожилых людей.

Следует отметить, что выделение отдельных возрастных периодов носит условный характер, так как существуют региональные и страновые особенности [Lapshova, 2020].

Понятие «третий возраст» является относительно новым в России и обозначает «период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию» [Яковлев, 2013].

Правительства стран проводят политику, направленную на реализацию потребностей и интересов людей третьего возраста, в том числе

связанных с жильем, занятостью, здравоохранением, социальной защитой и другими формами солидарности между поколениями.

Концепции, государственные программы, направленные на повышение качества жизни людей третьего возраста, разрабатываемые с конца XX в. и до настоящего времени, объединяет признание того, что основополагающие начала ге-ронтологического пространства — гуманизация и глобализация.

Гуманизация с точки зрения геронтологии подразумевает ориентацию на интересы и возможности людей третьего возраста, создание оптимальных условий для их всестороннего развития [Lapshova, 2020].

Цели исследования:

— проанализировать потребности людей третьего возраста в Самарской области;

— выявить механизмы удовлетворения потребностей людей третьего возраста.

Методы исследования

При проведении исследования использовался комплекс методов: социологические методы получения, обработки и интерпретации информации (метод наблюдения и беседы); методы психолого-педагогической диагностики (анкетирование), изучение и обобщение личного педагогического опыта, социально-демографический, со-циально-геронтологический, социально-

психологический подходы.

Результаты исследования

Анализ потребностей людей третьего возраста выявил 4 основных группы потребностей (Таблица 1).

Таблица 1

Потребности людей третьего возраста_

Global Age Wath Index Стратегия действий в интересах граждан пенсионного возраста до 2025 г. Мониторинг удовлетворенности людей третьего возраста условиями жизнедеятельности в 2017 г. Анкетирование людей третьего возраста в Самаре в 2021 г.

Материальное обеспечение Материальное положение Материальное положение Материальное положение

Состояние здоровья Медицинская помощь Медицинская помощь Медицинская помощь

Общие условия жизни Социальное обслуживание Социальная помощь Социальное обеспечение

Доступность культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных услуг Культурно-массовая работа Культурно-массовые мероприятия

Образование и занятость пожилых людей Содействие занятости и личностной самореализации Возможность продолжения трудовой деятельности Возможность трудоустройства и продолжения трудовой деятельности

Доступность образовательных услуг Образовательные услуги Образовательные услуги

Согласно статистическим данным

РОССТАТА, в 2021 г. в Советском районе г. Самары проживало 1 664 855 человек, 26,7 % которых — представители третьего возраста.

Оценка образовательных, культурных, досуго-вых и физкультурно-оздоровительных потребностей людей третьего возраста проводилась методом сбора данных — посредством анонимного анкетного опроса людей третьего возраста Советского района г. Самары.

Выборка составила 480 респондентов, в том числе с высшим образованием — 268 респондентов; со средне-специальным образованием — 191; со средним образованием — 21. Средний возраст респондентов — 62,2 года.

Анкетирование проводилось в июне 2021 г.

Цель анкетирования — изучение образовательных, культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных потребностей людей третьего возраста.

Согласно результатам анкетирования участниками клубных организаций являются 73 респондента. Художественные клубы посещают 13 респондентов, физкультурно-оздоровительные клубные заведения — 26 респондентов, патриотические клубные заведения — 8 респондентов.

По результатам анкетирования установлено, что приоритетами для участия в клубных организациях являются

— получение новых знаний — 25 %;

— знакомство с новыми людьми — 33 %;

— не чувствовать себя одиноко — 32 %;

— повод чаще выходить из дома — 6 %;

— другое — 4 %.

Анкетирование выявило, что 312 респонден-

тов (57,7 % от общего числа опрошенных) имеют образовательные потребности.

Приоритетными правлениями являются:

— педагогика и психология;

— социально-гуманитарная сфера;

— медицина;

— культура и искусство.

Анкетирование позволило выявить барьеры, препятствующие участию в клубных организациях:

— отсутствие информации о местах и времени занятий — 97 респондентов;

— отдаленность от места проживания — 215 респондентов;

— не устраивает техническое состояние и оснащенность состояние объектов — 67 респондентов.

— состояние здоровья, преклонный возраст, отсутствие желания — 297 респондентов.

Классификация барьеров для участия в образовательных, культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных программах позволила выделить 3 основные группы: ситуационные, институциональные и диспозиционные [Микуле-нене, 2019].

Среди опрошенных респондентов, которые не принимают участия в образовательных, культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных программах, наиболее частыми выделяются ситуационные (45 %), диспозиционные (33 %) и институциональные барьеры (17 %). В частности, отсутствие доверия, заинтересованности или мотивации — важные препятствия для людей третьего возраста.

Пандемия СОУГО-19 потребовала от людей третьего возраста принятия грамотных решений

и усилила потребность во взаимодействии со специалистами различных служб.

Возросла востребованность специалистов, консультантов, особенно медицинских работников, практических психологов и волонтеров. Увеличилась нагрузка на социальные службы. В настоящее время перед государственными структурами, специалистами, работающими с людьми третьего возраста, в образовании, здравоохранении, социальной сферах стоят практические задачи в связи с потребностью в компетентных кадрах в рамках геронтологического пространства, способных заниматься профилактикой личностных проблем и реализацией потребностей людей третьего возраста.

Анализ результатов исследования

Специфика профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, требует умений получать, анализировать, интерпретировать и фиксировать информацию, устанавливать контакты с людьми третьего возраста в соответствии с психологическими законами. Следовательно, задача геронтологиче-ского пространства заключается в том, чтобы специалисты, работающие с людьми третьего возраста, обладали не только профессиональными знаниями и умениями, но и профессионально значимыми личностными свойствами, способствующими решению частных проблем людей третьего возраста, реализации их потребностей. Для этого требуется развитие эмоциональной сферы данных специалистов как инструмента профессионального решения проблем, как средства противостояния профессиональным деформациям [Давидюк, 2020]. В ходе исследования пришли к выводу, что эмпатические способности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, могут стать механизмом реализации потребностей людей третьего возраста.

В ходе анализа исследований в области психологии пришли к выводу, что существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, и наличием индивидуальных личностных качеств, способствующих ее выполнению [Гайдаренко, 2020; Максимова, 2020; Узденов, 2020; Rogers, 2007].

В ходе исследований Делони и Грэфам установили, что эмпатия играет важную роль в оказании медицинской помощи, касающейся отношений между врачом и пациентом. Одна из проблем, с которой столкнулась медицинская сфера

в США, — низкий уровень развития эмпатии медицинских работников: 23 % медицинских работников считают, что они стали менее гуманистичными, а 61 % сообщили, что стали более циничными [Bouton, 2016]. Эти данные подтверждают необходимость развитие эмаптии у работников медицинской сферы.

В медицинской сфере эмпатия рассматривается как «акт правильного признания эмоционального состояния другого человека, не испытывая этого состояния самостоятельно» [Хамадеева, 2020; Rodriguez, 2014]. Из-за физической боли, страданий и многочисленных недугов, которые врачи и медсестры видят каждый день, различие в этом определении подчеркивает разделение между пациентом и самим собой, но по-прежнему фокусируется на правильном определении чувств, потребностей и проблем пациента.

В сфере социальной работы принято следующее определение: «Точно и чутко воспринимать внутренние чувства клиента и передавать их на языке, настроенном на переживание клиента в данный момент..». [Шилина, 2020; Gray, 2017].

В области образования «эмпатия — это способность интерпретировать сигналы бедствия или удовольствия с помощью контроля усилий» [Мещерекова, 2020].

В ходе анализа понятия «эмпатия» выявили, что она рассматривается как способность, процесс, состояние.

Эмпатия является когнитивным, технологическим и эмоциональным отражением субъектов геронтологического пространства, а также представляет процессуальную сторону взаимодействия отношений субъектов внутри геронтологи-ческого пространства, реализуемого во внешнем поведении — общении. Чем выше эмпатийный потенциал, тем успешнее, эффективнее коммуникативная деятельность [Руднева, 2007].

Эмпатия способствует более эффективному познанию эмоциональных состояний и переживаний [Руднева, 2007; Роджерс, 1994]. В контексте коммуникативной деятельности выделим следующие функции эмпатии: способ получения, обработки и проверки информации, основанной на вчувствовании; регулятор взаимодействия в соответствии с эмоциональным состоянием участников; корректировка выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи [Бойко, 1996].

От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех взаимодействия [Борисова, 2015; Bouton, 2016].

В ходе анализа таких форм проявления эмпа-тии, как сочувствие и сопереживание, пришли к выводу, что сопереживание более значимо для социального работника и педагога, а сочувствие — для психолога и медицинского работника. Различия заключаются в степени рефлексии над проявляемыми эмоциональными состояниями и степени идентификации.

Эмпатийный специалист отличается предвидением эмоциональных состояний людей третьего возраста, способностью к децентрации, быстрой ориентации в ситуациях взаимодействия. Эмпатия способствует успешной профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, является механизмом преодоления барьеров для участия в образовательных, культурных, досуговых и физкультурно-оздоровительных программах людей третьего возраста и, следовательно, способом реализации их потребностей.

Заключение

В период демографических изменений, роста числа и процентной доли людей третьего возраста акцентировалось внимание на модернизации геронтологического пространства, реализации потребностей людей третьего возраста. Реальная жизнь потребовала не только инструментальной вооруженности специалистов, работающих с людьми третьего возраста, но и личностной готовности ко взаимодействию в рамках геронто-логического пространства. Спектр практической деятельности, направленной на реализацию этих потребностей, становится разноплановым, выбор действий специалиста, работающего с людьми третьего возраста, обусловлен не только профессиональными знаниями и умениями, но и личностными характеристиками.

Развитие эмпатии специалистов, работающих с людьми третьего возраста в геронтологическом пространстве, происходит успешно в системе: от появления поверхностных чувств (отклик на явление, событие, ситуацию), перехода от одного эмпатийного процесса к другому, сопровождающегося появлением адекватного эмоционального отношения, до переноса пережитых чувств в реальную ситуацию, способствующую реализации потребностей людей третьего возраста.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Современные социально-экономические явления изменили характер профессиональной деятельности специалистов, работающих с людьми третьего возраста. Противоречие между

требованиями, предъявляемыми к такому специалисту, в профессиональной сфере, и личностной готовностью к удовлетворению потребностей людей третьего возраста может быть разрешено в ходе профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечивающей развитие эмпатии как профессионально значимого свойства личности.

2. Геронтологическое пространство, выполняя информационную, компенсаторную и практические функции, создает возможности для эмпа-тийного взаимодействия специалистов и людей третьего возраста. Эмпатийное взаимодействие способствует организации системы внешних воздействий на людей третьего возраста, организации их жизни и деятельности, реализации их потребностей.

Вместе с тем требуется продолжение исследования, так как за его пределами остались вопросы создания спецкурса профессиональной подготовки и переподготовки, содержание которого позволило бы специалистам, работающим с людьми третьего возраста, решать проблему саморазвития эмпатийных процессов таких людей с целью успешной реализации их потребностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Бовина И. Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 88-95.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других. Москва : Филинъ, 1996. С. 114-150.

3. Борисова Д. П. Эмпатические способности сотрудников УИС — возможности исследования и перспективы / Д. П. Борисова, Н. В. Дворянчиков // Психология и право. 2015. Т. 5. № 1. С. 58-69. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76152.shtml (дата обращения: 16.08.2018).

4. Гайдаренко С. М. В. Развитие эмпатии на разных возрастных этапах / С. М. Гайдаренко, М. А. Мартынова, А. В. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 351-354.

5. Давидюк К. Г. Проблема эмпатии в современном мире // Вестник научных конференций. 2020. № 3-2 (55). С. 66-67.

6. Колесник А. П. Потребности пенсионеров // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 45-51.

7. Максимова Л. С. Развитие эмпатии как базовой составляющей профилактики психологического стресса во всех сферах жизнедеятельности // Психология особых состояний: от теории к практике : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2020. С. 51-52.

8. Мещерякова И. Н. Особенности эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей / И. Н. Мещерякова, Е. Г. Демец // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 448-451.

9. Микуленене С. Потребность в общении и роль эйджизма в ее реализации: качественное исследование пожилых людей / С. Микуленене, А. Юркевич, Г. Раполене // Успехи геронтологии. 2019. Т. 32. № 1-2. С. 273-281.

10. Паспорт регионального проекта «Разработка и реализация программ системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» в Самарской области. URL: samregion.ru (дата обращения: 20.05.2021).

11. Программа по повышению качества жизни пожилых людей. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection (дата обращения: 18.12.2020).

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. Е. И. Исениной ; общ. ред. И. Е. Исенина. Москва : Прогресс, 1994. 479 с.

13. Руднева Т. И. Профессиональная подготовка специалистов гуманитарного профиля / Т. И. Руднева, С. В. Астахова, Е. С. Лапшова. Самара : Самарский университет, 2007. 249 с.

14. Узденов Ш. Б. Люди пожилого возраста как объект социальных отношений // Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа : Агентство международных исследований, 2020. С. 177-179.

15. Хамадеева Р. Х., Большакова Н. Л. Роль социального партнерства в модернизации системы социального обслуживания лиц старшего возраста / Р. Х. Хамадеева, Н. Л. Большакова // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 5. С. 25-30.

16. Шилина С. А. Роль социального партнерства в модернизации системы социального обслуживания лиц старшего возраста. социологическое исследование социального положения граждан пожилого возраста в брянской области / С. А. Шилина, А. Ю. Никитина // Экономика. Социология. Право. 2020. № 2 (18). С. 98-104.

17. Яковлев В. Возраст счастья. Москва : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.

18. Bouton B. Empathy Research and Teacher Préparation: Benefits and Obstacles SRATE Journal, 2016. V25. P16-25.

19. Gray D. Updated Empathy Map Canvas. Medium. 15 July 2017. Https://medium.com/the-xplane-collection/updated-empathy-map-canvas (дата обращения: 28.02.2021).

20. Heyes C. Empathy is not in our genes // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Vol. 95. P. 499-507.

21. Lapshova E. S., Levchenko V. V. Impact of vocational training on older workers' employment. SHS Web of Conf., 2020, № 87. 00020

22. Rodriguez J. Routine, empathic and compassionate patient care: definitions, development, obstacles, education and beneficiaries. // Journal of Evaluation in Clinical Practice. URL: PubMed (nih.gov) (дата обращения: 16.08.2021).

23. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Psychotherapy (Chic). 2007 Sep; 44 (3):240-8. doi: 10.1037/0033-3204.44.3.240. PMID: 22122245 (дата обращения: 07.08.2019).

24. Sarah Empathy Mapping: The First Step in Design Thinking on January 14, 2018 Empathy Mapping: The First Step in Design Thinking. URL: nngroup.com (дата обращения: 16.03.2020).

Reference list

1. Bovina I. B. Issledovanie jempatii: kriticheskij ana-liz i novye perspektivy = Empathy study: critical analysis and new perspectives // Kul'turno-istoricheskaja psi-hologija. 2020. T. 16. № 1. S. 88-95.

2. Bojko V. V. Jenergija jemocij v obshhenii. Vzgljad na sebja i na drugih. Moskva : Filin#, 1996. S. 114-150.

3. Borisova D. P. Jempaticheskie sposobnosti sotrud-nikov UIS — vozmozhnosti issledovanija i perspektivy = Empathic abilities of penal system employees — research opportunities and prospects / D. P. Borisova, N. V. Dvorjanchikov // Psihologija i pravo. 2015. T. 5. № 1. S. 58-69. URL: http ://psyj ournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76152. shtml (data obrashhenija: 16.08.2018).

4. Gajdarenko S. M. V. Razvitie jempatii na raznyh vozrastnyh jetapah = Development of empathy at different age stages / S. M. Gajdarenko, M. A. Martynova, A. V. Kovaleva // Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovanija. 2020. № 66-3. S. 351-354.

5. Davidjuk K. G. Problema jempatii v sovremennom mire = The problem of empathy in the modern world // Vestnik nauchnyh konferencij. 2020. № 3-2 (55). S. 66-67.

6. Kolesnik A. P. Potrebnosti pensionerov = The needs of pensioners // Social'noe i pensionnoe pravo. 2021. № 2. S. 45-51.

7. Maksimova L. S. Razvitie jempatii kak bazovoj sostavljajushhej profilaktiki psihologicheskogo stressa vo vseh sferah zhiznedejatel'nosti = The development of empathy as the basic component of the prevention of psychological stress in all areas of life // Psihologija osobyh sos-tojanij: ot teorii k praktike : materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnojarsk : Kras-nojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V. P. Astafeva, 2020. S. 51-52.

8. Meshherjakova I. N. Osobennosti jempatii kak pro-fessional'no vazhnogo kachestva studentov raznyh spe-cial'nostej = Features of empathy as a professionally important quality of students of various specialities / I. N. Meshherjakova, E. G. Demec // Problemy sovremen-

nogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 68-2. S. 448-451.

9. Mikulenene S. Potrebnost' v obshhenii i pol' jejdzhizma v ee realizacii: kachestvennoe issledovanie pozhilyh ljudej = The need for communication and the role of ageism in its implementation: a qualitative study of older people / S. Mikulenene, A. Jurkevich, G. Rapolene // Uspehi gerontologii. 2019. T. 32. № 1-2. S. 273-281.

10. Pasport regional'nogo proekta «Razrabotka i real-izacija programm sistemnoj podderzhki i povyshenija kachestva zhizni grazhdan starshego pokolenija «Starshee pokolenie» v Samarskoj oblasti = Passport of the regional project «Development and implementation of systemic support programs and improving the quality of life of the older generation citizens «Older generation» in the Samara region. URL: samregion.ru (data obrashhenija: 20.05.2021).

11. Programma po povysheniju kachestva zhizni pozhilyh ljudej = Program to improve the quality of life of older people. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection (data obrashhenija: 18.12.2020).

12. Rodzhers K. Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka = A look at psychotherapy. Formation of Man / per. s angl. E. I. Iseninoj ; obshh. red. I. E. Isenina. Moskva : Progress, 1994. 479 s.

13. Rudneva T. I. Professional'naja podgotovka spe-cialistov gumanitarnogo profilja = Training of humanitarian specialists / T. I. Rudneva, S. V Astahova, E. S. Lapshova. Samara : Samarskij universitet, 2007. 249 s.

14. Uzdenov Sh. B. Ljudi pozhilogo vozrasta kak ob#ekt social'nyh otnoshenij = Elderly people as an object of social relations // Integracija nauki, obshhestva, pro-izvodstva i promyshlennosti: problemy i perspektivy : sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa : Agentstvo mezhdunarod-nyh issledovanij, 2020. S. 177-179.

15. Hamadeeva R. H., Bol'shakova N. L. Rol' so-cial'nogo partnerstva v modernizacii sistemy social'nogo obsluzhivanija lic starshego vozrasta = The role of social

partnership in modernizing the social service system for older adults / R. H. Hamadeeva, N. L. Bol'shakova // So-cial'naja politika i social'noe partnerstvo. 2020. № 5. S. 25-30.

16. Shilina S. A. Rol' social'nogo partnerstva v mod-ernizacii sistemy social'nogo obsluzhivanija lic starshego vozrasta. sociologicheskoe issledovanie social'nogo polozhenija grazhdan pozhilogo vozrasta v brjanskoj ob-lasti = The role of social partnership in modernizing the social service system of older people. sociological study of the social situation of elderly citizens in the Bryansk region / S. A. Shilina, A. Ju. Nikitina // Jekonomika. So-ciologija. Pravo. 2020. № 2 (18). S. 98-104.

17. Jakovlev V. Vozrast schast'ja = Age of happiness. Moskva : Izd-vo Mann, Ivanov i Ferber, 2013. 336 s.

18. Bouton B. Empathy Research and Teacher Preparation: Benefits and Obstacles SRATE Journal, 2016. V25. P16-25.

19. Gray D. Updated Empathy Map Canvas. Medium. 15 July 2017. Https://medium.com/the-xplane-collection/updated-empathy-map-canvas (data obrashhen-ija: 28.02.2021).

20. Heyes C. Empathy is not in our genes // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Vol. 95. P. 499-507.

21. Lapshova E. S., Levchenko V V Impact of vocational training on older workers' employment. SHS Web of Conf., 2020, № 87. 00020

22. Rodriguez J. Routine, empathic and compassionate patient care: definitions, development, obstacles, education and beneficiaries. // Journal of Evaluation in Clinical Practice. URL: PubMed (nih.gov) (data obrashhenija: 16.08.2021).

23. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Psychotherapy (Chic). 2007 Sep; 44 (3):240-8. doi: 10.1037/0033-3204.44.3.240. PMID: 22122245 (data obrashhenija: 07.08.2019).

24. Sarah Empathy Mapping: The First Step in Design Thinking on January 14, 2018 Empathy Mapping: The First Step in Design Thinking. URL: nngroup.com (data obrashhenija: 16.03.2020).

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 23.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 16.02.2022; approved after reviewing 23.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.