НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ РАЗДЕЛ
Эмоциональное выгорание, что делать?
Вишникина Е. С.1
1 - ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава
России г. Челябинск Email: [email protected]
Аннотация
В научно-популярной статье рассматриваются вопросы профилактики и борьбы с эмоциональным выгоранием, основанные на современных рекомендациях.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, деперсонализация, редукция личности, эмоциональное истощение, тревожность.
Актуальность. Эмоциональное выгорание - это растущее эмоциональное истощение, которому характерно полное или частичное эмоциональное отсутствие ответа на психовоздействующие факторы (определение МКБ10). Оно состоит из таких ключевых компонентов, как деперсонализация, эмоциональное истощение, тревожность, редукция профессиональной деятельности, о каждом хотелось бы сказать поподробнее.
Деперсонализация - это разрушение личности, чаще всего проявляющееся в не адекватной самокритике, тяжести общения с другими людьми, не желанием меняться и становится лучше.
Эмоциональное истощение - это отсутствие или снижение эмоциональных реакций на жизненные ситуации, нет радости и грусти, человеку безразлично все вокруг него.
Редукция профессиональной деятельности - это нарушение выполнения своих должностных навыков, допущение ошибок, невнимательность, нежелание работать. Тревожность- особенность, когда человек часто переживает сильную тревогу по относительно малым поводам или без повода.
Профессиональная деятельность медицинских работников напрямую связана с общением с другими людьми и постоянным эмоциональным стрессом, следовательно, риск эмоционального выгорания у них намного выше, чем у работников других профессий.
В исследовании 2023 года «Эмоциональное выгорание у медицинского персонала в соматическом стационаре» Давтян А.А., Вишникина Е.С., научный руководитель кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии Пономарева Инна Юрьевна, было
10
выяснено, что работа молодых врачей в возрасте 35 - 40 лет сопровождается повышенной тревожностью, Редукция профессионализма и падение общегоэнергетического тонуса, ослабление нервной системы выявлены у врачей вне зависимости от стажа. Уровень редукции находится на среднем уровне, т.е. несмотря на высокие эмоциональные затраты и высокие требования на работе, врачи не уменьшают объем обязанностей, успешно справляются с редукцией. Эмоциональное выгорание больше выражено у врачей, чем у врачей, совмещающих основную работу с преподаванием. Так как у них идёт смена обстановки, происходит снижение редукции, потому что специалист начинает принимать свою значимость (обучение будущих врачей). К сожалению, высокий уровень деперсонализации выявлен у молодых врачей со стажем до 15 лет, что может отрицательно сказываться на профессиональной деятельности, межличностных отношениях и на здоровье врачей.
Следовательно, можно сказать, что разработка методов борьбы с эмоциональным выгоранием у врачей актуальная тема.
Цель исследования - разработать методы профилактики и лечения эмоционального выгорания для врачей и студентов медицинских вузов.
Методы и материалы. метод исследования теоретический, основанный на изучении материалов статей и учебников по данной теме, анализ и синтез информации необходимой для достижения цели исследования, так же методы индукция, дедукция, контент-анализ и сопоставительный анализ. В качестве материала исследования были использованы публикации в научных журналах, в той или иной мере затрагивающие интересующую тему, а так же современные учебники по психологии.
Результаты и обсуждение. На основе материалов, изученных для раскрытия темы, можно выделить пять основных принципов профилактики и лечения эмоционального выгорания, которые можно использовать без привлечения специалистов в данной сфере.
Первое - расстановка приоритетов. У каждого человека есть определенные задачи и цели, как домашние, так и рабочие, часто их бывает настолько много, что не знаешь за какое дело взяться в первую очередь, а когда это все накапливается человек начинает раздражаться, тревожится, погружается в состояние стресса, которое выводит из равновесия, тут нам и поможет расстановка приоритетов. Необходимо расположить дела в таком порядке, чтобы сделать самое важное сейчас, а что-то менее важное отложить на потом, то есть составить план выполнения задач с ориентиром по времени.
Второе - отдых. Важно выделять время для полноценного отдыха. Доказано, что работоспособность увеличивается, если сон человека в день составляет 8 часов. Каждый наш день должен быть распланирован так, чтобы между решением рабочих и учебных задач был отдых. Причем в утреннее время (до 12 часов) мозг наиболее работоспособен, поэтому и время
11
отдыха меньше, например, если рабочий или учебный день начинается в 8:00 утра, можно сделать несколько перерывов по 10-15 минут каждые 45-60 минут, а в 12:00 сделать большой перерыв 45 минут на обед. После обеда работоспособность снижается, поэтому рекомендуется делать перерывы большей продолжительности, например, каждые 45 минут по 20-25 минут.
Так же важно, как мы проводим отдых, активно или просто лежа на диване и смотря телевизор. Рекомендуется проводить отдых активно со сменой деятельности, например, прогулки на улице, новые хобби (рисование, сбор алмазной мозайки, танцы и тд), занятия спортом, чтение книг, не связанных с темами работы и учебы (художественная литература). Так же, желательно, исключить использование смартфона во время вечернего отдыха (после работы и учебы), хотя бы за 2-3 часа до сна, в это время можно почитать книгу или заняться водными процедурами перед сном.
Третье - правильная расстановка личных границ. Каждый из нас должен знать себе цену, уважать и любить самого себя, это и проявляется в расстановке личных границ. Человек не должен делать то, что ему приносит дискомфорт, неприязнь и угнетает его. Так же мы не обязаны общаться с теми, кто нас не уважает, оскорбляет или общение с этим человеком вызывает у нас чувство тревоги, неприязнь и задевает наши чувства оскорбительными или неприятными высказываниями. Таким образом, вы должны правильно расставить личные границы то, есть высказать свое мнение относительно неприятных слов в свой адрес, ограничить общение с людьми, которые «неприятны» вам, или же можно разобраться, почему они так к вам относятся. Если же такие люди находятся с вами в одном коллективе, и вы не можете ограничить с ними общение совсем, рекомендуется, общаться с ними лишь на рабочие моменты и не переходить на личные темы, например, сказать, что на эту тему я с вами разговаривать не хочу.
Четвертое - разобраться в себе. Часто причиной развития эмоционального выгорания является внутренняя причина, то есть мы сами себя загоняем в такую ситуацию, что требуем намного больше, чем можем, например, синдром отличника или пытаемся выслужится перед начальством во вред себе и ущемлению своих собственных желаний. Поэтому, необходимо задать себе вопросы: «а для чего я это делаю?», «зачем мне это надо?», «хочу ли я это делать?», «могу ли я это сделать в комфортных для меня условиях?», таким образом, ответив на них вы сможете четко создать образ своей цели и двигаться к ней в вашем темпе, избегая чрезмерной нагрузки и стресса. Так же возможной причиной является микроклимат в семье, напряженная обстановка и постоянные ссоры дома приводят к тому, что дома мы не отдыхаем, находимся в постоянном стрессе, как дома, так и на работе. Поэтому, рекомендуется разобраться в причинах конфликтов дома, поговорить с родными и решить домашние проблемы.
Пятое - выйти из зоны комфорта. Каждый человек с определенным укладом жизни, который повторяется несколько лет неизменно изо дня в день, не представляет себя занятие другими видами деятельности, он замкнут в своем мире состоящем, например, из пятидневной рабочей недели и двух выходных или шестидневной учебной недели и одного выходного, для него выход за эту зону вызывает чувство неприязни, дискомфорт, раздражение. Но если вы сможете перебороть эту чувства и выйти из своей зоны комфорта, например, заняться новым хобби, завести новых друзей и знакомых, посетить новые места своего города или съездить отдохнуть туда, где никогда не были, вы сможете получить новые эмоции, впечатления, опыт и знания, разнообразить свою жизнь. Новые краски принесут удовлетворение и помогут справиться со стрессом и начинающимся эмоциональным выгоранием.
В заключение, хотелось бы добавить, что необходимо не забывать себя хвалить за достижения в работе или учебе, когда вы сами себя похвалите, чувство тревожности о том, что я мало сделал мог бы и больше, снизится. Например, если вы сдали экзамен можете порадовать себя десертом или походом в кино.
Выводы. Эмоциональное выгорание достаточно распространенное заболевание среди обучающихся медицинских вузов и врачей, что может сказываться на процессе обучения, а также на частоте врачебных ошибок.
Выполняя данные рекомендации в целях профилактики и лечения, можно достичь более высоких результатов, как в учебе, так и на работе, без вреда для психологического здоровья студентов и врачей.
Список использованных источников
1. Артюхова И. Ю., Бойко Е. В., Румянцева А. В. Методические материалы по психологической профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов медицинских организаций - Методическое пособие - 2019.- 47с.
2. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. — М.: Учитель, 2014. — 122 с.
3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. М.: — Статья, 1988. — 193 с.
4. Постнов В.В., Дереча В.А., Карпец В.В. Профилактика синдрома эмоционального сгорания у врачей психиатров-наркологов: Пособие для врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов. - Оренбург, 2003. - 194с.
5. Сборник 77-й межвузовской (XII Всероссийской) итоговой студенческой конференции с международным участием. 27 апреля 2023 года, г. Челябинск. - Челябинск : Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2023. - 110 с.
13
6. Смирнова О.Ю., Худяков А.В. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания О.Ю. Смирнова, канд. мед. наук, А.В. Худяков, проф. Ивановская государственная медицинская академия - 2011. - 5с.
7. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 256 с.
Проблемы современной отечественной урологии-андроглогии
Заварухин Н. Е.1
1 - ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава
России г. Челябинск Email: zavarukhin2001@mail. ru
Аннотация
В данной статье автор рассматривает: актуальные проблемы организации и оказания медицинской помощи мужчинам, связанной с их половым здоровьем и репродуктивной системой; формальное положение соответствующей специальности (урология-андрология) в системе здравоохранения РФ на данном этапе; перелом полового члена как одну из частых патологий, которая при несвоевременной или неправильно оказанной помощи приводит к нарушениям сексуальной и репродуктивной функции, а в дальнейшем и к психическим расстройствам.
Ключевые слова: урология, андрология, перелом полового члена, мужское здоровье, здравоохранение.
Актуальность. В российском здравоохранении в настоящее время существует достаточно разветвленная система медицинской помощи женщинам, страдающим заболеваниями органов половой сферы. Она включает сеть специализированных гинекологических стационаров, женских консультаций, центров планирования семьи. В большинстве городских поликлиник имеется штатный гинеколог. А при оказании стационарной помощи предусмотрена круглосуточная возможность экстренного вызова консультанта-гинеколога.
Между тем проблема мужского здоровья в России сегодня актуальна как никогда. В настоящее время наблюдается практически полное отсутствие систематизации медицинской помощи мужчинам, страдающим заболеваниями половых органов. Данный вопрос следует рассматривать на государственном уровне, поскольку вклад мужского полового здоровья
14