МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 61
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Научная статья
УДК 343.83:159.942
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Екатерина Сергеевна Свинина1, Ирина Валерьяновна Черемисова2
1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия,
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению эмоционального интеллекта. По результатам теоретического анализа были отмечены основные существующие концепции эмоционального интеллекта, раскрыты его структурные компоненты. Затрагиваются вопросы онтогенетического становления эмоционального интеллекта в структуре личности, особенности развития на каждом возрастном этапе, а также факторы, оказывающие влияние на этот процесс. Анализируется структура эмоционального интеллекта, его влияние на успешность в различных видах деятельности, которые являются основными в период получения высшего образования. Раскрываются особенности учебно-профессиональной деятельности, а также критерии ее успешности. Описывается взаимосвязь уровня успешности курсанта с его личностными качествами, социальными факторами, условиями обучения в высшей школе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоции, понимание эмоций, управление эмоциями, динамика эмоционального интеллекта, успешность, учебно-профессиональная деятельность, курсанты
Для цитирования
Свинина Е. С., Черемисова И. В. Эмоциональный интеллект и учебно-профессиональная успешность курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. № 1(01). С. 61-69.
© Свинина Е. С., Черемисова И. В., 2023
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
62 МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
METHODOLOGY OF PERSONALITY DEVELOPMENT
Original article
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SUCCESS OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Ekaterina Sergeevna Svinina1, Irina Valer'janovna Cheremisova2
1 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia
Abstract. The article discusses approaches to the study of emotional intelligence. According to the results of the theoretical analysis, the main existing concepts of emotional intelligence were noted, its structural components were revealed. The issues of the ontogenetic formation of emotional intelligence in the structure of personality, the peculiarities of development at each age stage, as well as factors influencing this process are discussed. The structure of emotional intelligence and its impact on success in various types of activities, which are the main ones during the period of higher education, are analyzed. The features of educational and professional activity, as well as the criteria for its success, are revealed. The article describes the relationship between the level of success of a cadet with his personal qualities, social factors, and conditions of study in higher education.
Keywords: emotional intelligence, emotions, understanding emotions, emotion management, dynamics of emotional intelligence, success, educational and professional activities, cadets
For citation
Svinina, E. S. & Cheremisova, I. V. 2023, 'Emotional intelligence and educational and professional success of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(01). pp. 61-69.
Термин «эмоциональный интеллект» появился в психологических исследованиях зарубежных авторов 1960-х годов, активное изучение данного феномена начинается в 1990-х годах. Потребность в исследовании эмоционального интеллекта, его компонентов связана с тем значением, которое ему придается при оценке эффективности степени адаптации человека, от которой, в свою очередь, зависит успешность человека в различных сферах его деятельности, а также с его влиянием на принимаемые человеком решения как в повседневной, так и в профессиональной деятельности.
Множество работ, выполненных в рамках общей, социальной и организационной, медицинской психологии, свидетельствуют о том, что высокий уровень развития эмоцио-
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 63
нального интеллекта может стать залогом успеха в различных сферах человеческой жизни, таких как образование, юриспруденция, медицина, а низкий - связан с социальной дезадаптацией: аффективными нарушениями (повышенная тревожность), различными формами девиантного поведения, способствующего торможению становления личности как профессионала. Особенно актуален высокий уровень эмоционального интеллекта у людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с эмоциональным напряжением, выполнением своих обязанностей в стрессогенной среде: сотрудники «помогающих» профессий (врачи, педагоги, психологи), сотрудники правоохранительных органов и военные.
Эмоциональный интеллект определяется как ряд компетенций индивида, обеспечивающих восприятие, контроль и критическую оценку эмоциональных импульсов. Одни авторы относят это к уникальным врожденным свойствам, другие, напротив, считают его личностной чертой, которая формируется в течение всей жизни [26, с. 318-320]. В настоящее время существует большое количество исследований эмоционального интеллекта, при этом они берут за основу базовые концепции, разработанные зарубежными авторами в XX в. К таким концепциям относится модель способностей П. Сэловея, Дж. Мэйера, Д. Карузо. Данная модель определяла эмоциональный интеллект как набор навыков, способствующих идентификации своих и чужих эмоций, а также способность выражать их, использовать в повседневной жизни. Модель содержит четыре компонента: сознательное управление эмоциями, понимание и анализ эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и работы, восприятие, оценка и выражение эмоций [25, с. 396-398, 418-420].
Р. Бар-Он предложил модель социального и эмоционального интеллекта (ESI). Он определял эмоциональный интеллект как «множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения». Структура эмоционального компонента, по мнению автора, состоит из внутриличностой сферы, сферы межличностных отношений, сферы адаптивности, сферы управления стрессом, сферы общего настроения [24, с. 15-16].
В «смешанной модели» Д. Гоулмана структура эмоционального интеллекта включает в себя два типа компетентности: личностную (самосознание, саморегуляция, самомотивация) и социальную (социальная чуткость, или эмпатия, управление взаимоотношениями) [5, с. 77-81].
Активным исследованием эмоционального интеллекта занимается в России Д. В. Лю-син, который вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционально интеллекта. Структура эмоционального интеллекта исходя из данной концепции включает в себя три элемента: когнитивные способности, представление об эмоциях, особенности эмоциональности индивида [19, с. 264-268].
Впервые в отечественной психологии термин «эмоциональный интеллект» был применен в работе Г Г. Гарсковой. По ее мнению, изучаемый конструкт характеризуется способностью понимать взаимоотношения людей через эмоции, транслируемые человеком на основе анализа и синтеза. Г. Г. Гарскова акцентирует внимание на том, что эмоции - это отображение отношения человека к различным событиям и к себе самому, а интеллект необходим для опознавания данных аффективных проявлений [3, с. 25-26].
Отечественными психологами изучался вопрос онтогенетического становления эмоционального интеллекта. И. Н. Андреева, исследуя предпосылки развития эмоционального интеллекта, выделила из них биологические и социальные. К биологическим
64 МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
можно отнести темперамент, наследственность, преобладание правого полушария. К социальным - уровень самосознания личности, семейные взаимоотношения, приверженность определенной религии [2, с. 7-11].
Структуру эмоционального интеллекта составляет эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты. Первый - это возможность идентифицировать эмоциональные проявления себя самого и другого человека. Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний об эмоциональном интеллекте, основанных на самоанализе и рефлексии. Поведенческий компонент связан с поведенческими реакциями, вызванными эмоциями [14, с. 157-161].
Ю. В. Давыдова пришла к выводу о том, что эмоциональный интеллект подростков в период подростничества становится относительно устоявшимся, имеющим свои функции: обеспечение успешности в деятельности подростка [6].
Исследователи эмоционального интеллекта сходятся во мнении о том, что его развитие на каждом возрастном этапе имеет свои особенности, а также факторы, влияющие на этот процесс. Развитие эмоционального интеллекта в раннем возрасте обусловливается включением ребенка в эмоциогенную ситуацию, его эмоциональным состоянием и опытом эмоционального общения со взрослыми.
Эмоциональный интеллект в дошкольном периоде характеризуется способностью к идентификации базовых эмоций: радости, грусти, гнева, страха, удивления, спокойствия. Наибольшие затруднения вызывает распознавание презрения, интереса, стыда, обиды. Идентификация положительных эмоций развита в данном возрастном периоде лучше, чем отрицательных [12, с. 297-300]. Факторами, влияющими на развитие эмоционального интеллекта в данном возрастном периоде, являются культурные особенности, социальная среда и опыт ребенка, совместная деятельность, нравственные представления, отношения дошкольника к себе и окружающим, развитие чувств [15, с. 46-51].
На эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте влияет новый статус ребенка - статус школьника. Освоение учебных дисциплин, знакомство с новыми людьми, а также более строгие требования со стороны взрослых выводят развитие эмоционального интеллекта на новый уровень, на котором у ребенка проявляется способность более полно проявлять эмпатию. Данный период можно считать сензитивным, поскольку происходит разграничение внешней и внутренней сторон личности ребенка [7].
Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте переходит на новый, смысловой, уровень. Вследствие общего интеллектуального развития, физиологических изменений, личностной перестройки подросток готов действовать в различных ситуациях с опорой на элементы собственного внутреннего мира. Отдельные компоненты эмоционального интеллекта также претерпевают изменения: повышается способность к рефлексии, стремление познавать свой собственный внутренний мир, возрастает эмпатия и навык распознавать эмоции другого человека. Их развитие носит количественный характер [6].
Ведущей потребностью юношеского возраста становится общение со сверстниками. Данный период характеризуется завершением полового созревания, а также расширением круга выполняемых социальных ролей. В структуре эмоционального интеллекта также наблюдаются изменения. Так, по мнению Ю. А. Кочетовой, наиболее развитым становится внутриличностный компонент эмоционального интеллекта, который включает в себя эмпатию, эмоциональную осведомленность, контроль экспрессии [11, с. 60].
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 65
Основной задачей ранней взрослости является достижение индивидом самоидентичности. Эмоциональный интеллект характеризуется повышением уровня развития самоанализа, способности понимать свои эмоциональные реакции, а также настроение и причины поступков окружающих [9, с. 70; 17, с. 356-360].
Уровень сформированности каждого отдельного компонента эмоционального интеллекта способен оказывать существенное влияние на успешность курсанта в его деятельности. В период получения высшего образования основной такой деятельностью является учебно-профессиональная. Это деятельность, направленная на усвоение обобщенных способов действия в решении поставленных задач, саморазвитие обучающегося посредством специально поставленных учебно-профессиональных заданий. Данная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью [22, с. 52]. Следует отметить, что учебно-профессиональная деятельность курсантов образовательных организаций ФСИН России имеет ряд отличительных черт: наряду с формированием знаний, умений и навыков курсанты выполняют служебные обязанности.
Успешность в современной науке определяется как характеристика деятельности, связанная с положительной оценкой результата этой деятельности. Учебная успешность - интегративное качество личности, включающее в себя мотивацию достижения успеха, критичность мышления, ответственность и способность применить эти навыки в учебной деятельности [20, с. 655]. По мнению Б. Г. Ананьева, успешность учебной деятельности определяется темпом, напряженностью, стилем учебной работы, а также усилиями, которые прилагает обучающийся [1, с. 129].
Успешность учебной деятельности зависит от мотивационной сферы обучающегося, характера взаимоотношений, в которые включен обучающийся. В силу этого можно говорить о том, что в структуре успешности ведущая роль отводится мотивации к обучению [13, с. 69]. В то же время успешность профессиональной деятельности включает в себя оценку полученного результата в процессе своего труда [10, с. 265]. Она неразрывно связана с удовлетворенностью индивида своим выбором профессии [21, с. 30].
Факторы, влияющие на успешность курсанта в учебно-профессиональной деятельности, условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние. По мнению Ю. В. Братчиковой, внутренние условия связаны с возрастными характеристиками обучающегося, его личностными особенностями, уровнем развития когнитивных функций. Внешние условия включают в себя взаимоотношения обучающегося в коллективе, с преподавательским составом, семьей.
Успешность обучающегося в учебно-профессиональной деятельности современными авторами оценивается посредством показателя, который содержит в себе субъективную и объективную оценку обученности, развития личности, результата квазипрофессиональной деятельности в сочетании с индивидуальными возможностями. По мнению В. А. Сластенина, успешность необходима для карьерного роста и включает в себя мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) принцип [18].
Становление курсанта в его деятельности происходит поэтапно, затрагивая все сферы личности, от приобретения профессионально важных и значимых качеств до индивидуально-личностных характеристик индивида. В силу этого об учебно-профессиональной успешности можно говорить с первого года обучения курсанта в образовательной организации и до получения первого специального офицерского звания.
66 МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Профессионально важные качества курсанта, формирующиеся за период обучения в ведомственном вузе, определяют эффективность деятельности субъекта и успешность ее освоения [22, с. 269]. Эти качества затрагивают мотивационную, эмоционально-волевую, когнитивную сферу личности, коммуникативные способности, психофизиологические особенности, запас профессиональных знаний, уровень общей осведомленности [4, с. 81]. К качествам, свойственным преуспевающим в учебно-профессиональной деятельности обучающимся, можно отнести стремление человека к самосовершенствованию, высоко развитую эмоционально-волевую сферу, инициативность, дисциплинированность, ответственность, гибкое мышление, высокий уровень общего развития, соблюдение субординации [8, с. 26].
Необходимыми условиями повышения успешности курсанта в его деятельности являются включенность в образовательный процесс, наличие целей деятельности, четко сформированные социально-обусловленные требования, предъявляемые к курсантам, и профессиональное совершенствование служебной деятельности будущих сотрудников исправительных учреждений. Все это - важные задачи, стоящие перед руководством образовательной организации, профессорско-преподавательским составом, руководством учебно-строевых подразделений, сотрудниками, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение курсантов.
Таким образом, несмотря на большое количество исследований в области эмоционального интеллекта, изучение его компонентов, онтогенетических особенностей его развития остается актуальной темой, так как развитие эмоционального интеллекта способно оказывать большое влияние на различные сферы деятельности человека, в том числе касающиеся профессиональной деятельности. Любая профессия, связанная с взаимодействием человек - человек, подразумевает владение не только специфическими знаниями в заданной области, но и способность человека адекватно ситуации идентифицировать состояние другого человека.
Список источников
1. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб. : Питер, 2001. 260 с.
2. Андреева И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология : сб. ст. / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. Минск : БГПУ, 2006. С. 7-11.
3. Гарскова Г Г Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения : тез. науч.-практ. конф. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 1999. С. 25-26.
4. Горбушин А. Г. Педагогическое проектирование образовательной программы современной гимназии : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 190 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М. : ACT ; Владимир : ВКТ, 2009. 478 с.
6. Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 204 с.
7. Добрин А. В. Эмоциональный интеллект у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии : дис. ... канд. психол. наук. Елец, 2014. 180 с.
8. Дубинин А. В. Формирование учебно-профессиональной успешности курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2023. 203 с.
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 67
9. Иванова Е. С. Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. № 7(86). С. 65-74.
10. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) : учеб. пособие. М. : Флинта, 2003. 318 с.
11. Кочетова Ю. А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости : сб. тез. участников Пятой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития, Москва, 16-18 нояб. 2015 г. / ред. Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. М. : Моск. гос. психол.-педагог. ун-т, 2015. С. 55-63.
12. Кудряшова Т. Ю. Особенности развития компонентов эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(4). С. 297-300.
13. Мальчукова Н. Н., Виноградова М. В. Мотивация к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов // АПК: инновационные технологии. 2023. № 2(61). С. 60-66.
14. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 1(81). С. 157-161.
15. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 46-51.
16. Пантелеева Т. В. Особенности социально-психологической адаптации интер-нет-аддиктов в ранней юности // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 1(14). С. 185-188
17. Психология человека от рождения до смерти : учебник / под ред. А. А. Реана. М. : АСТ, 2015. 656 с.
18. Педагогика : учебник / под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 566 с.
19. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2009. 351 с.
20. Фомина С. В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4-3. С. 652-656.
21. Черемисова И. В., Гапонова С. А. Личностные факторы готовности обучающихся к профессиональной деятельности по оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1(50). С. 30-35.
22. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Логос, 1996. 318 с.
23. Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 180 с.
24. Bar-On, R. 2006, 'The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)', Psicothema, iss. 18 (1), pp. 13-25.
25. Mayer, J. D., Salovey, P. & Caruso, D. R. 2000, 'Models of emotional intelligence', in R. Stenberg (ed.), Handbook of intelligence, pp. 396-420, Cambridge University Press, N. Y.
26. Petrides, K. V., Furnham, A. 2000, 'On the dimensional structure of emotional intelligence', Personality and Individual Differences, iss. 29, pp. 313-320.
68 МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
References
1. Anan'ev, B. G. 2001, About the problems of modern human knowledge, 2nd edn, Piter, St. Petersburg.
2. Andreeva, I. N. 2006, 'Biological and social prerequisites of emotional intelligence', in A. P. Lobanov & N. P. Radchikova (eds), Cognitive psychology: collection of articles, pp. 7-11, BGPU, Минск.
3. Garskova, G. G. 1999, 'Introduction of the concept of "emotional intelligence" into psychological theory', in Ananiev Readings: Abstracts of a scientific and practical conference, pp. 25-26, St. Petersburg University, St. Petersburg.
4. Gorbushin, A. G. 2006, Pedagogical design of the educational program of a modern gymnasium: PhD thesis (Pedagogy), Izhevsk.
5. Goulman, D. 2009, Emotional intelligence, translated from English by A. P. Isaeva, AST, VKT, Moscow, Vladimir.
6. Davydova, Ju. V. 2011, Emotional intelligence: essential signs, structure and features of manifestation in adolescence: PhD thesis (Psychology), Moscow.
7. Dobrin, A. V. 2014, Emotional intelligence in children aged 7-8 years with a different type of functional sensorimotor asymmetry profile: PhD thesis (Psychology), Elec.
8. Dubinin, A. V. 2023, Formation of educational and professional success of cadets of the National Guard troops of the Russian Federation: PhD thesis (Pedagogy), Novosibirsk.
9. Ivanova, E. S. 2011, 'Gender and age characteristics of emotional intelligence and its structural components', Education and Science, Izvestija UrO RAO, iss. 7(86), pp. 65-74.
10. Klimov, E. A. 2003, Paths to professionalism (a psychological view): textbook, Flinta, Moscow.
11. Kochetova, Ju. A. 2015, 'The structure of emotional intelligence in adolescence', i n L. F. Obuhova, I. V. Shapovalenko & M. A. Odincova (eds), Horizons of Maturity: a collection of abstracts of participants of the Fifth All-Russian Scientific and Practical Conference on Developmental Psychology, Moscow, November 16-18, 2015, pp. 55-63, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow.
12. Kudrjashova, T. Ju. 2018, 'Features of the development of components of emotional intelligence at the stage of preschool childhood', Problems of modern pedagogical education, iss. 61(4), pp. 297-300.
13. Mal'chukova, N. N. & Vinogradova, M. V. 2023, 'Motivation to study as a factor of success of students' educational activities, agroindustrial complex: innovative technologies, iss. 2(61), pp. 60-66.
14. Meshherjakova, I. N. 2010, 'Formation of emotional intelligence of psychology students in the process of studying at a university', Bulletin of Tambov University, Humanities Series, iss. 1(81), pp. 157-161.
15. Nguen, M. A. 2007, 'Psychological prerequisites for the emergence of emotional intelligence in the senior preschool age', Cultural and historical psychology, iss. 3, pp. 46-51.
16. Panteleeva, T. V. 2016, 'Features of socio-psychological adaptation of Internet addicts in early youth', ANI: pedagogy and psychology, iss. 1(14), pp. 185-188
17. Rean, A. A. (ed.) 2015, Human psychology from birth to death: textbook, AST, Moscow.
18. Slastenin, V. A. (ed.) 2008, Pedagogy: textbook, 8th edn, Academy, Moscow.
19. Ljusin, D. V. & Ushakov, D. V. (eds) 2009, Social and Emotional Intelligence: from Processes to Measurements, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 69
20. Fomina, S. V. 2009, 'The formation of value orientations of a teenager in educational activities', Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 11, iss. 4-3, pp. 652-656.
21. Cheremisova, I. V. & Gaponova, S. A. 2020, 'Personal factors of students' readiness for professional activities to provide assistance to victims in an extreme situation', Applied legal psychology, iss. 1(50), pp. 30-35.
22. Shadrikov, V. D. 1996, Psychology of human activity and abilities: studies. stipend, 2nd edn, Logos, Moscow.
23. Shelkunova, O. V. 2005, Creative self-realization of students in the educational process of the university: PhD thesis (Pedagogy), Irkutsk.
24. Bar-On, R. 2006, 'The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)', Psicothema, iss. 18 (1), pp. 13-25.
25. Mayer, J. D., Salovey, P. & Caruso, D. R. 2000, 'Models of emotional intelligence', in R. Stenberg (ed.), Handbook of intelligence, pp. 396-420, Cambridge University Press, N. Y.
26. Petrides, K. V., Furnham, A. 2000, 'On the dimensional structure of emotional intelligence', Personality and Individual Differences, iss. 29, pp. 313-320.
Информация об авторах
Е. С. Свинина - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров;
И. В. Черемисова - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии.
Information about the authors
E. S. Svinina - Associate Professor of the Faculty of Scientific and Pedagogical Personnel Training;
I. V. Cheremisova - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 30.03.2023; одобрена после рецензирования 17.10.2023; принята к публикации 29.11.2023.
The article was submitted 30.03.2023; approved after reviewing 17.10.2023; accepted for publication 29.11.2023.