КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1.0010 Краткое сообщение
Эмпатическая компетентность студентов-психологов на разных этапах профессиональной подготовки
Аннотация
В статье предпринята попытка исследовать эмпатическую компетентность студентов-психологов на разных этапах освоения профессии. Проведенный констатирующий эксперимент с применением психологического тестирования позволил установить, что студенты последнего года обучения имеют более сформированные эмпатические способности. При этом показатели студентов первого года обучения нельзя назвать низкими, так как они обладают важными структурными компонентами эмпатии (достаточно высокая развитость каналов эмпатии), что говорит об осознанном профессиональном выборе.
Ключевые слова: эмпатия, эмпатическая компетенция, компетентность, профессиональные компетенции, студент-психолог, подготовка психологов
Для цитирования: Решетникова З. Д., Пряжникова Е. Ю. Эмпатическая компетентность студентов-психологов на разных этапах профессиональной подготовки // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 1. С. 122-126. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.56.1.0010.
Статья поступила в редакцию 23 октября 2023 г.; поступила после рецензирования 4 ноября 2023 г.; принята к публикации 6 ноября 2023 г.
Short communication
Empathic competence of psychology students at different stages of professional training
Abstract
The article attempts to explain and explore the empathic competence of psychology students at different stages of professional development. A descriptive experiment
З. Д. Решетникова
Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Российская Федерация zoya02092002z@gmail.com
Zoya D. Reshetnikova
Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
zoya02092002z@gmail.com
© Решетникова З. Д., 2023
employing psychological testing was conducted with first and fourth-year students at Nizhnevartovsk State University, specializing in Psychology under the profile"Educational and Developmental Psychology." The results revealed that students in their final year of study exhibited more developed empathic abilities. However, first-year students' scores should not be considered low, as they demonstrated important structural components of empathy, including a sufficiently high development of empathic channels, indicating a conscious professional choice.
Keywords: empathy, empathic competence, competence, professional competencies, psychology student, training of psychologists
For citation: Reshetnikova, Z. D. (2023). Empathic competence of psychology students at different stages of professional training. Vocational Education and Labour Market, 12 (1), 122-126. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1.0010
Received October 23, 2023; revised November 4, 2023; accepted November 6, 2023.
Введение
К основополагающим профессионально значимым качествам психолога относится эмпатия, лежащая в основе эмпатической компетенции. Эмпатическая компетенция является одной из составляющих эмоциональной компетенции, которая, в свою очередь, представляет собой набор способностей к распознаванию, пониманию и дальнейшему использованию эмоциональной информации о себе или других (McClelland, 1973; Рейковский, 1981, Гоулман, 2005);
В рамках отечественной психологии эмпатия признается особым профессиональным качеством психолога (Нелидова, 2017), а эмпатическая компетентность определяется как способность личности специалиста связывать свое поведение с эмоциями, координировать его в связи с ними (Либина, 1998).
Отнесенная к числу профессиональных компетентностей, эмпатиче-ская компетентность может выступать критерием, который определяет эффективность профессиональной деятельности специалиста в сфере психологии.
Для изучения уровня развитости эмпатической компетентности у студентов-психологов на разных этапах освоения профессии был проведен констатирующий эксперимент с применением методик психологического тестирования. Исследование было проведено в сентябре 2022 г. в Нижневартовском государственном университете, в нем приняли участие 30 респондентов - студентов 1 и 4 курсов, обучающихся по направлению 37.03.01 «Психология», профиль «Психология образования и развития».
В ходе тестирования по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна (адаптация Ю. М. Орлова, Ю. Н. Емельянова) удалось определить уровень выраженности эмпатических способностей: у студентов-психологов 1 курса этот показатель оказался равен 68, у студентов 4 курса - 74.
Результаты исследования с применением методики «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко представлены в таблице.
Vocational Education and Labour Market. Vol.12 No. 1 I 2024
123
Уровневые показатели эмпатии студентов-психологов 1 и 4 курсов Level indicators of empathy of 1st and 4th year psychology students
Шкала/ курс 1 курс 4 курс
Рациональный канал эмпатии 3 4
Эмоциональный канал эмпатии 3 4
Интуитивный канал эмпатии 1 3
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии 3 4
Проникающая способность в эмпатии 4 4
Идентификация в эмпатии 2 4
Суммарный показатель 16 23
Качественные характеристики эмпатии имеют различия. Показатель по шкале «Рациональный канал эмпатии», характеризующий степень направленности внимания на другого субъекта, а именно на его эмоциональное состояние и поведение, у выпускников психологического факультета выше, чем у первокурсников. Это свидетельствует о профессионализации психических процессов, которые позволяют воспринимать чувства и эмоции клиентов.
Значения, полученные по шкале «Эмоциональный канал эмпатии», также говорят о превосходстве 4 курса над первым. Шкала указывает на выраженность способности будущего психолога входить в эмоциональное взаимодействие с другими людьми. Проявляется это в способности соучаствовать и сопереживать. Данная способность позволяет лучше понять внутренний мир партнера по коммуникации. Высокие результаты студентов-психологов по данной шкале говорят об ориентации на эмоциональное состояние другого в процессе взаимодействия, о способности понимать эмоции и чувства других людей в конкретной ситуации.
Шкала «Интуитивный канал эмпатии» позволяет оценить такое качество человека, как способность действовать в условиях дефицита базовой информации о других, опираясь на опыт. Показатели говорят о том, что у студентов 4 курса в большей степени развита интуиция. Это может быть связано с опытом, который был получен в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности и является важной частью развития специалиста.
Важной составляющей эмпатии является проникающая способность. Она может быть рассмотрена как коммуникативное свойство личности, которое позволяет создать открытую и доверительную атмосферу, то есть отражает способность человека выстроить свое поведение так, чтобы оно способствовало раскрытию внутреннего мира другой личности. Данные тестирования подтверждают, что студенты обоих курсов в равной степени владеют этой способностью.
Немаловажным условием успешной эмпатии выступает способность идентификации. Она характеризуется умением понять другого человека посредством постановки себя на место переживающего и определяет гибкость и подвижность эмоционального поведения эмпатирующего. Студентам 4 курса данная способность присуща в большей степени.
Результаты исследования показывают, что студенты последнего года обучения имеют более сформированные эмпатические способности, и это непосредственно влияет на формирование эмпатической компетентности в рамках получаемой профессии. При этом показатели студентов первого года обучения нельзя назвать низкими, что говорит об осознанном выборе направления подготовки у первокурсников. Студенты первого года обучения обладают важными структурными компонентами эмпатии (достаточно высокая развитость каналов эмпатии), которые являются базисными в становлении эмпатической компетентности.
Список литературы
1. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. 350 с.
2. Либина Е. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс // Стиль человека: психологический анализ / Ред. А. В. Либин. Москва: Смысл, 1998. С. 190-204.
3. Нелидова В. А., Маслова Т. М. Эмпатия как важное профессиональное качество психолога // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3. С. 693-697.
4. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник Московского университета. Серия 14. 1981. №1. С. 14-22.
5. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. No. 28. P. 1-14.
References
Goleman, D., Boyatzis, R., & McKee, E. (2005). Emotional leadership: the art of managing people based on emotional intelligence. Alpina Business Books. (In Russ.)
Libina, E. V., & Libin, A. V. (1998). Styles of responding to stress. In A. V. Libin
(Ed.) Human style: psychological analysis (pp. 190-204). Smysl. (In Russ.) McClelland, D. C. (1973). Testing for competence rather than for intelligence.
American Psychologist, 28, 1-14. Nelidova, V. A., & Maslova, T. M. (2017). Empathy as an important professional quality of a psychologist. Modern Scientific Research and Innovation, 3, 693697. (In Russ.)
Reikovsky, J. (1981). Prosocial activity and the concept of one's own "I". Lomonosov Psychology Journal, 14 (1), 14-22. (In Russ.)
Информация об авторе
Решетникова Зоя Дмитриевна, студентка Нижневартовского государственного университета, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6882-2234, zoya02092002z@gmail.com
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Vocational Education and Labour Market. Vol.12 No. 1 / 2024
125
Information about the authors
Zoya D. Reshetnikova, student of Nizhnevartovsk State University, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6882-2234, zoya02092002z@gmail.com
Conflict of interests: the author declares no conflict of interest. The author has read and approved the final manuscript.