Научная статья на тему 'Методы и методики диагностики эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе'

Методы и методики диагностики эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / эмпатические способности / студенты / методы / методики / психодиагностика / тест / опросник / empathy / empathic abilities / students / methods / techniques / psychodiagnostics / test / questionnaire

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виктория Викторовна Ким

Проводится обзор методов и методик, направленных на диагностику эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе. Представлены определения понятий «эмпатия» и «эмпатические способности». Обозначена важность и актуальность темы исследования. Описаны методы диагностики эмпатических способностей студентов: психолого-педагогическое наблюдение, опрос и психологическое тестирование. Методы выбраны с учетом специфики данной статьи. Выбранные методики – «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова, «Многофакторный опросник эмпатии» М. Дэвиса; «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла и методы проанализированы относительно понимания явления эмпатии и компонентного строения эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виктория Викторовна Ким

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and techniques for diagnosing students' empathic abilities in the process of studying at a medical university

The article provides an overview of methods and techniques aimed at diagnosing students' empathic abilities in the process of studying at a medical university. Definitions of the concepts of «empathy» and «empathic abilities» are presented. The importance and relevance of the research topic is indicated. Methods of diagnostics of students' empathic abilities are described: psychological and pedagogical observation, survey and psychological testing. The methods are chosen taking into account the specifics of this article. Selected methods – «Diagnostics of the level of polycommunicative empathy» by I.M. Yusupov, «Multifactorial empathy questionnaire» by M. Davis; N. Hall's «Diagnostics of emotional intelligence» and methods are analyzed regarding the understanding of the phenomenon of empathy and the component structure of students' empathic abilities in the process of studying at a medical university.

Текст научной работы на тему «Методы и методики диагностики эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе»

Научная статья

УДК 159.9.072; ББК 88.6в

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-20-22

EDN: https://elibrary.ru/JSEXZQ

NIION: 2018-0077-4/23-376

MOSURED: 77/27-024-2023-04-575

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных

Методы и методики диагностики эмпатичееких способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе

Виктория Викторовна Ким

Школа-интернат «Вера», Рязань, Россия, amstoria25@yandex.ru

Аннотация. Проводится обзор методов и методик, направленных на диагностику эмпатичееких способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе. Представлены определения понятий «эмпатия» и «эмпатиче-ские способности». Обозначена важность и актуальность темы исследования. Описаны методы диагностики эмпатичееких способностей студентов: психолого-педагогическое наблюдение, опрос и психологическое тестирование. Методы выбраны с учетом специфики данной статьи. Выбранные методики - «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И. М. Юсупова, «Многофакторный опросник эмпатии» М. Дэвиса; «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла и методы проанализированы относительно понимания явления эмпатии и компонентного строения эмпатичееких способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатические способности, студенты, методы, методики, психодиагностика, тест, опросник

Для цитирования: Ким В. В. Методы и методики диагностики эмпатичееких способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023 .№4. С. 20-22. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-4-20-22. EDN: JSEXZQ.

Original article

Methods and techniques for diagnosing students' empathic abilities in the process of studying at a medical university

Victoria V. Kim

Vera Boarding School, Ryazan, Russia, amstoria25@yandex.ru

Abstract. The article provides an overview of methods and techniques aimed at diagnosing students' empathic abilities in the process of studying at a medical university. Definitions of the concepts of «empathy» and «empathic abilities» are presented. The importance and relevance of the research topic is indicated. Methods of diagnostics of students' empathic abilities are described: psychological and pedagogical observation, survey and psychological testing. The methods are chosen taking into account the specifics of this article. Selected methods - «Diagnostics of the level of polycommunicative empathy» by I. M. Yusupov, «Multifactorial empathy questionnaire» by M. Davis; N. Hall's «Diagnostics of emotional intelligence» and methods are analyzed regarding the understanding of the phenomenon of empathy and the component structure of students' empathic abilities in the process of studying at a medical university.

Keywords: empathy, empathic abilities, students, methods, techniques, psychodiagnostics, test, questionnaire

For citation: Kim V. V. Methods and techniques for diagnosing students' empathic abilities in the process of studying at a medical university II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):20-22. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-20-22.EDN: JSEXZQ.

В процессе обучения студенты должны быть готовы к разнообразным вызовам и решению сложных задач. В настоящее время предъявляются высокие требования к профессионально значимым качествам будущего

медицинского работника. Изучение эмпатичееких способностей в структуре личности студентов в контексте педагогической психологии, поможет преподавателям сформировать и обучить наиболее осознанных и про-

© Ким В. В., 2023

20

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 4 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

фессионально развитых специалистов. Это поможет студентам реализовать себя не только профессионально, но и вне профессиональной сферы [6].

«Эмпатия - умение поставить себя на место другого человека, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей» [7].

«Эмпатические способности - социально-психологические свойства личности, которое формируется в процессе взаимодействия людей, влияя на успешность общения, на диапазон трудностей, переживаемых человеком» [4].

Сложность структуры эмпатических способностей затрудняет создание единого общего психодиагностического инструмента. Для изучения эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе используются традиционные приемы эмпирического исследования эмоциональных, когнитивных и поведенческих параметров.

Существует несколько методов и методик диагностики эмпатических способностей. Рассмотрим некоторые из них.

«Наблюдение - это один из основных эмпирических методов исследования процессов и явлений на основе организованного целенаправленного восприятия и отыскания смысла воспринятого. Для научного наблюдения характерно: целенаправленность; планомерность; систематичность; аналитичность; регистрация результатов; оперирование однозначными понятиями» [3].

«Опрос - это психологический вербально-ком-муникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами, посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос» [2].

«Психологическое тестирование - термин психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. С появлением первых тестов наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначается измерение индивидуально-психологических особенностей, стал термин»психологическое тестирование». Первоначально этот термин использовался широко, включая в себя любое измерение в психологической науке. По мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных и когнитивных особенностей» [1].

Одним из инструментов изучения эмпатии является тест И. М. Юсупова «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии». «Под эмпатией, автор понимает взаимодействие образно-чувственного и логического познания, происходящее благодаря эмоциональному резонансу с партнером по общению. Таким образом, методика основана на интегративном подходе к пониманию феномена эмпатии. Текст методики состоит из 36 утверждений с пятью вариантами их оценок (от «никогда» до «всегда»). Сильной стороной данного инструмента является возможность проверить ответы

испытуемых на искренность и учесть фактор социальной желательности. Методика прошла проверку на надежность и валидность» [7]. «Тест позволяет выявить общий уровень эмпатии: очень низкий, низкий, нормальный, высокий и очень высокий. Опросник включает дополнительные 6 шкал: эмпатию к родителям, маленьким детям, пожилым людям, животным, героям художественных произведений, незнакомым и малознакомым людям. На сегодняшний день это единственная русскоязычная методика, которая позволяет исследовать эмпатию по отношению к различным социальным объектам» [4].

««Многофакторный опросник эмпатии» М. Дэвиса, который определяет эмпатию как «реакцию на наблюдаемый опыт другого». Методика состоит из 28 вопросов, которые позволяют провести диагностику по 4 шкалам. Две из них измеряют когнитивный компонент эмпатии. Это шкала «децентрации», которая оценивает тенденцию испытуемого понимать и принимать в расчет точку зрения другого человека, и шкала «фантазии», измеряющая тенденцию воображаемого переноса себя в чувства и мысли героев художественной литературы, персонажей кино и театра. Остальные 2 шкалы направлены на измерение эмоционального компонента эмпатии. Это шкала «эмпатической заботы», измеряющая симпатию, сочувствие, жалость по отношению к переживающему, и шкала «эмпатического дистресса», отражающая степень тревоги и дискомфорта, возникающие у человека при наблюдении за переживающим, направленные на благополучие собственной личности» [4]. Преимуществом данной методики является измерение конкретных эмоциональных и когнитивных механизмов, за счет которых функционирует эмпатия.

«Методика оценки «Эмоционального интеллекта» Н. Холла выявляет способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации». Опросник состоит из 30 утверждений, содержит 5 шкал: 1. Эмоциональная осведомленность -это осознание и понимание своих эмоций. 2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, другими словами, произвольное управление своими эмоциями. 3. Самомотивация -это управление своим поведением, за счет управления эмоциями. 4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, а также готовность оказать поддержку. 5. Распознавание эмоций других людей - это умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей» [5]. Тест выявляет общий уровень эмпатии: высокий, средний, низкий. По каждой шкале вы-считывается сумма баллов с учетом знака ответа, а также интегративно - суммарно по шкалам.

Таким образом, в современной психологической литературе можно выявить несколько оригинальных

ЕСКИЕ НАУКИ 21

методик, направленных на диагностику эмпатичееких способностей. Однако изучение такого глубокого личностного явления, как эмпатия, не должно ограничиваться исключительно представленными методами и методиками.

В зависимости от поставленных целей и задач существует возможность выбора методов и методик, которые позволят изучить эмпатические способности, дифференцировать эмпатические механизмы и проанализировать сочетание компонентов эмпатии друг с другом. Однако есть необходимость в доработке существующих методов и методик, а также поиске новых способов диагностики эмпатичееких способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе.

Библиографический список

1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. СПб. : Питер, 2006. 351 с.

2. Ганишина, И. С. Общий психологический практикум : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся но специальности «Психология служебной деятельности» /И. С. Ганишина, Е. Е. Гаврина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с.

3. Ганишина, И. С. Общий психологический практикум : учебное пособие / И. С. Ганишина, Е. Е. Гаврина. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. 256 с.

4. Лебедева, Ю. В. В сборнике: Современные методы практической психологии. Сборник научных трудов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт социальных и политических наук ; научный редактор А. А. Печеркина. 2015.С. 88-93.

5. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У Солдатовой и Л. А. Шайгеровой. М., 2008. 172 с.

6. Развитие современного высшего образования в России и зарубежных странах : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2020.455 с.

7. Юсупов, И. М. Психология эмпатии : дис. ... д-ра психол. наук/И. М. Юсупов. СПб., 1997. 252 с.

Bibliographic list

1. Burlachuk, L. F. Psychodiagnostics : textbook for universities / L. F. Burlachuk. St. Petersburg : St. Petersburg, 2006.351 p.

2. Ganishina, I. S. General psychological workshop : a textbook for university students studying in the specialty «Psychology of professional activity» / I. S. Ganishina, E. E. Gavrina. 2nd ed., reprint, and additional M. : UNITY-DANA, 2020. 207 p.

3. Ganishina, I. S. General psychological practice : a textbook /1. S. Ganishina, E. E. Gavrina. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2011. 256 p.

4. Lebedeva, Yu. V. In the collection: Modern methods of practical psychology. Collection of scientific papers. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Institute of Social and Political Sciences; scientific editor A. A. Pecherkin. 2015. P. 88-93.

5. Psychodiagnostics of personality tolerance / edited by G. U. Soldatova and L. A. Shaigerova. M., 2008. 172 p.

6. The development of modern higher education in Russia and foreign countries: a collective monograph / ed. by A. Y. Nagornova. Ulyanovsk : Zebra, 2020. 455 p.

7. Yusupov, I. M. Psychology of empathy : dis. ... doctor of psychological sciences /1. M. Yusupov. SPb., 1997. 252 p.

Информация об авторе

В. В. Ким - психолог Школы-интерната «Вера».

Information about the author

V. V. Kim - psychologist at the Vera Boarding School.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 15.11.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023.

22

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.