Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белевич Наталия Александровна, Туманова Валерия Михайловна

Эмоциональное выгорание педагогов и повышение качества образования - два актуальных вопроса в системе образования. В статье рассмотрены результаты проведенного исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования с профессиональной компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белевич Наталия Александровна, Туманова Валерия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL BURNOUT OF PRESCHOOL TEACHERS WITH PROFESSIONAL COMPETENCE

Emotional burnout of teachers and improving the quality of education are two topical issues in the education system. The article discusses the results of a study aimed at identifying the relationship of emotional burnout of preschool teachers with professional competence.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ»

широкой вовлечённости женщин в профессиональную деятельность. [6] Однако в последнее время в СМИ, в частности российском, стали появляться публичные персоны иного плана.

По нашему мнению, в последние годы тендерные стереотипы все больше размываются. В СМИ все чаще транслируется идея об активной, образованной и успешной женщине. Молодые женщины чаще получают водительские удостоверения, занимаются спортом, достигают высот в карьере, изучают технические дисциплины, самостоятельно путешествуют по миру. Их образ все чаще становится более дерзким, мальчуковым; на первый план выходит комфорт одежды, наряды стали менее сексапильными по сравнению с началом 2000-х. Ценится личный комфорт и самовыражение, свобода. Появляется также и новый образ юноши: творческий, нацеленный на карьерный рост, образование; эмпатичный, следящий за своей внешностью, самостоятельно ведущий домашний быт без помощи женщины как хозяйки. В то же время на телевидении, в соцсетях и рекламе продолжают успешно существовать образы успешного доминантного мужчины, обеспечивающего семью, и пассивной сексапильной женщины, «жены своего мужа». Это известные семьи российских футболистов, популярных рэп-исполнителей. Примечательно, что именно о этих семья часто говорится в контексте домашнего насилия.

Современным юношам и девушкам в наш компьютизированный высокотехнологичный век доступна информация о разных «моделях» женщины и мужчины. Промеривание на себя тех или иных моделей, выбор одной из них зависит от многих факторов: это, в первую очередь, семья, окружение в школе, друзья; уровень образованности и семейный доход; духовно-нравственные качества и ориентиры молодого человека. Мы считаем важным проведение на уровне государства мер по формированию образа свободного, образованного, гуманного, гармоничного в отношениях с миром и собой, своим гендером человека через трансляцию положительного примера в СМИ и обращения российский школ к гендерной педагогике.

Список литературы

1)Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.//Вопросы психологии №3, 1985

2)СЛОВАРЬ ТЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ /Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с. http://www.owl.ru/gender/index.htm

3)Бендас Т. В. Тендерная психология: Учебное пособие. -- СПб.: Питер, 2006

4)Берн Ш. Тендерная психология СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

5)Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» : СПб.: Питер, 2006

6)Bussey, K., Bandura, A. Social cognitive theory of gender development and differentiation // Psychological review. — 1999. — Т. 106, № 4. — С. 676—713.

7)Hooks, Bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center. — Pluto Press, 2000. — ISBN 9780745316635.

8)Клецина И.С., Иоффе Е.В. Тендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М.: Проспект, 2017. 144 c

9)Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М.Банщикова, Б.Ф.Ломова. - М.: Книж. фабрика №1, 1975. -С.763-776.

10)Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ.

Белевич Наталия Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры Социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 7 Московского района

г. Санкт-Петербурга.

Туманова Валерия Михайловна студент факультета Социальных технологий СЗИУ РАНХиГС

THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL BURNOUT OF PRESCHOOL TEACHERS WITH

PROFESSIONAL COMPETENCE.

Natalia Alexandrovna Belevich

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Technologies of

the Russian Academy of Sciences, Teacher-psychologist of the GBDOU kindergarten No. 7 of the Moskovsky district of St. Petersburg.

Tumanova Valeria Mikhailovna

student of the Faculty of Social Technologies of the SZIU RANEPA

Аннотация. Эмоциональное выгорание педагогов и повышение качества образования - два актуальных вопроса в системе образования. В статье рассмотрены результаты проведенного исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования с профессиональной компетентностью.

Abstract. Emotional burnout of teachers and improving the quality of education are two topical issues in the education system. The article discusses the results of a study aimed at identifying the relationship of emotional burnout of preschool teachers with professional competence.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная компетентность, компетенции педагогов дошкольного образования.

Keywords: emotional burnout, professional competence? competencies of teachers of preschool education.

Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться большому количеству педагогов дошкольного образования - это эмоциональное выгорание. Эта проблема является одной из самых значимых, так как в данной профессии очень важна эмоциональная отдача со стороны сотрудника, и не каждый человек может справиться с такой эмоциональной и психологической нагрузкой [1]. Современные условия работы педагога имеют много сложностей - это многочисленные группы детей, рост количества детей, имеющих неврологические проблемы и поведенческие нарушения, предвзятое отношение родителей к педагогам на фоне родительской некомпетентности, стертые нормы общения и субординации современного общества и т.п. Работа в сфере «человек-человек» является самой стрессогенной, т.к. постоянно присутствует фактор непредсказуемости, т.к. практически невозможно предсказать как поведете себя в следующую минуту тот или иной человек (ребенок) [3]. Именно поэтому каждый современный педагог должен уже изначально, со скамьи учебного заведения, обладать не только набором теоретических знаний, но и иметь практические навыки работы с группой детей, обладать определенными навыками коммуникации, понимать практически с полуслова потребности каждого ребенка. К сожалению отсутствие этих и иных качеств может привести к негативным последствиям как для воспитанников, так и для самого педагога. В случае с педагогом имеется в виду быстрое эмоциональное выгорание, которое приводит к профессиональной деформации [4].

В связи с этим, на базе ГБДОУ детский сад № 7 было проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи профессиональной компетентности педагогов с уровнем их эмоционального выгорания.

В исследовании приняли участие 35 педагогов Государственного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №7 Московского района города Санкт-Петербург. Из них стаж работы более 7 лет был у 15 педагогов (43% от общего количества), стаж работы от 4 до 6 лет имели 7 педагогов (20% от общего количества), стаж работы до 3 лет - 13 педагогов (37% от общего количества). При этом у 24 педагогов (69% от общего количества) было педагогическое образование, у 11 (31% от общего количества) только педагогические курсы.

Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что чем ниже уровень профессиональной подготовки у воспитателя, тем выше вероятность появления эмоционального выгорания.

В ходе исследования использовались следующие методы и диагностические методики:

1.методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко [2];

2.метод критических инцидентов Дж. Фланагана [5] , на основе которой были выявлены компетенции, которыми должен обладать педагог, а именно: осуществление индивидуального подхода к ребенку, использование системного подхода в своей деятельности, профессиональная увлеченность.

Анализ средних значений стадий эмоционального выгорания показал, что наиболее распространенной среди эмоционального выгорания педагогов является стадия "резистенция", которая характеризуется сопротивлением нарастающему стрессу и стремлением к психологическому комфорту через снижение давления внешних обстоятельств. Менее выраженными оказались стадии "напряжение" и "истощение".

Средние значения показателей стадий СЭВ

24 21 18 15 12 9 6 3 0

Напряжение Релис генция Истощение

Рисунок 1 Средние значения показателей СЭВ В таблице 1 представлены данные выраженности симптомов стадии «резистенция».

Таблица № 1.

Результаты оценки выраженности симптомов стадии «резистенция»_

Симптом стадии "резистенция" Средние значения

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 6,86

эмоционально-нравственная дезориентация 4,69

расширение сферы экономий эмоций 5,03

редукция профессиональных обязанностей 5,49

Наибольшее значение показала шкала "неадекватного эмоционального реагирования", которая проявляется в ограничивании эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации; симптом "редукции профессиональных обязанностей" также наиболее выражен. Данные результаты могут говорить о том, что у лиц со сложившимися симптомами эмоциональное выгорание отражается на окружающих людях и на профессиональной деятельности, что наиболее показательно для нашего исследования.

Среди симптомов стадии «истощение» наиболее выражены «психосоматические и психовегетативные нарушения» и «эмоциональная отстраненность». В таком случае человек исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, безэмоциональное реагирование - наиболее яркий симптом «выгорания», он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Происходящие отклонения в соматических или психических состояниях негативно сказываются на всех сферах деятельности и общем состоянии человека.

Фазы "напряжение" и "истощение" находятся в стадии формирования, полученные результаты по шкалам "загнанность в клетку" и "психосоматические и психовегетативные нарушения" у 6% педагогов говорят о складывающихся фазах и свидетельствуют о необходимости обращения пристального внимания на проблему эмоционального выгорания среди педагогов ДОУ.

С помощью метода критических инцидентов были определены основные компетенции, необходимые педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности на высоком уровне. В дальнейшем были разработаны кейсовые ситуации для оценки этих компетенций. По результатам мы можем сказать, что наибольшее количество педагогов имеют средний уровень профессионализма (51%), далее следует высокий и низкий уровень (40% и 9% соответственно).

В результате сравнительного анализа были получены следующие значимые результаты:

1. Наиболее распространенной среди эмоционального выгорания педагогов является стадия "резистенция".

2. Симптомы "расширение сферы экономий эмоций", "редукция профессиональных обязанностей" и "неадекватное избирательное эмоциональное реагирование" наиболее ярко выражены у педагогов, что подтверждает актуальность изучаемой темы.

3. Уровень профессионального образования и стажа являются важной составляющей профессиональной компетентности педагогов.

4. Уровень профессиональной компетентности ниже у педагогов, имеющих выраженное выгорание по одной из стадий СЭВ.

Корреляционный анализ полученных данных позволил увидеть связи между показателями, силу и их направленность, среди всех полученных результатов мы выделили наиболее существенные и показательные для нашего исследования.

Общий показатель СЭВ имеет:

- среднюю по силе отрицательную корреляцию ^=-0,53) с профессиональной увлеченностью, а именно с формами самообразования на уровне значимости p<0,01;

- умеренную по силе отрицательную корреляцию (R=-0,37) с заинтересованностью в развитии детей на уровне значимости p<0,1;

- умеренную по силе отрицательную корреляцию (R=-0,36) с педагогической заинтересованность на уровне значимости p<0,1 ;

- умеренную по силе отрицательную корреляцию (R=-0,36) с общим уровнем компетентности педагога на уровне значимости p<0,1.

Общий показатель синдрома эмоционального выгорания имеет ряд отрицательных корреляций с показателями профессиональной компетентности педагога, в числе которых самообразование педагога, заинтересованность в развитии детей и наличие профессионального девиза. Отдельно хотим отметить отрицательную корреляцию общего показателя СЭВ с общим уровнем профессиональной компетентности, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что профессиональная компетентность педагогов заслуживает большего внимания, чем это принято считать на сегодняшний день. И как оказалось основные компетенции, которые позволяют педагогу быть успешным выражаются не только в понимании методик преподавания, но и в умении понять основные потребности ребенка, знании как правильно реагировать в нестандартных ситуация и не маловажным оказалась компетенция «профессиональной увлеченности», как самомотивация педагога на развитие своих профессиональных знаний и выполнение своих трудовых функций.

Подводя итог, можно говорить о том, что профессиональное развитие кадров является важным элементом кадровой политики в образовании за счет чего можно снизить риск эмоциональное выгорания у сотрудников, уменьшить текучесть кадров, повысить качество оказываемых образовательных услуг.

Список литературы:

1.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. -- СПб.: Речь.-2004. С.-272.

2.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер.-1999.- С.99-105.

3.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с. ISBN 978-5

4.Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. // Психологическая наука и образование. -№2.-2008.

5.Flanagan J. The critical incident technique. Psychological Bulletin, №51, 1954 Pp. 327-358.

References:

1.Beznosov S. P. Professional deformation of personality. -- St. Petersburg: Speech.-2004. P.-272.

2.Boyko V.V. The syndrome of "emotional burnout" in professional communication. - St. Petersburg: Peter.- 1999.- p.99-105.

3.Panfilova A. P. Innovative pedagogical technologies : Active learning : studies. manual for students. higher. studies. institutions / A.P.Panfilova. - M. : Publishing Center "Academy", 2009. - 192 p. ISBN 978-5

4.Pryazhnikov N.S., Ozhogova E.G. Strategies for overcoming the syndrome of "emotional burnout" in the work of a teacher. // Psychological Science and education. - No.2.-2008.

5.Flanagan J. The critical incident technique. Psychological Bulletin, №51, 1954 Pp. 327-358.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Абдиева Газиза Ильясовна

Алматинский университет энергетики и связи Abdieva Gaziza Ilyasovna

Almaty University of Energy and Communications

Аннотация. Автор в своей статье рассматривает психологические особенности юношеского возраста. Выделяет закономерности развития юношеского возраста как основного периода профессионального самоопределения, усвоения роли специалиста, вхождения во «взрослую» жизнь, который приводят к успешному профессиональному становлению будущего специалиста.

Abstract. The author in his article examines the psychological characteristics of adolescence. Highlights the patterns of development of adolescence as the main period of professional self-determination, assimilation of the role of a specialist, entry into «adult» life, which lead to the successful professional formation of a future specialist.

Ключевые слова: юношеский возраст, психологические особенности, возрастное развитие, возрастная периодизация, профессиональное самоопределение, будущий специалист.

Keywords: adolescence, psychological characteristics, age development, age periodization, professional self-determination, future specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.