Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Елена Ивановна

Результативность инклюзивного образования зависит от компетентности, активности и личностных характеристик участников образовательного процесса, к которым относятся и родители. Актуальность изучения вопросов психологической их готовности к эффективной поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с целью ее дальнейшего развития не вызывает сомнений. Оптимальный уровень сформированности эмоционального компонента этого личностного образования позволяет родителям позитивно влиять на процесс интериоризации ребенка, а использование специалистами, осуществляющими консультативную помощь, знаний о специфике психологической готовности родителей будет способствовать достижению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов образования. Подчеркивается необходимость использования интегрированного подхода к формированию такого личностного образования, как психологическая готовность родителей к эффективной поддержке ребенка, развивающегося в условиях инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COMPONENT OF PARENTS OF STUDENTS WITH DISABILITIES’ PSYCHOLOGICAL READINESS TO EFFECTIVELY SUPPORT A CHILD IN INCLUSIVE EDUCATION

The effectiveness of inclusive education depends on the competence, activity and personal characteristics of the participants in the educational process, which include parents. The relevance of studying the issues of psychological readiness to effectively support a child with disabilities in terms of inclusive education for its further development is beyond doubt. The optimal level of the emotional component formation of this personal entity allows parents to positively influence the process of the child's interiorization, and usage of the knowledge of the specific psychological readiness of parents by specialists providing counseling will facilitate the achievement by students with disabilities of the planned educational results. The necessity of using an integrated approach to the formation of such a personal entity as psychological readiness of parents to effectively support a child developing under conditions of inclusion is emphasized.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 99-104. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 4. P. 99-104.

Научная статья УДК 159.9.07

https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.15

Эмоциональный компонент психологической готовности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к эффективной поддержке ребенка в условиях инклюзивного образования

Елена Ивановна Андреева

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, andreevaeliv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7569-4615

Аннотация. Результативность инклюзивного образования зависит от компетентности, активности и личностных характеристик участников образовательного процесса, к которым относятся и родители. Актуальность изучения вопросов психологической их готовности к эффективной поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с целью ее дальнейшего развития не вызывает сомнений. Оптимальный уровень сформированности эмоционального компонента этого личностного образования позволяет родителям позитивно влиять на процесс интериоризации ребенка, а использование специалистами, осуществляющими консультативную помощь, знаний о специфике психологической готовности родителей будет способствовать достижению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов образования. Подчеркивается необходимость использования интегрированного подхода к формированию такого личностного образования, как психологическая готовность родителей к эффективной поддержке ребенка, развивающегося в условиях инклюзии.

Ключевые слова: психологическая готовность, эмоциональный компонент, аффективный компонент, оценочный компонент, инклюзивное образование, родители, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, психологическая поддержка

Для цитирования: Андреева Е.И. Эмоциональный компонент психологической готовности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к эффективной поддержке ребенка в условиях инклюзивного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 99-104. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.15.

Original article

Emotional Component of Parents of Students with Disabilities' Psychological Readiness to Effectively Support a Child in Inclusive Education

Elena I. Andreeva

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, andreevaeliv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7569-4615

Abstract. The effectiveness of inclusive education depends on the competence, activity and personal characteristics of the participants in the educational process, which include parents. The relevance of studying the issues of psychological readiness to effectively support a child with disabilities in terms of inclusive education for its further development is beyond doubt. The optimal level of the emotional component formation of this personal entity allows parents to positively influence the process of the child's interiorization, and usage of the knowledge of the specific psychological readiness of parents by specialists providing counseling will facilitate the achievement by students with disabilities of the planned educational results. The necessity of using an integrated approach to the formation of such a personal entity as psychological readiness of parents to effectively support a child developing under conditions of inclusion is emphasized.

Keywords: psychological readiness, emotional component, affective component, evaluative component, inclusive education, parents, students with disabilities, psychological support

For citation: Andreeva, E.I. (2023) Emotional Component of Parents of Students with Disabilities' Psychological Readiness to Effectively Support a Child in Inclusive Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 99-104. Available from: doi:10.24158/spp.2023.4.15 (In Russian).

Инклюзивный подход на современном этапе развития образования видится в качестве одного из главных механизмов реализации учета разнообразия потребностей обучающихся разных категорий, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом многими исследователями высказываются опасения в части психологической готовности всех субъектов образовательного пространства и общества в целом к эффективной реализации данного процесса (Аде-ева, 2016; Алехина, 2017; Андреева, 2022; Слюсарева, 2020; Leijen et al., 2021; Szumski, 2022).

© Андреева Е.И., 2023

РЭУСНОЬООУ

В большей части отечественных и зарубежных трудов рассматриваются проблемы психологической готовности организаторов инклюзивного пространства - педагогов, руководителей, специалистов сопровождения, а также родителей типично развивающихся обучающихся или представителей общества в целом. Единичные исследователи обращаются к вопросам готовности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адекватно выбирать образовательный маршрут обучающегося в условиях инклюзии, эффективно реагировать в сложных образовательных ситуациях, оказывать поддержку детям с учетом разных жизненных обстоятельств (Адеева, 2016; Алехина, 2017; Андреева, 2022; Слюсарева, 2020). По данным ученых, большая часть родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья демонстрирует скудные представления о сущностных характеристиках организации инклюзивной практики, о собственной роли в этом процессе, а все возникающие проблемы сводит к отсутствию материально-технических условий или специалистов сопровождения в образовательном учреждении (Адеева, 2016; Алехина, 2017; Андреева, 2022; Слюсарева, 2020; Smythe е! а1., 2022). Указанные характеристики психологической готовности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к эффективной поддержке детей в условиях инклюзивного образования с высокой долей вероятности могут привести как к дезадаптации ребенка в условиях детского сада, школы, так и к деформации поведения его родителей, особенно при столкновении с трудной жизненной, в том числе образовательной, ситуацией, что подтверждает важность изучаемых нами вопросов.

Понятие психологической готовности родителей связано с таким термином, как «психологическая готовность субъекта к деятельности». Существуют разные контексты понимания данного феномена, рассмотрим основные из них: как психического состояния (осознание и определение способов достижения целей, оценка условий, мотивация, эмоции, интеллектуальные усилия); как результата специальной подготовки к осуществлению деятельности (обучения, сопровождения, повышения компетентности); 3) как интегративного качества личности (знания, умения, намерения); 4) как установку (Яговкина, 2009; Пономарева, 2013; Васильева, Щербаков, 2015; Симаева, Хитрюк, 2015; Санжаева, 2016; Луговский и др., 2018).

Научные исследования трактуют психологическую готовность родителей к вступлению в новую жизненную ситуацию как совокупность характеристик, формирующихся вследствие изменений в психологической организации личности, обеспечивающих принятие изменившихся условий жизнедеятельности (Адеева, 2016; Алехина, 2017; Самсоненко, 2021). Психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию в найденных нами немногочисленных публикациях рассматривается как «совокупность качеств, свойств и отношений личности, способствующих развитию инклюзии» (Адеева, 2016: 114).

Можно расширить указанное выше определение и представить его как интегральную характеристику развития личности родителя обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, которая возникает в процессе приобретения им опыта участия в выборе и реализации для его ребенка инклюзивного образования; проявляется в соответствии субъекта (родителя) требованиям деятельности (поддержке ребенка в условиях инклюзии); обеспечивает мотивацию и возможности активно и ответственно решать задачи, связанные с эффективным включением ребенка в инклюзивную среду и обучением в ней. Анализ различных авторских позиций по поводу структуры психологической готовности к инклюзивному образованию позволил выявить три самых распространенных компонента, которые она в себя включает: информационный (когнитивный), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (деятельностный) (Адеева, 2016; Самсоненко, 2021).

Со спецификой когнитивного компонента психологической готовности родителей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья к поддержке ребенка в условиях инклюзивного пространства можно ознакомиться в нашей предыдущей статье (Андреева, 2022), тогда как здесь мы рассмотрим результаты исследования особенностей проявления следующего структурного компонента данного личностного образования - эмоционального. Названный компонент психологической готовности субъекта к деятельности, по мнению различных авторов, связан с пониманием эмоциональных проявлений и поступков окружающих, чувствами по поводу исполнения той или иной роли, выполнения деятельности; если рассматривать данное понятие применительно к категории родителей «особых» детей, то его значение ассоциируется с их отношением к инклюзивному образованию, чувствами, сопровождающими этот процесс, эмоциональным принятием ребенка в контексте его особенностей и возможностей, часто его также связывают с мотивацией включения ребенка в инклюзивное пространство образовательной организации (Васильева, Щербаков, 2015; Глухова, Литвина, 2013). Данный компонент, по мнению различных исследователей, также можно назвать аффективным, или оценочным.

На основании работ Е.С. Слюсаревой, Т.Н. Адеевой (Адеева, 2016; Слюсарева, 2020) нами были определены следующие критерии, которые были использованы при составлении диагностического комплекса, позволяющего выявить характеристики эмоционального компонента психологической готовности родителей к поддержке ребенка в условиях инклюзии: отношение к та-

кому типу образования, удовлетворенность инклюзивной образовательной средой (оценка разных типов условий детского сада / школы, чувство психологической защищенности, наличие, интенсивность и характеристики страхов), особенности эмоционального взаимодействия в диаде «родитель - ребенок» (восприятие, понимание эмоционального состояния ребенка, эмоциональное принятие/отвержение ребенка, оценка поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия, отношение к роли родителя), на основании которых мы смогли выделить несколько уровней сформированности представленного компонента.

Родителям предлагалось пройти процедуру диагностики с помощью следующих методик: опросника детско-родительского эмоционального взаимодействия (Е.И. Захарова); комплексной анкеты, в которой были использованы элементы опросника «Мое отношение к интеграции» (В.Ю. Иванова, В.Л. Рыскина); опросника, направленного на выявление страхов (Е.Ю. Никитина, Т.И. Полянская); схемы оценки инклюзивной образовательной среды для родителей (С.А. Калашникова). Часть вопросов нами была изменена, дополнена в соответствии с темой исследования (инклюзивное образование). Например, предлагалось перечислить ситуации возникновения тревоги и страхов не в целом по жизни, а по поводу нахождения (включения, обучения) ребенка в условиях инклюзивного образования, взаимодействия с другими родителями, администрацией и педагогами, достижения ребенком результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), его взаимодействия со сверстниками. С целью демонстрации изменений текста опросника представим несколько модифицированных вопросов: «Назовите ситуации инклюзивного образования вашего ребенка, породившие у вас тревогу и страх. Чего именно вы боитесь в ситуации совместного обучения?»; «Назовите ситуации взаимодействия с педагогами образовательной организации, вызывающие у вас беспокойство. Есть ли ожидаемые ситуации общения вашего ребенка со сверстниками в детском саду / школе, которые вас пугают? Перечислите их» и др.

Изучение особенностей проявления данного компонента психологической готовности у родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводилось в контексте осуществления консультативной и просветительской деятельности по проекту «Родительский университет»1. Количество респондентов, проявивших интерес к данной теме, составило 43 человека. Все они обозначили свою принадлежность к категории родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на территории Оренбургской области. Большая часть респондентов (70 %) отметила, что их дети посещают детские сады и дошкольные группы при общеобразовательных учреждениях. Оставшиеся 30 % заинтересованных отметили в анкете, которая им предлагалась с целью сбора о них общих данных, коррекционные и общеобразовательные (инклюзивные) классы. На вопрос, касающийся категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, большая часть родителей указала на тяжелые нарушения речи (49 %); умственную отсталость и нарушения опорно-двигательного аппарата отметило небольшое количество исследуемых человек (12 % и 7 % соответственно). 32 % респондентов отказались относить своего ребенка к какой-либо категории, объясняя свое решение нежеланием делиться данной информацией. Ниже представим результаты исследования по уровням сформированности эмоционального компонента психологической готовности к поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

Никто из респондентов не продемонстрировал продвинутый уровень сформированности изучаемого компонента психологической готовности.

Оптимальный уровень сформированности эмоционального компонента психологической готовности к поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии был обнаружен только у 2 % родителей. Данная группа исследуемых взрослых уверенно себя чувствует в качестве родителя, принимает особенности ребенка и верит в возможности реализации его потенциала в системе инклюзивного образования, позитивно оценивая усилия детского сада и школы в создании специальных условий; в целом понимает, что с ним происходит и какие причины оказывают влияние на его состояние; на эмоциональном уровне готова оказывать ему поддержку в большей части жизненных ситуаций. Сложности у респондентов с данным уровнем сформированности эмоционального компонента психологической готовности к инклюзии возникают, как правило, в нетипичных обстоятельствах, в которых способности родителей управлять эмоциональным состоянием, а следовательно, и поведением ребенка, не оказывают нужного эффекта, что приводит к стрессу. У людей данной группы есть небольшое количество осознанных страхов, преимущественно касающихся дальнейшего образовательного маршрута ребенка и его коммуникации, что не требует постоянной интенсивной поддержки со стороны специалистов психолого-педагогического профиля.

1 Родительский университет. Картотека проектов: открываем вместе [Электронный ресурс] // Просвещение. Ш1_: https://parents.university/ (дата обращения: 19.04.2023).

Достаточный уровень сформированности эмоционального компонента психологической готовности к поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии был выявлен у 23 % родителей. Для них характерно в целом рациональное отношение к вопросам инклюзивного образования, они частично не удовлетворены психолого-педагогическими и материально-техническими условиями детского сада / школы, но их выбор общеобразовательной организации был осознанным; в то же время в эту группу вошли достаточно тревожные родители, у которых наблюдается большое количество переживаний по поводу судьбы их ребенка, не всегда мотивированных. Они достаточно часто сталкиваются с ситуациями взаимодействия в диаде «родитель - ребенок», вызывающими бурные эмоциональные реакции, часто негативного окраса, с которыми они не всегда могут справиться. Несмотря на понимание причин поведенческих и эмоциональных проявлений ребенка, у родителей, продемонстрировавших указанный уровень сформированности эмоционального компонента психологической готовности к поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии, возникают мысли о необходимости «исправить ребенка», «починить его» теми или иными методами или, наоборот, «пожалеть бедного», что приводит к завышенным или заниженным требованиям к нему, что также негативным образом сказывается на процессе развития, приводит к дезадаптации ребенка в условиях инклюзивного образования. Респонденты данной группы нуждаются в усилении ориентации на особенности эмоционального и физического состояния ребенка, стимулировании со стороны специалиста психолого-педагогического профиля внимания к механизмам анализа ситуации, принятия, опыта адекватного проживания негативных чувств в ходе регулярных консультационных мероприятий, практикумов или тренингов.

Критический уровень сформированности эмоционального компонента психологической готовности к поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии продемонстрировали 75 % родителей. Они часто не принимают, не понимают причин тех или иных настроений своего ребенка, испытывают сложности в контроле над собственным эмоциональным состоянием. В ответах некоторые родители отмечали трудности в определении чувств своего ребенка и собственные интуитивные попытки понять его желания, настроение в силу специфики речевых, интеллектуальных нарушений, эмоциональных расстройств при отсутствии, в некоторых случаях, ярко выраженной связи изменения состояния с внешними или внутренними причинами. Часто в понятных родителям обстоятельствах в качестве причин лабильности настроения назывались проявления болезни, «отклонения», прием лекарственных препаратов, агрессивность внешней среды. При этом способность сопереживать негативным чувствам ребенка (обиде, злости), заражаться этим состоянием, была выявлена в большей степени, чем аналогичная способность в ситуации радости и хорошего самочувствия, что может быть следствием работы защитных механизмов психики.

Безусловное принятие ребенка оказалось также недоступным для этой части родителей. В основном респонденты писали, что «хотят лучшего для своего ребенка», стремятся изменить его поведение, способы реагирования, не согласны с текущей ситуацией, испытывают стресс и тревогу во взаимодействии с ним, но не способны справиться с этим. В их ответах присутствовала неуверенность в том, что они могут научить ребенка чему-то, «быть хорошими родителями». Данные характеристики могут найти свое отражение в пассивной позиции родителей в отношении образования своего ребенка, неготовности не только эмоционально поддерживать его в этих условиях, но и даже взаимодействовать с участниками инклюзивного пространства. Это подтверждают результаты нашего исследования: отношение к инклюзивному образованию у указанной группы респондентов достаточно противоречиво: они выбирают общеобразовательные школы и детские сады, аргументируя это необходимостью социализации, но не готовы эмоционально и деятельностно вовлекаться в этот процесс, испытывают чувство безысходности, называют себя «жертвами обстоятельств», не удовлетворены практически никакими параметрами образовательной среды детского сада / школы. Часть таких родителей указала на наличие отрицательного опыта взаимодействия с образовательными организациями («попытки избавиться от ребенка», «игнорирование ребенка, его особенностей», «нежелание ввязываться в конфликты»). Такая позиция и опыт родителей, как правило, негативным образом сказываются на обучающемся с ограниченными возможностями здоровья, затрудняя его социализацию: законные представители ребенка не чувствуют себя в безопасности, поэтому они не будут обращаться за помощью, поддерживать мероприятия образовательной организации, формировать жизнеспособную личность ребенка. Родители данной группы нуждаются в гармонизации собственного эмоционального состояния, проработке немотивированных тревог, механизмов использования позитивных сторон страха, корректировке родительско-детских отношений в контексте усиления возможностей принятия, понимания возможностей и состояний ребенка. В качестве форм работы можно предложить интенсивные индивидуальные и групповые, очные и онлайн-консультации, практикумы, тренинги.

Родителей, которые бы были равнодушны к собственному ребенку, выявлено не было, что, вероятнее всего, можно объяснить добровольностью обращения за помощью в консультативную службу и принятия решения об участии в анкетировании.

Исследование взаимосвязи когнитивного и эмоционального компонентов психологической готовности родителей к эффективной поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена подтвердило наличие прямой статистической связи между указанными характеристиками (при p < 0,05), что свидетельствует о необходимости использования интегрированного подхода к формированию данного личностного образования. Целенаправленное воздействие, как на когнитивный, так и на эмоциональный компонент психологической готовности, укрепление межкомпонентных связей позволят повысить эффективность реализуемой системы психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, следующим этапом нашего исследования станет изучение специфики проявления деятельностного (поведенческого) компонента изучаемого личностного образования, а также интеграция, обобщение характеристик психологической готовности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к эффективной поддержке ребенка в условиях инклюзивного образования в целом во взаимосвязи всех трех компонентов.

Список источников:

Адеева Т.Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. 112-119.

Алехина С.В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 4. С. 1-9. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2017.4.24965.

Андреева Е.И. Когнитивный компонент психологической готовности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к эффективной поддержке ребенка в условиях инклюзивного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 77-81. https://doi:10.24158/spp.2022.8.11.

Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Психологическая готовность к родительству. Н. Новгород, 2015. 208 с.

Глухова Е.С., Литвина С.А. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования // Психология обучения. № 1. 2013. С. 28-39.

Луговский В.А., Сурженко Л.В., Кох М.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как основа конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 1. С. 65-69.

Пономарева И.А. Рефлексивность как один из основных компонентов готовности педагогов к обучению учащихся спортсменов высоких достижений // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 199-201.

Самсоненко Л.С. Особенности развития психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования // Гуманитарные науки. 2021. № 4 (56). С. 110-117.

Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 3-12.

Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. № 11. С. 54-62.

Слюсарева Е.С. Психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 324-327.

Яговкина Л.С. Исследование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 156-165.

Leijen A., Arcidiacono F., Baucal A. The Dilemma of Inclusive Education: Inclusion for Some or Inclusion for All // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Р. 633066. https://doi: 10.3389/fpsyg.2021.633066.

Smythe Т., Almasri N.A., Angarita M.M., Berman B.D., Camargo O.K. de, Hadders-Algra M., Lynch P., Samms-Vaughan M., Olusanya B.O. The Role of Parenting Interventions in Optimizing School Readiness for Children With Disabilities in Low and Middle Income Settings // Frontiers in Pediatrics. 2022. Vol. 10. Р. 927678. https://doi.org/10.3389/fped.2022.927678.

Szumski G., Smogorzewska J., Grygiel P. Academic achievement of students without special educational needs and disabilities in inclusive education-Does the type of inclusion matter? // PLoS One. 2022. Vol. 17 (7). Р. 0270124. https://doi:10.1371/jour-nal.pone.0270124.

References:

Adeeva, T. N. (2016) The Problem of Psychological Readiness of Parents of Different Categories of Children to Inclusive-Education. Sibirskiipedagogicheskii zhurnal. (4), 112-119 (In Russian).

Alekhina, S. V. (2017) The Role of Parents of Children with Disabilities in the Development of Inclusive Education. Pedagogy and Education. (4), 1-9. Available from: doi:10.7256/2454-0676.2017.4.24965. (In Russian).

Andreeva, E. I. (2022) Cognitive Component of Psychological Readiness of Parents of Children with Disabilities to Support a Child Effectively in Inclusive Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 77-81. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.11 (In Russian).

Glukhova, E. S. & Litvina, S. A. (2013) Problems of Psychological Readiness of Participants in the Educational Process for the Introduction of Inclusive Education. Psihologija obuchenija. (1), 28-39 (In Russian).

Leijen, A., Arcidiacono, F. & Baucal, A. (2021) The Dilemma of Inclusive Education: Inclusion for Some or Inclusion for All. Frontiers in Psychology. 12, 633066. Available from: doi:10.3389/fpsyg.2021.633066.

Lugovskii, V. A., Surzhenko, L. V. & Kokh, M. N. (2018) Psikhologicheskaya gotovnost' k professional'noi deyatel'nosti kak osnova konkurentosposobnosti vypusknikov vuza [Psychological Readiness for Professional Activity as the Basis of Competitiveness of University Graduates]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 24 (1), 65-69 (In Russian).

Ponomareva, I. A. (2013) Reflexivity as One of the Main Components of the Readiness of Teachers to Train Students of High Performance Athletes. Mirnauki, kul'tury, obrazovanija. (5 (42)), 199-201 (In Russian).

Samsonenko, L. S. (2021) Osobennosti razvitiya psikhologicheskoi gotovnosti pedagogov k realizatsii inklyuzivnogo obra-zovaniya [Features of the Development of Psychological Readiness of Teachers for the Implementation of Inclusive Education]. Gumanitarnye nauki. (4 (56)), 110-117. (In Russian).

Sanzhayeva, R. D. (2016) Readiness and Its Psychological Mechanisms. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universi-teta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. (2), 3-12. (In Russian).

Simaeva, I. N. & Khitryuk, V. V. (2015) Problems of Preparedness of Students' Parents for Inclusive Education. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya. (11 ). 54-62 (In Russian).

Slyusareva, E. S. (2020) Psychological Preparedness of Parents for the Inclusive Education of Children with Disabilities of Health. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (67-2), 324-328 (In Russian).

Smythe, Т., Almasri, N. A., Angarita, M. M., Berman, B. D., Camargo, O. K., de Hadders-Algra, M., Lynch, P., Samms-Vaughan, M. & Olusanya, B. O. (2022) The Role of Parenting Interventions in Optimizing School Readiness for Children With Disabilities in Low and Middle Income Settings. Frontiers in Pediatrics. 10, 927678. Available from: doi:10.3389/fped.2022.927678.

Szumski, G., Smogorzewska, J. & Grygiel, P. (2022) Academic Achievement of Students Without Special Educational Needs and Disabilities in Inclusive Education-Does the Type of Inclusion Matter? PLoS One. 17 (7), 0270124. Available from: doi: 10.1371 /journal.pone.0270124.

Vasilyeva, E. N. & Shcherbakov, A. V. (2015) Psihologicheskaja gotovnost' k roditel'stvu [Psychological Readiness for Parenthood]. Nizhnij Novgorod. 208 р. (In Russian).

Yagovkina, L.S. (2009) The Peculiarities in Forming the Readiness of Parents for Education of Children with Limited Possibilities of Health. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (3), 156-165. (In Russian).

Информация об авторе Е.И. Андреева - кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекци-онного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=672882

Information about the author E.I. Andreeva - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Preschool, Correctional, Additional Education and Upbringing Problems, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=672882

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.