Научная статья на тему 'Эмоциональный аспект восприятия произведений искусства'

Эмоциональный аспект восприятия произведений искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3069
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ОТНОШЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА / ATTITUDE TOWARDS A WORKS OF ART / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ / AESTHETIC EMOTIONS / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / VISUAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагун Александра Викторовна

В статье рассматривается вопросы эмоционального взаимодействия зрителя с произведениями изобразительного искусства, отражена роль когнитивных процессов, а также предложены приемы актуализации визуального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL ASPECT OF WORKS OF ART PERCEPTION

The article discusses the emotional interaction of audience with works of art, the role of cognitive processes is reflected and the methods of actualization of visual mentality are proposed.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный аспект восприятия произведений искусства»

УДК 7.011

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ИСКУССТВА

Лагун А.В.

В статье рассматривается вопросы эмоционального взаимодействия зрителя с произведениями изобразительного искусства, отражена роль когнитивных процессов, а также предложены приемы актуализации визуального мышления

The article discusses the emotional interaction of audience with works of art, the role of cognitive processes is reflected and the methods of actualization of visual mentality are proposed

Ключевые слова: изобразительное искусство; отношение к произведениям искусства; эстетические эмоции; визуальное мышление

Keywords: art; attitude towards a works of art; aesthetic emotions; visual mentality

Актуальным симптомом состояния современной культуры является явное преобладание потока динамических изображений над внимательным и сосредоточенным восприятием и интерпретацией неподвижных объектов, в частности произведений изобразительного искусства.

Восприятие красоты обязательно включает в себя оценочный элемент. В процессе эстетической оценки человек сопоставляет один предмет с другим и при этом один из них берется за эталон и единицу измерения другого. Важное место в этом процессе принадлежит эмоциям, которые направляют и определяют эстетическую оценку1. То есть, можно говорить о том, что эстетическая оценка произведения искусства зависит от эмоционального богатства и интеллектуального уровня личности, от определенных социальных предпосылок, в соответствии с которыми она возникает.

Эстетические эмоции переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации человека. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. При его участии человек эмоционально чувственно погружается в жизнь и познает ее2.

1 Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов 3-4 курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 204 с.

2 Барышева Т. А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 54-64.

Особенность искусства состоит в том, что это не просто процесс творчества создателя художественного произведения, но и средство приобщения к процессу сотворчества других людей. Это помощь в формировании в их моделях мира эмоционально окрашенных образов и связей между ними в образной модели, помощь в обобщении образов, помощь в образовании и обобщении понятий и помощь в образовании связей между образами и понятиями3.

По мнению Д.А. Леонтьева, художественное произведение - это изображение образа мира, которое может анализироваться по меньшей мере в трех аспектах: в аспекте мира (то есть в соотношении с самой отображаемой реальностью, под углом зрения «истинности», правдоподобия или «жизненности»), в аспекте образа мира (в соотношении с внутренним миром осмысляющего эту реальность автора, её смыслов для него, под углом зрения «самовыражения» и «самораскрытия») и в аспекте собственно изображения (особенности художественного воплощения автором своего видения мира)4.

Воздействие искусства на личность в процессе восприятия произведения искусства происходит благодаря следующим механизмам:

1) вызывая у человека эмоциональный отклик, восприятие произведения искусства значительно обогащает мировоззрение человека, расширяя его границы. Сконцентрированный в произведении искусства осмысленный автором опыт человеческих отношений и оценки явлений действительности становится частью мировоззрения только тогда, когда вызывает у человека эмоциональное отношение. А.В. Запорожец отмечал: «эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях»5;

2) сотворчество с автором посредством идентификации с ним способствует обогащению мировоззрения новыми личностными смыслами, а также приводит к расширению стандартных ассоциативно-смысловых связей. Это происходит как в образной (в первую очередь) и словесно-логической частях модели среды, так и связях между ними6.

Воздействие искусства происходит при условии активности, подготовленности самого воспринимающего, умении дать эстетическую оценку произведению искусства7.

3 Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 240 с.

4 Ситнова Е.Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 151 с.

5 Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 608 с.

6 Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. 189 с.

7 Скоробогатов О.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан): дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2003. 140 с.

Полнота переживаний эстетических эмоций, понимание сюжетной линии произведения, а также особенностей характера персонажей невозможны без сформированного эмоционального интеллекта. Данный феномен представляет собой четко определяемую и измеряемую способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений8. В свете излагаемого в статье вопроса необходимо дать подробную характеристику данного феномена.

Структура эмоционального интеллекта состоит из четырёх компонентов, их характеристика представлена ниже.

Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций представляют собой способность определения эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определять эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.

Использование эмоций в решении задач и для фасилитации мышления -это способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, то есть эмоции направляют внимание на важную информацию, помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.

Понимание и анализ эмоций - это способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой9.

Управление своими эмоциями и эмоциями других людей - это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции.

8 Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396-422.

9 Здесь уместно будет также вспомнить отечественного психолога Е.П. Ильина (Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.), который говорит о том, что в отличие от опознания собственной эмоции, где ведущим признаком является субъективное ее переживание, опознание эмоций других людей осуществляется, в основном, по внешним проявлениям: мимике и позе, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям. Учитываются также антецеденты, то есть то, что предшествует и является причиной эмоций: ситуация в ее взаимодействии с имеющейся у человека целью. Если наблюдатель представляет себе ситуацию, в которой оказался человек и внешние проявления эмоции, то он имеет достаточно информации, чтобы опознать эмоцию.

Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность, управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и актуализации положительных без искажения содержащейся в них информации10.

Психологические исследования, посвященные общению зрителя с картиной, велись как в нашей стране, так и за рубежом11. Анализ и обобщение результатов этих исследований позволяют выделить некоторые психологические стадии такого общения.

Первой стадией является контакт с картиной. Зритель эмоционально настраивается на произведение искусства как на партнера в общении. Основная психологическая задача этой стадии - обеспечить внутреннее соединение с картиной. От этого зависит дальнейшая готовность зрителя вступить во взаимодействие с произведением.

Вторая стадия заключается в наиболее полном сборе информации с пространственного поля картины. Без внимательного считывания зрителем видимого внешне информационного слоя картины невозможно проникнуть в ее смысловое пространство.

К сожалению, современные люди характеризуются неразвитой культурой сенсорного контакта. Причина этого лежит в интенсификации визуального потока окружающей среды. Слабые навыки рассматривания проявляются в том, что зритель видит бросающееся в глаза, не замечая всего остального. Ему недостает контроля сознания за сбором зрительной информации, часто он плохо опознает отдельные изображения.

Третья стадия представляет собой качественный анализ образов картины. Задача этой стадии состоит в открытии внутренних смыслов произведения изобразительного искусства.

Четвертая стадия заключается в анализе отношений и взаимодействий героев картины. Взаимоотношения развертываются одновременно в двух планах. На предметно-содержательном уровне событий это внешний сюжет и характер действий каждого персонажа. Художник имеет больше возможностей рассказать о взаимоотношениях всех героев через структуру пространственных соотношений персонажей картины.

Главная задача пятой стадии состоит в обобщении всей полученной информации и выходе на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником.

Шестая, завершающая стадия - выход из контакта с картиной. Ее задача - помочь зрителю внутренне расстаться с картиной, завершив общение.

10 URL: http://www.mc-ktk.ru.

11 Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998; Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока // Материалы исследования. СПб., 2006; Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока: Сообщения и материалы. СПб., 2004; Lompscher J., Ries G. Leben, Lernen und Lehren in der Grundschule. Berlin, 1996.

Полноценное завершение эмоционально значимого общения считается важным с психологической точки зрения.

Американский психолог А. Хоузен12 по результатам своих исследований выделяет стадии эстетического восприятия, которые отражают различные уровни общения зрителя с произведением искусства.

1. Стадия рассказчика, которая включает в себя:

- опору на сенсорный опыт;

- реакцию на очевидные зрительные стимулы;

- внимание бессистемное, случайное;

- озвучивание личных ассоциаций;

- нелогичные оценки;

- отсутствие глубокого эмоционального вовлечения в картину.

2. Конструктивная стадия:

- зритель представляет ценность картины;

- оценка базируется на степени точности копирования реальности;

- при рассматривании зритель пользуется не только своими личными воспоминаниями, но и социально принятыми и одобренными нормами.

3. Классификаторская стадия:

- диагностическая манера рассматривания картины;

- рационально-аналитическое отношение к искусству.

4. Интерпретативная стадия:

- зритель анализирует художественное произведение на основании собственного субъективного опыта и интуиции;

- произведение искусства выступает для зрителя в качестве некоего символа, вызывающего личные ассоциации, переживания.

5. Реактивная стадия:

- зритель отличается парадоксальностью восприятия, он способен вести анализ одновременно и с объектной и субъектной позиций;

- эстетический объект воспринимается во всей его многогранности;

- «тренировочный глаз», критический ум и чувствительность (восприимчивость) позволяют зрителю видеть произведение сразу на многих уровнях.

Каждое произведение искусства состоит из множества элементов, обладающих хотя и определенными, но, тем не менее, различными значениями. Эмоционально-оценочное отношение к произведению, соответствующее личному опыту познания явлений действительности, есть процесс порождения смысла произведения. Понимание содержания произведения есть конечный или промежуточный результат этого процесса. За смыслом стоят определенные образы, представления и идеи, которые складываются у человека в процессе его жизни. Влияние их может быть самым различным и даже

12 Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

случайным. Вместе с тем существуют комбинации образов, представлений и идей, которые достаточно жестко определяют возможный спектр значений изобразительной формы, оказывая тем самым генерализованное (то есть превышающее простую сумму влияния отдельных элементов) влияние на характер интерпретации и оценки многих произведений. Эти комбинации В.А. Гу-ружапов называет смыслопорождающими системами понимания искусства13.

Таким образом, восприятие художественного произведения - сложный психический процесс. Необходимым его условием является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

Формирование способности визуально воспринимать и интерпретировать статичные явления - важнейший процесс на пути становления собственно человеческой сущности. Изображение представляет собой продукт высшей интеллектуально-образной, эмоциональной деятельности человека. В самом феномене изображения заключена особая мера субъективного и объективного, личностного и надличностного, бессознательного, культурного и природного14.

За процесс более полного и осмысленного восприятия произведений изобразительного искусства отвечает визуальное мышление как форма деятельности человека, содержанием которой является оперирование и манипулирование наглядными образами, а результатом - порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимыми15.

Очевидно, что приобщать к процессу восприятия произведений искусства, формировать эстетический вкус необходимо еще с детского возраста, однако, зачастую это требует специальной организации пространства. К сожалению, в современном образовательном процессе ориентация на гармоничное развитие человека все реже становится доминантной. Человек превращается в механизм, в «средство» поиска и обработки информации.

Исследователи О.Л. Некрасова-Каратеева и М.В. Осорина16 сформулировали некоторые базовые принципы, психологически важные для организации процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства детьми в музее.

1. Принцип введения детей в мир искусства в соответствии с их личностными и возрастными психологическими возможностями, чтобы, не пропуская необходимых ступеней, вести их в «зону ближайшего развития» и не перегружать несвоевременными задачами.

13 Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М.: РИА «Мы и Мир», 1999. 112 с.

14 Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

15 Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 39. С. 227-232.

16 Там же.

2. Принцип обеспечения непосредственных контактов детей с оригиналами.

3. Принцип стимулирования самостоятельности, личного продвижения ребенка-зрителя к сути воспринимаемого произведения, чтобы подготовить его к дальнейшему активному собственному общению с искусством, а также принцип опоры на жизненный опыт зрителя.

4. Принцип подкрепления процесса восприятия искусства собственным художественным творчеством ребенка: собственный опыт ребенка в рисовании позволяет ему приблизиться к адекватному восприятию произведения, формирует понимание специфики языка искусства и целостного единства содержания и формы в произведении.

5. Принцип достаточности времени: фактор времени должен быть рассчитан для разных форм зрительского восприятия, необходимо определить оптимальное время для каждого уровня восприятия разных произведений искусства.

6. Принцип корректности помощи в осуществлении процесса восприятия картины: активизируя воображение ребенка-зрителя, не навязывать собственного видения ее.

По мнению А.А. Мелик-Пашаева17, необходимо дать возможность детям каждого возраста наиболее полно освоить в художественном наследии то, что действительно доступно их пониманию, и строить формы взаимоотношения детей с искусством, учитывая перспективу их возрастного развития. Исследователь выделил основные психолого-педагогические условия развития у детей эстетического отношения и творческих способностей. Они включают в себя: приобщение ребенка на доступном возрасту уровне к решению полноценных творческих задач, то есть к эстетическому преобразованию собственного жизненного опыта, благодаря чему он открывает в себе самом потенциальную способность эстетического отношения к окружающему; параллельная работа по художественному восприятию, которая строится как опосредованный произведением «диалог» с его автором, опирается на авторский опыт самих детей и воспитывает зрителей, способных к эстетическому самовоспитанию в процессе самостоятельного общения с искусством.

Основываясь на данных проведенного исследования18, автором статьи также были сформулированы приемы, использование которых способствует не только более глубокому осмыслению произведений искусства, но и актуализации визуального мышления.

17 Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 23.

18 Лагун А.В. Психологический анализ эффективности формирования когнитивной и эмоциональной сфер старшеклассников средствами художественного образования. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Научный журнал. 2008. № 32 (70). С. 88-91; Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педа-гогической программы: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 302 с.

1. Акцент на деталях произведения искусства:

- какие предметы, детали использованы в произведении?

- по каким деталям мы можем судить о мире, в котором живет герой?

- каково, по вашему мнению, значение деталей в произведении?

- что делают герои на картине?

- перечислите изображенных героев. Каково общее их состояние, какие эмоции отражены на их лицах?

- какие детали, кроме главных героев, есть в картине? Как вы понимаете их значение?

2. Акцент на колорите, фактуре, композиции картины:

- какое значение имеет в картине цвет?

- какие краски, по вашему мнению, использовал художник?

- какие цвета использует художник (холодные или горячие)?

- какое значение, по вашему мнению, имеет в картине сферическое пространство?

3. Внимание на манеру автора, его художественный стиль:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлекает ли вас манера художника? Чем?

- какие средства использовал художник, чтобы передать состояние героя?

- насколько цвета, используемые в картине, характеризуют ее автора?

- если бы вы были автором картины, что бы еще добавили на полотно?

- где, по вашему мнению, находился художник, когда создавал это произведение?

4. Обращение к эмоциям зрителей:

- привлекает ли вас это зрелище?

- какое впечатление производит изображенный герой?

- какие черты облика героя вас привлекают и почему?

- каков, по вашему мнению, этот человек в общении?

- какое воздействие оказывают на вас цвета произведения, какие ощущения рождают?

- как бы вы определили атмосферу этого цеха?

- какие образы возникают в вашем сознании?

- какие ассоциации возникают в связи с этим мотивом?

- какую роль вы бы выбрали для себя в этой картине?

Подводя итог, хочется отметить, что восприятие произведений искусства есть процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Этот сокровенный, личный, интимный процесс, зависящий от жизненного опыта и культурной подготовки индивида (устойчивые факторы) и от его настроения, психологического состояния (временно действующие факторы)19.

19 Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.

208 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (54) 2015

Библиографический список

1. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2012. № 145. С. 54-64.

2. Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.

3. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М.: РИА «Мы и Мир», 1999. 112 с.

4. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 608 с.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

6. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 240 с.

7. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № 39. С. 227-232.

8. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 302 с.

9. Лагун А.В. Психологический анализ эффективности формирования когнитивной и эмоциональной сфер старшеклассников средствами художественного образования. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Научный журнал. 2008. № 32 (70). С. 88-91.

10. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 23-30.

11. Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов 3-4 курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем: дис. . канд. пед. наук. М., 2000. 204 с.

12. Ситнова Е.Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 151 с.

13. Скоробогатов О.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан): дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2003. 140 с.

14. Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

15. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. 189 с.

16. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока // Материалы исследования. СПб., 2006.

17. Lompscher J., Ries G. Leben, Lernen und Lehren in der Grundschule. Berlin, 1996.

18. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396-422.

19. URL: http://www.mc-ktk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.