— Психология —
УДК 159.923.2 А. Е. Борисова
эмоциональное восприятие матери себя как женщины и ее отношение к своему ребенку
Рассмотрена связь эмоционального восприятия матери себя как женщины и ее отношения к своему ребенку в контексте материнско-детского взаимодействия, ее возрастная динамика. Установлено, что до 45 лет мать, воспринимающая себя как женщину, стремится к контролю над ребенком и непоследовательна в отношении с ним. После 45 лет женщины чаще соответствуют принятым в нашем обществе представлениям о хороших матерях как принимающих, последовательных и адекватно контролирующих.
Ключевые слова: женская идентичность, материнская идентичность, аффективный компонент полоролевой идентичности, материнско-детские отношения, характеристики взаимодействия.
Идентичность женщины включает в себя две составляющие: сексуальную и материнскую, но в психологических исследованиях материнская составляющая обычно не рассматривается в контексте полоролевой идентичности, вследствие чего в данном аспекте изучена мало. При этом с точки зрения принятия своей половой роли и качества ее реализации аффективный компонент полоролевой идентичности, как эмоциональное отношение личности к своей гендерной принадлежности [1], является наиболее значимым.
Мы предположили, что эмоциональное восприятие матери себя как женщины связано с ее отношением к своему ребенку младшего школьного возраста, что и стало целью нашего исследования.
Испытуемыми выступили 47 женщин, имеющие детей в возрасте от 7 до 11 лет (младшие школьники).
Для изучения возрастных особенностей данной связи группа матерей была разделена на четыре возрастные группы: 27-32 года; 33-39 лет; 40-45 лет; 46-50 лет. В основе такого деления лежат нормативные задачи развития и особенности эмоционального восприятия себя как женщины [1].
Возрастная структура группы испытуемых следующая: 27-32 года —19%, 33-39 лет - 51%, 40-45 лет - 19%, 46-50 лет - 11%, т. е. основным контингентом испытуемых (70%) являются женщины до 40 лет.
Для определения типа аффективного компонента полоролевой идентичности была использована психосемантическая методика Е. М. Ижвановой [2]. Испытуе-
БОРИСОВА Анна Егоровна - аспирант кафедры психологии развития и акмеологии Московского гуманитарного университета (МосГУ).
E-mail: [email protected].
мому дается задание заполнить таблицу (табл. 1): «Подберите ассоциации к каждому из образов: Я, Мужчина, Женщина, Ребенок с помощью понятий «травянистое растение, дерево и т. п.». Я: лилия, липа, и т. п. Мужчина: кактус, кипарис, и т. п. Заполните все строки и столбцы таблицы».
Образы Я, Мужчина, Женщина и Ребенок каждого испытуемого обрабатываются с помощью «Диатона» для получения характеристик звуко-цветовых ассоциаций в виде названия цвета и его количественной характеристики в относительных единицах, например: Я: красный -2,4; зеленый - 1; коричневый - 0,5.
Затем определяются область полового самосознания, степень дифференциации полоролевых нормативов и наличие недифференцированных тенденций. На основании этих трех параметров определяется тип аффективной составляющей полоролевой идентичности: адекватный (фемининный), неадекватный (маскулинный, андрогин-ный и недифференцированный) [2].
Характер распределения аффективного компонента полоролевой идентичности в группе испытуемых представлен в табл. 2.
Как видно из табл. 2, большинство испытуемых имеют адекватный аффективный компонент полоролевой идентичности.
Особенности взаимодействия матери с собственным ребенком изучались с помощью опросника И. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР). Шкалы опросника ВРР дают возможность определить следующие характеристики взаимодействия матери с ребенком: 1) нетребовательность - требовательность, 2) мягкость - строгость, 3) автономность - контроль, 4) эмоциональная дистанция - близость, 5) отвержение - при-
Таблица 1
Психосемантическая методика
Образ/ понятие Травянистое растение Дерево Животное Музыкальный инструмент Геометрическая фигура Сказочный персонаж Амплуа артиста цирка
Я
Мужчина
Женщина
Ребенок
Таблица 2
Характер аффективного компонента полоролевой идентичности в группе испытуемых
адекватная неадекватная
74% 26%
нятие, 6) отсутствие сотрудничества - сотрудничество, 7) тревожность за ребенка, 8) непоследовательность -последовательность, 9) воспитательная конфронтация -воспитательное согласие в семье, 10) удовлетворенность отношениями с ребенком [3].
Были рассчитаны коэффициенты Спирмена с помощью пакета STATISTICA 7.0. Анализ показал, что существуют корреляционные связи не ниже умеренных аффективного компонента полоролевой идентичности:
- для возрастной группы от 27 до 32 лет: с контролем (г=0,73), принятием (г=-0,52), сотрудничеством (1=-0,47) и последовательностью (г=-0,42);
- для возрастной группы от 33 до 39 лет: с требовательностью (г=-0,32), контролем (г=-0,42), сотрудничеством (г=-0,48) и удовлетворенностью отношениями (г=-
0,45);
- для возрастной группы от 40 до 45 лет: с близостью (г=0,57), принятием (г=-0,53), сотрудничеством (г=0,31) и последовательностью (г=-0,35);
- для возрастной группы от 46 до 50 лет: с контролем (г=0,30), принятием (г=0,59), последовательностью (г=0,87).
Как видно из результатов, чем адекватнее матери 2732 лет воспринимают себя как женщин, тем они больше контролируют своих детей, хуже принимают их, меньше с ними сотрудничают и менее последовательны в их воспитании. Возможно, это связано с тем, что в возрасте 2732 года матери аффективно предпочитают реализацию женских функций, связанных с ролями жен или любовниц, но не матерей [2].
Чем адекватнее 33-39 летние матери воспринимают
себя как женщин, тем они менее требовательные и контролирующие, меньше ориентированы на сотрудничество с детьми и удовлетворены своими отношениями с ними.
Таким образом, матерей 33-39 лет, как и самых молодых в нашей выборке, нельзя назвать хорошими матерями. Возможно, это связано с тем, что женщины в данном возрасте, с одной стороны, реализуеют себя, как матери, с другой стороны, занимаются профессиональной самореализацией [2], и для многих современных женщин не материнство, а карьера по значимости стоит на первом месте [4].
чем адекватнее матери 40-45 лет воспринимают себя как женщин, тем они более близки с детьми, больше с ними сотрудничают, при этом они хуже их принимают и менее последовательны.
Возрастная группа 40-45 лет - это период кризиса середины жизни, вследствие чего в большей степени внимание женщины сконцентрированы на преодолении данного кризиса, что, возможно, и объясняет необходимость в близости и сотрудничестве с детьми, несмотря на свою непоследовательность. Непринятие детей можно объяснить не тем, что они их не принимают, а скорее воспринимают их не как детей, а как поддержку.
Чем адекватнее матери 46-50 лет воспринимают себя как женщин, тем больше принимают своих детей, контролируют их и последовательны, т.е. соответствуют представлениям о хороших матерях. Возможно, это связано с тем, что возраст 46-50 лет - возраст принятия новой роли, роли бабушки, которая обуславливает особенности материнского отношения к своему ребенку: принимающее, последовательное, адекватно контролирующее.
Таким образом, эмоциональное восприятие матерей себя как женщин связано с их отношением к своим детям.
В результате проведенного исследования нами были обнаружены следующие возрастные особенности связи материнского отношения к своему ребенку младшего школьного возраста с эмоциональным восприятием себя как женщины:
а) чем больше женщина 27-32 лет воспринимает себя
как женщину, тем больше в отношении к ребенку она ориентируется на контроль и меньше - на сотрудничество и последовательность;
б) чем больше женщина 33-39 лет ощущает себя женщиной, тем меньше она требовательна к ребенку, меньше контролирует его, сотрудничает и удовлетворена своими отношениями с ним;
в) адекватное восприятие себя женщинами у 40-45летних матерей прямо связано с близостью и сотрудничеством с ребенком, при этом они их хуже принимают и менее последовательны в отношении;
г) для 46-50-летних матерей эмоциональное принятие себя как женщин связано с принятием своих детей, контролем и последовательностью в отношении с ними.
Таким образом, до 45 лет мать, воспринимающая себя как женщину, стремится к контролю над ребенком и непоследовательна в отношении с ним. После 45 лет женщины чаще соответствуют принятым в нашем обществе представлениям о хороших матерях как принимающих,
последовательных и адекватно контролирующих.
Л и т е р а т у р а
1. Ижванова Е.М., Карабанова О.А. Проблемы гендерной идентичности в России // Психотерапия. 2006. №7. С. 26-31.
2. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте / Дис. ... канд. пси-хол. наук. М, 2004. 161 с.
3. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2006. 432 с.
4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 736 с.
A. E. Borisova
Emotional perception of mother of herself as women and her relation with own child
In the article the author considers link between emotional perception of mother of herself as women and her relation with own child in a context of mother-child interaction, age dynamics of this link. It is established that till 45 years mother perceiving herself as the woman, aspires to control her child and is inconsistent in the relation with him. After 45 years women correspond to the representations accepted in our society about good mothers as accepting, consecutive and adequately supervising is more often.
Key words: female identity, parent identity, affective component of female identity, mother-child relations, relation characteristics.