Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова И.В., Ерещенко Ю.В., Зюзя А.А., Мезенцева И.А.

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов различных учреждений образования. В исследовании принимали участие учителя общеобразовательной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольного учреждения. Исследование проводилось с помощью методики «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась на основе специальной компьютерной программы SPSS 22. В ходе проведенного исследования было установлено, что наиболее сильно синдром эмоционального выгорания выражен у педагогов дополнительно образования. Выявлены симптомы эмоционального выгорания, которые значимо больше выражены у учителей общеобразовательной школы, у педагогов дополнительного образования и у педагогов дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова И.В., Ерещенко Ю.В., Зюзя А.А., Мезенцева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS FROM DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the results of the empirical study of the characteristics of emotional bumout of teachers of various educational institutions. The study involved teachers of the comprehensive school, teachers of the additional education, teachers of the preschool institution. The study was conducted with using the method of "Emotional burnout" V.V. Smartly. Statistical processing of the research results was carried out using a special computer program SPSS 22. During the study, it was found that the most pronounced emotional burnout syndrome among teachers of additional education. Symptoms of emotional burnout have been identified, which are significantly more pronounced among teachers of the comprehensive school, among teachers of additional education, and among teachers of the preschool institution.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ»

Психологические науки

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Вадимовна Борисова, кандидат психологических наук, доцент, Юлия Владимировна Ерещенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Мезенцева, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика

И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов различных учреждений образования. В исследовании принимали участие учителя общеобразовательной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольного учреждения. Исследование проводилось с помощью методики «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась на основе специальной компьютерной программы SPSS 22. В ходе проведенного исследования было установлено, что наиболее сильно синдром эмоционального выгорания выражен у педагогов дополнительно образования. Выявлены симптомы эмоционального выгорания, которые значимо больше выражены у учителей общеобразовательной школы, у педагогов дополнительного образования и у педагогов дошкольного учреждения.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, учителя общеобразовательной школы, педагоги дополнительного образования, педагоги дошкольного учреждения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p445-448

EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS FROM DIFFERENT EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Irina Vadimovna Borisova, the candidate of psychological sciences, docent, Yulia Vladimi-

rovna Ereshchenko, the candidate of psychological sciences, docent, Anna Alekseevna Zyuzya, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Aleksandrovna Mezentseva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Bryansk State University named after Academician

I.G. Petrovsky

Abstract

The article discusses the results of the empirical study of the characteristics of emotional burnout of teachers of various educational institutions. The study involved teachers of the comprehensive school, teachers of the additional education, teachers of the preschool institution. The study was conducted with using the method of "Emotional burnout" V.V. Smartly. Statistical processing of the research results was carried out using a special computer program SPSS 22. During the study, it was found that the most pronounced emotional burnout syndrome among teachers of additional education. Symptoms of emotional burnout have been identified, which are significantly more pronounced among teachers of the comprehensive school, among teachers of additional education, and among teachers of the preschool institution.

Keywords: emotional burnout, teachers of comprehensive school, teachers of additional education, teachers of preschool institution.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоционального выгорания педагогов различных типов общеобразовательных учреждений является актуальной и значимой на современном этапе развития общества [1, 2, 3, 4, 5]. В эмпирическом исследовании эмоционального выгорания приняли участие 30 педагогов из разных учреждений образования Брянской области, 10 чело-

век - учителя общеобразовательной школы, 10 человек - педагоги дополнительного образования и 10 человек педагоги дошкольного учреждения. Исследование проводилось с помощью методики «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко. Для доказательства достоверности различий использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Расчеты производились через компьютерную программу статистической обработки данных SPSS 22.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА СТАТЬИ

Различия в проявлении симптомов эмоционального выгорания между разными группами педагогов представлены в таблице.

Таблица - Различия в проявлении симптомов эмоционального выгорания между разными группами педагогов_

СОШ ДО ДУ СОШ -ДО ДО- ДУ СОШ -ДУ

Переживание психотравмирующих обстоятельств 13,4 10,2 16,8 72 11* 436

Неудовлетворенность собой 11,2 15,3 14,0 315 529 393

«Загнанность в клетку» 9,6 16,9 13,7 117 353 190

Тревога и депрессия 11,0 15,8 14,1 331 353 631

Общее напряжение 45,2 58,2 58,6 45* 912 89

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 15,0 19,4 18,5 172 579 280

Эмоционально-нравственная дезориентация 9,9 17,2 11,7 33* 29* 436

Расширение сферы экономии эмоций 11,5 9,2 9,9 762 971 853

Редукция профессиональных обязанностей 17,3 6,3 8,2 2* 218 7*

Общая резистенция 53,7 52,1 48 791 481 393

Эмоциональный дефицит 12,7 14,6 13,8 448 739 393

Эмоциональная отстраненность 9,7 19,1 16,9 10* 529 35*

Личностная отстраненность (деперсонализация) 10,6 16,1 13,5 103 280 481

Психосоматические и психовегетативные нарушения 11,8 14,7 11,1 72 75 631

Общее истощение 44,8 64,5 55,3 11* 218 315

Примечание: СОШ - средняя образовательная школа; ДО - дополнительное образование; ДУ - дошкольное учреждение.

Как видно из таблицы, симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств», наиболее выражен у педагогов дошкольных учреждений и наименее выражен у педагогов дополнительного образования. Установлены статистически значимые различия в проявлении этого симптома между педагогами дополнительного образования и дошкольных учреждений.

Симптом «Неудовлетворенность собой», наиболее выражен у педагогов дополнительного образования, наименее выражен у учителей средней образовательной школы. Статистическая достоверность различий в проявлении симптома «Неудовлетворенность собой» между педагогами изучаемых групп не установлена.

Симптом «Загнанность в клетку» более выражен у педагогов дополнительного образования и менее выражен у учителей средней образовательной школы. Достоверность различий в проявлении симптома «Загнанность в клетку» между изучаемыми группами педагогов не установлена.

Симптом «Тревога и депрессия», также более выражен у педагогов дополнительного образования и наименее выражен у учителей общеобразовательной школы. Статистически значимых различий в проявлении данного симптома между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

В целом первая фаза синдрома эмоционального выгорания «Напряженность» у педагогов дополнительного образования более выражена, чем у учителей общеобразовательной школы. Различия статистически достоверны.

Симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», наиболее часто проявляется у педагогов дополнительного образования и менее часто у учителей

средней образовательной школы. Статистически значимых различий в проявлении симптома между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

Симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация», который состоит в том, что педагог сознательно не проявляет должного эмоционального отношения к ученику, но еще это и оправдывает, также более выражен у педагогов дополнительного образования и менее выражен у учителей средней образовательной школы. В проявлении этого симптома установлены статистически значимые различия между педагогами дополнительного образования и учителями школ, и между педагогами дополнительного образования и педагогами дошкольных учреждений.

Симптом «Расширение сферы экономии эмоций», проявляющийся вне профессиональной деятельности, более выражен у учителей общеобразовательной школы и менее выражен у педагогов дополнительно образования. Статистически значимых различий в проявлении данного симптома между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей», более выражен у учителей общеобразовательной школы и менее выражен у педагогов дополнительно образования. Установлены статистически значимые различия в проявлении этого симптома между учителями общеобразовательной школы и педагогами дополнительного образования, между учителями общеобразовательной школы и педагогами дошкольных учреждений.

В целом вторая фаза синдрома эмоционального выгорания «Резистентность» более выражена у учителей школы и менее выражена у педагогов дошкольных учреждений. Статистически значимых различий в проявлении данной фазы синдрома эмоционального выгорания между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

Симптом «Эмоциональный дефицит», более выражен у педагогов дополнительного образования и менее выражен у учителей общеобразовательной школы. Статистически значимых различий в проявлении данного симптома между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

Симптом «Эмоциональная отстраненность» также более выражен у педагогов дополнительного образования и менее выражен у учителей общеобразовательной школы. Установлены статистически значимые различия в проявлении эмоциональной отстраненности между педагогами общеобразовательной школы и дополнительного образования, между педагогами общеобразовательной школы и педагогами дошкольного учреждения.

Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)» также более выражен у педагогов дополнительного образования и менее выражен у учителей общеобразовательной школы. Статистически значимых различий в проявлении данного симптома между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

Симптом «Психосоматические и психовегетативные нарушения» более выражен у педагогов дополнительного образования и менее выражен у педагогов дошкольного учреждения. Статистически значимых различий в проявлении данного симптома между изучаемыми группами педагогов не выявлено.

В целом третья фаза синдрома эмоционального выгорания «Истощение» более выражена у педагогов дополнительного образования и менее выражена у учителей общеобразовательной школы. Различия статистически достоверны.

ВЫВОДЫ

Синдром эмоционального выгорания наиболее выражен у педагогов дополнительного образования по сравнению с учителями общеобразовательной школы и педагогами дошкольных учреждений.

Установлено, что фаза «Напряжение» и «Истощение» синдрома эмоционального выгорания значительно более сформирована у педагогов дополнительного образования по сравнению с учителями общеобразовательной школы.

Выявлены симптомы эмоционального выгорания, которые значимо более выражены у педагогов дополнительного образования по сравнению с другими группами педагогов. Педагоги дополнительного образования чаще испытывают эмоционально-нравственную дезориентацию по сравнению с учителями общеобразовательной школы и с педагогами дошкольного учреждения и эмоциональную отстраненность по сравнению с учителями общеобразовательной школы.

Выявлены симптомы эмоционального выгорания, которые значимо более выражены у учителей общеобразовательной школы по сравнению с другими группами педагогов. У учителей общеобразовательной школы чаще наблюдается редукция профессиональных обязанностей, чем у педагогов дополнительного образования и педагогов дошкольного учреждения.

Выявлены симптомы эмоционального выгорания, которые значимо более выражены у педагогов дошкольного учреждения по сравнению с другими группами педагогов. Педагоги дошкольного учреждения чаще переживают психотравмирующие обстоятельства по сравнению с педагогами дополнительного образования и эмоциональную отстраненность по сравнению с учителями школы.

Полученные в ходе проведенного исследования данные могут быть использованы для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов различных учреждений образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 336 с.

2. Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности / В.М. Лизинский. - Москва : Педагогический поиск, 2019. - 599 с.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 90-101.

4. Левит Л.З. Влияние эгоизма на эмоциональное выгорание специалиста / Л.З. Левит, Н.П. Радчикова, Е.И. Сапего // Современная зарубежная психология. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 32-44. - URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65482.shtml (дата обращения: 29.09.2020)

5. Шерьязданова Х.Т. Диагностическое исследование эмоционального выгорания преподавателей колледжа / Х.Т. Шерьязданова, Ш.С. Марданова // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2017. - Т. 27, № 1. - С. 128-134.

REFERENCES

1. Vodopyanova, N.E. and Starchenkova, E.S. (2005), Burnout syndrome: diagnosis and prevention, Peter, St. Petersburg.

2. Lizinsky, V.M. (2019), Professional and personal burnout and ways to improve safety and ability to efficiently fulfill their professional and social responsibilities, Pedagogical search, Moscow.

3. Orel, V.E. (2001), "The phenomenon of "burnout" in foreign psychology: empirical research", Psychological journal, Vol. 22, No. 1, pp. 90-101.

4. Levit, L.Z., Radchikova, N.P. and Sapego, E.I. (2013), "The influence of selfishness on the emotional burnout of a specialist", Modern foreign psychology, Vol. 2, No. 4, pp. 32-44, available at: https://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65482.shtml (date accessed: 09/29/2020)

5. Sheryazdanova, Kh.T. and Mardanova, Sh.S. (2017), "Diagnostic study of emotional burnout of college teachers", Scientific notes of the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, Vol. 27, No. 1, pp. 128-134.

Контактная информация: irmarbor1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.