Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 131-138. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 131-138.
Научная статья УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Маргарита Васильевна Третьякова
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Исследование проведено в период дистанционного обучения, введенного в системе общего образования во время первой волны пандемии коронавируса COVID-19, и посвящено изучению выраженности эмоционального выгорания и копинг-стратегий учителей с разным стажем профессиональной деятельности.
В результате исследования установлено, что эмпирические структуры изучаемых свойств имеют как свою специфику, так и сходства. Во всех выборках, независимо от стажа работы учителя, проявляются такие симптомы выгорания, как редукция личных достижений и эмоциональное истощение, а также копинг-стратегия принятия ответственности.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, копинг-стратегии, стаж профессиональной деятельности учителя, дистанционное обучение
Для цитирования: Третьякова М. В. Эмоциональное выгорание и копинг-стратегии учителей в период дистанционного обучения // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 131-138.
Original article
EMOTIONAL BURNOUT AND COPING STRATEGIES OF TEACHERS DURING DISTANCE LEARNING
Margarita V. Tretyakova
Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The study was conducted during the period of distance learning introduced in the general education system during the first wave of the COVID-19 coronavirus pandemic and is devoted to the study of the severity of emotional burnout and coping strategies of teachers with different professional experience. As a result of the study, it was found that the empirical structures of the studied properties have both their own specifics and similarities. In all samples, regardless of the teacher's work experience, burnout symptoms such as reduction of personal achievements and emotional exhaustion, as well as a coping strategy of taking responsibility, are manifested.
Keywords: emotional burnout, coping strategies, professional experience of a teacher, distance learning For citation: Tretyakova M. V. Emotional burnout and coping strategies of teachers during distance learning. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 131-138. (In Russ.)
Переход на дистанционное обучение оказался вынужденной и экстренной мерой в период пандемии коронавирусной инфекции. При дистанционном обучении ведущими средствами являются информационные технологии, интерактивные ресурсы.
© Третьякова М. В., 2021
Принимая во внимание разный уровень технической подготовки учителей, психологические условия трудовой деятельности в системе онлайн-обучения, особые требования к поведению и личности учителя, следует сказать, что далеко не все учителя были готовы к кардинальной перестройке учебного процесса. Всё это явилось дополнительным фактором их эмоционального выгорания и привело к необходимости выработать новые способы сов-ладания с возникшими трудностями в профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание у учителей является одним из источников формирования деструктивной среды и снижения качества оказываемых образовательных услуг [5]. Ко-пинг-стратегии - это составляющие совладающего поведения, которое определяется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и обстоятельствам, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией [3].
Иначе говоря, совладающее поведение (копинг) - «поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса» [2]. Инструментом совладающего поведения являются, как уже было отмечено, копинг-стратегии - это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания [1].
Несмотря на то что существует немало работ по изучению феномена эмоционального выгорания, однако работ, где исследуется эмоциональное выгорание в совокупности с ко-пинг-стратегиями, и особенно в условиях дистанционного обучения - гораздо меньше. Имеющиеся данные о связи уровней эмоционального выгорания и копинг-стратегий неоднозначны. Также открытым остается вопрос о том, что стоит на первом месте - предрасположенность к неконструктивным стилям копинг-поведения, приводящая к выгоранию, или выгорание, детерминирующее выбор неконструктивных типов совладания [4].
Кроме этого анализ литературы показал, что в настоящее время проблема эмоционального выгорания и стратегий совладания с учетом стажа профессиональной деятельности учителей недостаточно исследована эмпирически.
Сделанные выводы позволили сформулировать исследовательский вопрос: существуют ли в условиях дистанционного обучения значимые различия в показателях эмоционального выгорания и стратегий копинга в группах учителей с разным стажем профессиональной деятельности и существует ли специфика взаимосвязи стратегий копинга с эмоциональным выгоранием и со стажем профессиональной деятельности? Исследовательский вопрос был конкретизирован в гипотезе о том, что в период онлайн-обучения эмпирические структуры эмоционального выгорания и копинг-поведения будут иметь свою специфику в группах учителей с разным стажем профессиональной деятельности.
В исследовании использовались следующие методы и методики:
- психодиагностика: опросник «Психическое выгорание» (MBI - Maslach Burnout Inventory), разработанный К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, а также «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой;
- методы статистической обработки данных: анализ на нормальность распределения показателей исследования по критерию Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, факторный анализ (Statistika 12.0).
Исследование проводилось на базе двух образовательных организаций города Перми. В нём приняли участие 70 учителей с разным стажем работы. Из них: стаж работы до 5 лет имеют 20 человек, со стажем работы от 5 до 15 лет в выборке - 25 человек, и 25 учителей со стажем 15 и более лет.
При изучении выраженности эмоционального выгорания и способов совладания учителей с разным стажем профессиональной деятельности в новых для них условиях дистанционного обучения прежде всего был составлен психологический портрет учителей по используемым методам диагностики. Сравнительная характеристика всех трех групп испытуемых представлена на рис. 1 и 2.
0,0
10,0
30,8
115,9
021,8
119,50
22,50
30,67
Редукция личных достижений
Деперсонализация | Эмоциональное истощение
20,0
30,0
40,0
Рис. 1. Гистограммы средних величин показателей эмоционального выгорания, полученные в выборках испытуемых учителей по методике «Психическое выгорание» К. Маслач в русскоязычной адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой: 1 - 1-я группа испытуемых - учителя со стажем работы менее 5 лет;
2 - 2-я группа испытуемых - учителя со стажем работы от 5 до 15 лет;
3 - 3-я группа испытуемых - учителя со стажем работы 15 и более лет
Из рис. 1 видно, что на пике профиля выгорания у учителей всех трех групп проявился симптом редукция личных достижений, который приводит к тому, что специалист выражает недовольство собой, уменьшает ценность своей деятельности, негативно воспринимает себя в профессиональной сфере, снижается чувство компетентности в своей работе, возникает безразличие. В контексте нашего исследования этот факт можно объяснить тем, что учителя всех возрастных групп практически одинаково испытывают определенные трудности, связанные с нововведениями дистанционного обучения. Эмоциональное истощение как второй выраженный симптом также представлено во всех выборках.
Учитывая различия в уровне технической подготовки учителей в работе в системе онлайн-обучения, представители всех трех групп испытывают определенные трудности в использовании цифровых, интерактивных ресурсов, в создании онлайн-тестов, видеоуроков и т. п.
Причем если учителя-стажисты в большей степени испытывают трудности в освоении новых программ и различных серверов, чтобы оперативно найти замену офлайн-инструментам, то молодым учителям зачастую недостаточно опыта преподавательской работы, умения структурировать материал, выделить главное (основное) и представить материал в новом формате.
В связи с этим каждый из педагогов, вероятно, подвержен синдрому эмоционального выгорания и может использовать неконструктивные способы совладания с различными трудностями в профессиональной деятельности, среднестатистические значения которых представлены в сравнительных гистограммах на рис. 2.
Интересен тот факт, что копинг-стратегия принятие ответственности, то есть признание своей роли в решении проблемы, во всех трех группах учителей занимает лидирующее значение среди других копинг-стратегий.
Бегство-избегание Принятие ответственности Положительная переоценка Дистанцирование
Самоконтроль
Планирование решения проблемы
Поиск социальной поддержки Конфронтативный копинг
3 группа 2 группа 1 группа
0,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0
Рис. 2. Гистограммы средних величин показателей стратегий копинга по опроснику способов совладания (ОСС) Р. Лазарус и С. Фолкман, полученные в выборках учителей с разным стажем работы: 1-я группа - учителя со стажем работы менее 5 лет;
2-я группа - учителя со стажем работы от 5 до 15 лет;
3-я группа - учителя со стажем работы 15 и более лет
Хотелось бы обратить внимание на то, что копинг-стратегия планирование решения проблемы, которая характеризует произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, в группе учителей со стажем до 5 лет и в группе со стажем работы 15 и более лет одинаково ярко выражена.
Что касается неконструктивной стратегии копинг-поведения в виде бегства-избегания, которая проявляется в мысленном стремлении или принятии усилий, направленных на избегание или уход от проблемы, то она менее выражена в группе учителей со стажем работы до 5 лет.
Таким образом, сравнительный анализ показал:
1. Учителя со стажем работы до 5 лет из всех стратегий копинга в большей степени используют стратегии принятие ответственности и планирование решения проблемы.
2. У учителей со стажем работы от 5 до 15 лет на пике профиля находятся копинг-стратегии принятие ответственности и бегство-избегание.
3. У учителей со стажем работы 15 и более лет на пике профиля находятся копинг-стратегии принятие ответственности, планирование решения проблемы и бегство-избегание.
Симптомы эмоционального выгорания выражены практически одинаково во всех трех группах испытуемых учителей, что, по всей вероятности, в условиях дистанционного обучения объясняется трудностями, связанными с нововведениями различных интерактивных и цифровых ресурсов.
Факторный анализ позволил провести сравнение эмпирических структур эмоционального выгорания и копинг-стратегий в выборках с разным стажем работы и в целом по всей выборке учителей (табл.).
Таблица
Сравнительная характеристика эмпирических структур эмоционального выгорания и копинг-стратегий в выборках учителей с разным стажем работы
Факторы в целом по выборке 1. Поиск социальной поддержки
2. Принятие ответственности
3. Эмоциональное истощение и редукция личных достижений, опосредованных стажем при положительной переоценке
4. Стаж работы, определяющий готовность учителей к риску
Факторы в выборке со стажем работы до 5 лет Самоконтроль и принятие ответственности, при которых отсутствует деперсонализация
Совладающее поведение по типу поиска социальной поддержки
Эмоциональное истощение, связанное со стажем работы
Редукция личных достижений
Факторы в выборке со стажем работы от 5 до 15 лет Копинг-стратегии поиска социальной поддержки и бегства-избегания
Совладающее поведение по типу самоконтроля, при котором отсутствует деперсонализация
Совладающее поведение по типу положительной переоценки
Эмоциональное истощение, связанное со стажем работы
Факторы в выборке со стажем работы 15 и более лет Поиск социальной поддержки и положительной переоценки при деперсонализации
Копинг-стратегии принятия ответственности и дистанцирования
Конфронтативный копинг с агрессивностью и готовностью к риску
Совладающее поведение по типу бегства-избегания, связанное со стажем работы
Данные таблицы позволяют судить о том, что в выборках учителей с разным стажем работы, как и в целом по всей выборке испытуемых, показатель стратегии копинга поиск социальной поддержки с большим весом вошел в структуры всех выделенных групп испытуемых.
Если в целом по всей выборке учителей первым был идентифицирован фактор поиск социальной поддержки, то в остальных группах испытуемых, различающихся по стажу работы, это факторы самоконтроль и принятие ответственности, при которых отсутствует деперсонализация, тактики копинга поиск социальной поддержки и бегство-избегание и фактор поиск социальной поддержки и положительной переоценки при деперсонализации. Таким образом, можно заметить, что копинг поиск социальной поддержки вошел в структуру первого фактора в трех группах испытуемых учителей, за исключением первой группы - со стажем работы до 5 лет, где стратегия копинга вошла в структуру второго фактора.
Также с большим факторным весом был определен показатель копинга самоконтроль во всех группах испытуемых. Конфронтативный копинг и копинг-стратегия дистанцирование, хотя и вошли в структуры всех групп, но с большим весом определились только в выборке учителей со стажем работы более 15 лет.
Если в целом по всей выборке учителей вторым был идентифицирован фактор принятие ответственности, то в остальных группах испытуемых учителей, различающихся по стажу работы, это факторы совладающее поведение по типу положительной переоценки, совладающее поведение по типу самоконтроля, при котором отсутствует деперсонализация, и фактор копинг-стратегий принятия ответственности и дистанцирования. Показатель копинга принятие ответственности также вошел с большими весами в факторные структуры всех групп испытуемых учителей. Данный факт говорит о том, что испытуемые учителя всех групп признают свою роль в проблемах, связанных с дистанционным обучением, и осознанно выбирают соответствующие стратегии поведения, позволяющие снизить степень эмоционального выгорания.
Далее, в целом по всей выборке учителей третьим был определен фактор эмоциональное истощение и редукция личных достижений, опосредованных стажем работы при выраженной стратегии копинга положительная переоценка, а в остальных группах испытуемых учителей, различающихся по стажу работы, это факторы эмоциональное истощение, связанное со стажем работы, совладающее поведение по типу положительной переоценки и конфронтативный копинг.
Наконец, четвертым по всей выборке учителей был идентифицирован фактор стаж работы, определяющий готовность учителей к риску по изменению какой-либо профессиональной ситуации, а в остальных группах испытуемых, различающихся по стажу работы, это факторы редукция личных достижений, эмоциональное истощение, связанное со стажем работы, и совладающее поведение бегство-избегание, связанное со стажем работы.
Показатель стаж работы также вошел в структуры всех исследуемых групп. Можно заметить сходство в том, что в двух выборках испытуемых, в частности - со стажем работы до 5 лет и стажем от 5 до 15 лет, а также в целом по всей выборке стаж работы отразил прямую связь с показателем эмоциональное истощение. В этом случае можно предположить, что по мере роста стажа работы у учителей отмечается психоэмоциональное истощение как результат процесса исчерпания эмоциональных, физических и энергетических ресурсов.
В группе испытуемых учителей со стажем работы более 15 лет стаж работы отразил прямую связь с тактикой копинга бегство-избегание. В этом случае можно предположить, что чем больше стаж работы, тем чаще учителя этой группы прибегают к стратегии копинга бегство-избегание, при которой у учителей отмечается мысленное стремление и усилия, направленные на бегство, избегание или уход от проблемы.
Таким образом, решая практическую задачу исследования по выявлению и сравнению эмпирических структур эмоционального выгорания и копинг-стратегий в группах учителей, различающихся стажем профессиональной деятельности, было отмечено, что они имеют свою специфику, хотя отражают и некоторое сходство.
При решении задачи по определению устойчивых связей между показателями эмоционального выгорания и копинг-стратегиями в группах учителей с разным стажем профессиональной деятельности было обнаружено, что в факторных структурах испытуемых групп учителей (за исключением учителей со стажем более 15 лет) присутствует связь стажа работы и эмоционального истощения. С нарастанием стажа работы до 15 лет у учителей отмечается процесс исчерпания эмоциональных, физических и энергетических ресурсов. У учителей со стажем работы более 15 лет эмоционального истощения не наблюдается за счет стратегии копинга бегство-избегание.
Кроме того, обнаружена устойчивая связь в трех группах испытуемых между показателями планирование решения проблемы и деперсонализация, при которой личностное отдаление испытуемых связано с произвольными, специально предпринятыми проблемно-сфокусированными усилиями по изменению ситуации, включающими аналитический подход к решению проблемы. Остальные связи различны, что и отражает их специфику.
Перспективным направлением дальнейшего исследования может быть изучение эмоционального выгорания и копинг-стратегий с применением методик, диагностирующих особенности саморегуляции, или, как вариант, изучение эмоционального выгорания и стратегий копинга во взаимосвязи с характеристиками жизнестойкости как системы убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающей в себя также вовлеченность в происходящее.
Таким образом, многостороннее исследование копинг-стратегий расширит представления о формировании начального уровня развития симптомов эмоционального выгорания учителей и обеспечит базу для проведения профилактики и коррекции профессионального стресса у учителей. Оно позволит повысить качество взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, а также внутри педагогического коллектива, что будет способствовать увеличению продуктивности образовательной организации в новых условиях работы.
Список источников
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18.
2. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. № 5. С. 184-188.
3. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе [Электронный ресурс] // Московский психологический журнал. 2005. № 12. URL: http://magazine.mospsy.ru (дата обращения: 13.04.2021).
4. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.04.2021).
5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 34-56.
References
1. Antsyferova L.I. Lichnost' v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivanie, preobrazovanie situatsii i psikhologicheskaya zashchita [Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита]. Psikhologicheskii zhurnal. 1994, no. 1, pp. 3-18. (In Russ.).
2. Kryukova T.L. Psikhologiya sovladayushchego povedeniya: sovremennoe sostoyanie i psik-hologicheskie, sotsiokul'turnye perspektivy [Psychology of co-behavior: current state and psychological, sociocultural perspectives]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2013, no. 5, pp. 184-188. (In Russ.).
3. Malkina-Pykh I.G. Strategii povedeniya pri stresse [Stress Behavior Strategies]. Moskovskii psikhologicheskii zhurnal. 2005, no. 12. (In Russ.). Available at: http://magazine.mospsy.ru (accessed: 13.04.2021).
4. Rasskazova E.I., Gordeeva T.O. Koping-strategii v psikhologii stressa: podkhody, metody i perspektivy [Coping strategies in stress psychology: approaches, methods and perspectives]. Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2011, no. 3 (17). (In Russ.). Available at: http://psystudy.ru (accessed: 07.04.2021).
5. Formanyuk T.V. Sindrom «emotsional'nogo sgoraniya» uchitelya [Teacher's Emotional Combustion Syndrome]. Voprosy psikhologi. 1994, no. 6, pp. 34-56. (In Russ.).
Информация об авторах М. В. Третьякова - старший преподаватель кафедры «Психология и педагогика»,
Прикамский социальный институт.
Information about the authors M. V. Tretyakova - Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogy,
Prikamsky Social Institute.
Статья поступила в редакцию 10.09.2021; одобрена после рецензирования 24.09.2021; принята к публикации 24.09.2021.
The article was submitted 10.09.2021; approved after reviewing 24.09.2021; accepted for publication 24.09.2021.