Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЖЕНЩИН С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ  ДЕТОРОДНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЖЕНЩИН С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ДЕТОРОДНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / женщины с наркотической зависимостью / «условно здоровые» женщины / женщины детородного возраста / осознанное материнство / emotional intelligence / women with drug addiction / "conditionally healthy" women / women of childbearing age / conscious motherhood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Балахова Марина Михайловна

Введение. В статье рассматривается актуальность изучения эмоционального интеллекта женщин с наркотической зависимостью детородного возраста, психологические особенности женщин с наркотической зависимостью, особое внимание обращается на нарушения в эмоциональной сфере, рассматривается роль эмоционального интеллекта в жизни женщины матери, описываются результаты исследования эмоционального интеллекта женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и «условно здоровых» женщин. Материалы и методы. Нами проведено исследование группы женщин (50 человек) с целью сравнения уровня эмоционального интеллекта женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и «условно здоровых». Для исследования эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что эмоциональный интеллект женщин с наркотической зависимостью имеет более низкие показатели чем у «условно здоровых» женщин. Женщины детородного возраста с наркотической зависимостью хуже понимают себя, не умеют распознавать свои эмоции и чувства, оценивать свои реакции при взаимодействии с другими (особенно со своими детьми), хуже понимают причины появления чувств (особенно негативных) и их влияние на собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние ребенка. Они хуже воспринимают критику, медленнее принимают решения, которые могут помочь справиться со сложными жизненными ситуациями, менее способны к самоконтролю и самодисциплине, особенно в стрессовых ситуациях. Они проявляют меньше чуткости во взаимоотношениях с другими людьми, особенно с детьми, у них хуже развиты навыки сопереживания и умения ставить себя на место других. Обсуждение и заключения. Важно не только провести более детальное экспериментальное исследование особенностей материнства женщин с наркотической зависимостью, но и разработать, апробировать и внедрить в работу реабилитационных центров программу развития эмоционального интеллекта для женщин с наркотической зависимостью детородного возраста для формирования осознанного материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Балахова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF WOMEN WITH DRUG ADDICTION OF CHILDBEARING AGE

Introduction. The article discusses the relevance of studying the emotional intelligence of women with drug addiction of childbearing age, psychological characteristics of women with drug addiction, special attention is paid to violations in the emotional sphere, the role of emotional intelligence in the life of a mother is considered, the results of the study of the emotional intelligence of women with drug addiction and "conditionally healthy" women of childbearing age are described. Materials and Methods. We conducted a study of a group of women (50 people) in order to compare the level of emotional intelligence of women of childbearing age with drug addiction and "conditionally healthy". N. Hall's methodology was used to study emotional intelligence. Results. The results of the study showed that the emotional intelligence of women with drug addiction has lower indicators than that of "conditionally healthy" women. Women of childbearing age with drug addiction understand themselves worse, do not know how to recognize their emotions and feelings, evaluate their reactions when interacting with others (especially with their children), understand the causes of feelings (especially negative ones) and their impact on their own emotional state and the emotional state of the child worse. They perceive criticism worse, are slower to make decisions that can help cope with difficult life situations, are less capable of self-control and self-discipline, especially in stressful situations. They show less sensitivity in relationships with other people, especially with children, they have less developed empathy skills and the ability to put themselves in the place of others. Discussion and Conclusions. It is important not only to conduct a more detailed experimental study of the peculiarities of motherhood of women with drug addiction, but also to develop, test and implement in the work of rehabilitation centers a program for the development of emotional intelligence for women with drug addiction of childbearing age for the formation of conscious motherhood.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЖЕНЩИН С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ДЕТОРОДНОГО ВОЗРАСТА»

исследование эмоционального интеллекта женщин с наркотической зависимостью детородного возраста

Сорокоумова Галина Вениаминовна

Доктор психологических наук, профессор, доцент, Международный инновационный университет (г. Н. Новгород), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (г. Н. Новгород), e-mail: galsors@mail.ru

Балахова Марина Михайловна

Магистрант, Приволжский медицинский университет (г. Н. Новгород), e-mail: aveno-m9@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-53-63

Аннотация:

Введение. В статье рассматривается актуальность изучения эмоционального интеллекта женщин с наркотической зависимостью детородного возраста, психологические особенности женщин с наркотической зависимостью, особое внимание обращается на нарушения в эмоциональной сфере, рассматривается роль эмоционального интеллекта в жизни женщины - матери, описываются результаты исследования эмоционального интеллекта женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и «условно здоровых» женщин.

Материалы и методы. Нами проведено исследование группы женщин (50 человек) с целью сравнения уровня эмоционального интеллекта женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и «условно здоровых». Для исследования эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что эмоциональный интеллект женщин с наркотической зависимостью имеет более низкие показатели чем у «условно здоровых» женщин. Женщины детородного возраста с наркотической зависимостью хуже понимают себя, не умеют распознавать свои эмоции и чувства, оценивать свои реакции при взаимодействии с другими (особенно со своими детьми), хуже понимают причины появления чувств (особенно негативных) и их влияние на собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние ребенка. Они хуже воспринимают критику, медленнее принимают решения, которые могут помочь справиться со сложными жизненными ситуациями, менее способны к самоконтролю и самодисциплине, особенно в стрессовых ситуациях. Они проявляют меньше чуткости во взаимоотношениях с другими людьми, особенно с детьми, у них хуже развиты навыки сопереживания и умения ставить себя на место других.

Обсуждение и заключения. Важно не только провести более детальное экспериментальное исследование особенностей материнства женщин с наркотической зависимостью, но и разработать, апробировать и внедрить в работу реабилитационных центров программу развития эмоционального интеллекта для

женщин с наркотической зависимостью детородного возраста для формирования осознанного материнства.

ключевые слова: эмоциональный интеллект, женщины с наркотической зависимостью, «условно здоровые» женщины, женщины детородного возраста, осознанное материнство.

research of emotional intelligence of women with drug addiction of childbearing age

Sorokoumova Galina Veniaminovna

Doctor of Psychologics, Professor, Associate Professor, International Innovative University (Nizhny Novgorod), Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov (Nizhny Novgorod), e-mail: galsors@mail.ru

Balakhova Marina Egorevna

Master's student, Volga Region Medical University (Nizhny Novgorod), e-mail: aveno-m9@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-53-63 Annotation:

Introduction. The article discusses the relevance of studying the emotional intelligence of women with drug addiction of childbearing age, psychological characteristics of women with drug addiction, special attention is paid to violations in the emotional sphere, the role of emotional intelligence in the life of a mother is considered, the results of the study of the emotional intelligence of women with drug addiction and "conditionally healthy" women of childbearing age are described.

Materials and Methods. We conducted a study of a group of women (50 people) in order to compare the level of emotional intelligence of women of childbearing age with drug addiction and "conditionally healthy". N. Hall's methodology was used to study emotional intelligence.

Results. The results of the study showed that the emotional intelligence of women with drug addiction has lower indicators than that of "conditionally healthy" women. Women of childbearing age with drug addiction understand themselves worse, do not know how to recognize their emotions and feelings, evaluate their reactions when interacting with others (especially with their children), understand the causes of feelings (especially negative ones) and their impact on their own emotional state and the emotional state of the child worse. They perceive criticism worse, are slower to make decisions that can help cope with difficult life situations, are less capable of self-control and self-discipline, especially in stressful situations. They show less sensitivity in relationships with other people, especially with children, they have less developed empathy skills and the ability to put themselves in the place of others.

Discussion and Conclusions. It is important not only to conduct a more detailed

experimental study of the peculiarities of motherhood of women with drug addiction, but also to develop, test and implement in the work of rehabilitation centers a program for the development of emotional intelligence for women with drug addiction of child-bearing age for the formation of conscious motherhood.

Key words: emotional intelligence, women with drug addiction, "conditionally healthy" women, women of childbearing age, conscious motherhood.

Введение. Актуальность изучения эмоционального интеллекта женщин с наркотической зависимостью детородного возраста продиктована необходимостью в психологической поддержке и помощи в вопросах планирования рождения детей и осознанного материнства [10].

В докладе о наркоситуации в Российской Федерации в 2021 году приводятся такие цифры: каждый четвертый житель России (27-30%) имеет в кругу своего общения людей, напрямую связанных с употреблением наркотических веществ; 22% опрошенных прибегали к периодическому их потреблению и более 23% пробовали наркотики один раз [3].

Статистика возрастной категории наркозависимых людей в России, по официальным данным, приведенным в отчете о деятельности наркологической службы РФ, представляет следующие данные: средний возраст употребления запрещённых веществ находится в диапазоне от 15 до 23 лет, около 20% - это школьники от 9 до 14 лет, более 60% - молодежь от 16 до 24 лет, менее 20% - люди 25-30 лет и старше [4]. Т.е. подавляющее число употребляющих психоактивные вещества - это подростки и молодые люди до 24 лет. А девушки и женщины в возрасте от 17 и до 32 лет страдают наркотической зависимостью больше и сильнее, нежели мужчины тех же возрастных категорий.

Женщина с наркотической зависимостью испытывает давление со стороны социума, которое указывает на нарушение общепринятых норм поведения и отвергает таких людей. На фоне употребления наркотических веществ происходят серьезные нарушения во всех жизненных сферах больного человека - физиологической, психологической, когнитивной. Развиваются хронические сопутствующие болезни, снимаются ограничители, регулирующие поведение: моральные принципы, правила и нормы поведения, формируются отклоняющиеся формы поведения: криминальное, психологический и физический абьюз, аутоагрессия и т. д.). Одним из основных симптомов заболевания являются нарушения в эмоциональной сфере. Они проявляются в трудностях при дифференциации чувств и преобладании негативных переживаний, в неспособности справляться со стрессом и использование в качестве адаптанта наркотическое вещество. Глубина нарушений зависит от многих факторов: от генетической предрасположенности, дисфункциональности семьи, хронических болезней, возраста начала употребления и т.д. Употребление наркотических веществ меняет внутреннее эмоциональное состояние женщины, и ее реакцию на внешние события, на взаимодействие с внешним миром и способность справляться с жизненными сложными ситуациями [2].

Зависимые женщины, даже в состоянии ремиссии, остаются пациентами с серьезным хроническим заболеванием. Процесс восстановления происходит очень медленно, так как на фоне употребления наркотических веществ перестраивается гормональная система и приобретаются устойчивые привычки, направленные на саморазрушение. Когда женщина с наркотической зависимостью входит в устойчивую ремиссию, у нее налаживается жизнь: она находит место в социуме, работу, друзей, увлечения и др. Рано или поздно возникает вопрос о создании семьи и планировании рождения детей. Однако, процесс вынашивания ребенка и последующего ухода за ним требует много ресурсов, как физиологических, так и психологических. В процессе вынашивания ребенка происходят изменения в гормональной системе, которые влияют на эмоциональное состояние женщины. Как гормональные изменения будут влиять на женщину с наркотической зависимостью, будет зависеть от того, насколько женщина осознает свои эмоции и может ими управлять на момент выхода в устойчивую ремиссию. Поэтому важно понимать еще до начала беременности, на каком уровне осознанности и контроля находится эмоциональное состояние женщины с наркотической зависимостью детородного возраста в состоянии ремиссии. Мало того, само материнство требует от женщины и физических, и психологических сил, и эмоциональных ресурсов. Женщина должна быть психологически готовой к беременности, осознанному материнству [10].

Обзор литературы

Внимание отечественных специалистов в области психологии обращено к исследованию эмоционального интеллекта во многих психологических науках: в юридической психологии, в психологии управления, в конфликтологии, в детской психологии и т.д. [5], в психологии девиантного поведения [8] и др. Однако, теоретического анализа и экспериментальных исследований по вопросам эмоционального интеллекта женщин с наркотической зависимостью детородного возраста ни в зарубежной, ни в отечественной литературе мы не обнаружили, что повышает актуальность и новизну нашего исследования.

Эмоциональный интеллект, как понятие, был предложен в 1988 году Р. Бар-Оном, но официальное определение эмоционального интеллекта, как набора определенных навыков, предложили американские психологи Д. Карузо, Дж. Майер, П. Саловей в 1990 году. Они доказали и разработали положение о том, что эмоциональный интеллект включает в себя такие навыки как: проявление и оценивание эмоций, контроль чувств и переживаний, использование эмоций в процессе деятельности и мышления. В целом, эмоциональный интеллект представляет собой набор адаптивных способностей [5].

Дж. Мейер и П. Сэловей полагают, что эмоциональный интеллект - это часть социального интеллекта. Торндайк (Thomdike, 1920) первым выделил социальный интеллект из других форм интеллекта, и определил его как «способность понять мужчин и женщин, мальчиков и девочек, чтобы действовать мудро в человеческих отношениях» [9, с. 3].

В середине 1990-х годов вышла книга «Эмоциональный интеллект» Д.

Гоулман, который популяризировал теорию эмоционального интеллекта: «Все эмоции, по существу, представляют побуждение к действию, мгновенные программы действий по обращению с жизнью, которые эволюция постепенно прививала нам» [4, с. 21-22]. В отечественной психологии эмоциональный интеллект изучали Е.П. Ильин, А.В. Карпов, В.В. Овсянникова, Д.В. Люсин, и др. [1; 2; 5; 7].

Роль эмоционального интеллекта в жизни женщины - матери составляет основу осознанного материнства и заключается, во-первых, в понимании себя, в умении распознавать свои эмоции и чувства, понимать причину их появления и влияния на собственное психологического состояние и состояние ребенка. Низкий уровень осознания своего эмоционального уровня мешает во взаимодействии с другими людьми, нарушает восприятие реального мира, не позволяет объективно оценивать свою реакцию на других, спокойно принимать критику и принимать решения, которые будут помогать справляться с сложными жизненными ситуациями [6].

Во-вторых, в самоконтроле и самодисциплине. Эмоциональный интеллект помогает контролировать свои эмоциональные переживания и дисциплинировать себя, особенно в стрессовых ситуациях, где женщине важно сохранять спокойствие и быть способной к изучению обстоятельств и принятию правильного решения. Самоконтроль и самодисциплина позволяют видеть реальную картину мира, без излишних негативных эмоциональных затрат решать жизненно важные задачи. Характерной чертой развитого эмоционального интеллекта является высокий уровень обязательств и ответственности, где эмоции играют роль внутреннего критика, который направляет на поиск лучших решений, ведущих к достижению цели путем созерцания, а не разрушения себя и окружающих, где перемены не пугают, а стимулируют к изменениям в лучшую сторону [6; 11].

В-третьих, в чуткости во взаимоотношениях с другими людьми, особенно ребенка, где важной составляющей является управление собой, умение чувствовать себя и переживания другого человека, а также с уважением относиться к своим чувствам и чувствам других. Навык сопереживания и умение ставить себя на место других позволяет конструктивно управлять взаимоотношениями, предотвращать конфликты, устанавливать контакты и поддерживать длительные ценностные отношения; помогает осознавать свои потребности и потребности ребенка, слушать и слышать других людей, особенно ребенка, проявлять неподдельный интерес к другим людям и быть полезным членом общества [8].

Материалы и методы

С целью изучения эмоционального интеллекта женщин с наркотической зависимостью детородного возраста, в 2023 году нами было проведено исследование группы женщин 25 человек, проходящих психосоциальную реабилитацию в РЦ «Реновация» г. Нижний Новгород и женщин «условно здоровых» (не было проведено специальное исследование на выявление употребления наркотических веществ) 25 человек - мам детей, посещающих детский сад № 97 г. Нижний Новгород. Всего в исследовании приняли участие 50 женщин детородного

возраста. Цель исследования состояла в сравнении уровня эмоционального интеллекта у женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и «условно здоровых» женщин. Мы предположили, что эмоциональный интеллект женщин с наркотической зависимостью отличается от эмоционального интеллекта «условно здоровых» женщин: они хуже осознают и понимают свои эмоций, управляют своими эмоциями, понимают эмоции других людей и сопереживают.

Для исследования эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла [7]. Данная методика предназначена для выявления способности понимания отношения личности, представленных в эмоциях, и управление эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: эмоциональная осведомленность; управление эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей [7, с. 62].

Результаты исследования. Результаты исследования интегративного уровня эмоционального интеллекта представлены на рисунке 1.

УрСБНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ■ЕГ?ЛЛ£К11

100

шнЗкнй уДОпеиь цзсдшй тоопекш оыМХнй ирогсиь ■ СТЙЛЙП^ спгзсп ¡аороБыг :+::пс1шы

Рисунок 1. Гистограмма интегративного уровня эмоционального интеллекта (N=50, %)

Количественный анализ показал следующее. Низкий уровень эмоционального интеллекта зафиксирован у 42 % женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и у 26 % «условно здоровых» женщин. Средний уровень эмоционального интеллекта проявился у 48 % женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и у 52 % «условно здоровых» женщин. Высокий уровень эмоционального интеллекта зафиксирован у 10 % женщин детородного возраста с наркотической зависимостью и у 32 % «условно здоровых» женщин.

Показатели 5 шкал представлены на рисунках 2 - 6.

Шкала эмоциональной осведомленности (Рисунок 2).

Уровень осознанности и понимания своих эмоций и внутренних ценностей, установок, убеждений лучше всего развита у «условно здоровых» женщин» (средний уровень у 62 %), у зависимых женщин преобладает низкий уровень (у 48 %). Данные свидетельствуют о том, что женщины с наркотической зависимостью реагируют импульсивно, не осознавая своих эмоций, не понимают своего внутреннего состояния, своих ресурсов и возможностей. Они не понимают своей ценности, не знают свои сильные стороны, не могут принимать взвешенные решения.

гьiгщттпнл лкп ля лг дймляпто* гь

1(ЮЛ

ъия _

I

0« ^ ™

нюкий изиень средний тоовечь высокийдооеень

■ "Ус ре но здрр-ре ь е" ченщцну ■ Же^цинь с ча риоти > «с.см з эв нмностыв

Рисунок 2. Гистограмма показателей эмоциональной осведомленности (N=50, %).

Шкала управления эмоциями (Рисунок 3).

упрлйфрн1тр 41 гпцттн 11 ер

КВГъ

ия

нноыш урса^нь |{рйД1Ш|июэечь еыслким ^реёнь ■ "Уопое но эдороцы^ хщ^н ь- ■ Женщины С Н >РК0ТИ1 «КОМ зэе мсиилитьй

Рисунок 3. Гистограмма показателей управления эмоциями (N=50, %).

Как видно из гистограммы, у зависимых женщин преобладает низкий уровень управления эмоциями (у 75 %). Это свидетельствует об импульсивности и неуправляемости действий зависимых женщин, о том, что они поддаются внутренним переживаниям, не могут понять, осознать, пережить и отпустить эмоциональное переживание. Это приводит к выработке не адаптивных способов реакции на происходящие события, к накоплению внутреннего напряжения, требующего разрядки известным способом: употреблением наркотического вещества. У зависимых женщин все процессы протекают ярко выраженно с эмоциональной лабильностью и даже на стадии ремиссии слабо контролируемы.

Шкала самомотивации (Рисунок 4).

юол

ЯК

ок

ННЖИН измен, СРёДчНИ 7Р-Ее1-Ь высокий УРСЕЕ-Нь

■ гр. НЕ 1 >Гр № 1

Рисунок 4. Гистограмма показателей самомотивации (N=50, %)

В экспериментальной выборке у представителей обеих групп: и у «условно здоровых» женщин (у более 50%), и у женщин с наркотической зависимостью (у 60 %) наблюдается преобладание низких уровней понимания своих собственных мотивов и самомотивации, стремления к достижению целей. Можно предположить, что большинство женщин больше склонны поддаваться переживаниями, чем восстанавливаться и стремиться мотивировать себя к новым достижениям и целям.

Шкала эмпатии (Рисунок 5).

Элеил i ин

100*

ir: мин ?рс n j ср вдшн i pz с cn и сысомнП ,рсс: ии ■ 'УЬкшио здсррвые' женщины ■ Женщины с наркотической еэетихостью

Рисунок 5. Гистограмма показателей эмпатии (N=50,%)

В экспериментальной выборке преобладает средний уровень эмпатии в группе «условно здоровых» женщин (у 56 %) и низкий уровень эмпатии в группе женщин с наркотической зависимостью у 50 %). Данные доказывают, что женщины с наркотической зависимостью меньше способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему и откликаться на него. Зависимые женщины фокусируются на себе, на своих состояниях, которые возникают под действием импульса. Слабое управление своими эмоциональными состояниями делает таких женщин малочувствительными к невербальным проявлениям и эмоциональным состояниям другого человека в силу того, что они слабо дифференцируют и осознают свои эмоции.

Шкала распознавания эмоций других людей (Рисунок 6).

Рк: 11 и 1Н ilüjhhl U V J.4UJJ LLE3 ^р) I Iii

iwa

ниэм'и ;роэень средний ^рсэенэ ржиншйуровень ■ "(¿¿лониоддррода^ женщин 1Жеч1_и*нь с чаркотчкксй з-эеисимостья

Рисунок 6. Гистограмма показателей распознавания эмоций других (N=50, %).

В экспериментальной выборке преобладает средний уровень распознавания эмоций других: у 50 % «условно здоровых» женщин и у 50 % женщин с

наркотической зависимостью. Можно предположить, что женщины обеих групп умеют определять эмоции другого человека и понимают, как их эмоциональное состояния влияет на другого.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволяют предположить, что:

1. У женщин с наркотической зависимостью по показателям эмоционального интеллекта преобладают низкие уровни.

2. Данные свидетельствуют о том, что женщины с наркотической зависимостью реагируют импульсивно, не осознавая своих эмоций, не понимают своего внутреннего состояния, своих ресурсов и возможностей.

3. Женщины с наркотической зависимостью слабо контролируют и осознают свои чувства, побуждения и мотивы, направленные на взаимодействие с другими людьми и себя, поддаваясь своим переживаниям, перестают мотивировать себя на дальнейшее развитие и получение нового опыта, переживая привычные состояния.

4. Чаще всего, зависимые женщины застревают в своих переживаниях и состояниях. Становятся мало восприимчивыми к переживаниям другого человека. Не готовы погружаться в переживания другого человека и принимать активное участие для изменения состояния, как своего, так и эмоционального состояния другого человека, при этом могут распознавать эмоциональное состояние человека.

5. Внутреннее напряжение требует разрядки известным способом употреблением наркотического вещества.

6. В целом, эмоциональный интеллект женщин с наркотической зависимостью отличается от эмоционального интеллекта «условно здоровых» женщин: они хуже осознают и понимают свои эмоций, управляют своими эмоциями, понимают эмоции других людей и сопереживают.

Качественный анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что эмоциональный интеллект женщин с наркотической зависимостью имеет более низкие показатели чем у «условно здоровых» женщин.

Можно предположить, что женщины детородного возраста с наркотической зависимостью хуже понимают себя, не умеют распознавать свои эмоции и чувства, оценивать свои реакции при взаимодействии с другими, хуже понимают причины появления чувств (особенно негативных) и их влияние на собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние ребенка. Они хуже воспринимают критику, медленнее принимают решения, которые помогают справиться со сложными жизненными ситуациями; хуже способны к самоконтролю и самодисциплине, особенно в стрессовых ситуациях, где важно сохранять спокойствие и быть способной к изучению обстоятельств и принятию правильного решения. Они проявляют меньше чуткости во взаимоотношениях с другими людьми, особенно с детьми, у них меньше развит навык сопереживания и умение ставить себя на место других.

Важно не только провести более детальное экспериментальное исследование особенностей материнства женщин с наркотической зависимостью, но и разработать, апробировать и внедрить в работу реабилитационных центров

программу развития эмоционального интеллекта для женщин с наркотической зависимостью детородного возраста для формирования осознанного материнства.

Литература

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белышева, О.И. Эмоциональный интеллект как «терапевтическая мишень» реабилитации химически зависимых людей / О.И. Белышева / [Электронный ресурс] / URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505739 (Дата обращения 20.06.2023).

3. Доклад о наркоситуации в Российской Федерации в 2021году. Москва, 2022 / [Электронный ресурс]: URL: https://media.mvd.ru/files/embed/4498892 (Дата обращения 20.01.2023)

4. Киржанова, В.В. Состояние и деятельность наркологической службы Российской Федерации в 2021: аналитический обзор. Москва. 2022 /В.В. Киржанова, Н.И. Григорова, Е.Н. Бобкова, В.Н. Киржанов, О.В. Сидорюк / [Электронный ресурс]: URL: http://nncn.serbsky.ru/wp-content/uploads/2022/10/ (Дата обращения 20.01.2023).

5. Киселева, Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: дис. на соиск. уч. степени к. псх. н. / Т.С. Киселева. Москва, 2014.

6. Лемберг, Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами / Б. Лемберг. СПб., Вектор, 2013.

7. Никулина, И.В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития / И.В. Никулина. Самара, Издательство Самарского университета, 2022.

8. Овсянникова, М.В. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях / М.В. Овсянникова / [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.m/artide/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-emotsionalnogo-intellekta-u-osuzhdennyh-zhenskogo-pola-otbyvayuschih-nakazanie-v (Дата обращения 20.06.2023).

9. Сергиенко, Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. М., Издательство «Институт психологии РАН», 2010.

10. Сорокоумова, Г.В. Психологическая готовность к материнству у женщин с наркотической зависимостью. Психологическая безопасность образовательной среды // Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск Г.В. Сорокоумова / Г.В. Сорокоумова, М.М. Балахонова. Нижний Новгород, 2023. С. 146-150.

11. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

References

1. Andreeva, I.N. Emotional intelligence: studies of the phenomenon / I.N. Andreeva // Questions of psychology. 2006. No. 3. pp. 78-86.

2. Belysheva, O.I. Emotional intelligence as a "therapeutic target" of rehabilitation of chemically dependent people / O.I. Belysheva / [Electronic resource] / URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=38505739 (Accessed 20.06.2023).

3. Report on the drug situation in the Russian Federation in 2021. Moscow, 2022 / [Electronic resource]: URL: https://media.mvd.ru/files/embed/4498892 (Accessed 20.01.2023)

4. Kirzhanova, V.V. The state and activity of the narcological service of the Russian Federation in 2021: an analytical review. Moscow. 2022 /V.V. Kirzhanova, N.I. Grigorova, E.N. Bobkova, V.N. Kirzhanov, O.V. Sidoryuk / [Electronic resource]: URL: http://nncn.serbsky.ru/wp-content/uploads/2022/10 / (Accessed 20.01.2023).

5. Kiseleva, T.S. Emotional intelligence as a vital resource and its development in adults: dis. for the degree of Candidate of Psychological Sciences / T.S. Kiseleva. Moscow,2014

6. Lemberg, B. Emotional intelligence: how the mind communicates with feelings / B. Lemberg. SPb., Vector, 2013.

7. Nikulina, I.V. Emotional intelligence: development tools / I.V. Nikulina. Samara, Samara University Publishing House, 2022.

8. Ovsyannikova, M.V. Theoretical and methodological approaches to the study of emotional intelligence in female convicts serving sentences in correctional colonies / M.V. Ovsyannikova / [Electronic resource] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-emotsionalnogo-intellekta-u-osuzhdennyh-zhenskogo-pola-otbyvayuschih-nakazanie-v (Accessed 20.06.2023).

9. Sergienko, E.A. Test J. Meyer, P. Salovey and D. Caruso "Emotional Intelligence" (MSCEIT v. 2.0) Russian version / E.A. Sergienko, I.I. Vetrova. M., Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2010.

10. Sorokoumova, G.V. Psychological readiness for motherhood in women with drug addiction. Psychological safety of the educational environment // Collection of articles based on the materials of the VI International Scientific and practical Conference. For the issue of G.V. Sorokoumov / G.V. Sorokoumova, M.M. Balakhonova. Nizhny Novgorod, 2023. pp.146-150.

11. Emotional intelligence / Daniel Goleman; translated from the English by A.P. Isaeva. - M.: ACT: ACT MOSCOW; Vladimir: VKT, 2009. - 478 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.