PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Научная статья
УДК 159.99
https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.2
Аффективно-когнитивные предикторы академической успешности современных студентов: аналитический обзор
Виктория С. Юхно
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3426-9804
Екатерина Г. Денисова
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0240-8176
Аннотация
Многих современных психологов интересует вопрос о том, что влияет на академическую успешность, поскольку студенты получают совершенно различные результаты в ходе познавательного процесса. Не иссякающий интерес к проблеме академической успешности в современной психологии обусловлен возрастанием значимости для современного человека определенного уровня самоэффективности, а также повышением требований к эффективности образовательного процесса, в том числе, академической успешности студентов на разных ступенях обучения. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу данной проблемы, а именно к рассмотрению как когнитивных, так и аффективных предикторов академической успешности в современных условиях.
Целью работы является анализ специфики аффективных и когнитивных предикторов академической успешности студентов. В данной статье представлен обзор современных теоретических и эмпирических исследований, посвященных зависимости академической успешности от уровня выраженности характеристик когнитивных способностей, метакогнитивных навыков, эмоционального интеллекта и эмоций. Поиск литературных источников был выполнен на базе поисковой системы Google Академия, а также с использованием ресурсов Научной электронной библиотеки (eLIBRARY.ru, КиберЛенинка). Отбор источников
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
производился преимущественно за период с 2007 по 2022 год. Анализ позволяет заключить, что аффективные и когнитивные характеристики действительно оказывают значительное влияние на академическую успешность студентов. В результате были выделены определенные компоненты, влияющие на уровень академической успешности студентов, такие как: интеллект и креативность, когнитивные стили и метакогнитивные навыки, эмоциональный интеллект и эмоции. Результаты теоретического обзора могут быть использованы для раннего выявления возможных проблем в усвоении учебного содержания образовательных программ, их профилактики, а также разработки программ сопровождения и коррекции академического перфоманса через повышение уровня рефлексии, развитие эмоционального интеллекта, креативности и метакогнитивных навыков.
Ключевые слова: академическая успешность, интеллект, креативность, метакогнитивные навыки, стили мышления, эмоциональный интеллект, эмоции
Для цитирования
Юхно В.С., Денисова Е.Г. (2022). Аффективно-когнитивные предикторы академической успешности современных студентов: аналитический обзор. Северо-Кавказский психологический вестник, 20(4), 17-26. https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.4.2
Research article
UDC 159.99
https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.4.2
Affective and cognitive predictors of academic performance of contemporary students: an analytical review
Victoria S. Yukhno
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3426-9804
Ekaterina G. Denisova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
E-mail: [email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0240-8176
PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Abstract
Many modern psychologists are interested in the question of what influences academic performance, as students get quite different results during the learning process. Continuous interest in the problem of academic performance in modern psychology is related to increasing importance of a certain level of self-efficacy for modern people, as well as increased requirements for the effectiveness of the educational process, including the academic success of students at different levels of education. The novelty of the research lies in the comprehensive approach to the analysis of this problem, namely, the consideration of both cognitive and affective predictors of academic performance in modern conditions.
The aim of the paper is to analyze the specificity of affective and cognitive predictors of students' academic performance. This article presents a review of contemporary theoretical and empirical studies, which are devoted to the dependence of academic performance on the level of expression of cognitive abilities, metacognitive skills, emotional intelligence and emotions. The search of literary sources was performed on the basis of Google Academy search system, as well as using the resources of Scientific Electronic Library (eLIBRARY.ru, CyberLeninka). The selection of sources was made mainly for the period from 2007 to 2022. The analysis allows us to conclude that affective and cognitive predictors have a significant impact on the academic performance of students. As a result, certain predictors influencing the level of students' academic performance were identified, such as intelligence and creativity, cognitive styles and metacognitive skills, emotional intelligence and emotions. The results of the theoretical review can be used for early identification of possible problems in learning processes of educational programs, their prevention, as well as the development of programs of support and correction of academic performance by increasing the level of reflection, development of emotional intelligence, creativity and metacognitive skills.
Keywords: Academic performance, intelligence, creativity, metacognitive skills, cognitive styles, emotional intelligence, emotions
For citation
Yukhno V.S., Denisova E.G. (2022). Affective and cognitive predictors of academic performance of contemporary students: an analytical review. Severo-Kavkazskii psik-hologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), 20(4), 17-26. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что перед многими исследователями в области психологии ставится вопрос что влияет на академическую
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
успешность, поскольку студенты получают совершенно различные результаты в ходе познавательного процесса. Это обусловлено повышением требований уровня самоэффективности современного человека, а также вопросами по повышению эффективности образовательного процесса. Одним из показателей самоэффективности может являться академическая успешность студентов на разных ступенях обучения.
Сущность академической успешности разными авторами понимается совершенно по-разному. А. А. Абросимов, О. В. Бирина рассматривает данное понятие как результат учебной деятельности, выраженной в отметке (Абросимов, 2012). Академическую успешность можно определить по нескольким критериям, внутренним и внешним. Очевидно, что к внутренним критериям относят академическую успеваемость, качество знаний, степень развития тех или иных профессиональных навыков. И академическая успеваемость, в данном случае, определяется не просто как итог учебной деятельности, а скорее как конкретный результат в виде балльной оценки (Бирина, 2014). Кроме того, академическая успешность может быть связана с метакогнитивными навыками (Денисова, 2022).
Таким образом, сегодня нет единого мнения о том, какие же предикторы влияют на академическую успешность студентов. В этой связи нашей целью стало определение ключевых когнитивных и аффективных предикторов, влияющих на уровень академической успешности.
Теоретическое обоснование
1. Влияние интеллекта и креативности на академическую успешность
Большинство исследований, посвященных роли когнитивных предикторов в академической успешности, указывают на влияние когнитивных способностей, а именно интеллекта и креативности. Интеллект рассматривается как способность умственно решать проблемы и поставленные задачи. В мета-аналитических исследованиях была подтверждена эта мысль, что высокий уровень развития общего интеллекта влияет на академическую успеваемость студентов (Roth et al., 2015).
Исследование Марченко А. В. продемонстрировало, что студенты с высоким уровнем интеллекта, свидетельствующим о подвижности мышления, высоком уровне общей культуры у студентов данной группы, самостоятельности в решении интеллектуальных задач и самоуверенности, отличаются высокой успеваемостью. А студенты со средним уровнем интеллекта по всем факторам данной группы уступают студентам с более высоким уровнем интеллекта, но незначительно. (Марченко, 2016).
Другим когнитивным предиктором можно выделить креативность. Большинство исследований подтверждают значимость креативности
PSYCHOLOGY OF EDUCATION
в академической успешности студентов вместе с интеллектом. Однако, сравнивая эти две характеристики, креативность является менее значимой в определении академической успеваемости студентов, хотя и является важным навыком, определяющим жизненный успех. Это объясняется тем, что образовательная программа или педагогические методы не всегда требуют от студентов проявление креативности. Двойнин А. М. в своем исследовании объяснял несильную связь креативности с образовательными результатами умеренной корреляцией креативности с психометрическим интеллектом, который в свою очередь является сильным предиктором академической успешности. При этом следует принимать во внимание то, что интеллект является необходимым, но недостаточным условием высоких творческих способностей (Двойнин & Троцкая, 2022). Метааналитические исследования подтверждают данную мысль, показывая, что связь между академическим успехом и креативностью существует, однако достаточно слабая, и она зависит также от уровня образования. Прогностическая сила креативности достаточно разнообразна в зависимости от дисциплины, так как некоторые преподаватели больше ценят проявление креативных способностей, чем другие. В исследовании P. A. Freund продемонстрировано, что на низком уровне интеллекта креативность играет менее значительную роль на уровень академической успешности, чем на высоком (Freund & Holling, 2008). Это означает, что помимо креативности и интеллекта, стоит рассмотреть и другие возможные когнитивные предикторы академической успешности, так как они не являются однозначными из-за большой вариативности протекания академического процесса и их сильного взаимовлияния друг на друга.
2. Влияние стилей мышления и метакогнитивных навыков на академическую успешность
Помимо классических когнитивных предикторов в виде интеллекта и креативности, в литературе встречаются и другие предикторы, играющие немаловажную роль в академической успешности студентов, такие как стили мышления и метакогнитивные навыки.
Так, А. К. Белоусова рассматривает стиль мышления как сочетание функций, нацеленных на производство и развитие личностных новообразований и проявляющихся в динамике и направленности мыслительной деятельности человека (Белоусова и др., 2016). Р. Стернберг определяет стиль мышления как предпочитаемую систему использования имеющихся способностей (Sternberg, 1999). S. Valenzuela, S. Riveiro, J. Manue в своем исследовали подтвердили, что группы учащихся с более низким уровнем успеваемости имеют более низкие уровни использования стратегии обучения (Valenzuela et al., 2019). Например, авторитарный стиль мышления дает худшие результаты академической успеваемости,
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
а именно в стратегии поиска помощи и организации своей учебной деятельности. Исследование, проведенное О. А. Халифаевой показало, что в учебной деятельности наиболее успешны обучающиеся, обладающие практическим стилем мышления, а наименее - студенты с критическим стилем мышления. Это подтверждает мысль о том, что люди с различным стилем мышления имеют разную степень академической успешности. (Халифаева и др., 2020).
Рассматривая когнитивные способности, необходимо указать также и о роли метакогнитивных навыков в академической успешности студентов, а именно рефлексии. Рефлексия рассматривается как особый метакогнитивный процесс. Метакогнитивные процессы основаны на рефлексии субъектом собственной познавательной деятельности. Метапознание является системой знаний субъекта о познавательной деятельности, а также о психических процессах, обеспечивающих саморегуляцию познавательной деятельности (Чернокова, 2011). На современном этапе образовательный процесс на высшей ступени обучения предполагает освоение студентами огромного объема теоретических данных и умение оперировать сложными абстракциями. Для успешного выполнения этих задач необходимо актуализировать свои метакогнитивные способности, в том числе способность к рефлексии.
Метакогнитивные навыки включают в себя способность к саморегуляции и самоорганизации в познавательном процессе, а также способность отслеживать процесс и прогресс познания, проводить самопроверку результатов деятельности (Денисова и др., 2022). Рефлексия выполняет функцию сознательного регулирования своей деятельности посредством развитых метакогнитивных процессов, которые дают возможность обращаться к своему прежнему опыту и анализировать его. Так, познавательные возможности и способности к обработке информации в знании зависят от метакогнитивных умений обучающегося.
3. Влияние эмоций и эмоционального интеллекта на академическую успешность
В учебной деятельности, помимо когнитивных способностей студента, имеют роль также и эмоции, поскольку именно они играют побудительную роль к образовательному процессу. Еще С. Л. Рубинштейн утверждал, что эмоция является формой потребности и выступает психическим побудителем к той или иной деятельности. Е. П. Ильин считал, что мотивация - это сложная иерархическая структура и эмоции являются одним из компонентов этой структуры. Пырьев Е. А. в своем исследование подтверждает мысль о том, что эмоции являются мотивами, которые побуждают поведение человека и определяют аспект его деятельности. Переживание тех или иных эмоций создает определенную силу, направляющую поведение человека к активности (Пырьев & Горюнова, 2016).
PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Более современные исследования продемонстрировали, что способность выстраивать межличностные отношения, управлять своими эмоциями, а также понимать чужие эмоции действительно необходимы для обеспечения успешности повседневной жизни. Д. Гоулман определил эмоциональный интеллект как способность распознавать эмоции, возможность мотивировать себя, а также управлять эмоциями для достижения успеха в той или иной деятельности (Гоулман, 2009). Исследования бесспорно подтверждают взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успешностью студентов. Исследование Г. Е. Запорожцевой показало, что эмоциональный интеллект и успеваемость студентов находятся во взаимосвязи, развитие эмоционального интеллекта в вузах совершенствует интеллектуальные и творческие способности студентов, что способствует их профессиональному развитию (Запорожцева и др., 2021). Исследования A. Jaeger и M. Eagan продемонстрировали, что высокий уровень эмоционального интеллекта, а именно способность управлять своими эмоциями (стрессом), является ключевым фактором, влияющим на академическую успешность студентов (Jaeger & Eagan, 2007).
Обсуждение результатов
Проблема определения аффективных и когнитивных предикторов академической успешности студентов, рассматриваемая в данной работе, является актуальной для психологии образования в связи с трансформацией структуры образовательного процесса, в результате информатизации. Таким образом, аналитический обзор современной научной литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследования субъективных и объективных факторов академической успешности и трудностей в обучении ведутся с тех пор, как в обществе стала распространяться идея массового образования. В разные исторические эпохи в качестве наиболее значимых предикторов называли различные феномены. Вероятно, это связано с эволюцией представлений о структуре личности, а также с развитием социальных и образовательных практик.
2. В эмоциональной сфере наибольшее значение для академической успешности приобретают эмоции и эмоциональный интеллект. Эмоции играют важную побудительную и подкрепляющую функцию для академического перфоманса студентов. В свою очередь, развитие эмоционального интеллекта важно для профилактики тех или иных проблем в образовательном процессе. Он является определяющим фактором в связи с широтой своих функций, так как эмоциональный интеллект включает в себя способность управлять и понимать свои и чужие эмоции, строить межличностные отношения, которые также важны в образовательной среде, в которой находятся студенты. Все эти факторы, очевидно, влияют на уровень академической успешности студентов.
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Когнитивными предикторами академической успешности можно назвать когнитивные стили, метакогнитивные навыки, а именно рефлексию и креативность, в зависимости от вида образовательного процесса. Интеллект и креативность, безусловно, являются важными предикторами академической успеваемости студентов, однако они сильно взаимовлияют друг на друга. При повышении уровня интеллекта повышается и значимость креативности как предиктора академической успешности, что означает, что эти два предиктора не являются надежными факторами академической успешности. По этой причине влияние когнитивных стилей и метакогнитивных навыков (рефлексии) на уровень академической успешности студентов были также изучены.
Литература
Абросимов, А. А. (2012). Гуманитарная подготовка и академическая успеваемость студентов. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2(18), 5-9. Белоусова, А. К., Сахабутдинова, Э., Огнищева, И. (2016). Взаимосвязь типа и стиля мышления менеджеров и студентов с креативностью. Когнитивные исследования на современном этапе: сборник статей Седьмой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 116-120. Бирина, О. В. (2014). Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях. Фундаментальные исследования, 8(2), 438-443.
Гоулман, Д. (2009). Эмоциональный интеллект. Москва. Двойнин, А. М., Троцкая, Е. С. (2022). Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования. Психологическая наука и образование, 27(2), 42-52. ЬДр$:// doi.org/10.17759/pse.2022270204 Денисова Е.Г. (2022). Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности». Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 5(2), 6-24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24 Денисова, Е. Г., Ермаков, П. Н., Абакумова, И. В., Сылка, Н. В. (2022). Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях. Психологическая наука и образование, 27(5), 85-96. https://doi.org/10.17759/pse.2022270507 Запорожцева, Г. Е., Шолтоян, Ю. О., Васильченко, А. Ю. (2021). Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов. Общество: социология, психология, педагогика, 6(86), 67-76. Марченко, А. В. (2016). Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью. Молодой Ученый, 24(128), 292-296.
PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Пырьев, Е. А., Горюнова, Е. А. (2016). Эмоции студентов вуза в аспекте эффективности их учебно-профессиональной деятельности. Концепт, 11, 4106-4110.
Халифаева, О. А, Колен кова, Н. Ю, Тюрина, И. Ю., Фадина, А. Г. (2020). Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов. Образование и наука. 22(7), 52-76.
Чернокова, Т. Е. (2011). Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 3, 153-158.
Freund, P. A., Holling, H. (2008). Creativity in the classroom: A multilevel analysis investigating the impact of creat ivity and reasoning ability on GPA. Creativity Research Journal, 20(3), 309-318. https://doi.org/10.1080/10400410802278776
Jaeger, A. J. & Eagan, M. K. (2007) Exploring the value of emotional intelligence: A means to improve academic performance. NASPA Journal. https://doi. org/10.2202/1949-6605.1834
Roth, B., Becker, N., Romeyke, S., Schäfer, S., Domnick, F., Spinath, F. M. (2015). Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 53, 118-137. https://doi.org/10.1016/j.intell.2015.09.002
Sternberg, R. J. (1999). Thinking Styles. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511584152
Valenzuela, S., Riveiro, S., Manuel, J. (2019). Learning strategies and academic goals as a function of gender, parenting styles and performance on high school students. Revista compolutense de educacion, 1(30), 167-184.
References
Abrosimov, A. A. (2012). Humanitarian training and academic performance of students. Vestnik (Herald) of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, 2(18), 5-9.
Belousova, A. K., Sahabutdinova, E., Ognischeva, I. (2016). Interrelation of the type and style of thinking of managers and students with creativity. Cognitive research at the present stage: collection of articles of the Seventh International Scientific-Practical Conference. Rostov-on-Don, 116-120.
Birina, O. V. (2014). The concept of learning success in modern pedagogical and psychological theories. Fundamental Research, 8(2), 438-443.
Chernokova, T. E. (2011). Metacognitive psychology: the problem of the subject of research. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences, 3, 153-158.
Denisova, E.G. (2022). Development of a self-assessment questionnaire for metacognitive behavior "Metacognitive skills in the educational and professional activi-ties". Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(2), 6-24.
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24 Denisova, E. G., Ermakov, P. N., Abakumova, I. V., Sylka, N. V. (2022). Emotionalpersonal and metacognitive predictors of students' psychological well-being in modern conditions. Psychological Science and Education, 27(5), 85-96. https://doi.org/10.17759/pse.2022270507 Dvoinin, A. M., Trotskaya, E. S. (2022). Cognitive predictors of academic success: How general patterns "work" in early education. Psychological Science and Education, 27(2), 42-52. https://doi.org/10.17759/pse.2022270204 Freund, P. A., Holling, H. (2008). Creativity in the classroom: A multilevel analysis investigating the impact of creat ivity and reasoning ability on GPA. Creativity Research Journal, 20(3), 309-318. https://doi.org/10.1080/10400410802278776 Goleman, D. (2009). Emotional intelligence. Moscow, 478. Jaeger, A. J. & Eagan, M. K. (2007) Exploring the value of emotional intelligence: A means to improve academic performance. NASPA Journal. https://doi. org/10.2202/1949-6605.1834 Khalifaeva, O. A., Kolenkova, N. Y., Tyurina, I. Y., Fadina, A. G. (2020). Interrelation of thinking styles and academic performance of students. Education and science, 22(7), 52-76. Marchenko, A. V. (2016). Personality features of students with different academic
performance. Young Scientist, 24(128), 292-296. Pyryev, E. A., Goryunova, E. A. (2016). Emotions of university students in the aspect of the effectiveness of their educational and professional activity. Concept, 11, 4106-4110. Roth, B., Becker, N., Romeyke, S., Schäfer, S., Domnick, F., Spinath, F. M. (2015). Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 53, 118-137. https://doi.org/10.1016/j.intell.2015.09.002 Sternberg, R. J. (1999). Thinking Styles. Cambridge: Cambridge University Press.
https://doi.org/10.1017/CB09780511584152 Valenzuela, S., Riveiro, S., Manuel, J. (2019). Learning strategies and academic goals as a function of gender, parenting styles and performance on high school students. Revista compolutense de educacion, 1(30), 167-184. Zaporozhtseva, G. E., Sholtoyan, Y. O., Vasilchenko, A. Y. (2021). Interrelation of emotional intelligence with students' academic performance. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 6(86), 67-76.
Авторы заявляют об отстутсвии конфликта интересов.