Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / СИНДРОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / EMOTIONAL BURNOUT / TEACHER / SYNDROME / PROFESSIONAL STRESS / EMOTIONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахтиярова Я.А., Крамаренко А.С., Терещенко А.С.

Статья посвящается анализу проблемы эмоционального выгорания педагогов, которая является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации. Работа раскрывает психологические особенности развития эмоционального выгорания, анализирует факторы возникновения проблемы, а так же предлагаются рекомендации по предотвращению синдрома эмоционального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER AND ITS PREVENTION

The article is devoted to the analysis of the problem of emotional burnout of teachers, which is one of the most common barriers to professionalism, creativity and self-realization. The work reveals the psychological features of the development of emotional burnout, analyzes the factors of the problem, as well as offers recommendations on how to prevent the burnout syndrome of teachers.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»

может провести ретроспективный анализ этого этапа.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что фототерапия как инструмент психотерапии имеет большой потенциал применения в практике психологов, социальных работников, педагогов и других представителей помогающих профессий при работе с самыми разными детьми.

Использованные источники:

1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64 - 108.

2. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии / СПб.: Издательство «Речь», 2003. С. 10.

3. Копытин А.И., Платтс Д. Руководство по фототерапии / М.: КогитоЦентр, 2009. 184 с.

УДК 159.923:37

Бахтиярова Я.А.

студент Крамаренко А. С. студент Терещенко А. С. студент

ФГБОУВО «Кубанский Государственный Университет»

Россия, г. Краснодар ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА И ЕГО

ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация: статья посвящается анализу проблемы эмоционального выгорания педагогов, которая является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации. Работа раскрывает психологические особенности развития эмоционального выгорания, анализирует факторы возникновения проблемы, а так же предлагаются рекомендации по предотвращению синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, учитель, педагог, синдром, профессиональный стресс, эмоциональность.

Bakhtiyarova Y.A. Kramarenko A.S. Tereshchenko A.S.

students

«Kuban State University» Russia, Krasnodar EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER AND ITS

PREVENTION

Annotation: the article is devoted to the analysis of the problem of emotional burnout of teachers, which is one of the most common barriers to professionalism, creativity and self-realization. The work reveals the psychological features of the development of emotional burnout, analyzes the factors of the problem, as well as offers recommendations on how to prevent the burnout syndrome of teachers.

Key words: emotional burnout, teacher, teacher, syndrome, professional stress, emotionality.

На сегодняшний день, существует большое количество профессий, которые требуют больших затрат сил и энергии. Треть своей жизни мы проводим на работе, которую очень редко можно назвать легкой. Профессия учителя является одной из стрессовых, потому что требует больших запасов самоконтроля и самообладания. По данным социально-демографических исследований труд педагога входит в число наиболее напряженных в эмоциональном плане видов деятельности.

Работа с детьми - всегда не сахар, а общение с их родителями бывает еще тяжелее. Требуются огромные усилия, ведь нужно не только мотивировать учеников для успешной учебы, но и помогать тем, кто категорически не желает жить по правилам школьного общества. Было выявлено, что нагрузка воспитателя по степени напряженности в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.

Проблема стрессоустойчивости педагога, является одной из наиболее актуальных. С данной проблемой связаны труды таких выдающихся деятелей как: Л. Леви, Э. Ушаковой, Г. Селье, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаевой-Смык, Ф. Е. Василюка и др.

В системе «человек - человек» особенностью профессиональной деятельности является то, что учитель, преподаватель высшей школы кроме своих профессиональных знаний и умений в значительной мере использует интеллектуальные и эмоциональные ресурсы собственной личности. Тем самым он является своего рода эмоциональным и интеллектуальным донором для своих воспитанников.

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами по работе, постоянное проникновение в суть проблем учеников и различные другие факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье. На основе этого у учителя может произойти профессиональный стресс или «эмоциональное выгорание».

Профессиональный стресс - эмоциональное состояние человека, который вызывается неожиданной и напряженной ситуацией в трудовом коллективе, конфликтными взаимоотношениями, интеллектуальным и эмоциональным перегрузкам.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне

хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально -энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания - понятие введенно в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974году, оно проявляющется нарастающим эмоциональным истощением. Данный синдром выражается в депрессивном состоянии, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, чувстве усталости и опустошенности, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Маслач К. определила психическое выгорание как потерю интереса и осторожности в работе. По мнению Джексон С., и Маслач К. психическое выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя психическое истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Психическое истощение рассматривается как основная составляющая психического выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Маслач и Джексон являются авторами методики, которая предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Позже данный вариант был адаптирован Н.Е. Водопьяновой [2].

Психологи отмечают, что в стрессовом состоянии человеку трудно осуществлять свою деятельность, он чаще допускает ошибки, ему сложно переключать и распределять внимание, так же наблюдается расстройство координации движений, неадекватность эмоциональных реакций, возникает общее торможение или полная дезорганизация деятельности [3].

По данным Н.А. Аминова, эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством учителя. На сегодняшний день, выявлены эмоциональные различия между учителями-предметниками. Так, например, у учителей технологии, физкультуры и пения общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, которые преподают гуманитарные и естественные науки. Несомненно, существующий у педагогов эмоциональный фон во многом зависит и от того, с каким контингентом они работают.

Стоит отметить, что возникновение и переживание стресса, зависит не столько от объективных, сколько от психологических, субъективных факторов, а так же от особенностей самого человека, оценки им ситуации, сопоставления своих сил и возможностей [1].

В профилактике эмоционального выгорания для педагогов хорошо подходят такие рекомендации как:

1. Необходимо думать о чем-то хорошем и отбрасывать плохие мысли.

2. Каждое утро, поднимаясь из кровати, и идя на работу, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что у вас все хорошо, что вы успешны и прекрасны.

3. Не стоит забывать об отдыхе, планируйте не только свое рабочее время! Особое место отводите сну.

4. Не делайте из мухи слона!

5. Не пренебрегайте общением с близкими вам людьми! Отдыхайте вместе с семьей, коллегами, друзьями.

6. Не забывайте хвалить себя!

7. Чаще улыбайтесь!

8. Находите время для себя, устраивайте небольшие праздники, посещайте выставки, театры, концерты.

9. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки. Полезным является йога, массаж, дыхательная гимнастика.

10. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых прекрасно успокаивает нервную систему человека и делает его добрее.

Таким образом, эмоциональность учителя является очень важным фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе, от неё напрямую зависит успех в работе, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.

Здоровье - самая большая ценность, которую не купишь ни за какие деньги. Необходимо позитивно относиться к жизни и всегда помнить о том, что своё здоровье нужно беречь!

Использованные источники:

1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Институт практической психологии; Воронеж, 1997.

2. Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

3. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. клинические и психологические аспекты, Москва 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.