Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы'

Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3159
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРА-НИЕ / EMOTIONAL "BURNING-OUT" / PEDAGOGICAL ACTIVITY / MENTAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гредюшко Ольга Павловна

В статье раскрывается проблема психических состояний и ставится вопрос о значении различных психических состояний в педагогической деятельности. Особое внимание уделяется такому со-стоянию, как эмоциональное выгорание, показаны факторы его возникновения, связь с другими психическими состояниями и предлагаются способы регуляции для преподавателей высшей шко-лы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL "BURNING-OUT" OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article deals with the problems of mental conditions. We raise the question of meaning of various psychic states in the process of teaching and teachers' activity. We focus our attention on the condition of so called "burning-out". We speculate on the reasons of its appearance, its connection with other psychic states, and offer the ways and methods of self-regulation for the teachers of higher educational establish-ments.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)

УДК 159.923

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© О.П.Гредюшко

В статье раскрывается проблема психических состояний и ставится вопрос о значении различных психических состояний в педагогической деятельности. Особое внимание уделяется такому состоянию, как эмоциональное выгорание, показаны факторы его возникновения, связь с другими психическими состояниями и предлагаются способы регуляции для преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, ние

Современные образовательные системы и педагогическая практика в высших профессиональных учебных заведениях требуют глубокой разработки основных проблем человекознания, учета личностных особенностей преподавателей и студентов. Ученые неоднократно обращались к вопросу о том, какими качествами должен обладать учитель, чтобы успешно выполнять свои функции. Немало работ раскрывают различные стороны процесса обучения в высших учебных заведениях: структура учебной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, формы учебно-воспитательной работы и другие. Сущность и структура педагогической деятельности, развитие педагогических способностей, а также связанная с ними продуктивность работы педагога - актуальные проблемы педагогической науки и практики.

В своих работах ученые отмечают, что педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функция педагога имеет тенденцию к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, педагог является носителем культуры, а в лучших своих проявлениях - образцом культуры. Это приводит к тому, что предъявляются высокие требования к профессиональному, педагогическому мастерству учителя, а оно в большой степени зависит от наличия у учителя специальных педагогических способностей, которые он может развить у себя в процессе своей практической деятельности. Педагогические способности более чем другие виды способностей, имеют тесную связь со всеми свойствами личности: интересами, убеждениями, чертами характера, особенностями протекания психических процессов.

Среди педагогических способностей выделяют и такие, как эмоциональная устойчивость, уравновешенность, большая выдержка. Успех обучения и воспитания зависит не только от

психические состояния, эмоциональное выгора-

опыта учителя, но и от его временного психического состояния, от умения вызывать положительные эмоции у учащихся. Одно из важных качеств, необходимых для работы - самообладание. Учитель, владеющий своими состояниями, не раздражается по пустякам, не делает поспешных выводов и замечаний, не злоупотребляет наказаниями.

Психические состояния в педагогической деятельности являются предметом пристального внимания ученых. Многие специалисты считают труд учителя в высокой степени напряженным и связанным с действием экстремальных факторов. На уроке от учителя требуется постоянная собранность, быстрота реакции, владение множеством способов и приемов воздействия на учащихся, что вызывает частую смену психических состояний. Такая ситуация усугубляется еще и тем, что педагогическая деятельность является не только социально значимой, но и социально оцениваемой, учитель постоянно находится под пристальным вниманием своих коллег, руководителей учебных заведений, учащихся.

Значительное место психическим состояниям в учебно-педагогической деятельности уделяет

А.О.Прохоров. В своих работах он исследует психические состояния учителей, учащихся разных возрастных групп и студентов. Исследователь считает труд учителя общением с детьми на заданную тему, при этом результаты будут высокими, если школьники и учитель находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях. В процессе общения происходит личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, и через него осуществляется обмен состояниями, у партнеров возникают близкие или аналогичные психические состояния. Автор отмечает, что в условиях учебно-воспитательного процесса психические состояния могут возникать спонтанно, непред-

намеренно, как следствие случайных ситуаций или преднамеренно, если учитель моделирует свою деятельность, средства, включая моделирование и программирование психических состояний [1].

Напряженное психическое состояние учителя, слабое владение коммуникативными умениями, соединенное с повышенной возбудимостью, приводит к тому, что иногда сам учитель становится источником конфликта. Невыдержанность может привести к снижению педагогического авторитета, к возникновению у учащихся эмоционального барьера по отношению к учителю. Отрицательные психические состояния дезорганизуют деятельность и поведение, подавляют активность, вызывают тревожность, раздражительность, и нередко депрессивные состояния.

В тоже время следует отметить, что педагог живет в обществе, он не оторван от социума, от общественной жизни. Достижения современной цивилизации породили условия жизни, которые можно назвать стрессогенными и эмоционально напряженными. Такие условия влияют на физическое и психическое здоровье, снижают творческий потенциал личности. Поэтому в последнее время проблема психических состояний в целом и при выполнении определенных видов деятельности, в том числе и педагогической, становится предметом исследования отдельных наук.

Состояния утомления, стресса, эмоциональной и психической напряженности, аффекта, депрессии, - вот тот краткий перечень, который в той или иной степени был предметом научных исследований. За последнее время интерес к данной проблеме заметно возрос, много исследований посвящено отдельным психическим состояниям, их детерминантам, способам регуляции (В.Астапов [2], А.О.Прохоров [1], и другие).

Ученые, называя напряженность важной характеристикой труда учителя, указывают на высокую частоту возникновения невротических и психосоматических расстройств в учительской среде. Частота возникновения состояния фрустрации и низкой фрустрационной толерантности и стрессоустойчивости учителей гораздо выше по сравнению с представителями других социальных групп. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

Причины негативных состояний обусловлены не особенностями профессии, а внешними факторами - низким социальным статусом, отсутствием должной поддержки в обществе. Неустойчивая экономическая ситуация повышает напря-

женность и тревогу, а нервно-психическое напряжение приводит к различным хроническим заболеваниям. Вместе с другими негативными состояниями учителя испытывают страхи. Ученые называют следующие страхи в среде учителей (расположены по глубине переживания): страх по поводу материального положения, боязнь срыва во время уроков, неудачи, боязнь изменений в обществе, боязнь за систему образования, боязнь конфликтных ситуаций, боязнь утраты влияния, потери контакта с учениками (В. Астапов и др.).

Таким образом, в числе наиболее частых оказываются не столько профессиональные проблемы, сколько проблемы выживания семьи, страх общественной нестабильности. По количеству наибольшее число страхов связано с субординацией и необходимостью подчиняться, на втором месте - страхи, связанные с неопределенностью социальной ситуации, на третьем - страх потерпеть неудачу, страх перед профессиональной непригодностью, т.е. общая неуверенность в себе.

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие "профессиональное выгорание" появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.). Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Синдром "эмоционального выгорания" характерен для профессий, чья деятельность связана с общением. Такие люди подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения (врачи, педагоги, работники торговли, сферы обслуживания, руководители и т.д.). По мнению В.В.Бойко, этот термин не строго научный, но за ним стоят серьезные психологические и психофизиологические реакции, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные последствия. Особенностью этого феномена является его отличие от различных форм эмоциональной ригидности, причиной которых являются свойства нервной системы человека. Это отличие в том, что здесь причина одна - социальный фактор.

Работа педагога сопряжена, как было отмечено выше, с физическими и нервно-психическими нагрузками. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо разовых, но значительных нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок

сам, без сознательного участия человека. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их активности в ответ на психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоций, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Но на последней стадии - дистресса - у человека возникают дисфункциональные последствия коммуникативной и психосоматической направленности. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и складывается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности (условия труда, оплата, перегрузки), повышенная ответственность за выполняемые функции и операции, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, психологически трудный контингент.

К внутренним факторам относятся склонность к эмоциональной ригидности (возникает чаще у менее ригидных, восприимчивых, более сдержанных людей), интенсивная интериориза-ция (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (педагог не проявляет соучастия, не поощряет себя за успехи, ориентирован на материальные результаты и позиционные достижения), нравственная дезориентация и дефекты личности (педагог избегает включения в деловые контакты таких моральных категорий, как совесть, добропорядочность, уважение прав и достоинств другой личности).

На появление и протекание "синдрома эмоционального выгорания" влияют не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), но и психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможны-

ми проявлениями напряженности являются возбуждение, повышенная напряженность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость, хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися.

Педагогическая деятельность относится к системе "человек - человек", ежедневно учитель имеет многочисленные контакты, не все из них бывают желанными и приемлемыми. В некоторых ситуациях учителю необходимо постоянно контролировать свое поведение, слова, иметь деловой настрой и выстраивать адекватным способом взаимоотношения с подчиненными (учениками), коллегами. Традиционно внимание ученых было направлено на психические состояния учителей средней общеобразовательной школы, личность преподавателей высшей школы остается вне поля зрения ученых, несмотря на высокую актуальность. В учебных заведениях педагогического профиля осуществляется подготовка специалистов для работы с детьми, и немаловажная роль в этом отводится преподавателям высшей школы, так как они являются не только носителями предметных знаний, но и формируют условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого студента. Современный педагог должен обладать высокой общей культурой, культурой педагогического общения, широким кругозором, испытывать потребность и готовность к инновационной деятельности. Все это возможно только при наличии у педагога положительного психического состояния, умения приводить свои психические состояния к адекватному для выполняемой работы уровню. Психические состояния преподавателей высшей школы должны стать предметом психологического анализа.

Цель данного исследования - определить уровень эмоционального выгорания преподавателей высшей школы как одного из неравновесных психических состояний при выполнении педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели мы применили комплекс методик. Использованные методики направлены на изучение синдрома эмоционального выгорания, на изучение таких негативных состояний, как тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также на определение склонности к неврозам.

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (автор В.В.Бойко). Эта ме-

тодика позволяет выявить уровень каждого из 12 симптомов "выгорания" показатели каждой из 3 фаз формирования "выгорания", и интегральный показатель синдрома эмоционального выгорания. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования "синдрома выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности, и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. При анализе результатов освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют,

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение",

- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами,

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности,

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение,

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы "эмоциональное выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно в полном соответствии с механизмами развития стресса: 1 этап -напряжение, 2 этап - сопротивление, 3 этап - истощение.

1. Фаза напряжения запускает механизм эмоционального выгорания.

А. Симптом "переживание психотравмирующих обстоятельств" проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Растет напряжение, раздражение, накапливается отчаяние и негодование.

Б. Симптом "неудовлетворенность собой", проявляется в неудовлетворенности профессией, должностью, ситуацией. Особое значение имеют внутренние факторы. Отрицательные эмоции направлены на себя, в то время как провоцируются внешними обстоятельствами. Это замыкает порочный круг и создает предпосылки к психологической защите.

В. Симптом "загнанность в клетку" возникает, если обстоятельства воспринимаются как безнадежные, в этом случае формируется чувство безысходности. Это индуцирует мыслительные процессы, изменяет планы, цели, установки, смыслы. В случае безуспешности возникает эмоционально-интеллектуальный затор, тупик. ("Неужели это не имеет предела?")

Г. Симптом "тревоги и депрессии" - психологическая защита сформировалась за счет мощных моторно-энергетических напряжений. Это крайняя точка в формировании личностной напряженности, тревожности.

2. Фаза резистенции (сопротивления).

A. Симптом "неадекватного избирательного

эмоционального реагирования" проявляется в экономном расходовании эмоций и неадекватном избирательном эмоциональном реагировании. Он ограничивает эмоциональную отдачу выборочного реагирования в профессиональной деятельности ("хочу - не хочу", "если сочту важным, то уделю внимание", "будет время - вникну"). Собеседник фиксирует эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие, не-

уважение, то есть эмоции, переходят в плоскость нравственных оценок.

Б. Симптом "эмоционально-нравственной дезориентации" проявляется в самооправдании, человек защищает свою стратегию ("почему я должен за всех волноваться", "такие люди не заслуживают сочувствия"), решает проблемы исходя из личных предпочтений.

B. Симптом "расширения сферы экономии эмоций" вне профессиональной деятельности (родные, приятели, знакомые; с ними не хочется общаться). Домашние - это жертвы, а на службе педагог все еще держится соответственно нормативам и обязанностям. Это пресыщенность деловыми контактами, "отравление людьми".

Г. Симптом "редукции профессиональных обязанностей" означает упрощение, облегчение или сокращение обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат. Партнеры по общению получают обделенное внимание. Исполнение всех своих обязанностей требует от человека тех затрат энергии, которых в данный момент нет. Отсюда забывание, опоздания.

3. Фаза истощения.

А. Симптом "эмоционального дефицита" характеризуется ощущением, что ты уже не можешь помочь людям как надо (не можешь сочувствовать), все реже появляются позитивные эмоции, усиливаются резкость, грубость, раздражительность, обида, каприз.

Б. Симптом "эмоциональной отстраненности" проявляется в исключении эмоций из сфе-

ры профессиональной деятельности. Человека не волнует ничего, он потерял эмоциональный отклик как на позитивные, так и на негативные обстоятельства. Это "робот", "автомат" в профессиональной деятельности, а в других сферах он живет полнокровными эмоциями. Это профессиональная деформация личности, демонстрация эмоциональной отстраненности ("наплевать на вас").

В. Симптом "личностной отстраненности или деперсонализация" проявляется как полная или частичная утрата интереса к человеку -субъекту профессиональной деятельности, который воспринимается как неодушевленный предмет, которым можно только манипулировать, то есть что-то "с ним делать". Объект тяготит своими проблемами, неприятно его присутствие ("взять бы автомат и всех...").

Г. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений" проявляется на уровне физического здоровья и психического самочувствия. Образуется по условно-рефлекторной связи негативного типа, когда многие ситуации профессиональной деятельности провоцируют отклонения в психосоматике. Это показатель того, что психологическая защита не справляется со своими функциями, а энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Болезнью организм спасает себя от разрушительной мощи негативных эмоций.

Следующие методики позволяют определить такие состояния, как тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность (методика "Самооценка психических состояний", автор Г. Айзенк);

склонность к неврозу (методика экспресс-диагностики невроза, авторы К.Хек и Х.Хесс).

В ходе исследования мы анализировали изучаемые психические состояния в различных группах испытуемых, так, мы сравнивали все показатели у женщин и мужчин, а также у преподавателей с разным стажем работы.

Анализируя данные исследования, можно сказать, что в целом синдром эмоционального выгорания находится на среднем уровне, симптомов с показателями 20 баллов, то есть доминирующих симптомов в каждой фазе, не обнаружено. Наибольший средний балл выявлен в таких симптомах: симптом "неадекватное избирательное эмоциональное реагирование", симптом "расширение сферы экономии эмоций", симптом "редукция профессиональных обязанностей". Каждая фаза эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция", "истощение") находится в стадии формирования.

Преподаватели сокращают обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, стараются

экономно расходовать эмоции, и реагируют на различные ситуации избирательно. Они ограничивают эмоциональную отдачу в выполнении профессиональной деятельности, не снижая количества нормативных контактов. Также экономно преподаватели "расходуют" эмоции и вне профессиональной деятельности.

Анализ индивидуальных показателей у мужчин и женщин выявил следующее. Женщины больше осознают психотравмирующие факторы профессиональной деятельности, у них больше, чем у мужчин растет напряжение, раздражение, накапливается отчаяние и негодование. У женщин больше проявляется пресыщенность деловыми контактами, поэтому они стремятся экономно расходовать эмоции не только в сфере профессиональной деятельности, но и вне ее, женщины чаще проявляют полную или частичную утрату интереса к субъекту профессиональной деятельности. У них в большей мере меняется физическое здоровье и психическое самочувствие, это свидетельствует о том, что психологическая защита не справляется со своими функциями, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

Далее мы выполнили анализ других негативных состояний у испытуемых, таких, как тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, склонность к неврозу. В целом по всей выборке испытуемых все параметры находятся на низком ("фрустрация", "склонность к неврозам") или на среднем, допустимом уровне ("тревожность", "агрессивность", "ригидность"). Сравнительный анализ данных в группе мужчин и женщин показал, что только один параметр ("фрустрация") выше у преподавателей-женщин, остальные параметры не имеют статистически значимых отличий, но можно выявить тенденцию: такие состояния, как "тревожность", "ригидность" и

"склонность к неврозу" выше в группе испытуе-мых-женщин, но "агрессия" выше в группе ис-пытуемых-мужчин.

Стаж работы не влияет на появление синдрома эмоционального выгорания и другие негативные состояния.

Проводя коррекционную работу, необходимо учитывать, что формирование синдрома эмоционального выгорания детерминировано внешними и внутренними факторами. Некоторые факторы невозможно снять при выполнении профессиональной деятельности (условия и оплата труда; повышенная ответственность за выполняемые функции; социальная оценка педагогической деятельности со стороны коллег, администрации вуза, студентов; отсутствие возможности эмоциональной разрядки; большое количество кон-

тактов в течение рабочего дня и т.д.). Но имеются факторы, которые можно предусмотреть и учесть в своей работе. К ним относится, прежде всего, мотивация профессиональной деятельности. Педагог, ориентированный на выполнение педагогической деятельности будет иметь больше шансов противостоять такому состоянию, как эмоциональное выгорание. Следующим фактором является неблагополучная психологическая атмосфера при выполнении профессиональной деятельности. Можно изменить психологический климат в коллективе, если правильно выполнять функции управления, учитывать индивидуальные особенности при расстановке кадров, распределении нагрузки, выполнении общественной работы. Эмоциональное выгорание, как правило, сопровождается другими негативными состояниями - фрустрацией, тревожностью, ригидностью. Появление этих состояний ведет к тому, что у человека возникают дисфункциональные изменения коммуникативной и психосоматической направленности. Индивидуальные особенности играют большую роль в появлении синдрома эмоционального выгорания; он может возникнуть при интенсивной интериоризации, то есть в ситуации, когда индивид слишком остро воспринимает и переживает обстоятельства про-

фессиональной деятельности. Для решения этого вопроса необходимо учить преподавателей уверенности в себе, повышать их самооценку, создавать ситуацию успеха в профессиональной деятельности.

Основываясь на полученных результатах, можно разработать коррекционную работу, которую важно проводить с преподавателями комплексно, можно разработать тренинговые программы, направленные на оптимизацию негативных состояний. Работа по изменению одного из негативных состояний обязательно повлечет за собой и изменение других состояний. Кроме того, необходимо учить преподавателей навыкам грамотного педагогического общения. Это необходимо сделать особенно в группе преподавате-лей-женщин. Необходимо учить правильно выстраивать общение с партнерами, учить так проявлять свое эмоциональное состояние, чтобы оно не повредило дальнейшим отношениям.

1. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: Изд-во КГПИ, 1994. - 168 с.

2. Астапов В., Петер Еле, Маслов О., Пронина Е. Профессиональные страхи учителей // Народное образование. - 2000. - №1. - С.128-137.

EMOTIONAL "BURNING-OUT" OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

O.P.Gredyushko

The article deals with the problems of mental conditions. We raise the question of meaning of various psychic states in the process of teaching and teachers' activity. We focus our attention on the condition of so called "burning-out". We speculate on the reasons of its appearance, its connection with other psychic states, and offer the ways and methods of self-regulation for the teachers of higher educational establishments.

Key words: pedagogical activity, mental conditions, emotional "burning-out"

Гредюшко Ольга Павловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-

педагогического университета

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.