Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДИКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДИКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДИКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ / КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ШКОЛЫ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРЕДИКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дормидонтов Роман Александрович

В российской системе образования в современных реалиях осуществляется поиск путей совершенствования и интенсификации образовательного процесса, позволяющих в полной мере использовать личностный потенциал обучающихся в формировании у них жизненно важных компетенций. Огромная роль в данном процессе принадлежит возможности прогнозировать успешность учеников осваивать общеобразовательную программу в полной мере, что, в свою очередь, является залогом их дальнейшего обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях. К группе прогностических инструментов относятся предикторы академической успешности, включающие в себя психологические, социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на успеваемость обучающихся. Основной целью исследования являлся анализ и систематизация предикторов академической успешности в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Для этого использовались методы теоретического анализа психолого-педагогических исследований, отражающих проблему выявления значимости когнитивных, личностных, социальных и экономических предикторов академической успешности обучающихся: сравнения, обобщения, систематизации и конкретизации. На основе анализа приоритетных направлений изучения факторов академической успешности в отечественных психолого-педагогических исследованиях осуществлена систематизация предикторов академической успешности. Сделан вывод о смещении фокуса внимания современных отечественных ученых с когнитивно-мотивационных факторов (предикторов) в сторону личностных, социально-психологических и социально-экономических как не менее значимых в построении моделей, позволяющих с большой долей вероятности прогнозировать степень академической успешности обучающихся. Подчеркивается как сохранение роли когнитивных (уровень интеллекта, рабочая память, креативность и т. п.) и личностных предикторов (мотивация, саморегуляция, самоконтроль, настойчивость и др.), так и возрастание значения таких предикторов, как взаимоотношения в системе «учитель-учитель», «учитель-ученик», социально-психологический климат класса, социально-экономическая композиция школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дормидонтов Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUPING OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS’ PREDICTORS IN RUSSIAN CURRENT PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

In the Russian educational system under modern conditions the search of ways to upgrade and intensify educational process is being performed. These ways are aimed at using personal potential of students while building on their essential competencies. A crucial role in this process is played by an opportunity to foresee the successful results of students in completing educational programmes that in its term, serves as the basis of their further studies in high schools and institutions of secondary vocational education. The group of prognostic predictors is formed by predictors of academic achievements including psychological, social, economic factors that influence the academic success of students. The research purpose is to analyze and group predictors of academic achievements in Russian psychological and pedagogical studies. Methods of theoretical analysis of psychological and pedagogical studies, devoted to the issue of revealing the importance of cognitive, personal, social and economic predictors of academic achievements of students have been used: comparison, generalization, systematization and concretization. Predictors of academic achievements have been classified according to the analysis of prioritizing directions of academic achievements’ factors. It has been concluded that attention focus of modern Russian scholars has been shifted from cognitive and motivational predictors to personal, social and psychological as well as economic predictors as being equally important in the process of creating models that enable to successfully foresee the degree of academic achievements of students. The cognitive (intelligence level, operating memory, creativity, etc.) and personal predictors (motivation, self-regulation, self-control, persistence) are as important as such predictors as relationship in the paradigm “teacher-teacher”, “teacher-student”, social and psychological class climate, social and economic school arrangement.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕДИКТОРОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

УДК 37.015.3

DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-18-30

Поступила в редакцию / Received 30.09.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 11.11.2022 Принята к публикации / Accepted 07.12.2022

обзорная статья

Проблема систематизации предикторов академической успешности в современных отечественных психолого-педагогических исследованиях

Дормидонтов Роман Александрович О

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет

имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42

dormi1976@mail.ru

Аннотация. В российской системе образования в современных реалиях осуществляется поиск путей совершенствования и интенсификации образовательного процесса, позволяющих в полной мере использовать личностный потенциал обучающихся в формировании у них жизненно важных компетенций. Огромная роль в данном процессе принадлежит возможности прогнозировать успешность учеников осваивать общеобразовательную программу в полной мере, что, в свою очередь, является залогом их дальнейшего обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях. К группе прогностических инструментов относятся предикторы академической успешности, включающие в себя психологические, социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на успеваемость обучающихся. Основной целью исследования являлся анализ и систематизация предикторов академической успешности в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Для этого использовались методы теоретического анализа психолого-педагогических исследований, отражающих проблему выявления значимости когнитивных, личностных, социальных и экономических предикторов академической успешности обучающихся: сравнения, обобщения, систематизации и конкретизации. На основе анализа приоритетных направлений изучения факторов академической успешности в отечественных психолого-педагогических исследованиях осуществлена систематизация предикторов академической успешности. Сделан вывод о смещении фокуса внимания современных отечественных ученых с когнитивно-мотивационных факторов (предикторов) в сторону личностных, социально-психологических и социально-экономических как не менее значимых в построении моделей, позволяющих с большой долей вероятности прогнозировать степень академической успешности обучающихся. Подчеркивается как сохранение роли когнитивных (уровень интеллекта, рабочая память, креативность и т. п.) и личностных предикторов (мотивация, саморегуляция, самоконтроль, настойчивость и др.), так и возрастание значения таких предикторов, как взаимоотношения в системе «учитель-учитель», «учитель-ученик», социально-психологический климат класса, социально-экономическая композиция школы.

Ключевые слова: предикторы академической успешности; когнитивные предикторы; личностные предикторы; социально-психологические предикторы; социально-экономическая композиция школы; систематизация предикторов академической успешности

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания на НИР, научный проект: «Изучение предикторов успешности освоения образовательной программы учениками с высоким риском школьной неуспешности», № соглашения: 073-03-2022-017 от 01.06 2022 г.

© Дормидонтов Р.А., 2022

Для цитирования: Дормидонтов Р.А. Проблема систематизации предикторов академической успешности в современных отечественных психолого-педагогических исследованиях // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 18-30. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-18-30

review article

Grouping of academic achievements' predictors in Russian current psychological and pedagogical studies

Roman A. Dormidontov Ф

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University 42 Lenin St., Lipetsk 398020, Russian Federation

dormi1976@mail.ru

Abstract. In the Russian educational system under modern conditions the search of ways to upgrade and intensify educational process is being performed. These ways are aimed at using personal potential of students while building on their essential competencies. A crucial role in this process is played by an opportunity to foresee the successful results of students in completing educational programmes that in its term, serves as the basis of their further studies in high schools and institutions of secondary vocational education The group of prognostic predictors is formed by predictors of academic achievements including psychological, social, economic factors that influence the academic success of students. The research purpose is to analyze and group predictors of academic achievements in Russian psychological and pedagogical studies. Methods of theoretical analysis of psychological and pedagogical studies, devoted to the issue of revealing the importance of cognitive, personal, social and economic predictors of academic achievements of students have been used: comparison, generalization, systematization and concretization. Predictors of academic achievements have been classified according to the analysis of prioritizing directions of academic achievements' factors. It has been concluded that attention focus of modern Russian scholars has been shifted from cognitive and motivational predictors to personal, social and psychological as well as economic predictors as being equally important in the process of creating models that enable to successfully foresee the degree of academic achievements of students. The cognitive (intelligence level, operating memory, creativity, etc.) and personal predictors (motivation, self-regulation, self-control, persistence) are as important as such predictors as relationship in the paradigm "teacher-teachef', "teacher-student", social and psychological class climate, social and economic school arrangement.

Keywords: predictors of academic achievements; cognitive predictors; personal predictors; social and psychological predictors; social and economic school arrangement; grouping of academic achievements' predictors

Acknowledgements: The study was carried out with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the state task for research, scientific project: "Study of predictors of the success of mastering the educational program by students with a high risk of school failure", agreement no. 073-03-2022-017 dated 01.06 2022.

For citation: Dormidontov R.A. Grouping of academic achievements' predictors in Russian current psychological and pedagogical studies. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 4, pp. 18-30. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-00-00

ВВЕДЕНИЕ

Для отечественной системы образования традиционно является актуальным поиск предикторов, позволяющих с большой долей вероятности прогнозировать успешность освоения образовательной программы обу-

чающимися. Под термином «предиктор» (predict - прогнозировать, предсказывать) чаще всего понимается исходная характеристика индивида и его окружения, позволяющая прогнозировать другую (искомую) характеристику того же индивида [1; 2].

В отечественных исследованиях основной акцент делался на когнитивных и моти-вационных предикторах академической успешности. Начиная с 30-х гг. XX в. эмпирическая проверка прогностической функции данных предикторов осуществлялась с позиций деятельностного подхода, акцентировавшего внимание на значимости в развитии личностных качеств, мотивации, познавательной сферы активности обучающихся, реализующейся в учебной деятельности. Реализация принципа активности становится импульсом саморазвития, становления личностных структур субъекта познания, предопределяющих высокие учебные результаты. На сегодняшний день когнитивные и моти-вационные предикторы являются наиболее разработанными и эмпирически изученными в отечественной психолого-педагогической науке.

Изучению роли когнитивных особенностей как прогностических инструментов посвящены работы ряда российских психологов: О.С. Алексеева, Ю.А. Бурдуковой, Э.А. Голу-бевой, А.М. Двойнина, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой, С.Б. Малых, В.И. Моросано-вой, И.Е. Ржановой, Е.С. Троцкой, Т.Н. Тихомировой, Э.К. Хуснутдиновой, Е.И. Щебла-новой. Значение мотивации и личностной диспозиции как предиктора результативности обучения нашло отражение в работах Е.А. Балыгина, Т.К. Гавриченковой, В.В. Ги-жицкого, Т.О. Гордеевой, А.В. Гузовой, Т.В. Ермоловой, А.В. Литвинова, О.А. Сычева. В ходе дальнейших исследований проверялась прогностическая достоверность таких личностных предикторов, как самооценка, самоконтроль, саморегуляция, особенности Я-концепции и многих других. Роль регулятор-ных механизмов личности исследовалась в трудах таких ученых, как Е.М. Коноз, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, М.Л. Ова-несбекова, Г.С. Прыгин, Т.Г. Фомина, И.Ю. Цыганов.

В ряде современных отечественных исследований (Е.М. Коноз, Е.В. Кочергина, В.И. Моросанова, А.М. Мишкевич, В.К. Най Дж., Е.А. Орёл) подчеркивается значение личностных черт (открытость новому опыту, нейротизм, экстраверсия, согласие, добросовестность). В работах Т.С. Антропова,

Н.Г. Гайфуллиной, Н.А. Долгова, Л.М. Путя-то, М.Ю. Санникова, А.С. Фомиченко, исследовалась роль межличностных отношений как фактора, влияющего на результативность обучения в общеобразовательной организации. В качестве еще одного прогностического инструмента в современных исследованиях проверяется социально-экономическая композиция школы (Ю.Д. Керша, Д.Л. Кон-стантиновский).

Проблема исследования состоит в том, что в сложившихся в последнее время реалиях общественной жизни и образовательной политике наблюдается расширение диапазона прогностических инструментов академической успешности обучающихся. В связи с увеличением числа разноплановых условий формирования академической успешности и отсутствием системности в оценке их прогностической достоверности появилась потребность в систематизации всего спектра предикторов, определяющих результативность обучения школьников.

Цель исследования заключается в анализе и систематизации предикторов академической успешности в современных отечественных психолого-педагогических исследованиях.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме прогнозирования академической успешности обучающихся. Для поиска источников специализированной литературы использовались базы данных научных публикаций: Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В работе использованы методы сравнения, обобщения, систематизации и конкретизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Когнитивные способности традиционно рассматривались в качестве основного предиктора академической успешности в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Корреляция интеллекта и успешности освоения образовательной программы обучающимися прослеживается в работах В.Н. Дружинина [3], Е.И. Щеблановой [4],

О.С. Алексеевой, И.Е. Ржановой, В.С. Брито-вой, Ю.А. Бурдуковой [5], А.М. Двойнина, Е.С. Троцкой, А.И. Савенкова, В.М Поставне-ва [6; 7], В.И. Моросановой, Е.И. Щеблано-вой, И.Н. Бондаренко, И.А. Сидикова [8], Т.Н. Тихомирова, И.А. Воронина, Е.Б. Ми-сожниковой, С.Б. Малых, Э.К. Хуснутдинова [9; 10] и др. В исследованиях вышеперечисленных авторов обнаружена взаимосвязь между академической успешностью и такими особенностями познавательной сферы, как рабочая память, психометрический интеллект, вербальный интеллект, скорость обработки информации.

Наряду с когнитивными особенностями в качестве предикторов академической успешности экспериментально проверялись и другие личностные характеристики. Роль мотивации и личностной диспозиции исследовались в работах Е.А. Балыгина, Т.К. Гавричен-ковой, В.В. Гижицкого, Т.О. Гордеевой, А.В. Гузовой, Т.В. Ермоловой, А.В. Литвинова, О.А. Сычева. Значимость регуляторных механизмов подчеркивается в исследованиях Е.М. Коноз, О.А. Конопкина, В.И. Моросано-вой, М.Л. Ованесбековой, Г.С. Прыгина, Т.Г. Фоминой, И.Ю. Цыганова.

Учеными Е.А. Орёл, В.К.Дж. Най, Е.В. Кочергиной в качестве предикторов школьной успеваемости изучались такие качества, как нейротизм, открытость новому опыту, экстраверсия, согласие и добросовестность [11]. Следует отметить, что данные качества составляют «Большую пятерку» факторов ("Big Five"), обоснованную и эмпирически проверенную в большом количестве зарубежных исследований [12-18].

Исходя из этого, можно заключить, что в современной научной психолого-педагогической литературе существует достаточно богатая палитра взглядов на проблему личностных предикторов, определяющих успешность/неуспешность освоения школьной образовательной программы обучающимися. Рассмотрим данные исследования более подробно.

В российской психологической науке учебная мотивация и многообразие ее аспектов как предикторов успеваемости традиционно являлись и являются предметом исследований и практического применения в образовательном процессе. Большой интерес вы-

зывают современные подходы к рассмотрению отдельных видов и факторов учебной мотивации. Так, особое внимание заслуживают исследования соотношения внешней и внутренней мотивации, мотивации достижения, разных социально-психологических и социокультурных аспектов мотивации учения [19]. Стоит отметить, что современной науке присутствуют достаточно противоречивые данные о связи тревожности и учебной мотивации [20], а также гендерных и возрастных аспектов мотивации учения [21; 22].

Большое количество исследований посвящено выявлению роли внешней и внутренней мотивации как предиктора академической успешности/неуспешности. Так, в работе В.В. Гижицкого убедительно доказана значимость внутренней мотивации как фактора успеваемости старшеклассников. Мотивы познания, интереса к учебному предмету, достижения, саморазвития, относящиеся к внутренним учебным мотивам, приводят к высоким академическим результатам, благодаря эффективным стратегиям учебного поведения. В результате высокого интереса к предмету, высокой познавательной мотивации ученик прикладывает больше усилий на занятиях и отводит больше времени выполнению учебных заданий, что в итоге повышает академическую успеваемость [23].

Мотивация достижения, являясь видом внутренней мотивации, рассматривается в ряде работ [24-26] как значимый предиктор академической успешности, отражающий мо-тивационные аспекты процесса учения. При этом данный вид мотивации формируется в результате сложной конвергенции факторов школьной и семейной микросреды, отражающихся на формировании личности обучающегося. К факторам школьной микросреды относятся: авторитет педагога, причастность к жизни школы, привлекательность и популярность, стремление выделиться и ассимилироваться. В качестве факторов семейной микросреды выделяются семейные образовательные традиции, отношения с родителями, влияние матери и отца в формировании мотивации академической успешности. Как следствие, влияние этих двух факторов отражается на личности обучающегося в виде формирования адекватной самооценки, сопротивляемости, становления убежденности в самоэффективности.

В ходе реализации масштабного исследования В.И. Моросанова, Т.Г. Фомина, М.Л. Ованесбекова установили взаимосвязь продуктивных типов внутренней мотивации, таких как мотивация саморазвития и мотивация достижения, с академической успешностью. При этом с возрастом роль мотивации достижений возрастает, и она становится важным некогнитивным предиктором высокой успеваемости старшеклассников [27]. Этот факт, в свою очередь, подтверждается исследованиями Т.О. Гордеевой с соавторами, которые на разновозрастных выборках установили взаимосвязь мотивации достижений с высокими результатами академической успеваемости, а также с самоуважением. Потребность в самоуважении реализуется через высокую успеваемость в процессе обучения и выступает важным фактором регуляции учебной деятельности [24; 25; 28].

Психологи В.В. Бобров, Т.О. Гордеева, Т.Ю. Иванова, Ю.А. Ишмуратова, В.И. Моро-санова, Е.Н. Осин, Д.Д. Сучков, О.А. Сычев, Е.В. Филиппова, Т.Г. Фомина, А.М. Потанина, И.Ю. Цыганов и др. в своих исследованиях отмечают важную роль регуляторных механизмов как предикторов академической успешности. Саморегуляция, с точки зрения вышеперечисленных авторов, является ключевым фактором школьной успеваемости. В работах Ю.А. Ишмуратовой, А.М. Потаниной, И.Ю. Цыганова показана значимость адекватных стратегий саморегуляции в академической успешности в разные возрастные периоды [29].

В ряде исследований обнаружена корреляция осознанной саморегуляции с таким качеством личности, как добросовестность. Отметим, что добросовестность входит в Большую пятерку качеств академической успешности, достаточно полно исследованных как зарубежными [12-18], так и отечественными психологами [30; 31]. Также отмечается, что осознанная саморегуляция, опосредуя влияние личностных черт, выступает важнейшим предиктором академических достижений [32].

Другим предиктором успеваемости, выделенным современными отечественными психологами и относящимся к регуляторным механизмам личности, является самоконтроль. Самоконтроль, выступающий как умение человека владеть собой, контролировать

эмоции, не проявлять импульсивности в поведении, способствует выстраиванию адекватных взаимоотношений с другими людьми и проводит к лучшей адаптированности обучающегося. Ученые подчеркивают, что «... для лиц с высоким уровнем самоконтроля свойственно более конструктивное мышление при анализе различных жизненных ситуаций, которое проявляется в склонности к оптимистическому объяснению позитивных и негативных жизненных событий, интернальности при объяснении успехов и неудач, общей, академической и профессиональной самоэффективности» [33].

Оценивая роль психологических особенностей личности обучающихся в высоких академических результатах, проявляющихся в виде успешной сдачи Единого государственно экзамена, В.И. Моросанова с соавторами обнаружили взаимосвязь тревожности и индивидуальной системы осознанной саморегуляции учебной деятельности [30]. Ученые установили, что высокий балл по ЕГЭ определяется не только интеллектуальными особенностями и уровнем знаний, но и зависит от уровня беспокойства и устойчивости саморегуляции. В исследовании Т.О. Гордеевой, Е.Н Осина обнаружено, что абитуриенты с высокими результатами ЕГЭ, являясь уже студентами вуза, отличаются более высоким упорством, настойчивостью и сосредоточенностью своих интересов в отличие от абитуриентов, получивших более низкие результаты данного экзамена [25].

Таким образом, своеобразное сочетание личностных черт и регуляторных механизмов являются некогнитивными личностными предикторами успешности или неуспешности освоения образовательной программы обучающимися.

В качестве своеобразного предиктора академической успешности некоторыми психологами рассматриваются межличностные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик», а в более широком понимании - социально-психологический климат в образовательной организации. Так, М.Ю. Санникова и Т.С. Антропова, рассматривая проблему повышения эффективности взаимодействия в системе «учитель-ученик», затрагивают проблему влияния данного взаимодействия на успеваемость школьников [34]. Эмпирическое

исследование, проведенное этими учеными, позволило выделить наиболее важные качества личности педагогов и учеников, влияющие на процесс взаимодействия и отражающиеся на успешности обучения. По результатам анкетирования педагоги к таким качествам учеников относили прилежание, дисциплинированность, усердие и т. д., что отражало сфор-мированность регулятивной функции, а также доброжелательность, трудолюбие, любознательность. В свою очередь, ученики среди наиболее важных качеств учителя отмечали доброту, ум, юмор, профессионализм, ответственность, строгость, терпение. Исходя из проведенного исследования, М.Ю. Санникова и Т.С. Антропова приходят к выводу, что по мере взросления для учеников наиболее значимыми качествами учителя становятся его профессиональная компетентность и педагогическое мастерство [34].

Ряд других исследований показывают корреляцию между академической успешностью обучающихся и отношениями, сложившимися между учителем и учеником. Так, например Н.А. Долгова установила, что при позитивном взаимопонимании учителя и обучающегося наблюдается более высокая успеваемость. И наоборот - отсутствие взаимопонимания в отношениях «учитель-ученик» отражается на академических результатах: успеваемость падает и отношение к предмету ухудшается [35].

Зависимость особенностей восприятия и оценивания качеств учеников от их успеваемости обнаружил Л.М. Путято. Ученики с высокими образовательными результатами положительно характеризовались педагогами в подавляющем большинстве случаев (91 % положительных качеств), тогда как слабые ученики положительно характеризовались лишь в 1/3 случаев (38 % положительных качеств) [36].

В своем исследовании А.С. Фомиченко обращает внимание на следующее обстоятельство: на процесс оценивания учителем ученика влияет его отношение к данному ученику. Позитивное отношение к ученику стереотипизи-рует восприятие педагога, детерминируя его оценку учебной успешности данного ученика как более высокую. Далее срабатывает так называемый эффект Пигмалиона, когда положительное ожидание и подкрепление активизиру-

ет учащихся и помогает повысить их успеваемость по данному предмету [37].

Отметим тот факт, что на успешность деятельности обучающегося влияет не только система отношений между педагогом и школьником, но и психологический климат в учебном коллективе образовательной организации и взаимоотношения между одноклассниками. Психологический климат, отражая качественную сторону межличностных отношений, влияет на всех участников группы, препятствует или, наоборот, способствует продуктивной совместной деятельности. Например, в исследовании Н.Г. Гайфуллиной выявлена роль психологического климата в академической успешности старшеклассников. Обнаружено, что при высокой сплоченности успешность членов группы повышается, при более низкой сплоченности влияние на успеваемость незначительно [38].

В процессе обучения одноклассники общаются друг с другом, взаимодействуют и проводят вместе значительную часть времени. В ходе такого общения и взаимодействия учащиеся, как указывает Ю.Д. Керша, распространяют между собой нормы, образовательные ценности, поведение и даже знания, которые, в свою очередь, могут отражаться на успеваемости. Это связано с тем, что в классе создается обстановка, которая может способствовать или препятствовать обучению, направлять и формировать поведение. Одноклассники могут выступать референтной группой, относительно которой формируется самовосприятие в отношении учебы [39].

Исходя из результатов целого ряда исследований, можно констатировать, что особенности взаимоотношений, складывающихся между субъектами образовательного процесса, могут рассматриваться как предикторы академической успешности. Наиболее значимыми для повышения успеваемости обучающихся являются положительное отношение и взаимопонимание в системе «учитель-ученик».

Следуя за зарубежными тенденциям в изучении факторов прогнозирования академической успешности, некоторыми отечественными учеными (Ю.Д. Керша [39-41], Д.Л. Константиновский [42]) в качестве предиктора стала рассматриваться социально-экономическая композиция школы (СЭК), отражающая важность не только психологи-

ческих, но и социально-экономических факторов, влияющих на академическую успешность. Социально-экономическая композиция характеризует общий контингент в школе, который рассчитывается на основе трех компонентов: образования, профессии родителей и уровня семейного дохода [38]. Как правило, социально-экономическую композицию школы рассматривают как фактор неравенства в получении образования. Как отмечает Ю.Д. Керша, обучающиеся из школ с разной социально-экономической композицией - долей обучающихся с высоким социально-экономическим статусом - сильно различаются между собой по образовательным достижениям. Проведенная автором оценка эффекта от года обучения в 9 классе показала, что учащиеся со схожими индивидуальными характеристиками могут потерять до 25 % стандартного отклонения в баллах РКА-2012 при попадании в школу с низкой СЭК. Обучение в школе с высокой СЭК привело бы тех же самых школьников к более высоким академическим результатам к концу 9 класса. Негативный эффект влияния низкой социально-экономической композиции школы обнаружен одновременно для двух предметных областей (математике и естествознанию), что позволило автору доказать систематическое воздействие социально-экономической композиции на образовательные результаты в целом [42].

Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования результаты подтверждают, что обучающиеся из школ с высокой СЭК, независимо от индивидуальных качеств и навыков, опережают других обучающихся по академическим достижениям во время учебы, чаще выбирают академическую образовательную траекторию и получают более высокую заработную плату при выходе на рынок труда. Проведенные в последние годы исследования позволяют рассматривать социально-экономическую композицию школы как дополнительный предиктор успешности/неуспешности освоения общеобразовательной программы обучающимися.

Исходя из проведенного анализа приоритетных направлений изучения предикторов академической успешности в отечественных психолого-педагогических исследованиях, осуществлена систематизация факторов (пре-

дикторов) академической успешности, представленная в табл. 1.

Нами выделены психологические, социально-психологические и социально-экономические факторы, позволяющие с большой долей достоверности прогнозировать академическую успешность обучающихся, которые, в свою очередь, включают группы предикторов и критерии их проявления. Исходя из современных тенденций и направлений научных исследований, в психологические факторы влияния, помимо когнитивных и мотивационных предикторов, традиционно используемых в прогнозировании успеваемости, современными учеными включаются также Я-концепция, регулятивные механизмы и такие личностные особенности, как самооценка, самоуважение и уровень притязаний.

Другой тенденцией является увеличение исследований отечественных ученых, направленных на изучение прогностической достоверности социально-психологических и социально-экономических факторов. Возрастает количество работ, расширяющих рамки социально-психологических предикторов, включающих систему межличностных отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», социально-психологический климат и особенности семейной жизни ребенка, такие как стиль жизни и родительская вовлеченность.

В последние годы активно изучаются социально-экономические факторы, важнейшим из которых является социально-экономическая композиция школы. Результаты исследований значимости социально-психологических и социально-экономических факторов представлены в значительно меньшем количестве статей по сравнению с психологическими, однако наблюдается тенденция возрастания интереса отечественных ученых к проблеме прогностической достоверности социальных и экономических предикторов академической успешности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научных публикаций, направленных на выявление предикторов успешности освоения образовательных программ обучающимися в процессе школьного образования, показывает живой интерес исследователей к данной проблеме: в настоящее время заметно

Таблица 1

Систематизация факторов (предикторов) академической успешности обучающихся

Table 1

Grouping of academic achievements' predictors (factors)

Факторы / Factors Предикторы / Predictors Критерии / Criteria

Психологические Psychological общие и частные когнитивные способности general and particular cognitive abilities скорость обработки информации information processing speed

психометрический интеллект psychometric intelligence

рабочая память working memory

вербальный интеллект verbal intelligence

креативность creativity

мотивация motivation мотивация достижения achievement motivation

мотивация учения learning motivation

мотивация саморазвития motivation for self-development

регуляторные механизмы личности regulatory mechanisms of personality стрессоустойчивость stress resistance

самоконтроль self-control

я-концепция, личностные диспозиции, установки, качества I-concept, personal dispositions, attitudes, qualities я-концепция I-concept

самооценка self-assessment

уровень притязаний claims level

настойчивость persistence

самоуважение self-respect

Социально-психологические Social and sychological система межличностных отношений system of interpersonal relations отношения в системе «учитель-ученик» relations in "teacher-student" system

отношения в системе «ученик-ученик» relations in "student-student" system

школьный климат school climate

семья family семейные ценности family values

семейный климат family climate

родительская вовлеченность parental involvement

Социально-экономические Social and economic социально-экономическая композиция школы school social and economic composition социальный статус родителей parents' social status

образование родителей parents' education

профессия родителей parents' profession

уровень семейного дохода family income level

возросло количество публикаций, в которых нашли отражение результаты поиска различных предикторов успешности освоения образовательных программ на отдельных образовательных этапах (высшем, среднем, начальном, дошкольном и т. д.). При этом учеными отмечается необходимость выявления прогностических параметров на самых ранних этапах образования с целью снижения рисков школьной неуспешности впоследствии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги обзору исследований отечественных ученых, посвященных проблеме выявления значимости предикторов академической успешности, можно констатировать расширение фокуса исследований и включение в него личностных (некогнитивных), социально-психологических и социально-экономических факторов (предикторов), определяющих результативность обучения в школе.

Когнитивные предикторы, обладающие большой прогностической значимостью в младшем школьном возрасте уходят на второй план, тогда как в подростковом и юношеском возрасте более значимыми становятся личностные предикторы академической успешности. На первом плане в качестве прогностических инструментов выступают мотивация, особенно мотивация достижений, регулятивные механизмы, самооценка и особенности Я-концепции.

В научном дискурсе обсуждается значимость и других предикторов, влияющих на результативность обучения: взаимоотношения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», психологический климат, социально-экономическая композиция школы и др. Необходимо отметить, что количество исследований, посвященных этим прогностическим инструментам, на данный момент времени значительно меньше по сравнению с исследованиями когнитивных и мотивацион-ных предикторов. Однако в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению исследований именно личностных, социально-экономических и социально-психологических предикторов академической успешности.

Проведенная систематизация факторов (предикторов) академической успешности позволила более четко структурировать их содержание и показать их значимость в прогнозировании академической успешности. В заключение важно отметить, что с учетом большой палитры взглядов в отношении возможности прогнозирования академической успешности обучающихся, данная проблема до сих пор не получила полноценного системного рассмотрения, несмотря на актуальность и необходимость ее решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 27-34.

2. Семенов Д.С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-19. С. 4333-4335.

3. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 161-185.

4. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 36-48.

5. Алексеева О.С., Ржанова И.Е., Бритова В.С., Бурдукова Ю.А. Академическая успешность и когнитивные способности у младших школьников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 1. С. 51-64. DOI 10.28995/2073-6398-2021-1-51-64

6. Двойнин А.М., Троцкая Е.С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования? // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 42-52. DOI 10.17759/pse.2022270204

7. Двойнин А.М., Савенков А.И., Поставнев В.М., Троцкая Е.С. Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников // Вопросы психологии. 2020. № 6. С. 106-116.

8. Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков И.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 3. С. 18-32.

9. Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 55-68.

10. Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б. Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 159-175. DOI 10.17223/17267080/73/10

11. Най Дж. В.К., Орёл Е.А., Кочергина Е.В. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. DOI 10.54359/ps.v6i27.723

12. Block J. The five-factor framing of personality and beyond: some ruminations // Psychological Inquiry. 2010. Vol. 21. Р. 2-25.

13. Costa P., McCrae R. Personality in adulthood: a five-factor theory perspective // Management Information Systems Quarterly. 2002. DOI 10.4324/9780203428412

14. Finn G.M., Mwandigha L., Paton L.W. The ability of «non-cognitive» traits to predict undergraduate performance in medical schools: a national linkage study // BMC Med. Educ. 2018. Vol. 18. Art. 93. DOI 10.1186/s12909-018-1201-7

15. Hershberger M.A. Social Cognitive Predictors of Academic Success in First-Year College Students. 2020. URL: https://digitalrepository.unm.edu/educ ifce etds/112 (accessed: 30.06.2022).

16. Komarraju M., Ramsey A., Rinella V. Cognitive and non-cognitive predictors of college readiness and performance: Role of academic discipline // Learning and Individual Differences. 2013. Vol. 24. P. 103-109. DOI 10.1016/j.lindif.2012.12.007

17. Reynolds K., Bazemore C., Hanebuth C., Hendren S., Horn M. The relationship of non-cognitive factors to academic and clinical performance in graduate rehabilitation science students in the United States: a systematic review // J. Educ. Eval. Health Prof. 2021. Vol. 18. Art. 31. DOI 10.3352/jeehp.2021.18.31

18. Noftle E.E., Robins R. W. Personality predictors of academic outcomes: Big five correlates of GPA and SAT scores // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 93(1). Р. 116-130. DOI 10.1037/00223514.93.1.116

19. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015. 334 с.

20. Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. C. 2228. DOI 10.17759/pse.2018230503

21. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. C. 63-70. DOI 10.17759/pse.2017220307

22. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 100-109. DOI 10.17759/chp.2015110309

23. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2016.

24. Гордеева Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17-32.

25. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 4.

26. Ермолова Т.В., Балыгина Е.А., Литвинов А.В., Гузова А.В. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 7-18. DOI 10.17759/jmfp.2019080201

27. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Взаимосвязь осознанной саморегуляции, мотивации и личностных диспозиций с успеваемостью школьников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 124-133. DOI 10.22204/2587-8956-2018-091-02-124-133

28. Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 57-68.

29. Ишмуратова Ю.А., Потанина А.М., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. С. 25-40. DOI 10.18384/2310-7235-2019-3-25-40

30. Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 4. С. 4-16.

31. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой Пятерки) // Журнал практической психологии. 2003. № 3. С. 51-57.

32. Бондаренко И.Н., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Некогнитивные предикторы академической успеваемости учащихся 9-11 классов: структурные модели // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Иваново, 2018. С. 62-69. DOI 10.30888/978-5-6041451-4-2.1.8

33. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 46-58. DOI 10.17759/chp.2016120205

34. Санникова М.Ю., Антропова Т.С. Повышение эффективности взаимодействия в системе «учитель-ученик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 57-61.

35. Долгова Н.А. Особенности взаимопонимания между учителем и учащимися подросткового возраста: автореф. дис ... канд. психол. наук. М., 2005. 22 c.

36. Путято Л.М. Когнитивные аспекты общения учителя с учащимися различной успеваемости в обучении // Мир психологии: научно-методический журнал. 2001. № 3(27). С. 115-122.

37. Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе «учитель ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. C. 39-47. DOI 10.17759/pse.2017220505

38. Гайфуллина Н.Г. Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 438441.

39. Керша Ю.Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор неравенства в образовании. Обзор подходов к измерению и механизмов взаимосвязи с академическими результатами // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 1. С. 92-123. DOI 10.17323/1726-3247-2021-1-92-123

40. Керша Ю.Д. С кем учиться, чтобы попасть в вуз: социально-экономическая композиция школы и неравенство доступа к высшему образованию // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 187 -219. DOI 10.17323/1814-9545-2021-4-187-219

41. Керша Ю.Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85-112. DOI 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112

42. Константиновский Д.Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 98-111. DOI 10.19181/snsp.2021.9.4.8609

REFERENCES

1. Maryutina T.M., Ermolaev O.Yu., Trubnikov V.I. On the nature of psychological predictors.

Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 1998, no. 1, pp. 27-34. (In Russian).

2. Semenov D.S. Psychological predictors for prediction of professional activity. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2-19, pp. 4333-4335. (In Russian).

3. Druzhinin V.N. The structure of psychometric intelligence and the forecast of individual achievements. In: Bogoyavlenskaya D.B., ed. Basic Concepts of Creativity and Giftedness. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1997, pp. 161-185. (In Russian).

4. Shcheblanova E.I. Features of cognitive and motivational-personal development of gifted high school students. Voprosy psikhologii, 1999, no. 6, pp. 36-48. (In Russian).

5. Alekseeva O.S., Rzhanova I.E., Britova V.S., Burdukova Yu.A. Academic performance and cognitive abilities in primary school students. Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie» = RGGU Bulletin. Series: Psychology. Pedagogics. Education Series, 2021, no. 1, pp. 51-64. (In Russian). DOI 10.28995/2073-6398-2021-1-51-64

6. Dvoynin A.M., Trotskaya E.S. Cognitive predictors of academic success: how do the general patterns work in the early stages of education? Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 42-52. (In Russian). DOI 10.17759/pse.2022270204

7. Dvoynin A.M., Savenkov A.I., Postavnev V.M., Trotskaya E.S. Cognitive predictors of academic success in preschool and primary school children. Voprosy psikhologii, 2020, no. 6, pp. 106-116. (In Russian).

8. Morosanova V.I., Shcheblanova E.I., Bondarenko I.N., Sidikov I.A. Relationship between psychometric intelligence, conscious self-regulation of learning activity and academic achievements of gifted adolescents. Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 2013, no. 3, pp. 18-32. (In Russian).

9. Tikhomirova T.N., Voronin I.A., Misozhnikova E.B., Malykh S.B. The structure of relationships of cognitive characteristics and academic success at school age. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya = Theoretical and Experimental Psychology, 2015, vol. 8, no. 2, pp. 55-68. (In Russian).

10. Tikhomirova T.N., Khusnutdinova E.K., Malykh S.B. Cognitive characteristics in primary school children with different levels of mathematical achievement. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal = Siberian Journal of Psychology, 2019, no. 73, pp. 159-175. (In Russian). DOI 10.17223/17267080/73/10

11. Nay Dzh.V.K., Orel E.A., Kochergina E.V. The big five traits as predictors of academic achievements in university students. Psikhologicheskie issledovaniya = Psychological Studies, 2013, vol. 6, no. 27. (In Russian). DOI 10.54359/ps.v6i27.723

12. Block J. The five-factor framing of personality and beyond: some ruminations. Psychological Inquiry, 2010, vol. 21, pp. 2-25.

13. Costa P., McCrae R. Personality in adulthood: a five-factor theory perspective. Management Information Systems Quarterly. 2002. DOI 10.4324/9780203428412

14. Finn G.M., Mwandigha L., Paton L.W. The ability of «non-cognitive» traits to predict undergraduate performance in medical schools: a national linkage study. BMC Med. Educ., 2018, vol. 18, art. 93. DOI 10.1186/s12909-018-1201-7

15. Hershberger M.A. Social Cognitive Predictors of Academic Success in First-Year College Students. 2020. URL: https://digitalrepository.unm.edu/educ ifce etds/112 (accessed: 30.06.2022).

16. Komarraju M., Ramsey A., Rinella V. Cognitive and non-cognitive predictors of college readiness and performance: Role of academic discipline. Learning and Individual Differences, 2013, vol. 24, pp. 103-109. DOI 10.1016/i.lindif.2012.12.007

17. Reynolds K., Bazemore C., Hanebuth C., Hendren S., Horn M. The relationship of non-cognitive factors to academic and clinical performance in graduate rehabilitation science students in the United States: a systematic review. J. Educ. Eval. Health Prof., 2021, vol. 18, art. 31. DOI 10.3352/jeehp.2021.18.31

18. Noftle E.E., Robins R.W. Personality predictors of academic outcomes: Big five correlates of GPA and SAT scores. Journal of Personality and Social Psychology, 2007, vol. 93 (1), pp. 116-130. DOI 10.1037/00223514.93.1.116

19. Gordeeva T.O. Achievement Motivation Psychology. Moscow, Smysl Publ., 2015, 334 p. (In Russian).

20. Borisova I.V. Adaptation in students of 5th classes: relationship between school anxiety and learning motivation. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2018, vol. 23, no. 5, pp. 22-28. (In Russian). DOI 10.17759/pse.2018230503

21. Vartanova I.I. Psychological features of motivation and values in high school students of different sexes. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 3, pp. 6370. (In Russian). DOI 10.17759/pse.2017220307

22. Kulagina I.Yu. Dominant motivation in schoolchildren: age trends and conditions of development. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2015, vol. 11, no. 3, pp. 100-109. (In Russian). DOI 10.17759/chp.2015110309

23. Gizhitskiy V.V. Internal and external motives of educational activity as factors of academic success of high school students. Cand. psychol. sci. diss. thesis. Moscow, 2016. (In Russian).

24. Gordeeva T.O. Motives of educational activity of middle and high school students of modern mass school. Psikhologiya obucheniya = Psychology of Education, 2010, no. 6, pp. 17-32. (In Russian).

25. Gordeeva T.O., Osin E.N. Differences in achievement motivation and learning motivation in students exhibiting different types of academic attainment (Unified State Examination (Use) scores, academic competition results, academic records). Psikhologicheskie issledovaniya = Psychological Studies, 2012, vol. 5, no. 24, art. 4. (In Russian).

26. Ermolova T.V., Balygina E.A., Litvinov A.V., Guzova A.V. Formation of Adolescents' Achievement Motivation in Modern Educational Space. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 7-18. (In Russian). DOI 10.17759/imfp.2019080201

27. Morosanova V.I., Fomina T.G., Ovanesbekova M.L. Interrelation between conscious self-adjustment, motivation and personality dispositions, and performance of schoolchildren. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamental'nykh issledovaniy. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2018, no. 2, pp. 124-133. (In Russian). DOI 10.22204/2587-8956-2018-091-02-124-133

28. Gordeeva T.O., Gizhitskiy V.V., Sychev O.A., Gavrichenkova T.K. Motivation of self-respect and respect by others as factors of academic achievements and persistence in educational activity. Psikhologicheskiy zhurnal, 2016, vol. 37, no. 2, pp. 57-68. (In Russian).

29. Ishmuratova Yu.A., Potanina A.M., Tsyganov I.Yu., Morosanova V.I. Noncognitive predictors of academic success at different stages of education. VestnikMGOU. Seriya: Psikhologicheskie nauki = Bulletin MSRU. Series: Psychology, 2019, no. 3, pp. 25-40. (In Russian). DOI 10.18384/2310-7235-2019-3-25-40

30. Morosanova V.I., Filippova E.V., Fomina T.G. Personal and regulatory predictors of academic success and reliability of actions of students in exam situation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 2014, no. 4, pp. 4-16. (In Russian).

31. Morosanova V.I., Konoz E.M. Regulatory aspects of the main personality dimensions (based on the Big Five model). Zhurnalprakticheskoypsikhologii, 2003, no. 3, pp. 51-57. (In Russian).

32. Bondarenko I.N., Tsyganov I.Yu., Morosanova V.I. Non-cognitive predictors of 9-11 grades students' academic achievement: structural models. In: Personal Resource of a Labor Subject in a Changing Russia. Ivanovo, 2018, pp. 62-69. (In Russian). DOI 10.30888/978-5-6041451-4-2.1.8

33. Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D., Ivanova T.Yu., Sychev O.A., Bobrov V.V. Self-control as a personality resource: assessment and associations with performance, persistence and well-being. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2016, vol. 12, no. 2, pp. 46-58. (In Russian). DOI 10.17759/chp.2016120205

34. Sannikova M.Yu., Antropova T.S. Improving the effectiveness of interaction in the teacher-student system. Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment = Municipal Education: Innovations and Experiment, 2013, no. 4, pp. 57-61. (In Russian).

35. Dolgova N.A. Features of Mutual Understanding Between a Teacher and Teenage Students. Cand. psychol. sci. diss. thesis. Moscow, 2005, 22 p. (In Russian).

36. Putyato L.M. Cognitive aspects of teacher communication with students of different academic performance in learning. Mir psikhologii: nauchno-metodicheskiy zhurnal, 2001, no. 3 (27), pp. 115-122. (In Russian).

37. Fomichenko A.S. Teacher-Student Relationships as a Factor of Successful Learning Activity in Schoolchildren. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 5, pp. 39-47. (In Russian). DOI 10.17759/pse.2017220505

38. Gayfullina N.G. The influence of psychological climate in the educational group, on the success of training high school students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 59-3, pp. 438-441. (In Russian).

39. Kersha Yu.D. School socio-economic composition as a factor of educational inequality. review of measurement approaches and relation with academic outcomes. Ekonomicheskaya sotsiologiya = Economic Sociology,, 2021, vol. 22, no. 1, pp. 92-123. (In Russian). DOI 10.17323/1726-3247-2021-1-92-123

40. Kersha Yu.D. How schoolmates affect your chances of getting into college: school socioeconomic composition and inequality in access to higher education. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2021, no. 4, pp. 187-219. (In Russian). DOI 10.17323/1814-9545-2021-4-187-219

41. Kersha Yu.D. School socioeconomic composition as a factor of educational inequality reproduction. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, 2020, no. 4, pp. 85-112. (In Russian). DOI 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112

42. Konstantinovskiy D.L. Searching of the Source of Educational Inequality. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika = Sociological Science and Social Practice, 2021, vol. 9, no. 4, pp. 98-111. (In Russian). DOI 10.19181/snsp.2021.9.4.8609

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Дормидонтов Роман Александрович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования. Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-'Тян-Шанского, г. Липецк, Российская Федерация. Е-mail: dormit 976@mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-0QQ2-3464-7Q86 Вклад в статью: постановка проблемы исследования, анализ и обобщение литературы, написание статьи.

Roman A. Dormidontov - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Psychology, Pedagogy and Special Education Department. Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russian Federation. Е-mail: dormil 976@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3464-7086 Contribution: research issue statement, literature analysis and evaluation, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.