Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание как фактор трудового стресса работников психоневрологического диспансера'

Эмоциональное выгорание как фактор трудового стресса работников психоневрологического диспансера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1621
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / РАБОТНИКИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА / STRESS / EMOTIONAL BURNOUT / PERSONALITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL PREVENTIVE / WORKERS NEUROPSYCHIATRIC CLINIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быков Сергей Владимирович, Ляпина Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы профессионального стресса в деятельности медицинских работников. Установлены эмпирические взаимосвязи между личностными качествами, факторами эмоционального выгорания и показателями нервно-психической устойчивости медицинского персонала психоневрологического диспансера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional burnout stress as a factor of labor workers neuropsychiatric clinic

The questions of occupational stress in the work of health professionals. The empirical relationship between personality traits, emotional burnout factors and indicators of neuro-psychological stability of the medical staff neuropsychiatric clinic

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание как фактор трудового стресса работников психоневрологического диспансера»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ФАКТОР ТРУДОВОГО СТРЕССА

РАБОТНИКОВ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА

© С. В. Быков © И. А. Ляпина

Быков

Сергей Владимирович доктор психологических наук профессор кафедры психологии управления Самарской

гуманитарной академии, заведующий кафедрой психологии филиала СаГА в г. Тольятти

bykov@tfsaga.ru

Ляпина Ирина Алексеевна психолог

старшая медицинская сестра Государственного учреждения здравоохранения Самарской области Тольяттинского психоневрологического диспансера (отделения № 2) г. Тольятти

В статье рассматриваются вопросы профессионального стресса в леятельности мелииинских работников. Установлены эмпирические взаимосвязи межлу личностными качествами, факторами эмоиионального выгорания и показателями нервно-психической устойчивости мелииинского персонала психоневрологического лиспансера.

Ключевые слова: стресс, эмоциональное выгорание, личностные качества, профессиональная деятельность, психопрофилактическая работа, работники психоневрологического диспансера.

Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция. Механизм возникновения профессионального эмоционального выгорания имеет довольно сложную динамику. Первоначально возникшие неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические ка-

чества, изменяющие личностный профиль медицинского работника. При повторении ситуаций негативные состояния закрепляются и вытесняют позитивные качества, удельный вес которых уменьшается. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля медработника, что и является деформацией. Важным проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Большое значение в связи с этим имеет теоретическое и эмпирическое изучение феномена нервно-психической устойчивости, способов ее формирования и функционирования в профессиональной деятельности врача.

Анализ научных исследований, посвященных изучению стресса в профессиональной деятельности человека, показывает, что в последние годы данная проблема является наиболее актуальной в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество исследований различных видов стресса — стресс жизни, посттравмати-ческий, профессиональный стресс и т. п., с другой — многие авторы отмечают сложность, противоречивость и недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психологического феномена [7, с. 42]. Прикладные исследования и разработка различных программ борьбы со стрессом связаны, в первую очередь, с его негативным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека [1, с. 108]. Это, прежде всего, рост числа заболеваний стрессовой этиологии и, как следствие, нарушение трудоспособности активной части населения, сложности адаптации к новым видам и формам труда, развитие состояний сниженной работоспособности, развитие различных форм личностного неблагополучия (феномен отчуждения труда, десоциализация, профессиональная и личностная деформация). Поэтому большинство проводимых исследований стресса имеет прикладной характер и направлено на изучение феноменологии проявлений стресса в профессиональной деятельности. Внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с жизненно важными требованиями современной жизни. Трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки, различные формы личностного неблагополучия — вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью человека.

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [4, с. 25]. Исследования состояния стресса в профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид стрессовых состояний, который отражает физиологические и психологические особенности его развития. Выделяют достаточно большое количество видов профессионального стресса, которые могут быть

вызваны различными факторами, связанными с трудовой деятельностью, с ролью работника в организации, с взаимоотношениями на работе, с деловой карьерой, с организационной структурой и психологическим климатом, неорганизационными факторами. Несмотря на все возрастающее количество исследований, направленных на изучение самых разнообразных аспектов профессионального стресса сегодня, к сожалению, существует немного работ, посвященных сравнительному анализу различных концепций профессионального стресса.

В исследованиях Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой среди представителей различных коммуникативных профессий обнаружены связи между показателями выгорания и показателями качества жизни (организационный стресс, фрустрация, удовлетворенность здоровьем, личными успехами, рабочей атмосферой и интерперсональными отношениями в ситуациях служебного и семейного общения, настроение и др.) [3, с. 168]. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что выгорание нельзя рассматривать только как следствие профессиональных стрессов. Существенную роль в динамике выгорания играют экзистенциальные стрессы. Происхождение выгорания является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений в профессиональной среде и семейной жизни, а также личных переживаний самоэффективности. Особое значение в противостоянии выгоранию имеет баланс удовлетворенности в самореализации в профессиональной и в личной жизни. Признание экзистенциального аспекта профессионального выгорания требует пересмотра распространенных подходов к оказанию помощи лицам, подвергнувшимся «сгоранию», а именно перемещения фокуса внимания от коммуникативно-поведенческого аспекта к экзистенциально-гуманистическому.

Для снижения деструктивного влияния профессиональных стрессов рекомендуется обучение социальным (коммуникативным) умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей преодолевающего поведения. Для «выгоревших» лиц жизненно важным представляется восстановление психоэнергетического потенциала, актуализация личностных (глубинных) ресурсов, обретение утраченного смысла личной и профессиональной деятельности, укрепление веры в собственные силы, расширение «Я-концепции». Выгорание возникает в результате кумулятивного влияния множественных внешних (профессиональных) и внутренних (экзистенциальных) стресс-факторов и проявляется в показателях качества жизни как индикатора удовлетворенности самореализацией [7, с. 169]. В. А. Бодров, анализируя различные теории и концепции психологического и профессионального стресса, показывает, что они отражают два ракурса содержательных характеристик стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны — предметную и коррелятивную [6, с. 635]. А. Б. Леонова в своих работах выделила и проанализировала три основных подхода к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный, регуляторный [6, с. 627]. В то же время исследователями отмечается, что многие специалисты, работая в тех же условиях, сохраняют хорошее самочувствие и стабильное эмоциональное состояние и продолжают профессионально развиваться [7, с. 174].

Эффекты стресса зависят и от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье: социальная поддержка, стойкость, оптимизм, стремление к острым ощущениям и реактивность вегетативной нервной системы. Внимание исследователей профессионального стресса все больше смещается от индивидных, биологических характеристик к личностным, психологическим. На первое место среди них все чаще выходят наиболее сложные, мотивационно-личностные особенности субъекта. Специфика мотивационно-личностных особенностей взрослого человека во многом определяется характером его ведущей деятельности, в рамках которой он прикладывает свои силы, реализует свой потенциал. Поэтому более глубокое исследование профессионального стресса возможно в первую очередь при изучении ценностных и мотивационных установок, самооценки личности, связанных с контекстом конкретной трудовой деятельности. Труд в основном положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер, при этом воздействуя на личность частично или полностью. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то его элемент при прогрессивном в целом развитии системы и ее эффективном функционировании. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Проявлениями негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций. Переживание профессиональных деформаций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Проблемой исследования является профессиональная деятельность современных работников психоневрологического диспансера, которая сопряжена с многочисленными стрессогенными ситуациями, специфика которых определяется:

1) выполнением профессиональных обязанностей в условиях, которые могут быть связаны с эмоциональными и психологическими перегрузками;

2) особым регламентом рабочего времени (например, ночные дежурства в стационарах и на скорой помощи);

3) включенностью в различные управленческие системы: «человек — человек», «человек — техника» (медицинская аппаратурная диагностика);

4) высокой динамикой социальной мобильности.

Работник психоневрологического диспансера должен быть готов к этим ситуациям. Для противостояния стрессогенным факторам он должен обладать определенным уровнем нервно-психической устойчивости. Работнику психоневрологического диспансера важно осознавать, что некомфортные условия деятельности могут вызвать негативное влияние профессии на личность, когда профессиональное развитие начинает иметь нисходящий характер. Проявлениями этого феномена является появление самых разных профессиональных

деформаций, таких, например, как синдром эмоционального выгорания, который оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность ею.

Несмотря на востребованность исследований различных аспектов эмоционального выгорания, психологических исследований профессиональных деформаций среди медиков не так много. Актуальной является и необходимость сохранения и улучшения психологического здоровья работников психоневрологического диспансера, профилактики профессиональных деформаций, а также дополнение новыми разработками рекомендаций системы психологической помощи с учетом особенностей профессиональной деятельности работников психоневрологического диспансера. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют выявить ряд важных факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания работников психоневрологического диспансера.

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи трудового стресса и эмоционального выгорания с развитием профессиональной деформации работников психоневрологического диспансера, а также определение основных направлений психопрофилактической работы.

Объектом исследования выступил трудовой стресс, а предметом — взаимосвязь трудового стресса с эмоциональным выгоранием у работников психоневрологического диспансера. Исходя из поставленной цели, мы выдвинули следующую гипотезу: уровень нервно-психической устойчивости работников психоневрологического диспансера и личностные качества взаимосвязаны с развитием трудового стресса и синдрома эмоционального выгорания в процессе трудовой деятельности.

Методика исследования

Исследование проводилось на базе Государственного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинского психоневрологического диспансера» (отделения № 2). В исследовании приняли участие 50 работников психоневрологического диспансера, женского пола. Стаж работы испытуемых в системе здравоохранения — от 5 до 14 лет. Для диагностики индивидуально-психологических характеристик личности использовалась методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 РБ). Данная методика предназначена для диагностики шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию об индивидуально-психологических особенностях испытуемых, которые называют конституционными факторами. Методика позволяет детально изучать личность по целому ряду взаимосвязанных характеристик: эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностных отношений, интеллектуальные особенности личности. Методика Р. Кеттелла имеет статистическиориен-тированное значение в познании личности и в типологии ее свойств.

Для определения нервно-психической устойчивости испытуемых и риска дезадаптации в стрессе мы использовали методику «Прогноз». Полученные по методике баллы соотносятся с условной 10-балльной шкалой НПУ: чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость испытуемого.

Для диагностики уровня эмоционального выгорания использовалась методика В. В. Бойко. Методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания, выделяя три фазы, каждая из которых включает четыре симптома. Статистическая проверка полученных данных осуществлялась с помощью коэффициента корреляции Пирсона — для определения взаимосвязи между двумя параметрами.

Результаты исследования

В результате анализа полученных данных были выявлены следующие показатели. У 36 испытуемых (72 %) были выявлены высокие показатели по факторам С, С, Ц3 в сочетании с низкими значениями по факторам I, О. У 14 испытуемых (28 %) высокие значения наблюдались по фактору Ь в сочетании с низкими значениями по факторам Б, М. У всех испытуемых были выявлены высокие оценки по фактору В (интеллект). Для них также характерными являются низкие значения факторов Б и М. Они характеризуются благоразумием, рассудительной осторожностью, молчаливостью. Им свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Окружающим они могут казаться скучными, вялыми и чрезмерно чопорными (низкие значения Б - в среднем 2 стена). При этом они практичны и добросовестны, ориентируются на внешнюю реальность и следуют общепринятым нормам. Им может быть свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам (низкие значения М — в среднем 2 стена). Все испытуемые имеют высокие баллы по шкале НПУ, т. е. для всех характерен высокий уровень нервно-психической устойчивости. Тем не менее имеется некоторый разброс в количественном значении баллов, представленный на рисунке 1.

% исп-х

60

7 8 9

Баллы по шкале НПУ

10

Рис. 1. Показатели нервно-психической устойчивости испытуемых по шкале НПУ

Сравнительный анализ результатов методик Кеттелла и «Прогноз» показал, что высокие значения по шкале НПУ (8 - 10 баллов) набрали испытуе-

мые, для которых характерны высокие значения факторов С, С, Ц3 и низкие значения факторов I, О. Оценки по шкале НПУ выше среднего (6-7 баллов) набрали испытуемые со средними значениями по указанным факторам. Для определения взаимосвязи уровня нервно-психической устойчивости и показателей факторов личности по Кеттеллу мы использовали коэффициент корреляции Пирсона (таблица, в которой * отмечена статистически значимая взаимосвязь при р < 0,01).

Таблица

Коэффициенты корреляции личностных качеств (16РР Р.Кеттелла) и уровня нервно-психической устойчивости

Факторы личности Коэффициент корреляции

А 0,220

В 0,193

С 0,943*

Е 0,130

Б 0,262

в 0,893*

Н - 0,101

I - 0,555*

Ь - 0,870*

м 0,861*

N 0,184

О - 0,870*

- 0,201

02 - 0,243

Оз 0,792*

04 - 0,104

* р < 0,01

Из таблицы видно, что существует прямопропорциональная взаимосвязь (положительное значение коэффициента корреляции) между факторами С, С, Ц3, М и уровнем нервно-психической устойчивости. Чем выше оценка по этим факторам, т. е. чем выше эмоциональная устойчивость, ответственность, самоконтроль и мечтательность испытуемых, тем выше их нервно-психическая устойчивость. Обратнопропорциональная взаимосвязь (отрицательное значение коэффициента корреляции) установлена между уровнем нервно-психической устойчивости и факторами I, О, Ь. Чем выше оценка по этим факто-

рам, тем ниже уровень нервно-психической устойчивости. Результаты нашего исследования подтверждают выводы других авторов о том, что сочетание высоких значений факторов С, С, Ц3 с низкими значениями факторов I, О свидетельствует о высокой нервно-психической устойчивости индивида [8, с. 114], тем не менее, именно такой тип ответственных и добросовестных, дисциплинированных работников в наибольшей мере подвержен профессиональному стрессу и выгоранию [2, с. 160].

Таким образом, чем выше эмоциональная устойчивость, нормативность, ответственность, мечтательность, самоконтроль, тем более сформирован синдром эмоционального выгорания и большая предрасположенность к трудовому стрессу.

На основании теоретического анализа социально-психологической литературы по проблематике профессиональных деформаций и результатов проведенного нами эмпирического исследования мы разработали основные направления психопрофилактической работы с работниками психоневрологического диспансера по предотвращению формирования синдрома эмоционального выгорания. Теоретической основой профилактики эмоционального выгорания может служить концепция когерентности, согласно которой детерминантами психического здоровья в профессиональной среде являются: чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий [6, с. 90]. Совокупность этих факторов создает предпосылки для личностного и профессионального развития человека. Восприятие среды как значимой и доброжелательной, а также ожидание положительных результатов своей деятельности расширяют компетенцию индивида, снижают вероятность развития симптомов выгорания.

Рекомендации и выводы

Мы предлагаем следующие основные направления психопрофилактической работы с данным контингентом работников:

1. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных индивидуальных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста работников психоневрологического диспансера. Профилактика выгорания начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Первый шаг в контроле за процессом выгорания — сформировать установку к изменению, регулируя свое отношение к труду как предельную ответственность. Человеку необходимо стремиться к удовлетворению своих личных потребностей для того, чтобы у него было, что дать своим родным, коллегам, друзьям. Необходимо стать собственным психотерапевтом для устранения стресса, научиться самостоятельно устанавливать приоритеты в профессиональной карьере, думать об изменении образа жизни, внося коррективы в повседневную трудовую рутину. Проявлять гибкость в разработке собственной стратегии «купирования» эмоционального выгорания.

2. Разумное чередование работы и правильного отдыха. Очень важным является поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания.

Необходимым является овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы, техниками расслабления, медитации. Хорошим отвлечением от работы является удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно представителей немедицинских профессий), а также хобби, доставляющее удовольствие.

3. Повышение квалификации и переход на новую квалификационную должность (обретение чувства новизны в работе). Поможет предотвращению профессиональных деформаций взаимодействие с коллегами, отличающимися новым профессиональным опытом. Важно также осознать необходимость внесения разнообразия в свою работу, создания новых проектов и их реализации.

4. Прохождение тренингов личностного роста, развитие способности к адекватной самооценке; развитие навыков личностной саморегуляции, умения не спешить, давая себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

В заключение хотелось сделать вывод о том, что результаты нашего исследования позволят психологам, работающим в медицинских учреждениях, разрабатывать меры профилактики и психокоррекционные мероприятия, направленные на преодоление эмоционального выгорания и трудового стресса, а также будут способствовать повышению эффективности реализации уже имеющихся программ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безносое, С. П. Профессиональная деформация и воспитание личности. — СПб. : Питер, 2009. — 367 с.

2. Быкое, С. В. Тревожность как индикатор профессиональной адаптации педагогов // Психология психических состояний: теория и практика : матер. I Всерос. науч.-практ. конф. 13-15 ноября 2008. — Казань : КГУ, 2008. — С. 157—161.

3. Водопъяноеа Н. Е, Старченкоеа Е. С. Эмоциональное выгорание и качество жизни // Материалы III Всероссийского съезда психологов. — СПб. : Питер, 2007. — 267 с.

4. Денисое, М. Ю. Зависимость опыта переживаний психических состояний от личностных особенностей. — СПб. : Питер, 2007. — 247 с.

5. Карпое, А. В. Психология труда. — М. : Дело, 2006. — 320 с.

6. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В. А. Бодров. — М. : Пер Сэ : Логос, 2007. — 855 с.

7. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. — 2007. — Том 28. — № 3. — С. 40—44.

8. Романое В. В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров // Вопросы психологии. — 2007. — № 12. — С. 11 — 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.