КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Вачков Игорь Викторович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]
Вачкова Светлана Николаевна (Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, директор Института системных проектов, Московский городской педагогический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описаны результаты исследования 40 школьных педагогов в возрасте от 25 до 45 лет, у которых изучалась взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и видов используемых ими копинг-стратегий. Оказалось, что в случае преобладания конструктивных копинг-стратегий (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) уровень эмоционального выгорания у педагогов ниже, чем у их коллег.
Ключевые слова: педагоги, уровень эмоционального выгорания, копинг-стратегии.
COPING STRATEGIES AND THE LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS
Vachkov Igor Viktorovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Differential Psychology and Psychophysiology Department, Moscow State University of Psychology & Education. E-mail: [email protected]
Vichkova Svetlana Nikolaevna (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Institute of system projects, Moscow City University. E-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the results of a study of 40 school teachers aged 25 to 45 years. The correlation between the level of emotional burnout and the types of coping strategies used by them was studied. It turned out that in the case of the prevailing constructive coping strategies (cognitive, emotional, behavioral), the level of teachers' emotional burnout is lower than that of their colleagues.
Keywords: teachers, level of emotional burnout, coping strategy.
Введение
Многочисленные исследования показывают, что профессии категории «человек-человек» в большей степени подвержены воздействию феномена эмоционального выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд такого специалиста отличает весьма большая эмоциональная загруженность. В современной психологической науке накоплен большой массив данных относительно эмоциогенных факторов, являющихся негативными для личностного развития специалиста [5]. В особенности это касается педагогов.
Проблема эмоционального выгорания отражена в целом ряде исследований отечественных психологов [2-4; 6]. Были также проведены исследования, сравнивающие уровень эмоциональной устойчивости учителей и педагогов-психологов [1]. Зарубежная психологическая наука проблеме эмоционального выгорания уделяла много внимания. Нельзя не вспомнить известные исследования К. Маслач и М. Лейтера [7], В. Шауфели [8].
В то же время взаимосвязь используемых педагогами копинг-стратегий и их уровня эмоционального выгорания изучена явно недостаточно, несмотря на то, что такая взаимосвязь, очевидно, должна существовать. Таким образом, научная и практическая значимость проблемы эмоционального выгорания педагогов, во многом определяемого применяемыми способами совладающего поведения, и недостаточное понимание их взаимосвязи побуждают обратиться к исследованию этой проблемы.
Цель исследования — изучить взаимосвязь применяемых педагогами копинг-стратегий и уровня их эмоционального выгорания. Гипотеза исследования: в случае преобладания у педагогов конструктивных копинг-стратегий (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) уровень эмоционального выгорания у них будет более низким, чем у их коллег с
другими копинг-стратегиями. Выборка исследования. Испытуемыми стали 40 учителей-предметников, работающих в основной школе, в возрасте от 25 до 45 лет. Все женщины.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
— методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма;
— опросник эмоционального выгорания (К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
— методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко);
— опросник способов копинга (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптирован Л.И. Вассерма-ном и др.);
— Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой).
Статистический анализ был выполнен в программе 81аИ811еа 10.0.
Результаты и их обсуждение
Средние значения показателей эмоционального выгорания представлены на рисунке 1.
Данные свидетельствуют о том, что в исследуемой выборке эти показатели не столь высоки, как предполагалось. Только такие показатели, как «загнанность в клетку» (2,5 %), редукция профессиональных обязанностей (5 %) и эмоциональная отстраненность (5 %), демонстрируют высокий уровень. Но важно отметить, что у более половины педагогов симптом «загнанности в клетку» имеет средний уровень.
-^-зз--н-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рисунок 1. Средние значения показателей эмоционального выгорания 1 - Переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 - Неудовлетворенность собой; 3 - «Загнанность в клетку»; 4 - Тревога и депрессия; 5 - Неадекватность избирательного эмоционального реагирования; 6 - Эмоционально-нравственная дезориентация; 7 - Расширение сферы экономии эмоций; 8 - Редукция профессиональных обязанностей; 9 -Эмоциональный дефицит; 10 - Эмоциональная отстраненность; 11 - Личностная отстраненность; 12 - Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что фазы эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) ни у кого из испытуемых полностью не сформировались, что является еще одним позитивным признаком. Вместе с тем, исследование выявило, что в некоторых ситуациях у педагогов фиксируются сниженный эмоциональный тонус, аффективная лабильность и повышенный уровень психической истощаемо-сти. Кроме того, у 10 % учителей диагностируется редукция персональных достижений (рисунок 2).
В ходе исследования копинг-стратегий педагогов было обнаружено, что преобладающими у них оказались такие, как принятие ответственности (54,40 %), бегство—избегание (53,38 %), а также поиск социальной поддержки (50,33 %). Стратегии совладания с трудностями «конфронтация» и «дистанцирование» встречаются немного реже: по 48,68 %.
■ Низкий
$7,5% ■ Средний
Эмоциональное истощение
Высокий
Деперсонализация
Редукция персональных достижений
Рисунок 2. Уровни сформированности симптомов эмоционального выгорания
Однако самой редкой оказалась копинг-стратегия «положительная переоценка» (34,23 %). На основе результатов исследования проявления копинг-механизмов у педагогов можно утверждать, что они используют в основном относительно адаптивные (45 %) и адаптивные (42,5 %) когнитивные стратегии совладания. Иными словами, учителя ориентированы на проявление рационализации, проблемный анализ ситуации и умеют сохранять самообладание.
В отношении эмоциональных стратегий совладания можно говорить о преобладании относительно адаптивных стратегий (выявлены у 57,5 % испытуемых). Адаптивные стратегии применяют 30 % испытуемых. Что касается поведенческих стратегий, то у 45 % педагогов они имеют адаптивный характер, у 32,5 % — относительно адаптивный. Вместе с тем, именно по поведенческим стратегиям обнаруживается самый высокий процент неадаптивности — 22,5% (рисунок 3).
Мы предположили, что использование той или иной копинг-стратегии связано с уровнем жизнестойкости учителей. Результаты исследования показали, что большинство педагогов получают удовлетворение от собственной деятельности и не согласны с утверждением, что «жизнь проходит мимо». Об этом свидетельствует тот факт, что у 70 % испытуемых имеется средний уровень вовлеченности, а низкий уровень — у 30%.
Показатель контроля оказался средним у большинства испытуемых (77,5 %). У остальных, соответственно, низкий уровень. Высокого уровня не выявлено. Сходные значения обнаружены и по показателю принятия риска. При этом подавляющее большинство педагогов имеет средний уровень жизнестойкости (87,5 % испытуемых). Диагностика показала отсутствие высоких показателей.
Для проверки нашей гипотезы о том, что в случае преобладания у педагогов конструктивных копинг-стратегий (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) уровень эмоционального выгорания у них является более низким, чем у их коллег с другими копинг-стратегиями, был осуществлен корреляционный анализ с использованием
коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Неадаптивные Относительно адаптивные
Адаптивные
Когнитивные стратегии
Эмоциональные стратегии
Поведенческие стратегии
Рисунок 3. Проявление различных копинг-стратегий у педагогов
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о наличии взаимосвязи показателей копинг-стратегий и различных симптомов эмоционального выгорания.
Корреляция копинг-стратегии конфронтации и показателя проявления симптома выгорания «Неадекватность избирательного эмоционального реагирования» (г=0,46) ярко демонстрирует взаимосвязь эмоционального состояния учителя и способа разрешения им стрессовых ситуаций. Взаимосвязь многих показателей хорошо видна из таблицы и не требует особых комментариев.
Однако важно обратить внимание на то, что копинг-стратегия «Бегство-избегание» обладает наибольшим количеством значимых корреляций, например, с такими показателями симптомов выгорания, как эмоциональная отстраненность (г=0,54), чувство загнанности в клетку (г=0,39), редукция профессиональных обязанностей (г=0,39). Кроме того, обнаружена отрицательная корреляция между уровнем жизнестойкости педагогов и редукцией профессиональных обязанностей и эмоциональной отстраненностью.
Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Вопреки ожиданиям, опирающимся на уже проведенные исследования как отечественных, так и зарубежных специалистов, у большинства школьных учителей отсутствуют выраженные симптомы эмоционального выгорания; для них характерны средняя и низкая степени выгорания.
2. Большинство педагогов при совладании с трудностями используют конструктивные (относительно адаптивные и адаптивные) копинг-механизмы. Для них характерны такие стратегии, как поиск социальной поддержки, избегание, принятие ответственности.
Таблица 1 — Результаты корреляционного анализа показателей эмоционального выгорания, стратегий совладания и параметров жизнестойкости
Показатели эмоционального выгорания Стратегии совладающего поведения Параметры жизнестойкости
Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Бегство-избегание Планирование решения проблемы Когнитивные стратегии Эмоциональные стратегии Поведенческие стратегии Вовлеченность Контроль Жизнестойкость (обобщенный показатель)
Переживание психотравми-рующих обстоятельств 0,08 0,07 -0,11 -0,24 -0,02 -0,05 0,38* 0,16 -0,06 0,07 0,02
«Загнанность в клетку» -0,13 0,22 0,04 0,39* 0,10 -0,22 -0,19 -0,35* 0,04 -0,45* -0,31
Неадекватность избирательного эмоционального реагирования 0,46* -0,14 -0,27 -0,13 0,08 0,12 0,22 0,05 0,02 0,21 0,18
Эмоционально- нравственная дезориентация -0,08 0,25 0,05 0,02 -0,14 0,07 0,00 -0,04 0,13 -0,33 -0,10
Редукция профессиональных обязанностей -0,16 0,16 0,17 0,39* 0,02 -0,37 -0,17 -0,37 0,04 -0,47 -0,32*
Эмоциональный дефицит 0,01 -0,08 -0,02 -0,21 -0,32 -0,05 0,26 0,08 0,25 -0,08 0,07
Эмоциональная отстраненность 0,02 0,45* 0,11 0,54* 0,03 -0,06 -0,41* -0,41* -0,15 -0,34* -0,38*
Личностная отстраненность -0,29 0,20 0,39* 0,01 0,10 -0,36* 0,14 -0,26 -0,16 -0,05 -0,13
Психосоматические и психовегетативные нарушения -0,09 -0,02 0,01 0,20 -0,03 0,08 -0,28 -0,22 0,40* -0,17 0,07
Напряжение -0,08 0,28 -0,07 0,18 0,09 -0,10 -0,13 -0,29 0,17 -0,34* -0,15
Истощение -0,16 0,38* 0,26 0,40* -0,18 -0,24 -0,23 -0,49* 0,13 -0,36 -0,23
Редукция персональных достижений 0,04 -0,39* -0,03 -0,51* 0,00 0,19 0,31* 0,52* -0,20 0,29 0,05
Примечание. * — коэффициент корреляции значим на уровне р<0,05).
3. Большинство испытуемых, вошедших в выборку, имеют умеренный уровень жизнестойкости.
4. Результаты проведенного исследования позволяют считать доказанной гипотезу о том, что в случае преобладания у педагогов конструктивных копинг-стратегий
(когнитивных, эмоциональных, поведенческих) уровень эмоционального выгорания у них является более низким, чем у их коллег с другими копинг-стратегиями.
Литература
1. Ашихмина О.А., Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. — М.: Эконинформ, 2013. — 186 с.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.
3. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96—103.
4. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: автореф. дис. канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 2008. 34 с.
5. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
6. Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дисс. канд. психол. наук. — Саратов, 2008. 32 c.
7. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. — San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. — 186 p.
8. Schaufeli W.B. Burnout and reciprocity: Towards a dual-level social exchange model // Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations. 1996. Vol. 10, No 3. P. 225—237.
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ТИПОВЫЕ СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ1
Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна (Москва, Россия), аспирант, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: [email protected].
Аннотация. В статье представлено исследование стилей делового общения представителей разных профессиональных групп. В результате в каждой выборке выделено шесть стилей, которые можно распределить по следующему принципу: активная поведенческая стратегия соотносится с адаптивным стилем. Также рассмотрены четыре типа корпоративной культуры, которая выступает основной детерминантой в становлении и закреплении определенных стилей. Гипотеза исследования подтвердилась.
Ключевые слова: стили делового общения, активный стиль, адаптивный стиль, корпоративная культура, представители социономических профессий.
CORPORATE CULTURE AND TYPICAL STYLES OF BUSINESS COMMUNICATION OF PROFESSIONALS
Vilches-Nogerol Veronika Valeryevna (Moscow, Russia), Graduate student, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected].
Abstract. The article presents a research of stiles of business communication among different professional groups' representatives. As a result, six styles were identified in each sample, which can be distributed according to the following principle: active behavioral strategy links with adaptive style. Also considered four types of corporate culture, which is the main determinant in the formation and consolidation of certain styles. The hypothesis of the study was confirmed.
Key words: styles of business communication; active style; adaptive style; corporate culture; representatives of socionomic professions.
1 Поддержано грантом РФФИ № 19-013-00550: «Стили делового общения: пространство и стратегии взаимодействия, ресурсы успешности субъектов».