Романова Анастасия Николаевна,
студент магистратуры, Оренбургский государственный педагогический университет.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ЛЮДЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Аннотация
В данной статье исследуются особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью. Обсуждаются ключевые концепции и подходы, связанные с эмоциональным интеллектом, такие, как умение различать собственные эмоции и эмоции других людей; умение использовать эмоции для повышения эффективности деятельности; понимание значения эмоций; управление эмоциями. На основе теоретического исследования уточняется содержание понятия «Эмоциональный интеллект»; проанализированы основные концепции эмоционального интеллекта, представлены особенности, обоснованы роли понимания своих и чужих эмоций у людей с алкогольной зависимостью.
Ключевые слова:
особенности, эмоциональный интеллект, люди с алкогольной зависимостью.
Romanova Anastasia Nikolaevna,
graduate student, Orenburg State Pedagogical University.
EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PEOPLE WITH ALCOHOL ADDICTION
The article examines the characteristics of emotional intelligence in people with alcohol addiction. Key concepts and approaches related to emotional intelligence are discussed, such as the ability to differentiate between one's own emotions and the emotions of others; the ability to use emotions to improve performance; understanding the meaning of emotions; managing emotions. Based on theoretical research, the content of the concept "Emotional Intelligence" is clarified; the basic concepts of emotional intelligence are analyzed, features are presented, and the role of understanding one's own and others' emotions in people with alcohol addiction is substantiated.
Key words:
characteristics, emotional intelligence, people with alcohol addiction.
С особой силой эмоциональные проблемы проявляются у людей с алкогольной зависимостью. Они плохо понимают свои эмоции и чувства других людей, и не могут управлять своей эмоциональной сферой. В обществе их поведение менее адаптивно и влияет на все сферы. Такой человек часто не может различить свои чувства и то, что действительно происходит в реальности. Эмоциональный интеллект является очень важной составляющей для людей с такой проблемой в обеспечении эффективности психологической адаптации на этапе выздоровления и влияет на развитие способностей человека регулировать собственное поведение, взаимодействовать с окружением, справляться с трудностями, использовать ресурсы, обеспечивающие психологическое развитие. Феномен эмоционального интеллекта изучается большим числом исследователей. В настоящее время все многообразие теорий и концепций эмоционального интеллекта сводится к двум основным: к смешанным моделям (R. Bar-On, D. Goleman, R.E. Boyatzis, K.V. Petrides, A. Furnham и др.) и модели
способностей (J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso). В отечественной науке данный конструкт изучается на научно - методическом уровне (Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, И.Н. Андреева, A.C. Петровская), а также в практическом - прикладном контексте в ряде работ (М.А. Манойлова, Г.В. Юсупова, И.А. Егоров, О.В. Белоконь, Т.А. Панкова, Е.В. Ерохина, Д.В. Ненашев, И.С. Степанова, Е.А. Хлевная, Л.Д. Камышникова, А.К. Кравцова и др.) Однако, эмоциональный интеллект у людей, имеющих алкогольную зависимость, остается недостаточно выявленным и проработанным в научной психологии. У таких людей эмоциональный интеллект имеет свои особенности, что обосновывает необходимость их изучения. Лица с алкогольной зависимостью подавляют или изменяют свои чувства, тем самым теряют контроль над своими эмоциями и действиями. Развитие эмоционального интеллекта освобождает людей с алкогольной зависимостью от защитной реакции употребления алкоголя и является важным для коррекции личности в период реабилитации.
Существуют проблемы в данном направлении: противоречие между необходимостью регулирования эмоционального состояния людей с алкогольной зависимостью и недостаточной разработанностью теоретических представлений об особенностях эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость; противоречие между потребностью практики в теоретико-методическом обеспечении комплексной психологической помощи людям с алкогольной зависимостью с низким эмоциональным интеллектом и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса.
Данные противоречия позволили поставить в качестве исследовательской проблемы теоретическое обоснование процедуры изучения эмоционального интеллекта.
Цель исследования - выявление особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью. Объектом исследования является эмоциональный интеллект. Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью. Гипотеза: у лиц с алкогольной зависимостью эмоциональный интеллект имеет свои особенности.
Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи: провести теоретический анализ понятий эмоционального интеллекта и алкогольной зависимости; обосновать методы и методики исследования особенностей эмоционального интеллекта; выявить особенности эмоционального интеллекта у людей, имеющих алкогольную зависимость и не имеющих алкогольную зависимость; провести сравнительный анализ и выявить; разработать рекомендации для психологов, работающих с людьми, имеющих алкогольную зависимость.
Теоретико-методологическими основами настоящего исследования являются: эмоциональный интеллект - И.Н. Андреева, В.А. Васильев, Д.В. Люсин, Д. Гоулман; эмоциональный интеллект как модель способностей Майера и Саловея (Mayer and Salovey, 1997; Brackettand Salovey, 2006); эмоционально-социальный интеллект (ЭСИ) Р. Бар-Она (1997; Bar-on, 2006); эмоциональный интеллект как модель эмоциональных компетенций (Goleman 1998; 2001; Boyatzis, 2006); эмоциональный интеллект как идея единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); самоотношение - С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Т. Соколов; теория эмоционального интеллекта Н. Холла.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют уточнить содержание понятия «Эмоциональный интеллект»; проанализированы основные концепции эмоционального интеллекта, представлены особенности, обоснованы роли понимания своих и чужих эмоций у людей с алкогольной зависимостью.
Практическая значимость исследования обусловлена ее направленностью на научно-методическое обеспечение консультационной, психопрофилактической, коррекционной работы психолога с людьми, имеющими алкогольную зависимость. Определяется актуальным запросом на
разработку качественных методов и процедур исследования личности. Способствует расширению представлений о зависимости и разработке обоснованных программ психологической реабилитации людей. Результаты проведенного исследования могут заложить основу для внедрения нового направления деятельности психологической службы и стать основаниями психологического прогнозирования развития.
Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [23].
Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо в 1990 г. была усовершенствована и доработана [23]. В настоящее время она включает четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей, а именно способности: безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей; использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности; понимать значение эмоций; управлять эмоциями. Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций. Эмоциональный интеллект преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни. Однако, по мнению Дж. Мейера, эмоциональный интеллект, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных результатов. Например, эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с проблемным поведением, таким как агрессия и употребление алкоголя [14; 26], с высоким уровнем личностной тревожности у подростков [2] и положительно — с организаторскими способностями [2]. Являясь одними из многих факторов индивидуальности, чаще действуя как позитивный фактор, может, в некоторых аспектах, рассматриваться как негативный. К примеру, традиционные взгляды на эмоциональный интеллект могут приобретать манипулятивные коннотации, если упустить, что анализ собственных эмоций или эмоций других людей позволяет регулировать поведение в более просоциальном стиле [14; 26]. В противоположность распространенной точке зрения о том, что человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта всегда контролирует собственные эмоции, Дж. Мейер утверждает, что эмоциональный интеллект не зависит от эмоционального состояния. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может быть грустным или подавленным, потому что имеет для этого причины, причем «выбираться» из негативного эмоционального состояния он будет не обязательно быстро или легко [26].
В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций. В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что может открыть возможность оптимизации самоотношения через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний у людей с алкогольной зависимостью. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения культуры человека с такой проблемой для себя, и в обществе в целом. В исследовании приняли участие лица, имеющие алкогольную зависимость, находящиеся в процессе выздоровления и лица не имеющие алкогольную зависимость.
Говоря о психоэмоциональных особенностях людей с алкогольной зависимостью, речь идет о следующих характеристиках: Я-концепция (локус контроля, социальная роль, самоконтроль, осознанность); выраженность проявлений зависимого поведения; степень развитости эмоционального интеллекта и навыка защиты личностных границ; индивидуально-личностные черты.
Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает собственную модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию. Развитие эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью может быть важным аспектом для их собственной успешности в процессе выздоровления.
Таким образом, хотя и мнения исследователей рознятся в отношении понимания структуры эмоционального интеллекта, сходятся они в одном - эмоциональный интеллект представляет собой сложный психологический феномен, развитие которого является необходимым: для людей профессий «человек-человек», в первую очередь для педагогов, психологов и воспитателей; для людей с алкогольной зависимостью, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и эмоционального интеллекта, для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.
В магистерском проекте об особенностях эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью, были проанализированы психологические концепции отечественных и зарубежных авторов, касающиеся эмоционального интеллекта, формирования самоотношения и особенностей измерений. На основании теоретического анализа, можем сделать следующие выводы: дальнейшие исследования феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, может открыть возможность оптимизации самоотношения через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих у лиц с алкогольной зависимостью; эмоциональный интеллект
- это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими; самоотношение является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения у лиц с алкогольной зависимостью, играет важную роль в установлении отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций; позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности; стремление человека с такой проблемой к выздоровлению выступает одной из важнейших потребностей лиц с алкогольной зависимостью на пути исцеления, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над собой и своим поведением. Теоретический анализ предложенной литературы, послужил основанием для эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей эмоционального интеллекта у людей с алкогольной зависимостью.
Список использованной литературы:
1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психо
2. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева.
- Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 78-86.
5. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная науч.-практ. конф. - Смоленск: Издательство СГПУ, 2004. - С. 22-26.
6. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 549 с
7. Белоконь, О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства / О.В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: 2009. - С.16.
8. Вайсбах, X. Эмоциональный интеллект / X. Вайсбах, У. Дакс. - М.: Лик Пресс, 1998. - 160 с.
9. Вилюнас, В.К. Психология эоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 143 с.
10. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С.157-159.
11. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
12. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф./ Под. ред. А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. - С. 25 - 26.
13. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис Р., Э. Макки; пер. А.Лисицыной. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. -301 с.
14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.
15. Гоулмен, Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.Гоулман // Отдел кадров. - 2012. - № 8. -С. 98-100.
16. Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной науч. конф. -Смоленск: Издательство СГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.
17. Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. - Вып. 6. - С. 264-267.
18. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: учебноепособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
19. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
20. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В.Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29-36.
21. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями - эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - С. 129-140.
22. Майер, Дж. Эмоциональный интеллект / Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо: пер. с англ. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 146 с.
23. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев - М.: МГУ, 1991. -110 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.
25. Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 6. - Режим доступа: http://psystudy.ru.
26. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - С. 11-28.
©Романова А.Н., 2023
Швачёва Виктория Павловна
Кубанский государственный университет Россия, Краснодар
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Процесс социально-профессионального становления личности начинается в семье и проходит через все этапы жизни и деятельности человека. В подростковом возрасте человек ещё не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей. Поэтому для профессионального самоопределения очень важно, то какое влияние родители оказывают на ребёнка. Вопрос влияния родителей на профессиональное самоопределение подростков не раз являлся предметом исследования многих учёных. Так. например данная проблема рассматривалась в работах В.Н. Грузкова, В.М. Данилова, Н. И. Ковалева, Н.С. Пряжникова и других учёных. Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание учёных к проблеме профессионального самоопределения некоторые аспекты данного феномена остались без достаточного внимания, в первую очередь большое значение имеет проблема факторов и причин профессионального самоопределения подростков, а именно влияния семьи на профессиональное самоопределение подростков.
Ключевые слова
Профессиональное самоопределение, влияние родителей, семья, профессия
Shvacheva Victoria Pavlovna
Russia, Krasnodar
THE INFLUENCE OF PARENTS ON THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS
Abstract
The process of social and professional formation of an individual begins in the family and goes through all stages of a person's life and activity. In adolescence, a person is not yet ready to fully realize all aspects of his future life and needs support from adults, especially parents. Therefore, for professional self-determination, it is very important what kind of influence parents have on the child. The question of the influence of parents on the professional self-determination of adolescents has been the subject of research