Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное выгорание / тревога / депрессия / деперсонализация / редукция профессиональных обязанностей. / emotional burnout / anxiety / depression / depersonalization / reduction in professional responsibilities.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М В. Тевосян, Н Галстян

В данной статье рассматривается проблема синдрома профессионального выгорания медицинских работников на примере сотрудников психиатрического учреждения. Представлены результаты исследования взаимосвязи компонентов синдрома профессионального выгорания; редукция профессиональной деятельности, эмоциональная отстраненность, деперсонализация с эмоциональными характеристиками – такими, как уровень тревоги, депрессии, и их влияния на уровень удовлетворенности жизнью. Исследование проведено в Национальном центре охраны психического здоровья. На основании результатов представлены предложения по профилактике отрицательных последствий, связанных с синдромом эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М В. Тевосян, Н Галстян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRELATION BETWEEN PROFESSIONAL BURNOUT AND THE EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF THE MEDICAL PERSONNEL OF PSYCHIATRIC INSTITUTIONS

The article studies the problem of professional burnout syndrome among medical workers using the example of the employees of a psychiatric institution. The results of a study of the correlation of the components of professional burnout syndrome are presented; reduction in the professional activity, emotional detachment, depersonalization, with emotional characteristics such as the level anxiety and depression and their impact on life satisfaction. The study was conducted at the National Center for Mental Health Care. Based on the results, proposals are presented for the prevention of negative consequences associated with burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-317-326

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

М.В. Тевосян, Н. Галстян

Российско-Армянский (Славянский) университет Национальный центр охраны психического здоровья

[email protected], [email protected] АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема синдрома профессионального выгорания медицинских работников на примере сотрудников психиатрического учреждения. Представлены результаты исследования взаимосвязи компонентов синдрома профессионального выгорания; редукция профессиональной деятельности, эмоциональная отстраненность, деперсонализация с эмоциональными характеристиками - такими, как уровень тревоги, депрессии, и их влияния на уровень удовлетворенности жизнью. Исследование проведено в Национальном центре охраны психического здоровья. На основании результатов представлены предложения по профилактике отрицательных последствий, связанных с синдромом эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, тревога, депрессия, деперсонализация, редукция профессиональных обязанностей.

Синдром эмоционального выгорания в сфере медицины, в частности психиатрии, на сегодняшний день остается одной из самых актуальных проблем современной психологии, что подтверждается социально-экономическими реалиями общества. Пандемия «COVID-19», начавшаяся в 2019г. и длившаяся очень долго, нарушила порядок нашей повседневной жизни, способствовала развитию кризисов в области экономики, образова-

ния, политики и здравоохранения. Все это, безусловно, вызвало несравнимый стресс на фоне самоизоляции, ограничений, которых раньше не было, перехода почти половины населения земного шара на дистанционное обучение и режим работы; постоянного страха как за жизнь и здоровье своих близких и родных людей, так и за свое собственное благополучие, что, в свою очередь, и привело к формированию у значительного числа, казалось бы, здоровых людей различных негативных психических состояний.

В это непростое время именно медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску возникновения данного психологического состояния. Дополнительные проблемы, с которыми столкнулся медицинский персонал, способствовали многократному увеличению нагрузки на специалистов-медиков, что, в свою очередь, увеличило восприимчивость к стрессовым ситуациям.

Актуальность темы непосредственным образом связана не только с пандемией, захватившей весь мир, но и, в частности, с масштабными событиями, происходящими в армянской действительности в 2020г. Пожалуй, даже все тяготы жизни в условиях пандемии нескольких прошедших лет не смогут сравниться с теми ужасами, которые принесла с собой Вторая карабахская война.

Успешность профессиональной деятельности в медицине во многом определяется личностными характеристиками специалиста, уровнем его адаптивности, отношением к своей работе. Принципиально важным средством формирования профессиональной компетентности специалиста в медицине является степень владения им психологическими знаниями, умение использовать их в межличностном общении с пациентами, коллегами, руководством, а также для успешного разрешения внутриличностных проблем. В противном случае, длительное воздействие профессиональных и личностных стресс-факторов приводит к возникновению у медицинских работников «синдрома выгорания» [4].

Другими словами, постоянное соприкосновение медицинского персонала психиатрического учреждения с душевным состоянием больных нередко приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению, потребности отгородиться или отстраниться от пациентов.

Таким образом, тема нашей исследовательской работы актуальна ещё и потому, что выгорание негативно сказывается не только на психическом

и физическом здоровье медицинских работников, но и на их эффективности в профессиональной деятельности, ведь страдающий синдромом эмоционального выгорания сотрудник чаще всего уходит, будучи не в силах справиться со своим психологическим состоянием. Хотелось бы отметить, что, к сожалению, в настоящее время эта проблема очень широко распространена, но в то же время мало изучена в нашей стране.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи эмоциональных, личностных особенностей с выраженностью синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала психиатрического учреждения и выработка системы профилактики отрицательных проявлений, которые связаны с синдромом эмоционального выгорания.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в формировании и степени выраженности различных компонентов эмоционального выгорания медицинского персонала психиатрического учреждения существенную роль играют такие эмоциональные характеристики, как уровень тревожности, депрессии и удовлетворенности жизнью.

Частные гипотезы:

1. Существует взаимосвязь между уровнем тревоги и такими компонентами эмоционального выгорания, как редукция профессиональной деятельности, эмоциональная отстраненность и деперсонализация.

2. Эмоциональное выгорание, высокий уровень тревоги и депрессии приводят к снижению удовлетворенности жизнью.

Методы исследования. Теоретический анализ психологических концепций и эмпирических исследований. Психологические методы: беседа, наблюдение, тестирование. Методы количественной, качественной и мате-матико-статистической обработки данных. Все полученные результаты обработаны с помощью компьютерных программ SPSS.

Для эмпирического исследования использовался следующий диагностический комплекс методик: Диагностика уровня эмоционального «выгорания» В.В. Бойко (в модификации Е. Ильина); Диагностика профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой для медицинских работников; Шкала депрессии Цунга; Шкала тревоги Бека; Шкала «Удовлетворенность жизнью» (ВОЗ).

Выборку эмпирического исследования составили 40 человек из числа медицинского персонала Национального центра охраны психического

здоровья г. Ереван (Министерство здравоохранения РА). Было исследовано 15 врачей, 15 медсестер и 10 сотрудников младшего медицинского персонала. Возраст исследуемых составил от 28-63 лет, а их стаж работы - от 238 лет.

Анализ результатов исследования

Согласно результатам нашего исследования, «Выгорание» на стадии формирования либо сформировалось у 47.5% исследуемых по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» и у 50% по методике «Диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон».

Данные по трем основным симптомам «Выгорания»: «Деперсонализация», «Эмоциональное истощение и отстраненность», «Редукция профессиональных обязанностей», так же практически совпали, что говорит о ва-лидности результатов (См. Диаграмма 1). Это довольно высокий показатель.

Диаграмма 1. Сравнительные результаты исследования по методикам «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» и «Диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон».

¡ИДИ

Деперсонализация Эмоциональная Редукция проф.

Из 40 респондентов у 5% была выявлена легкая депрессия ситуативного или невротического генеза или сниженное настроение. У 95% респондентов методика не выявила депрессии или сниженного настроения. У 3% 320

респондентов был выявлен очень высокий уровень тревоги, 12% респондентов имели средний уровень тревоги, 35% респондентов имели незначительный уровень тревоги, у 50% респондентов тревожность на минимальном уровне или отсутствует.

Принимая во внимание, что повышенный уровень тревожности сопровождается различными видами страхов фобий и часто становится показателем неблагополучного развития и функционирования личности, тревожность как ресурс адаптивного поведения личности может быть недооценена. Поэтому низкий уровень тревожности может сигнализировать о психологическом неблагополучии. Тревога, как важная стадия адаптации организма в условиях стресса, может играть охранительную и мотивацион-ную роль, сопоставима с болью. Тревога может не только стимулировать активность, побуждать к целенаправленным интенсивным действиям, но и способствовать замещению недостаточно адаптивных поведенческих форм на более адаптивные.

Отсутствие тревожности может снизить активность, что приводит к редукции обязанностей, что подтверждается результатами, полученными по методикам К. Маслач и В. Бойко (67.5% и 72.5% редукции).

Эмоциональная нагрузка у специалистов, работающих с людьми, колоссальна. Пациенты, их родные, посетители всегда ждут эмпатии, поддержки и доброжелательного отношения от врачей и сотрудников медицинских учреждений. Высокий процент респондентов с деперсонализацией, эмоциональной отстраненностью и истощением говорит о нарушении в эмоциональной сфере респондентов. Эти симптомы характеризуются эмоциональной холодностью, отстранением, снижением эмпатии, равнодушием, циничностью, грубостью.

Согласно результатам по шкале удовлетворенности жизнью, 37% респондентов имеют низкую удовлетворенность жизнью. Это достаточно высокий результат, и он сопоставим с результатами, полученными по уровню «Выгорания».

Подсчет корреляционных связей был произведен по программе SPSS методом ранговой корреляции Спирмена. Был проведен анализ взаимосвязей между всеми шкалами и показаниями проведенных методик. Корреляционная связь принимается, если уровень значимости больше 0.05 (*p<0.05).

Больше всего корреляционных связей было выявлено со шкалой удовлетворенностью жизнью ВОЗ. Отрицательная корреляционная связь была установлена между показателем «Удовлетворенность жизнью ВОЗ» и пятью показателями: «Редукция профессиональных обязанностей» (г= -0.425 ** р<0.01), «Деперсонализация» (г=- 549 ** р<0.01), «Выгорание» (г= -0.485 ** р<0.01), уровнем тревожности (г=0.377 а * р<0.05) и депрессии (г=- 575 а ** р<0.01).

Положительная связь (г=0.467 а ** р<0.01) между показателем «Деперсонализация» и показателем уровня тревоги может говорить о том, что, чем выше уровень тревоги у сотрудника, тем более холодно, отстраненно и, порой даже цинично он будет строить свои взаимоотношения как с коллегами, так и с пациентами. И наоборот, если уровень тревоги будет низким либо незначительным, тем более теплыми и эмоциональными будут отношения.

Положительная связь (г= 0.474 а ** р<0.01) была установлена и между показателем «Выгорание» и уровнем тревоги. То есть, чем выше тревожность, тем быстрее идет «выгорание» и наоборот.

Положительная связь (г=0.336 а * р<0.05), была выявлена между показателями «Редукция профессиональных обязанностей» (Бойко) и уровнем тревоги.

«Редукция», как термин, означает сокращение своего вовлечения в работу, упрощение, избегание. В профессиональной деятельности, когда предполагается широкое и постоянное общение с людьми, редукция проявляет себя в попытках сократить, облегчить либо свести к минимуму обязанности, которые требуют эмоциональных и физических затрат. Появление этого симптома сопровождается частыми опозданиями, частыми заболеваниями, отлыниваем от обязанностей и т. п. Появлению этого симптома обычно предшествует истощение, которое характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы в целом. Человек быстрее устаёт и утомляется физически и морально.

Положительная связь (г=0.396 а * р<0.05) между «Эмоциональная отстраненность» (Бойко) и уровнем тревоги. Выраженный симптом эмоциональной отстраненности характеризуется тем, что личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «Выгорания» [1].

Этот симптом говорит о профессиональной деформации и может нанести ущерб как партнёрам по работе, так и пациентам. Особенно опасна демонстративная форма симптома, когда профессионал всем своим видом демонстрирует неприязнь и безразличие к людям. Симптом «эмоциональная отстраненность» и симптом «деперсонализация» очень схожи по своим проявлениям. В трехфакторной модели синдрома «выгорания» К. Маслач и С. Джексона, указывается на то, что «выгорание» - это реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [3].

Эмоциональное истощение проявляется в ухудшении здоровья, физического самочувствия, нервном напряжении. Эмоциональные ресурсы человека заканчиваются, он больше не способен давать адекватную эмоциональную реакцию при взаимодействии с коллегами и пациентами.

Положительная корреляционная связь (г=0.377 а * р<0.05) обнаружена между показателями «Деперсонализация» и уровнем депрессии (Цунг).

Выражается депрессия, в первую очередь, хронической усталостью, сниженным настроением, раздражительностью, потерей интереса ко всему, что раньше радовало, неспособностью получать удовольствие (ангедония). Переживание депрессии может включать в себя следующие фундаментальные эмоции: печаль (основная эмоция), презрение, гнев, страх, отвращение, смущение. Кэррол Изард (американский специалист в области психологии эмоций) считает, что гнев, презрение, отвращение человек чувствует, как по отношению к себе, так и к другим [2]. При деперсонализации, как уже говорилось выше, человек относится к другим людям как бы с презрением, цинично, как к «вещам» или неодушевлённым предметам.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что частная гипотеза, согласно которой существует взаимосвязь между уровнем тревоги и компонентами эмоционального выгорания, подтверждена. Мы так же подтвердили, что эмоциональное выгорание, высокий уровень тревоги и депрессии приводят к снижению удовлетворенности жизнью. Следовательно, генеральная гипотеза, согласно которой в формировании и степени выраженности различных компонентов эмоционального выгорания медицинского персонала психиатрического учреждения существенную роль играют такие эмоциональные характеристики, как уровень тревожности, депрессии и удовлетворенности жизнью, так же нашла свое подтверждение.

Полученные результаты свидетельствуют о важности формирования превентивных мер по отношению к возможности развития синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников «Национального центра охраны психического здоровья», из которых к важным можно отнести повышение психологической компетентности медицинского персонала.

Согласно положениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [5: 114].

Если опираться на данное определение, можно сказать, что человек, который имеет в той или иной мере «выгорание» - «нездоровый человек». Предупредить болезнь всегда легче, чем её лечить, поэтому крайне важны меры, направленные на профилактику профессионального «выгорания».

Целью психологической профилактики синдрома «выгорания» может стать изменение поведения медицинских работников, при котором они смогут жить эффективнее, получать удовлетворение от работы, повысить удовлетворённость жизнью в целом. «Идеальная» модель профилактических программ представлена в работах К. Маслач. Автор утверждает, что «...ни изменение рабочей среды, ни изменение людей не будет достаточным само по себе для предотвращения выгорания. Необходимы индивидуально- и организационно-ориентированные программы. Наиболее эффективная модель вмешательства должна включать в себя организационные инновации с индивидуально-ориентированными программами обучения» [6].

Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению профессионального «Выгорания» осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, релаксационных занятий. Продуктивными средствами профилактики синдрома «выгорания» являются психологические тренинги личностного роста, самореализации, управления эмоциями и др. Наибольшим эвристическим потенциалом в решении вопросов профилактики профессионального «выгорания» обладают ресурсный и комбинированный подходы. Работу по профилактике синдрома можно условно разделить на два блока: профессионально-организационный и профилактический. Ответственность за реализацию первого блока возлагается на руководство, второго - на психолога.

Профилактику следует начинать уже на этапе подбора специалистов на должность. Предполагается проведение анкетирования, тестирования,

интервьюирования, опроса и др. Такая диагностика может выявить предрасположенность к профессиональному «выгоранию», выявить кандидатов с низким уровнем развития профессионально важных психологических качеств личности.

Во-вторых, нужно обеспечить профессиональное сопровождение молодых сотрудников. Это может быть «наставник» из более опытных работников. Такой подход обеспечит более быструю адаптацию нового сотрудника, а также позволит «наставнику» ощутить свою значимость.

Немаловажную роль играет система поощрений для персонала. Это может быть объявление благодарности устно или в приказе, предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску, премии, звания «лучший санитар (медсестра, доктор) месяца», поздравления с праздниками, днями рождений и т.д. Внимание и положительная оценка со стороны руководства является стимулирующим фактором и поддерживает самооценку сотрудников.

Организация и проведение неформальных мероприятий (праздников, корпоративов и др.), очень способствует расслаблению после трудового дня, получению эмоциональной поддержки со стороны коллег, способствует сближению коллектива и формированию понятия «Мы». Ответственность за организацию и проведение мероприятий возлагается на заведующих отделений с учетом пожеланий сотрудников.

Профилактический блок (планируется на каждый год). Ответственность за этот блок возлагается на штатного психолога.

Во-первых, следует организовать так называемую «сенсорную комнату» для проведения семинаров, индивидуальных консультаций работников, кроме того, комната может использоваться для коротких перерывов во время рабочего дня.

Во-вторых, включить в программу занятия по информированию медицинского персонала о симптомах, особенностях и профилактике синдрома «выгорания». Информирование может проводиться в форме лекций, семинаров, тренингов, информационных буклетов и памяток.

В-четвертых, предусматривается оказание индивидуальной помощи сотрудникам. Индивидуальные беседы проводятся только по желанию и запросу сотрудника, план разрабатывает и осуществляет штатный психолог.

В-пятых, проведение тренингов различной тематики, которые будут направлены на формирование ресурсов противодействия синдрому.

Тренинги должны включать в себя элементы релаксации, снятия мышечного и эмоционального напряжения, утомления и т.д.

Тренинги, либо групповые занятия, проводятся два раза в месяц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: «Питер», 2015. 278с.

2. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. СПб.: «Питер», 2010. СС. 119.

3. Маслач К., Джексон С.Е. Модели выгорания среди национальной выборки работников общественного контакта // Журнал управления здравоохранением и человеческими ресурсами. 2016. № 7. СС. 189-212.

4. Сергеева Л. С. Синдром профессионального выгорания; психотерапия и профилактика [Текст] Л.С. Сергеева. СПб.: СПбМА-ПО, 2006. 18с.

5. Яркина О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки // «Вестник» ТГУ. 2008. № 3.

6. Maslach C., LeiterM. Prevention burnoutand building engagement. San-Francisco, CA: Jossey-Buss, 2000. С. 197.

THE CORRELATION BETWEEN PROFESSIONAL BURNOUT AND THE EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF THE MEDICAL PERSONNEL OF PSYCHIATRIC INSTITUTIONS

M. Tevosyan, N. Galstyan

Russian-Armenian (Slavonic) University National Center for Mental Health Care

ABSTRACT

The article studies the problem of professional burnout syndrome among medical workers using the example of the employees of a psychiatric institution. The results of a study of the correlation of the components of professional burnout syndrome are presented; reduction in the professional activity, emotional detachment, depersonalization, with emotional characteristics such as the level anxiety and depression and their impact on life satisfaction. The study was conducted at the National Center for Mental Health Care. Based on the results, proposals are presented for the prevention of negative consequences associated with burnout syndrome.

Keywords: emotional burnout, anxiety, depression, depersonalization, reduction in professional responsibilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.